Главная » Мода » Кто такой конферансье. Легендарные конферансье советской эпохи. Секреты мастерства конферансье

Кто такой конферансье. Легендарные конферансье советской эпохи. Секреты мастерства конферансье

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова конферансье

конферансье в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

конферансье

нескл., м. (фр. confйrencier) (театр.). Участник представления, преимущ. эстрадного, объявляющий и разъясняющий публике программу представления и занимающий публику беседой в перерывах между отдельными номерами.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

конферансье

нескл., м. Артист, ведущий конферанс.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

конферансье

м. нескл. Артист, объявляющий номера программы концерта, представления и т.п., занимающий публику в перерывах между исполняемыми номерами.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

конферансье

КОНФЕРАНСЬЕ (от франц. conferencier - докладчик) артист эстрады, ведущий концерт. Выступает с самостоятельными, чаще всего комедийными номерами.

Конферансье

(от франц. conférencier ≈ докладчик), артист эстрады, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Искусство конферанса требует от исполнителя остроумия, таланта импровизации, умения разговаривать с аудиторией. Впервые К. появились в 60-е гг. 19 в. в парижских кафешантанах и кабаре. В конце 19 ≈ начале 20 вв. К. выступали в театрах варьете, миниатюр. В России первые профессиональные К. (1910-е гг.) ≈ Н. Ф. Балиев (театр миниатюр «Летучая мышь»), К. Э. Гибшман, А. Г. Алексеев (театры миниатюр Одессы, Киева и др. городов). Широкого развития искусство К. достигло на советской эстраде. Среди известных советских К. ≈ А. А. Гриль, Г. А. Амурский, А. А. Менделевич, И. И. Глинский, М. Н. Гаркави. П. Л. Муравский, Б. С. Брунов, О. А. Милявский и др. Парный конферанс ведут два К., приближающихся к амплуа комика и резонёра [Л. Б. Миров и М. В. Новицкий; Ю. Г. Тимошенко и Е. И. Березин (псевдоним Тарапунька и Штепсель) и др.].

Лит.: Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев Ю. А., Искусство советской эстрады, , 1962.

Википедия

Конферансье

Конферансье - эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Искусство конферанса требует от исполнителя остроумия, таланта импровизации, умения разговаривать с аудиторией. Задача конферансье - связать выступления различных артистов в единое действо. Впервые конферансье появились в 60-е годы XIX века в парижских кафешантанах и кабаре . В России первые профессиональные конферансье появились в 1910-х годах.

Примеры употребления слова конферансье в литературе.

Листопадов был организатором агитбригады, режиссером, конферансье и актером.

Придя за кулисы, я обнаружил пьяного в зюзю конферансье -- москонцертовского детинушку в розовой рубахе.

К этой же странной касте примыкают бойкие руководители трансляций и конферансье , разоблачающие перед сеансом таинственные фокусы престидижитаторов, жрецов и факиров.

Он сидел у раскрытого окна и время от времени, подобно конферансье , объявлял: - Это вот, слышите, у Спаса в Чигасах ударили.

Конферансье , по-прежнему слегка пританцовывая и заглядывая девочке между ног, словно фокусник, извлек из-за фалды фрака большой желтый банан, изящными движениями пальцев очистил его от кожуры и коснулся его кончиком тела Сомкит под лобковыми кудряшками.

Пришлось называть вещи своими именами и признаться в том, что администрация Варьете, в лице директора, финдиректора и администратора, пропала и находится неизвестно где, что конферансье после вчерашнего сеанса был отвезен в психиатрическую лечебницу и что, коротко говоря, этот вчерашний сеанс был прямо скандальным сеансом.

На сцену вышел Янкель, избранный единогласно конферансье , сообщил о дополнительной программе, которую ученики приготовили от себя в честь своей воспитательницы, и прочел приветственное стихотворение: Окончивши наш грандиозный спектакль, Дадим ему новый на смену.

К примеру, конферансье и комики в развлекательных программах, желая развеселить зрителей, переходят на неаполитанский диалект - этого бывает достаточно, чтобы заурядная острота вызвала общий смех.

Пока окружавшие Чембукчи смотрели, как растерянный доктор совал в нос бедному конферансье склянку с нашатырным спиртом, клетчатый Фагот отпорол новую штуку, которая вызвала неописуемый восторг в театре, объявив: - Таперича, граждане, мы открываем магазин!

Текст объявления находился у него, в концертной суете конферансье забыл забрать его у помощника.

Наутро я бежала к знакомому конферансье эстрады Эмилю Радову, который был не только артистом и добрым, внимательным человеком, но и автором многих популярных песен и куплетов на эстраде.

Во время церемонии знакомства на сцене появился конферансье в забавном костюме шута с бубенчиками и колокольчиками.

Вероятно, Барри Амарандов стремился заработать как можно больше денег, поскольку обязанности конферансье он тоже взял на себя.

Римского, конферансье , артистов в кулисах охватило полнейшее недоумение, но, как бы угадав их чувства, артист молвил снисходительно: - Ну, мы заболтались, однако, а публика ждет чудес белой магии.

Итак, товарищи, - заговорил конферансье , - мы с вами видели сейчас замечательный случай так называемого массового гипноза.

КОНФЕРА́НС - Эстрадный жанр - выступление на сцене, связанное с объявлением и комментированием номеров программы, а также текст такого выступления.

Издавна существовала потребность какого-то соединительного звена между зрителем и сценой.

Конферанс – форма сценического действия, осуществляемая конферансье – лицом, объявляющим номера программы на эстрадном представлении или концерте и занимающим публику между исполняемыми номерами.

Конферансье - (от французского – докладчик) – артист, объявляющий номера программы на эстрадном представлении, концерте и занимающий публику в перерывах между номерами своими самостоятельными выступлениями. дата рождения конферансье – 24 февраля 1908 года. Конферансье первым из всех исполнителей общается с залом, он является представителем артистов перед зрительным залом, «хозяином» эстрадной программы. И именно от него зависит настроение зрителей, именно от него зависит отношение зрительного зала к выступающим артистам, именно от него в большей степени зависит успех или не успех шоу.

КОНФЕРАНСЬЕ

1.артист эстрады, конферирующий в конкретном представлении, развлекающий публику.

1.докладчик объявляющий номера в концерте. Лектор, выступающий перед началом филармонических концертов.

2.импровизотар, экспромтист, интермедист, пародист.

2.докладчик текстов заранее подготовленных.

3.выступающий с собственными номерами

3.представляет исполнителей концертных номеров.

4.работа в образе «маске».

4.создает собственный сценический образ.

5.разговорник, беседующий со зрителями на языке своего образа «маски».

5.воспроизводит свой текст в строго литературном разговорным стиле.

Сходства:

оба являются хозяевами сцены, распорядителями программы.

Выполняют функцию «стержня», скрепляют все номера программы в единое, сценическое действие.

Выполняют главную функцию деловых анонсов: объявляют номера программы и исполнителей.

Обеспечивают темпоритм программы.

заботятся, об эмоциональном настрое зрительного зала.

Среди эстрадных жанров конферанс – один из самых молодых. Впрочем, корни этого эстрадного жанра ищут в далеком прошлом. Их находят в хоре античного театра, в прологах итальянской комедии масок, в представлениях русских скоморохов.

Парный конферанс – это своеобразный тип живого сатирического плаката, здесь та же степень художественной обобщенности, наглядности. Парный конферанс не заменяет индивидуального. Возник он как отрицание индивидуального диалога конферансье и зрительного зала и стал диалогом двух конферансье. Парный конферанс был воспринят как интереснейшая и сенсационная новинка. Артистам, рискнувшими летом 1937 года конферировать на большой эстраде вдвоем, были Лев Борисович Миров (род. 1903) и Евсей Дарский (1904-1949). Они сразу завоевали признание и успех.

В произведениях, написанных для парного конферанса, текст может быть и непосредственно обращен к зрителям – в виде специальных реплик, полемических вопросов, а то в словах прямой наводки на зрительный зал.

В сущности, диалог ведется не между первым и вторым конферансье, а тем и другим – со зрителями. Актеры, обмениваясь репликами,обращаясь, друг к другу, адресуются прямо к сидящим в зале. Делая зрителей арбитром своего спора, они призывают определить свою точку зрения, рассудить спорящих. И чем острее конфликт, чем резче контраст мнений, остроумнее доводы сторон, тем горячее реагируют слушатели, тем активнее их прямое участие в диалоге как реального третьего партнера. Так что и в парном конферансе принцип живой связи с аудиторией – прямое общение – продолжает оставаться на первом плане, ибо без него конферанс как жанр теряет свой смысл.

Мастерство общения – решающее звено конферанса, его азбука и высшая школа. Станиславский определял три разновидности общения:

а) прямое с реальным, присутствующим партнером,

б) самообщение,

в) общение с воображаемым партнером.

В сольном конферансе характер прямого общения – исполнитель – зритель, хотя разговор как будто бы ведется односторонне, разговаривает только конферансье, а зал «бессловесен». Но Оживленные движения, напряженное внимание, улыбки, волны смеха, аплодисменты – все свидетельствует об интенсивном взаимодействии сцены и зала.

Задача прямого общения – воздействовать на зрителя, вызвать у него соответствующие впечатления, переживания, размышления.

В зависимости от формы конферанса в нем определяют следующие структурные элементы: вступление, главный монолог, деловые анонсы, шутки, репризы, собственный номер ведущего, окончание конферанса и концерта.

В основные задачи конферанса, как в советский период, так и сегодня входит объединить разнохарактерные номера в единое целое, установить живое общение между артистами и зрителями.

конферанс – это не просто элемент, дополняющий эстрадное представление, это неотъемлемая его часть. Без конферансье эстрада теряет свою специфику и становится чем-то другим. От ведения программы зависит ее успех или провал, конферансье – лицо программы и игнорировать этот жанр как самостоятельный и требующий теоретической разработки просто невозможно. Тем более сегодня, когда эстрадные формы искусства востребованы как никогда. Конферансье как специалисту необходимо обладать всеми навыками артиста и при этом владеть любой ситуацией. Благодаря экспромту, умело и вовремя найденному решению определенный эпизод программы будет воспринят зрителем нужным образом.

Сольный – интермедийный конферанс имеет дело с особой эстрадной драматургией – интермедией, микропьеской, сценкой, рассчитанной на одного исполнителя. Отвечая условиям жанра, они малометражны, лаконично, остросюжетны. Отступление от этих правил нарушает пропорции конферанса в концерте.

Сюжет интермедии завязывается на глазах у зрителей. Действие разворачивается в настоящем времени. Возникают образы – персонажи. И, воображая их, конферансье превращается в действующее лицо интермедии. Персонажи попадают в комические или драматические ситуации, их изображение требует внешнего перевоплощения; для мгновенной внешней трансформации могут привлекаться и вспомогательные детали – головной убор, парик, усы, очки, какая-нибудь подручная бутафория или реквизит. В игровых интермедиях описательная форма сменяется действенной, рассказ – показом. Появляются мезансцены – сжатые, броские, динамичные.

В ходе становления сольного конферанса выкристаллизовались и закрепились его жанровые черты: стабильность сценического образа (маски), максимально приближенного к индивидуальности исполнителя; приведение в единство с образом логики поведения, характера речи (то, что принято называть «органичностью образа», «жизнью в образе»); стиль общения в виде живой беседы, диалога; импровизационность; выдвижение на первый план функции анонсирования исполнителей, задачи наилучшей подачи номеров, борьбы за успех артистов в концерте. Какой бы образ ни избрал конферансье – гостеприимного хозяина (М. Гаркави), задушевного собеседника (П. Муравский), острохарактерный (А. Белов), персонажный (Е. Муратов – Хлестаков, А. Козиков – пожарный, Р. Юрьев – проводник железнодорожного вагона), занимательного, но «сердитого» шутника, склонного к философствованию (О. Милявский), - базовые свойства сольного конферанса остаются незыблемыми.

Развиваясь, сольный конферанс стал двуплановым: репризным и интермедийным. Репризный зиждется на коротких словесных шутках-связках, зачастую импровизационного характера, юмористических репликах, коротких литературных анекдотах, сопряженных с объявляемыми номерами, целиком ими обуславливаемый. И собственные, так называемые сольные номера такого конферансье, будь то фельетон, монолог, куплет, выдержаны в том же ключе словесных реприз, каламбуров, комической игры словами, неожиданных концовок.

Виды театрализованных представлений : агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое театрализованное празднество.

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления имеет свою видовую специфику: это, прежде всего, агитация и пропаганда театрально-художественными средствами.

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями.

Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях.

В сценарии театрализованного представления номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой.

Всякая классификация в искусстве неполна, и поэтому можно выделить здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера часто встречающиеся в сценариях театрализованных представлений.

К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные , пластико-хореографические , смешанные , “оригинальные” номера.

Жанры видовой группы разговорных номеров: сценка, интермедия, парный конферанс, буриме.

Жанры музыкальных номеров: концертный музыкальный номер, частушка, музыкальный фельетон, куплетный номер.

Жанры пластико-хореографических номеров: пантомима и пластический этюд.

Жанры видовой группы “оригинальных номеров”: эксцентрика, фокусы, буффонада, игра на необычных музыкальных инструментах, звукоподражание, лубок, тантаморески и т.д.

Интермедия – жанр из группы разговорных номеров.

Существовали интермедии и в средневековом “школьном” театре, и в итальянской комедии масок, и в испанском народном театре XV-XVll веков, и позже у профессиональных драматургов. Интермедии – это небольшие комические сценки, исполняемые между действиями драматического произведения.

На эстраде и в театрализованных представлениях интермедия вторгается, как правило, между двумя эпизодами.

Характер интермедии – противопоставление двух разных точек зрения, спор. Такое столкновение наилучшим образом способствует художественному раскрытию основной темы сценария театрализованного представления.

Интермедия как форма конферанса находит самое большое распространение в агитационно-художественных программах.

Монолог может быть и в прозе, и в стихах, и сочетать в себе стихи и прозу.

жанрразговорного номера – буриме . Это стихотворная игра, при которой исполнитель сочиняет стихи на заданные зрителями рифмы.

(парный конферанс, в жанре муз.номера)

Новые русские бабки на бенефисе Ефима Шифрина

    Слава, извЕни, что напоминаю, но надо Феню идти поздравлять

–господи, идти надо ж

–но только ты начинайпеть. Только ты!

А я так подтяну после

Ладно, давай только соберись, а то песок вон уже сыплется

Ну че, поехали!

Да, давай (апплодисменты)

Начинают петь

А я фимочку узнала через Люсю

Аа, это та, что из крайнего дома??

Ох,любит фима наш народ смешить

Хех клоун- одно слово

То Люсю он пошлет куда подааальше

Всю жизнь она ему исковеркала, матершинник иногда

То сам себе костюмы станет шить

Юдашкин блин

Зачем мы,фима, вас, эх, повстречали

Ну зачем?

Зачем же мы да полюбили вас?

Любовь у нас

Ах лучше б мы совсем бы вас не знали

Совсем бы не знали лучше

Не плакали б ночами каждый раз

Горючими слезами!

Эх лучше б мы совсем бы вас не знали, не плакали каждый раз

А когда он на эстраде появился

Лет 30ть уже

Ведь в памперсах ходил он только что, теперь большой уж-матерится

Теперь он мастер сцены!

Да ты что

Но может стариной тряхнуть еще!

Фимааа давай(приглашают именинника(он танцует с ними) Апподисменты

Конферанс МС на вечеринке с Днем Рождения

А сейчас, веселые ребята

Сконцентрируйте свое внимание!

Сашка твои лучшие друзья

поздравляют с бёздником тебя.

чтоб жилось тебе красиво И желают много пива В кружках, в банках и в бутылках Ящик пива в морозилке.

И, чтоб про них не забывал

Поднимай скорей бокал.

А теперь танцпол, ЗА-ЖИ-ГАЙ (диджей включает песню, которую заказали имениннику)

Танцуй-танцуй с полночи до утра

Танцуй-танцуй стопку в руке держа.

РАДИОКОНФЕРАНС

Доброе утро, дорогие слушатели, на часах 8 утра! и мы с удовольствием представляем вам музыкальный календарь

Как вам будет известно сегодня 15 октября, в этот день празднует свое день рождение известный советский и российский рок-музыкант, лидер и вокалист рок-групп "Наутилус Помпилиус" и "Ю-Питер" - Вячеслав Бутусов.

В 1985 записывает свой первый профессиональный альбом «Невидимка». В следующем 1986 тандем (Ильи Кормильцева и В.Бутусова) записывает пластинку «Разлука», с которой и началась популярность «Наутилус Помпилиус».

Вот так и началась творческая деятельность рок-музыканта

У него есть даже награда орден за духовно-нравственное развитие молодежи.

Кто бы мог подумать

В прошлом году, исполнитель отметил свой юбилей (50-ти летие) в кругу семьи.

Вы даже представить себе не можете, кто поздравил эту рок-звезду.

Поздравления музыканту направил сам Дмитрий Медведев, назвав его одним из родоначальников русского рока. -да, вот такие интересные факты -что у нас еще на сегодня?

Ааааа(смех) - ну сегодня д\р у баскова (смеех) ему сегодня 37 -ну что еще про него можно сказать -да вроде бы и все. - мы не прощаемся, а переходим в состояние кофе-кофе-драйв -а пока слушаем и наслаждаемся песней группы "Наутилус Помпилиус" «Девушка по городу шагает босиком»

До завтра,наши преданные слушатели.

Конферансье (от фр. conférencier - докладчик) - эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Искусство конферанса требует от исполнителя остроумия , таланта импровизации, умения разговаривать с аудиторией. Задача конферансье - связать выступления различных артистов в единое действо. Впервые конферансье появились в 60-е годы XIX века в парижских кафешантанах и кабаре . В России первые профессиональные конферансье появились в 1910-х годах.

Напишите отзыв о статье "Конферансье"

Ссылки

  • конферансье // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
  • Конферансье - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Конферансье

– Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.
– Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы…
Несколько купцов столпилось около офицера.
– Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру.

Имена легендарных конферансье советской эпохи — Алексеева, Смирнова-Сокольскокго, Гаркави, Брунова знала вся страна. Сегодня на «Избранном» несколько весёлых историй об этих виртуозах эстрады и удивительных сильных личностях, ведь остроумие в СССР порой требовало настоящей отваги.

Известный советский конферансье Алексей Григорьевич Алексеев (настоящая фамилия — Лившиц) долго сохранял ведущее положение среди конферансье. Впервые появившись на эстраде в 1909 году в Одессе, он провел тысячи концертов, в которых принимали участие звезды советского искусства: С. Лемешев, В. Качалов, Л. Русланова, К. Шульженко и др.

Секрет его успеха был в блестящих импровизациях — слова его конферанса рождались прямо на сцене, от прямого общения со зрителями. Он свободно вступал в диалог с публикой и никогда не попадал в неловкое положение. Люди даже специально приходили посостязаться с ним в остроумии, а он блестяще парировал их выпады.

Как-то он на концерте затеял такую игру со зрителями — называл слово, а зал должен был подсказать рифму. И вот, нарочно или случайно, он произносит слово «Европа».

В зале воцаряется неловкая тишина, наконец кто-то из зрителей не выдерживает:

— Гыы. У меня есть рифма!
— Ну, и сидите на ней молча, — мгновенно среагировал Алексеев.

Следующую байку рассказывал Юрий Никулин. Алексеев всегда очень следил за собой — хорошо одевался, благоухал, был красив и элегантен. В 1933 году его репрессировали и он провёл в лагерях семь лет — с 1933 по 1939 год. Когда его выпустили, собрались друзья и начали расспрашивать, мол, тяжело тебе там приходилось, наверное? Ты же всегда такой чистюля, а там грязь, антисанитария и прочее…

«Ты знаешь, — ответил Алексеев, — как-то привонялся».

Алексей Григорьевич Алексеев (Лившиц)

Даже в местах не столь отдалённых Алексеев руководил театром заключённых. Говорят, этот эпизод произошел во время концерта именно в этот период его биографии. Только представьте себе выступление этого театра и зрителей в зале! И вот Алексеев появляется на сцене, а в первом ряду продолжают громко разговаривать.

— Позвольте все-таки начать, товарищ, — говорит Алексеев.

Из первого ряда доносится:

— Гусь свинье не товарищ!

Алексеев, несколько раз взмахнув руками, отвечает:

— В таком случае улетаю…

Конферанс в СССР был особым жанром — артист мог позволить себе очень острые высказывания. И лучшие представители жанра не сдерживались. В конце сороковых годов Алексеев был репрессирован повторно по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации. На свободу он вышел только в 1954-м. Удивительно, что испытания не сломили его ни духовно, ни физически — он прожил долгие 98 лет, никогда не утратив искромётного остроумия.

Немногие могли дать ему отпор на сцене, но кое-кому это удавалось.

Как-то Алексееву надо было представить публике артиста Театра Сатиры Владимира Хенкина — замечательного, остроумнейшего мастера, любимца Москвы. Реприза, с которой он вышел, получилась такой: «А сейчас, дорогие зрители, перед вами выступит артист Владимир Хренкин… ой, простите, Херкин… ой, простите… ну, вы же меня поняли!»

Хенкин выбежал на сцену, как всегда сияя улыбкой, и сообщил залу: «Дорогие друзья, моя фамилия не Херкин и не Хренкин, а Хенкин! Товарищ конфедераст ошибся!»

Владимир Яковлевич Хенкин

Одним из наиболее ярких, темпераментных и эксцентричных конферансье советской эстрады был Михаил Наумович Гаркави — тот самый, которого, побывавший на его концерте маршал Конев назвал «маршалом конферанса».

Михаил Наумович был необыкновенно толст. Его вторая жена его была моложе его на двадцать лет. Рассказывают, как-то на концерте она забежала к нему в гримуборную и радостно сообщила: «Мишенька, сейчас была в гостях, сказали, что мне больше тридцати пяти лет ни за что не дашь!»

Гаркави тут же ответил: «Деточка, а пока тебя не было, тут зашел ко мне какой-то мужик и спрашивает: «Мальчик, взрослые есть кто?»

Михаил Наумович Гаркави

Борис Брунов рассказывал, как однажды он конферировал вместе с Михаилом Гаркави. В программе вечера было и выступление литературного секретаря Николая Островского. Гаркави представил его публике и ушел в буфет. Тот говорил минут двадцать: «Павка Корчагин, Павка Корчагин…» Затем Гаркави вышел на сцену и произнес: «Дорогие друзья, как много мы с вами узнали сегодня об Олеге Кошевом!..» Брунов выбежал на помощь: «Михал Наумович, речь шла о Павке Корчагине…» «Что ж такого, — нисколько не смутился Гаркави, — у Корчагина и Олега Кошевого очень много общего: они оба умерли!»

Как-то на концерте в Доме литератора кто-то из зрителей выкрикнул из зала:

— А почему в зале женщин больше, чем мужчин?
— Это такая писательская традиция — у писателей всегда жён было вдвое больше, — мгновенно нашёлся Гаркави.

Михаил Гаркави с первой женой — известной советской певицей Лидией Руслановой

Розыгрыши были особым жанром в эстрадной среде - артисты постоянно подшучивали друг над другом и Михаилу Наумовичу тут не было равных. И вот однажды в новогоднюю ночь артист Илья Набатов решил подшутить над Гаркави и его женой — Лидией Руслановой. Ему давно хотелось вернуть Гаркави его розыгрыши.

Дело было во время финской войны. Набатов выпросил у красноармейца маскировочный халат, шапку и винтовку. На лесном перекрёстке стал поджидать своих друзей. Когда машина с Руслановой и Гаркави поравнялась с Набатовым, он крикнул: «Стой!» — и вскинул винтовку.

Машина остановилась. И вдруг из кабины вывалился огромный человек в каске с пистолетом в руке и крикнул с выраженным финским акцентом: «Рус, ставайса-а!» Набатов оторопел, мгновенно бросил винтовку и вскинул руки. И в этот момент услышал в кабине хохот Руслановой.

О своём розыгрыше они потом долго никому не рассказывали. Дело в том, что винтовка, которую красноармейцы дали Набатову, была трофейная, финская, и ехавшие в машине поначалу своего коллегу действительно приняли за финна. А чтобы тот пропустил их дальше, Гаркави решил сыграть под финна в трофейной каске, что на фронте тогда было распространено. Набатова он узнал, только когда тот бросил винтовку и поднял руки. Впрочем, эти подробности доавил к рассказу сам Гаркави, а он был большим любителем приврать.

Легендарный Буба Касторский писал о нём: «У Михаила Наумовича была страсть к вранью, причём абсолютно бескорыстная. Он не преследовал никакой цели, а просто любил придумать историю, долго её рассказывать и верить в это».

Бубе Гаркави рассказывал в том, что в Гражданскую был главным хирургом фронта, что в первой сборной Советского Союза по футболу был центральным нападающим, что дружил с Рихардом Зорге, шахматистом Алёхиным, шпионом ЦРУ Пеньковским, был личным врагом Гитлера и сбил во время войны несколько «мессершмиттов»…

Актриса Мария Миронова об этом явно артистическом качестве Гаркави говорила: «Миша такой врун, что если он скажет „Здрасьте!“, это надо ещё десять раз проверить».

За границу артистов, как известно, безнадзорными не выпускали. Однажды сотрудник ВЧК, включённый в труппу на время зарубежных гастролей Камерного театра, выпив лишнего, разговорился:

— Прёт из тебя, Миша, дворянство, хотя ты и наш человек. И фигура, и взгляд, и манеры — всё насквозь дворянское. Избавляйся от этого как можно быстрее!

Ещё одним признанным мастером конферанса был Николай Павлович Смирнов-Сокольский. Культурный уровень этого человека характеризует то, что был он страстным библиофилом — его называли «рыцарем книги». Собранная им уникальная и огромная, более более 19000 томов коллекция первых и прижизненных изданий русских классиков, альманахов, рукописных сборников, рисунков XVIII-XX веков () сейчас находится в Российской государственной библиотеке (бывшая Ленинка) в Музее книги.

Николай Павлович Смирнов-Сокольский

На одном из расширенных худсоветов Фурцева вдруг резко обрушилась на казачьи ансамбли. «Зачем нам столько хоров этих? — бушевала она. — Ансамбль кубанских казаков, донских казаков, терских, сибирских!.. Надо объединить их всех, сделать один большой казачий коллектив, и дело с концом!»

Смирнов-Сокольский тут же заметил: «Не выйдет, Екатерина Алексеевна. До вас это уже пытался сделать Деникин!»

Смирнов-Сокольский конферировал концерт в Колонном зале. Подходит он к Руслановой и спрашивает, что она будет петь. «Когда я на почте служил ямщиком», — басит та в ответ. Смирнов-Сокольский тут же ей дружески советует: «Лидия Андреевна, ну зачем вам мужские песни петь? Бросьте вы это!..» Великая Русланова таких разговоров не любила и высказалась в том смысле, что всякий объявляла будет тут ей еще советы давать — иди на сцену и делай свое дело, как велено!

«Хорошо», — сказал Смирнов-Сокольский, вышел на сцену и громогласно провозгласил: «А сейчас! Лидия Андреевна Русланова! Споет нам о том! Как еще до Великой Октябрьской Социалистической революции! Она ЛИЧНО! Служила на почте ЯМЩИКОМ!!!»

Смирнов-Сокольский тоже принадлежал к разряду конферансье-импровизаторов и находил выход из любого положения. На одном из концертов он перепутал пианиста Якова Флиера со скрипачом Самуилом Фурером и объявил публике: «Сейчас выступит скрипач Флиер». Пианист, естественно, запротестовал. Тогда артист вышел на сцену и произнес: «Прошу меня извинить, уважаемые товарищи. Дело в том, что Яков Флиер забыл скрипку дома, поэтому будет играть на рояле. А это еще труднее».

Не смотря на то, что цензура была бдительной и жестокой, шутить в СССР любили и умели. Порой остановить хорошую шутку не могла даже угроза потери звания или работы. Власть реагировала жёстко. Например, любимому в народе конферансье Олегу Анатольевичу Милявскому 11 раз отказывали в присвоении звания Заслуженного артиста. Последний раз — в день его смерти.

Олег Анатольевич Милявский — истинно народный артист, так и не ставший «заслуженным»

Однажды, будучи совсем еще молодым человеком, Иосиф Кобзон задумался о смене фамилии — чтобы легче жилось. Впрочем Кобзона тогда ещё не было, а был дуэт: «Кобзон и Кохно». На одном из концертов Иосиф сказал конферировавшему Олегу Милявскому: «Я придумал себе псевдоним: Иосиф Златов. Так и надо объявить: «Иосиф Златов и Виктор Кохно!». «Хорошо, хорошо, — сказал Милявский, вышел на сцену и объявил: «А сейчас на сцене — молодые артисты! Поет дуэт — Виктор Златов… и Иосиф Кобзон!» Больше фамилия «Кобзон» не менялась никогда. И слава Богу!

Рассказывает Бен Бенцианов. Было это в 70-е годы. В Колонном зале Дома Союзов в Москве проходило какое-то важное совещание директоров промышленных предприятий. Как объяснили нам, артистам, в зале «командиры производства». Потом шел концерт. Вел его прекрасный конферансье Олег Милявский. Концерт начинался с блока «русских номеров». Милявский объявляет: выступает оркестр русских народных инструментов имени Осипова. Исполняется «Русская сюита». Следующий номер: «Русский танец». Затем — русская народная песня «Есть на Волге утес». Потом конферансье объявляет: «Чайковский „Анданте кон-табеле“, исполняет Леонид Коган».

И тут какой-то «командир производства», сидевший перед самой сценой и, видимо, уже «принявши» немного, громко спросил:

— Тоже русский?

Милявский слегка растерялся и сказал: «Советский».

На этом 1-е отделение закончилось. Начиная 2-е отделение, Милявский объявляет: «Лауреаты Всесоюзного конкурса артистов эстрады Александр Лившиц и Александр Левенбук» и, обратившись к тому самому «командиру производства», спрашивает: «У вас, товарищ, ко мне вопросы будут?»

А эту байку поведал Борису Львовичу непосредственный свидетель — несравненный Александр Ширвиндт. Где-то в конце 60-х крупной красноярской шахте вручали орден Ленина и какое-то Переходящее знамя. Шахтеры люди богатые — выписали по такому случаю актерскую бригаду из Москвы. Не мелочились: послали специальный самолет в столицу, чтобы артистов подвезти прямо к началу, чтобы всё без задержки — вручение, концерт, банкет на полную катушку, затем артистам по сто рублей каждому (бешенные бабки были!) и спецрейсом тут же домой!

Однако погода подвела, самолет всё же задержался немного, и прямой порядок был нарушен: после вручения сразу засели за столы. Уже и разгулялись было, да тут клич прошел: «Артистов привезли! Все на концерт давай!» А шахтерам что — не в гостях же, сами себе хозяева: что не допили, после концерта доберем! И прямо от столов повалили в зал. За пять минут битком набилось!

Концерт вел замечательный конферансье Олег Милявский. «Приезжайте к нам в Москву, — доверительно бурчал он в микрофон, — вы увидите прекрасные арбатские улочки и фонтаны ВДНХ, знаменитый Университет на Ленинских горах…» Вдруг посреди зала встает явно перебравший мужик и орет: «Эй! Расскажи про аборт!» «Га-га-га! — заржал зал, — во дает!»

Милявский переждал гогот и продолжил: «…Знаменитый Университет на Ленинских горах, проедете по Садовому кольцу…» Всё тот же мужик из зала орет: «Про аборт! Расскажи про аборт!» Зал просто валится от хохота. Милявский: «…Проедете по Садовому кольцу, пройдете по прекрасным московским бульварам». Мужик: «Что, не знаешь про аборт?!» Милявский: «Дорогие друзья, товарищ просит рассказать про аборт… Конечно, я знаю про аборт. И вы знаете про аборт, и все знают про аборт… Очень жаль, что про аборт не знал только один человек…» И Милявский, ткнув обличающим перстом в сторону крикуна, сурово закончил: «Его мама!»

Зал не то, чтобы захохотал, а взвыл! Мужик, в один момент потерявший успех у публики да еще оскорбленный в лучших чувствах, с криком: «Убью!» полез на сцену бить Милявского. Ну, тут его, конечно, схватили, потащили к выходу…

Милявский, указывая вслед, произнес: «Дорогие друзья, если кто еще будет интересоваться: вот это называется „выкидыш“!» Концерт, говорят, прошел с невероятным успехом.

В отличие от конферансье-сатирика Милявского, Борис Брунов был конферансье-оптимистом. Его выступления были смешны и без запрещённых острот — он говорил о достижениях страны, космосе, успехах промышленности. Именно ему доверяли вести самый главный концерт года — ко Дню милиции.

В своём оптимизме Брунов он был искренен и люди искреннне к нему тянулись. Его обожали зрители и уважали коллеги, а благосклонность властей никак на нём не отразилась. Возможно, он был единственным счастливым исключением - Брунов выступал по всему Союзу и везде его ждали с радостью. Он был заслуженным артистом Киргизской ССР, Бурятской АССР и Каракалпакской АССР. Если бы Союз не распался, то поднакопил бы званий всех пятнадцати республик.

Любимец Хрущёва - Борис Сергеевич Брунов

Впрочем и у него случались проколы. Однажды Борис Брунов здорово получил за то что будучи в слегка подогретом состоянии он, открывая второе отделение юбилейного концерта в Казани, сообщил: «Неожиданно к нам поездом из Москвы прибыл Народный артист СССР Эммануил Каминка!» (Бурные алодисменты). «Как говорят здесь, в Казани, «Незванный гость — хуже татарина!»Историю эту рассказал Фикрят Ахмеджанович Табеев — сидел тогда в первом ряду и был Первым СекретарёмТатарского обкома КПСС!

Эпоха сменилась и вместе с этими замечательными артистами исчез и жанр конферанса. Те, кто недавно не сходил с афиш, почти в одночасье стали забытой историей. И как тут не вспомнить четверостишье Игоря Губермана:

И спросит Бог: никем не ставший,
зачем ты жил? Что смех твой значит?
Я утешал рабов уставших — отвечу я.
И Бог заплачет…

Из: Е. Захарова и Э. Менашевского «Еврейские штучки», Борис Львович, «Актерская курилка». Изд-во: «Подкова», Москва, 2000, «Лидия Русланова», С.Е. Михеенков, из серии «Жизнь замечательных людей», Молодая гвардия, 2014 год





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта