Главная » Звезды » Генералы инженерных войск ссср. Alma Mater Инженерных Войск. Начальники инженерных войск вс ссср и вс рф

Генералы инженерных войск ссср. Alma Mater Инженерных Войск. Начальники инженерных войск вс ссср и вс рф

Генерал-лейтенант, заместитель директора Центра социальной адаптации военнослужащих «Россия–НАТО»

Родился 14 февраля 1947 года на хуторе Сусат Ростовской области Семикаракорского района, на Нижнем Дону. Отец – Антоненко Георгий Иванович (1910–1985), рабочий. Мать – Антоненко (Попова) Мария Кирилловна (1921 г. рожд.). Супруга – Надежда Михайловна (Кучерявенко). Дочь – Светлана (1970 г. рожд.). Сын – Николай (1974 г. рожд.). Внучка – Мария. Внуки: Максим, Дмитрий, Илья.
Николай появился на свет сразу вслед за братом Петром – они близнецы. Вскоре в семье появились еще сестра и младший брат. Воспоминания Николая Георгиевича о ранних годах своей жизни умещаются в одной фразе: «детство было очень тяжелым». Семья Антоненко в полной мере узнала разруху и голод послевоенных лет на Дону.
Отец Николая ушел на фронт добровольцем, отвоевал с первого до последнего дня Великой Отечественной. Был рядовым сапером, ходил в разведку, участвовал в штурме Кёнигсберга в ходе крупномасштабной Восточно-прусской операции советских войск. Домой вернулся сержантом, хотя и с ранением, но целым и почти невредимым, что для саперов было явлением не частым. А потом до конца своей жизни работал в кузнице.
Коля часто помогал отцу, а тот раскрывал ему секреты работы с металлом, что окажется не лишним для будущего военного инженера. Николай не удался ростом, но, как говорят в народе, мал, да удал: среди ребятни он всегда был лидером, уступать не хотел никому и ни в чем. Умел постоять за себя, да и дядя, Владимир Кириллович Попов, научил племянника кое-каким приемам. В 1954 году Николая определили в начальную школу. Затем была восьмилетка, окончил ее с отличными оценками. В 9-м и 10-м классах Николай учился, уже работая в совхозе, в вечерней школе в районном центре – городе Семикаракорске. В этот период он был полон неудержимой энергией, ожиданиями и оптимизмом. Он участвует в работе школьной комсомольской организации, активно занимается спортом: играет в волейбол, футбол, ходит в секцию конного спорта, стрельбы.
В 1964 году Николай получил аттестат зрелости и всерьез задумался о выборе жизненного пути. Родители полагали, что брат Николая, Пётр, у которого проявилась военная жилка, пойдет в военное училище, а Николай – в институт. Пётр, однако, военным стать не захотел. «Тогда военным буду я», – решил Николай. В том же году все село провожало его в Тюменское военно-инженерное училище (ныне Тюменский филиал Московского военно-инженерного университета). Как и отец, он хотел быть сапером.
Вступительные экзамены сдал успешно. Правда, на мандатной комиссии начальник училища генерал-майор Б.В. Затылкин засомневался, по силам ли окажется Николаю служба в инженерных войсках. В те времена сила военным инженерам была необходима в буквальном смысле слова. В войсках не было нынешней военно-инженерной техники с автоматизированными системами управления. Для того чтобы развернуть, скажем, понтонный мост, требовалась недюжинная физическая сила. Но все обошлось, и Николай стал курсантом. Учеба давалась ему легко, он стал чемпионом училища по боксу, так что снят был и вопрос о его физической готовности к будущей профессии. Через год Николая назначили командиром учебного отделения. Это было исключением из правил, признанием командованием и сокурсниками его авторитета: в училище на эту должность обычно назначали не вчерашних школьников, а парней, уже отслуживших срочную службу, а таких среди курсантов было немало.
Училище он окончил с отличием в 1967 году. Воспользовавшись как отличник правом выбора будущего места службы, Николай решает ехать служить в Группу советских войск в Германии. Правда, вместо ГДР оказался в Новочеркасске – опять же по собственному желанию: там неожиданно открылась вакансия, и он попросился направить его туда, так как ему хотелось оказаться поближе к родным местам. Лейтенанта Антоненко назначают командиром взвода в инженерно-саперный батальон, дислоцированный в Новочеркасске – бывшей столице Донского казачества. Первое поручение командования – возведение контрольно-пропускного пункта. Сапер, а по гражданской специальности, которую дало училище, – техник-строитель, он справился с заданием успешно: разработал собственный проект, организовал строительство. Возведенное им строение стоит до сих пор.
Именно тогда Николай Георгиевич взял на вооружение такой девиз – не повторяться и выполнять поручения как можно лучше. В этот период он знакомится с офицерами из части специального назначения ВДВ, дислоцированной тоже в Новочеркасске. Молодой офицер обратил на себя внимание командования десантников своей специальной и физической подготовкой, и уже вскоре Николаю предложили сменить место службы. Через три месяца пришел приказ командующего Северо-кавказским военным округом (СКВО) о переводе на новое место службы.
Н.Г. Антоненко был назначен на должность инструктора по специальной подготовке – помощника командира части. Служба была нелегкая, но интересная. В его обязанности входило обучение офицерского и сержантского состава минно-взрывному делу, обеспечение части вооружением и боеприпасами и их хранение. Были прыжки с парашютом, марш-броски на удаление 300 километров, обстановка, требовавшая принятия немедленных и самостоятельных решений, что очень пригодилось офицеру Антоненко в будущем.
В 1968 году Николаю Антоненко предложили равноценную должность в Южной группе войск, дислоцированной в Венгрии (1968-1973). Годы службы там были для Николая Георгиевича временем серьезного возмужания. Признанием его деловых и человеческих качеств стало избрание секретарем партийной организации части. Встречи с венгерскими братьями по оружию, представителями местных партийных и государственных органов требовали от него политической выдержанности, умения правильно строить отношения с населением дружественной страны. Это был полезный опыт для будущего военного руководителя.
В 1973 году старший лейтенант Николай Антоненко получает новое назначение и едет в войсковую часть, дислоцированную в Волгограде. Часть кадрированная, то есть кроме вооружения и нескольких офицеров здесь ничего не было, как, впрочем, и солидной боевой подготовки. Терпения хватило ненадолго, и в этом же году он добился направления на новое место службы.
Николая Антоненко назначили на должность командира переправочно-десантной роты в часть в Новочеркасске, где он начинал свою офицерскую карьеру. В курс дел вошел быстро. Уже через год после назначения он получил из рук первого секретаря Ростовского обкома КПСС И.А. Бондаренко вымпел как командир лучшей роты в СКВО. И в 1975 году – новое повышение: он становится начальником штаба понтонно-мостового батальона, который по своей структуре и насыщенности техникой был, по сути дела, полком. Офицеры батальона практически ежегодно проводили развертывание подразделений и частей до штатов военного времени, а это означало призыв с «гражданки» тысячи резервистов. В батальоне планировались и проводились учения, которым, как к событию в жизни войск неординарному, командование округа всегда уделяло особое внимание. Начштаба был постоянно на виду у руководства СКВО, что стимулировало его усердие в службе.
В 1977 году Николай Антоненко, окончивший среднее военно-учебное заведение с отличием, по существовавшему положению сдав только один экзамен, но на отлично, поступает в московскую Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева. Становится на курсе лучшим слушателем, первым сдает на отлично все зачеты и экзамены, его назначают командиром учебной группы. Академию окончил с отличием и в 1981 году получил назначение в Прикарпатский военный округ (ПрикВО) на должность заместителя командира инженерно-саперного полка, дислоцированного в городе Самбор (Украина). Через два года стал командиром этой части, одновременно и начальником Самборского гарнизона, избирается депутатом городского совета и членом горкома партии. В это время часть возводила ряд серьезных объектов военно-оперативного значения, в том числе заглубленный командный пункт для военного руководства Варшавского договора, строила танковые маршруты для проводки колонн из Ровенского во Львовский учебный центр и очень сложную дорогу в Карпатах. Последняя задача была не из легких, поскольку трассу постоянно размывало дождями. Антоненко детально разбирался во всем, советовался с местными жителями. Выход был найден, и после завершения работ техника могла ходить по дороге со скоростью 60 километров в час. За успехи в боевой и политической подготовке – такая формулировка использовалась тогда в советском армейском лексиконе – полк был награжден переходящим Красным знаменем Военного совета округа.
После решения ЦК КПСС об «оказании интернациональной помощи афганскому народу» и ввода советских войск в Афганистан шла подготовка соответствующего воинского контингента. В 1985 году подполковник Антоненко после жесткого отбора и бесед с высокими должностными лицами был назначен командиром 45-го отдельного инженерно-саперного полка бригадного состава, дислацированного вблизи афганского города Чарикар.
Уже через неделю новый командир вывел свой полк на первую боевую операцию. Безусловно, было нелегко: нужно было разобраться в оперативной обстановке, понять роль и место полка в группировке войск, разобраться с задачами, знать, откуда ждать неприятностей. Разобравшись, Николай Антоненко уже не испытывал больших трудностей в организации последующих боевых действий. Проблема оставалась одна – вездесущие пыль и москиты. Боевые действия проводились полком практически на всей территории Афганистана. Задачи: проводка боевых колонн, разминирование и минирование местности – одна сложнее другой, а всего их двенадцать.
Командир полка, казалось, лишенный всякого страха, всегда находился вопреки уставным требованиям впереди подчиненных. Главным для него была человеческая жизнь. Потери среди личного состава полка были наименьшими по всей 40-й армии. Н.Г. Антоненко ввел в практику моделирование действий перед выходом на боевое задание: создавался макет местности, и каждый участник предстоящей боевой операции проговаривал свои будущие действия, применяясь к местности. Солдаты и сержанты, не говоря уже об офицерах, знали свой маневр так, что вызывали удивление армейского командования, приезжавшего в полк с инспекциями. Часть занимала по всем показателям, как правило, первые места, а личный состав заслуженно получал ордена, наградные часы, грамоты. Полк получает переходящее Красное знамя Военного совета Туркестанского военного округа (ТуркВО), а командир полка – звание «полковник». Настоящим командиром, верным боевым товарищем в эти афганские огненные годы был и остался в памяти Николая Георгиевича начальник инженерных войск генерал-лейтенант Валентин Мефодьевич Яремчук.
В 1987 году, после двух лет боевых действий, предстояло возвращение на территорию СССР. Командующий ТуркВО генерал-полковник Н.И. Попов уже давно приметил отлично подготовленного офицера и предложил полковнику Н.Г. Антоненко беспрецедентное по армейским меркам повышение – должность начальника штаба инженерных войск округа. На новом месте Антоненко занимается ликвидацией складов советских войск на территории Афганистана в районе Хайратона, снимает с афганской стороны мост через реку Аму-Дарья в районе Айвадж – это была сложная инженерная операция, наводит мосты и переправы на реке Пяндж. В этот же период организует строительство взводных и ротных опорных пунктов и батальонных районов обороны по линии государственной границы в зоне ответственности Туркестанского военного округа, слившегося к 1988 году со Среднеазиатским военным округом (САВО). В 1989 году генерал-полковника Н.И. Попова назначают главнокомандующим Южного стратегического направления. Он предлагает Н.Г. Антоненко должность начальника инженерных войск ставки. Но перспективный офицер просит отпустить его для учебы в Академии Генерального штаба, получает согласие и становится ее слушателем.
После окончания академии в 1991 году Н.Г. Антоненко назначен начальником инженерных войск Прибалтийского военного округа (ПрибВО), которым командовал тогда генерал-полковник Ф.М. Кузьмин, а начальником инженерных войск МО СССР был генерал-полковник В.П. Кузнецов, хорошо знавший Н.Г. Антоненко по совместной службе в ПрикВО. К новому месту службы прибыл из отпуска на десять дней раньше положенного срока, и именно тогда произошли печальные для Советского Союза события августа 1991 года. Новому начальнику инженерных войск округа пришлось заняться не боевой и политической подготовкой подчиненных, а выводом войск с территории прибалтийских республик.
Вывод войск осуществлялся в сложных политических условиях, зачастую под дулами автоматов местных националистов. Несмотря на это, генерал-майор Н.Г. Антоненко успешно все организует и получает положенные документы на вывод войск, техники и вооружения в Министерстве обороны РФ. Удалось вывезти все до последнего болта. Под строжайшим контролем не было ничего утрачено или разворовано, что в подобной обстановке нередко случалось. Николай Георгиевич явился одним из авторов схемы, по которой все офицеры, возвращавшиеся в Россию, получили жилье. После успешно проведенной операции Н.Г. Антоненко предлагают пост заместителя начальника инженерных войск Министерства обороны РФ.
В Москве он поступил в распоряжение начальника инженерных войск МО РФ. Генерала Антоненко включают в оперативную группу Генерального штаба, созданную для организации ввода войск в Чеченскую Республику, руководство которой встало на путь сепаратизма. Он принимает непосредственное участие в подготовке операции, контролирует переброску войск железнодорожным транспортом. В оперативной группе находился до января 1995 года, после чего его назначают заместителем начальника инженерных войск МО РФ по вооружению. Характер работы Николая Георгиевича кардинально меняется: теперь он занимается вопросами разработки новой техники, ее испытаний, принятия на вооружение, закупки и организации эксплуатации и ремонта. Но его, как всегда, тянет к живой работе, и когда появилась возможность, он стал курировать боевую подготовку инженерных войск. Генерал инспектирует войска, возглавляет государственные экзаменационные комиссии в профильных училищах и в академии. Настоящим экзаменом зрелости, мужества и мастерства стала задача поставленная инженерным войскам начальником Генерального штаба по строительству Южно-кавказской рокады вдоль Главного Кавказского хребта. Организатором и непосредственным руководителем строительства был генерал Н.Г. Антоненко. Он сам ходил в инженерную разведку, 94 километра дорожного полотна были построены без предварительной подготовки и проекта за три месяца. В войсках эту дорогу называли «дорогой Антоненко».
На боевом счету генерала будет еще один вооруженный конфликт – события в Приднестровье. Он непосредственно займется организацией вывода войск и техники из непризнанной республики Приднестровья. В этот период близко познакомится с ее президентом И.Н. Смирновым. Только накопленный опыт общения с трудными и неудобными оппонентами и переговорщиками позволил ему убедить стороны, вовлеченные в конфликт, дать России вывезти технику в тех объемах, которые она планировала. В это время Николаю Георгиевичу было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант».
Н.Г. Антоненко уволился из Вооруженных сил в мае 2002 года. Его бывший начальник, в свое время командовавший Северо-Западной группой войск, генерал-полковник Л.С. Майоров, возглавивший Центр социальной адаптации военнослужащих «Россия–НАТО», созданный в том же году в Москве совместными усилиями Министерства обороны РФ и НАТО, пригласил его к себе помощником, а затем и заместителем. С тех пор Н.Г. Антоненко трудится на этом посту. Вносит значимый и конкретный вклад в дело социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Центр оказывает консультационную поддержку, в случае необходимости дает увольняемым военнослужащим возможность пройти профессиональную переподготовку, содействует им в трудоустройстве. Филиалы Центра функционируют в шести городах России. Н.Г. Антоненко организует их работу, налаживает деловые отношения, ищет общий язык и взаимопонимание со структурами управления Североатлантического блока. В частности, с управлением НАТО по экономическим вопросам обороны и безопасности, Информационным бюро и Военной миссией связи НАТО в Москве. Добивается в интересах уволенных из армии российских военнослужащих увеличения финансирования работы Центра по линии Североатлантического альянса.
Генерал-лейтенант Н.Г. Антоненко награжден орденами Красной Звезды, Мужества, «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, медалями, а также императорским военным орденом I степени Святителя Николая Чудотворца Главы Российского Императорского Дома Великой княгини Марии Владимировны, афганским орденом Красного Знамени, орденом «За службу России» Федерации Союза казаков, орденом Московского Комитета ветеранов войны и военнослужащих Московского дома ветеранов войн и Вооруженных Сил, орденом Святого Александра Невского I степени Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Его заслуги отмечены медалями «За укрепление боевого содружества», «300 лет инженерным войскам», знаком министра обороны РФ «За разминирование», знаком командующего СКВО «За службу на Кавказе», знаком железнодорожных войск «За отличную воинскую службу», знаком «Инструктор-парашютист» (171 прыжок).
Длительное время Н.Г. Антоненко оказывает активную помощь казачьему движению. Он назначен шефом Донского императора Александра III кадетского корпуса. Большой воспитательный заряд несут его встречи с кадетами, закладывающие в них ростки духовности, патриотизма. По предложению Николая Георгиевича для лучших в учебе и дисциплине кадетов учреждена денежная премия. Он также является членом землячества «Ростовчане» в Москве, отвечает там за организацию работы с земляками из силовых структур, военнослужащими, ветеранами войны, труда и воинской службы.
Увлечения Н.Г. Антоненко: русский бильярд, рыбалка, охота. Любит книги из серии «Жизнь замечательных людей», выделяет из них книгу А. Манфреда «Наполеон Бонапарт».

Ведение боевых действий, как локальных, так и широкомасштабных в современных условиях обязательно предполагает их полновесное инженерное сопровождение и обеспечение. Именно в таком ракурсе ныне готовятся к выполнению поставленных задач инженерные части и подразделения Южного военного округа. О ходе боевой учебы, освоении новой техники и вооружения читателям журнала «Ориентир» рассказал начальник инженерных войск ЮВО генерал­-майор Константин СМЕШКО.

­ Товарищ генерал­майор, какие формы обучения личного состава ратному искусству являются приоритетными в подчиненных частях и подразделениях, а методы работы предпочтительнее?

­ Сейчас нам приходится решать целый ряд задач, важнейшей из которых является поддержание высокой боевой готовности соединений и частей. Боевая учеба организована в рамках системы боевой подготовки войск Южного военного округа и включает в себя последовательное приобретение солдатами и сержантами теоретических знаний и практических навыков по специальности, их закрепление в ходе регулярных полевых выходов, лагерных сборов и учений различного уровня. В таких мероприятиях принимает участие весь личный состав инженерной бригады округа, инженерно-­саперных батальонов мотострелковых бригад и других специальных подразделений. Например, на горном учебно­-тренировочном комплексе «Цабал» состоялся полевой выход инженерно­саперного подразделения российской военной базы, дислоцированной в Республике Абхазия.

В условиях горно-­лесистой местности военнослужащие учились управлять минными полями, осуществлять подрыв взрывоопасных

предметов огневым и электрическим способами, вести инженерную разведку местности, возводить фортификационные сооружения, а также выполняли упражнения по вождению специальной и автомобильной техники.

Особое внимание в ходе полевых занятий уделялось освоению современной станции добычи и очистки воды СКО­10 «Гигиена» и новейшего бесконтактного миноискателя «Коршун». Возможности последнего позволяют обнаруживать взрывные устройства на дальности до 30 м как в грунте и снегу, так и в различных конструкциях и за преградами.

Далее, более 200 военнослужащих инженерных подразделений общевойсковых соединений, дислоцированных на территории Чеченской Республики, с привлечением около 50 единиц боевой и специальной техники провели отработку задач по предназначению в рамках полевых выходов на учебных комплексах «Альпийский», «Гвардейский» и «Калиновский».

В ходе тренировок военнослужащие отработали нормативы по инженерному обеспечению действий мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделений.

В завершение полевых выходов они выполнили задачи по проделыванию проходов в минно­взрывных заграждениях при помощи специального заряда установки разминирования.

Полевые занятия проводились на специально оборудованных учебных местах и инженерных полях учебных комплексов соединений.

Но своеобразным апогеем хода боевой учебы за истекшее время стало участие военнослужащих в стратегическом командно­штабном учении «Кавказ ­ 2012», в ходе которого пришлось выполнять широкий спектр задач. Напомню, что накануне активной фазы учения проводилось специальное учение тыла. Здесь были показаны виды переправ через крупные водные преграды. В частности, через реку Дон наводился понтонный мост длиной 452 метра. Также были организованы паромная и десантная переправы, переправа танков под водой.

При подготовке к проведению учения нами также были решены задачи по фортификационному оборудованию рубежей, позиций и районов, разминированию местности и объектов. Мы занимались подготовкой и содержанием путей движения и маневра, скрытием и имитацией важных районов и объектов с применением средств инженерного вооружения, местных средств и материалов, полевым электроснабжением войск. А уже в ходе практических действий важное место было отведено инженерной разведке противника, местности и объектов. Причем такая разведка велась как наземными, так и воздушными средствами. Кроме того, нам было приказано заняться устройством и содержанием инженерных заграждений, проделыванием и содержанием проходов в инженерных заграждениях и разрушениях.

При этом могу заметить, что командование оценило наши действия на «хорошо» и «отлично». Что стало для личного состава не только предметом гордости, но и стимулом для поддержания профессиональной выучки на высоком уровне и ее совершенствования. Ряд военнослужащих были награждены медалями Министерства обороны.

­ Константин Евгеньевич, специфика службы ваших подчиненных такова, что они как, пожалуй, никто другой должны «держать порох сухим», быть готовыми в любую минуту и в любой обстановке выполнить реальную боевую задачу. Удается ли, и в какой мере, с этим справиться?

­ Это в том смысле, что и в мирное время военнослужащим инженерно­саперных подразделений приходится непосредственно заниматься реальным разминированием местности, обезвреживанием тех или иных боеприпасов. Так, Верховным Главнокомандующим и Правительством Российской Федерации перед нами поставлена задача по разминированию территорий Чеченской Республики и Республики Ингушетия.

Здесь очень большой объем работ, всего необходимо разминировать 15000 га. Занимается этим батальон разминирования численностью около 500 человек. Как правило, все очищенные от взрывоопасных предметов земли потом используются в качестве сельхозугодий. А в Ингушетии, кроме того, планируется создание туристского кластера. Действительно, места эти очень красивы и привлекательны для отечественных и зарубежных туристов. Взять хотя бы Джейрахское ущелье, район средневекового замкового селения Вовнушки. Так что наша работа напрямую связана с укреплением в регионе Северного Кавказа мирной жизни, мы помогаем сделать ее процветающей и безопасной.

Работы проводятся в Шелковском, Грозненском, Урус­Мартановском, Шалинском и Курчалойском районах Чеченской Республики, а также в Сунженском и Джейрахском районах Республики Ингушетия.

При разминировании саперы применяют бронированные машины разминирования БМР­М на базе танка Т-­72 с колейным минным тралом, инженерные машины разграждения ИМР­3, а также поступившие в ЮВО в 2012 г. миноискатели «Коршун» и защитные костюмы сапера «Дублон». Кроме того, в поиске взрывоопасных предметов принимают участие специалисты минно­розыскной службы со специально обученными собаками.

Всего в 2013 г. саперами инженерных войск ЮВО будут очищены от взрывоопасных предметов более 600 га сельскохозяйственных угодий, а также ряд важных объектов экономического комплекса республик.

В прошлом году силами инженерных войск военного округа проверено около 1350 га, обезврежено около 3,5 тыс. различных боеприпасов и взрывоопасных предметов.

Плановые годовые показатели были выполнены на 150%. Мероприятия по разминированию спланированы до 2015 г. К этому времени силами инженерно­саперных подразделений ЮВО будут полностью очищены от взрывоопасных предметов около 15 000 тыс. га сельхозугодий.

Должен сказать, что выполнение таких задач требует от личного состава большого профессионализма и высокой ответственности. Здесь саперы действуют, можно сказать, в реальной боевой обстановке, и известная пословица о сапере, который не имеет права на ошибку, здесь актуальна как нигде. Вот свежий пример. Нашими военнослужащими на территории разминирования были обнаружены минные поля, установленные неизвестными подразделениями, никакой документации на них в архивах найти не удалось. Боеприпасы были смешанного типа, как противотанковые, так и противопехотные, установленные к тому же на неизвлекаемость. И только высочайшая выучка личного состава, правильно и качественно организованные работы дали возможность обеспечить разминирование без потерь и происшествий. В этом большая заслуга начальника оперативной группы ЮВО полковника Александра Нестеренко и командира батальона разминирования подполковника Сергея Маторина.

­ Легко предположить, что профессиональная подготовка военнослужащих батальона разминирования предполагает наличие особых качеств, знаний и опыта. Как и где людей готовят к такой непростой работе? Где вообще черпаете, так сказать, кадры?

­ Прежде всего обращу внимание на тот факт, что в батальоне разминирования служат исключительно по контракту. То есть, это уже зрелые, опытные бойцы, хорошо понимающие, на какой ответственный шаг пошли. Каждый из них в обязательном порядке прошел курс обучения в учебных центрах Минобороны России в Волгоградской и Московской областях. Они имеют допуск на работу с взрывоопасными предметами. Кроме того, существует отработанная система доподготовки таких военнослужащих. Это позволяет исключить случаи гибели или травматизма личного состава, которых нам на сегодняшний день удается избегать.

Можно добавить, что схожий сценарий подготовки личного состава реализуется и при выполнении задач по очистке от взрывоопасных предметов наших военных полигонов, а также обезвреживании боеприпасов времен Великой Отечественной войны.

Несколько слов добавлю о том, что принято называть эхом минувшей войны. Как известно, одна из величайших битв Великой Отечественной развернулась под Сталинградом, а это территория нынешнего Южного военного округа. И нам до сих пор очень часто приходится очищать землю от зловещих посланцев тех грозных лет. В 2013 году более 1,5 тысяч взрывоопасных предметов и различных боеприпасов времен Великой Отечественной войны массой более 2 тонн было извлечено, транспортировано к месту утилизации и обезврежено инженерно­саперными подразделениями Южного военного округа. За это время группами разминирования было выполнено более 170 заявок от отделов областного военного комиссариата с выездом к месту обнаружения в 6 городах и 33 районах Волгоградской области.

Немного подробнее о подготовке младших специалистов для наших частей и подразделений. Большинство из них проходят обучение в межвидовом Учебном центре Южного военного округа, дислоцированном в Волгоградской области. Не так давно состоялся выпуск более 1000 младших специалистов инженерных войск, которые были подготовлены более чем по 20 военно­учетным специальностям, которые нами востребованы.

По завершении 3,5­месячного курса и успешной сдачи итоговых экзаменов военнослужащие направляются для прохождения дальнейшей службы в воинские части и соединения Южного, Центрального и Западного военных округов.

Центр осуществляет подготовку экскаваторщиков, крановщиков, механиков­водителей бульдозеров, тягачей, мостоукладчиков, водителей гусеничных плавающих транспортеров и инженерно­разведывательных машин.

Здесь также проходят подготовку военные водолазы, которые учатся проводить инженерно­технические, специальные, спасательно­эвакуационные и инженерно­разведывательные водолазные работы с погружением на глубину до 60 метров.

Они должны уметь находить на глубине взрывные устройства и извлекать их на поверхность, работать по металлу, производить расчистку русла реки. За период обучения водолазы проводят под водой до 60 учебных часов.

Что касается офицеров, то абсолютное большинство из них к нам ныне приходят после окончания филиала Военной академии войск РХБ защиты и инженерных войск (г. Тюмень). Для нас это сейчас основная кузница кадров.

­ А все ли из них получают возможность служить по избранной в военном вузе специальности, нет ли разочаровавшихся? Есть ли перспективы совершенствования в профессии?

­ К счастью, эта проблема сейчас для нас не актуальна. Из прибывших к нам молодых офицеров в прошлом году все получили соответствующие должностные назначения. Более того, у нас наблюдался небольшой некомплект офицерского состава, который мы восполнили за счет офицеров ­ выпускников 2013 года.

Факторов, влияющих на такую ситуацию, несколько. Важным, конечно, является тот, что руководство страны проявило реальную заботу об уровне социальной обеспеченности и защищенности военнослужащих. При условиях хорошей службы люди сейчас получают вполне приличное денежное вознаграждение, пользуются рядом установленных действующим законодательством льгот и преимуществ. Далее, у нас практически полностью решен квартирный вопрос. Все имеющие на то право военнослужащие служебным жильем обеспечены. Сейчас своей очереди на получение квартир дожидаются буквально несколько человек, и то потому, что ждут их в избранном регионе.

И это еще не все. За последние 2­3 года к нам вернулись около 20 офицеров, ранее уволенных по организационно­штатным мероприятиям. Многие и сейчас обращаются в призывные пункты с просьбой вновь заключить контракт с Минобороны, возникла даже определенная конкуренция, у нас появился выбор.

Немаловажным, считаю, и тот момент, что служить у нас в округе престижно и интересно с профессиональной точки зрения, есть стимулы. Именно в наши части и подразделения поступают образцы новейшей техники и вооружения: бронекостюмы нового образца «Дублон», новейшей разработки костюмы «Соболь» и так далее. Вновь развернутая инженерная бригада ЮВО также получила на вооружение самые современные образцы техники. Даже 2 западноевропейских бульдозера фирмы «Liebherr» для нас по оборонному заказу закупили. Они уже поступили на вооружение и приняли участие в проведении лагерного сбора, отлично зарекомендовав себя при выполнении реальных задач.

Новейшая отечественная техника и образцы вооружения проходят у нас апробацию, мы выявляем возможные недоработки и перспективы модернизации. У нас ведь действительно иногда складываются непростые условия для боевого применения: высокогорье, высокая влажность, значительные перепады температур. Затем эта техника поступает уже в другие части и подразделения Вооруженных Сил России в усовершенствованном виде.

Могу добавить, что серьезное внимание мы уделяем повышению квалификации специалистов, их профессиональному росту. Мне довелось служить в различных регионах и военных округах нашей страны. И могу с уверенностью заявить, что нигде так основательно и системно не относятся к изучению и пропаганде передового опыта, как это делается в инженерном соединении и инженерно­саперных частях ЮВО. Может быть, потому что до недавнего времени это был самый «воюющий» округ, здесь очень ценят достижения коллег. Ведь нередко опыт окроплен кровью. В каждый период обучения мы разрабатываем, утверждаем у командующего войсками и отправляем в подразделения методические рекомендации и учебно­методические пособия по воинским специальностям. Особое внимание сейчас уделяем способам и приемам обезвреживания самодельных взрывных устройств, увы, это актуально и сегодня.

В этом году перед нами была поставлена новая задача по обнаружению и захоронению останков советских воинов, погибших в Приэльбрусье в период битвы за Кавказ. Дело для нас необычное, но очень ответственное и почетное. Мы обучили задействованный в этой операции личный состав необходимым навыкам. В сложных условиях высокогорья поставленная н ам задача была выполнена.

Так что наши военнослужащие, как всегда, на переднем крае и в овладении новой техникой, и в реальной боевой работе. А это вселяет гордость за свою профессию и желание делать порученную работу как можно лучше.

Интервью взял

Юрий СЕЛЕЗНЕВ

(Я) К:Учебные заведения, основанные в 1932 году

Вое́нный институ́т (инжене́рных во́йск) Общевойсково́й акаде́мии Вооружённых Сил Росси́йской Федера́ции - структурное подразделение ОВА ВС России . В советское время Военно-инженерная ордена Ленина, Краснознамённая академия имени В. В. Куйбышева . В настоящее время является основным учебно-методическим центром инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации.

История

Инженерная академия в Петербурге

На правопреемство в отношении Николаевской инженерной академии претендуют как Военный инженерно-технический университет в Петербурге, так и Военный институт инженерных войск в Москве (бывшая академия имени Куйбышева). Петербуржцы ссылаются на то, что 10 июня 1939 года было подписано постановление Комитета Обороны при СНК СССР , и издан приказ Наркома ВМФ о образовании в Ленинграде Высшего военно-морского инженерно-строительного училища РККВМФ, куда был возвращен морской инженерный факультет академии и присоединена отделённая часть - Ленинградский институт инженеров промышленного строительства .

Академия имени Куйбышева

Военно-инженерная академия была создана приказом Реввоенсовета СССР от 21 марта 1932 года на основе переместившегося в Москву инженерного факультета академии и использованием базы высшего инженерно-строительного училища . Через три года академии было присвоено имя В. В. Куйбышева .

Занимала академия старинный дом Дурасовых на Покровском бульваре. В 1932 году для Военно-инженерной академии построено новое здание на месте правого флигеля усадьбы на углу улицы Воронцово поле (архитектор А. Круглов). С ноября 1941 по декабрь 1943 года академия находилась в эвакуации в г. Фрунзе .

Много лет председателем государственной комиссии по защите дипломных проектов Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева был выпускник Николаевского училища Д. М. Карбышев . Преподавали в академии видные учёные: Герой Социалистического Труда И. М. Рабинович, профессора М. М. Филоненко-Бородич, В. К. Дмоховский, В. М. Келдыш, А. Ф. Лолейт .

После присоединения к Общевойсковой академии ВС России Военный институт (инженерных войск) остался основным учебно-методическим центром инженерных войск. Он готовит офицеров для Вооружённых Сил , МЧС , Внутренних войск МВД, Пограничной службы ФСБ, а также для ряда иностранных армий.

В институте функционируют факультеты : командно-инженерный, командный Внутренних войск, командный Пограничной службы, геодезический, переподготовки и повышения квалификации, Гражданской обороны. Существует отделение заочного обучения. Работает 17 кафедр , в том числе тактики инженерных войск, управления инженерными войсками, фортификации и маскировки, инженерных заграждений, дорожных машин и переправ и т. д..

В институте действует научно-исследовательский центр, основными направлениями исследований которого являются инженерное обеспечение боя, тактика инженерных войск, фортификационное оборудование местности, применение и преодоление заграждений, подготовка и содержание путей движения войск и переправ, маскировка войск и др.

С 1998 года в соответствии с постановлением Правительства РФ Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева (г. Москва) преобразована в Военно-инженерный университет с тремя филиалами: Санкт-Петербургским, Нижегородским и Тюменским.

Начальником института был назначен заместитель начальника Общевойсковой академии ВС России генерал-майор (2004 г., с 2008 года генерал-лейтенант) Ю. П. Балховитин (1958 г. рожд.), с 1 августа 2008 года - начальник инженерных войск Сухопутных войск . Уволен с военной службы 24 ноября 2009 года в связи с крупным пожаром на 31-м арсенале МО РФ в Ульяновске 13 ноября 2009 года.

Известные преподаватели

  • Д. М. Карбышев , Герой Советского Союза
  • И. М. Рабинович , Герой Социалистического Труда
  • М. М. Филоненко-Бородич , профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
  • В. К. Дмоховский , профессор
  • В. М. Келдыш , профессор
  • Г. Г. Карлсен , профессор
  • А. Ф. Лолейт , профессор
  • А. А. Зубков , старший преподаватель
  • А. С. Фисенко , профессор, руководитель кафедры промышленных сооружений
  • Б. Ф. Зарако-Зараковский , советский и польский военачальник, генерал-лейтенант Советской Армии и генерал дивизии Войска Польского

Выпускники

Воспитанниками Санкт-Петербургской и Московской академий были видные военачальники инженерных войск:

  • начальник инженерных войск Красной Армии в 1941-1942 годы генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр ;
  • начальник инженерных войск Красной Армии с 1942 года, первый маршал инженерных войск М. П. Воробьев ;
  • начальник инженерного управления Народного комиссариата Военно-Морского Флота в период войны генерал-лейтенант инженерных войск П. И. Судьбин;
  • начальник штаба инженерных войск Советской Армии Б.В. Благославов
  • начальник штаба инженерных войск Красной Армии генерал-полковник инженерных войск К. С. Назаров;
  • Маршал Советского Союза Н. В. Огарков .

Начальниками инженерных войск фронтов в годы войны были выпускники академии Н. П. Баранов, Б.В. Благославов , Ю. В. Бордзиловский , Б. В. Бычевский , И. П. Галицкий , В. Ф. Зотов, Н. Ф. Кирчевский, З. И. Колесников , В. В. Косарев, Г. Г. Невский, И. А. Петров, Н. М. Пилипец, А. И. Прошляков, А. И. Смирнов-Несвицкий, А. Ф. Хренов, А. Д. Цирлин , В. Ф. Шестаков.

Среди выпускников академии - выдающиеся военные инженеры и учёные Е. В. Александров, Г. Г. Азгальдов , М. Г. Бархин , С. А. Ильясевич, Н. С. Касперович, Н. Л. Кирпичёв, А. Р. Шуляченко, Г. М. Саламахин, Б. Г. Скрамтаев, ст. преподаватель В. М. Зайцев (кандидат тех. наук) и другие.

Напишите отзыв о статье "Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации"

Примечания

Литература

  • Под общей редакцией А. Д. Цирлина, Военно-инженерная Краснознаменная академия имени В. В. Куйбышева, Краткий исторический очерк. - Москва (М.), ВИА, 1966 г..
  • Военно-инженерная академия им. Куйбышева 150 лет, М.: Воениздат , 1969 г..
  • 150 лет Военно-инженерной ордена Ленина Краснознаменной академии имени В. В. Куйбышева., М., Фабрика им. Дунаева, 1969 г..
  • Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. - М.: Воениздат, 1970 г..
  • Шевчук А. Б. и др. Военно-инженерному университету 180 лет. - М.: ВИУ, 1999 г..
  • Военный энциклопедический словарь инженерных войск. - М.: ВИА, 2004 г..
  • Зеленский В. Е. Памятники военно-инженерного искусства: историческая память современного общества и новые объекты культурного наследия России

Ссылки

Отрывок, характеризующий Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.
Этот фланговый марш не только не мог бы принести какие нибудь выгоды, но мог бы погубить русскую армию, ежели бы при том не было совпадения других условий. Что бы было, если бы не сгорела Москва? Если бы Мюрат не потерял из виду русских? Если бы Наполеон не находился в бездействии? Если бы под Красной Пахрой русская армия, по совету Бенигсена и Барклая, дала бы сражение? Что бы было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой? Что бы было, если бы впоследствии Наполеон, подойдя к Тарутину, атаковал бы русских хотя бы с одной десятой долей той энергии, с которой он атаковал в Смоленске? Что бы было, если бы французы пошли на Петербург?.. При всех этих предположениях спасительность флангового марша могла перейти в пагубность.
В третьих, и самое непонятное, состоит в том, что люди, изучающие историю, умышленно не хотят видеть того, что фланговый марш нельзя приписывать никакому одному человеку, что никто никогда его не предвидел, что маневр этот, точно так же как и отступление в Филях, в настоящем никогда никому не представлялся в его цельности, а шаг за шагом, событие за событием, мгновение за мгновением вытекал из бесчисленного количества самых разнообразных условий, и только тогда представился во всей своей цельности, когда он совершился и стал прошедшим.
На совете в Филях у русского начальства преобладающею мыслью было само собой разумевшееся отступление по прямому направлению назад, то есть по Нижегородской дороге. Доказательствами тому служит то, что большинство голосов на совете было подано в этом смысле, и, главное, известный разговор после совета главнокомандующего с Ланским, заведовавшим провиантскою частью. Ланской донес главнокомандующему, что продовольствие для армии собрано преимущественно по Оке, в Тульской и Калужской губерниях и что в случае отступления на Нижний запасы провианта будут отделены от армии большою рекою Окой, через которую перевоз в первозимье бывает невозможен. Это был первый признак необходимости уклонения от прежде представлявшегося самым естественным прямого направления на Нижний. Армия подержалась южнее, по Рязанской дороге, и ближе к запасам. Впоследствии бездействие французов, потерявших даже из виду русскую армию, заботы о защите Тульского завода и, главное, выгоды приближения к своим запасам заставили армию отклониться еще южнее, на Тульскую дорогу. Перейдя отчаянным движением за Пахрой на Тульскую дорогу, военачальники русской армии думали оставаться у Подольска, и не было мысли о Тарутинской позиции; но бесчисленное количество обстоятельств и появление опять французских войск, прежде потерявших из виду русских, и проекты сражения, и, главное, обилие провианта в Калуге заставили нашу армию еще более отклониться к югу и перейти в середину путей своего продовольствия, с Тульской на Калужскую дорогу, к Тарутину. Точно так же, как нельзя отвечать на тот вопрос, когда оставлена была Москва, нельзя отвечать и на то, когда именно и кем решено было перейти к Тарутину. Только тогда, когда войска пришли уже к Тарутину вследствие бесчисленных дифференциальных сил, тогда только стали люди уверять себя, что они этого хотели и давно предвидели.

Знаменитый фланговый марш состоял только в том, что русское войско, отступая все прямо назад по обратному направлению наступления, после того как наступление французов прекратилось, отклонилось от принятого сначала прямого направления и, не видя за собой преследования, естественно подалось в ту сторону, куда его влекло обилие продовольствия.
Если бы представить себе не гениальных полководцев во главе русской армии, но просто одну армию без начальников, то и эта армия не могла бы сделать ничего другого, кроме обратного движения к Москве, описывая дугу с той стороны, с которой было больше продовольствия и край был обильнее.
Передвижение это с Нижегородской на Рязанскую, Тульскую и Калужскую дороги было до такой степени естественно, что в этом самом направлении отбегали мародеры русской армии и что в этом самом направлении требовалось из Петербурга, чтобы Кутузов перевел свою армию. В Тарутине Кутузов получил почти выговор от государя за то, что он отвел армию на Рязанскую дорогу, и ему указывалось то самое положение против Калуги, в котором он уже находился в то время, как получил письмо государя.
Откатывавшийся по направлению толчка, данного ему во время всей кампании и в Бородинском сражении, шар русского войска, при уничтожении силы толчка и не получая новых толчков, принял то положение, которое было ему естественно.
Заслуга Кутузова не состояла в каком нибудь гениальном, как это называют, стратегическом маневре, а в том, что он один понимал значение совершавшегося события. Он один понимал уже тогда значение бездействия французской армии, он один продолжал утверждать, что Бородинское сражение была победа; он один – тот, который, казалось бы, по своему положению главнокомандующего, должен был быть вызываем к наступлению, – он один все силы свои употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений.
Подбитый зверь под Бородиным лежал там где то, где его оставил отбежавший охотник; но жив ли, силен ли он был, или он только притаился, охотник не знал этого. Вдруг послышался стон этого зверя.
Стон этого раненого зверя, французской армии, обличивший ее погибель, была присылка Лористона в лагерь Кутузова с просьбой о мире.
Наполеон с своей уверенностью в том, что не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что ему пришло в голову, написал Кутузову слова, первые пришедшие ему в голову и не имеющие никакого смысла. Он писал:

«Monsieur le prince Koutouzov, – писал он, – j"envoie pres de vous un de mes aides de camps generaux pour vous entretenir de plusieurs objets interessants. Je desire que Votre Altesse ajoute foi a ce qu"il lui dira, surtout lorsqu"il exprimera les sentiments d"estime et de particuliere consideration que j"ai depuis longtemps pour sa personne… Cette lettre n"etant a autre fin, je prie Dieu, Monsieur le prince Koutouzov, qu"il vous ait en sa sainte et digne garde,
Moscou, le 3 Octobre, 1812. Signe:
Napoleon».
[Князь Кутузов, посылаю к вам одного из моих генерал адъютантов для переговоров с вами о многих важных предметах. Прошу Вашу Светлость верить всему, что он вам скажет, особенно когда, станет выражать вам чувствования уважения и особенного почтения, питаемые мною к вам с давнего времени. Засим молю бога о сохранении вас под своим священным кровом.
Москва, 3 октября, 1812.
Наполеон. ]

«Je serais maudit par la posterite si l"on me regardait comme le premier moteur d"un accommodement quelconque. Tel est l"esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.
«Князь Михаил Иларионович! – писал государь от 2 го октября в письме, полученном после Тарутинского сражения. – С 2 го сентября Москва в руках неприятельских. Последние ваши рапорты от 20 го; и в течение всего сего времени не только что ничего не предпринято для действия противу неприятеля и освобождения первопрестольной столицы, но даже, по последним рапортам вашим, вы еще отступили назад. Серпухов уже занят отрядом неприятельским, и Тула, с знаменитым и столь для армии необходимым своим заводом, в опасности. По рапортам от генерала Винцингероде вижу я, что неприятельский 10000 й корпус подвигается по Петербургской дороге. Другой, в нескольких тысячах, также подается к Дмитрову. Третий подвинулся вперед по Владимирской дороге. Четвертый, довольно значительный, стоит между Рузою и Можайском. Наполеон же сам по 25 е число находился в Москве. По всем сим сведениям, когда неприятель сильными отрядами раздробил свои силы, когда Наполеон еще в Москве сам, с своею гвардией, возможно ли, чтобы силы неприятельские, находящиеся перед вами, были значительны и не позволяли вам действовать наступательно? С вероятностию, напротив того, должно полагать, что он вас преследует отрядами или, по крайней мере, корпусом, гораздо слабее армии, вам вверенной. Казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами, могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить оного или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних наших городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Петербург для угрожания сей столице, в которой не могло остаться много войска, ибо с вверенною вам армиею, действуя с решительностию и деятельностию, вы имеете все средства отвратить сие новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы. Вы имели опыты моей готовности вас награждать. Сия готовность не ослабнет во мне, но я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов, которые ум ваш, воинские таланты ваши и храбрость войск, вами предводительствуемых, нам предвещают».



Г алицкий Иван Павлович – заместитель командующего войсками - начальник инженерных войск 1-го Украинского фронта, генерал-полковник инженерных войск.

Родился 9 февраля 1897 года в деревне Зимницы Куйбышевского района Калужской области в семье рабочего. Русский.

В 1918 году призван в ряды Красной Армии. Принимал участие в Гражданской войне: помощник командира взвода Обоянского запасного полка, исполняющий должность командира саперной роты, командир взвода, командир инженерного парка. В 1919 году окончил 2-е Екатеринославские инженерные курсы, в 1926 году - Ленинградские курсы усовершенствования командного состава инженерных войск, в 1931 году - курсы при Военно-технической академии РККА имени Ф.Э. Дзержинского.

С 1921 года командовал отделением санитарной роты на Западном фронте, затем командир санитарной роты. С ноября 1922 года - помощник командира санитарного батальона 5-го стрелкового корпуса. С апреля 1924 года - дивизионный инженер 5-1 стрелковой дивизии, с апреля 1925 года - помощник корпусного инженера 16-го стрелкового корпуса. С 1929 года вновь был дивизионным инженером.

С декабря 1932 года - начальник Научно-испытательного инженерно-технического полигона Военно-инженерного управления РККА. С марта 1935 года - помощник начальника отдела инженерных войск Московского военного округа по боевой подготовке. С апреля 1938 года - начальник отдела инженерных войск Московского военного округа.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года № 945 Галицкому И.П. присвоено воинское звание "генерал-майор инженерных войск".

С июля 1940 года - заместитель начальника Главного военно-инженерного управления Красной Армии (в марте – начале июля 1941 года исполнял обязанности начальника ГВИУ). Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года.

Участник освободительного похода в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году. В боях Великой Отечественной войны с 1941 года.

Во время Великой Отечественной войны И.П. Галицкий занимал должности - заместителя начальника Главного военно-инженерного управления (до ноября 1941 года) и начальника штаба инженерных войск Красной Армии (ноябрь 1941 года – апрель 1942 года), одновременно - начальник оперативно-инженерной группы на Западном фронте (ноябрь – декабрь 1941 года), в Приморской армии Южного фронта (декабрь 1941 года – январь 1942 года) и на Крымском фронте (январь – апрель 1942 года); заместитель командующего – начальник инженерных войск Западного (апрель 1942 года – февраль 1944 года) и 1-го Украинского (с февраля 1944 года и до конца войны) фронтов.

В январе 1942 года оперативная группа инженерных заграждений во главе с начальником штаба инженерных войск Красной Армии генерал-майором Галицким И.П., созданная Ставкой, когда враг был на подступах к Москве, оказала Севастополю большую помощь в инженерном оборудовании обороны.

Как только наши части, отстояв столицу, пошли в наступление, оперативная группа под руководством генерал-майора Галицкого И.П. была направлена в Севастополь. В эшелон было погружено 20 тысяч противотанковых и 25 тысяч противопехотных мин, 200 тонн взрывчатки. В Новороссийске все это было переправлено на крейсер и рано утром 1 января 1942 года как новогодний подарок прибыло в Севастополь.

Работы велись каждую ночь, нередко под вражеским огнём, силами армейских сапёров. Руководители группы были очень загружены; ночью - с сапёрами на передовой, днём - там же на рекогносцировках или за расчётами над картой. Одновременно И.П. Галицкий, А.Ф. Хренов и их помощники готовили план инженерно-заградительных мероприятий второй и третьей очереди.

Он предусматривал создание плотных минных полей на всех танкоопасных направлениях и прикрытие противопехотными препятствиями всего переднего края, кроме участков, которые сама природа защитила крутыми каменными откосами. Намечалось также поставить взрывные заграждения перед ключевыми позициями в глубине обороны - на Инкерманских высотах, у Сапун-горы.

Этот расширенный план, правда, уже не обеспечивался имевшимися минами и другими инженерными средствами и зависел от дальнейшего поступления их с Большой земли или увеличения местного производства.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 14 февраля 1943 года № 176 генерал-майору инженерных войск Галицкому И.П. присвоено воинское звание "генерал-лейтенант инженерных войск".

Значительно раньше, чем всё намеченное могло быть осуществлено, группа под руководством генерал-лейтенанта И.П. Галицкого из Севастополя отбыла - штаб фронта добился переброски её на Керченский полуостров для укрепления Ак-Монайских позиций.

В середине февраля 1944 года, буквально за день до отъезда, И.П. Галицкому пришло письмо от отца. В котором он сообщал, что перед отступлением гитлеровцы расстреляли его престарелую мать, Александру Петровну, и старшую сестру Марию Павловну. Их расстреляли за связь с партизанами и за принадлежность к семье генерала Красной Армии.

Начальник инженерных войск 1-го Украинского фронта генерал-лейтенант инженерных войск И.П. Галицкий умело руководил инженерными войсками в Берлинской и Пражской операциях. Показал себя истинным мастером своего дела. Работал с вдохновением и подлинно новаторской смелостью.

На Сандомирском плацдарме под руководством И.П. Галицкого было отрыто полторы тысячи километров траншей и ходов сообщения; построено 1160 командных и наблюдательных пунктов; подготовлено 11 тысяч артиллерийских и минометных позиций, 10 тысяч землянок и разного рода укрытий для войск; проложено заново и приведено в порядок больше 2 тысяч километров автомобильных дорог в расчете на то, чтобы к началу наступления на каждую дивизию и каждую танковую бригаду имелось по две дороги. Это позволяло избежать пробок.

Кроме того, инженерные войска навели через Вислу 13 мостов и организовали три паромные переправы большой грузоподъемности. К этому стоит добавить, что для предполагавшегося нами маскировочного маневра инженерные войска изготовили 400 макетов танков, 500 макетов автомашин и 1000 макетов орудий.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 апреля 1945 года № 813 генерал-лейтенанту инженерных войск Галицкому И.П. присвоено воинское звание "генерал-полковник инженерных войск".

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года за умелое руководство инженерными войсками и проявленные при этом личное мужество и героизм генерал-лейтенанту инженерных войск Ивану Павловичу Галицкому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6570).

После войны И.П. Галицкий занимал ряд ответственных должностей в войсках. В 1951-57 годах он - начальник Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. Кандидат военных наук, доцент.

Во второй половине 50-х годов, когда министром обороны СССР был Маршал Советского Союза Жуков Г.К., военная прокуратура расследовала типичное дело. В 1938 году был арестован, судим и расстрелян начальник инженерных войск Московского военного округа бригадный инженер С. Асланов. Жена его была отаправлена в ссылку, где сошла с ума и умерла, дети были определены в детский дом...

При проверке данного уголовного дела в 1957 году выяснилось, что единственным основанием для расправы явился донос майора Галицкого И.П., который и занял место казнённого Асланова.

Когда военная прокуратура занялась пересмотром этого уголовного дела, Галицкий был процветающим генерал-полковником инженерных войск. Он всячески отрицал свою причастность к гнусному преступлению, но был уличён сохранившимся в архивах собственноручным доносом.

Прокуратура проинформировала министра обороны Г.К. Жукова об этом позорном факте биографии генерала Галицкого. По приказу Г.К. Жукова Галицкий был отстранён от должности начальника Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. По представлению Министерства обороны СССР постановлением Совета Министров СССР № 784-366 от 4 июля 1957 года Галицкий лишён воинского звания "генерал-полковник". А партийная организация исключила его из партийных рядов.

Суровое, но справедливое возмездие!

Когда же Г.К. Жукова убрали с поста министры обороны СССР, то Галицкий бросился в высшие партийные инстанции с жалобами на «расправу». Главному военному прокурору А. Горному и прокурору генерал-лейтенанту юстиции Викторову Б.А., который руководил группой по пересмотру дел Главной Военной прокуратурой, недовольно заявили в ЦК КПСС: «Вы зачем подсунули Жукову этот факт? Вы что, не знаете, какой нрав у Жукова – рубить сплеча?».

Галицкий И.П. практически отделался лёгким испугом, и очень скоро относительно его был издано другое постановление (без публикации), в котором предыдущее изменялось - не лишить, а снизить в звании до генерал-лейтенанта и уволить в запас. И в партии, в конечном итоге, И.П. Галицкий также остался. «Не стоило удивлятья. Уже была принята на вооружение концепция «выгодной» и «невыгодной» правды...»

С 1957 года генерал-лейтенант инженерных войск Галицкий И.П. - в запасе. Жил в городе-герое Москве. Скончался 8 марта 1987 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-2).

Карпов В.В. Полководец. М., 1985. Командный и начальствующий состав Красной Армии в 1940-1941 гг. М.,СПб.2005.

Инженерные войска

Лев Киль. Русские офицеры Корпуса инженеров эпохи Наполеоновских войн

Входит в Тип

Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX века их численность превысила 21 тысячу человек, что составляло около 2,3 % всего состава вооружённых сил. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Э. И. Тотлебеном , постановило провести комплекс военно-строительных работ. За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск , Варшавская цитадель , Зегрис, Брест-Литовск , Осовец, Ковно, Ивангород , застава Дубро и различные укрепления и сооружения.

Согласно Боевому уставу Сухопутных войск ВС СССР инженерное обеспечение включает в себя:

  • инженерную разведку противника, местности и объектов;
  • фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;
  • устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;
  • установка и содержание ядерных мин и фугасов ;
  • уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;
  • проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;
  • устройство проходов через препятствия;
  • разминирование местности и объектов;
  • подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;
  • оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;
  • инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;
  • инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;
  • добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.

Инженерные войска выполняли задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и инженерных боеприпасов. Кроме того, в их задачи входит поражение техники и живой силы противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами.

1918-1945 года

Советские инженерные войска создавались вместе с организацией Красной Армии . В дивизиях предусматривалось иметь инженерный батальон, а в стрелковых бригадах - инженерно-сапёрную роту. В сформированы специальные инженерные части. Руководство инженерными войсками осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (1918-1921 - А. П. Шошин), начальники инженеров фронтов, армий и дивизий. В руководство войсками возложено на Главное военно-инженерное управление. К 1929 году штатные инженерные части имелись во всех родах войск. После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года учреждена должность начальника Инженерных войск. В ходе войны инженерные войска строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, обеспечивали проведение манёвра войск, проделывали проходы в минных полях противника, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов и т. д.

Начальники Инженерных войск ВС СССР и ВС РФ

Инженерная техника и вооружение

  • Тяжёлый механизированный мост «ТММ», «ТММ-2», «ТММ-3» и «ТММ-6»
  • Прицепный минный заградитель «ПМЗ»
  • Паромно-мостовая машина «ПММ» «ПММ-2» и «ПММ-2М»
  • Вертолетный минный раскладчик «ВМР»

ИВ ВС по странам

  • Инженерные войска Израиля (англ. )
  • Инженерные войска Канады (англ. )
  • Инженерные войска Австралии (англ. )
  • Инженерные войска Великобритании (англ. )
  • Инженерные войска Германии (англ. )

См. также

Примечания

Литература

  • Никифоров Н. И. Штурмовые бригады Красной Армии в бою. - Эксмо Яуза, 2008. - 416 с. - (Великая Отечественная: Цена Победы). - ISBN 978-5-699-25628-0
  • Инженерные и Железнодорожные войска: В 2 т. - СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1909-1911. на сайте Руниверс
  • Инженерные войска по 15 июля 1901 г. - СПб.: Тип. П. П. Сойкина- 48 с. на сайте Руниверс

Ссылки

  • О Инженерных войсках на офиц. сайте министерства обороны РФ
  • Инженерные войска в боях за Советскую Родину (Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. - М.: Воениздат, 1970.)
  • Sapper Museum - Инженерные войска: Эмблемы, знаки, униформа, фото персональных памятников военным инженерам
  • Памятники военно-инженерного искусства: историческая память и новые объекты культурного наследия России




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта