Главная » Отношения » Культура и искусство после октября 1917 конспект

Культура и искусство после октября 1917 конспект

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии и общественной собственности на средства производства. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля культурой.

В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А. В. Луначарский (1874-1933). В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР.

На местах под контролем местных Советов были образованы отделы народного образования. Советской властью были упразднены функционировавшие до революции различные общественные, профессиональные и творческие организации: «Всероссийский учительский союз», «Союз деятелей художественной культуры», «Союз деятелей искусств» и др. В этот период возникали новые организации культуры, такие, как «Долой неграмотность», «Союз безбожников», «Общество друзей радио» и др.

Большевистская партия повела решительную борьбу против идеологов «Пролеткульта» - культурно-просветительской организации пролетарской самодеятельности при Наркомпросе, возникшая осенью 1917 года и имевшая более 200 местных организаций, деятельность которых могла быть, в общем, оценена положительно. Однако распространяемые «Пролеткультом» «буржуазные» взгляды на культуру не могли быть восприняты советской властью положительно. (Во второй половине 20-х годов деятельность «Пролеткульта» ослабла, а в 1932 году он был упразднен.)

С образованием СССР координация руководства культурой в масштабе всей страны осуществлялась совещаниями наркомов просвещения республик. С середины 20-х годов от Наркомпроса РСФСР начали отходить органы управления отдельными отраслями культуры общесоюзного статуса. Политика советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами явились: формирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, создание новой системы народного образования, всеобщее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Это были прогрессивные и благородные задачи.



Культурное строительство началось в сложных условиях. Российская интеллигенция в зависимости от её отношения к Октябрьской революции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди поддерживающих советскую власть были ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, А.П. Карпинский, И.М. Губкин, И.Р. Александров, Н.Е. Жуковский, поэты В.В. Маяковский и А.А. Блок, режиссеры E.Б Вахтангов и В.Э. Мейерхольд и многие другие.

Часть интеллигенции вначале отказывалась от какого-либо сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство не очень внедряло попытки привлечь интеллигенцию к участию в социалистическом строительстве, а перешло к репрессиям. В 1922 г. большая группа ученых, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были ученые, философы Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков.

Тяжелое экономическое положение Советской республики обусловило резкое сокращение бюджетных средств, направляемых на культуру. Военные действия и революционные события нанесли значительный ущерб российской культуре. Были разрушены здания школ, библиотек, музеев, памятники старины. Неприязнь маргинальных (оказавшихся по своему положению вне определенного социального статуса, на краю) слоев общества к интеллигенции, дворянству также привела к разрушению культуры: в пожарах гибли книги, произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, горели усадьбы. Советская власть должна была энергично взяться за восстановление и развитие культуры.

ЛИКБЕЗ. Первоочередной задачей культурного строительства была ликвидация безграмотности (ликбез). 26 декабря 1919 г. СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Этот декрет обязывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались и дети, и взрослые. В 1917-1920 годах ликвидировали неграмотность около 7 млн. человек, в том числе 4 млн. женщин.

В 1920 году при Нарокомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК ЛИКБЕЗ), которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте. Издавалась специальная методическая литература в помощь обучающимся. Однако слабая материально-техническая база образования, нехватка квалифицированных преподавателей, постоянное пополнение рядов неграмотных подростками не позволяли достичь запланированных темпов обучения. Полная ликвидация неграмотности могла быть достигнута лишь введением всеобщего обучения детей иукреплением материальной базы образования.

После ряда экспериментов к концу 20-х годов система народного образования была радикально перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, утверждена идеологическая основа образования - «Марксистское учение».

Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1920 году число школ увеличилось на 12 тысяч по сравнению с 1914 годом, а количество учащихся в них - на 1,7 млн. человек. Советское государство решало задачу подготовки специалистов. Декрет СНК, принятый в августе 1918 года, утвердил правила приема в высшие учебные заведения. Для подготовки рабочей молодежи в институты в 1919 году при вузах начали работать подготовительные курсы. В 1920-1921 учебном году насчитывалось 244 вуза.

Наука. Мировая и Гражданская войны сильно подорвали научный потенциал России. В государстве до революции насчитывалось более десяти тысяч научных работников. Следует отметить, что страну после 1917 года покинули около пятисот человек, среди которых преобладали представители гуманитарных наук. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечении ученых к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подверглась изменениям: сохранялись традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты и университетская база науки, но также возникали новые учреждения - специализированные научно-исследовательские институты. В 1917-1922 годах число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 годом, возросло количество научных работников, составив 25 тысяч человек к 1927 году. К концу 30-х годов, в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений, а число научных работников достигло почти 100 тысяч человек.

Крупными достижениями были отмечены естественные и точные науки, связанные с именами И.П. Павлова (1849-1936гг.), Д..0. Вернадского (1863-1945гг.), А.Л. Крылова (1879-1955гг.), Н.Е. Жуковского (1847-1921гг.), АЛ. Карпинского (1887-1943гг.), Н.М. Вавилова (1887-1943гг.), С.Д. Лебедева (1874-1934гг.) и Д.Д. Бызова (1880-1934гг.). Позитивное значение для развития науки имело восстановление связей советских ученых с международными научными центрами.

Литература. В первые послереволюционные годы творчество Сергея Александровича Есенина (1895-1925гг.) находилось под влиянием группы поэтов-имажинистов. Имажинизм - литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Александрович Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве В. Шершеневича и С.А. Есенина. Следует отметить, что имажинистская «Декларация» была опубликована 30 января 1919 года в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил С.А. Есенин). Эту декларацию также подписали: поэт Рюрик Ивнев, художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. К имажинизму в этот период примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман.

В 1919-1925 годах имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве. Имажинисты устраивали популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускали множество авторских и коллективных сборников. Они создали журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (с 1922 по 1924 год вышло 4 номера). Сборники и журналы печатались в организованных ими издательствах «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). Ряд поэтов выступил с теоретическими трактатами («Ключи Марии» С.А. Есенина, «Буян-остров» Анатолия Мариенгофа, «2х2=5» Вадима Шершеневича, «Имажинизма основное» Ивана Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками.

Следует отметить, что помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 году в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Владимиром Королевичем. Затем А. Золотницкий и В. Королевич оставили петроградских имажинистов, но вместо них прищли Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.

Организационно имажинизм фактически распался к 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся травле в советской печати. Сергей Александрович Есенин покончил с собой (или был убит), Николай Эрдман репрессирован.

Черты имажинизма в творчестве С.А. Есенина выражались в его склонности к созданию затейливых, замысловатых образов и сравнений, к протесту против города, наступающего на мирную деревню («Сорокоуст», «Кобыльи корабли», «Мир таинственный, мир мой древний...» и др.). Вместе с тем драматическая поэма «Пугачев», написанная в 1920-1921 годах, свидетельствовала, что по своим творческим и идейным позициям поэт был далек от имажинистов. Чувство красоты жизни, ее быстротечности, чувство прощения обид и зла, отзывчивость на человеческое горе - все это с огромной силой звучало в поэме.

Затем С.А. Есенин приходит к полному разрыву с имажинистами, и в его творчестве все большее место занимают современные темы, темы новой, революционной России («Русь Советская», «Возвращение на Родину», «Анна Снегина»). Тема любви к Родине на протяжении всей его жизни составляла внутренний пафос поэзии, была источником вдохновения и составляла главную черту творчества Сергея Александровича Есенина.

В этот период ведущей темой творчества Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930гг.) становится тема революции и строительства социалистического общества. В поэзии появляется новый лирический герой, отличающийся богатством эмоций и гармоничностью.

Первый советской пьесой, поставившей современные вопросы, была «Мистерия-Буфф» Маяковского, в которой поэт показал величие и героизм простого человека, а в поэме «150000000» - раскрыл образ русского народа как провозвестника социалистической революции.

Во второй половине 20-х годов В.В. Маяковский создал свои лучшие произведения: поэму «Хорошо», сатирические пьесы «Клоп», «Баня», стихи «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», свидетельствующие о многогранном творчестве Маяковского, не укладывающиеся в каноны социалистического реализма, основоположником которого он был объявлен. «Искусство - не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло», -писал В.В.Маяковский.

Социальные потрясения, пережитые Россией, обусловили большие изменения в культурной и художественной жизни. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.Н. Куприн, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, Ф.И. Шаляпин, К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.П. Павлова, С.В. Рахманинов.

Советскую литературу этого периода создавали замечательные писатели Леонид Максимович Леонов (1899-1994 гг.) - роман «Барсуки» (1924 год), «Вор», (1929 год). Михаил Александрович Шолохов (1905-1984 гг.) - «Донские рассказы» (1926 год), «Тихий Дон» (1928-1940годы). Лидия Николаевна Сейфуллина (1889-1954 гг.) - повести «Правонарушители» (1922 год), «Виринея» (1924 год). Александр Александрович Фадеев (1901-1956гг.) - роман «Разгром» (1927 год), «Последний из Удэге» (1929-1940 годы). Советскую поэзию создавали выдающиеся поэты В.В. Маяковский (1893-1930 гг.), Николай Николаевич Асеев (1889-1963 гг.), Николай Семёнович Тихонов (1896-1979 гг.), Александр Алексеевич Жаров (1904-1984 гг.).

Необходимо отметить, что 1920-е годы связаны с деятельностью Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), которая представляла левое течение в культуре. Группа «Перевал» (М. А. Светлов, М. М. Пришвин, А. К. Воронский, Э. Г. Багрицкий и др.), выступающая оппозиционной силой в РАППе, боролась за преемственность современной культуры рабочего класса с отечественной и мировой классикой. Другие члены РАППа выступали за утверждение новых форм в литературе.

Живопись. Искусство в 1920-х годах продолжало знакомить широкую публику с российской живописью «Товарищество передвижных выставок». Возникли новые организации: Ассоциация пролетарских художников. Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников. Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были бы приняты широкой общественностью. Следует отметить творчество Г.Г. Ряженого (1895-1952гг.), создавшего яркие образы женщин нового, социалистического общества в картинах «Председательница» (1928 г.). Получает развитие батальный жанр в творчестве М. Б. Грекова (1882-1934 гг.) в картине «Тачанка». И.И. Бродский (1884-1939гг.) создаёт картину «Расстрел 26 бакинских комиссаров». Картина «На стройке новых цехов» художника А.А. Дейнеки (1899-1969гг.) отображает строительство нового социалистического общества.

Театр. Быстро обновили свой репертуар драматические театры, стремившиеся показать героя, осознавшего величие революции: «Броненосец Потемкин» Всеволода Вячеславовича Иванова (1895-1963гг.), «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренёва (1876-1945гг.), «Разлом» Бориса Андреевича Лавренёва (1891-1959гг.).

В этот период театральное искусство, можно сказать, не испытывало потрясений и радикальных изменений, но и здесь были поиски новых форм обращения к зрителю.

В 1920 годы В.Э. Мейерхольд (1874-1940гг.), выступая за революционное преобразование театра, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей и политической активизации театра и возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим и агитационным, в котором сами зрители должны были стать участниками спектакля. Однако эти новаторские поиски талантливого режиссера не увенчались успехом. В.Э. Мейерхольд не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства. В театре преобладали традиции дореволюционного театрального искусства. В 1939 г. В. Э. Мейерхольд был репрессирован.

Музыка. В 1918 году в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы. В годы Гражданской войны были написаны песни как самодеятельными авторами, так и профессиональными композиторами.

Репертуар музыкальных театров составляли в целом классические произведения. В 1927 году Р. М. Глиэр (1875-1956гг.) написал балет «Красный мак», ставший классикой советской балетной музыки.

В 1920-х годах успешно работал ДД. Шостакович (1905-1975гг.): Вторая симфония «Октябрь», Третья симфония «Первомайская», балеты «Золотой век», «Болт».

Огромный интерес у советских слушателей вызвали такие произведения С. С. Прокофьева (1891-1953 гг.), как опера «Любовь к трем апельсинам» на сюжет К. Гоцци и балет «Ромео и Джульетта» - выдающееся произведение советского и мирового музыкального искусства.

Кинематографическая и фотографическая индустрия. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года фотографическая и кинематографическая промышленность была национализирована. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО), в 1923 году он был преобразован в Госкино, а в 1926 году - в Совкино.

В 1925 году на экраны вышли историко-революционные фильмы С.М. Эйзенштейна (1898-1948гг.) «Стачка» и «Броненосец Потемкин», ставшие шедевром советского и мирового киноискусства. В 1930-е годы патриотическая тема была воплощена кинорежиссёром в фильме «Александр Невский». Отметим, что ведущей темой советской кинематографии этого периода была революционная: «Мы из Кронштадта» (режиссёр Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (режиссёры А. Зархи и И. Хейфец), «Человек с ружьем» (режиссёр С. Юткевич). С возникновением звукового кино открылись огромные возможности экранизации произведений классической литературы, а также к раскрытию таланта актеров.

Архитектура. Развитие архитектуры в советский период определялось плановым развитием всего народного хозяйства. Осуществление плана ГОЭЛРО положило начало формированию советской промышленной архитектуры.

В годы индустриализации и первых пятилеток были построены такие промышленные гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения. Строились жилые дома, общественные здания новых типов (дворцы культуры, клубы, детские ясли и сады).

В архитектуре 20-х - начале 30-х годов братья Леонид Александрович (1880-1933гг.) и Виктор Александрович (1882-1950гг.) с 1925 года возглавили направление конструктивизма в отечественной архитектуре. К этому направлению примыкал также архитектор Моисеей Яковлевич Гинзбург (1892-1946гг.) - автор теоретических работ по конструктивизму являлся одим из лидеров конструктивизма. Конструктивисты создавали коллективные проекты, в которых уделяли особое внимание функциональному назначению создаваемых сооружений, они смело внедряли в строительство новые конструкции и материалы. Ярким примером явилось создание Днепрогэса в Запорожье (1929-1932гг.).

В архитектуре 20-х годов образовалось другое направление - «рационалистов». Архитекторы этого направления выдвигали идею синтеза архитектуры и искусства с целью создания на основе психофизических законов «рациональной» архитектуры, обладающей «эмоционально-эстетическими качествами и свойствами». К ним относился Константиин Степанович Меельников (1890-1974гг.), русский и советский архитектор, один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре в 1923-1933 годах. К.С. Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм». После такой критики архитектор, по сути, был отлучён от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом).

Большинство ведущих мастеров архитектуры 1920-х годов, наряду с практической деятельностью проводили подготовку новых архитектурных кадров. Б.Ладовский, И. Голосов, К. Мельников во ВХУТЕМАСе для архитекторов и дизайнеров деклалировали рационализм. Братья Веснины в Высшем техническом училище им. Баумана готовили инженеров-архитекторов, проповедуя идеи конструктивизма.

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    Категория обыденной культуры в мировом контексте. Обыденная культура и ее отражение в творчестве. Искусство наивных художников как одна из концепций развития обыденной культуры в мировом контексте. Наивное и аутсайдерское искусство - сходство и различие.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    История художественной культуры в начале ХХ века. Основные течения, художественные концепции и представители русского авангарда. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в тоталитарных условиях; явление андеграунда.

    презентация , добавлен 24.02.2014

    Использование неодушевлённых предметов в натюрмортной живописи. История появления натюрморта в качестве самостоятельного жанра в творчестве голландских, фламандских и русских художников. Изобразительное искусство как средство познания себя и мира.

    презентация , добавлен 27.09.2014

    Традиции и новации в живописи. Возникновение русского авангарда. Идеологические факторы в развитии живописи. Влияние внутриполитической борьбы, усиления культа личности Сталина на изобразительное искусство. Появление новых имен и произведений в культуре.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2010

    Понятие, процесс зарождения цивилизации. Применение термина во всех социально-гуманитарных дисциплинах. Искусство как форма культуры его значения. Взаимоотношение различных видов искусства. Развитие культуры в период первой промышленной революции.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Притеснения украинской культуры. Наука и образование. Искусство. В народных песнях, былинах и легендах украинцы продолжали воспевать свое героическое прошлое. Культура традиционного быта. Гончарное искусство. Ковроделие и ткачество.

    реферат , добавлен 06.04.2007

    Искусство Древней Греции. Основы мировоззрения греков. Культура красоты и красивого тела. Искусство Древней Италии и Древнего Рима. Черты Римского зодчества. Искусство средневековой Европы и итальянского Возрождения. Утверждение реалистического метода.

    доклад , добавлен 21.11.2011

    Характеристика и основные признаки авангарда в искусстве, история его развития и перспективы. Взаимосвязь творчества и политики, и оценка влияния заигрывания творческих людей со властью на их произведения. Место политического в современной литературе.

    реферат , добавлен 24.12.2009

    Скульптура "Рабочий и колхозница" и другие скульптурные произведения Веры Мухиной. Произведения скульптора Ивана Шадрина. Живописные полотна советских художников Митрофана Грекова, Аркадия Пластова. Архитекторы-конструктивисты Виктор и Леонид Веснины.

    презентация , добавлен 06.01.2013

    Период становления светского искусства в Хорватии. Особенности культурного национального движения страны. В. Карас - первый светский художник. Организация венского Сецессиона 1897 г. Характеристика творчества известных хорватских художников начала XX в.

Культура и искусство после октября 1917г. Противоречия

Деятели искусства, сторонники новой власти

Деятели искусства, противники новой власти

В.В.Маяковский

И.И.Машков

А.Т.Матвеев

З.Н.Гиппиус

Д.С.Мережковский

Настроения художников

К.С.Петров-Водкин

Б.М.Кустодиев

Советская власть поддерживала представителей нового искусства, поскольку они воплощали революционное начало. Художники, в свою очередь, рассматривали смену власти как сокрушение старого мира.

Суровый быт был опоэтизирован в произведениях художников: натюрморты Петрова-Водкина отражали голод Гражданской войны, Б.М.Кустодие отображал движения большевиков в своих произведениях.

Крушение старого

К.С.Петров-Водкин

Д.Т.Штеренберг

Крушение старого

Б.М.Кустодиев

«Большевик»

Искусство плакатов

Массовый отклик находило искусство плакатов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало на газеты) наглядная агитация несла горожанам новости с фронтов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали лучшие художники страны.

Агитфарфор

Полем для наглядной агитации стали предметы быта. Художники С.В.Чехонин, М.М. Адамович расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционной символикой. Автором многих призывов был В.В.Маяковский.

Романтика революции

Овеянные романтикой революции, в 1920-е, создавали свои произведения скульпторы И.Д. Шадр, В.И.Мухина, А.С. Голубкина и др.

Художественное многообразие

ЛЕФ (Левый фронт искусства). Возглавил ЛЕФ В.Маяковский.«Искусство – это нарушение шаблона», – так понимали сущность искусства футуристы до революции. В лефовские же времена выясняется, что дело было в том, что «шаблоном», «болотом» являлась дореволюционная действительность, которую и надо было всячески «нарушать». Теперь, после Октября – «практическая действительность» стала «вечно текущей, изменяющейся»

Н.Н.Асеев

В.В.Маяковский

Л.С.Попова

А.М.Родченко

Противоположность

АХРР - Ассоциация художников революционной России. В 20-е годы, период расцвета русского авангарда, также желавшего работать на пользу революции, АХРР решительно противопоставила себя этим мастерам, пользовавшимся новым художественным языком. Опираясь на наследие передвижников, считавших, что в картине дидактическое содержание намного важнее художественной ценности, и «искусство должно быть понятно народу»,

АХРР

Ф.С.Богородский

А.М.Герасимов

И.И.Бродский

Б.В.Иогансон

Архитектура

Клуб им. Русакова

Изменения условий социальной жизни сформировали общественный запрос на новую городскую среду, в которой коллективное начало господствовало бы над личными интересами. Для массовой культурной работы оказались востребованы общественные здания, отвечающие эстетическим потребностям «строителей нового мира»

Киноискусство

В ранние годы советской власти документальные фильмы о текущих событиях снимали режиссеры А.П.Довженко и В.И.Пудовкин. Главными героями нового кино становился коллектив единомышленников и народ. Прорыв в использовании новых изобразительных средств и форм нового эмоционального контакта совершил С.М.Эйзенштейн. К 20-летию революции 1905 года режиссер снял фильм «Броненосец «Потемкин»

С.М.Эйзенштейн

Физкультура и спорт

После октября 1917 г. Связи России с международным спортивным движением, в том числе олимпийским, были разорваны.

Теперь главное внимание уделялось внедрению спорта в массы. Это рассматривалось как средство воспитания, повышения дисциплины.

Культура и искусство

после Октября 1917 года


  • «Музыка революции»
  • События Октября 1917 г. Разделили деятелей
  • искусства на противников советской власти,
  • сторонних наблюдателей и
  • горячих её сторонников.
  • На призывы партии первыми откликнулись:
  • - Поэты: В.В. Маяковский, А.А. Блок.
  • - Художники: И.И. Машков, П.В. Кузнецов, Р.Р.
  • Фальк.
  • - Скульпторы: А.Т. Матвеев, С.Т. Коненков.
  • - Архитекторы: И.В. Жолтовский, В.А. Щуко,
  • Л.В. Руднев.


Художественное многообразие 1920-х гг.

  • 1920-е годы – время деятельности десятков разнообразных художественных группировок, ставших выразителями свободной творческой атмосферы, воцарившейся в стране. Но уже в начале периода нэпа четко обозначилось стремление групп, провозгласивших в своем творчестве пролетарскую, классовую ориентацию, к идеологическому диктату в художественной жизни.
  • Самые заметные объединения, стоявшие на полярных идейных позициях: Левый фронт искусств (ЛЕФ) и Ассоциация революционной России (АХРР)

  • ОСА – объединение современных архитекторов.
  • АСНОВА – Ассоциация новых архитекторов. ОБМОХУ – общество молодых художников. ЛЕФ – Левый фронт искусств.
  • АХРР – Ассоциация художников революционной России.
  • ВАПП – Всероссийская ассоциация пролетарских писателей.
  • Пролеткульт – организация, выступающая за «чистую» культуру. Каждый творческий союз отстаивал свое направление.

  • У сторонников Пролеткульта были лозунги: - «Никогда пролетарская культура не говорит «да» там, где говорит «да» буржуазная!» -
  • «Рабочий – писатель должен не учиться, а творить!» -
  • «Буржуазный язык, буржуазная литература должны быть ликвидированы!» -
  • «Создадим новую, чисто пролетарскую культуру! Создать ее может только пролетариат. Да здравствует пролетарская культура!»









АХРР - Ассоциация художников революционной России;

с 1928 года - АХР , Ассоциация художников революции - крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов, являвшееся благодаря поддержке идеологической линии государства, самой многочисленной и мощной из творческих группировок 1920-х годов. Основана в 1922 году, распущена в 1932 и явилась предтечей будущего единого Союза художников

В ряд практических задач, зафиксированных в Уставе объединения, вошли:

Стремлением к реалистичности ахровцы привлекли в свой стан зрелых живописцев, отвергавших авангард (например, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. Н. Мешков, К. Ф. Юон, В. Н. Бакшеев и др.,

а также скульпторов (М. Г. Манизер, С. Д. Меркуров, Н. В. Крандиевская). Среди тех, кто позже пополнил ряды АХРР, также было немало живописцев, получивших признание до революции: И. И. Бродский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин, А. А. Рылов и др.

За 10 лет своего существования верная линии партии АХРР стала самой крупной художественной организацией страны.


Мощная организация активно вбирала в себя более мелкие художественные объединения. В 1924 году в АХРР вошли члены Нового общества живописцев , в 1926 году - группа «бубновалетовцев », в 1929 - художники из объединения «Бытие» , в 1931 - из общества «Четыре искусства ». В 1926 году в АХРР в полном составе вошли «Московские живописцы».

В своём издательстве АХРР выпускала журнал «Искусство в массы» ( 1929-30), вышло 20 номеров. Выпускала цветные репродукции, открытки, альбомы и выставочные каталоги. Всего увидели свет около 800 открыток АХРР. Большинство из них было напечатано в цвете, тиражи доходили до 50.000 экз.

Печатались не только работы ахровцев, но и других художников и классических работ из собрания Эрмитажа.

Верхушка АХРР


Митрофан Греков, «Трубачи Первой Конной».

Картина написана в 1934 году, после роспуска объединения, но вполне отражает его идеологические устремления

ОСТ, ОХСТ, - общество художников-станковистов - художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве Давидом Штеренбергом.

Характерной чертой творчества ОСТа является воспевание советской действительности (индустриализации, спорта, проч.) с использованием приемов современного европейского экспрессионизма. Существовало до 1931 года.

Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии советской станковой, монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства.

ОСТ не бралось за революционные темы Гражданской войны, предпочитали мирные, светлые темы, типические явления современной им мирной действительности: жизнь индустриального города, промышленное производство, занятия спортом и др. В воспитательном плане определялась «ориентация на художественную молодежь». Они стремились отразить в отдельных фактах новые качества современной им эпохи. Основные темы:

индустриализация России, недавно ещё аграрной и отсталой, стремление показать динамику взаимоотношений современного производства и человека, жизнь города и городского человека XX века, массовый спорт, который также стал характерной особенностью жизни советского общества.


Ю.Пименов.

«Даешь тяжелую индустрию!»,




Общество московских художников, основано в 1928 году.

Члены объединения разрабатывали советскую тематику, стремились передать материальное многообразие мира с помощью пластического единства цвета и формы, сочетания энергичной лепки объёмов и светотеневой моделировки.

Художники ОМХ

Общество объединяло до 70 членов и кандидатов.

  • Герасимов, Сергей Васильевич
  • Грабарь, Игорь Эммануилович
  • Древин, Александр Давидович
  • Крымов, Николай Петрович
  • Куприн, Александр Васильевич
  • Лебедев-Шуйский, Анатолий Адрианович
  • Лентулов, Аристарх Васильевич
  • Осмёркин, Александр Александрович
  • Рождественский, Василий Васильевич
  • Рындин, Вадим Фёдорович
  • Удальцова, Надежда Андреевна
  • Фальк, Роберт Рафаилович
  • Фонвизин, Артур Владимирович
  • Чернышёв, Николай Михайлович
  • Шестаков, Н.И. и др.

Игорь Грабарь "Разъяснивает" 1928.



ЛЕФ (Левый фронт искусств) - творческое объединение, существовало в 1922-1929 годах в Москве, Одессе и других городах.

ИСТОРИЯ

Основано в конце 1922 года в Москве.

Ядро ЛЕФа -

  • В. В. Маяковский
  • Н. Н. Асеев
  • О. М. Брик
  • С. М. Третьяков
  • Б. А. Кушнер
  • Б. И. Арватов
  • Н. Ф. Чужак.

Органы Лефа - журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928).

В деятельности ЛЕФа также принимали участие литераторы: Б. Л. Пастернак, А. Е. Кручёных, П. В. Незнамов, С. И. Кирсанов, В. В. Каменский, И. Г. Терентьев, М. Ю. Левидов, В. Б. Шкловский, Л. А. Кассиль и др.; художники: А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, В. Е. Татлин и др.

Сотрудничали с Лефом кинематографисты: С. М. Эйзенштейн, Л. В. Кулешов, Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг, Дзига Вертов, С. И. Юткевич, Э. И. Шуб и др., архитекторы: братья Веснины, А. К. Буров. В 1925 году архитекторами-членами ЛЕФа было основано Объединение современных архитекторов.

Основные принципы деятельности ЛЕФа - литература факта, производственное искусство, социальный заказ.




ОСИП БРИК

Осип Максимович (Меерович) Брик (16 января 1888, Москва - 22 февраля 1945, Москва) - российский литератор, литературовед и литературный критик.

Участник художественных объединений левого искусства (комфуты, МАФ, Леф, Реф).

Теоретик и идеолог, создатель теорий социального заказа, производственного искусства, литературы факта.


ИСААК БРОДСКИЙ

Исаак Израилевич Бродский (1883-1939) - российский и советский живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР.


Дореволюционные пейзажи и портреты

«Теплый день» (1908),

«Опавшие листья» (1913),

«Зима» (1913),

«Летний сад осенью» (1916),

«Сказка» (1910-1911),

«Италия» (1910-1911).

Портрет О. Д. Талалаевой, 1915,

«Официальные» портреты и композиции

«В. И. Ленин и манифестация» (1919),

«В. И. Ленин на фоне Кремля» (1924),

«В. И. Ленин на фоне Волховстроя» (1926),

«В. И. Ленин в Смольном» (1930),

Портрет И. В. Сталина (1928),

Портрет К. Е. Ворошилова (1929, 1931),

Портрет М. В. Фрунзе (1929),

Портрет В. Р. Менжинского (1932),

Портрет В. М. Молотова (1933),

Портрет С. М. Кирова (1934),

Портрет В. В. Куйбышева (1935),

Портрет А. А. Жданова (1935),

Портрет Г. К. Орджоникидзе (1936)

Портрет М. Горького (1929).

«Торжественное открытие II конгресса

Коминтерна» (1920-1924),

«Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925),

« Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе» (1929),

«Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на Польский фронт» (1933)


Конёнков Сергей Тимофеевич

Барельеф на Кремлёвской стене «Павшим в борьбе за мир и братство народов»


АЛЕКСАНДР ГЕРАСИМОВ

Советский художник-реалист, лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943,1946, 1949).

Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории. Был любимым художником И. В. Сталина. Портреты Сталина работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими.

«Ленин на трибуне»


ГАВРИИЛ ГОРЕЛОВ

Гавриил Никитич Горелов ) - русский и советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1947), действительный член Академии художеств СССР (1953), лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).

В 1925-1926 гг. входил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), писал многофигурные композиции на революционные и особенно исторические темы, в том числе «Суд Пугачёва над помещиком» (1925), «Казнь Пугачёва» (1925 ), «Восстание Болотникова» (1944), «Первый призыв Минина к народу» (1945), «Псы рыцари» (1947) и др.» до скандально известной картины «Сталин и три богатыря» (изображающей Иосифа Сталина в рост на фоне знаменитого полотна «Три богатыря»).


Борис Иогансон

Борис Владимирович Иогансон ) - русский и советский художник и педагог, один из ведущих представителей направления социалистического реализма в живописи, в творчестве заметны следы влияния импрессионизма.

Состоял в АХРР с 1922 по 1931 г.


Наиболее известные работы

«Рабфак идёт» (1928),

«Допрос коммунистов» (1933),

«Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола» (1950)


Василий Кандинский

Василий Васильевич Канди́нский - русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.

«Москва»


НИКОЛАЙ КАСАТКИН

Николай Алексеевич Касаткин (13 (25) декабря 1859, Москва - 17 декабря 1930, Москва) - русский живописец-реалист, член «Товарищества передвижников» с 1891 года, первый народный художник РСФСР (1923), один из основателей социалистического реализма.

«За учёбу. Пионерка с книгами», 1925


НИКОЛАЙ КУПРЕЯНОВ

Николай Николаевич Купреянов (1894, Польша-1933, Москва) - советский художник-график.

Родился в Польше. Является пра-пра-правнуком Павлы Матвеевны Лермонтовой (то есть внучатый племянник М. Ю. Лермонтова.)

Крейсер «Аврора». Гравюра на дереве. 1922 г


АЛЕКСАНДР КУПРИН

Александр Васильевич Куприн (1880-1960) - российский и советский живописец-пейзажист, член-корреспондент Академии художеств СССР.

С 1930-х активно осваивает индустриальный пейзаж.


КАЗИМИР МАЛЕВИЧ

Казими́р Севери́нович Мале́вич- русский и советский художник-авангардист, один из основателей супрематизма - направления в абстрактном искусстве.

В 1919-1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф».

С 1923 по 1927 год - директор Ленинградского государственного института художественной культуры. Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года . Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины.

Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства).

  • Чёрный квадрат
  • Красный квадрат
  • Скачет красная конница
  • Супрематическая композиция

СЕРГЕЙ МАЛЮТИН

Сергей Васильевич Малютин (22 сентября (4 октября) 1859, Москва - 6 декабря 1937) - российский художник, архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Сын купца, родился, жил, работал в Москве. Предположительно является автором росписи первой русской матрёшки.

1918-1921 - участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА»

1922 - один из организаторов «Ассоциации художников революционной России»

1927-1931 - член художественной группы «Объединение художников-реалистов»

Иллюстрации к А. С. Пушкину:

«Руслан и Людмила» (1898),

«О царе Салтане» (1897),

«О мёртвой царевне и семи богатырях» (1910),

«О золотом петушке» (1913).

Акварельные работы: «Садко» (1906), «Терем Кощея» (1909).

Театральные работы;

декорации к операм «Садко» (1909) и «Аскольдова могила» (1912), к балету «Щелкунчик» (1913).

Портрет Фурманова, 1922


ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

Владимир Владимирович Маяковский - российский и советский поэт-футурист, драматург, дизайнер, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» и «РЕФ».

В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции. В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919-1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).


Разделы: История и обществознание

Цель урока: показать учащимся, как осуществлялось становление новой советской архитектуры, каковы были первые шаги советской власти, какие архитекторы творили в то время в Нижнем Новгороде и какие первые дома были построены.

Задачи урока:

  • Образовательные - сформировать у учащихся представление о первых шагах советской власти в жилищной политике, о проблемах строительства после гражданской войны.
  • Воспитательные - формировать у учащихся патриотические качества, воспитывать чувство гордости и уважения к нижегородскому культурному наследию советского периода.
  • Развивающие - привлечь учащихся к анализу и синтезу изучаемого материала, развивать умение делать промежуточные выводы и заключение из бесед с учителем.

Литература, использованная при подготовке.

  1. Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Архитектура города Горького. - Горький. 1986. - с. 36 - 37, 78 - 79.
  2. Виноградова Т. Из истории одного памятника // Голос ветерана. 2004. - № 36 (сент.) - с. 12.
  3. ГУ ЦАНО, Ф. 6192. 366 ед. хр. 1905 - 1951 г.г., 1 оп. Д. 241, 242 а, 271 - 286.
  4. Нифонтов Л.А. От купеческого Нижнего к социалистическому городу Горькому // Записки краеведов. - Горький, 1979. - с. 35 - 46.
  5. Нифонтов Л.А. Мастерство зодчего. К столетию со дня рождения архитектора А.А.Яковлева. // Горьковский рабочий.1979. - 12(февраля) - с.6.
  6. Нифонтов Л.А. Старейшина нижегородских архитекторов. К 90-летию со дня рождения А.А.Яковлева // Горьковский рабочий. 1969. - №43.
  7. Орельская О.В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород. 2005. - с. 53, 56, 59, 67, 85, 113 - 139.
  8. Софронов И. Градостроитель // В большом городе. - 2004. - 4 (март) - с. 10 - 12.
  9. И.М.Яковлева Капризы памяти. http: // baza.vgd.ru / 18/ 72277/

Оборудование урока:

  • компьютерная презентация об архитекторе.
  • фотографии общественных и гражданских зданий и сооружений, построенных Яковлевым в этот период.
  • книги по архитектуре.

Тип урока: урок изучения нового материала.

1. Оргмомент и целеустановка на урок. Приветствие. Постановка перед учащимися задачи: сформулировать тему и план урока, ответить на вопросы учителя, сделать промежуточные выводы.

Здравствуйте ребята! Мне хотелось бы начать урок с анализа одного документа. Прочитав его, объясните мне, о чём здесь идёт речь? А потом давайте вместе сформулируем тему и план нашего сегодняшнего урока.

Газета "Нижегородская коммуна", 1927, 11 ноября: "...205 человек (больших и маленьких) получили возможность дышать чистым воздухом....Тут нет керосинового чада ламп, угара печей. В сумерки под потолком начинает отдаваться биение балахнинского "большого сердца" - вспыхивает современная "жар-птица" - электрическая лампочка. Под подоконниками излучает тепло железная гармошка, дышащая паром котлов, клокочущих где-то в подвалах дома.

Против комнаты через коридорчик большая светлая кухня, могущая породить зависть в сердце любой хозяйки. К стене большим черным или белым жуком прижалась плита. Хозяйке не нужно ходить куда-то на перекресток к тумбочке за водой, водопровод под рукой.

Рядом с кухней комната с белой ванной. 33 семьи рабочих могут всерьез подтвердить пословицу древних: "Культура измеряется количеством вылитой на себя воды".

Чтобы не пахло по комнатам грязной мыльной пеной стираного белья, в подвальном этаже оборудована общая прачечная".

Предполагаемый ответ учащихся:

В этом отрывке описываются новые условия жизни рабочих, новые квартиры и передаётся радость, и гордость рабочих за своё новое жильё. Мы можем предположить, что тема урока будет связана с развитием новой советской архитектуры и с этапами её развития: до гражданской войны и в период восстановления народного хозяйства.

Деятельность учителя:

Да, действительно, здесь описываются новые квартиры рабочих "Чернопрудского небоскрёба", радость которых будет понятна, если знать, в каких условиях они жили раньше, например, один рабочий жил в теплушке, а другой под соборной колокольней в кремле. И тема нашего сегодняшнего урока: "Становление новой советской архитектуры 1917 - 1932 г.г." Мы познакомимся с первыми шагами советской власти в Нижнем Новгороде по вопросу жилищной политики, с тем, какие архитекторы работали в то время и какие здания они создали.

План урока:

  1. Конкурсные проекты и застройка Соцгорода Автозавода.
  2. Архитектурное творчество А. А. Яковлева (старшего) 1879 - 1951. Характеристика личности архитектора и его семьи. Первые постройки архитектора Яковлева: Чернопрудный "небоскреб" 1927 г., дом студента с кинотеатром ("Рекорд"), жилой квартал на ул. Грузинская и ул. Дзержинского, жилой дом № 1 по ул. Минина.

Изучение новой темы.

Деятельность учителя:

Первые шаги Советской власти ознаменовались переселением рабочих из трущоб и подвалов в дома и особняки, конфискованные у буржуазии. В годы гражданской войны и интервенции строительство в стране и в Нижнем Новгороде практически не велось. В 1922 - 1923 годах, в период восстановления народного хозяйства, в стране проходила дискуссия: каким должно быть социалистическое расселение, как решить вопрос об уничтожении противоположности между городом и деревней. Начало первым градостроительным мероприятиям было положено в 1924 - 1925 годах. Объёмы строительства в эти годы были невелики, но при большинстве промышленных предприятий уже проектировались и возводились первые благоустроенные дома и посёлки для рабочих.

Учитель рассказывает о конкурсных проектах и застройке Соцгорода Автозавода.

Учитель знакомит учащихся с личностью архитектора А. А. Яковлева и его деятельностью в Нижнем Новгороде с 1917 по 1934 года (с использованием компьютерной презентации; либо с проведением экскурсии в школьном музее, где создана экспозиция об А. А. Яковлеве (старшем)).

С творчеством А. А. Яковлева связана одна их ярчайших страниц истории нижегородской архитектуры советского периода. Здания, выстроенные в Нижнем Новгороде (г. Горьком) по его проектам в 1920-1930 г., мы можем увидеть не только в историческом центре города, но и на бывших окраинах. Все они свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности мастера, который на протяжении четверти века являлся лидером горьковских архитекторов.

Родился Александр Александрович Яковлев 11 января 1879 года в г. Санкт- Петербурге. Отец его - Александр Васильевич (1835 - 1888) - действительный статский советник, знаменитый в то время правовед и писатель по экономическим и финансовым вопросам народного хозяйства. Александр Васильевич был женат гражданским браком на шведке Анне Егоровне Отсолиг (1840 - 1920). Но отец умер, когда сыну исполнилось только 9 лет и Александра отдали в приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Сохранилось свидетельство, об обучении в дополнительном классе реального отделения этого приюта, Александра Александровича Яковлева.

Рисовать мальчик начал с раннего детства. В приюте у маленького Шурика были очень хорошие педагоги, поддержавшие его страсть к рисованию. У родственников хранятся рисунки из альбома 1894г., когда юному художнику - 15 лет. В 1898 году Александр Яковлев поступает на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств. Через пять лет он получает звание архитектора-художника. Напоминают об этом событии два значка, выдававшиеся окончившим Академию художеств в те времена. Они были очень красивые. Праздничный значок - позолочённый, а для повседневного ношения - серебряный.

Уже в студенческие годы Александр был замечен мэтром отечественной архитектуры - ректором Академии художеств, профессором Александром Никаноровичем Померанцевым, с которым связана самая значительная полоса в жизни молодого зодчего - пора его профессионального становления.

По окончании училища Яковлев в течение года служил в действующей армии в инженерных войсках, а затем по приглашению А. Н. Померанцева уехал в Болгарию, где вместе с женой провел 8 лет.

Несколько слов хочется сказать о жене Яковлева Юлии Петровне, в девичестве - Вайтенс (1881-1952). Она вышла замуж за Александра Александровича в феврале 1904 года. До замужества Юлия Петровна окончила Бестужевские курсы, увлекалась немецкой философией. Она всю жизнь хотела иметь дочку, а родила пятерых сыновей: Михаила, Александра, Владимира, Дмитрия и Кирилла.

По воспоминаниям внучки Ирины Михайловны Яковлевой, Юлия Петровна и Александр Александрович были удивительной парой: "Дед был влюблен в бабушку всю свою жизнь и рисовал ее каждую свободную минуту. На этом портрете нет никакой подписи. Я не знаю, когда он написан, но очень люблю его. Люблю рассеянно-задумчивый взгляд моей бабушки, которую я знала не такой молодой, но такой же ласковой, хлопотливо-внимательной ко всем, кто был рядом. Бабушка всегда была в курсе всех дел моего деда. Она была его главным советчиком и главным цензором его проектов".

В Болгарии, вместе с А. Н. Померанцевым, Яковлев работал на cтроительстве мемориального собора Александра Невского в память 200 тысяч русских воинов, погибших при освобождении Болгарии от османского ига. Этот собор возводился в Софии по проекту Померанцева, а Александр Александрович в качестве его помощника занимался деталировкой проекта и контролировал строительство. В память об этой работе в семье сохранился бронзовый с эмалью образок. Сотни таких образков были украшением фриза этого храма-памятника.

В 1912 году Александр Яковлев возвращается в Петербург и на протяжении ближайших двух лет занимается проектированием и строительством детских учреждений (комплекса земледельческой колонии на 200 воспитанников близ г.Гатчины и здания приюта для детей в г. Петербурге). До нашего времени из этих построек сохранилось немногое.

Дальнейшим творческим планам архитектора помешала начавшаяся Первая мировая война.

Молодой архитектор был призван на военную службу и отправлен на Охтинский военный завод (под Петербургом), а с 1917 года работает сначала на Кулебакском, а затем на Выксунском заводах.

С этого времени и до конца своей жизни вся его деятельность была связана с Нижегородским краем.

1924 год: Александр Александрович получает приглашение в Нижний Новгород на должность заведующего техническо-строительной частью губернского коммунального отдела. В это время архитектору было 45 лет, и он имел за плечами большой профессиональный и жизненный опыт. Несмотря на сильный состав местного архитектурного цеха, Яковлев вскоре занимает в нем лидирующее положение благодаря прекрасному академическому образованию, широкой эрудиции и высокому профессиональному мастерству.

Первой его работой в Нижнем Новгороде стало проектирование и строительство четырехэтажного жилого дома на углу улиц Дзержинского и Осыпной. Его называли - "Чернопрудный небоскреб". Это был первый капитальный дом, построенный в Нижнем Новгороде после революции. Он знаменовал переход к качественно новой архитектуре. Архитекторы стремились сконструировать и организовать новый быт, новую жизнь, новые типы жилых и общественных зданий, носивших многофункциональный и рациональный характер.

Александр Александрович трудился, не покладая рук. Он не только был автором проекта, но сам выполнял рабочие чертежи и сам их копировал, ежедневно контролировал строительные работы, ездил по заводам, добиваясь своевременного обеспечения стройки материалами. И его усилия дали свои плоды. Несмотря на трудности, дом был сдан к 10-й годовщине Октября. Радость рабочих семей, получивших благоустроенные квартиры, была вполне понятна, если представить в каких условиях они жили раньше, например, один рабочий жил до этого в Кремле под соборной колокольней, а другой в теплушке.

Вслед за постройкой первого капитального дома по проектам А. А. Яковлева были сооружены пять жилых домов на углу улиц Алексеевской и Грузинской.

Одновременно строилась школа им. Рылеева на Верхне-Волжской набережной (ныне Научно-исследовательский институт Травматологии и ортопедии). В дальнейшем были построены общежитие Горьковского института инженеров водного транспорта с кинотеатром "Рекорд", комплекс жилых домов на Сормовском шоссе, жилой дом №1 на ул. Минина, станция "Родина" Детской железной дороги, Школа советского строительства на проспекте Гагарина дом № 10 и большое количество жилых домов.

Он работал в годы, когда в советской архитектуре происходили изменения творческих направлений, стал господствовать конструктивизм. Представители этого направления часто делали здания внешне излишне упрощенными.

А. А. Яковлев не шел на крайние решения и, даже в этот период, какими-то минимальными средствами находил пути сделать здания более выразительными (например, жилой дом на ул. Грузинской, школа на Верхне-Волжской набережной). Дом №1 на ул. Минина стоит на одной из главных площадей города и имеет этажность большую, чем все остальные здания. Архитектор мог превратить этот дом в композиционный центр северной части площади, но Яковлев поступает наоборот: он делает отступ от красной линии и тем самым зрительно снижает высоту дома.

С 1934 года в советской архитектуре постепенно укрепляется направление, ставящее своей задачей "освоение классического наследия". Архитекторы оснащают здания таким большим количеством деталей, что эти приемы иногда переходят уже в явное украшательство. Александр Александрович Яковлев и здесь никогда не доходил до крайностей. Хотя он и применял классические приемы и детали, они были значительно упрощены и строги.

Неприятие крайних решений того или иного направления - это первая характерная черта архитектора.

Второй характерной особенностью творчества А. А. Яковлева является внимание к вопросам образа, отражение функционального назначения здания в его внешних формах. Так, например, станция "Родина" рассчитана была на детское восприятие своим интересным общим объемом и мелкими деталями.

И, наконец, третья черта в творчестве Яковлева, которую необходимо особо отметить, - это правильный учет в каждом отдельном случае общей градостроительной обстановки по отношению к соседним зданиям. Например, дом №1 на ул. Минина.

Учащиеся записывают в тетрадях важные вехи жизни и деятельности Яковлева (старшего), характерные черты его творчества, главные архитектурные направления того времени.

И закончить урок мне хотелось бы следующими словами:

Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества. Не важно много ли они или мало создали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела профессиональная и общественная жизнь, что вся современная им история преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время и заглядывали далеко вперед. Эти слова как нельзя точно подходят к жизни и творчеству архитектора А. А. Яковлева (старшего).





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта