Главная » Отношения » Алтарь Победы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Храм георгия победоносца на поклонной горе Алтари победы храм поклонная

Алтарь Победы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Храм георгия победоносца на поклонной горе Алтари победы храм поклонная

За свою историю деревня Фили не раз «кочевала» по разным местностям. Вероятно, ее древнее имя - гидроним. Оно появилось от названия речки Хвильки - в просторечии Фильки, которое означало сырую, болотистую местность. История деревни Фили началась в XVI веке, когда великий князь Василий III пожаловал эти земли в вотчину боярину Ф.М. Мстиславскому. Более столетия Фили оставались владением рода Мстиславских. Последний хозяин, Федор Иванович Мстиславский, приходившийся правнуком Василия III, оказался политическим долгожителем, устояв и при Борисе Годунове, и при Василии Шуйском, потом возглавил знаменитую Семибоярщину - правительство из семи знатнейших бояр в Смутное время, а затем стал приближенным первого Романова.

При нем в Филях появилась деревянная домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанная в память победы над польским королевичем Владиславом, которого призвали на русский престол в «безгосударево время». 1 октября 1618 года, в праздник Покрова, войска гетмана Сагайдачного в последний раз штурмовали стены Москвы и были разбиты и отброшены от русской столицы. В той победе увидели зримое покровительство Царицы Небесной России и Романовым. Тогда в Москве появилось несколько новых Покровских церквей, в том числе и в Филях. Позднее эта церковь оказалась связана и с Кутузовской избой, и с часовней архангела Михаила.

После смерти бездетного Федора Мстиславского и его сестры Ирины, монахини кремлевского Вознесенского монастыря, Фили забрали в казну, и царь Алексей Михайлович подарил их своему тестю Илье Даниловичу Милославскому. По кончине государыни Марии Ильиничны владение ненадолго досталось ее племяннику, знаменитому Ивану Михайловичу Милославскому - одному из зачинщиков стрелецкого бунта 1682 года, возбужденного против Нарышкиных, родственников второй жены покойного Алексея Михайловича. Тогда были убиты два брата вдовствующей царицы, а третий, Лев Кириллович, которому тогда было всего 14 лет, спрятался на женской половине дворца, едва ли не в чулане. По преданию, над дверью этого чулана висела икона Спаса Нерукотворного, и отрок, молясь о спасении, дал обет: если останется жив, построит храм в честь этого образа.

В июне 1689 года Петр I подарил ему Фили, и тот сразу же приступил к исполнению своего обета. Вскоре здесь появилась изумительная, всемирно известная церковь в стиле нарышкинского барокко: нижний ее престол остался в честь Покрова, а верхний был освящен в честь Спаса Нерукотворного. А в 1704 году крестьяне роскошного имения были переселены на Можайскую дорогу, в район Дорогомилова, за версту от прежнего места - подальше от барских хором, где часто гостил царь. За деревней осталось название Фили, а вотчина Нарышкина стала именоваться селом Покровским. Переселенные крестьяне не заимели собственной приходской церкви и оставались причисленными к нижнему Покровскому храму, тогда как верхний Спасский храм оставался домовым для господ. Церковь сделала знаменитыми старые Фили, а деревеньку прославили совсем другие события.

Новая деревня Фили оказалась близ Поклонной горы, которая издревле почиталась святым местом: здесь путники кланялись Москве на прощение или перед встречей. Хотя есть и иное мнение: на этой горе встречали с поклоном государей, иностранных послов и важных гостей.

Отсюда было недалеко до Воробьевых гор, где и сейчас (близ смотровой площадки) кроется маленькая Троицкая церквушка, в которой молился Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, Воробьевы горы издревле были связаны с родом Кутузовых. Поблизости располагалось митрополичье, а потом и патриаршее село Голенищево, тоже с Троицкой церковью (в районе современной Мосфильмовской улицы). Именно там, как гласит легенда, предок полководца боярин Василий Кутуз (фамилия произошла от прозвища; кутузом называлась подушка) получил чудесное исцеление от святителя Ионы, митрополита Московского. Как известно, он стал первым митрополитом Московским, поставленным в Москве собором русских епископов, а не патриархом в Константинополе, вместо низложенного собором митрополита Исидора, подписавшего Флорентийскую унию. Боярин долго не признавал законность власти митрополита, «неканонично» поставленного. Но вот однажды разболелись у боярина зубы. Мучительную боль ничем не удавалось унять. В праздничный день святитель Иона совершал богослужение в Троицком храме. По окончании литургии он сам подозвал страдавшего боярина, благословил его, дал просфору и вдруг с силой ударил его по щеке. Боярин вскрикнул от боли, но… почувствовал, что зубы его уже не болят. С того дня он стал особо почитать святителя. С тех пор при зубной боли часто обращаются с молитвами к святителю Ионе. В Троицкой церкви хранился образ святителя Ионы с деяниями, где среди житийных клейм усматривали чудо о боярине Кутузе. По легенде, именно после этого чудесного исцеления потомки боярина стали именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.

Это был славный воинский род России. Их родоначальник «честный муж Гавриил» выехал, как говорит предание, из Пруссии в Новгород служить великому Александру Невскому. Иван Иванович Голенищев-Кутузов, прадед прославленного героя 1812 года, был адъютантом у графа Бориса Пет-ровича Шереметева, петровского генерала. А отец, Илларион Матвеевич, военный инженер, разработал для защиты от наводнений знаменитый Екатерининский канал в Петербурге, за что получил из рук Екатерины II золотую с брильянтами табакерку. Михаил Илларионович Кутузов воевал под командованием Румянцева и Суворова, был дважды ранен - при Алуште и при Очакове - в голову навылет, причем в одно и то же место: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза, отчего М.И. Кутузов потерял зрение. Врач, осмотревший его после второго ранения, сказал, что, вероятно, «Провидение сохраняет этого человека для чего-то великого, ибо он остался жив после двух ран, каждая из которых - смертельная». Екатерина II приказала беречь Кутузова, предсказав, что он будет великим генералом. Когда же в августе 1812 года Кутузов был назначен главнокомандующим, его спросили: «Неужели вы надеетесь победить Наполеона?» «Победить не надеюсь, обмануть попробую», - ответил Кутузов.

Деревня Фили лежала на пути отступавшей русской армии. Здесь она остановилась и заняла боевые позиции на участке от Поклонной горы до гор Воробьевых, ожидая генерального сражения под Москвой. Оттого главная квартира фельдмаршала расположилась в Филях. Деревня Фили насчитывала менее десятка изб. Для Кутузова выбрали самую просторную, принадлежавшую крестьянину Андрею Фролову, с тремя окнами на улицу и большим крыльцом. Днем 1 сентября Кутузов сам осмотрел позиции русской армии с Поклонной горы и нашел, что в случае боя армия может попасть в окружение, ибо условия для нее крайне невыгодны - именно там фельдмаршал принял решение оставить Москву, чтобы спасти армию. Вместе с ним диспозицию рассмотрели и генералы, которые пришли к такому же выводу. Историки отметили, что фактически военный совет провел первое заседание на Поклонной горе. Кутузов отличался жесткостью характера и нетерпимостью к дискуссиям в столь ответственное время, но решение о дальнейших действиях следовало принять на военном совете. По преданию, Кутузов отправился в Фили со словами: «Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого». Он назначил военный совет на 5 часов вечера. К этому времени в горнице избы собрались генералы М.Б. Барклай-де-Толли, Н.Н. Раевский, А.И. Остерман-Толстой, К.Ф. Толь, Д.С. Дохтуров, Ф.П. Ува-ров, П.П. Коновницын, А.П. Ермолов и Л.Л. Беннигсен.

На совете должен был решиться главный вопрос - принимать ли новое сражение в столь опасных условиях, рискнув потерять войско, или отступить без боя, оставив Москву, но сохранив армию? Мнения разделились: одни, как Дохтуров и Ермолов, выступали за сражение у стен Москвы, чтобы не предавать врагу священную столицу и не повергать в панику русский народ. Другие, как Барклай-де-Толли и герой Бородина генерал Н.Н. Раевский, считали самым важным сохранение армии для последующих сражений и изгнания врага. Совет длился три часа. Кутузов после прений принял решение самостоятельно, взяв на себя всю ответственность: «С потерею Москвы не потеряна Россия, а с потерею же армии Россия потеряна. Приказываю отступать». В журнале военных действий от 1 сентября 1812 года было записано: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России».

Кутузов предсказал, что Москва будет для Наполеона западней - губкой, которая всосет его войско. Потом в письме он ободрял и свою дочь Анну, убеждая ее, что полон надежды, и просил не удивляться отступлению - «это для того, чтобы укрепиться как можно больше». Но тяжелее момента для Кутузова за всю его военную биографию не было. Ночь на 2 сентября он провел без сна, адъютанты слышали его плач. Утром армия начала отступление, и сдачу Москвы восприняли с ужасом. Тогда на московской заставе Кутузов молвил народу, что головой ручается за гибель Наполеона в Москве. Дальнейшая история доказала верность его замысла: сохранив армию, Кутузов не только смог освободить Москву, но и изгнать неприятеля из России и даже преследовать его в Европе. Наполеон назвал фельдмаршала старой лисицей. Кутузов, и вправду, обманул его, совершив знаменитый тарутинский маневр, а потом заставив отступать деморализованное французское войско по выжженной французами же Смоленской дороге до самого Березина.

За спасение Отечества Кутузову воздали великие почести: он стал первым в русской истории полным Георгиевским кавалером. А прощание с почившим фельдмаршалом было только первой вехой его посмертного почитания. Как известно, он скончался от инсульта утром 16/28 апреля 1813 года в силезском городке Бунцлау (Болеславец), где была его очередная штаб-квартира. Незадолго до смерти его навестил Александр I, попросивший прощения. Несколько дней от армии скрывали смерть полководца, дабы не повергать ее в уныние.

Упокоить Кутузова надлежало в России. Чтобы везти тело на родину, его пришлось бальзамировать - оттого и родилась легенда, будто бы сердце фельдмаршала было погребено в Европе на месте смерти. На самом же деле его в серебряном сосуде привезли в Петербург и захоронили в той же могиле, что и тело. Траурная процессия достигла столицы к концу мая, и когда она пересекла границу Петербургской губернии, над гробом вдруг воспарил орел, неизвестно откуда появившийся. Встречать Кутузова вышел весь город.

Похоронили полководца, по его последней воле и с согласия императора, в Казанском соборе, где он в августе 1812 года на коленях молился у Казанской иконы Божией Матери перед отъездом в действующую армию. День погребения 13 июня выдался пасмурным, но когда гроб принесли в Казанский собор, лучи солнца ярко осветили могилу. Больше всего всех тронуло знаменитое слово архимандрита Филарета, будущего митрополита Московского, произнесенное над гробом Кутузова. Отозвавшись о покойном полководце как о человеке, который никогда не жил для себя, но всегда для Отечества и Провидения, который и умер по-христиански, святитель закончил свое слово так: «Россияне! Вы все единодушно желаете, чтобы дух, данный Смоленскому, не переставал ходить в полках наших и почивать на вождях наших. Нет лучшей сего похвалы для отошедшего, нет лучшего наставления для оставшихся сынов Отечества. Аминь».

Кутузовская изба

Благодарная Москва на забыла Кутузова. В ней возводили мемориалы, посвященные Отечественной войне, и в них, конечно же, отводилось место для увековечения памяти полководца. Так, на южном фасаде благодарственного храма Христа Спасителя помещен горельеф «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Он напоминает о знаменитой победоносной битве за древний город Иерихон, свидетельствуя о Божественной помощи верным, и аллегорически связан с Отечественной войной: архангел Михаил был не только главой небесных сил, помогавших русским ратникам, но и небесным хранителем главнокомандующего М.И. Кутузова.

Имя Кутузова запечатлено и в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, выстроенного на месте старого, опоганенного Наполеоном. Георгиевский зал - самый большой во дворце - явился первым мемориалом славы героев 1812 года: на настенных мраморных досках, как и в храме Христа Спасителя, вычеканены имена Георгиевских кавалеров.

В 1814 году для торжественной встречи победителей была установлена деревянная Триумфальная арка у Тверской заставы. Николай I приказал воздвигнуть на ее месте каменную, по образу древнеримских арок: торжественная закладка с участием святителя Филарета состоялась 17 августа 1829 года. Она возводилась не только «в знак воспоминания торжества российских воинов» при взятии Парижа, но и в «знак возобновления исторической Москвы, сожженной Наполеоном». В советское время после долгих мытарств Триумфальная арка была перенесена к Поклонной горе, которая оказалась для нее более подходящим местом. Ведь именно там в дореволюционное время сложился главный мемориал Кутузова, центром которого была часовня архангела Михаила, а рядом располагались музей полководца, Кутузовская изба и Дорогомиловское кладбище, где были захоронены 300 воинов Бородина, умерших от ран: в 1849 году на средства мануфактур-советника Прохорова над их могилой был сооружен памятный обелиск. Местным мемориальным храмом была Покровская церковь в Филях, освященная после восстановления святителем Филаретом. Каждый год 31 августа в ней совершалась заупокойная всенощная за русских воинов, павших на полях сражений Отечественной войны, а 1 сентября, в день военного совета в Филях, - литургия и панихида, на которой поминались Александр I, фельдмаршал М.И. Кутузов и их сподвижники. Затем из Покровской церкви отправлялся крестный ход к Кутузовской избе.

До середины XIX века изба не была музеем. Она по-прежнему принадлежала крестьянину Фролову, потом перешла к его сыну Ивану (или другому крестьянину), но хозяева старались сохранить обстановку в горнице такой, какой она была во время исторического военного совета, и берегли вещи того времени: иконы, деревянный стол, чернильницу, скамью, на которой сидел Кутузов. В дни памяти героев Отечественной войны сюда стекались толпы паломников, но и в остальное время было немало желающих посмотреть на историческую реликвию.

В 1850 году владелец Филей Э.Д. Нарышкин совершил новый перенос деревни Фили - ближе к родовому имению, поскольку малонаселенная и отдаленная деревенька не приносила доходов, но его упросили оставить Кутузовскую избу на прежнем месте. Тот согласился и велел отремонтировать ее, окружить земляным валом, повесить в горнице портреты участников военного совета, карты - то есть создал подобие музея. Он же назначил сторожа - отставного солдата, который жил в одной из комнат избы и исполнял роль экскурсовода. В мае 1856 года здесь побывал Лев Толстой.

Далее версии историков серьезно расходятся. По мнению одних, в 1864 году Э.Д. Нарышкин продал часть своих земель у Поклонной горы вместе с избой Козьме Терентьевичу Солдатенкову. По другим, более достоверным данным, Нарышкин в 1867 году подарил избу городу. Сторож был уволен, нового не назначили. Решали, что делать с памятником. Избу на время заколотили, и в том же 1867 году ее ограбили через окно. Как докладывал пристав Хамовнической части, оттуда было вынесено почти все. А 7 июня 1868 года «бесхозная» изба сгорела - успели вынести только икону архистратига Михаила и кутузовскую скамью (их не взяли воры, ограбившие музей год назад). Эти реликвии передали на хранение Московской городской думе. И именно после пожара, как считают третьи историки, Нарышкин пожелал подарить остатки избы вместе с земельным участком городу или же Дума сама изъявила желание приобрести этот мемориал. Однако принять памятник в дар оказалось делом сложным, и во избежание бюрократической волокиты обгорелые руины избы были выкуплены у Нарышкина за символическую сумму в 200 рублей, которую он тут же передал на сооружение памятника Кутузову.

Участь Кутузовской избы взволновала москвичей, и Дума назначила комиссию для определения ее дальнейшей судьбы. Потерять такой памятник было нельзя, тем более что после выхода эпопеи «Война и мир» известность Филей еще более возросла. Дума решила увековечить это место. Тогда-то и появилась первая мысль о часовне. Предлагали воссоздать избу в изначальном облике и при ней соорудить часовенку на средства города или собранные по подписке, а рядом устроить военную богадельню для нескольких солдат-инвалидов, которые присматривали бы за часовней и исполняли роль гидов. Каждый год в день военного совета в часовне предполагалось служить панихиду и затем проводить народное гуляние в Филях.

Другие думцы считали целесообразным построить только часовню на месте избы и еще две - на мемориальном Бородинском мосту через Москву-реку, сооруженном в 1847 году в честь 35-й годовщины победы, причем приписать эти часовни к Спасо-Бородинскому монастырю, построенному на Бородинском поле на месте гибели генерала Тучкова. Обсуждалась в Думе и самая простая идея - поставить на месте избы гранитный памятник-обелиск.

Все упиралось в финансирование. Оттого думская комиссия отвергла идею «новодела», считая, что лучший способ почитания памяти Отечественной войны - отдать эти деньги на содержание больниц и школ. Содержать же часовни у отдаленного монастыря не было ни средств, ни возможностей. Дума приняла третье предложение как самое дешевое - поставить памятник на месте сгоревшей избы. Архитекторы представили десяток проектов, причем довольно дорогостоящих, вроде гигантского обелиска, украшенного бюстами генералов военного совета, или даже жертвенника с костром и гербом Москвы, «принесенной во всесожжение». Из всего этого, к счастью, ничего не вышло. Дума так и не нашла средств для кутузовского мемориала, хотя все обсуждаемые идеи были позднее воплощены. А пока памятное место зарастало травой.

И тогда в 1883 году на помощь пришли офицеры Гренадерского полка, побывавшие в Филях на летней полевой практике. Увидев плачевное состояние «святыни для каждого русского сердца», они предложили временное, но толковое решение - перенесли со Смоленской дороги старый верстовой столб екатерининских времен, который был свидетелем и военного совета в Филях, и отступления русской армии. Его водрузили на месте Кутузовской избы, поместили на нем таблички с поясняющими надписями, окружили оградой и подарили Думе. Городские власти ликовали, однако проблема Кутузовской избы оставалась.

Спустя всего три года в Думу поступило прошение от Общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя о воссоздании мемориальной избы на месте сгоревшей за счет средств, собранных по подписке: их забота о московских святынях военного времени была вполне понятна. На сей раз Дума не возражала.

21 июня 1887 года в Покровской церкви в Филях была совершена литургия, а затем крестный ход отправился к месту закладки, где отслужили молебен с водосвятием. Уже через полтора месяца бревенчатая изба была готова: архитектор Н. Струков создал ее по рисунку прежней, вероятно, используя и этюд А. Саврасова, написанный до пожара. Открытие приурочили к 75-летней годовщине Отечественной войны. В день торжества 3 августа епископ Дмитровский Мисаил, викарий Московской епархии, отслужил в Покровском храме литургию, после чего крестный ход отправился к мемориалу, и архиерей освятил Кутузовскую избу. Она открылась как музей. Фасад украшала памятная надпись: «Изба военного совета, бывшего 1 сентября 1812 года». Сама изба состояла из двух комнат, разделенных сенями, как было при Фроловых. В одной половине поселились отставные солдаты Псковского пехотного полка имени М.И. Кутузова, выполнявшие роль сторожей и смотрителей. Мемориальная горница была украшена портретами русских императоров, героев 1812 года и бюстом фельдмаршала, сделанным по его посмертной маске, а место, где сидел Кутузов, было отмечено особой надписью.

Архимандрит Данилова монастыря прислал избе древнюю икону святого Симеона Столпника - в день его памяти состоялся военный совет. Архимандрит Сретенского монастыря подарил Владимирскую икону Божией Матери - в память о Бородинском сражении, состоявшемся в праздник чудотворного образа. Настоятельница Новодевичьего монастыря подарила Смоленскую икону Божией Матери - этим образом благословили русское воинство перед Бородинской битвой.

Алтарь-святое место, где на престоле полагается антиминс с изображением Плащаницы и частицей мощей святого угодника. На антиминсе совершается Божественная литургия. Во время ее священник возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Здесь совершается Бескровная жертва за всех и за вся. Поэтому алтарь есть место Победы.

«Божественная Литургия, совершаемая в Алтаре Победы, есть вершина и средоточие всего христианства, есть полнота и завершение всех прочих богослужений, и если кто дошел до этой вершины и жил ею, то значит, дошел до вершины церковной жизни» — писал выдающийся богослов, иерарх XX столетия митрополит Вениамин Федченков в книге «Строй православного богослужения».

Когда к 50-летию Победы на Поклонной горе возводился мемориальный комплекс – вокруг шло много споров и толков. Удивлял необычный проект Зураба Церетели – статуя языческой богини, летящей в воздухе, настораживало соседство храмов разных конфессий.

И что же? Время расставило все на свои места. Храм святого великомученика и Победоносца Георгия встал над Москвой как страж, как воин в шлеме, как негасимая свеча народной памяти. Сюда приходят ветераны – правда, поток их, из года в год, по естественным причинам редеет. Согбенные старики с рядами звенящих медалей на лацканах потертых пиджаков, женщины, на скорбных лицах которых застыла неизгладимая печать увиденного, неловко крестятся, молятся, беззвучно шевеля губами. Поминают павших друзей. Молят Бога о здравии уцелевших. Храм стал настолько нужным, что странно вспомнить: а ведь когда-то его не было!

Как возводилась святыня Победы?

Настоятель храма на Поклонной горе – протоиерей Сергий Суздальцев. Седовласый пастырь с громким голосом, величественной осанкой священнодействует уже сорок восемь лет. Мы встретились с батюшкой в другом его храме, Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Маленькая уютная церковь никогда не закрывалась. Прежде здесь стояла деревянная, которая погибла в 1811 году от пожара. На пепелище выстроили каменный Троицкий храм, который стоит и поныне. Именно здесь, во время наполеоновского нашествия, молились Кутузов и Багратион. Промыслительно, что отцу Сергию суждено было возглавить воинский храм на Поклонной горе, возникший, точно росток от возмужалого древа. У духовного мира – свои законы.

— Батюшка, расскажите о себе, — прошу я отца Сергия. — Откуда Вы родом? Какова предыстория Вашего служения в храме Победы?

— Родился я в Воронежской области, в селе под Борисоглебском. Мои родители-не духовного звания, простые миряне, но искренне верующие. С отроческих лет полюбил церковь. Надо помнить, какие это времена были! Храм у нас в селе был открыт-как и все, во время войны. Но в 1967 году, когда шли хрущевские гонения на Церковь, его закрыли опять. Но во времена моего детства до этого было далеко. Я прислуживал в алтаре батюшке, отцу Василию. Прекрасный священник, был в заключении в общей сложности 15 лет. За посещение храма меня в школе осыпали насмешками, дразнили «попенком». Школу я закончил в 1951 году. Школьный учитель, бывший священник отец Иаков Лисицкий дал мне характеристику для поступления в Духовную семинарию. Учился усердно, многое пришлось догонять: был из многодетной семьи, учился во время войны, в сельской школе. Все время проводил в семинарии, часто ходил в храм, чтобы помолиться у мощей Преподобного. Во время учебы в 4-м классе был призван в армию. Направили меня в Абхазию, в Новый Афон. За безупречную политическую и боевую подготовку был награжден похвальной грамотой. Службу в армии закончил в звании ефрейтора. Потом вернулся под крыло преподобного Сергия. Закончил семинарию, затем Духовную академию…
Шесть лет будущий пастырь служил иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I. В 1957 г. женился и был рукоположен во диакона. Диаконом служил в Ново-Девичьем, в Успенской церкви, с архиереями: Высокопреосвященными митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, покойным митрополитом Николаем (Кутеповым). В 1961 – закончил учебу в Академии и рукоположен в 1965 г. Отцу Сергию приходилось служить в таких известных московских храмах, как Николы в Хамовниках, Николы в Кузнецах, где настоятельствовал знаменитый протоиерей Всеволод Шпиллер.

Молодой священник обнаружил административные способности. И Церковь ставила его на ответственные послушания, которые он прилежно нес. В течение 13 лет отец Сергий был секретарем Пенсионного комитета Патриархии, затем – известного ХОЗУ. Руководил завершением строительства церковного завода в Софрино: «на мне было завершение пуско-наладочных работ и переселение из Москвы всех рабочих», — вспоминает он. В 1982 г. он был назначен настоятелем Троицкой церкви на Воробьевке. Кроме того, с 80-х гг. отцу Сергию неоднократно приходилось выезжать за границу. Приходилось бывать в ФРГ, Франции, Норвегии, Греции, Израиле, Венгрии, Австралии. Около трех лет, с 1985 по 1987 гг. он являлся настоятелем «представительского» Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, который под его руководством был отремонтирован. По возвращении – новое послушание: привести в богослужебное состояние московский храм Мартина Исповедника на Таганке. И это было выполнено.

Через два года после этого вышло Постановление правительства Москвы о строительстве памятника к 50-летию Победы. По благословению Святейшего Патриарха Алексия, на Поклонной горе – месте, откуда Наполеон взирал на столицу, из которой потом был вынужден бежать, бросая свое незадачливое войско – был заложен храм во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Отец Сергий в 1993 г. был назначен и.о.настоятеля и консультантом по внутреннему и внешнему убранству.

Выстроили храм очень быстро, «на подъеме» – всего за полтора года. 6 мая 1995 г., в престольный праздник, ко Дню Победы, его освятил Святейший Патриарх.
Мне, сотруднику православной газеты, посчастливилось тогда, десять лет назад, попасть 9 мая на торжественное богослужение. Помню, как Предстоятель Церкви, после службы остановился на пороге, опираясь на посох, щурясь на ярко светившее солнце. К Святейшему подошли, робея от непривычной обстановки, два участника войны. На их одежде сияли ордена и медали. Один приложился к деснице Патриарха, другой, не столь искушенный в тонкостях церковного этикета, просто протянул руку. Ладони бойца и Предстоятеля сошлись в крепком мужском пожатии. Стоявшие в отдалении ветераны, осмелев, потянулись в храм. Тогда он еще был изнутри ослепительно бел. Расписали его только через восемь лет…

В Церкви есть понятие «послушания». Я и не мечтал, что буду назначен сюда. Но, когда поставили — что сказать? Только «Благослови, владыко»,- говорит настоятель.

Мы стоим посреди Георгиевского храма. Отец Сергий протягивает мне роскошно изданный альбом, на обложке которого написано «Алтари Победы». Этот альбом издан к 60-летию Победы и 10-летию храма. На его страницах незабываемые, волнующие моменты истории святыни на Поклонной горе. И – я не видела этого никогда, нигде! – точные, поименные списки работников десятков организаций, принимавших участие в строительстве и убранстве храма. Не забыт ни один маляр, фрезеровщик или водитель автокрана. Храм возводили сотни любящих трудовых рук – а как часто у нас ограничиваются латунной табличкой с названием фирмы, орденом начальнику «за усердие», и забывают обо всех остальных. Вот чему поучиться бы!

Перелистываю страницы альбома. На фото — автор проекта архитектор А. Полянский, создатель иконостаса А.Чашкин, руководитель строительства бывший министр правительства Москвы А. Матросов, директора подрядных организаций и многие другие. На полях альбома — десятки благодарностей строителям от ветеранов, инвалидов войны, их вдов, юношей-суворовцев, гостей из дальнего и Ближнего Зарубежья. Еще фотографии: гости храма – Блаженнейшие Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений, архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, главы зарубежных государств, политики, спортсмены, юноши-суворовцы и кадеты, выпускники Юридического института МВД, именитые люди Отечества. Храм стал духовным центром притяжения для людей разного достатка и разных сословий.
Я прошу отца Сергия ознакомить меня с концепцией росписи храма.

— В ней отражены православные догматы, — рассказывает отец Сергий. –На высоте, в куполе, изображен Господь Вседержитель в окружении архангелов и ангелов, ниже-двенадцать великих праздников. Еще ниже, по углам-четыре евангелиста, свидетельствующие о земном Пути Господа.

А теперь литургическая «составляющая». В алтаре написаны образы творцов Божественной литургии: Василия Великого, Иоанна Златоуста. Причащение апостолов. Наш храм-воинский, и в нем должны быть иконы защитников Отечества: вот святой благоверный князь Димитрий Донской, святитель Гермоген – великий патриот Церкви и России, преподобный Сергий Радонежский, великий князь Александр Невский. Все — наши защитники и молитвенники. Дальше – образ святого Феодора Ушакова, который, будучи флотоводцем, вел монашеский образ жизни. По другую сторону — святой преподобный Илия Муромец, богатырь, закончивший жизнь иноком-подвижником. В этом отражается патриотическое служение Церкви. Сюда, в роспись храма вошел и сюжет Новомучеников – слева от вас фреска с изображением Царской семьи.
Храм, — продолжает отец Сергий, — построен для того, чтобы в нем совершалась молитва обо всех павших в Великой войне, и оставшихся в живых, с выражением благодарности Богу за нашу Победу. Вот такая идея была заложена. Три барельефа, которые вы видите на стенах — творение Зураба Константиновича Церетели. «Смоленскую» икону нам пожертвовал мой друг, фронтовик-партизан протоиерей Петр Раина. Частицу святых мощей великомученика Георгия Патриарх Диодор подарил мэру Москвы Юрию Лужкову, во время его пребывания в Иерусалиме. Юрий Михайлович привез эту реликвию нам. А Святейший Патриарх благословил устроить сень. Сюда мы поставили икону-подарок гостей из Болгарии, и ларец с мощами.

— А теперь взгляните сюда, — батюшка распахивает царские врата. Затем выходит и за руку ведет меня на солею. Встаю на то место, где cтоит священник с Чашей во время Святого Причащения, поворачиваюсь лицом к алтарю. В высоте – запрестольный образ Воскресшего Христа. Алтарное пространство пронизано солнечными лучами, и неосязаемый поток, мощный, упругий, несется навстречу. Как солнечный ветер.

Передо мной – Алтарь Победы.

И добавить нечего. Это — на всю жизнь.

Марина ВАСИЛЬЕВА

На территории мемориального комплекса Парк Победы на Поклонной горе, посвященного Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, расположен храм Георгия Победоносца. Он был выстроен на этом месте к 50-летию великой Победы, которое отмечалось в 1995 году.

До храма (да и на Поклонную гору) можно быстрее всего добраться от станции метро "Парк Победы", двигаться нужно в обратную сторону от Триумфальной арки по направлению к Монументу Победы - огромному обелиску на площади Победителей посреди мемориального комплекса. Храм будет стоять немного в стороне, но всё равно на довольно видном месте.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе по понятным причинам не попал в цикл "История в деталях", так как многовековой истории как у многих других храмов Москвы у него нет, а значит нет и старинных рисунков или фотографий. От момента его постройки не прошло и двадцати лет.

Закладка камня в основание будущего храма была совершена патриархом Алексием II 9 мая 1994 года.

Строительство велось всего один год на средства города - с 1994 по 1995 год.

Открытие храма приурочили (как уже отмечалось в самом начале) к 50-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Сам храм выстроен в русском стиле, с добавлением элементов модернизма. Архитектором проекта выступил А.Т.Полянский. Однако строительство храма завершилось уже после его кончины, с некоторыми изменениями. Иконостас выполнен знаменитым иконописцем А.Чашкиным, чуть позднее храм был расписан полностью.

Отличительной особенностью архитектуры храма является наличие бронзовых барельефов с мозаичными элементами, авторами которых являются известный художник-монументалист З.Церетели и художник-мозаичник Е.Н.Ключарев.

Главная святыня храма - частица мощей великомученика Георгия Победоносца, подаренная Иерусалимским Патриархом Диодором, перенесенная в храм бывшим мэром Москвы Ю.М.Лужковым в 1998 году.

Храм находится на довольно приподнятой площадке, так что от него открываются виды не только на саму Поклонную гору, но и на остальную Москву (с Воробьёвыми горами, конечно, не сравниться, но всё-таки).

Совсем близко от Поклонной горы проходит железная дорога Киевского направления.

Также отсюда хорошо просматривается наконец-то достроенный жилой комплекс "Дом на Мосфильмовской".

О Поклонной горе и о Парке Победы также будет отдельный рассказ.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе расположен по адресу: г. Москва, пл. Победы, д.3Б.
Официальный сайт собора:

На Поклонной горе, пожалуй, самый известный российский православный храм, построенный в конце XX столетия. Он находится в столице на Поклонной горе. По сути, на территории известного мемориального комплекса под названием парк Победы, созданный в честь победы в кровопролитной войне над немецко-фашистскими захватчиками. Стоит отметить, что к этому храму относится и часовня, посвященная архистратигу Михаилу.

История храма

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе заложил еще патриарх Алексий II. Это произошло в декабре 1993 года. Строительство велось очень быстро, потому что уже в мае 1995 года Алексий его освятил.

Работы выполняли известные мастера. Архитектором стал москвич Полянский, над иконостасом работал Чашкин. Знаменитые бронзовые барельефы - произведения Церетели и Анджапаридзе. Мозаичные иконы - заслуга Ключарева. Стены храма Георгия Победоносца на Поклонной горе расписывала специально нанятая для этой работы артель под названием "Радость", которой руководил Алексеев.

Многие исследователи отмечают, что в облике храма просматривается модернизм, который щедро добавлен в классический русский стиль.

Практически сразу с момента окончания строительства между сторонниками и противниками храма ведутся споры о том, насколько удачным было место его расположения. Многие придерживаются мнения, что оно крайне неудачно. В основном, из-за того, что неподалеку находится статуя языческой древнегреческой богини победы Ники. Ее изображение венчает 140-метровый обелиск в парке Победы.

При этом стоит отметить, что в храме Георгия Победоносца на Поклонной горе ведутся не только богослужения. При культовом учреждении работает воскресная школа для детей. Также храм занимается просвещением несовершеннолетних подопечных интерната для людей с проблемами психики.

Самые известные святыни

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, фото которого есть в этой статье, славится своими православными святынями. Именно из-за них приезжают многие люди именно в этот православный собор.

Главная из них - это частица мощей, которые принадлежат православному великомученику Георгию Победоносцу, в честь которого и назван этот храм. В 1998 году ее подарил Русской Православной церкви патриарх Диодор из Иерусалима. Тогда ее и перенесли в храм великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе.

Как добраться?

Совсем несложно найти это культовое сооружение. Находится храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Адрес: город Москва, площадь Победы. Само культовое сооружение расположено в доме 3б.

Добраться сюда лучше всего на метро. Необходимо ехать до станции "Площадь Победы". Рядом находится множество примечательных мест. Это музей, посвященный войне с фашистской Германией, монумент Победы, мемориальная синагога, мемориалы солдатам и офицерам, пропавшим без вести, воинам-интернационалистам, защитникам земли Российской.

Парк Победы

Отдельного упоминания заслуживает парк Победы на Поклонной горе. Храм Георгия Победоносца расположен непосредственно на его территории. Это один из крупнейших в мире комплексов и мемориалов. Общая площадь территории превышает 130 гектаров. Он посвящен успеху советской армии в Великой Отечественной войне. Его торжественное открытие состоялось в 1995 году. Он появился в полувековой юбилей победы над фашизмом.

Место для такого значимого парка выбрали неслучайно. Ведь Поклонная гора упоминается еще в хрониках середины XIV века. А в 1612 году именно на этом месте разбивал лагерь гетман Жолкевский. К нему из столицы приезжала делегация, желавшая видеть царем польского королевича по имени Владислав.

Главное, в 1812 году французский император Наполеон на Поклонной горе ждал столичных бояр. Но ключи от города они ему так и не принесли.

Наряду с храмом, которому посвящена эта статья, главными достопримечательностями парка Победы являются музей и монумент, посвященные победе над фашизмом. Последний представляет собой огромный обелиск, высотой 141 метр и 80 сантиметров. Такая точность не случайная. Именно 1418 суток продолжалась война. Общий вес монумента около одной тысячи тонн. На нем изображены воины, а также иллюстрации к ключевым сражениям с немецко-фашистскими захватчиками - Курской и Сталинградской битвам, Белорусской операцией.

Воскресная школа

Важную роль при храме играет воскресная школа. В ней занимается несколько сотен детей. Занятия проводятся по воскресеньям, сразу после окончания еженедельной литургии. Преподавателями выступают священники с педагогическим, богословским или музыкальным образованием.

Ведь перечень предметов, которые проходят в воскресной школе, различен. Это закон Божий, катехизис, Священное Писание, церковное пение, декоративно-прикладное творчество, церковно-славянский язык. Воспитанники воскресной школы регулярно отправляются в паломничество по святым местам.

Также при ней всегда отмечают православные праздники. Дети выступают с театрализованными представлениями.

Молодежный клуб

Также при храме функционирует молодежный клуб. Он называется "Акалуф". За чашкой чая здесь происходит обсуждения актуальных вопросов современной жизни, организуют лекции и дискуссии.

Проходят тематические занятия по богословским дисциплинам, паломничество по святым местам. Не исключены и встречи с духовенством.

Члены клуба собираются каждую неделю по пятницам. Его участники ходят в кинотеатры, на общецерковные мероприятия, семинары и занятия.

Ответственным за работу с молодежью является иерей Дионисий Лукин.

Георгиевский храм на Поклонной горе расположен рядом с музеем Великой Отечественной войны.

Поклонная гора в Москве

Поклонная гора - это историческое место, на котором происходили многие события, связанные с историей России. Сюда приезжали послы крымского хана Менгли-Гирея, при подходе к городу останавливались польские войска. Наполеон в 1812 году ожидал здесь, когда ему принесут ключи от Москвы. Неподалеку находится и Кутузовская изба, в которой проходило совещание генералов перед Бородинским сражением.

Раньше столица была намного меньше, а гора - выше, с нее открывался прекрасный вид на город.

В 20 веке на Поклонной горе основали Парк Победы. К 50-летнему юбилею построили мемориал, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Перед ним установлена стела высотой 142 метра, территория украшена фонтанами. Их ровно столько, сколько дней длилась война.

Святыни Поклонной горы

В 1992 году знаменитый архитектор А. Полянский создал проект Георгиевского храма на Поклонной горе, который был построен с некоторыми изменениями и освящен в 1995 году патриархом Алексием Вторым.

В облике храма прослеживаются традиционные для древнерусской архитектуры формы, напоминающие старинные новгородские церкви. Естественно, что при возведении использовались современные строительные материалы и технологии. Церковь очень светлая внутри благодаря стеклянным стенам.

В храме Георгия на Поклонной горе великолепный иконостас и мозаичные иконы. В изготовлении бронзовых барельефов на фасадах принимали участие известные скульпторы З. Анджапаридзе, И. Церетели.

В 1997 году из Иерусалима в дар были переданы мощи Святого Георгия, которые находятся в храме на Поклонной горе.

В Филях, рядом с Кутузовской избой, действует была заложена в 1910 году, закрыта в 1930, а в 1994 ее вернули РПЦ, восстановили и заново освятили в 2000 году.

Георгий Победоносец и Архангел Михаил - небесные покровители воинов

В память о православных, сложивших головы на полях сражений, воздвигнут Георгиевский храм на Поклонной горе.

Георгий Победоносец сам был талантливым военным. Родился он в Каппадокии в верующей семье, отец его был убит во время гонений на христиан. Поступив на службу, своими подвигами и смелостью Георгий вскоре привлек внимание императора Диоклетиана, который повышал его по службе и сделал воеводой, что было очень высоким званием в те времена.

Однако то, что священномученик Георгий исповедовал христианскую веру, вызвало бешенство его покровителя, когда он об этом узнал. Император высоко ценил его воинские заслуги и пообещал святому прощение, если тот отречется от веры. Он подвергал его страшнейшим пыткам в течение нескольких дней, а затем отсек голову.

Бесстрашие Георгия, его верность вере, то, как он мужественно переносил страдания за Христа, сделали его одним из любимых и почитаемых святых. Он считается покровителем воинов во многих православных странах.

Архангел Михаил, который возглавляет ангельское воинство, также является сильным покровителем тех, кто борется за правду и справедливость.

Молитвенная память о тех, кто отдал жизнь за победу

Есть не только православные храмы на Поклонной горе.

Частью комплекса в честь победы в Великой Отечественной войне является мемориальная синагога, посвященная памяти жертв Холокоста. Она была открыта в 1998 году в присутствии президента России.

В 1997 году закончено строительство мемориальной мечети в честь погибших воинов мусульманской веры.

В День народного единства 4 ноября 2014 года был заложен буддийский храм на который будет символом светлой памяти воинов-буддистов, отдавших жизни во время ВОВ, жителей Калмыкии, Бурятии и других народов России, следующих этой религии.

Когда открыт храм Святого Георгия?

Службы в храмах на Поклонной горе проходят по расписанию. Литургия совершается ежедневно.

Здесь часто проводятся крещения, венчания, а у молодоженов посещение Георгиевского храма на Поклонной горе в день бракосочетания стало традицией.

В праздники здесь очень много людей: сюда приезжают паломники к мощам священномученика Георгия, приходят военнослужащие после принятия присяги, чтобы помолиться на молебне о будущей службе, ветераны. Работает воскресная школа. Раз в год, на Пасхальной неделе, все песнопения на литургии исполняют дети.

Поклонная гора - уникальное место, где каждый может отдать дань памяти погибшим воинам и помолиться о светлом будущем, ради которого они сражались.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта