Главная » Отношения » Строение органов дыхания. Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека Задание группе II

Строение органов дыхания. Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека Задание группе II

Рациональное питание - полноценное питание здорового человека, учитывающее его пол, возраст, трудовую деятельность и климатические условия проживания. Такое питание способствует сохранению здоровья, повышает физическую и умственную работоспособность на долгие годы. Суть рационального питания состоит из трех основных принципов:

1. Соблюдение равновесия между энергией, поступающей в организм с пищей и энергией, которую человек расходует в течение суток, в процессе жизнедеятельности.

2. Соблюдение соотношения количества, качества поступающих с пищей питательных веществ, полностью удовлетворяющие потребности организма.

3. обязательное соблюдение режима питания.

пища является источником энергии, которая необходима для нормальной работы всего организма человека. Поэтому очень важно, чтобы количество потраченной за день энергии обязательно было восполнено. Если человек тратит больше энергии, чем получает, его масса тела снижается. В ситуации, когда тратится меньше калорий, чем приходит с пищей, человек стремительно набирает лишний вес. И то, и другое оказывает негативное влияние на здоровье. При организации правильного питания следует избегать переедания, оно вредно сказывается на здоровье. Также вредно получать недостаточно пищи, если вес соответствует норме. Важно научиться избегать пристрастий к определенным блюдам.
Такое пристрастие может привести к однообразному, скудному питанию. Это негативно сказывается на здоровье, так как организм получает недостаточно необходимых ему веществ. ациональное питание позволяет избегать подобных ошибок. Вследствие правильного подхода к приготовлению продуктов, значительно снижается число заболеваний. Организм легче восстанавливается после перенесенных болезней. Пищу следует принимать обязательно перед учебой, или работой. Необходимо также принимать пищу в обеденный перерыв и вечером, за 2-2, 5 часа до сна. Интервал между ними должен составлять 4 часа. Оптимально, когда на завтрак и обед употребляется 2/3 от общего дневного потребления калорий. На ужин должно оставаться менее 1/3.



Для полноценного усвоения пищи и нормальной жизнедеятельности питание должно быть сбалансированным. Это означает, что должно соблюдаться соотношение между белками, жирами и углеводами в приготовленной пище.
Например, для молодых людей, проживающих в умеренном климате и не занимающихся тяжелым физическим трудом, это соотношение должно составлять: белки -13%, количество жиров - 33%, углеводов - 54 %, если энергоценность пищи принимать за 100.
В природных условиях не существует продуктов, содержащих все без исключения необходимые человеку пищевые вещества. Поэтому рациональное питание предусматривает использование комбинации разных продуктов.
Ежедневный пищевой рацион нужно привести к соответствию определенных требований:

1. Энергетическая ценность должна полностью покрывать потребности организма;

2. Баланс питательных веществ в пище должен быть оптимальным;

3. Пища должна хорошо усваиваться. Это полностью зависит от состава продуктов и способа их приготовления;

4. Пища должна быть привлекательной по внешнему виду, консистенции, вкусу, запаху, цвету, температуре. Все эти качества влияют на аппетит и усвояемость еды;

5. Пища должна быть разнообразной. Для приготовления блюд нужно использовать широкий ассортимент продуктов. Готовить их следует различными способами;

6. Пища должна вызвать чувство насыщения за счет ее оптимального состава, хорошей, качественной кулинарной обработки;

7. Необходимо обязательно соблюдать санитарно-эпидемические правила, чтобы обеспечить безвредность пищи. Каждый человек в организации своего питания должен руководствоваться состоянием своего организма на данный момент. Учитывать не только вес своего тела, наличие физических нагрузок, но и физиолого-биохимические показатели.

Билет № 14

1.​ Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека.

Дыхание – это процесс поступления кислорода в наш организм с целью окисления химических веществ и выведения углекислого газа и других продуктов обмена.

Этапы дыхания:

Внешнее дыхание

Переход кислорода из лёгких в кровь

Транспортировка газов

Газообмен

Клеточное дыхание

Для попадания кислорода в организм необходима дыхательная система. Она состоит из воздухоносных путей и легких. К воздухоносным путям относят полость носа, носоглотку (это ВДП), гортань, трахею, бронхи.К дыхательной части относят легкие. При нормальном дыхании воздух попадает в организм человека через нос. Он проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на 2 половины

Стенки носовых ходов выстланы слизистой оболочкой. Она выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух, задерживает частицы пыли и микроорганизмы, обладает бактерицидным свойством. Под слизистой оболочкой располагается большое количество кровеносных сосудов, что согревает вдыхаемый воздух. Также носовая полость снабжена рецепторами, которые обеспечивают чихание. Носовая полость соединена с полостями костей черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Эти полости являются резонаторами при голосообразовании.

Из носовой полости воздух через внутренние ноздри (хоаны) поступает в носоглотку, а оттуда в гортань.

Гортань образована хрящами, ее полость выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами, вызывающими рефлекторный кашель. При глотании вход в гортань закрывается надгортанным хрящом.Самый крупный хрящ гортани – щитовидный. Он защищает гортань спереди.

Таким образом, функции гортани:

Препятствие попаданию частиц в трахею

Гортань переходит в трахею. Стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами. Задняя стенка трахеи, прилегающая к пищеводу, не имеет хрящей. Это связано с тем, чтобы не препятствовать прохождению пищевого комка по пищеводу.

Внизу трахея делится на 2 бронха. Трахея и бронхи изнутри выстланы слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием. Здесь воздух продолжает согреваться и увлажняться. Бронхи ветвятся, образуя бронхиолы, на концах которых находятся тонкостенные легочные пузырьки – альвеолы. Легкие человека – это парный орган конусовидной формы За 1 минуту легкие прокачивают 100 литров воздуха.Снаружи они покрыты легочной плеврой, грудная полость покрыта пристеночной плеврой. Между 2 листками плевры находится плевральная жидкость, которая снижает силу трения при вдохе и выдохе. Стенки альвеол и капилляров однослойные, что облегчает газообмен. Они образованы эпителием. Они выделяют сурфактант, который препятствует слипанию альвеол, и вещества, убивающие микроорганизмы

2.​ Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?

Грибы - это группа одно- из многоклеточных организмов, для которых характерны гетеротрофный тип питания, неподвижный образ жизни. Вегетативное тело многоклеточных грибов представлено мицелием. Мицелий представляет собой систему преимущественно разветвленных нитей (гиф), состоящих из клеток. Клетки грибов лишены хлоропластов и центриолей, и, как правило - двуядерные. Грибная клетка покрыта хитиновой оболочкой, выполняющей механическую функцию. Грибы размножаются спорами. Грибы, которые образовывают для формирования спор плодовые тела, состоящие из ножки и шапки, называются шапочными. Все шапочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые. В трубчатых грибах, нижняя часть шапки пронизана многочисленными трубочками (белый гриб, масленок), а в пластинчатых состоит из многочисленных пластинок (лисичка, сыроежка). Иногда плодовое тело имеет общее (мухомор) или частичное (шампиньон) покрывало.Значение грибов в природе заключается в том, что множество видов грибов и высших растений находятся в симбиозе. При этом грибы срастаются мицелием с корнями высших растений и поставляют им элементы грунтового питания, в частности содержащие азот и фосфор, а взамен получают углеводы, синтезированные растениями. Другие грибы (паразитические) приводят к разным болезням растений - ржавчины, гнилостности, мучнистой росы и т.п. Кроме того, грибы входят в состав пищевых цепочек экосистем.В жизни человека грибы играют огромное значение - их используют в пищу, шампиньоны даже выращивают промышленно; дрожжи используют в хлебопекарной, пивоваренной и спиртовой промышленности, выкармливают ими скот; из гриба пеницила изготавливают антибиотик пенициллин, которые применяют для борьбы с болезнетворными бактериями. Некоторые грибы вызывают заболевание сельскохозяйственных растений, животных, человека, вызывают порчу продуктов. Лишайники – симбиозные организмы, которые состоят из гифа гриба и зеленых водорослей. Питание - автотрофное. По типу строения тела лишайники делятся на кустистые и листовые.Самое важное значение лишайников заключается в том, что они являются первым звеном в процессе почвообразования. Они являются организмами, которые, поселяясь на непригодных для растений субстратах (скалах, коре деревьев и т.п.), создают предпосылки для развития растений. Лишайники являются основным зимним кормом оленей в северных районах. Из определенных видов изготовляют краску. Существуют также и съедобные лишайники некоторые лишайники употребляются в пищу, используются в медицинской и парфюмерной промышленности.

Различают внешнее и внутреннее. Внутреннее (клеточное) дыхание - это окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. В этих процессах обязательно участвует кислород, который поступает в организм в результате внешнего дыхания. Внешнее дыхание- это газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Оно происходит в органах дыхательной системы. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (ротовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи) и легких. Каждый орган системы имеет особенности строения в соответствии с выполняемыми функциями.

I. Носовая полость делится костно-хрящевой перегородкой на две половины. В ней происходит очищение, увлажнение, обеззараживание, согревание воздуха и различение запахов. Эти разнообразные функции обеспечиваются:

1) большой поверхностью соприкосновения с вдыхаемым воздухом за счет извилистых ходов, которые есть в каждой половине полости;

2) мерцательным эпителием, из которого состоит слизистая оболочка носовой полости. Реснички эпителия, двигаясь, задерживают и выводят наружу пыль и микроорганизмы;

3) густой сетью капиллярных сосудов, пронизывающих слизистую оболочку. Теплая кровь согревает холодный воздух;

4) слизью, которую выделяют железы слизистой оболочки полости носа. Она увлажняет воздух, снижает жизнедеятельность болезнетворных бактерий;

5) обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке.

II. Носоглотка и глотка проводят воздух в гортань.

III. Гортань - это полый воздухоносный орган, основу которого составляют хрящи; самый крупный из них - щитовидный. Кроме проведения воздуха гортань выполняет следующие функции:

1. Препятствует попаданию пищи в дыхательную систему. Это обеспечивается подвижным хрящом - надгортанником. Он рефлекторно закрывает вход в гортань в момент проглатывания пищи.

IV. Трахея расположена в грудной клетке, впереди пищевода, и состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных связками. Полукольца обеспечивают свободное прохождение воздуха через трахею в любом положении тела человека. Кроме того, задняя стенка трахеи мягкая, состоит из гладкой мускулатуры. Такое строение трахеи не мешает прохождению пищи по пищеводу.

V. Бронхи. Левый и правый бронхи образованы хрящевыми полукольцами. В легких они ветвятся на мелкие бронхи, образуя бронхиальное дерево. Наиболее тонкие бронхи называются бронхиолами. Они заканчиваются альвеолярными ходами, на стенках которых расположены альвеолы, или легочные пузырьки. Стенка альвеолы состоит из одного слоя плоского эпителия и тонкого слоя эластичных волокон. Альвеолы густо оплетены капиллярами и осуществляют газообмен.



VI. Легкие - парные органы, занимающие почти всю грудную полость. Правое больше, состоит из трех долей, левое - из двух. Каждое легкое покрыто легочной плеврой, состоящей из двух листков. Между ними находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью, которая уменьшает трение при дыхательных движениях. В плевральной полости давление ниже атмосферного. Это способствует движению легких за грудной клеткой при вдохе и выдохе.

Таким образом, строение органов дыхательной системы соответствует функциям, которые они выполняют.

2. Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?

Грибы - это отдельное царство организмов, занимающих промежуточное положение между растениями и животными. С животными их сближает гетеротрофный способ питания, наличие хитина в оболочках клеток, запас питательных веществ в виде гликогена, образование в результате обмена веществ мочевины. В то же время грибы, подобно растениям, имеют неограниченный рост, ведут неподвижный образ жизни, поглощают питательные вещества путем всасывания. Грибы делятся на высшие и низшие. У низших вегетативное тело - грибница - состоит из одной разросшейся клетки, у высших - грибница многоклеточная. Размножаются грибы спорами.



Некоторые заболевания животных и человека (стригущий лишай, молочница) также имеют грибковую природу.

Одноклеточные грибы - дрожжи - используются человеком в хлебопекарной и пивоваренной промышленностях. Из плесневелых грибов получают антибиотики (пенициллин).

Лишайники также относятся к царству Грибы, т.к. их тело образовано нитями грибницы и одноклеточными зелеными водорослями. Объединение в одном теле грибов и водорослей привело к тому, что лишайники обладают новыми морфологическими, физиологическими и экологическими особенностями. Они могут поселяться и расти на совершенно бесплодных субстратах, например, на скалах, песке. Нити грибницы усваивают влагу из атмосферы или с поверхности субстрата, а зеленые водоросли обеспечивают лишайник органическими веществами, которые образуются в результате фотосинтеза.

Лишайники являются «пионерами» растительности, т.к. первыми поселяются в местах, где нет почвы (скалы, песок). Во время роста они способствуют разрушению горных пород, а после отмирания образуют перегной, на котором могут расти другие растения. Лишайники являются основным кормом для северных оленей. Они богаты сахарами и белками, поэтому некоторые виды лишайников люди издавна употребляют в пищу. Человек использует лишайники как сырье в парфюмерной промышленности, а также для получения спирта, лакмуса, красителя. Лишайники очень чувствительны к загрязнению атмосферы: экологи определяют по частоте встречаемости лишайников чистоту воздуха.

Таким образом, грибы и лишайники являются своеобразными организмами и играют важную роль в природных сообществах и жизни человека.

3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?
Учеба - основной вид деятельности школьника, поэтому правила гигиены умственной деятельности являются неотъемлемой частью его режима дня.

Режим дня - это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, который предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.

Значение режима дня в том, что организм с течением времени привыкает к определенной работе, выполняемой в определенное время, т.е. вырабатывается система условных рефлексов. Эта система разгружает кору головного мозга, т.к. автоматические действия регулирует подкорка. Таким образом, кора головного мозга максимально высвобождается для умственной деятельности.

Для максимальной эффективности умственной деятельности необходимо:

1. Уметь концентрировать свое внимание на выполняемой работе.

2. Правильно рассчитывать время работы: после часа работы должен быть двадцатиминутный перерыв со сменой вида деятельности (физическая нагрузка).

3. Правильно выбирать время работы. Наиболее благоприятными для умственной деятельности являются утренние часы (через 1,5 часа после пробуждения), исключая периоды приема пищи. В ночное время продуктивность работы головного мозга снижается.

4. Для эффективного умственного труда необходимо хорошее освещение рабочего места и отсутствие отвлекающих факторов.

5. Необходимо вести здоровый образ жизни, способствующий оптимальной деятельности всех систем органов (и головного мозга в том числе).

Таким образом, умственная деятельность наиболее эффективна при соблюдении режима дня и правил гигиены.

Билет № 15
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов пищеварения.
2. Дайте краткую характеристику голосеменных и определите их значение в природе и жизни человека.
3. Какое значение закаливания организма? Охарактеризуйте способы закаливания.

Цели урока: изучение строения и функций органов дыхательной системы; развитие навыков выделения главного, обобщения и формулирования выводов; формирование сознательного отношения к учебе, умения применять в жизни знания, полученные на уроке.

Оборудование: модель гортани, таблица органов дыхания.

ХОД УРОКА

Учитель. Когда нам что-то дорого или очень важно, мы говорим: «Это нужно нам, как воздух».
Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха не проживет и пяти минут. Сегодня на уроке мы узнаем, для чего нам нужен воздух и как происходит дыхание.
Рассмотрим взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
Сначала работаем в группах (класс разбивается на пять групп). Каждая группа выполняет определенное задание, затем, слушая краткие сообщения групп, все вместе заполним таблицу. (Учитель раздает задания группам . На работу в группах отводится 5–6 мин, на сообщения – до 3 мин. )

Задание группе I

Изучить статьи в учебнике* на стр. 77 «Что такое дыхание?», «Функции дыхательной системы». Ответить на следующие вопросы. Что такое дыхание? Какое значение имеет дыхание? Какие типы дыхания у животных известны?

Задание группе II

Изучить статью «Строение и функции носовой полости» на стр. 77–79 учебника. Ответить на вопрос: какое строение имеет носовая полость и какие функции выполняет? (Рассмотреть рисунки в учебнике.)

Задание группе III

Изучить статью на стр. 80–81 учебника. Ответить на следующие вопросы. Каковы строение и функции гортани? Как образуются звуки речи? Какие органы участвуют в их формировании? (Работа с таблицей и моделью гортани.)

Задание группе IV

Изучить статью на стр. 81 учебника. Ответить на следующие вопросы. Какое строение имеет трахея? Каков путь воздуха из гортани в легкие?

Задание группе V

Изучить статью на стр. 81 учебника. Ответить на следующие вопросы. Какое строение имеют легкие? Какие процессы в них происходят?

Таблица. Строение и функции органов дыхания

Название органа

Строение

Учитель. Заслушаем сообщения, подготовленные группами.

Ученик. Каждой клетке нашего организма необходима энергия. Ее источник – непрерывный распад и окисление органических соединений в организме – метаболизм. В результате окисления органических соединений образуются СО 2 и вода, которые удаляются из организма. Снабжение клеток О 2 и удаление из них СО 2 осуществляется кровью. Обмен газами между кровью и воздухом происходит в органах дыхания. Человек дышит, поглощая из внешней среды О 2 и выделяя в нее СО 2 . Функции дыхательной системы:

– дыхательные пути проводят воздух из внешней среды к легким и обратно;
– легкие осуществляют газообмен между атмосферным воздухом и кровью, которая является частью внутренней среды организма.

Учитель. А какие типы дыхания, кроме легочного, встречаются у позвоночных животных? (Прикрепляет к доске таблицу «Эволюция дыхательной системы хордовых» .)

Ученик. Рыбы живут в воде, их орган дыхания – жабры. Земноводные занимают две среды обитания, поэтому в воде они дышат кожей, на суше – легкими, имеющими простое строение. Пресмыкающиеся – наземные животные, кожное дыхание у них отсутствует, имеют легкие более сложного строения, чем у земноводных. У птиц – сложно устроенные легкие, помимо которых имеются еще и воздушные мешки, обеспечивающие усиление газообмена при полете. Млекопитающие дышат легкими сложного строения, у них появляется диафрагма.

Учитель. Мы познакомились с функциями дыхательной системы, вспомнили, какие органы дыхания бывают у позвоночных животных. Основная часть дыхательной системы человека – легкие. Как же попадает воздух в легкие?

Ученик. Воздухоносные пути дыхательной системы начинаются с носовой полости. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой на две части: правую и левую. Внутренняя поверхность полости выстлана слизистой оболочкой, снабженной ресничками и пронизанной кровеносными сосудами. Она покрыта слизью, которая задерживает (и частично обезвреживает) микробы и пыль. Таким образом, в носовой полости воздух очищается, обезвреживается, согревается и увлажняется. Вот почему необходимо дышать носом.

Учитель. У нас у всех разные формы носа. Поглядите друг на друга: курносый, «римский», прямой и т.д. Как вы думаете, зависит внутреннее строение носа от внешнего? (Носы любой формы имеют одинаковое внутреннее строение и выполняют одни и те же функции .)

Знаете ли вы, что:

– к моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, имеет узкие носовые отверстия; объем носовой полости с возрастом увеличивается в 2,5 раза;
– ротовое дыхание вызывает деформацию грудной клетки, ухудшение слуха, нарушение нормального положения носовой перегородки и формы нижней челюсти;
– в течение жизни носовая полость задерживает до 5 кг пыли.

Из носоглотки воздух поступает в следующий орган – гортань.

Ученик. Гортань (показывает модель гортани, таблицу ) имеет вид воронки. Она образована несколькими хрящами. Щитовидный хрящ защищает гортань спереди. Хрящевой надгортанник при проглатывании пищи закрывает вход в гортань. Если пытаться говорить во время проглатывания пищи, то пища может попасть в воздухоносные пути и вызвать удушение. Вот почему говорят: когда я ем, я глух и нем.

Учитель. Задание классу. Попробуйте нащупать щитовидный хрящ и сделать глотательное движение. При глотании хрящ перемещается вверх, затем возвращается на прежнее место. При этом движении надгортанник закрывает вход в гортань, слюна или пища идет в пищевод. Что еще есть в гортани?

Ученик. Голосовые связки. Когда человек молчит, голосовые связки расходятся (показывает на рисунке ), когда человек говорит громко, голосовые связки сомкнуты. Когда человек говорит шепотом, голосовые связки приоткрыты.

Функции гортани:

– проводит воздух от носоглотки до трахеи и обратно;
– регулирует глубину дыхания;
– обеспечивает образование голоса.

Учитель. Знаете ли вы, что:

– длина гортани у взрослого человека 5–6 см, а у новорожденного – 1,5 см;
– членораздельная речь обусловлена не только колебаниями голосовых связок, но и положением языка, губ, нижней челюсти;
– острое воспаление слизистой оболочки гортани ведет к изменению связок, и они не могут полностью смыкаться – голос исчезает; это заболевание называется ларингит;
– мужские певческие голоса подразделяют на тенор (длина связок 15–17 мм, диапазон 122–488 Гц), баритон (длина связок 18–21 мм, диапазон 110–440 Гц), бас (длина связок 22–25 мм, диапазон 75–300 Гц).

Ученик. Из гортани воздух по трахее и бронхам поступает в легкие. Трахея образована многочисленными хрящевыми полукольцами, расположенными друг над другом и соединенными мышечной и соединительной тканью. Открытые концы полуколец прилегают к пищеводу. В грудной клетке трахея разделяется на два бронха, которые продолжают далее ветвиться, образуя в конце тоненькие трубочки диаметром около 1 мм, которые называются бронхиолами.

Учитель. Длина трахеи человека около 10 см, диаметр – около 2,5 см. Трахеями у насекомых называют любые воздухоносные пути – трубочки, пронизывающие тело.

Ученик. Бронхиолы разделяются на еще более тонкие трубочки – альвеолярные протоки, которые заканчиваются маленькими тонкостенными (толщина стенок – одна клетка) мешочками – альвеолами, собранными в гроздья наподобие винограда. В альвеолах, оплетенных густой сетью таких тонкостенных капилляров, происходит газообмен между кровью и воздухом. Кровь поступает в капилляры по артериям, ответвляющимся от легочной артерии, идущей от сердца, а из капилляров кровь попадает в вены, сливающиеся в легочную вену, идущую к сердцу.

Учитель. Знаете ли вы, что:

– в каждом легком насчитывается от 300 до 400 млн альвеол;
– у новорожденного диаметр альвеол 0,07 мм, у взрослого – 0,2 мм;
– суммарная площадь поверхности альвеол составляет около 93 м2, т.е. почти в 50 раз больше площади кожи человека;
– в воздухе, поступающем в легкие, содержится 21% кислорода и 0,04% диоксида углерода, а в выдыхаемом воздухе – около 14% кислорода и 4,4% углекислого газа.

Ученик. Легкие – парный орган, расположенный в грудной клетке. Легкие занимают большую часть грудной клетки – от ключичной кости до диафрагмы – куполообразной мышечной перегородки, отделяющей грудную полость от брюшной. Легкие покрыты тонкой оболочкой – плеврой, наружный слой которой выстилает изнутри грудную клетку. В легких собственных мышц нет. Вдох и выдох происходят за счет сокращения и расслабления мышц грудной клетки и диафрагмы.

Учитель. Знаете ли вы, что:

– по сравнению с объемом легких новорожденного к 12 годам объем легких увеличивается в 10 раз, к концу полового созревания – в 20 раз;
– частота дыхания у взрослого человека составляет в норме 14–20 вдохов в 1 мин, но при значительной физической нагрузке может доходить до 80 вдохов в 1 мин;
– объем вдыхаемого воздуха у взрослого человека составляет около 0,4–0,5 л, а жизненная емкость легких, т.е. максимальный объем легких, примерно в 7–8 раз больше – обычно 3–4 л (у женщин меньше, чем у мужчин), хотя у спортсменов может превышать и 6 л;
– икота – следствие непроизвольных спазматических сокращений диафрагмы, которые обычно прекращаются сами по себе через несколько минут; если этого не происходит, для прекращения икоты надо задержать дыхание или подышать некоторое время в бумажный пакет; при некоторых заболеваниях икота может продолжаться несколько дней, недель и даже лет.

Для закрепления материала давайте обсудим следующие вопросы.

1. Почему после плотной еды тяжело дышать? (Переполненный желудок давит на диафрагму и легкие, затрудняя дыхание. )

2. Почему нужно дышать через нос?

3. Почему говорят: «Когда я ем я глух и нем»?

4. Как влияет курение на голосообразование, на органы дыхания?
(Дым обычной сигареты содержит до 4 тыс. различных соединений, 43 из которых вызывают рак. По сравнению с некурящими риск умереть от рака легких у курящих мужчин выше в 23 раза, а у женщин – в 11 раз. Курение увеличивает в 5 раз риск смерти от эмфиземы легких (заболевания, вызванного снижением проходимости бронхиол вследствие их спазма или воспаления ). Вещества, содержащиеся в дыме, раздражают слизистую гортани, трахеи, бронхов и т.д., приводят к воспалительным процессам в голосовых связках. Последнее приводит к изменению голоса – он становится глуше, грубее. )

5. Людям каких профессий необходимы специальные навыки дыхания?
(Певцам недаром говорят: «Искусство пения есть искусство дыхания». Дикторам на радио и телевидении. Представителей этих профессий учат специальным приемам дыхания, позволяющим управлять воздушной струей при выдохе во время речи или пения. )

6. Как дышат водолазы?
(Водолазы и те, кто трудится в кессонах – особых камерах, которые применяются при постройке мостов и других гидротехнических сооружений, – вынуждены работать при повышенном давлении воздуха. На глубине 50 м под водой водолаз испытывает давление в 5 раз выше атмосферного, а ведь ему иногда приходится опускаться под воду на 100 м и более. При дыхании сжатым воздухом, а не специальной газовой смесью быстрый подъем водолаза на поверхность с такой глубины может оказаться смертельным. Дело в том, что при повышенном давлении кровь, а за ней и ткани насыщаются газами, особенно азотом, которого в воздухе 80%. Кровь при этом становится густой. Если давление воздуха быстро снижается, азот начинает выходить из крови и тканей – кровь «кипит», выделяя пузырьки азота, которые могут закупорить какую-нибудь важную артерию, перекрыв поступление крови в сердце, мозг. Выделяясь из межтканевой жидкости, такие пузырьки могут повреждать различные органы, например суставы. Поэтому водолазов медленно поднимают на поверхность, чтобы газ выделялся только из легочных капилляров. )

7. Какие вы знаете заболевания дыхательных путей?
(Бронхит, гайморит, ларингит, трахеит. )

8. В нашем городе велика частота заболеваний дыхательной системы. В чем причины?
(Низкая температура воздуха зимой, загрязнение воздуха угольной пылью. )

9. Какие виды спорта развивают дыхание?
(Плавание, бег, лыжи, гимнастика и другие виды спорта, связанные с интенсивным дыханием. )

Домашнее задание: изучить § 24.

* Батуев А.С., Кузьмина И.Д. и др. Биология. Человек. Учебник для 9-го кл. общеобразовательных учреждений.

Сивакова Елена Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ Ельнинская средняя школа №1им.М.И.Глинки.

Реферат

«Дыхательная система»

План

Введение

I. Эволюция органов дыхания.

II. Дыхательная система. Функции дыхания.

III. Строение органов дыхания.

1. Нос и носовая полость.

2. Носоглотка.

3. Гортань.

4. Дыхательное горло (трахея) и бронхи.

5. Легкие.

6. Диафрагма.

7. Плевра, плевральная полость.

8. Средостение.

IV. Лёгочное кровообращение.

V. Принцип работы дыхания.

1. Газообмен в легких и тканях.

2. Механизмы вдоха и выдоха.

3. Регуляция дыхания.

VI. Гигиена дыхания и профилактика заболеваний органов дыхания.

1. Заражение через воздух.

2. Грипп.

3. Туберкулез.

4. Бронхиальная астма.

5. Действие курения на органы дыхания.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

Дыхание - основа самой жизни и здоровья, важнейшая функция и потребность организма, дело, которое никогда не надоедает! Жизнь человека без дыхания невозможна - люди дышат для того, чтобы жить. В процессе дыхания воздух, попадая в легкие, вносит в кровь атмосферный кислород. Выдыхается же углекислый газ - один из конечных продуктов жизнедеятельности клеток.
Чем совершеннее дыхание, тем больше физиологические и энергетические резервы организма и крепче здоровье, дольше жизнь без болезней и лучше ее качество. Приоритетность дыхания для самой жизни ясно и четко видна из давно известного факта - стоит остановить дыхание всего на несколько минут, как жизнь тут же оборвется.
История подарила нам классический пример такого поступка. Древнегреческий философ Диоген Синопский, как гласит история «принял смерть, закусив себе губы зубами и задержавши дыхание». Он совершил этот поступок в возрасте восьмидесяти лет. По тем временам такая продолжительная жизнь была довольно редким явлением.
Человек - это единое целое. Процесс дыхания неразрывно связан с кровообращением, обменом веществ и энергии, кислотно-щелочным балансом в организме, водно-солевым обменом. Установлена взаимосвязь дыхания с такими функциями, как сон, память, эмоциональный тонус, работоспособность и физиологические резервы организма, его приспособительные (иногда говорят - адаптационные) способности. Таким образом, дыхание – одна из важнейших функций регулирования жизнедеятельности человеческого организма.

Плевра, плевральная полость.

Плеврой называют тонкую, гладкую, богатую эластичными волокнами серозную оболочку, которой покрыты легкие. Различают два вида плевры: пристенный или париетальный выстилающий стенки грудной полости, и висцеральный или легочный покрывающий наружную поверхность легких. Вокруг каждого легкого образуется герметически замкнутая плевральная полость , которая содержит небольшое количество плевральной жидкости. Эта жидкость, в свою очередь, способствует облегчению дыхательных движений легких. В норме плевральная полость заполнена 20-25 мл плеврозной жидкости. Объем жидкости, которая проходит через полость плевры в течение суток, составляет приблизительно 27% от общего объема плазмы крови. Герметичная плевральная полость увлажнена и в ней нет воздуха, и давление в ней отрицательное. Благодаря этому легкие всегда плотно прижаты к стенке грудной полости, и их объем всегда меняется вместе с объемом грудной полости.

Средостение. В состав средостения входят органы, разделяющие левую и правую полости плевры. Сзади средостение ограничено грудными позвонками, спереди - грудной костью. Средостение условно делится на переднее и заднее. К органам переднего средостения относятся главным образом сердце с околосердечной сумкой и начальные участки крупных сосудов. К органам заднего средостения принадлежат пищевод, нисходящая ветвь аорты, грудной лимфатический проток, а также вены, нервы и лимфатические узлы.

IV .Лёгочное кровообращение

С каждым биением сердца обескислороженная кровь перекачивается из правого желудочка сердца в легкие по легочной артерии. После многочисленных артериальных разветвлений кровь протекает через капилляры альвеол (воздушных пузырьков) легкого, где обогащается кислородом. В итоге кровь поступает в одну из четырех легочных вен. Эти вены идут к левому предсердию, откуда кровь перекачивается через сердце в систему кровоснабжения большого круга.

Легочное кровообращение обеспечивает ток крови между сердцем и легкими. В легких кровь получает кислород и выделяет углекислый газ.

Легочное кровообращение . Легкие снабжаются кровью от обоих кругов кровообращения. Но газообмен происходит только в капиллярах малого круга, в то время как сосуды большого круга кровообращения обеспечивают питание легочной ткани. В области капиллярного русла сосуды разных кругов могут анастомозировать между собой, обеспечивая необходимое перераспределение крови между кругами кровообращения.

Сопротивляемость току крови в сосудах легких и давление в них меньше, чем в сосудах большого круга кровообращения, диаметр легочных сосудов больший, а длина их меньшая. Во время вдоха увеличивается приток крови в сосуды легких и вследствие их растяжимости они способны вмещать до 20-25% крови. Поэтому легкие при определенных условиях могут выполнять функцию депо крови. Стенки капилляров легких тонкие, что создает благоприятные условия для газообмена, но при патологии это может привести к их разрыву и легочному кровотечению. Резерв крови в легких имеет большое значение в случаях когда необходима срочная мобилизация дополнительного количества крови для поддержания необходимой величины сердечного выброса, например в начале интенсивной физической работы, когда другие механизмы регуляции кровообращения еще не включились.

V. Принцип работы дыхания

Дыхание является наиболее важной функцией организма, оно обеспечивает поддержание оптимального уровня окислительно-восстановительных процессов в клетках, клеточного (эндогенного) дыхания. В процессе дыхания происходит вентиляция легких и газообмен между клетками организма и атмосферой, осуществляется доставка атмосферного кислорода в клетки, происходит использование его клетками для реакций обмена веществ (окисление молекул). При этом в процессе окисления образуется углекислый газ, который частично используется нашими клетками, а частично выделяется в кровь и затем удаляется через легкие.

В обеспечении процесса дыхания участвуют специализированные органы (нос, легкие, диафрагма, сердце) и клетки (эритроциты - красные клетки крови, содержащие гемоглобин, специальный белок для переноса кислорода, нервные клетки, реагирующие на содержание углекислого газа и кислорода - хеморецепторы кровеносных сосудов и нервные клетки головного мозга, образующие дыхательный центр)

Условно процесс дыхания можно разделить на три основных этапа: внешнее дыхание, транспорт газов (кислорода и углекислого газа) кровью (между легкими и клетками) и тканевое дыхание (окисление различных веществ в клетках).

Внешнее дыхание - газообмен между организмом и окружающим его атмосферным воздухом.

Транспорт газов кровью . Основным переносчиком кислорода является гемоглобин, белок, который находится внутри эритроцитов. С помощью гемоглобина транспортируется также до 20% углекислого газа.

Тканевое или "внутреннее" дыхание . Этот процесс условно можно разделить на два: обмен газов между кровью и тканями, потребление кислорода клетками и выделение углекислого газа (внутриклеточное, эндогенное дыхание).

Функцию дыхания можно охарактеризовать с учетом параметров, с которыми напрямую связано, сопряжено дыхание - содержание кислорода и углекислого газа, показатели вентиляции легких (частота и ритм дыхания, минутный объем дыхания). Очевидно, что и состояние здоровья определяется состоянием функции дыхания, а резервные возможности организма, запас здоровья зависит от резервных возможностей системы дыхания.

Газообмен в легких и тканях

Обмен газов в лёгких происходит благодаря диффузии.

Кровь, которая течет к легким от сердца (венозная), содержит мало кислорода и много углекислого газа; воздух в альвеолах, наоборот, содержит много кислорода и меньше углекислого газа. Вследствие этого через стенки альвеол и капилляров происходит двусторонняя диффузия - кислород переходит в кровь, а углекислый газ поступает из крови в альвеолы. В крови кислород проникает в эритроциты и соединяется с гемоглобином. Кровь, насыщенная кислородом, становится артериальной и по легочным венам поступает в левое предсердие.

У человека обмен газами завершается в несколько секунд, пока кровь проходит через альвеолы легких. Это возможно благодаря огромной поверхности легких, сообщающейся с внешней средой. Общая поверхность альвеол составляет свыше 90 м 3 .

Обмен газов в тканях осуществляется в капиллярах. Через их тонкие стенки кислород поступает из крови в тканевую жидкость и затем в клетки, а углекислота из тканей переходит в кровь. Концентрация кислорода в крови больше, чем в клетках, поэтому он легко диффундирует в них.

Концентрация углекислого газа в тканях, где он собирается, выше, чем в крови. Поэтому он переходит в кровь, где связывается химическими соединениями плазмы и отчасти с гемоглобином, транспортируется кровью в легкие и выделяется в атмосферу.

Механизмы вдоха и выдоха

Углекислый газ постоянно поступает из крови в альвеолярный воздух, а кислород поглощается кровью и расходуется, для поддержания газового состава альвеол необходима вентиляция альвеолярного воздуха. Она достигается благодаря дыхательным движениям: чередованию вдоха и выдоха. Сами лёгкие не могут нагнетать или изгонять воздух из своих альвеол. Они лишь пассивно следуют за изменением объема грудной полости. Из-за разности давления, лёгкие всегда прижаты к стенкам грудной клетки и точно следует за изменением ее конфигурации. При вдохе и выдохе лёгочная плевра скользит по пристеночной плевре, повторяя ее форму.

Вдох заключается в том, что диафрагма опускается вниз, отодвигая органы брюшной полости, а межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны. Объем грудной полости увеличивается, и лёгкие следуют за этим увеличением, поскольку содержащиеся в лёгких газы прижимают их к пристеночной плевре. Вследствие этого давление внутри лёгочных альвеол падает, и наружный воздух поступает в альвеолы.

Выдох начинается с того, что межреберные мышцы расслабляются. Под действием силы тяжести грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх, поскольку растянутая стенка живота давит на внутренние органы брюшной полости, в они – на диафрагму. Объем грудной полости уменьшается, лёгкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного, и часть его выходит наружу. Все это происходит при спокойном дыхании. При глубоком вдохе и выдохе включаются дополнительные мышцы.

Нервно-гуморальная регуляция дыхания

Регуляция дыхания

Нервная регуляция дыхания . Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. Спадение лёгочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох. При задержке дыхания мышцы вдоха и выдоха сокращаются одновременно, благодаря чему грудная клетка и диафрагма удерживаются в одном положении. На работу дыхательных центров оказывают влияние и другие центры, в том числе расположенные в коре больших полушарий. Благодаря их влиянию дыхание изменяется при разговоре и пении. Возможно также сознательно изменять ритм дыхания во время физических упражнений.

Гуморальная регуляция дыхания . При мышечной работе усиливаются процессы окисления. Следовательно, в кровь выделяется больше углекислого газа. Когда кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра и начинает его раздражать, активность центра повышается. Человек начинает глубоко дышать. В итоге избыток углекислого газа удаляется, а недостаток кислорода восполняется. Если концентрация углекислого газа в крови понижается, работа дыхательного центра тормозится и наступает непроизвольная задержка дыхания. Благодаря нервной и гуморальной регуляции в любых условиях концентрация углекислого газа и кислорода в крови поддерживается на определенном уровне.

VI .Гигиена дыхания и профилактика заболеваний органов дыхания

Необходимость гигиены дыхания очень хорошо и точно выразил

В. В. Маяковский:

Нельзя человека закупорить в ящик,
Жилище проветривай чище и чаще
.

Для сохранения здоровья необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в жилых, учебных, общественных и рабочих помещениях, постоянно их проветривать.

Зеленые растения, выращиваемые в помещениях, освобождают воздух от избытка углекислого газа и обогащают его кислородом. На производствах, загрязняющих пылью воздух, используются промышленные фильтры, специализированная вентиляция, люди работают в респираторах - масках с фильтром для воздуха.

Среди болезней, поражающих органы дыхания, есть инфекционные, аллергические, воспалительные. К инфекционным относятся грипп, туберкулез, дифтерия, пневмония и др.; к аллергическим - бронхиальная астма, к воспалительным - трахеит, бронхит, плеврит, которые могут возникнуть при неблагоприятных условиях: переохлаждении, действии сухого воздуха, дыма, различных химических веществ или, как следствие, после инфекционных заболеваний.

1. Заражение через воздух .

Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. Из одной бактерии при температуре +30(С через каждые 30 минут образуются две, при +20(С их деление замедляется в два раза.
Прекращают размножаться микробы при +3 +4(С. В зимнем морозном воздухе почти нет микробов. Губительно действует на микробы и солнечные лучи.

Микроорганизмы и пыль задерживаются слизистой оболочкой верхних дыхательных путей и удаляются из них вместе со слизью. Большинство микроорганизмов при этом обезвреживается. Часть микроорганизмов, проникающих в органы дыхания, может вызвать различные заболевания: грипп, туберкулез, ангину, дифтерию и др.

2. Грипп.

Грипп вызывается вирусами. Они микроскопически малы и не имеют клеточного строения. Вирусы гриппа содержаться в слизи, выделяющейся из носа больных людей, в их мокроте и слюне. Во время чихания и кашля больных людей миллионы невидимых глазу капелек, таящих в себе инфекцию, попадают в воздух. Если они проникают в дыхательные органы здорового человека, он может заразиться гриппом. Таким образом, грипп относится к капельным инфекциям. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих.
Эпидемия гриппа, начавшаяся в 1918 году, за полтора года погубила около 2 млн. человеческих жизней. Вирус гриппа меняет свою форму под воздействием лекарств, проявляет чрезвычайную устойчивость.

Грипп распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе и к занятиям. Он опасен своими осложнениями.
При общении с людьми, больными гриппом, нужно прикрывать рот и нос повязкой, сделанной из сложенного вчетверо куска марли. При кашле и чихании прикрывайте рот и нос платком. Этим вы убережете от заражения окружающих.

3. Туберкулез.

Возбудитель туберкулеза - туберкулезная палочка чаще всего поражает легкие. Она может находиться во вдыхаемом воздухе, в капельках мокроты, на посуде, одежде, полотенце и других предметах, которыми пользовался больной.
Туберкулез - не только капельная, но и пылевая инфекция. Раньше его связывали с недостаточным питанием, плохими условиями жизни. Сейчас мощный всплеск туберкулеза связан с общим понижением иммунитета. Ведь туберкулезной палочки, или палочки Коха, всегда было много вовне, как раньше, так и сейчас. Она очень живуча - образует споры и может храниться в пыли десятки лет. А потом воздушным путем попадает в легкие, не вызывая, впрочем, болезни. Отсюда практически у всех сегодня «сомнительная» реакция
Манту. А для развития самой болезни нужен либо непосредственный контакт с больным, либо ослабленный иммунитет, когда палочка начинает «действовать».
В крупных городах сейчас обитает много бомжей и освободившихся из мест заключения - а это настоящий рассадник туберкулеза. К тому же появились новые штаммы туберкулеза, не чувствительные к известным препаратам, клиническая картина смазалась.

4. Бронхиальная астма.

Настоящим бедствием в последнее время стала бронхиальная астма. Астма сегодня очень распространенное заболевание, серьезное, неизлечимое и социально значимое. Астма - это доведенная до абсурда защитная реакция организма. Когда в бронхи попадает вредный газ, возникает рефлекторный спазм, перекрывающий отравляющему веществу вход в легкие. В настоящее время защитная реакция при астме стала возникать на очень многие вещества, и бронхи стали «захлопываться» от самых безобидных запахов. Астма - типично аллергическая болезнь.

5. Действие курения на органы дыхания .

Табачный дым, помимо никотина, содержит около 200 веществ, чрезвычайно вредных для организма, в том числе угарный газ, синильную кислоту, бензпирен, сажу и др. В дыми одной сигареты содержится около 6 ммг. никотина, 1,6 ммг. аммиака, 0,03 ммг. синильной кислоты и др. При курении эти вещества проникают в ротовую полость, верхние дыхательные пути, оседают на их слизистых оболочках и пленке легочных пузырьков, заглатываются со слюной и попадают в желудок. Никотин вреден не только для курящего. Не курящий, длительно находившийся в прокуренном помещении, может серьезно заболеть. Табачный дым и курение чрезвычайно вредны в молодом возрасте.
Имеются прямые доказательства снижения умственных способностей у подростков вследствие курения. Табачный дым вызывает раздражение слизистых оболочек ротовой, носовой полости, дыхательных путей и глаз. Почти у всех курильщиков развивается воспаление дыхательных путей, с которым связан мучительный кашель. Постоянное воспаление снижает защитные свойства слизистых оболочек, т.к. фагоциты не могут очистить легкие от болезнетворных микробов и вредных веществ, поступающих вместе с табачным дымом. Поэтому курильщики часто болеют простудными и инфекционными заболеваниями. Частицы дыма и дегтя оседают на стенках бронхов и легочных пузырьков. Защитные свойства пленки снижаются. Легкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, что уменьшает их жизненную емкость и вентиляцию. В результате этого снабжения организма кислородом уменьшается. Работоспособность и общее самочувствие резко ухудшаются. У курильщиков гораздо чаще бывают пневмонии и в 25 раз чаще - рак легких.
Самое печальное, что человек, прокуривший
30 лет, а потом бросивший, даже спустя 10 лет не застрахован от рака. В его легких уже произошли необратимые изменения. Бросить курить надо сразу и навсегда, тогда быстро угасает этот условный рефлекс. Важно убедиться во вреде курения и обладать силой воли.

Предупредить заболевания органов дыхания можно самому, придерживаясь некоторых гигиенических требований.

    В период эпидемии инфекционных заболеваний своевременно пройти вакцинацию (противогриппозную, противодифтерийную, противотуберкулезную и др.)

    В этот период не следует посещать многолюдные места (концертные залы, театры и др.)

    Придерживаться правил личной гигиены.

    Проходить диспансеризацию, то есть медицинское обследование.

    Повышать устойчивость организма к инфекционным заболеваниям путем закаливания, витаминного питания.

Заключение


Из всего вышесказанного и осмыслив роль дыхательной системы в нашей жизни можно сделать вывод о ее важности в нашем существовании.
Дыхание – жизнь. Ныне это совершенно бесспорно. Между тем еще какие-нибудь три столетия назад ученые были убеждены, что человек дышит только для того, чтобы через легкие отвести от организма “лишнее” тепло. Решив опровергнуть эту нелепицу, выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук предложил своим коллегам по Королевскому научному обществу провести эксперимент: в течение некоторого времени пользоваться для дыхания герметическим мешком. Неудивительно, что опыт прекратился меньше чем через минуту: ученые мужи стали задыхаться. Однако и после этого некоторые из них упорно продолжали настаивать на своем. Гук тогда только развел руками. Ну, а мы даже такое противоестественное упрямство можем объяснить работой легких: при дыхании в мозг поступает слишком мало кислорода, отчего даже прирожденный мыслитель глупеет прямо на глазах.
Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека.

Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды.

Список используемой литературы

1. «Детская энциклопедия», изд. «Педагогика», Москва 1975

2. Самусев Р. П. « Атлас анатомии человека» / Р. П. Самусев, В. Я. Липченко. - М., 2002. - 704 с.: ил.

3. «1000+1 совет о дыхании» Л. Смирнова, 2006г.

4. «Физиология человека» под редакцией Г. И. Косицкого – изд М:Медицина, 1985.

5. «Справочник терапевта» под редакцией Ф. И. Комарова – М: Медицина, 1980.

6. «Справочник по медицине» под редакцией Е. Б. Бабский. – М: Медицина, 1985

7. Васильева З. А., Любинская С. М. « Резервы здоровья». - М. Медицина, 1984.
8. Дубровский В. И. «Спортивная медицина: учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям»/3-е изд., доп. - М: ВЛАДОС, 2005.
9. Кочетковская И.Н. «Метод Бутейко. Опыт внедрения в медицинскую практику» Патриот, - М.: 1990.
10. Малахов Г. П. «Основы здоровья.» - М.: АСТ: Астрель, 2007.
11. «Биологический энциклопедический словарь.» М. Советская энциклопедия, 1989.

12. Зверев. И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». М. Просвещение, 1978.

13. А. М. Цузмер, О. Л. Петришина. «Биология. Человек и его здоровье.» М.

Просвещение, 1994.

14. Т. Сахарчук. От насморка до чахотки. Журнал Крестьянка, №4, 1997.

15. Интернет-ресурсы:

Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой и окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия.

Органы дыхания

Воздухоносные пути Лёгкие

    носовая полость

    носоглотка

Органы дыхания выполняют следующие функции : воздухопроводную, дыхательную, газообменную, звукообразовательную, определение запаха, гуморальную, участвуют в липидном и водно-солевом обмене, иммунную.

Носовая полость образована костями, хрящами и выстлана слизистой оболочкой. Продольная перегородка делит её на правую и левую половины. В носовой полости воздух согревается (кровеносные сосуды), увлажняется (слеза), очищается (слизь, ворсинки), обеззараживается (лейкоциты, слизь). У детей носовые ходы узкие, а слизистая оболочка при малейшем воспалении набухает. Поэтому дыхание детей, особенно в первые дни жизни, затруднено. Есть и другая этому причина – придаточные полости и пазухи у детей недоразвиты. Например, гайморова полость полного развития достигает только в период смены зубов, лобная – до 15 лет. Слезно-носовый канал широкий, что ведёт к проникновению инфекции и возникновению конъюнктивитов. При дыхании носом происходит раздражение нервных окончаний слизистой оболочки, рефлекторным путем усиливается сам акт дыхания, его глубина. Поэтому при дыхании через нос в легкие поступает больше воздуха, чем при дыхании через рот.

Из носовой полости через хоаны воздух попадает в носоглотку – воронкообразную полость, которая сообщается с полостью носа и через отверстие евстахиевой трубы соединяется с полостью среднего уха. Носоглотка выполняет функцию проведения воздуха.

Гортань – это не только отдел воздухоносных путей, но и орган голосообразования. Она выполняет и защитную функцию – препятствует попаданию пищи и жидкости в дыхательные пути.

Надгортанник расположен над входом в гортань и прикрывает её в момент глотания. Наиболее узкий отдел гортани – голосовая щель, которая ограничивается голосовыми связками. Длина голосовых связок у новорожденных одинакова. К моменту полового созревания у девочек составляет 1,5 см, у мальчиков – 1,6 см.

Трахея является продолжением гортани. Это трубка длиной 10-15 см у взрослых и 6-7 см у детей. Скелет её состоит из 16-20 хрящевых полуколец, препятствующих спаданию её стенок. На всём протяжении трахея выстлана мерцательным эпителием и содержит много железок, выделяющих слизь. В нижнем конце трахея делится на 2 главных бронха.

Стенки бронхов поддерживаются хрящевыми кольцами и выстланы мерцательным эпителием. В лёгких бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Самые тонкие веточки называются бронхиолами, которые заканчиваются выпуклыми мешочками, стенки которых образованы большим количеством альвеол. Альвеолы оплетены густой сетью капилляров малого круга кровообращения. В них происходит обмен газов между кровью и альвеолярным воздухом.

Лёгкие – это парный орган, занимающий почти всю поверхность грудной клетки. Лёгкие состоят из бронхиального дерева. Каждое лёгкое имеет форму усеченного конуса, расширенной частью прилегающего к диафрагме. Верхушки лёгких выходят за ключицы в область шеи на 2-3 см. Высота лёгких зависит от пола и возраста и составляет приблизительно 21-30 см у взрослых, а у детей соответствует их росту. Масса лёгких также имеет возрастные различия. У новорожденных примерно 50 г, младших школьников – 400 г, у взрослых – 2 кг. Правое лёгкое несколько больше левого и состоит из трёх долей, в левом – 2 и имеется сердечная вырезка – место прилегания сердца.

Снаружи лёгкие покрыты оболочкой – плеврой – имеющей 2 листка – лёгочный и пристеночный. Между ними находится замкнутая полость – плевральная, с небольшим количеством плевральной жидкости, которая облегчает скольжение одного листка по другому при дыхании. В полости плевры воздух отсутствует. Давление в ней отрицательное – ниже атмосферного.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта