Главная » Звезды » Карта готовности ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе

Карта готовности ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Данная диагностика адресована логопедам, психологам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.

Диагностика составлена для работы с детьми 6-7 лет и учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Обследование является первичным и осуществляется с письменного согласия родителей или лиц их заменяющих.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является: создание модели взаимодействия в процессе диагностической и коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов дает тот объем сведений, который позволяет оценить отклонения в состоянии ребенка, выстроить иерархию выявленных нарушений в когнитивной, речевой, личностной сфере, сделать общее заключение и определить направления, пути и методы психолого-логопедической помощи. По итогам диагностического обследования специалистами планируются коррекционно-развивающие занятия в рамках рабочих программ.

Преимущества комплексной диагностики по сравнению с отдельными консультациями специалистов:

  • методики подобраны таким образом, чтобы дать максимум полезной информации. Они дополняют друг друга и не содержат повторяющихся элементов;
  • во время проведения обследования одним специалистом второй наблюдает за процессом и отмечает особенности выполнения ребёнком заданий (скорость, реакции на критику, принятие помощи, доступность контакту и т. п.).

Все это дополняет результаты диагностики и позволяет представить наиболее полную картину.

Перед началом обследования педагог-психолог и учитель-логопед выступают на собрании родителей будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, а так же, возрастной психологии. В ходе собрания родителям предлагается анкета, направленная на выявление особенностей семейного воспитания и степени готовности родителей к участию в диагностическом и коррекционном процессе Приложение № 1.doc

По окончании собрания родителям выдаются памятки.

Цель диагностики: выявление уровня готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Задачи:

  • создание эффективной системы взаимодействия в работе специалистов (психолог/логопед) для синхронной диагностики и коррекции познавательного, речевого и личностного развития детей, позволяющих им успешно освоиться с ролью ученика;
  • содействие развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
  • создание перечня рекомендаций для родителей по результатам обследования.

Ожидаемые результаты

  • Личностные: выявление уровня развития эмоционально-волевой и познавательной сфер, психических функций, коммуникативных навыков, умений соблюдать инструкцию.
  • Метапредметные : выявление уровня развития умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Предметные : диагностика уровня школьной зрелости и оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
Используемые методики и упражнения Цели Форма проведения
1. Методика “Лесенка”.

2. Сказка “Школа для животных”.

3.Упражнения по развитию языкового анализа на уровне слова и предложения.

Выявление:

Личностных УУД;

Мотивации к обучению;

Умение определять количество слогов в слове и слов в предложении.

Групповая

(8 - 10 детей)

Психолог

1. Тест школьной зрелости Керна-Йирасика (“Рисунок человека”, копирование фразы, срисовывание точек).

2. Упражнения по развитию языкового анализа на уровне слова.

- Определение уровня школьной зрелости;

Выявление уровня развития мелкой моторики;

Умение определять место звука в слове;

Умение определять количество звуков в слове;

Подгрупповая

(3 - 5 детей)

Психолог

1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) тестовая беседа, С. А. Банков.

2. “Четвёртый лишний”.

3. Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой.

- Выявление уровня психосоциальной зрелости.

Выявление способностей детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.

Выявление особенностей речевого развития у дошкольников.

Индивидуальная

Проводят одновременно оба специалиста.

Презентация.ppt

Логопедическое обследование в группе (Приложение № 4)

Исследование навыков языкового анализа на уровне слова и предложения.

Инструкция 1: Определи, сколько частей в слове, и нарисуй линии под картинкой.

Образец: ____ , ____ ____ , ____ ____ ____

Инструкция 2: Определите количество слов в предложении, и нарисуй линии под картинкой.

Дружные дети слепили снеговика. Ваня лепил снеговика.

Образец: ____ ____ ____ .

Логопедическое обследование в подгруппе. Приложение №4.doc

Исследование навыков языкового анализа на уровне слова.

Инструкция 1: Определите место звука [К] и закрасьте, синим карандашом прямоугольник (начало, середина, конец слова). Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.

Инструкция 2: Определите место звука [А] и закрасьте красным карандашом прямоугольник (начало, середина, конец слова).

Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.

Инструкция 3: Нарисуйте простым карандашом столько кружков, сколько звуков в названиях картинок.

Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.

Индивидуальное логопедическое обследование.

Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.).

Методика включает четыре серии.

Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:

Проверка фонематического восприятия;

Исследования состояния артикуляционной моторики (Слайд № 4).

Исследование звукопроизношения (Слайд № 5 - 14).

Проверка сформированности звуко - слоговой структуры слова (Слайд № 15).

Серия 2 – Исследование словаря и навыков словообразования (Слайд № 16 – 19).

Серия 3 – Исследование грамматического строя речи (Слайд № 20 – 21).

Серия 4 – Исследование связной речи (Слайд 22).

Исследование связной речи.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция : посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Пересказ прослушанного текста.

Инструкция : сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Результаты исследования трёх занятий фиксируются в протоколе обследования Приложение № 5.doc Индивидуальное обследование проводится с использованием презентации Power Point. В презентации присутствует скрытый файл с таблицей для заполнения результатов обследования устной речи.

Психологическое обследование в группе.

1. Исследование мотивации к обучению. Сказка “Школа для животных”.

Проводится в групповой форме. У каждого ребенка на столе протокол обследования № 1, набор цветных карандашей (синий, коричневый, жёлтый, розовый, черный). Приложение № 6.doc

Инструкция 1: Сейчас я прочту вам сказку, слушайте внимательно.

По окончании прослушивания, ребята должны определить, на какого животного они больше похожи. Приложение № 7.doc

Инструкция 2: Выберите, кто вам больше симпатичен из этих учеников. Каждый ученик имеет свой цвет: лошадка – синий, медвежонок – коричневый, белочка – желтый, котенок – розовый, зайчик – черный.

А теперь возьмите карандаш того цвета, который соответствует выбранному вами герою на листочке и закрасьте кружок в нижнем левом углу листа.

2. Исследование самооценки. Методика “Лесенка”.

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. На классной доске нарисована лесенка.

Инструкция : Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок”.

Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего: ступенька 1 – завышенная самооценка. Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. Ступенька 4 – заниженная самооценка Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.

Психологическое обследование в подгруппе.

1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика.

Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Тест состоит из 4-х частей:

1. Тест “Рисунок человека”

3. Срисовывание точек.

4. Опросник.

Опросник мы предлагаем внести в индивидуальное обследование.

1. Тест “Рисунок человека”.

Инструкция: Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь.

Во время рисования недопустимо поправлять ребенка “Ты забыл нарисовать уши”, взрослый, молча, наблюдает.

2. Копирование фразы из письменных букв.

Инструкция : Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь.

На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:

Он ел суп

3. Срисовывание точек.

Инструкция : Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать такие же рядом.

В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Индивидуальное психологическое обследование.

1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя и отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Что бывает раньше – обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10. Кем работает твой папа, твоя мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

2. “Четвёртый лишний” (Дидактические карточки). Презентация.ppt

Цель : выявление способностей детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, уровень развития категориального мышления, способность речевого обобщения выделенных признаков.

Инструкция : Посмотри на картинку. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать, одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет.

Ребенку предлагается 4 карточки. Если выбор сделан правильно, попросить ребенка обосновать свой выбор. Если ребенок неверно обосновал свой выбор, то ему предлагается дополнительная карточка.

Результаты исследования трёх занятий фиксируются в сводном протоколе. Приложение № 8.doc Индивидуальное обследование проводится с использованием презентации PowerPoint.

Литература

  1. Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов – М.; АРКТИ, 2002.- 136 с.
  2. В.И.Екимова, А.Г.Демидова.- Всё идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников. – 2-е изд., исп. и доп. – М.:АРКТИ,2009. – 88 с. (Школьное образование).
  3. В.Л.Шарохина. – Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008. – 48 с. (Психологическая служба)

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА 1.

ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Ф.И.ученика____________________________

Дата рождения_____________дата проведения______________________

I . СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

А.Эмоционально- волевая готовность.

Тест «Весёлый – грустный» (М.Н.Ильина «Подготовка к школе»)

Цель: изучение уровня тревожности и страхов по отношению к школе и процессу обучения.

Инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть картинки: « На рисунках изображены дети, у которых нет лиц (пустое место вместо лица). Опиши, какое должно быть выражение лица у этих детей - весёлое или грустное и почему».

Результат______________________________________________________________________________

Б. Самооценка, уверенность в себе.

Проективная методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

Цель: определить особенности самооценки ребёнка и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем – средние, но ещё хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке – самые плохие дети и т.д.» После этого ребёнку даётся картинка мальчика или девочки, в зависимости от пола ребёнка.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Экспериментатор просит поставить эту картинку на ту ступеньку, которой 2.

сам ребёнок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам себя поставишь?». При этом обязательно выясняется, почему ребёнок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребёнку предлагают поместить картинку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, папа, бабушка, брат, сестра, учительница и т.д.

Результат________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II . РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

А. Память.

1.Слухоречевая память

Цель: выявить уровень кратковременной слухоречевой памяти.

Инструкция: послушай и повтори то, что я тебе скажу: «В аквариуме плавают рыбы, ползают раки и лежат красивые ракушки».

Если ребёнок повторил меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение ещё раз. Если необходимо, даётся третья попытка.

Шкала оценок :

Высокий уровень – если после первого раза повторено 7-9 слов.

Выше среднего – если после второго раза повторено 6-8 слов

Средний – если после третьего раза повторено 6-8 слов.

Низкий – после третьего раза повторено меньше 6 слов.

Результат_________________уровень

2. Зрительная память.

Цель: выявить уровень кратковременной зрительной памяти.

Инструкция: перед ребёнком положить таблицу с 9 картинками на 20-30 секунд, затем убрать и попросить ребёнка назвать всё, что он запомнил, в любом порядке. Правильным является любое смысловое соответствие и оценивается в 1 балл. Если встречается неточное или частичное воспроизведение информации, например, «которым гладят» вместо «утюг», то такой ответ оценивается 0,5 баллов.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

А


Шкала оценок
:

Высокий уровень – 8 -9 баллов

Выше среднего – 6-7 баллов

Средний – 4-5 баллов

Ниже среднего – 2-3 балла

Низкий – 0-1 балл

Б. Речевое развитие.

1. Состояние звукопроизношения

Диагноз логопеда________________________________________________________

2. Словарный запас.

Цель: определить уровень словарного развития.

Инструкция: «Представь себе, что тебе встретился иностранец, человек из другой страны, который не знает некоторых слов. Он попросил тебя объяснить, что означает слово…(называем первое слово)». Если ребёнок затрудняется объяснить, то предлагаем нарисовать или показать жестами.

Велосипед, гвоздь, книжка, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Шкала оценок :

2 балла – если ребёнок даёт описание близкое к научному.

1,5 балла – если ребёнок словесно описывает предмет, например: « Велосипед – на нём катаются, у него бывает два колеса, а бывает три». Или: «Это – чтобы на нём кататься». «Зонтик – чтобы прятаться от дождя».

1 балл – если ребёнок понимает слово, но не может объяснить его только с помощью жестов или рисунка.

0 баллов – если отсутствует понимание слова (ребёнок отказывается его объяснять или даёт неправильное объяснение)

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Итоговая оценка: 4.

Высокий уровень – 20-18 баллов

Выше среднего – 17-12 баллов

Средний – 11-6 баллов

Низкий – 5-0 баллов

3.Составление рассказа о предмете.

Инструкция: послушай рассказ про любимую игрушку мальчика Васи. « Моя любимая игрушка – котёнок. У него пушистая коричневая шёрстка. У котёнка зелёные хитрые глазки, остренькие ушки и длинный пушистый хвост, на шее – красный бантик. Я люблю с ним играть». Составь рассказ о своей любимой игрушке.

Моя любимая игрушка_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Шкала оценок :

Высокий уровень – если ребёнок составил связный, последовательный описательный рассказ о любимой игрушке с использованием 2-3 простых и 1-2 сложных предложений.

Средний – если ребёнок составил рассказ только из простых предложений.

Низкий – ребёнок затруднялся в составлении рассказа, составил 1-2 простых предложения с помощью учителя.

Результат_____________________уровень

В. Мышление.

1.Наглядно-образное мышление.

Инструкция: Ребёнку в ряду из 4 картинок предлагается выбрать лишнюю и объяснить, почему он сделал именно этот выбор. За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла. Если ребёнок говорит, что лишних картинок нет, но, подумав, даёт правильный ответ, то задание оценивается в 1 балл.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Шкала оценок : 5.

Высокий уровень – 8 баллов

Выше среднего – 6-7 баллов

Средний – 4-5 баллов

Ниже среднего – 2-3 балла

Низкий – 0-1 балл

Результат__________________уровень

2.Абстрактное мышление.

Инструкция: задать ребёнку вопрос: «Чем отличаются друг от друга…?»

Лужа и ручеёк

__________________________________________________________

Доска и стекло

__________________________________________________________

Девочка и кукла

__________________________________________________________

Птица и самолёт

__________________________________________________________

За каждый правильный научно - обоснованный ответ начисляется по 2 балла (правильным может считаться любой верный ответ, характеризующий различия предметов, например «доска – непрозрачная, а стекло – прозрачное» или «доску можно пилить пилой, стекло резать стеклорезом» и др.)

Шкала оценок :

Высокий уровень – 8 баллов

Выше среднего – 6 баллов

Средний – 4 балла

Ниже среднего – 2 балла

Низкий – 0 баллов

Результат__________________уровень

Г. Мелкая моторика руки.

1. Зрительно-моторная координация.

Цель: выявить уровень развития зрительно-мотрной координации дошкольников.

Инструкция: попросить ребёнка на свой чистый лист бумаги перенести рисунок изображённый на образце так, чтобы получилось очень похоже.

Шкала оценок :

Высокий уровень - всё выполнено абсолютно идентично образцу.

Выше среднего – зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу, можно прочитать все буквы.

Средний – у всех есть общее сходство с образцами, распознаётся 4 буквы, положение рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются.

Ниже среднего – зрительно-моторная координация развита слабо. Распознаются не более трёх букв, рисунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет серьёзный дефект изображения, который не может быть объяснён просто неразвито- стью графических навыков ребёнка (количество кружков не соответствует образцу, вместо плавной линии–острый угол и т.д.)

Низкий – значительное нарушение зрительно - моторной координации,

рисунок грубо не соответствует образцу, вместо букв каракули.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.


Результат_______________уровень

2.Владение ножницами, ручкой.

Цель: выявить умение владеть ножницами, ручкой.

Задание: вырезать грибок, обвести рисунок по контуру.

Шкала оценок :

Высокий уровень - рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами, задание выполнено очень аккуратно.

Средний - рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением, о чём свидетельствуют недостаточно ровные контуры, зигзаги.

Низкий - рука развита плохо, карандашом, ножницами работает с большим трудом, контуры предметов серьёзно искажены, не соответствуют образцу.

Результат____________________уровень

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Итоговые показатели

Показатели развития

Уровни достижений ребёнка

высо-кий

выше среднего

сред-ний

ниже среднего

низкий

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

Самооценка.

Эмоционально-волевая готовность.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Память.

Слухоречевая.

Зрительная.

Речевое развитие.

Состояние звукопроизношения.

Словарный запас.

Составление рассказа о предмете.

Мышление.

Наглядно-образное.

Абстрактное.

Мелкая моторика руки.

Зрительно-моторная координация.

Владение ножницами, ручкой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Карта готовности ребенка к школьному обучению

Цели заполнения карты готовности ребёнка к школьному обучению

Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений:детского сада и школы. В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам.

^ Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.

В Карте отражены наиболее значимые линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению.

Мотивационная готовность является первичным показателем готовности ребёнка к обучению в школе и свидетельствует о желании учиться.

Эмоциональный фон развития ребёнка также является значимым показателем в развитии ребёнка. Положительный эмоциональный фон свидетельствует о благополучном усвоении знаний и комфорта в обучении.

Социальное развитие показывает возможности ребёнка в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами общения.

Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребёнка использовать язык для взаимодействия с окружающими. Показатели дают первичные знания о развитии речи ребёнка.

Познавательное развитие ребёнка информирует о сформированности его знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.

Важными показателями готовности ребёнка к школьному обучению является определение уровня сформированности моторных навыков.

Вазомоторная активность показывает соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, пространственной координации.

^ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 лет


^ Показатели готовности

к школьному обучению


Достижения ребенка

1. Мотивационная готовность

Подчеркнуть уровень:

высокий, средний, низкий


Примечание

^ 2. Эмоциональный фон

Нужное подчеркнуть

  1. Уравновешенность, отсутствие перепадов настроения, дружелюбность, оптимизм, преобладание позитивного фона настроения, плачет редко.

  2. Резких колебаний настроения нет, способен к естественному веселью, иногда возбужден или плачет, но быстро успокаивается.

  3. Капризность, истеричность, часто плачет, кричит; может быть озлобленным, или иметь длительно пониженный фон настроения; наблюдаются сильные перепады настроения.

Примечание

^ 3. Социальное развитие

  1. Способен вступить в общение со взрослым
а) со знакомым взрослым

Б) с незнакомым взрослым


  1. Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

  2. Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

  3. Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

  4. Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами

  5. Имеет представление о себе и своих возможностях

Нужное подчеркнуть

1а. Да, не всегда, нет.

1б. Да, не всегда, нет.

2. Да, не всегда, нет.

3. Да, не всегда, нет.

4. Да, не всегда, нет.

5. Да, не всегда, нет.

6. Да, не всегда, нет.


Примечание

^ 4. Развитие речи и речевого общения

  1. Правильно произносит все звуки русского языка

  2. Умеет выделять звуки в слове

  3. Грамматически правильно строит сложные предложения

  4. Строит связный рассказ по сюжетной картинке

  5. В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

  6. Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения

Нужное подчеркнуть

  1. Да, нет.
2. Да, недостаточно, нет

3. Да, нет

4. Да, недостаточно, нет.


  1. Да, недостаточно, нет.

6. Да, недостаточно, нет


Примечание

^ 5. Развитие мелкой моторики

«Дорожка»


Нужное подчеркнуть (уровень)

Высокий, средний, низкий


Примечание

^ 6. Вазомоторная активность

Нужное подчеркнуть (уровень)

Высокий, средний, низкий


Примечание

^ 7. Познавательное развитие

  1. Сформированность знаний об окружающем

  2. Деятельность по образцам и правилам (дидактическая игра)

  3. Математические представления

    1. *Соотнесение количества предметов с цифрой

    2. *Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы

    3. *Решение простых задач с опорой на наглядность

    4. *Знание геометрических фигур

    5. *Умение ориентироваться в пространстве

  1. Графический узор

  2. Обобщения

Нужное подчеркнуть (уровень)

Высокий, средний, низкий

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.


Примечание

Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком.

Второе (заключительное) обследование проводится в марте .

К 1 апреля все Карты должны быть оформлены и подписаны (заведующая проверяет оформление Карты, подписывает и ставит печать учреждения) и выдаётся родителю под роспись.


На выпускников ДОУ педагогический коллектив заполняет карту готовности ребёнка к школьному обучению, которая выдаётся родителям детей. При поступлении в 1-ый класс родителям передается данный документ в школу. С содержанием карты обязательно знакомятся учитель 1-ого класса и педагог-психолог. Роль психолога в данном случае заключается в анализе психолого-педагогического статуса ребёнка, поступившего в 1-ый класс, проводимого по данным карты готовности к школьному обучению. Ориентируясь на результаты анализа карты и результаты индивидуальной психодиагностики уровня готовности к обучению в школе (которая проводится в 1-ом классе ежегодно в сентябре), педагог-психолог даёт классному руководителю и родителям учащегося рекомендации, которые призваны способствовать успешной адаптации ребёнка.


Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой

Поскольку результатом образования в начальной школе во многом является сформированность у выпускников универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, логично и целесообразно проанализировать уровень развития предпосылок к формированию данных УУД у ребёнка, поступающего в 1-ый класс. Именно поэтому параметры развития ребёнка в карте готовности к школьному обучению рассматриваются нами с позиций соотнесения их с группами УУД.

На следующих слайдах представлена карта готовности ребёнка к школьному обучению, заполняемая ДОУ, где практически каждый параметр развития ребёнка отнесён к соответствующей группе УУД.


Группы целевых ориентиров

Личностные

Достижения ребёнка

1.Мотивационная готовность

Примечание

Подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Регулятив.

2. Эмоциональный фон (нужное подчеркнуть)

1. Уравновешенность, отсутствие перепадов настроения, дружелюбность, оптимизм, преобладание позитивного фона настроения, плачет редко.

2. Резких колебаний настроения нет, способен к естественному веселью, иногда возбуждён или плачет, но быстро успокаивается.

3. Капризность, истеричность, часто плачет, кричит, может быть озлобленным или иметь длительно пониженный фон настроения, сильные перепады настроения.

Примечание


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

3. Социальное развитие

Коммуникат.

Нужное подчеркнуть

Способен вступить в общение со знакомым взрослым

Коммуникат.

Коммуникат.

Да не всегда нет

Способен вступить в общение с незнакомым взрослым

Коммуникат.

Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

Да не всегда нет

Коммуникат.

Да не всегда нет

Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

Да не всегда нет

Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

Регулятив

Да не всегда нет

Личностные

Регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами

Примечание

Да не всегда нет

Имеет представление о себе и своих возможностях

Да не всегда нет


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

4. Развитие речи и речевого общения

Коммуникат.

Нужное подчеркнуть

Правильно произносит все звуки русского языка

Да недостаточно нет

Коммуникат.

Умеет выделять звуки в слове

Познават.

Да недостаточно нет

Грамматически правильно строит сложные предложения

Коммуникат.

Да недостаточно нет

Строит связный рассказ по сюжетной картинке

Познават.

Да недостаточно нет

В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

Примечание

Да недостаточно нет

Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения

Да недостаточно нет

5. Развитие мелкой моторики «Дорожка» подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Примечание

6. Вазомоторная активность подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Примечание


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Код группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

7. Познавательное развитие

Познават.

Подчеркнуть уровень:

Сформированность знаний об окружающем

Регулятив.

высокий средний низкий

Регулятив.

Деятельность по образцам и правилам (дидактическая игра)

Познават.

высокий средний низкий

Познават.

высокий средний низкий

Графический узор

высокий средний низкий

Обобщения

Математические представления

высокий средний низкий

Познават.

Познават.

Соотнесение количества предметов с цифрой

Познават.

Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы

высокий средний низкий

высокий средний низкий

Решение простых задач с опорой на наглядность

Познават.

высокий средний низкий

Познават.

Знание геометрических фигур

высокий средний низкий

Умение ориентироваться в пространстве

высокий средний низкий


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

высокий уровень параметра – 2 балла; средний уровень параметра – 1 балл, низкий уровень параметра – 0 баллов.

Наибольшее количество параметров в карте относится к познавательным УУД (10 позиций), таким образом, максимальный балл по данной группе УУД может составить 20 баллов. Однако, в силу возрастных особенностей детей 6-7 летнего возраста, остальные блоки УУД представлены меньшим числом параметров. Именно поэтому нами были введены коэффициенты для блоков коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Исходя из максимума балльного значения = 20 баллам, коэффициенты составляют: коммуникативные УУД k=1,25 ; регулятивные УУД k= 2 ,5 ; личностные УУД k= 5.

Результаты фиксируются в таблице (см. следующий слайд)


Уровень развития основных универсальных учебных действий первоклассников по данным анализа карт готовности ребёнка к школьному обучению из ДОУ

Фамилия, имя учащегося

Сумма баллов по блокам УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив-

ные УУД (k =1,25)

Регулятивные УУД (k =2,5)

Личност-ные УУД (k =5)

Распределение балльных значений по уровням развития:

0-6 баллов – низкий уровень развития УУД;

7-13 баллов – средний уровень развития УУД;

14-20 баллов – повышенный уровень развития УУД.


Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению

По числовым данным таблицы строится графическое изображение индивидуального психолого-педагогического статуса ребёнка, представляющий собой лепестковую диаграмму в М S Office с обозначением числовых значений по каждому блоку УУД (см. следующий слайд)

Условные обозначения:

ПУУД – познавательные универсальные учебные действия;

КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия;

РУУД – регулятивные универсальные учебные действия;

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия.

Чем более лепестковая диаграмма приближается к форме ромба с равными сторонами, тем более гармоничен психолого-педагогический статус ребёнка, поскольку это означает, что у него одинаково развиты все блоки предпосылок УУД.


Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению

Имеет место недостаточно гармоничный

психолого-педагогический статус:

повышенный уровень развития познавательных

и коммуникативных универсальных учебных

действий (познавательной сферы и сферы

общения) и средний уровень развития личностных

и регулятивных УУД (мотивационно-личностной и

поведенческой сферы).

Таким образом, возможно наличие трудностей

дисциплинарного характера, сложностей в

регуляции поведения, планировании

организующей помощи в планировании алгоритмов

действий по решению учебных задач (пошаговые

инструкции). Формирование познавательной мотива-

ции обучения и развитие познавательных интересов.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта