Пожалуй, тема взаимоотношения разных поколений, отцов и детей, стоит по популярности на втором месте после темы любви. Могу ошибаться, но произведений действительно много. Ниже приведен список, где эта тема рассматривается в разные моменты истории. Как она трансформируется примерно каждые 50 лет.
Останавливаться, разумеется, на всех произведениях мы не будем. А коснемся же основных. Не в обиду Грибоедову, его пропустим, перейдем к рассмотрению пьесы « Недоросль» Д.И. Фонвизина.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Блок тем для сочинения звучит так: «Спор поколений: вместе и врозь». Здесь нам важно показать не только конфликтные ситуации, возникающие между разными поколениями, а также то, как первые воспитывали других, как влияли на них, как у них это получалось.
Наверняка, все слышали такую пословицу – яблоко от яблони не далеко падает. Она бы как раз подошла в качестве эпиграфа.
«Без наук люди живут и жили ». – Так отзывается о необходимости обучения главная героиня фонвизинского произведения. А к тому же властная, деспотичная г-жа Простакова умело оберегает своего сына Митрофана от всякого ученья. Есть, правда, несколько педагогов, но те совершенно негодные, да и зачем, собственно, им вдалбливать лоботрясу какие-то знания, если мать наняла их только потому, что так делают все, ведь стыдно будет перед другими. Иных мотивов научить своего сына чему-либо у нее, по сути-то, и не было. Она олицетворяет безумную, животную любовь к своему сыну.
Некоторые высказывания Простаковой:
«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! »
«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головы, так по мне перестань
».
«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! »
«Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить ».
У Простаковой есть еще и брат, который умом-разумом тоже недалеко ушёл:
«Я отроду ничего не читывал, сестрица. Бог меня избавил от этой скуки ».
«Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата ».
«Люблю свиней сестрица, у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою ».
Ещё у Митрофана есть нянька, которая также печется о нем, оберегая от труда усердного, от тяги к наукам разным.
Окружение исключительно способствовало тому, чтобы взрастить себе подобного. Они это и получили. Крылатое фраза, « Не хочу учиться, хочу жениться» , как раз и прозвучала из уст нашего героя.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Если предыдущее произведение посвящено теме воспитания и образования, то в романе «Отцы и дети» между разными поколениями возникают конфликты. Они идут врозь.
Главный герой, Евгений Базаров, человек, который идёт в ногу со временем, а во многом, даже обгоняет его, делает достаточно спорные заявления. И высказывает это он людям, которые изначально держатся противоположных точек зрения.
Если тема касается искусства, то «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта ». Если природой кто-то восхищается, то только не Базаров: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник ». А любовь так и вовсе – «белиберда ». Понятно, что без конфликтов было не обойтись, а то как же – чистокровные дворяне потерпеть такого вздора точно не могли бы.
Кирсанов так отзывался о Базарове:
«
Лекаришка
»
,
«
волосатый
»
,
«
шарлатан
»
,
«
господин нигилист
»
и т.д.
Добавим ко всему сказанному некоторые колкие высказывания Базарова в адрес Павла Петровича Кирсанова и получите дуэль.
«... уеду отсюда [из родительского дома] завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню... У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: "Мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет"; а сам от меня ни на шаг. Да и совестного как-то от него запираться. Ну, и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего ».
Базаров и понимает, что родители любят его безмерно, но однако же видит, что эта любовь его обременяет. К науке душа лежит, не до телячьих нежностей, и ничего Евгений с этим поделать не мог.
Можно много обсуждать этот роман, спорить, но мы никогда не сможем прийти к единственно верному ответу в вопросе, который бы касался взаимоотношения разных поколений. Не зря ведь, что к ней так часто обращаются, и не зря так любят спорить. Единственное, пожалуй, чего делать нельзя – так это полностью отказываться от своего прошлого, своей истории...
Примерные темы сочинений для подготовки
Среди многих произведений, раскрывающих данную проблему, меня привлек роман английского писателя Николаса Спаркса, полюбившегося нашему российскому читателю по произведению "Дневник памяти". Есть и еще одна причина обращения к этому произведению. Развод родителей, увы, набирающий обороты в нашей стране и тяжелой раной разъедающий души детей. И время повествования - оно все же ближе к современным юношам и девушкам, как бы мы ни почитали классику. Готова услышать мудрые советы учителей русского языка и литературы, а также всех, кто посчитает нужным написать его мне.
Спор поколений: вместе и врозь
Во все времена на всех континентах среди прочих материальных и духовных ценностей, передающихся по наследству из поколения в поколение, есть та, от которой очень хочется избавиться, как от незаживающей раны, потому что ценностью её не назовешь. Это конфликт поколений. И он становится бедой, если разум уступает гордыне. Как навести мосты между зрелостью и юностью и разрубить дамоклов меч холодных, натянутых (порой до ненависти) отношений отцов и детей? Как идти по жизни: вместе или врозь?Ответ на этот вопрос мучительно ищут в семье родители, дети которых все дальше отдаляются, страдая при этом не меньше их. И, конечно же, писатели пытаются проникнуть в самые отдаленные уголки человеческого страдания от непонимания самых близких людей. Среди мастеров слова это И.С. Тургенев, рассказавший нам о горе родителей единственного своего ненаглядного сына Енюшки. Это и судьба самого автора, мать которого была деспотической женщиной, не считавшейся ни с писательскими способностями сына, ни с его собственной точкой зрения на что-либо, в том числе и на личную жизнь. Конечно же, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, рассказавшие нам о проблемах подросткового возраста. Среди современников полюбившийся мне английский писатель Николас Спаркс, о книге которого пойдет речь в моих рассуждениях по данной проблеме.
Роман «Последняя песня» - гимн любви, проявляющейся во всем: во взгляде, в жесте, в слове, в музыке, - и распространяющейся на семью, на друзей, на братьев наших меньших. Но до такой любви надо дорасти, пробираясь, а иногда и продираясь сквозь неожиданные препятствия, которые жизнь тебе подбрасывает на каждом шагу. Дойти, отбрасывая спесь и гордыню, учась слушать и понимать язык близких тебе людей. Как это делала героиня романа Ронни. Еще восемь месяцев назад восемнадцатилетняя девушка, мечтавшая об отдыхе с друзьями на Манхэттенне, вынуждена была ехать по требованию матери на все летние каникулы к отцу в Северную Каролину, все равно, что к черту на кулички. По дороге туда она задавала себе вопросы: «почему… мать и отец так её ненавидят», «почему ей пришлось ехать к отцу, в эту безнадежную южную глушь, к черту на рога?» Она даже не хотела слушать доводы матери, что так надо, что дочь не виделась с отцом уже три года, что она не подходила к телефону, когда ей звонил отец и т.д.
Полный текст сочинения можно скачать по кнопке ниже.
(417 слов) Конфликт поколений – вечная проблема, с которой из года в год сталкивается человечество. Она не обошла стороной ни один народ, ни одну эпоху. Каждый раз отцы и дети конфликтуют друг с другом, каждый раз они находят поводы для несогласия. Но в чем же заключается это противостояние? Я думаю, в борьбе мировоззрений. Изменение условий жизни и норм морали влечет за собой смену парадигмы мышления. Чтобы пояснить свою мысль, приведу литературные примеры.
В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» изображается конфликт между Пантелеем Прокофьевичем и Григорием. Отец всю жизнь служил царской власти, любил и почитал царя. Его ценности можно описать так: «Православие. Самодержавие. Народность». Он свято почитал и семейные ценности, и казацкие традиции. Однако его сын рос и развивался во времена, когда произошла смена парадигмы: народ был утомлен социальной несправедливостью, вечной войной, тяжелыми условиями жизни, поэтому многие люди пошли против царя, повинуясь революционной пропаганде. За счет этого традиционные нравственные ориентиры утратили свое значение, как и обычаи прошлых поколений. Так, Григорий еще до начала революционных событий идет против воли отца – вступает в отношения с замужней женщиной. Наступила война, Мелехов ушел на фронт, но дезертировал оттуда, нарушив присягу, предав царя. В гражданской войне он долгое время воевал на стороне красной армии, представители которой в бога не верили, царскую власть ненавидели, а страну и народ хотели переделать до неузнаваемости. Сын во всем противоречил отцу, но их конфликт – это не бытовые разногласия, а противостояние старого и нового времени, прошлого и будущего России.
В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» конфликт поколений тоже основывается на смене ориентиров. Александр Чацкий выступает за прогрессивные перемены, а старое московское дворянство защищает свои консервативные взгляды. Разница поколений очевидна: если Фамусов рос и строил карьеру в дворянской России, опираясь на связи и капитал, и при этом не выезжал за ее пределы, то многие дети помещиков получали уже заграничное образование, которое открыло им глаза на несовершенство отечества. Увидев более высокий уровень жизни, узнав о нововведениях в науке и технике, новые люди вроде Чацкого хотели переделать патриархальную застоявшуюся Русь, в которой правили алчные и недалекие рабовладельцы. Фамусов и его гости видели ситуацию по-другому: приехал выскочка, который не имеет опыта и авторитета, но лезет учить аристократию. Разница в образовании и воспитании разделила два поколения дворян, конфликт которых представляет собой борьбу старого и нового уклада жизни.
Таким образом, противостояние отцов и детей – это противоборство разных идеологий и ценностей, которые человеку навязывает эпоха. Именно молодежь быстрее и охотнее принимает перемены, поэтому она является носителем новых взглядов на мир. Однако старшее поколение не желает отступать и защищает свое мировоззрение. Так и получается извечная борьба мнений.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах "пример отца". Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.
Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю "отцов" присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:"Пилюля горька, а проглотить ее нужно!"
Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как быотцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми…
Сочинение-рассуждение
Вечен ли конфликт отцов и детей?
Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей» , конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.
В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.
Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего "Енюшеньку", не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова "одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался". А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты.
Ситуация понятна и типична: молодым всегда кажется, что родители - "люди отставные, и их песенка спета", что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много больше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но у молодого человека должны оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие.
В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: " Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать..." Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное.
Хочется вспомнить еще одно произведение, которое заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку - матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» старая любящая мать Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, заботы, повседневная суета, и нет даже времени ответить на материнское письмо. Но раз мать пишет, значит, жива-здорова. Настя посылает старушке деньги и не думает, что матери нужно просто увидеть дочь, подержать ее за руку, погладить по голове. Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала наконец в село, её мать уже похоронили чужие люди. Ей остается только прийти на свежий могильный холмик. Она чувствует горечь и тяжесть своей потери, но ничего вернуть нельзя.
Писатели показывают, что зачастую в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей.
Жизнь непроста: родителям и детям нельзя прожить, никогда не споря, не ссорясь, не обижая друг друга. Но если те и другие будут помнить, что они - это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь - крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее. Я думаю, это возможно.
Вечной проблемой, перед которой часто бессильными оказываются люди разных поколений, является конфликты отцов и детей. Считавшиеся ранее основой людского существования жизненные принципы старших, имеют свойство уходить в прошлое, и сменяться новыми жизненными идеалами, в которые верит молодое поколение. При этом поколение “отцов” не желает уступать и осуществляет попытки к сохранению всего того, что в него вселяло веру, и чем оно жило всю жизнь.
Зачастую представители старшего поколения не хотят считаться с новыми убеждениями
молодых людей, выражая стремление к покою. Они желают все оставить, как было. Но “дети” отличаются более прогрессивными взглядами на жизнь, находятся в постоянном движении, стремлении все подвергнуть перестройке, изменениям, не понимая пассивности старших.
Столкновение, происходящее между “отцами” и “детьми” имело место быть всегда, оно и сегодня остается актуальным, и будет тревожить жизнь будущих поколений. Это стало отражением мыслей многих русских писателей. Каждому свойственно по-разному разрешать данную проблему в своем творчестве. В число таких классиков литературы входит И. С. Тургенев,
написавший произведение “Отцы и дети”, заслуживающее на особое внимание. В романе описываются главные противники и антагонисты – Евгений Базаров и Павел Кирсанов. Перед читателем разворачивается конфликт, рассматриваемый, как возникновение проблемы “отцов и детей”. Здесь имеются в виду социальные, политические и общественные разногласия. Важно отметить факт отличия между Базаровым и Кирсановым с точки зрения их социального происхождения, что, нашло, конечно, свое отражение на формировании взглядов данных личностей.
Прародители Базарова были крепостными крестьянами. Для того чтобы добиться в жизни поставленных целей, ему потребовалось много думать и трудиться. Евгения привлекало изучение медицинских и естественных наук, проведение опытов, коллекционирование жуков и насекомых. В отличие от него Павел Петрович вырос в благополучной атмосфере достатка, даже поселившись в деревне у брата, Кирсанов умудрялся соблюдать светские приличия. Внешнему виду данный персонаж придавал огромное значение. Увлечением Кирсанова Павла Петровича являлась поэзия. Соблюдение дворянского уклада жизни он считал своим долгом.
(1
оценок, среднее: 2.00
из 5)