Главная » Отношения » Сен-Женевьев-де-Буа: русское кладбище под Парижем. Сент-Женевьев-де-Буа. Последняя обитель русской эмиграции Русское кладбище в париже сен женевьев

Сен-Женевьев-де-Буа: русское кладбище под Парижем. Сент-Женевьев-де-Буа. Последняя обитель русской эмиграции Русское кладбище в париже сен женевьев

Столица Франции известна как место романтическое, с веселой и беззаботной атмосферой. Между тем, есть в Париже места совсем не располагающие к веселью, связанные с памятью о мертвых. Однако парижские кладбища совсем не похожи на отечественные погосты: они выглядят иначе и воспринимаются скорее как .

Кладбище Пер-Лашез

Особенно присуще сходство с парком кладбищу Пер-Лашез, куда ежедневно приходит великое множество туристов.

Здесь скорбящих родственников за оградой куда меньше, чем людей с фотоаппаратами, а ощущение, что ты в музее, дополнительно усиливается художественным оформлением многих надгробий. Выразительные памятники насчитываются десятками, их фотографии смотрятся очень выигрышно.

Историки полагают, что на кладбище Пер-Лашез захоронено никак не меньше пятисот тысяч человек, среди которых многие деятели искусства и культуры. Среди прочих выделяются музыкант Джим Моррисон, чья могила считается самой посещаемой, и писатель Оскар Уайльд, надгробье которого буквально усеяно сотнями поцелуев от поклонниц. Романтические особы не могут также пропустить место погребения знаменитой пары влюбленных, Элоизы и Абеляра. Также надо отметить могилы художника Модильяни, актрисы Сары Бернар и шансонье Ива Монтана, певицы Эдит Пиаф и танцовщицы Айседоры Дункан.

Тем, кто отправится осматривать кладбище Пер-Лашез, лучше запастись заранее картой округи, иначе найти нужное захоронение будет проблематично, на аллеях указателей нет вообще.

Кладбище Монмартра

Другое место, где захоронено множество знаменитостей, находится на Монмартре. Правда, туристы, добравшиеся до этого района, предпочитают осматривать базилику Сакре-Кёр и любоваться живописными улочками, на само кладбище Монмартра мало кто заходит. А ведь там обрели вечный покой такие выдающиеся фигуры мировой культуры, как писатель Стендаль, композитор Жак Оффенбах, балетный танцовщик Вацлав Нижинский, певица Далида, режиссер Франсуа Трюффо.

Могила писателя Эмиля Золя тоже до недавнего времени была на кладбище Монмартра, однако правительство Франции все же решило его перезахоронить в Пантеоне, вместе с другими деятелями национального масштаба.

Национальный Пантеон

Парижский Пантеон в свое время был церковью, здание в стиле классицизма построили по распоряжению короля Людовика XV - тот дал обет выстроить храм, если удастся излечиться от тяжелой болезни. Церковь была посвящена покровительнице , святой Женевьеве, но во время Великой Французской революции рьяные борцы с религией решили отдать постройку под мавзолей; хоронить в нем предполагалось самых выдающихся французов. Окончательный статус Национальный Пантеон получил во второй четверти XIX века. Надпись над входом в здание гласит, что великим людям отчизна возносит благодарности.

Под сводами Пантеона устроено больше 70 могил. Часть имен мало известна за пределами Франции, но есть и такие, мимо которых никак нельзя пройти равнодушно. Речь идет про захоронения философов Вольтера и Жан-Жака Руссо, писателей Виктора Гюго и Эмиля Золя, ученых Пьера и Марии Кюри; последняя, кстати, является единственной женщиной, похороненной в Пантеоне за свои собственные заслуги. В 2002 году состоялась торжественная церемония перезахоронения праха известнейшего писателя Александра Дюма, обретшего официальное признание более чем через 130 лет после смерти. Впрочем, он не одинок: прах Луи Брайля, изобретателя азбуки для слепых, тоже перенесли в Пантеон не сразу, только спустя столетие после его кончины.

Кладбище Монпарнас

Кладбище Монпарнас раньше называлось Южным. Его устроили в 1824 году, и оно сразу обрело статус места, где хоронят в основном деятелей искусства и культуры. К числу наиболее известных фигур принадлежат драматург Эжен Ионеско, поэт Шарль Бодлер, архитектор Шарль Гарнье, выстроивший парижскую Оперу.

Туристам из наверняка будет интересно посетить могилу умершего в эмиграции гроссмейстера Александра Алехина, первого из отечественных чемпионов мира по шахматам.

Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа

Чтобы посетить могилы других выдающихся соотечественников, умерших на чужбине, надо будет поехать в юго-восточный пригород Парижа, где находится знаменитое кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его устроили после того, как в городке появилась большая колония русских эмигрантов. Всего на кладбище похоронено более 15 тысяч человек, а по могилам можно проследить историю Белого движения и все волны эмиграции из России.

Среди других выделяется надгробье Рудольфа Нуриева, словно застланное ковром.

Больше других посещаются могилы писателей Ивана Бунина и Виктора Некрасова, поэтессы Зинаиды Гиппиус, кинорежиссера Андрея Тарковского. К сожалению, карты захоронений при входе нет, посетителям приходится разыскивать нужное место практически наобум. Что ж, зато они могут увидеть многие другие памятники.

Уверяем вас, посещение кладбищ Парижа может открыть с неожиданной стороны. Поэтому рекомендуем непременно прогуляться хотя бы по самым знаменитым из них.

Знаменитое кладбище под названием «Сент-Женевьев-де-Буа» расположено в городке Сент-Женевьев-де-Буа, в 30 км от южной части Парижа. Наряду с местными жителями там хоронили имигрантов из России. Кладбище считается православным, хотя встречаются захоронения и других религий. Здесь нашли покой 10 000 выходцев из России. Это - великие князья, полководцы, писатели, артисты, духовенство, художники.

В 1960 году французские власти поставили вопрос о сносе кладбища, потому как истекали сроки аренды земельного участка. Однако российское правительство выделило необходимую сумму на дальнейшую аренду и содержание кладбища. В 2000-х годах некоторые могилы были направлены на перезахоронение в РФ.

Как появилось русское кладбище в Париже?

Во время октябрьской революции многие эмигрировали из Франции, остались лишь люди преклонного возраста, которым некуда было бежать. В апреле 1927 года эмигрантским коммитетом был выкуплен замок под Парижем для организации дома для одиноких пожилых эмигрантов. Замок носил внегласное название «Русский дом», в котором проживало 150 человек. Сегодня здесь можно найти сохраненные реликвии русской культуры и быта белоэмигрантов.

На самом краю парка, примыкавшего к замку, расположилось маленькое местное кладбище, которое вскоре стало пополняться русскими могилами. А позже там нашли последний приют погибшие советские воины и русские, принимавшие участие в движении Сопротивления Франции.

Церковь Успенской Божьей Матери

Перед второй мировой войной русскими был выкуплен участок, где в 1939 году закончилось строительство русской православной церкви. Успенской Божьей Матери.

Церковь - работа архитектора Альберта Бенуа - брата русского художника, выбрал для застройки стиль псковской архитектуры средних веков. Жена архитектора, Маргарита Бенуа занималась росписью стен, а так же отреставрировала иконостас. Посильное участие в возведение храма так же принимала монахиня Екатерина, работавшая в Русском доме и его директор - Сергей Вильчковский, а так генеральный казначей кладбища Конрад Замен.

В последствии, архитектор церкви была захоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Упоминание кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в поэзии и песнях

Многие российские туристы считают своим долгом посетить Сент-Женевьев-де-Буа, не исключением является и творческая богема из РФ. Так, поэт и бард Александр Городницкий сочинил песню с названием кладбища; Роберт Рождественский написал о знаменитом кладбище стихотворение, а композитор Вячеслав Хрипко - музыку к нему; Марина Юденич написала роман с одноименным названием.

Громкие имена на старинных памятниках

Невероятно много знаменитых и достойных имен высечено на старинных памятниках.

Вот небольшая часть вереницы русских фамилий:

  • поэт Вадим Андреев;
  • писатель Иван Бунин;
  • архитектор Альберт Бенуа;
  • Григорий Елисеев, основатель сети магазинов его имени;
  • художники Константин Коровин и Константин Сомов;
  • генерал Александр Кутепов;
  • поэтесса Зинаида Гиппиус.

Дополнительная информация

Основной вход проходит через церковь. Там же расположен магазин, где ежедневно продают схемы кладбища и путеводители. Первый вход от остановки автобуса - это служебный вход.

Как добраться

С любой станции RER C электричка довезет вас до вокзала Сент-Женевьев-де-Буа. Время в пути займет ±30 минут. Из вокзала можно до кладбища дойти пешком, что весьма утомительно (идти около 3 км и необходимо следить за тем, чтобы не сбиться с пути… хотя современные навигаторы помогут справится с этой задачей), или сесть на автобус № 3, который довезет вас непосредственно к православной церкви.

Географическое положение достопримечательности.

Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа находится во Франции, в городе Сент-Женевьев-де-Буа (фр. Sainte-Geneviève-des-Bois). Кладбище можно найти на улице Лео-Лагранж (rue Léo Lagrange). Сам город Сент-Женевьев-де-Буа расположен в северной части центральной Франции и недалеко от Парижа, всего лишь в 23 километрах. Добраться до городка можно на электричке.

Климат в Сент-Женевьев-де-Буа.

Город располагается на севере центральной части Франции, а поэтому в Сент-Женевьев-де-Буа очень влажная и мягкая зима, редко когда температура воздуха зимой спускается ниже +3,5°С. Но хотя температура воздуха и не низкая, тем не менее, на улице часто бывает зябко, сыро и влажно. И лишь изредка в городе бывают солнечные и теплые зимние дни, в которые очень приятно побродить по тихим улочкам города и посетить совсем тихий и самый спокойный угол города - русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

История создания русского кладбища в городе Сент-Женевьев-де-Буа.

В 20-х годах прошлого века во Францию приехали первые русские эмигранты, бежавшие от и из большевистской России. Это была первая волна русской эмиграции. Конечно, стал вопрос о том, а что же будет с пожилыми людьми, которые оказались в эмиграции. Было принято решение о покупке недалеко от Парижа особняка, и переделать его в дом престарелых, где и нашли бы покой и уют, заботу и опеку пожилые русские люди. Кстати, сами русские эмигранты в возрасте называли этот дом «старческий дом». Дом был открыт в 1927 году. Основательницей дома престарелых в Сент-Женевьев-де-Буа стала великая женщина, одна из самых ярких, деятельных и милосердных русских эмигранток Франции - княгиня Вера Кирилловна Мещерская - дочь русского посла в Японии, а позже жена князя Мещерского.

История дома очень давняя. Когда-то, рядом с тем местом, на котором стоит дом, был сарай, построенный фермерами Бертье де Совиньи - владельцами усадьбы. Позже они рядом с сараем отстроили элегантный особняк - именно он сейчас и называется «Maison Russe». И вот, в 1927 году особняк и парк, прилегающий к особняку с кладбищем в конце парка, стали волею судьбы хранителями тайн и реликвий дореволюционной России.

Самыми первыми жильцами этого дома стали такие великие русские люди как Толстые, Бакунины, Голицыны, Васильчиковы… И в 30-х годах прошлого века на коммунальном кладбище в конце парка появились первые русские могилы. Умирали великолепно образованные люди, говорившие на многих языках, сумевшие выжить в то страшное время и прожить достойную жизнь в неродной Франции, оставаясь при этом в душе Русскими людьми и преданными России. В конце концов, рядом с кладбищем отстроилась и православная церквушка в новгородском стиле, в которой и сейчас проходят службы. Сейчас на кладбище около 10 тысяч русских могил.

Достопримечательности в городе Сент-Женевьев-де-Буа.

Конечно же, главной достопримечательностью города Сент-Женевьев-де-Буа является и сам Maison Russe и кладбище в глубине парка.

До сих пор в Maison Russe хранятся портреты российский императоров их бюсты, старинная антикварная мебель и царский походный трон из дерева, оббитый пурпурным бархатом и с двуглавым орлом, книги, иконы, картины, которые сумел вовремя вывезти из здания посольства в Париже посол Временного правительства во Франции Василий Алексеевич Маклаков. Многие вещи и старинные предметы привезли и сами пожилые русские эмигранты. На стенах этого дома висит одна икона, которая была подарена основательнице этого дома - Вере Кирилловне Мещерской самой императрицей - Марией Федоровной. Все эти предметы Российской истории, ее величия и гордости теперь хранятся в старом здании Maison Russe, которое уже не пригодно для жизни пожилых людей. Но в светлый день Пасхи посетить дом и пройти в церковь может каждый.

Дом престарелых продолжает действовать. И сейчас в нем живут пожилые люди, требующие ухода. Конечно, среди них уже практически нет русских людей. Они живут в соседнем современном здании с новейшим медицинским оборудованием. Старики тут тихо доживают свой век, на обед им подают вкусные блюда с бокалом красного вина, по праздникам угощают более крепкими спиртными напитками, постояльцам этого дома разрешают даже держать домашних животных. Ухаживают за стариками русские женщины, их называют нежно animatrice - вдохновительница. В Maison Russe часто звучит русская речь - вдохновительницы своим подопечным читают русские книги и русские журналы.

Пройдя по аллее парка, становится видна православная церковь, которую расписывали Альберт и Маргарита Бенуа. В церкви до сих пор проходят службы. А рядом с церковью есть маленький домик, в котором усталый путник всегда может выпить горячего чаю с булочкой и отдохнуть. Домик украшен надписью «Отдохните, укройтесь от непогоды и молитвенно вспомяните подумавшего о вас».

А дальше идет Россия, маленький уголочек России во Франции. Справа в часовне похоронена Гали Хагондокова - дочь царского генерала. В эмиграции она не потерялась - открыла свой модный дом, удачно вышла замуж за француза и открыла много больниц и дома отдыха для французских солдат.

Отличает кладбище то, что рядом с семейными могилами находятся могилы прислуги, гувернанток, челяди русской семьи. Казаки, корниловцы, донские артиллеристы, кадеты, Генерал Алексеев и его алексеевцы, все они похоронены рядом друг с другом, они не расстались даже после смерти.

Из общего фона могил выделяется могила Рудольфа Нуриева - сундук, покрытый роскошным пурпурным покрывалом с золотым рисунком. Каждый год, каждый день посетители, паломники стараются отломать кусочек этого покрывала себе на память - поэтому могилу Рудольфа Нуриева приходится часто реставрировать. А похоронили мусульманина Нуриева на православном, вернее христианском кладбище по особому разрешению.

В 1921 году на кладбище генералом Кутеповым и русскими эмигрантами был воздвигнут памятник участникам белого движения. Никто не забыт - генерал Деникин и первые добровольцы, участники донских походов, генерал Врангель, чины конницы и конной артиллерии, генерал Колчак и все матросы императорского флота, атаманы и все казачество… .

Ту похоронены Андрей Тарковский и его жена, бард и писатель Александр Галич, поэт Вадим Андреев, супруги Бенуа, которые расписывали церковь рядом с кладбищем, первый лауреат Нобелевской премии, писатель Иван Бунин, сестры Марины Влади, исследователь Арктики Александр Иванович Варнек, митрополит Евлогий, вдова адмирала Российского флота, Верховного правителя России, предводителя Белого движения Александра Колчака Софья Колчак и их сын - Ростислав Колчак, Матильда Ксешинская - балерина, Михаил Латри - внук И.К. Айвазовского, Татьяна Евгеньевна Мельник-Боткина - она была одна из последних, кто видел семью императора живыми, актеры Мозжухины, княгиня Оболенская, Романов Гавриил Константинович и его княжна, приемный сын и крестник Максима Горького Пешков Зиновий, семья Рябушинских, супруга П. Столыпина - Столыпина Ольга, семья Ставринских, семья Юсуповых и Шереметьевых, писательница Тэффи, и многие многие другие русские люди.

На сегодняшний день, слава Богу, участь кладбища уже решена. Российское правительство не так давно перечислило деньги в казну города Сент-Женевьев-де-Буа за содержание и аренду русских могил. А до этого времени муниципалитет города планировал снести русское кладбище, так как сроки аренды могил уже вышли и за захоронениями никто не ухаживает, что позволяло принять решение о сносе кладбища для удовлетворения других социальных нужд города.

Экскурсии из города Сент-Женевьев-де-Буа.

В городе стоит посетить кроме русского дома престарелых и русского кладбища еще грот Сент-Женевьев-де-Буа, парк с животными, библиотеку Оноре де Бальзака.

Посещая тихий городок Сент-Женевьев-де-Буа, конечно же, нельзя пропустить экскурсии по столице Франции, по Парижу.

В Париже стоит посетить район Монпарнаса - в нем часто встречались сливки императорского российского общества - писатели, поэты, философы, художники, актеры.

Конечно, какой Париж без Лувра и Версаля, без резиденции короля Фонтебло? Стоит посетить и замок Шантии, стоящий на островке и окруженный со всех сторон водой. Дворец знаменитого Николя Фуке - министра финансов Людовика ХIV Короля Солнце, которому позавидовал сам король, за что отправил своего министра финансов в пожизненное заключение.

Обязательно стоит пройтись по историческому центру Парижа. Посмотреть на великолепие, пышность и незыблемость готики, выраженной во дворце правосудия, часовне Сент Шапель и прославленном кафедральном Соборе Парижской Богоматери.

Для детей очень радостным будет посещение европейского Диснейленда и Аквабульвара. Но при этом нужно помнить, что в Аквабульвар дети до 3-х лет не допускаются.

И обязательно в Париже нужно увидеть все его мосты через Сену и совершить круиз на кораблике, осматривая все достопримечательности, расположенные на левом и правом берегу знаменитой реки.

Места для развлечений и шопинга в Сент-Женевьев-де-Буа.

Шопинг, естественно, стоит совершать в столице Франции в Париже. Здесь шопинг стал искусством. Здесь все подчинено желаниям гостя. Что он хочет купить? Что он хочет получить? Что он хочет увидеть?

Здесь есть отдельные торговые дома, маленькие бутики, знаменитые парижские блошиные рынки. И практически все это есть на одной улице - бульвар Осман (фр. boulevard Haussmann).

Модные дома или мода от кутюр представлена на улицах Rue du Faubourg Saint-Honoré и Avenue Montaigne, Rue du Cherche-Midi и rue de Grenelle, Rue Etienne Marcel и Place des Victoires. Что касается Елисейских полей, то да, раньше здесь было много бутиков и магазинов, но теперь здесь больше ресторанов, поэтому на Елисейские поля стоит заглянуть не только с обзорной экскурсией, но и с желанием покушать и выпить.

Погост Сент-Женевьев де Буа расположен в одноименном городе парижского округа. Это место является знаковым для многих поколений русской эмиграции со времен начала 20-го века. Здесь нашли место своего последнего покоя многие офицеры-белогвардейцы, кадеты, участники протестов против установления Советской власти в России в 1917 году революционным путём.

Им самим и их будущим потомкам пришлось покинуть Родину, которая так и не смогла их простить и понять за то, что они так рьяно отстаивали идеалы русского царизма и дворянских семей. Военные события начала 20-го века разбросали по свету также многих известных российских писателей, художников, общественных деятелей. Однако их сумело соединить на последнем пути кладбище в парижском предместье, ставшее символом и объектом паломничества для многих россиян из ближнего и дальнего зарубежья.

Церковь Успения

Погост Сент-Женевьев де Буа был основан в 1927 году благодаря стараниям княгини В.К.Мещерской и активистов Русского старческого дома, существующего с апреля 1927 года. Поначалу здесь хоронили в фамильных склепах и индивидуальных могилках тела или прах пенсионеров дома престарелых российской эмиграции. Именно поэтому очень символично, что до сих пор на кладбище сохранилась православная Успенская церковь, ортодоксальное духовенство которой проводит частые панихидные богослужения, церемонии погребений и отпеваний у могилок представителей русской эмиграции.

Фундамент церкви был заложен весной 1938 года, а уже 14 октября 1939 года состоялось освящение храма, как раз вскоре по началу Второй мировой войны, охватившей обширные просторы Европы. Церковь и близлежащая часовня выполнены по проекту известного архитектора Альберта Бенуа, также впоследствии похороненного на этом кладбище. Ему ещё при жизни удалось облагородить это место, и в частности он с женой Маргаритой выполнили уникальные художественные фресковые композиции для Успенской церкви.

Высшее образование во Франции

Благодаря насыщенности стилевых черт и соблюдению православных канонов византийского обряда, Альберт Бенуа заслужил почтение среди деятелей искусства первой половины — средины 20-го века. В своих работах ему удалось сохранить традиции псковской школы 15-16 веков, среди культурных приобретений которой — удачное гармоничное сочетание новшеств и канонической византийской традиции. В настоящее время церковь Успения Прсв.Богородицы находится в введении архиепископата РПЦ в Западной Европе, действующего в ведении Вселенского Патриархата в Константинополе.

Захоронения белогвардейцев

Погост Сент-Женевьев де Буа предоставило место последнего упокоения и тишины многочисленным участникам Белого движения за освобождение России. Участкам с русскими военными погребениями присвоена специальная маркировка — CM (Carres militaires). С первого по шестой сектор здесь расположены могильные плиты или склепы военных: (CM1-CM6).

Центральным композиционным элементом военной части кладбища является каменный курган, посвященный памяти участников Белого движения. Эта скульптурная композиция была создана в 1921 стараниями сообщества галлиполийцев с целью увековечить память солдат и офицеров первого корпуса Русской армии под началом командира генерала А.П. Кутепова. В 1949 впоследствии землетрясения, внезапно охватившего этот регион, памятник в виде каменного кургана был сильно поврежден, однако в период 2007-2009 годов его удалось возобновить при поддержке Фонда Андрея Первозванного, Центра Национальной Славы и Правительства РФ.

Российский Попечительский Комитет

Не менее важной долей участия Правительства РФ оказалось установление его попечительства над территорией погоста Сент-Женевьев де Буа. С 1960 года муниципальные власти города систематически ставили вопрос о снесении могилок в связи с закономерным завершением срока аренды. По русским могильным участкам срок аренды длился до 2008 года, и по окончании этого периода Правительство РФ выделило около 700 тыс. евро на продолжение пользования земельными участками для погребения на 648 участков.

Население и численность Франции

В 2016 году благодаря решению премьер-министра России Дмитрия Медведева кладбище Сент-Женевьев де Буа было включено в список объектов историко-мемориального значения. До нынешнего времени здесь функционирует специальный русский Попечительский комитет, старательно наблюдающий за состоянием кладбищенских участков, пекущийся об их сохранении в качестве достояния цивилизационного масштаба.

В нынешнее время на кладбище Сент-Женевьев де Буа числится приблизительно 15 тысяч захоронений. Среди них — писатели с мировым именем, художники, военные, деятели науки, культуры и искусства, представители поколений русского дворянства. Прогуливаясь, здесь можно встретить могилы писателя и литературного критика Ивана Бунина, балетмейстера Сержа Лифаря, родственников адмирала Колчака и представителей дома Романовых. Всех их объединила пылкая любовь к Родине, и им даже в эмиграции удалось сохранить веру и надежду на улучшение жизни в России, её воскрешение в идеалах мира и всеобщего братства и гармонии.

Кладбище Сент-Женевьев де Буа послужило источником вдохновения для многих бардов и поэтов. Например, Александр Малинин сочинил проникновенную одноименную песню об этом погосте по мотивам поэтических строк Роберта Рождественского.

Ходить по аллеям этого русского погоста особенно грустно и тяжело. Вокруг – море крестов с фотографиями офицеров Белой гвардии, их жен и детей. Гардемарины, великие князья и балерины, ученые и писатели. Что было бы с ними, если бы они остались на Родине, и что стало бы с Россией, не лишись она своих достойнейших сынов и дочерей? И хотя историю не изменить, а годы не повернуть вспять, именно здесь – как нигде – память охотно преодолевает время.

«Городок»

К середине 20-х годов XX века в Париже оказалась значительная часть русской интеллигенции, вынужденно покинувшей Родину. Воодушевление от удачи покинуть погрязшую в ненависти и беззаконии Родину быстро сменилось растерянностью и осознанием невосполнимой утраты. К тому же остро вставал финансовый вопрос.

Ощущение неприкаянности большинство из них не покинуло до конца дней. Кому быть полезным в чужой стране с совершенно чужими людьми? Только своим. Единственным способом самосохранения в насквозь ином обществе для многих стало обособление от всего незнакомого и замкнутость на своем мире – «городке», как его назвала Тэффи: « Местоположение городка было очень странное. Окружали его не поля, не леса, не долины, – окружали его улицы самой блестящей столицы мира, с чудесными музеями, галереями, театрами. Но жители городка не сливались и не смешивались с жителями столицы и плодами чужой культуры не пользовались. Даже магазинчики заводили свои. И в музеи и галереи редко кто заглядывал. Некогда, да и к чему – «при нашей бедности такие нежности».

Жители столицы смотрели на них сначала с интересом, изучали их нравы, искусство, быт, как интересовался когда-то культурный мир ацтеками.

Вымирающее племя… Потомки тех великих славных людей, которых… которые… которыми гордится человечество!

Потом интерес погас.

Из них вышли недурные шоферы и вышивальщицы для наших увруаров. Забавны их пляски и любопытна их музыка…»

Малая це́рковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Здесь похоронены сны и молитвы.
Слёзы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хва́ты полковники и юнкера.

(Роберт Рождественский)

Приют для русских стариков

Скрываться от большевистского преследования пришлось и княгине Вере Кирилловне Мещерской, дочери дипломата Кирилла Струве и внучке генерала Н.Н. Анненкова. В поисках пристанища княгиня остановилась во Франции. В отличие от многих русских эмигрантов, на новом месте Вера Кирилловна освоилась довольно быстро: дала объявление в газете, обзавелась клиентами и вскоре основала пансионат для благородных девиц в парижском районе Пасси.

Одна из учениц княгини – англичанка Дороти Пейджет – в благодарность и признание преподнесла наставнице денежный подарок. Принять подношение Вера Кирилловна отказалась. После долгих уговоров компромисс все же был найден: «Купите небольшое имение, – сказала княгиня ученице, – и устроим в нем приют для русских стариков».

Так 7 апреля 1927 года появился Русский старческий дом – для бежавших от революции русских дворян, лишенных средств к существованию. Место было выбрано живописное и уединенное – французское имение Коссоннри (фр. Cossonnerie) в Сент-Женевьев-де-Буа. Пансионерами стали первые русские эмигранты. В 1920–1940-х годах Русский дом принимал до 250 человек.

С года основания пансионеров Русского старческого дома стали регулярно хоронить совсем рядом – на месте, получившем название «кладбище Сент-Женевьев-де-Буа». В апреле 1938 года здесь была заложена православная церковь. Автором проекта стал А.А.Бенуа. Уже 14 октября 1939 года – через полтора месяца после начала Второй мировой войны – Успенская церковь в стиле псковской архитектурной школы XV–XVI веков была построена. Здесь служили первые иерархи Русской Церкви в изгнании.

Постепенно кладбище расширилось и стало местом упокоения не только постояльцев Русского дома, но и многих эмигрантов – от главы и министра Временного правительства Георгия Евгеньевича Львова (похоронен в 1925 году) и русского философа, теолога, священника Сергея Николаевича Булгакова (похоронен в 1944 году) до поэта Александра Аркадьевича Галича (похоронен в 1977 году) и режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского (похоронен в 1986 году).

Здесь открывается вся история русского XX века.

Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…

Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по Гражданской войне…
Как же хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!..

Не было славы. Не стало и Родины.
Се́рдца не стало. А память – была…
Ваши сиятельства, их благородия –
Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.

(Роберт Рождественский)

Молодая княгиня

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа покоятся Юсуповы, Бунины, Толстые, Кшесинская, Тэффи и Гиппиус… Величественные надгробия с именитыми фамилиями, а рядом – безымянные могилы с простыми православными крестами. Судьбы всех этих людей невозможно отделить от судьбы их Родины.

Мемориал русским эмигрантам, борцам французского Сопротивления. Фото: Jean François Python / Flickr

Среди стройных рядов могильных плит стоит похожий на небольшую часовню памятник воинам-эмигрантам, участвовавшим в Сопротивлении и сражавшимся в рядах французской армии. Этот памятник стал символической могилой для многих русских – известных и безымянных – отдавших свои жизни за други своя.

Одна из надписей на мемориале посвящена Вики – Вере Оболенской.

В России это имя практически неизвестно. Зато во Франции благодарная память о ней – награжденной высшими французскими знаками отличия: Кавалерским крестом ордена Почетного легиона, медалью Сопротивления и Военным крестом с пальмовой ветвью – живет по сей день.

Государственные награды Франции, присужденные посмертно Вере Оболенской

Вера – дочь бакинского вице-губернатора Аполлона Аполлоновича Макарова – попала во Францию, когда ей было девять лет. Фактически эта страна стала для нее второй родиной, и внутренний конфликт, мучивший многих ее соотечественников, был ей незнаком. Жизнерадостная, импульсивная и авантюрная девушка, обладавшая прекрасной внешностью и умением за несколько минут расположить к себе незнакомого человека, быстро стала вращаться в кругах «золотой» парижской молодежи.

Окончив французскую среднюю школу, Вера стала манекенщицей. В те годы подобная участь выпадала многим русским девушкам: их умение держаться, благородная внешность вкупе с постоянной нуждой, заставлявшей соглашаться на нищенские зарплаты, делала их идеальными претендентками на эту работу. К счастью, манекенщицей Вере долго быть не пришлось: во многом благодаря знанию языков она поступила секретаршей в контору, принадлежавшую преуспевающему парижскому предпринимателю.

Вскоре Вера познакомилась с Николаем Александровичем Оболенским – представителем древнего рода князей, ведущих свое начало от Рюрика – сыном бывшего градоначальника Санкт-Петербурга.

Свадьба Вики Макаровой и князя Николая Оболенского

Крестник вдовствующей императрицы Марии Федоровны и великого князя Константина Константиновича, Николай был воспитанником Пажеского корпуса, а позже окончил экономические курсы в Женеве. После смерти отца, совпавшей с временными финансовыми сложностями, он совершил неудачную попытку самоубийства. Но постепенно дела семьи стали налаживаться. Николай жил значительно лучше большинства эмигрантов из России. Про него не без иронии поговаривали, что он был одним из немногих русских, который мог ездить в такси, не сидя за рулем. Жить и вправду было на что: выручали доходы от удачно приобретенной недвижимости в Ницце.

А в перспективе маячило целое состояние: Государственный банк Франции хранил десять ящиков мингрельских сокровищ, принадлежавших князьям Дадиани (мать Николая – Саломия Николаевна – была дочерью светлейшего князя Дадиани-Мингрельского, а значит – прямой наследницей этого состояния). Галантный кавалер, Николай отличался нарочитым английским акцентом и привычкой оставлять дамам розы со своей княжеской визитной карточкой.

9 мая 1937 года жизнерадостная Вера стала женой Николая Александровича и приняла княжеский титул. Торжественное венчание состоялось в соборе Св. Александра Невского на рю Дарю.

Сопротивление

Счастливая семейная жизнь длилась всего около трех лет. В 1940 году, вскоре после оккупации Франции немцами, Вера Оболенская – авантюрная и легкомысленная особа, как думали многие из ее окружения – вошла в один из подпольных кружков. Там ее стали называть «Вики».

Николай и Вера Оболенские

Со временем кружок разросся, объединился еще с несколькими подобными организациями, в результате чего появилась Organisation Civile et Militaire – OСM («Гражданская и военная организация»). Эта организация стала одной из самых крупных и разветвленных во французском Сопротивлении. Ее члены занимались разведывательной деятельностью, организовывали побеги за границу английских военнопленных, готовили оружие и резервистов для перехода к активным боевым действиям, которые планировалось начать одновременно с высадкой союзников во Франции. Вики стала генеральным секретарем ОСМ и во всех мероприятиях принимала активное участие. Ей было присвоено воинское звание лейтенант.

Николай Оболенский («Ники») также не остался в стороне от работы организации. И когда в 1943 году в работе Сопротивления появилась необходимость установления контактов с гражданами СССР – пленными военнослужащими Красной армии и «остарбайтерами», занятыми на строительстве Атлантического вала, а также военнослужащими «восточных частей» вермахта, по линии ОСМ заниматься этим направлением стал князь.

17 декабря 1943 года на одной из конспиративных квартир Вики была арестована. Первое время отношение к Оболенской было вполне корректным. Более того, недостаточная бдительность следственных органов гестапо и тюремной охраны позволяла узникам из разных камер обмениваться информацией, выстраивая общую линию поведения на допросах, тем самым вводя следствие в заблуждение. К тому же удалось связаться с соратниками, находившимися на свободе, и предотвратить некоторые аресты и раскрытие явок. Но к концу февраля 1944 года большинство руководителей ОСМ были арестованы, а к 6 июня 1944 года организация практически перестала существовать.

Княгиня Вера Оболенская

Задержали и Николая Оболенского. Вики выгораживала его, как могла. Княгиня заявила, что уже давно «разошлась» с мужем, и поэтому к делам организации он абсолютно непричастен. За недостатком улик князя освободили, но вскоре вновь арестовали. Оболенского отправили в концлагерь Бухенвальд.

Допросы учащались, давление на изможденную Вики росло. Тогда Оболенская выбрала новую тактику поведения – единственно возможную в сложившихся условиях – полный отказ идти на контакт с гестапо и давать какую-либо информацию. Следователи прозвали ее «Princessin – ich weiss nicht» («Княгиня – ничего не знаю»).

Сохранилось такое свидетельство: когда немецкий следователь с притворным недоумением спросил ее, как это русские эмигранты-антикоммунисты могут оказывать сопротивление Германии, воюющей против коммунизма, княгиня ответила: «Цель, которую вы преследуете в России, – разрушение страны и уничтожение славянской расы. Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей». Тогда немцы принялись за нее по «антисемитской линии».

«Я христианка, – ответила им на это Вики, – и поэтому не могу быть расисткой».

Вере Оболенской был вынесен смертный приговор. На предложение написать прошение о помиловании она ответила отказом.

В июле 1944 года, после высадки союзников в Нормандии, Оболенская была перевезена в Берлин. 4 августа 1944 года в 13 часов Вики была гильотинирована в тюрьме Плётцензее. Тело ее после казни было уничтожено.

Гильотина, в том виде, в каком ее застали вошедшие в Берлин советские войска

«Мертвые живут и нам помогают…»

Настоящим чудом стало то, что выжил князь Николай Оболенский. Из его партии заключенных во Францию вернулся лишь каждый десятый. 11 апреля 1945 года доведенный до предела истощения князь вместе с горсткой уцелевших пленников был освобожден американскими войсками.

Долго разыскивал Николай Александрович свою супругу, не теряя надежды найти ее среди живых.

Через четыре дня после освобождения, еще из Бухенвальда, Оболенский слабой рукой писал жене в Париж:

«Вики, моя дорогая! Я от всего сердца надеюсь, что ты уже давно на свободе, что ты себя хорошо чувствуешь и что мы скоро будем вместе. Меня все время поддерживала уверенность в том, что после нашего общего испытания мы станем ближе, сильнее и еще более счастливыми, чем когда-либо, и что никакая облачность не сможет нас разделить. Вот я на свободе и живой, и могу сказать только одно: это чудо Господней Милости. Ты увидишь, как я во всех отношениях изменился и думаю, что к лучшему».

«…Мысли мои, – писал он, – тебя не оставляли ни на миг, и я так счастлив, думая, что наши страдания нас еще больше сблизят». Письмо он закончил такими словами:

«Милая моя, я спасся только благодаря моей вере. У меня есть твердые доказательства, что мертвые живут и нам помогают…

…Я тебя крепко целую, мою любимую Вики, преклоняюсь перед тобой и тебя благословляю. Твой старый муж, Николай».

Страшную правду Оболенский узнал лишь в 1946 году. 5 декабря князь написал Мишелю Пасто на серой бумаге с черной каймой:

«Мой дорогой друг, помня о славных и страшных часах, которые Вы пережили вместе с Вики в сорок третьем году, считаю своим долгом известить Вас о том, что я получил официальное уведомление о ее смерти.

Моя бедная жена была расстреляна 4 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее, в предместье Берлина в возрасте 33 лет. Ее товарищи по тюрьме говорят, что она до конца оставалась преисполненной мужества и надежды, старалась быть веселой и поддерживать в них бодрость духа.

Вернувшись тяжело больным из Бухенвальда, я не могу свыкнуться со смертью Вики, навсегда сокрушившей мою жизнь, а я мог бы быть таким счастливым».

Как бы ни была тяжела утрата, нужно было продолжать жить – тем более рядом оставалась стареющая мать – Саломия Николаевна.

Много усилий князь потратил на сохранение памяти о любимой жене. О н бережно собирал информацию о последних месяцах жизни Вики, выдержки из мемуаров уцелевших руководителей и членов ОСМ, тексты речей, произнесенных при освящении мемориала русских участников французского Сопротивления. На основе этих материалов в 50-х годах Николай Александрович выпустил за собственный счет небольшую книжечку на французском языке «Вики – 1911–1944: Воспоминания и свидетельства».

Владимир Путин у кенотафа Веры Оболенской на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Служение

В декабре 1961 года в Париже умерла Саломия Николаевна.

Теперь Николаю Оболенскому ничто не мешало исполнить решение, к которому он пришел давно – вскоре после того, как узнал о гибели жены. Л.С.Флам, автор документальной повести «Вики. Княгиня Вера Оболенская», писала: « Размышляя над своей жизнью и беседуя со своим духовником, он пришел к твердому заключению, что Бог ему дважды спас жизнь для того, чтобы посвятить себя служению другим и искупить свой тяжкий, с точки зрения христианского учения, грех молодости – попытку самоубийства. Епископ Евлогий пытался снять с него бремя этого греха: «Вы же живы, значит, Бог простил», – были его слова, но от стремления принять священство не отговаривал. При жизни матери, однако, Оболенский не считал себя вправе принять сан. Будучи ее главной опорой в течение многих лет, он взял на себя уход за матерью, когда она заболела раком, и был при ней до самой ее смерти».

Протоиерей Николай Оболенский

В ноябре 1962 года Николай Оболенский был посвящен епископом Мефодием в сан диакона. После этого, погрузившись почти в полное уединение и изучение богословия, князь стал готовиться к рукоположению.

В марте 1963 года в православном соборе Св. Александра Невского на рю Дарю – том самом, в котором они с Вики венчались – Николай Оболенский был рукоположен во иереи. Вскоре отец Николай стал настоятелем этого собора.

С какими только просьбами к нему не обращались! Однажды он сокрушался в письме: «На днях одна француженка позвонила спросить, что я знаю про… водку! Я сказал, что про русскую водку я могу ей все рассказать, а вот насчет польской пускай обращается к Папе Римскому».

«Захожу в церковь. Сначала, со свету, ничего не могу различить. Постепенно глаза начинают привыкать. Вот он, отец Николай, – худая смиренная фигура в черной рясе, странно и трагично одинокая в этой холодной полупустой церкви.

Лицо, словно ожившая икона, – тонкое, строгое, грустное. Покорность судьбе в каждом жесте, в каждом движении…»

Л.С.Флам писала: «Прихожане особенно ценили отца Николая как исповедника; случалось, к нему даже на дом шли исповедоваться. Он выслушивал исповедь, беседовал с пришедшим, отпускал грехи и сразу мчался куда-то дальше: в больницы – причащать больных, в тюрьмы – навещать заключенных, в психиатрические лечебницы или еще на занятия в церковно-приходских школах с детьми, которых так любил и которые отвечали ему тем же».

Протоиерей Николай Оболенский

Писательница и бывший редактор парижской «Русской мысли» Зинаида Шаховская, духовником которой он был, вспоминала, как однажды во время большого приема, устроенного в честь выхода ее книги, князь услышал чье-то антисемитское замечание и взорвался: «Вы подлец! Моя жена за евреев жизнь положила…» Его трудно было успокоить. Но при всей его запальчивости он быстро отходил, легко прощал и учил прощению других. «Я знаю, – писала Шаховская, – какое значение он придавал именно прощению врагов. Ему и в голову не приходило искать убийц своей жены или тех, кто его мучил в Бухенвальде».

Шаховская, отмечая удивительную доброту и отзывчивость отца Николая, приводила рассказ одного католического священника, тоже депортированного в Бухенвальд. Его только что привезли в лагерь и погнали под душ. Было холодно, одиноко и страшно. Вдруг где-то около него раздался голос: «Вы отец такой-то! Подождите, я переброшу вам мой пуловер». Этот сильно поношенный пуловер ему запомнился навсегда: «Когда нищий отнимает от себя, чтобы дать брату последнее, – эта забота обо мне и голос участия в черном мире лагеря были чудом».

В последний путь священника торжественно провожал чуть ли не весь русский Париж, начиная с Великого князя Владимира Кирилловича. Председатель Объединения памяти Сопротивления Мишель Рике посвятил отцу Николаю в газете «Фигаро» некролог. Отметив, что собор не мог вместить всех пришедших на отпевание, Рике писал:

«Его любили за тепло, доброту и щедрость; большинство людей даже не знало о его привилегированном прошлом блестящего кадета Императорского училища, не знало и того, что это он был мужем известной нам княгини Веры Оболенской, об их недолгом счастье, продолжавшемся до того дня, когда оба, войдя в Гражданскую и военную организацию, стали на путь борьбы с нацизмом и заплатили за это столь дорогой ценой: ей эсэсовским лезвием отсекли голову, его – депортировали в Бухенвальд. Вернувшись из лагеря смерти, раздираемый горем по погибшей жене, он был убежден, что Бог сохранил ему жизнь для духовного служения русской общественности… Еще в Бухенвальде та вера, которую он излучал, была для всех нас, как верующих, так и неверующих, источником неодолимой надежды».

Похоронен отец Николай на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, на участке Иностранного легиона, в одной могиле с генералом Зиновием Пешковым, сыном Максима Горького. Перед смертью Оболенский завещал, чтобы имя его любимой жены было выбито на его надгробной плите. Это желание было исполнено.

Могила протоиерея Николая Оболенского

*** *** ***

Никто из знавших Вики в довоенное время как веселую, обворожительную, часто легкомысленную женщину, а Оболенского – как светского человека без определенной профессии, баловня судьбы, не мог представить себе, какая им готовится участь и что они способны будут претерпеть. Скорее всего, не догадывались об этом и они сами. Они не жаждали подвижничества, мученичества и отречения от всего, что любили. Но когда перед ними встал выбор: смириться со злом или противостоять ему, сомнений не возникло.

Трудно себе представить, сколько их – здесь, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, да и по всему миру – родных русских людей, самоотверженно бросавшихся на помощь ближним в самых отчаянных обстоятельствах. Лишенные своего земного отечества, они обрели куда большую награду – Отечество небесное.

Плотно лежат они, вдоволь познавши
Му́ки свои и дороги свои.
Все-таки – русские. Вроде бы – наши.
Только не наши скорей, а ничьи…

Как они после – забытые, бывшие
Всё проклиная и нынче и впредь,
Рва́лись взглянуть на нее – победившую,
Пусть непонятную, пусть непростившую,
Землю родимую, и умереть…

Полдень. Березовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.

(Роберт Рождественский)

Франция, окрестности Парижа, кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

На этом кладбище нашли свой последний приют высший свет РОССИИ, герои военные, ученые, промышленники, элита и интеллигенция Российского общества, выброшенные из Родных просторов в результате искусственно созданного человеческого катаклизма, сломавшего судьбы миллионов честных и порядочных людей. Как результат озлобленность наша друг к другу, обнаглевшая и не признающая авторитетов молодежь, падения нравстенности, духа, морали. Разруха, бедность, разрушения, предпринятые самими жителями современной России (народа, плюющего на свою историю), нечистоплотия (посмотрите на наши дворы и обветшалые здания и разукрашенные похабщиной места общественного пользования, транспорт).

Так кто-же упокоился на кладбище:

Захоронения размещены на особых участках:

1. Захоронения в крипте Свято-Успенской Церкви

2. Захоронения на военном участке 1939-1945 Захоронения войнов, в том числе донские артиллеристы, кадеты, корниловцы, колчаковцы, дроздовцы, алексеевцы, марковцы КАЗАЧЕСТВО, деникинцы, врангелевцы.

3. Семьи РОССИЯН, разделившие на чужбине судьбу защитников Родины.

КАК ПРОЕХАТЬ (ДОЕХАТЬ, ДОБРАТЬСЯ) ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ КЛАДБИЩА СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА

Городок Сен-Женевьев-де-Буа находится примерно в 30 км к югу от Парижа.

Кладбище расположено в окресностях улицы Лео Лагранж и проспекта Жака Дюкло.

Там в своё время был открыт дом престарелых для русских эмигрантов,
1. Проезд из Парижа на общественном транспорте

Из центра Парижа доехать до кладбища можно двумя способами: метро + маршрутка или прямой автобус.
Предпочтительней (менее суетливо), ехать на автобусе.

Схема маршрута

Первый вариант . Автобус отходит от плoщади Денфер-Рошро (Denfert-Rоchereau, нужно доехать до одноименной станции метро):

Время в пути — 45-50 минут. Цена проезда — 3,90 евро. Действуют парижские проездные (кладбище находится в 5-ой тарифной зоне).

Интервал движения автобуса: каждые полчаса, с 6 час.30 мин. до 20 час. 30 мин., по выходным начало движение с 8 ча. 00 мин.

Перед посадкой следует спросить, едет ли автобус до «семетери рюс» (русское кладбище). Официальное название остановки в районе кладбища — Лир (Lier).

Второй вариант — метро + маршрутка. Ехать нужно RER (скоростным поездом) до станции St.Genevieve des Bois (жёлтая линия, 5-ая зона). От станции до района кладбища идёт маршрутка (nivette). Остановка та самая, что и для автобусов («семетери рюс» или «Лир»). Доехав до вокзала в Сен-Женевьев-де-Буа, вам нужно будет либо пройти пешком до кладбища (примерно полчаса), либо сесть на автобус. Вам нужен любой автобус, с 001 до 004, который идет мимо остановки Mare au Chanvre. От этой остановки тоже придется немного пройти пешком, но местные жители могут подсказать дорогу (русское кладбище по-французски — это «симетье рюс»).

Обратно ехать с того же места, но на другой стороне дороги. Обязательно спросить, куда направляется автобус. А то можно уехать совсем не в Париж, и не на станцию RER в городке. Впрочем, есть автобус и до другой станции — Massy-Palaiseau, но идёт он больше часа.

Посещение кладбища занимает, если осматривать все могилы, не менее 1,5-2 часов.

Более подробное описание маршрута .

На метро по линиям «5» или «10» надо доехать до станции «Вокзал Аустерлиц» («Gare d’Austerlitz»), затем пересесть на «электричку» (RER) линии «С4» или «С6». Линия RER в городе начинается под землей, поэтому к ней можно просто перейти со станции метро. Естественно, перед посадкой на RER необходимо приобрести билет — его ориентировочная стоимость до Сен-Женевьев-де-Буа составит 5 евро. Нужное направление определяется по конечной станции назначения поезда (direction) и шифруется четырьмя буквами, например, LARA. Расшифровать направление поезда поможет информационный щит со схемой, установленный на перроне. Уже после посадки в поезд желательно отслеживать из окна названия станций, которые вы проезжаете.

Итак, мы в Сен-Женевьев-де-Буа. Выход из «электрички» находится с левой стороны по ходу поезда. Не переходя железнодорожные пути, нужно выйти на круглую привокзальную площадь и найти остановку автобуса № 104. Автобус ходит по расписанию, с которым придется ознакомиться здесь же, а стоимость проезда до кладбища составит 1,5 евро. Билет приобретается у водителя.

Нужная остановка называется PISCINE, это 14-я остановка автобуса, если считать от вокзала. На каждой остановке есть стенд с ее названием, стенд хорошо видно из окна, а в автобусе имеется схема маршрута. Правда, некоторые остановки могут быть водителем пропущены, так что здесь нужно усилить внимание. Лучше всего написать на листке бумаги название «PISCINE» или «orthodoxe cimetiere» (православное кладбище) и показать его пассажирам (или водителю). Вам помогут выйти на нужной остановке.

После того, как вы вышли на остановке PISCINE, переходите на противоположную по диагонали часть перекрестка. Далее — по стрелке дорожного указателя нужно пройти 150-200 метров до ворот кладбища.

Остановка обратного автобуса находится ровно напротив той остановки, на которой вы выходили по дороге на кладбище. Рядом расположен щит с расписанием — не поленитесь подойти к нему и примерно сориентироваться с временем прибытия автобуса, чтобы не скучать на скамеечке, рассматривая проезжающие по шоссе машины. С «электричками» RER дело обстоит гораздо проще — они ходят с интервалом 10-15 минут.

И последнее. Если вам посчастливится встретить группу соотечественников, приехавших на экскурсионном автобусе, не исключено, что они довезут вас до Парижа.

2. Проезд на автомобиле

Как добраться на автомобиле из Парижа до кладбища Сент-Женевьев-де-Буа С учетом пробок: 51 минута
1.Направляйтесь на запад по Rue de Rivoli в сторону Rue du Renard 69 м
2. Плавный поворот налево на Rue de la Coutellerie 140 м
3. Поверните направо на Av. Victoria 32 м
4. На 1 повороте сверните налево на Rue Saint-Martin 71 м
5. На 1 повороте сверните налево на Quai de Gesvres 160 м
6. Продолжайте движение по Quai de l’Hôtel de ville 600 м
7. Продолжайте движение по Quai des Célestins, Видеоконтроль скорости на протяжении 200 м 260 м
8. Продолжайте движение по Quai Henri IV 750 м
9. Продолжайте движение по Voie Mazas 950 м
10. Продолжайте движение по Quai de Bercy 1,5 км
11. Направляйтесь по съезду в сторону A3/A6/Périphérique/Porte de Bercy/Charenton 270 м
12 На развилке держитесь левее, следуйте по знакам на Aéroport Orly/Lyon/Périphérique Interieur/Quai d’Ivry/Porte d’Italie и выезжайте на Bd Périphérique Видеоконтроль скорости через 1,2 км 2,4 км
13. По съезду выезжайте на A6B в сторону A10/Bordeaux/Nantes/Lyon/Évry/Aéroport Orly-Rungis 9,6 км
14. Плавный поворот налево на A6B/E15 (по знакам на A6/Évry/Lyon/Chilly-Mazarin) 600 м
15. Продолжайте движение по A6 Видеоконтроль скорости через 2,5 км 10,6 км
16. Сверните на съезд 7 в сторону Viry-Châtillon/Fleury-Mérogis 160 м
17. На развилке держитесь правее, следуйте по знакам на D445/Fleury-mG15/Viry-Châtillon-Plateau и выезжайте на Av. Victor Schoelcher/D445. Продолжайте движение по D445. Проезжайте 1 перекресток с круговым движением 3,2 км
18 . На круге сверните на 1-й съезд на D296. Проезжайте 1 перекресток с круговым движением 1,2 км
19. Поверните налево на Rue Léo Lagrange. 450 м
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа 91700 Sainte-Geneviève-des- Bois.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта