Главная » Звезды » Изображение войны 1812 в романе война и. Изображение войны в романе «Война и мир. Война в восприятии героев

Изображение войны 1812 в романе война и. Изображение войны в романе «Война и мир. Война в восприятии героев

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

Изображение войны 1812 года в романе «Война и Мир»

В романе «Война и мир» автор освещает судьбу России и русского народа, оказавшегося перед лицом смертельной опасности. В обстановке общенационального кризиса, порожденного войной 1812 года, показана в романе русская жизнь, характеры героев и общественные отношения. Именно эту войну писатель считает истинно народной, вызвавшей невиданный ранее патриотический подъем народа, вставшего на защиту своей независимости.
Толстого не интересовало изображение внешней стороны сражений, его героям не свойственны громкие слова о любви к родине. Их патриотизм проявляется в повседневной жизни, в мыслях, в обычных поступках и делах. Историческое, общественное событие передается автором через сцены частной жизни, в индивидуальных судьбах его героев отражено движение всей истории.
Описание наступления войны писатель начинает с изображения высших сфер, главной квартиры царя. Военные события еще не затронули глубин страны. В Лысых Горах сохраняется обычный распорядок жизни. Такую же обычную жизнь видим мы в семье Ростовых, где больше озабочены болезнью Наташи, чем началом войны. В дворянских кругах царит атмосфера полного равнодушия ко всему, кроме своих сословных и корыстных интересов. Они не понимают масштабов грозящего бедствия. Что пугает больше всего представителей дворянской Москвы, так это то, что крестьяне наберутся вольного духа. Да и весь русский народ еще не ощутил национальной опасности, не поднялся на защиту своего отечества.
Однако развитие народных настроений в дальнейшем резко отличается от наигранной, фальшивой демонстрации патриотизма представителями дворянства, которые кричат, «выкатывая налившиеся кровью глаза», что «мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию». При приближении врага к Смоленску вступает в действие основная сила войны - народное сознание. В романе появляются массовые сцены, постепенно вбирающие в себя отклики и настроения самых различных слоев нации - купечества, мещанства, крестьян, мастеровых. Мы чувствуем, как постепенно все больше растет решимость и озлобление народа против врага. И в этом подъеме национального сознания Толстой видит главный источник грядущего перелома в войне.
Новый, самый главный, этап войны - народный. Он начинается с момента приезда в армию Кутузова, являющегося олицетворением национального сознания и народной мудрости. Рисуя единство духа главнокомандующего и армии, подъем настроения среди солдат и офицеров, автор словно подготавливает читателя к выводу, что победу в войне обеспечит именно дух войска и народа. Этот патриотический дух писатель изображает в простых сценах солдатского быта, в безыскусной сосредоточенности чувства на том, что предстоит смертельная схватка, что решается судьба Москвы, судьба родины. А значит, предстоящее сражение для народа - дело общее. «Всем народом навалиться хотят, одно слово Москва, один конец сделать хотят», - говорит солдат Пьеру, передавая всеобщее настроение войска.
И князь Андрей, и Пьер, и Петя Ростов и многие другие во время войны думают, прежде всего, не о себе, а о том, как помочь другим. Чувство сострадания переполняет Наташу, когда она требует отдать подводы не для перевозки имущества, а для спасения раненых. Автор показывает, как приобщение к народному сознанию помогло Андрею Болконскому и Пьеру Безухову отказаться от эгоизма и корыстных помыслов и стать заодно с великим русским народом.
Солдаты сознают, что, возможно, придется умереть, защищая отечество. И наиболее сильно нравственная сила народа проявляется в простых формах, во многом связанных с народными понятиями и обычаями. Ополченцы надевают чистые рубашки, старые солдаты отказываются пить водку - «не такой день, говорят». Бодрость духа, сосредоточенность на главном событии солдаты сохраняют и в самом сражении. Здесь наиболее ярко проявляется и чувство товарищества, и сознание общности дела, и моральная стойкость солдат, и солдатский юмор. Так, на батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление».
Прославляя героизм русских людей, писатель в то же время* сознает, что война - это суровое испытание, которое влечет за собой огромные потери, смерти миллионов людей; что она - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Перед нами проходят сцены пожара, сдачи Смоленска, драматическая обстановка смерти старого князя Болконского, которые сливаются с картинами разорения, гибели урожая и отступления войск. Войска шли, утопая в пыли, страдая от жары и задыхаясь «в этой неподвижной атмосфере». Картины отступления воспринимаются как народное бедствие. И в описании сцен войны, особенно Бородинского сражения, чувствуются скорбные раздумья автора о судьбах людей, об убитых и раненых, его отношение к войне, как жестокому антигуманному явлению. Эти мысли подчеркиваются сопоставлением с миром природы: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотой селитры и крови. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?.. » И все же именно в такой тяжелой обстановке родилось в народе то новое, что должно было погубить французов.
В своем романе Толстой изобразил события 1812 года как победу русского народа - победу духа, ту нравственную победу, в которой писатель усмотрел решающую силу в войне. До него никто так убедительно и ярко не раскрывал роль морального фактора в исходе войны.

За всю историю существования человечества только триста лет были мирными, а в остальное время в разных уголках земли вспыхивали войны. Война - это естественное, хотя и очень страшное явление.
Войну 1812 года у нас называют Отечественной. В этой войне наиболее полно и ярко проявился патриотический дух русских людей. Эту войну выиграло не высшее общество, а народ. Конечно, были и в высшем обществе люди долга и отваги, но таких людей были единицы. JI.H. Толстой в своем произведении выступает как великий знаток истории и великий психолог. Он показывает не только наши победы, но и наши поражения и раскрывает основные причины этих поражений, а также психику и внутреннее состояние каждого военного человека.
Причин этой бедственной и разрушительной войны очень много, но главная причина - Наполеон. Он возомнил себя властелином мира и поплатился за это. Наполеон был выходцем из простой семьи, но на чужих костях он построил империю и стал во главе ее. Он был умен и хитер, как лис. После войны 1805-1807 годов он заключает с Россией мир. Это было сделано для того, чтобы восстановить свои силы и двинуться против нее. Россия была единственным государством, которое не покорилось ему. Россия была не готова к войне. Наша победа над наполеоновской армией заключается не в силе, а в хитром расчете и долге перед Родиной. Спасителем России стал Кутузов. Он был единственным человеком, который понимал, что Наполеона можно победить только хитростью.
Когда Наполеон вступил на территорию России, наши войска встретили его у границы, но не давали сражений и все время отступали. Мне кажется, что именно в этом холодный расчет Кутузова. Он знал, что разбить наполеоновскую армию ему не удастся, и он затягивал Наполеона в глубь России, растягивая линию его наступления. И когда возникла прямая угроза Москве, Кутузов был вынужден дать генеральное сражение.
До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским, как пять к шести, а после сражения, как один к двум. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Он знал, что Наполеон, давший это сражение, еще больше растянул свою линию. Бородинское сражение произошло 26-го числа. Но история неправильно описывает Бородинское сражение. Дело в том, что 24-го числа мы потеряли Шевардинский редут, и наш левый фланг был ослаблен. Удар французов пришелся именно на этот фланг. Только благодаря мужеству и отваге наших солдат Бородинское сражение было морально выиграно. Воодушевленный победой, Кутузов хотел отдать приказ к наступлению, но, узнав о потерях нашей армии, отменил свое решение. Русскими войсками под Бородином была одержана та духовная победа, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своем бессилии. Это был решающий удар, который нанес смертельную рану французским войскам. Но наши войска все равно отступили, и французы вошли в Москву. Многие жители, покидавшие Москву, поджигали свои дома, другие оставляли их со всем скарбом. И это тоже сыграло свою роль, потому что французские солдаты начали грабить дома, забирать все самое ценное и убегать из армии. Таким образом, вся французская армия разлагалась изнутри. Наполеон с остатками армии бежал из Москвы.
Обрадованный этой победой, царь Александр приказал нашей армии двинуться на Запад, и вскоре вся Европа была освобождена. Наполеон был сослан на остров.
Россия была единственной страной, которая не покорилась Наполеону. Это действительно великая Отечественная война, в которой раскрылся характер русского человека. И Толстой - единственный писатель, который раскрыл эту войну в полной степени.

Роман «Война и мир» был задуман Л. Н. Тол-стым как история о декабристе, возвращаю-щемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше писатель работал с архивными ма-териалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так замысел постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. Это рассказ о подвиге народа, о победе его в войне 1812 года.

Позже Толстой писал, что главная мысль ро-мана — «мысль народная». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Л. Н. Толстой был участником Севасто-польской обороны. В эти трагические меся-цы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявля-ются не в красивых фразах или ярких подви-гах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что.

Этот опыт сказался в романе «Война и мир». В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые инте-ресы шла в 1805—1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему они стояли геро-ически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения.

Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые ав-тор и Кутузов называют «народным чувст-вом», «скрытой теплотой патриотизма».

Кутузов, объезжая позиции накануне Бо-родинского сражения, увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовились по-гибнуть за Родину. «Чудесный, бесподоб-ный народ», — с волнением и слезами про-изнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают и его мысли.

Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия всего народа в целом. По его мнению; в Бородинском сражении русские одержали нравственную победу. Толстой пишет, что не только Наполеон, но все солдаты и офи-церы французской армии испытывали оди-наковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказы-вается, русских можно убить, но не побе-дить. Адъютант докладывает Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продол-жают стоять.

Из чего же складывалась эта непоколеби-мая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика «терпение и время», чья опора прежде всего на силу духа в войсках.

Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Стоит вспомнить, как ведут себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на при-стрелянном поле. Их положение трагично: под непреходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею «делать и приказы-вать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых отно-сили, ряды смыкались. Если отбегали солда-ты, то они тотчас же поспешно возвраща-лись». Вот пример того, как выполнение дол-га перерастает в подвиг.

Эта сила складывалась из патриотизму не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сра-жения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Мо-жайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: «Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово — Москва». Глазами Пьера нарисована картина сраже-ния, показан героизм артиллеристов на бата-рее Раевского.

Эта непобедимая сила основывалась на героизме и патриотизме москвичей, поки-давших родной город, как ни жалко им было оставлять на погибель свое имущество. Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать под-воды раненым, и все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подво-ду, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриотического подъема никогда не обходится без бергов.

Вообще, тема партизанской войны зани-мает особое место в романе. Толстой под-черкивает, что война 1812 года действи-тельно была народной, потому что сам на-род поднялся на борьбу с захватчиками. Сражались уже отряды старостихи Васили-сы Кожиной, Дениса Давыдова. Толстой в романе подробно описывает действовав-шие отряды. Это отряд Денисова, где са-мый нужный человек — Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по час-тям. Толстой ярко описывает жестокую, не на жизнь, а на смерть народную войну: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной си-лой, и, не спрашивая ничьих вкусов и пра-вил, с глупой простотой, но с целесообраз-ностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдания лю-дей, будь то враги или свои. Отходчивое рус-ское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных францу-зов, взятых в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди. У Толсто-го патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна.

Здесь есть смысл вспомнить историчес-кую концепцию писателя. На страницах ро-мана, и особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого, суть ее в так называемом «роевом начале», духе и воле не одного че-ловека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так, побе-ду в Отечественной войне 1812 года Тол-стой объясняет тем, что столкнулись две во-ли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справед-ливой для русских, они воевали за свою Ро-дину, свою землю, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее, чем у францу-зов. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Война 1812 года стала рубежом, испыта-нием для всех положительных героев в ро-мане: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородин-ским сражением, веря в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчи-ков, — он даже разрабатывает план убийст-ва Наполеона; для Наташи, отдавшей под-воды раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Де-нисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, стано-вятся единым целым, участвуют в формиро-вании воли к победе.

Эта воля к победе особенно ярко проявляет-ся в массовых сценах: в момент сдачи Смо-ленска (вспомним купца Ферапонтова, кото-рый, поддавшись какой-то неведомой, внут-ренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести — поджечь); при подготовке к Бородинскому сражению, в ожидании боя партизан с французами.

Итак, Толстой рисует войну 1812 года как на-родную, Отечественную, когда на защиту Ро-дины поднялся весь народ. И сделал это писа-тель с огромной художественной силой, со-здав грандиозный роман-эпопею, которому нет равных в мировой литературе.

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

«Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот и все, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с ПОЗИЦИЙ «мысли народной». С. П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие». «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и желтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.

Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой доказывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир.

«Война - не «игра», а жестокая необходимость», - думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

«Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажками», а он на них пошел с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант». С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был «спасителем отечества», как это тщились изобразить казенные патриоты, и не среди приближенных царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира».

«Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали «наш барин», как Андрея «наш князь». Пьер не может стать «просто солдатом», капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего земного шара неистребимо в нем. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Эту мысль проповедует Л. Н. Толстой, вкладывая ее в уста одного из любимых героев. Так же думаем и мы, читатели, живущие в двадцать первом веке.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта