Главная » Отношения » Башмачкин чин. Акакий Башмачкин. Сочинение. Другие персонажи «Шинели»

Башмачкин чин. Акакий Башмачкин. Сочинение. Другие персонажи «Шинели»

>Характеристики героев Шинель

Характеристика героя Акакий Акакиевич

Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», бедный титулярный советник в департаменте Петербурга. Это был одинокий, униженный судьбой и окружающими чиновник, при этом обладающий сердцем и чувствами. В его окружении полно жестоких и бессердечных людей, которые часто оскорбляют его, отчего кажутся ничтожными и духовно нищими. По описанию Гоголя, Башмачников – человек бедный, неприметный и заурядный. Никто не помнит даже, как он на работу поступил. Внешне это низенький мужчина, немного рыжеватый и подслеповатый, с лысиной на лбу и морщинами на щеках. Ему отведена роль переписчика документов, что он делает с большим удовольствием. По сути, он беспрекословно выполняет указания начальства и особо задумываться над чем-либо не приходиться. Его работа не требует даже элементарной сообразительности. А когда ему предлагают какое-нибудь задание со смыслом, он начинает сильно волноваться. Однажды ему было предложено небольшое повышение, но он от него отказался от робости и неуверенности в своих силах.

Духовная жизнь этого героя также ограничена. Заказываю новую шинель, он не ищет роскоши, а всего лишь хочет защитить себя от холода и являться на работу в соответствующей форме. С того момента, как он обратился к портному Петровичу, мысли о новой шинели стали смыслом его существования. Теперь он меньше ел, меньше употреблял чая, не жег свечи по вечерам, не носил белье прачке, а потому дома ходил в одном и том же халате. И все это ради того, чтобы скопить денег на шинель. Даже лицо его начало светиться от этих мыслей, появился блеск в глазах. С появлением шинели с теплой подкладкой и меховым воротником, Башмачников совсем преобразился. Его коллеги в честь этого даже устроили праздник. К сожалению, это был единственный день, когда герой ходил в своей обновке. В тот же вечер на него напали грабители и сняли шинель. Когда Акакий Акакиевич обратился к будочнику за помощью, тот только отмахнулся от него. Также поступил и частный пристав, к которому он пошел на следующий день.

Но, пожалуй, хуже всего поступил тот, кого за глаза называли «значительное лицо». Если раньше он был в приятельских отношениях с этим лицом, то теперь тот занимал высокий пост и старался казаться как можно более «значительным». Со всей строгостью в лице и голосе он отчитал Акакия Акакиевича и нагрубил ему. В тот же день Башмачников перемерз на улице в своей старой, захудалой шинели и простудился. Через несколько дней он умер, но стал призраком являться у моста и отбирать у прохожих шинели. В один из вечеров он напал на своего знакомого высокопоставленного чиновника и с него тоже стянул шинель. С тех пор «значительное лицо» никому не грубит. Да и мертвец перестал появляться у моста. Происходящие в повести события показывают, что герой не желал никому зла и был достойным человеком, однако в силу своей слабохарактерности влачил «маленькую» и никчемную жизнь.


Акакий Акакиевич Башмачкин является главным персонажем повести об исчезнувшей шинели, написанной Н.В. Гоголем. Характеристика внешности главного героя невзрачна: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Акакий Акакиевич служит в департаменте, занимая должность переписчика бумаг.

Характер Акакия Акакиевича обезличен, как и общество, в котором он живет.

Неслучайно в повести постоянно повторяются формулы: «один день», «одно значительное лицо», «один чиновник». Круг людей, в котором вращается герой, по роду своей трудовой деятельности, холодно-равнодушен или насмешливо-оскорбителен. Жизнь мелкого чиновника – это непрерывная отчаянная борьба за существование, непрестанно трудясь, он не может обеспечить даже свои минимальные потребности. Башмачкину неоткуда ждать защиты, ведь он живет в мире, где господствуют сильные и знатные, а такие люди, как он, не имеют права голоса. Однако Акакия Акакиевича полностью устраивает его существование, он считает условия своей жизни вполне естественными и не желает их менять. Герой безропотно сносит постоянное унижение, которое царит в департаменте: «Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме.

Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Гоголь заставляет нас особенно остро почувствовать приниженность своего героя в те моменты, когда, придя домой, Башмачкин снимает копии с документов, с благоговением читая адрес важного лица, которому адресовано письмо. В эти моменты стираются последние черты личности героя, превращая его в серое и безликое существо.

Образ Акакия Акакиевича характерен для гоголевского времени. Это традиционный для русской литературы образ «маленького» человека, социально униженного, не имеющего ни возможности, ни, что еще трагичнее, желания изменить свою участь.

Автор строит сюжет своей повести таким образом, что образ героя, сначала комический, приобретает трагическую окраску. Башмачкин ходит в старой, истертой шинели, не подлежащей починке. Он подвергает себя строжайшей экономии, чтобы купить новую шинель: «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». У героя появляется мечта – новая шинель. Теперь это уже не тот безликий чиновник, ведь у него есть смысл жизни. И вот Башмачкин примеряет новую шинель. Чиновники даже устраивают по этому поводу банкет. Акакий Акакиевич настолько счастлив, что не замечает насмешек чиновников. Но недолгим было счастье героя. Ночью на него напали грабители и сняли с него шинель. Башмачкин пытается найти помощь в полиции, но там его даже не удостоили ответа, он обращается к «значительному» лицу – но и здесь его ждала неудача. Только сейчас герой понимает свою ничтожность, он испытывает сильнейшее душевное потрясение, приведшее к болезни и смерти: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь».

Никчемная жизнь Башмачкина логически завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Умерший Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, а однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается нечто человеческое.

Образ Башмачкина в повести двойственен. С одной стороны, герой духовно и физически беден, что особенно подчеркивается автором. С другой стороны, в робком и запуганном «маленьком» человеке таится бунтарское, протестующее против произвола и бессердечия окружающих начало. При этом Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные ближнему обиды в будущем придется ответить.

Угнетенный, беззащитный, одинокий - такова характеристика Акакия Акакиевича. Она позволяет его отнести к особому типу литературных персонажей. Башмачкин - «маленький человек». Этот тип был создан Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Таков чин Акакия Акакиевича. Характеристику своему герою Гоголь дает в самом начале произведения. Таких, как Башмачкин, называли вечными титулярными советниками. Дело в том, что подняться на следующую ступень в иерархии чинов и званий Акакию Акакиевичу не суждено. Робкий человек настолько угнетен своим положением, что уже, казалось бы, не обращает никакого внимания на издевательства молодых чиновников.

«Бессловесное существо» - такой эпитет использует автор для полноты характеристики Акакия Акакиевича. Титулярный советник безропотно сносит насмешки сослуживцев. В департаменте с ним не здоровается даже сторож. Главное качество в характеристике Акакия Акакиевича - незаметность.

Работа у Башмачкина самая что ни на есть ничтожная. Он каждый день переписывает различные документы, бумаги. Титулярный советник настолько свыкся со своей жалкой социальной ролью, он настолько одинок, что монотонное, неинтересное занятие для него стало главным в жизни. Башмачкина не интересует смысл, содержание бумаг. Однажды один из начальников предложил ему более сложное задание, но тот не справился. «Дайте я лучше перепишу что-нибудь.» - жалостливо попросил Башмачкин. С тех пор его оставили в покое. Он так давно переписывает бумаги в департаменте, что, кажется, так и родился - немолодым, в мундире и с лысиной.

Почему Акакий?

Гоголь рассказывает историю происхождения странного имени героя. Почему не Моккий, не Соссий и не Хоздазат? И такие варианты предлагали матери будущего титулярного советника. Женщина не смогла выбрать имя своему сыну и решила назвать его в честь отца. В этом обнаруживается бездумная привычка следовать традициям, излишняя консервативность. Образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель» дополняет его далеко не аристократическая фамилия. Гоголевский персонаж имеет низкое происхождение.

Детство, юность Акакия Акакиевича прошли незаметно. Он так бы и переписывал бумаги до глубокой старости. Но трагическая история с шинелью погубила Акакия Акакиевича. Цитат, остроумных и метких, из произведения Гоголя можно выудить немало. В начале повести автор отмечает: «бедствия, рассыпанные на жизненной дороге Башмачкина, встречаются на пути не только титулярных советников, но даже тайных, действительных, надворных и всяких советников, даже и тех, которые не дают никому советов, ни от кого не берут их сами».

Шинель Акакия Акакиевича

Наступили суровые петербургские морозы. Башмачкин вдруг обратил внимание на свою старую Шинель, которую в департаменте давно прозвали капотом. И у него появилась цель. Акакий Акакиевич возмечтал о новой шинели, которая ему, конечно, была не по карману. Титулярный советник получал в год жалование в размере четырехсот рублей.

Для приобретения новой шинели Акакию Акакиевичу пришлось несколько месяцев голодать, отказаться от чая, не зажигать свечей, ходить осторожно, дабы не испортить сапоги. Как ни странно, такие жертвы вдохновили Башмачкина. Ведь у него появилась цель, а вместе с тем некоторая уверенность, твердость во взгляде. Еще одна цитата из повести: «Огонь показывался порою в глаза его». Эта фраза очень важна в описании Акакия Акакиевича.

Обновка

В течение нескольких месяцев почти каждый день титулярный советник являлся к портному Петровичу, дабы узнать о судьбе шинели. Он так долго и часто думал о ней, что она стала для него не просто вещью, а «близкой подругой». И наконец-то счастливый день наступил. Петрович принес Башмачкину шинель. Акакий Акакиевич облачился в нее и отправился на работу. Это, пожалуй, был единственный счастливый день в его жизни.

Шинель Башмачкина произвела фурор в департаменте. С титулярным советником, человеком маленьким и незаметным, вдруг заговорили ласково, с уважением. Один из начальников даже пригласил его к себе на именины. Но насладиться счастливой жизнью титулярному советнику было не суждено. В этот же вечер шинель украли.

Сокрушительный удар

Постоянные невзгоды человек может переносить лишь в том случае, если он не знает о том, что такое счастье. Башмачкин привык за многие годы, а было ему около пятидесяти, к своему жалкому социальному положению в обществе. Шинель в произведении Гоголя - это не просто предмет гардероба. Это важный образ, символизирующий и счастье, и социальное положение, уважение окружающих. Башмачкин внезапно обрел все это (ведь ранее его никогда не приглашали ни на именины, ни на любое другое торжество), но тут же потерял. Это стало для него сокрушительным ударом.

Значительное лицо

На следующий день Башмачкин отправился в департамент в своей старой шинели, той самой, которую молодые чиновники прозвали капотом. Многие сослуживцы прониклись к Акакию Акакиевичу состраданием. Ему посоветовали обратиться за помощью к одному из начальников - человеку, который совсем недавно пошел на повышение. Башмачкин отправился к «значительному лицу». Но здесь произошел случай, который титулярного советника.

Начальник был человеком неплохим. Однако высокий чин не позволял ему продемонстрировать своих положительных качеств. Несчастный, забитый Башмачкин появился в его кабинете. Значительное лицо, даже не выслушав посетителя, принялось кричать и топать ногами. Маленький человек ненадолго потерял сознание, пришел домой и слег в горячке. Через несколько дней он умер.

Жизнь после смерти

Никто не заметил гибели маленького чиновника. О его смерти в департаменте узнали только через несколько дней после похорон. К слову сказать, «значительное лицо» чуть позже одумалась и послало в департамент узнать о судьбе маленького чиновника, потерявшего сознание в его кабинете. Но было слишком поздно - Башмачкин умер.

Гоголь решил восстановить справедливость, которой нет и никогда не было в нашем мире, хотя бы на страницах своей повести. Он подарил Башмачкину несколько дней после смерти. Еще некоторое время среди петербуржцев ходили слухи о призраке Башмачкина, который бродит по мосту в поисках шинели. Покойный чиновник пугал прохожих, срывал с них одежду. Мертвец исчез лишь после того, как повстречал своего обидчика, того самого страшного «значительного» начальника. Сорвав с него шинель, он исчез навсегда. Так Башмачкин отомстил за всех униженных и оскорбленных. А значительное лицо отныне на подчиненных не бранилось, голоса не повышало.

Образ Акакия Акакиевича в повести "Шинель" очень трагичен. Но самое печальное, что своего героя Гоголь создал на основе жизненного опыта. Башмачкин есть в каждом классе, в каждом коллективе. Башмачкины повсюду. Более того, в каждом из нас есть что-то от гоголевского персонажа.

ШИНЕЛЬ

(Повесть. 1839—1841; опубл. 1842)

Башмачкин Акакий Акакиевич — центральный персонаж повести о пропавшей шинели, «вечный титулярный советник» (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства — если он не родился дворянином; в военной службе этому чину соответствует звание капитана, что в какой-то степени роднит несчастного Башмачкина с несчастным капитаном Копейкиным из «Мертвых душ»), «Маленький человечек с лысинкой на лбу», чуть более пятидесяти лет, служит переписчиком бумаг «в одном департаменте». В основу сюжета положен полностью переосмысленный анекдот о чиновнике, который долго копил на ружье, потерял его во время первой же охоты, слег и умер бы, если бы сослуживцы не собрали по подписке деньги на новое ружье. Образ А. А. связан с социальным типом «маленького человека», занимавшим русских писателей 1830—1840-х гг. (ср. Самсона Вырина из «Повестей Белкина», бедного Евгения из «Медного всадника» А. С. Пушкина; героев многочисленных журнальных повестей о «бедных чиновниках»). Связан он и с литературным типом нищего мечтателя-неудачника немецкой и французской прозы той эпохи (переписывающий арабские манускрипты Ансельм из «Золотого горшка» Э.-Т.-А. Гофмана; папаша Горио О. де Бальзака, его же полковник Шабер, выбравшийся из могилы в одной «шинелишке» и пытающийся отстоять свои права в этом несправедливо устроенном мире).

А. А. живет в обезличенном обществе, — поэтому вся повесть о нем строится на формулах типа «один день», «один чиновник», «одно значительное лицо». В обществе этом утрачена иерархия ценностей, поэтому речь рассказчика, который почти ни в чем не совпадает с автором, синтаксически нелогична, обеднена, изобилует словечками типа «даже». Однако «даже» косноязычие рассказчика не идет ни в какое сравнение с косно-язычием героя: А. А. изъясняется практически одними предлогами и наречиями. Всю жизнь он служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы, которые постоянно издеваются над А. А., называют капотом.

Сюжет (принципиально ослабленный, растворенный в соци-ально-психологическом анализе) завязывается в момент, когда Д. А., измученный северным морозом Петербурга, является к одноглазому портному Петровичу с просьбой в очередной раз подлатать ветхую ткань — и получает решительный отказ: нужно шить новую, старая починке не подлежит. Второй визит к «беспощадному» Петровичу (который, словно бы не замечая ужаса клиента, грозит разорительной суммой в 150, а то и 200 руб.) не помогает. Приняв двугривенный на опохмел, тот повторяет вчерашний «диагноз»: починить нельзя, нужно шить новую. Расчислив все свои доходы и расходы, А. А. решается на приобретение новой шинели. Имея привычку от каждого потраченного рубля оставлять по грошу, он уже накопил 40 руб.; сколько-то удается собрать за счет отказа от вечернего чая и свечей; наконец, департаментские «деньги к празднику», вопреки ожиданию, выплачивают в размере 60 руб. — вместо обычных 40. А. А. воодушевлен «вечной идеей будущей шинели»; несмотря на всю свою робость, он допускает даже порой «дерзкие и отважные мысли», а не положить ли куницу на воротник? Через 2—3 месяца суровой аскезы минимально необходимые 80 руб. собраны; шинель — с крашеной кошкой вместо куницы — сшита; тихий А. А. по дороге в департамент несколько раз усмехается — чего с ним прежде никогда не случалось. Сослуживцы предлагают «вспрыснуть» обнову; вечер назначен у помощника столоначальника, живущего в лучшей части города, куда А. А. едва ли не впервые отправляется со своей окраины. Благодаря шинели словно какая-то пелена спадает с его глаз; он удивленно разглядывает модные лавки, столичное освещение... В гостях — опять же едва ли не впервые в жизни — он задерживается до 12 ночи, выпивает шампанского — и на возвратном пути из светлого центра к темной окраине лишается шинели, которую успел ощутить «подругой жизни». Некие люди с усами окружают его, и один из них, произнеся: «А ведь шинель-то моя!» — показывает кулак величиною с чиновничью голову.

Первый круг житейского ада пройден; день величайшего торжества завершился ночью величайшей утраты. Сюжет повести идет на второй заход; А. А. предстоит новый круг ада — на сей раз бюрократического.

Явившись рано поутру к частному приставу, А. А. слышит ответ — еще спит; в 10 утра — еще спит; в 11 — его уже нет дома. Прорвавшись в обеденное время к недовольному приставу, А. А. ничего не добивается. Вместо того чтобы начать поиск похищенной шинели, частный выговаривает потерпевшему: «Да почему он так поздно возвращался, да не был ли в беспорядочном доме» и проч. Не найдя поддержки внизу иерархической лестницы, А. А. решается искать защиты «наверху» — у «одного значительного лица», лишь недавно получившего генеральский чин. Само по себе это «значительное лицо» вовсе не злобно; однако чин и сознание высоты собственного положения совершенно сбивают его с толку. Человеческое начало подавлено в нем бюрократическим гонором. Просьба несчастного А. А. «списаться как-нибудь с г. обер-полицмейстером» вызывает в генерале приступ чиновного негодования (надо было через секретаря), а невинное замечание («секретари того... ненадежный народ») приводит в такое неистовство, что робкого А. А. канцеляристы должны подхватить и вывести под руки в полуобморочном состоянии.

Потрясенный, в дырявой шинели, с открытым от изумления ртом, он возвращается домой; по дороге вьюга надувает ему горловую жабу; доктор выносит приговор — неизбежную смерть не позднее полутора суток. Так и не очнувшись (в бреду ему видится шинель с западнями для воров), «сквернохульничая» на Его Превосходительство, А. А. умирает. Подобно бедному Евгению из пушкинского «Медного всадника», оказавшись за гранью разума и на волосок от смерти, он бессильно бунтует против безличного «властелина судьбы». («Фальконетов монумент» Медного всадника как бы случайно упомянут в повести; в цензурном варианте поэмы Пушкина монолог Евгения «Ужо тебе!» был выпущен; однако, даже если Гоголь не был знаком с рукописным текстом, в статье В. Г. Белинского о поэме была высказана догадка о недостающем фрагменте.)

А. А. покидает пределы этой омертвевшей жизни, где даже о кончине человека узнают лишь на четвертый день после похорон (на дом к А. А. является посыльный из департамента, чтобы узнать, почему того нет в присутствии) — и тут же заменяют «выбывшего» новым исполнителем функции. Сюжет совершает третий «заход»; характер повествования резко меняется. Рассказ о «посмертном существовании» А. А. в равной мере исполнен ужаса и комизма, фантастического правдоподобия и насмешливо поданной неправдоподобности. Выйдя из подчинения законам мира сего, А. А. из социальной жертвы превращается в мистического мстителя. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (т. е. в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого А. А. успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Таков итог жизни социально ничтожной личности, превращенной в функцию. У А. А. не было никаких пристрастий и стремлений, кроме страсти к бессмысленному переписыванию департаментских бумаг; кроме любви к мертвым буквам: ни семьи, ни отдыха, ни развлечений. Но социальное ничтожество неумолимо ведет к ничтожеству самого человека. А. А., по существу, лишен каких бы то ни было качеств. Единственное положительное содержание его личности определяется отрицательным понятием: А. А. незлобив. Он не отвечает на постоянные насмешки чиновников-сослуживцев, лишь изредка умоляя их в стиле Поприщина, героя «Записок сумасшедшего»: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Само имя Акакий в переводе с греческого — и означает «незлобивый». Однако этимологический смысл имени без остатка скрыт за его «неприличным» звучанием. Фекальные ассоциации усилены «списком» столь же неприлично звучащих имен, которые будто бы попадались в святцах матушке А. А. перед крещением младенца: Мокий, Соссий, Хоздазат, Трифиллий, Дула, Нарахисий, Павсикакий. Гоголь рифмует «недостойное» звучание имен с ничтожеством героя. Бессмысленна и его фамилия, которая, как иронически замечает рассказчик, произошла от башмака, хотя все предки А. А. и «даже» шурин (притом что герой — не женат) ходили в сапогах.

Но незлобивость А. А. обладает определенной духовной силой; в повесть введен «боковой» эпизод с «одним молодым человеком», который внезапно услышал в жалостливых словах обиженного А. А. «библейский» возглас: «Я брат твой» — и переменил всю свою жизнь. Так социальные мотивы, связанные с А. А. как «типом», оказываются изначально обрученными с религиозным содержанием его образа; и вся печальная история о шинели А. А. строится на взаимопроникновении, взаимопереходе социального начала в религиозное, и наоборот.

Пристрастие А. А. к буквам «обличает» безличность бюрократического мироустройства, в котором содержание подменено формой. И в то же самое время оно пародирует сакральное, мистическое отношение к священной Букве, Знаку, за которым скрыт таинственный смысл. Описание ледяного зимнего ветра, который мучит петербургских чиновников и в конце концов убивает А. А., связано с темой бедности и униженности «маленького человека». И в то же самое время, как давно замечено, время в «Шинели» расчислено по особому календарю; естественная хронология грубо нарушена, чтобы действие начиналось зимой, зимой продолжилось и зимой завершилось. Петербургская зима в изображении Гоголя приобретает метафизические черты вечного, адского, обезвоженного холода, в который вморожены души людей — и душа А. А. прежде всего.

Далее, образ начинающего генерала, у которого лицо как бы подменено безличной значительностью звания («одно значительное лицо»), тоже показывает безличие бюрократии. Однако и он встроен в религиозно-символический план повествования. Он словно сходит с табакерки портного Петровича, на которой изображен генерал со стершимся лицом, заклеенным бумажкой. Он демонически подменяет собою Бога и вершит высший суд над социальной душой А. А. («что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников высших»).

Сам А. А. поминает в предсмертном бреду «Его Превосходительство». Это бунт «маленького человека» против унизившего его начальства — и одновременно это своеобразное социальное богоборчество. Ибо «значительное лицо» и впрямь замещает в чиновном сознании А. А. идею Бога. Слова «сквернохульничать» в русском языке нет и быть не может; это тавтология, замещающая богохульство (потому хозяйка и крестится в ужасе, вслушиваясь в предсмертный бред А. А.). Наконец, само отношение А. А. к вожделенной шинели и социально, и эротично («подруга жизни»), и религиозно. Мечта о новой шинели питает его духовно, превращается для него в «вечную идею будущей шинели», в идеальный образ вещи, существующий, в полном согласии с др.-греч. философом Платоном, до и помимо нее. День, когда Петрович приносит обнову, становится для А. А. «самым торжественнейшим в жизни» — неправильная стилистическая конструкция (либо «самый», либо «торжественнейший») уподобляет этот день Пасхе, «торжеству из торжеств». Прощаясь с умершим героем, автор замечает: перед концом жизни мелькнул ему светлый гость в виде шинели; светлым гостем принято было именовать ангела. Жизненная катастрофа героя предопределена столько же бюрократически-обезличенным, равнодушным мироустройством, сколько и религиозной пустотой действительности, которой принадлежит Л. А., и пустотой самого А. А. Что здесь причина, что следствие, определить невозможно. Социальная подоплека смерти несчастного героя — насквозь метафизична; посмертное, «загробное» воздаяние, о котором автор сообщает то предельно всерьез, то предельно иронически, насквозь социально.

Однако читатели XIX в. рассматривали образ А. А. прежде всего в социальном контексте; бесчисленные проекции этого образа (начиная с Макара Девушкина в «Бедных людях» Ф. М. Достоевского, который как бы восстанавливает «тип» маленького человека в духовных правах, и до героев А. П. Чехова) направлены в морально-общественную плоскость, сведены к теме безвинно и безнадежно страдающего человека. Однако ре-лигиозно-философская энергия, заключенная в образе А. А., в конце концов пробьется сквозь сугубо социальные наслоения — и отзовется в поздней прозе того же Ф. М. Достоевского (персонажи романа «Униженные и оскорбленные», Соня Мармеладова п Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании», Хромоножка в «Бесах» и др.).

(Н.В. Гоголь. «Шинель»)

Общая характеристика. Начиная с Акакия Акакиевича Башмачкина, мелкого чиновника департамента Петербурга с невыразительной внеш­ностью, «вечного титулярного советника», которому за пятьдесят, в русской литературе начинается череда образов «маленьких людей» (в качестве предшественников М.М. Дунаев называет пушкинские образы станцион­ного смотрителя Самсона Вырина и бедного чиновника Евгения из «Медного всадника»). Но именно гоголевский образ оказался, пожалуй, наиболее ярким воплощением ничтожества и пошлости человека, все силы души которого устремлены к ничтожному объекту - новой шинели. В отличие от Макара Девушкина, Акакий Башмачкин в жизни видел только написанные им ровные строки. Но Гоголь не судит своего героя, он состра­дает его малости, а мы - вместе с ним.

Отношение к жизни. Жизненный мир Акакия Акакиевича сужен до переписывания бумаг - все остальное он просто не замечает, ни убожества одежды, ни того, что он ест, ни того, что делается на улице. Ему скучны обычные нехитрые развлечения чиновников его круга. «... Акакий Ака­киевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почер­ком написанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а на середине улицы». Башмачкин был вполне доволен своей жизнью, равнове­сие с которой внезапно нарушилось по «вине» внешних обстоятельств, а именно, северного мороза, заставившего его все усилия приложить для приобретения новой шинели. Достижение желанной цели возвращает удов­летворенность жизнью и, более того, ведет к «самому праздничному рас­положению всех чувств» по причине «двух выгод»: тепло и хорошо. Лишившись шинели в результате вечернего грабежа, Башмачкин лишился всей радости и смысла жизни. Он слег и умер.

Поступки Башмачкина находятся в полном соответствии с его отноше­нием к жизни. Всю жизнь, казалось, он занимался одним и тем же - пере­писывание бумаг. «Вряд ли где можно было найти человека, который так жми бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он i иужил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой |м ммюбразный и приятный мир». Сослуживцы относились к нему неува- | п нмм.по, подшучивали над ним, на что он обычно не обращал внимания. 111 переписывания бумаг состоял и его досуг. На шинель он накопил, от- I I м.шая себе во всем. Значительность его проявляется уже после смерти, да и виде мстящего привидения он пугает жителей.

Поле жизнедеятельности отличается единством удовлетворенности | и шыо и привычным поведением; утрата единственной жизненной при­ми мм мости (шинели) приводит к непереносимости ситуации и последую­щему окончанию земного существования.

Дифференциальный диагноз жизненных ориентации и жизненной по- шции.

I мн жизненных ориентации: потребитель. Поведение однообразно, вос­принимается лишь ограниченный набор стимулов среды, на которые Баш- мпчкин реагирует.

11н н его однообразной жизни, ни на службе не заметно никаких при­никни творчества. Когда ему дали задание немного сложнее обычного, он не I мог самостоятельно внести небольшие изменения в переписываемый документ.

11пешний локус контроля проявляется в ориентации на внешние обстоя- | ■ им I на своей жизни. Зимний холод побуждает его заметить свою износив- III mi и я одежду и устремиться на добывание новой. Новая шинель начинает определять его мечты, он копит, он радуется обновке - и умирает от ее могери.

Ж мшенная позиция: приспособление к окружающей среде с целью до- . I н/кения душевного равновесия.

7\ п шенная ситуация Башмачкина - ситуация случайной страсти к ши- М1 им ничтожному объекту внешнего мира - и гибели в результате его потери.

/ //ишетвенные характеристики. Акакий Акакиевич - тихий, робкий, |" ютиетный человек, провоцировавший пренебрежительное отношение

сослуживцев, а иногда жалость. Однако он был вполне равнодушен

I мим 11опав в затруднительную ситуацию, он обращается к начальству, к ni.i"iii тельному лицу», и переживает душевное потрясение вплоть до смер- | п hi I рубого, бесчеловечного обращения. Его мысли и чувства остаются " I н он, впрочем, скорее всего, они остаются весьма смутными. Вряд ли > м.и ни о прощениии примирении. Об этом свидетельствует и богохуль­ные речи в предсмертном бреду, и мщение после смерти в облике привиде­ния.

- достижение равновесия с жизнью благодаря удовлетворенности минимальным и привычному ходу жизни. С появлением идеи новой шинели она начинает заменять Башмач- кину цель и смысл жизни: «как будто самое существование его сделалось как будто полнее, как будто он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой под­кладке без износу».

Организация внутреннего мира Башмачкина составляла обычно при­вычность поведения по давно установленному порядку. Такое поведение вполне соответствовало всей незначительности внутреннего мира, бездарности, робости, косноязычию. После его смерти «... Петербург ос­тался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Возникшая случайно, под влиянием внешних обстоятельств идея шинели становится источником организации его вну­треннего мира: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность - словом, все колеб­лющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Эти мысли, очевидно, наиболее ярки из когда-либо посещавших внутренний мир Акакия Акакиевича. Увлечен­ность новой идеей даже привела к небывалой для него рассеянности, а именно: в переписывании бумаг Акакий Акакиевич чуть было не сделал ошибки.

Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира. Обычно это привыч­ные действия, вносящие в жизнь Акакия Акакиевича умиротворенность и покой.

Внешняя реализация внутреннего мира. Долгие годы он служит чинов­ником для письма на одном и том же месте. Так же незначительна, как и его внутренний мир, его незаметная внешность, манера изъясняться (пред­логами, наречиями и частицами). Долгие годы он откладывал с каждого рубля по грошу, использовав эту сумму, наряду со сэкономленной после возникновения идеи шинели, для покупки сукна и пошива. Свершившееся

наконец событие выводит из привычного равновесия, нарастающим нарушением которого Башмачкин уже не смог справиться.

1"твитие личности. Объясняя странность имени Башмачкина, автор не поминает о моменте рождения своего героя, получившего имя отца, о по юром известно лишь, что он «был». Мать его - «чиновница и очень хорошая женщина». Поскольку много лет Акакий Акакиевич служил в одной и той же должности и на одном и том же месте, а также «в одном и юм же положении», всем уже казалось, «что он <...> так и родился на i ист уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Тем i ,1мым подчеркивается и неизменность личностной организации Баш- м.|"1кипа. Ироничные слова Гоголя по поводу того, что, укрепившись в мыс- ни о необходимости новой шинели, «... он питался духовно, нося в мыслях I иопх вечную идею будущей шинели», характеризуют подмену необходи­мою духовного развития личности придающей осмысленность жизни (I расгью к незначительному предмету одежды.

Норма и патология личности. Обычно ничто не могло нарушить рав- поиесие со средой, даже насмешки коллег не выводили из него. Нарушение р.ннювесия начинается с возникновения идеи обновки. Акакий Акакиевич, оюрчнясь от необходимости приобретения новой шинели, еще больше учоди г в себя и ничего не замечает вокруг, идет по улице как во сне, в прот ивоположную дому сторону, не подозревая об этом. Пребывая на мсршине блаженства, он лишается шинели, что становится причиной I I ратного горя. Не найдя поддержки у представителей власти и обратив­ший. к «значительному лицу», от его крика робкий Акакий Акакиевич i .ik и обмер, пошатнулся, затрясся телом и никак не мог стоять». От по- фиееиия он брел по улицам, не обращая внимания на вьюгу, простудив-

п., слег в горячке, в бреду и жару, и вскоре умер. Бессвязные видения

it о были связаны лишь с той же шинелью.

Питание и помощь личности. О личности Башмачкина «говорят» его не ишчительные таланты, внешность, манеры, разговор, тяга к привычному и I уединенности. Придерживаясь привычного хода жизни, он достигает

мой умиротворенности. В затруднительные моменты жизни Акакий

\ I пик-вич еще больше уединятся, еще больше не обращает внимания на окружающее. Когда стала очевидной необходимость новой шинели, он рас- | мает сам с собой и сам себя ободряет. В самый тяжелый момент - утраты mi и не ни он не смог справиться со своими переживаниями. Кроме шинели, нею «за душой» - уже в переносном смысле слова - ведь ничего и не |ц ню, не было более для чего и жить.

Плюшкин

(Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

Общая характеристика. Среди «мертвых душ» Н.В. Гоголя Плюшкин, пожалуй, наиболее «красочный» их представитель. Интересен его образ и тем, что Гоголь раскрывает его в динамике становления, тем самым показы­вая, как определенного рода жизненная ориентация приводит к совершенно определенного рода результату жизненного пути. О результате возможно говорить, поскольку Чичиков, а читатель вместе с ним, встречается с Плюшкиным (о его имени - Степан - можно узнать только косвенно, из отчества его дочери), когда тому уже седьмой десяток. Нетрудно заметить, что Плюшкина отличает та же жизненная ориентация, что и Акакия Акаки­евича Башмачкина. Будучи многократно усиленной, она приводит и к усилению омертвелости души, душевной пустоты. Оба они устремлены на ничтожные объекты внешнего мира, и если у бедного петербургского чиновника Башмачкина их представляет только новая шинель, к которой он привязывается всей душой, то у Плюшкина, богатого помещика, кото­рому его мужики дали прозвище «заплатанной», владеющего более тысячей душ, это бессмысленное скопидомство, накопительство бесполезных ве­щей и гниющих богатств, карикатура на стяжательство. Талант Гоголя за­ставляет сострадать как Башмачкину, так и Плюшкину, до того утратив­шему человеческий облик, что по внешнему виду трудно определить даже его пол.

Отношение к жизни. Скупость, «которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее», накладывает отпечаток на общее отношение к жизни. Его можно охарактеризовать как полную отгороженность, отчужденность от мира. Не даром Гоголь отмечает связь развития скупости Плюшкина и его одиночества после смерти жены: «одинокая жизнь дала сытную пищу скупости». Речь идет об одинокой прежде всего духовной жизни. Когда человек никем и ничем не дорожит, взор его невольно обращается на незначительные объекты вокруг себя в попытке хоть через них «держать связь» с миром. Постепенное уединение, отгороженность от жизни символизируют постепенное, с каждым годом, прикрытие в доме окон.

Отношение к жизни Плюшкина проявляется в той обстановке имения, виновником которой он и является. Подъезжая к имению Плюшкина, Чи­чиков обратил внимание на заброшенность, дряхлость, запущенность хо- iiiiuma, ранее, видимо, процветавшего и обширного. Все помертвело и | i()iii-1 шало, было печально на вид. «Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей; ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома». В самом доме было так же бестол­ково, в кучах пылились ненужные вещи. «Никак бы нельзя было сказать, чго(н.| в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе».

Поступки Плюшкина характеризуют его бессмысленную, по сути, де- ч I гш.иость. У него в хозяйстве пропадают огромные запасы, но он их умно- Kaei и в мелочном скопидомстве собирает все, что попадается под руку. I жедпевно, ходя по улицам своей деревни, он собирал все, что ему по­па па нось и складывал в своей комнате в кучу. «Вон уже рыболов пошел на ичигу!» говорили о нем мужики. Гонясь за мелким, только тем, что перед | па ими, он терял крупное: «... с каждым годом уходили из вида более и понос главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате; неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произ­ведения; покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе, I к.павши, что это бес, а не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обра­ми нмсь в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах пре­вратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль». Итог:

все становилось гниль и прореха», в том числе он сам.

Попе ж изнедеятельности отличается единством отгороженности от | ниш и бессмысленности поведения; единственная страсть к накопи- н"ш.ству вызывает и соответствующие поступки.

Дифференциальный диагноз жизненных ориентации и жизненной по- 141)1114.

Гнн жизненных ориентаций: потребитель. «Полевое» поведение Плюш- I и па ограничено узким набором стимулов среды, непосредственно воспри­нимаемым предметным миром.

11рнспособительная направленность выражается в накопительстве.

Ннешний локус контроля проявляется в собирательстве всего, что по- I и пае I в поле зрения, безо всякого смысла и цели. Поведением руководят I i\чайные предметы и выгаданная копейка.

Ж изненная позиция: приспособление к окружающей среде посредством нч i мысленного накопительства.

Жизненная ситуация Плюшкина - ситуация бессмысленности всего существования, подчиненного бессмысленному накопительству.

Нравственные характеристики. О Плюшкине идет дурная слава. Его безмерная скупость стала причиной гибели от голода многих его крестьян (сто двадцать человек), чем был очень доволен Чичиков, скупивший у Плюшкина больше всего «мертвых душ». Много у него и беглых крестьян - от такой невыносимой жизни. Плюшкин находит логичное, с его точки зрения, объяснение: «Народ-то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего». Плюшкин одобритель­но говорит отказавшемуся от чая Чичикову: «Хорошего человека хоть где узнаешь: он не ест, а сыт».

У него одни сапоги на всех слуг, которые они надевают по очереди, когда Плюшкин вызывает их к себе. В других, между тем, он подозревав! сребролюбие и лицемерно требует для их вразумления увещевания священника: «против слова-то Божия не устоишь». На это Чичиков, сделав свои выводы, подумал: «Ну, ты, я думаю, устоишь!» О себе он вполне до­стойного мнения, которое Чичиков иронично выразил так: «почтенный, добрый старик терпит по причине собственного добродушия».

Показательно отношение Плюшкина к своим детям. Из троих детей «провинившимся» (дочь бежала со шгаб-ротмистром кавалерийского пол­ка, а сын, отправленный в губернский город на службу, поступил в полк, проигрался в карты) он послал отцовское проклятие и не интересовался более их жизнью; третья дочь умерла. Сбежавшая дочь приезжала потом с внучкой, он простил, но он не дал ни копейки.

Направленность (жизненная задача) - достижение равновесия с жизнью благодаря процессу накопления. Оно единственное дает ему ра­дость и осмысленность жизни. Плюшкин не мог даже говорить от радости, когда Чичиков выразил готовность платить за всех умерших крестьян. Руки его «задрожали, как ртуть», когда он почуял возможность скорой наживы. Спрятав же деньги за мертвых и беглых, Плюшкин больше не знал, о чем говорить и прямо заявил гостю: «а что, вы уже собираетесь ехать?» Един­ственная страсть владеет Плюшкиным - страсть к собиранию ненужных вещей, в рамках бессмысленного накопительства вообще.

Организация внутреннего мира Плюшкина происходит по принципу привычного собирательства. Естественно, что и сам внутренний мир при этом весьма скуден. Чичиков, ища причину своего приезда, увидев обста­новку, «почувствовал, что слово "добродетель" и "редкие свойства души" можно с успехом заменить словами "экономия" и "порядок"». Действитель­но, н 11люшкине произошла замена душевных свойств на «экономические». 11 и по с го - зеркало души - Гоголь называет деревянным. Но нельзя сказать, мю I Тнюшкин вовсе лишен человеческого. Когда он вспомнил о председа- | сне, знакомом со школьных лет, «на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег. 11о напрасно обрадовавшиеся братья и сестры кидают с берега веревку и.кдут, не мелькнет ли вновь спина или утомленные бореньем руки, - появ- неппе было последнее. Глухо все, и еще страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо 11 шошкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще (нч чувственней и еще пошлее». Расчувствовавшись, Плюшкин хотел пода­ри гь гостю за великодушие серебряные часы, хоть и испорченные. Но после ра мышления он решил завещать их ему в духовной, «чтобы вспоминал обо мне». Эти проблески души, частое упоминание о Боге и священниках, чогя и в ироническом контексте, правильная речь, верность своей страсти пани основание некоторым современным исследователям вообще рас- | матривать Плюшкина в качестве положительного героя и чуть ли не идеала (Топоров В.Н., 1995). Однако автор, на наш взгляд, слегка погорячился. < корее, Гоголь хотел показать, что даже самый ничтожный из людей все /кс остается человеком и имеет право на наше сочувствие.

("пособ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира. У Плюшкина это привычная скупость, в разных ее проявлениях, и связанная с ней подозри- юльность. Яркими примерами могут быть сухарь из кулича, когда-то давно привезенного его дочерью, с испорченным верхом, соскобленные крохи с к< I горого Плюшкин рекомендует слуге снести в курятник, или «ликерчик», приготовленный еще женой, с вынутыми козявками и мусором: ими Плюш- кип собирался угощать благоразумно отказавшегося Чичикова.

Ниешняя реализация внутреннего мира Плюшкина заметна по обстанов­ке н доме и имении вообще, по его одежде, привычным экономным дейст- иням, даже по почерку. Богатый помещик, он одет как нищий. Живописна картина написания Плюшкиным письма: «... Плюшкин, севши в кресла и и шиши в руки перо, долго еще ворочал на все стороны четвертку, приду­мывая: нельзя ли отделить от нее еще осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневевшею жид- костью и множеством мух надне и стал писать, выставляя буквы, похожие па музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расска- кивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку и не без сожаления подумывая о том, что все еще останется много чистого пробела».

Развитие личности. В течение жизненного пути личность Плюшкина претерпевает значительные изменения. Раньше он был женат, умело, с «мудрой скупостью», вел хозяйство, хлопотливо бегая, как трудолюбивый паук. Сильные чувства он и тогда не испытывал, но ум и приятная речь были хорошо видны. Его окружали приветливые домочадцы. В доме были открыты все окна. Когда после смерти жены ключи и мелкие заботы пере­шли к Плюшкину, он стал беспокойнее, подозрительнее, скупее. Его глаза автор сравнивает с высматривающими мышами, подозрительно нюхающи­ми воздух. Окна притворились, все превратилось в гниль и прореху, и он сам - «в какую-то прореху на человечестве». Личностная деградация Плюшкина («И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!») почти не оставляет надежды на позитивные изменения.

Норма и патология личности. Личностный регресс сопровождается обмелением чувств, постепенной утратой человеческого облика. У опускающегося Плюшкина с усиливающейся скупостью «человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой развалине». С грустью говорит Гоголь о том, что «нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости».

Познание и помощь личности. Как всегда у Гоголя, о личности героя «говорят» многие мелочи во внешнем облике, поведении и обстановке, свидетельствующие об упадке не только хозяйства, но и духа. Плюшкин вполне доволен той жизнью, которой живет, и считает нормальным свою внутреннюю отчужденность. Помощь могла бы состоять в одухотворении этой «мертвой души», но Плюшкин вряд ли осознает, как остро он в ней на самом деле нуждается.

Уединившийся в себе - одиночка, прячущийся от жизни, отграничивающийся от нее.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта