Главная » Дом » Суздальская епархия российской православной автономной церкви. "российская православная автономная церковь" (рпац). Ранее входившие в церковь епископы

Суздальская епархия российской православной автономной церкви. "российская православная автономная церковь" (рпац). Ранее входившие в церковь епископы

Раскольническая « Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ) («валентиновцы») в Туле

На территории Тульской области имеются общины т.н. «Российской Православной Автономной Церкви» (РПАЦ). Представителей этой раскольнической организации принято именовать «валентиновцами», по имени организатора РПАЦ «митрополита» Суздальского и Владимирского Валентина.

У тульских «валентиновцев» есть свой «епископ» - Тульский и Брянский Иринарх (Нончин).

"епископ" Иринарх (Алексей Нончин)

По версии прораскольнического электронного журнала «ВЕРТОГРАДъ», Тульская область в постреволюционный период была центром «катакомбного» движения. В то время верующие переходили на нелегальное положение, из-за того, что основные позиции в Тульской епархии были заняты обновленцами. Автор статьи в указанном издании, не пожелавший назвать себя, сообщает о гонениях, которым подвергались «катакомбники» со стороны властей. Он утверждает, что в архивах УКГБ по Тульской области есть много материалов о разгромах «катакомбных» монастырей в 30-е гг. А в 1943 году по личному приказу Сталина несколько сотен «катакомбных» православных христиан были вывезены из Тульской и Рязанской областей в Сибирь. Многие из них погибли.Большей частьюостатки «потомственных катакомбников», и вновь примкнувшие к ним, окормляются сегодня РПАЦ. (1)

Краткая историческая справка (2)

Среди многочисленных современных схизматических группировок «Российская Православная Автономная Церковь» является одной из самых скандальных и одиозных.

Предпосылкой к возникновению раскольнической «Российской Православной Автономной Церкви» можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) так называемого «Положения о свободных приходах». Данное Положение позволяло учреждение параллельных РПЦ МП церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР.

Весной 1990 года, сразу же после опубликования Положения, в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом перешел архимандрит Валентин (Русанцов), настоятель Цареконстантиновского собора г.Суздаля. Побуждающей причиной его поступка явилось своеволие, приведшее к конфликту с правящим архиереем, каковым в то время являлся архиепископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский) Валентин (Мищук).

Его примеру последовали несколько десятков приходских общин в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Калининградская, Брянская, Пензенская области, Ставропольский и Приморский край и др.). Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе российских приходов была провозглашена «Российская Православная Свободная Церковь» (РПСЦ), а архимандрит Валентин был назначен «экзархом» Архиерейского Синода РПЦЗ в России. В феврале 1991 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Валентина (Русанцова) во епископа Суздальского и Владимирского. В том же 1991 году Суздальская епархия РПЦЗ была зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации как епархия «Российской Православной Свободной Церкви».

В последствии епископ Валентин (Русанцов) по целому ряду причин вступает в открытый конфликт с РПЦЗ. В ответ Архиерейский Синод РПЦЗ выводит епископа Валентина за штат без права управления епархией. Он же на Суздальском епархиальном съезде, проходившем в 1993 году, заявил о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви при сохранении с ней евхаристического общения.

Новым шагом к дистанцированию «Российской Православной Свободной Церкви» от РПЦЗ стало решение IV съезда духовенства и мирян РПСЦ, проходившего в марте 1994 г. и провозгласившего образование «Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви» (ВВЦУ РПСЦ). ВВЦУ рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ.

Архиерейский Синод РПЦЗ со своей стороны запрещает в священнослужении епископа Валентина. Так же хиротонии новых «иерархов» совершенные после раскола не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.

В 1994 году после некоторого потепления отношений между РПЦЗ и ВВЦУ РПСЦ, снова ряд очередных внутренних скандалов привел к полному их расколу. Вместо ВВЦУ РПСЦ был создан «Архиерейский Синод Российской Православной Свободной Церкви». Дальнейшая эволюция раскольнической группировки епископа Валентина проходила в условиях полного разрыва церковных связей с Русской Зарубежной Церковью. Учитывая это, Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в сентябре 1996 г., принял решение об извержении епископа Валентина из священного сана. Аналогичное решение было принято на Архиерейском Соборе РПЦ МП, проходившем в феврале 1997 г. и лишившем Валентина (Русанцова) всех степеней священства. В 1998 году «Российская Православная Свободная Церковь» была зарегистрирована с новым названием «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ).

По состоянию на 2008 год в юрисдикции РПАЦ пребывало около 100 приходов на территории Российской Федерации, часть из которых не имеет государственной регистрации. Кроме того, имеются приходы в Беларуси, Украине, Грузии, США, Швейцарии, Израиле, Аргентине и Болгарии.

В Тульской области у РПАЦ есть свой «катакомбный» монастырь (3) . Известно о том, что он расположен в городе Богородицке. Из-за закрытости религиозных общин валентиновцев достаточно сложно установить точное месторасположения монастыря и принадлежащих им «богослужебных» помещений. По некоторым данным, монастырская община РПАЦ в Богородицке в настоящее время не велика. Всего в ней не более 10 человек.

Интересным для нас представляется сообщение упомянутого выше «валентиновского» электронного журнала «ВЕРТОГРАДъ», где в одном из номером сообщалось о поездках в 1999 году Суздальских «епископов» по «обителям» и «приходам» РПАЦ в Тульской области:

«Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 1999 года, Епископ Борисовский и Санинский Феодор в сопровождении священника Константина Корецкого прибыл в Свято-Елисаветинскую обитель г.Богородицка Тульской области, где его встретила игумения София с сестрами. Сестры обители хранят общежительный монастырский устав; средоточием их духовной жизни являются выполняемый в точности по времени суточный круг уставных Богослужений, неусыпаемая Псалтирь, чтение акафистов и святоотеческой литературы. Обитель посещается и мирскими людьми, отошедшими от общения с Московской патриархией»…

…«На следующий день, 15 октября, епископ Феодор посетил г. Ефремов (Тульской области), где его ждали верующие, собравшиеся в квартире монахини Пелагии. В состоявшейся беседе м. Пелагия рассказала историю своей долгой жизни и причины, по которым она убедилась в отсутствии Православия в МП. Владыка Феодор посетил городское кладбище, где по просьбе верующих отслужил заупокойную литию»…

…«Другой суздальский викарий, епископ Сухумский и Абхазский Серафим, окормляющий катакомбные общины Суздальского Синода, совершил с 24 по 30 декабря 1999 года пастырскую поездку по катакомбным приходам Воронежа и Тулы в сопровеждении иерея Константина и схиигумении Евфимии… В Туле епископ Серафим посетил катакомбный монастырь во имя св. новопреподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, возглавляемый игуменией Софией, а также около пяти катакомбных общин в Тульской области, отслужив две Божественных Литургии в домовых храмах и совершив несколько треб»… (4)

Известна еще одна поездка иерархов валентиновцев по Тульской области, совершенная ими в 2006 году:

«… утром 5 декабря Владыка Митрополит и Преосвященный Иринарх отбыли в г. Богородицк Тульской области.

По пути Преосвященные прибыли в г.Локоть, где посетили выстроенный диаконом Виктором каменный храм в честь Калужской иконы Божией Матери.

В Богородицке высоких гостей встретили хлебом-солью в катакомбном женском монастыре игумения София с сестрами. Вечером Преосвященные молились за вечерней и повечерием, утром после утрени и часов Митр. Валентин и Еп. Иринарх совершили божественную литургию. На клиросе пел хор из сестер, читал Игорь Борисенко. 8 декабря Митрополит Валентин и Епископ Иринарх прибыли в Суздаль» (5)

23 ноября 2007 года «епископ» Иринарх вновь посетил Богородицк. Причиной тому послужила кончина «монахини» Софии, упомянутой выше «игуменьи» женской «обители» РПАЦ в Богородицке, «освященной» в честь новопреподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Вот что о «валентиновской» игумении Софии сообщалось на официальном сайте РПАЦ:

«Игумения София, в миру Александра Тимофеевна Козлова, родилась в 1927 году и, несмотря на безбожное время, воспитывалась благочестивыми родителями в православной вере.

В 1941-45 годах на «трудовом фронте» заболела туберкулезом костей ног, но чудесным образом получила исцеление по молитвам к Божией Матери. В благодарность она дала Ей обет не выходить замуж.

Александра часто оказывалась в среде монашествующих и получала от них духовное окормление. Часто посещая богослужения в церкви, она скоро освоила богослужебный устав и стала псаломщиком-регентом на левом клиросе церкви г.Богородицка. Имея способности к иконописи, много трудилась в росписи близлежащих, еще не закрытых властями, храмов. В 1982 году, после смерти матери, Александра принимает постриг в мантию с именем София. Углубляясь в чтение свв. Отцов, канонов Православной Церкви, писем новомучеников Российских, она увидела, что руководство Московской патриархии избрало и идет иным путем, путем нарушения и отступления от православной веры. Мать София установила письменную связь с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Виталием и вскоре разорвала молитвенное общение с Московской патриархией (1988 г.) и своим бывшим духовником, которому она писала: «Укоряете меня за Зарубежную Церковь, якобы я Её слушаю «из-за бугра». Отвечаю, что Церковь Зарубежная меня не искала и не навязывала мне свои послушания, но я сама искала истину много лет: где она, эта Истина? И Господь меня не оставил. Он указал мне пальцем тех переживаний и случаев на неправославность той церкви, где я служила — советской-сергианской, не зная, кто она, эта церковь, и что представляет из себя. Первый Божий Палец Божия указания был мне в Загорске, когда я с ужасом, в Троицком соборе, увидела, как открылись царские врата и из них монахи загорские выпустили католического кардинала, который, выйдя из олтаря, подошел к раке преподобного Сергия, заложив руки назад, посмотрел на раку и мощи, и отошел…».(6)

Некоторое время София жила и молилась дома одна, исполняя свое монашеское правило и продолжая переписку с митрополитом Виталием. Вскоре она узнает об открытии в России приходов Зарубежной Церкви под управлением епископа Лазаря и епископа Валентина. Вместе с собравшимися вокруг неё сомолитвенниками София посетила «владыку» Валентина в Суздале и была принята в «Российскую Православную Свободную Церковь». Её приняли в новоустроенную обитель свят. Иоанна Шанхайского в Суздале. В 1996 году София организует женскую обитель в Богородицке, и в следующем году «митрополит» Суздальский и Владимирский Валентин поставляет её туда игуменией.

«В Елисаветинской обители сестрами неизменно ежедневно совершается полный богослужебный круг, а также читается «неусыпаемая псалтирь» и возносятся молитвы о гонимой Российской Церкви и всех православных христианах. Литургию в домовом храме одно время совершали священники РПАЦ, последние годы таинства совершал Епископ Тульский и Брянский Иринарх» (7)

25 ноября «епископом» Иринархом в храме «обители» была совершена литургия, затем чин монашеского погребения. Почившую «игуменью» погребли на городском кладбище г. Богородицка, рядом с её родителями. В настоящее время в «обители» около десяти сестер пожилого возраста. Благословением «епископа» Иринарха старшей сестрой назначена «послушница» Тамара.

Отношение «валентиновцев» к Русской Православной Церкви Московского Патриархата негативное. Так, в своем интервью известному просектантскому порталу «Credo.ru» «епископ» Тульский и Брянский Иринарх высказался относительно РПЦ МП следующим образом:

«Как отметил в интервью автору епископ Тульский и Брянский Иринарх (Нончин), новый архиерей РПАЦ для клириков из Трубчевска и Суражского района, "простые священнослужители ищут, прежде всего, света и чистоты, а видят противоположное - мир тянет к себе Московскую патриархию. Бизнес и политика, которыми занимаются не только в Брянской епархии, но и в руководстве РПЦ МП, отталкивают священников и мирян". По словам владыки Иринарха, священниками (РПАЦ - ред.) движет стремление "сохранить Православие в чистоте, а не в омуте"» (8)

Эти слова «епископа» Иринарха о «чистоте» и проч. звучат весьма странно в свете некоторых его деяний. Так, в одну из фирм, занимающуюся производством оборудования для церковных свечей в 2014 году поступил заказ на изготовление дорогостоящей формы для свечей. Заказ обсуждался по телефону. Звонивший представился «епископом» Иринархом. Предоплату заказчик не стал делать, сказал что на месте рассчитается. После выполнения заказа, «епископ» Иринарх приехал в эту фирму с каким-то Павлом Петровичем и стал предлагать за выполненную работу сумму вдвое меньше, чем договаривались. Естественно, представители фирмы изготовителя не согласились, т. к делали эти формы в 3 смены. У всех семьи, дети. В итоге диалог не задался. Таким образом, Иринарх использует следующий прием: звонит по телефону, представляется «епископом», делает заказ, сбрасывает цену вдвое по факту изготовления заказа (9).

В 2016 году в Cуздaлe сотрудниками Федеральной Cлужбы Безопасности были задержаны «пpeдcтoятeль» PПAЦ «митpoпoлит» Фeoдop (Гинeeвcкий), a тaкжe «eпиcкoп» Tульcкий и Бpянcкий Иpинapx (Hoнчин). Их зaдepжали в xoдe oбыcкa, нaчaтoгo в «Cинoдaльнoм дoмe» PПAЦ. Правоохранители подозревали РПАЦ в причастности ее адептов к совершению действий экстремистского характера. Как сообщалось, предметом заинтересованности силовиков стали имевшие место ранее факты экстремистских высказываний со стороны отдельных представителей РПАЦ, направленные на возбуждение вражды, ненависти и унижение достоинства по признакам отношения к социальной группе. Данные действия совершались публично в процессе религиозных собраний. Так же сообщалось, что последователи РПАЦ ранее неоднократно были замечены в проведении экстремистских действий (10).

О числе домовых храмов и общин «валентиновцев» в Тульской области судить сложно из-за их закрытости и малого числа прихожан. Из приведенного выше следует, что точно в настоящее время имеются группы «валентиновцев» в Ефремове и Богородицке. В девяностые годы минувшего столетия они распространяли агитационные листовки в г.Суворов. Неоднократно посещали и другие города Тульской области с целью привлечения к себе верующих. Но каких либо заметных результатов не достигли.

Сектаинфо, 2017 год .

(1) Интервью с епископом Иринархом Тульским и Брянским (РПАЦ) //. http://vertograd.narod.ru/440.htm - Дата доступа: 14.09.2009.

(2) По материалам: Российская Православная Автономная Церковь // Анти - раскол. Электронный ресурс.- 2009.- Режим доступа: http://www.anti-raskol.ru/grup/55т - Дата доступа: 19.10.2009.

(3) Интервью с епископом Иринархом Тульским и Брянским (РПАЦ) //. ВЕРТОГРАДъ. Православный журнал. Электронный ресурс.- 2004.- Режим доступа: http://vertograd.narod.ru/440.htm - Дата доступа: 14.09.2009.

(4) Пастырские поездки суздальских епископов //. ВЕРТОГРАДъ. Православный журнал. Электронный ресурс.- 1999.- Режим доступа: http://vertograd.narod.ru/0200/orthodox04.htm - Дата доступа: 14.09.2009.

(5) Первоиерарх Российской Церкви и Преосвященный Епископ Тульский и Брянский Иринарх посетили приходы Тульско-Брянской епархии//. РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ. Электронный ресурс.- 2006.- Режим доступа: http://www.rpac.ru/article/46/ - Дата доступа: 14.09.2009.

(6) Скончалась настоятельница Елисаветинской обители РПАЦ //. РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ. Электронный ресурс.- 2007.- Режим доступа: http://www.rpac.ru/article/89/ - Дата доступа: 15.09.2009.

(7) Там же.

(8) Диктат Феофилакта. Политика нового архиерея РПЦ МП расколола православных на Брянщине и настроила власть против общества//. Портал-Credo.ru. Электронный ресурс.- 2005.- Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=34047 - Дата доступа: 15.09.2009.

(9) По материалам: Иринарх (Нончин) «Епископ Тульский и Брянский»// Анти - раскол. Электронный ресурс.- 2010.- Режим доступа: http://www.anti-raskol.ru/pages/369 - Дата доступа: 19.10.2014.

(10) Суздаль: первоиерарха РПАЦ и епископа Иринарха доставили на беседу в ФСБ// Портал Кредо.ру. Электронный ресурс.- 2016.- Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=121984 - Дата доступа: 10.10.2016.

6 мая 2012 г. Первоиерарх "Российской Православной Автономной Церкви" (РПАЦ) "архиепископ Владимирский и Суздальский" Феодор (Гинеевский) был наделен титулом "митрополита" и правом ношения двух архиерейских панагий.

На заседании Архиерейского Собора "Российской Православной Автономной Церкви" (РПАЦ), состоявшемся 23 января 2012 г. в Суздале, "архиепископ Отрадненский и Северо-Кавказский" Феодор (Гинеевский) был избран Первоиерархом названного неканоничного религиозного сообщества с наделением титула "архиепископ Владимирский и Суздальский". Возведение "архиепископа" Феодора в сан "митрополита" произойдет на Светлой седмице нынешнего года.

16 января 2012 г. на 73-м году жизни скончался Первоиерарх "Российской Православной Автономной Церкви" (РПАЦ) "митрополит Суздальский и Владимирский" Валентин (Русанцов). Причной его смерти названы прогрессирующая сердечная недостаточность, постинфарктный кардиосклероз и сахарный диабет тяжелого течения.

10 февраля 2011 г. о исполнение постановления Архиерейского Собора РПАЦ состоялась "архиерейская" хиротония "архимандрита" Марка (Рассохи), в которой приняли участие восемь "архиереев" во главе с Первоиерархом РПАЦ "митрополитом Суздальским и Владимирским" Валентином (Русанцовым). Примечательно, что новорукоположенный "иерарх" был наделен титулом "епископа Армавирского", викария Северо-Кавказской епархии.

4 февраля 2011 г. в Суздале состоялся Архиерейский Собор неканонической религиозной организации "Российская Православная Автономная Церковь" (РПАЦ), на котором было принято решение о рукоположении двух новых "архиереев". Клирик Иверского синодального храма РПАЦ "архимандрит" Трофим (Тарасов) был избран "епископом Симбирским", викарием Суздальской епархии...

Клирик Суздальской епархии "Российской Православной Автономной Церкви" "иеромонах" Серафим (Сибинин), задержан за хранение наркотиков.

Некоторые фрагменты своего послания "архиепископ" Феодор скопировал из Пасхального послания архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия за 2001 год, опубликованного на официальном сайте Саранско-Мордовской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата Пасхальной; проповеди протоиерея Вячеслава Резникова, опубликованной на официальном сайте Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Однако наиболее примечательно, что Первоиерарх РПАЦ включил в свое Пасхальное послание заимстсования из инославных авторов: Проповедь "Пасха победы", автором которой является баптистский проповедник Виктор Семенович Рягузов, "Проповедь в праздник Пасхи", произнесенная проповедником Евангелическо-Лютеранской Церкви братом Рамилем, заметка темнокожего неохаризмата Сандея Аделаджи, а также фрагменты проповеди католического монаха из ордена редемптористов о. Станислава Подгурского CSsR.

Необходимость формирования независимой псевдоцерковной структуры, претендующей на правопреемство от дореволюционной Православной Российской Церкви, побудили руководство РПАЦ к проведению целого ряда архиерейских хиротоний. В 2001 г. Синод "Русской Православной Автономной Церкви" принял решение о возведении архиепископа Валентина (Русанцова) в сан митрополита с правом ношения двух панагий, чем, по мнению раскольников, повышался статус самой схизматической организации до митрополичьего округа. Однако носитель белого клобука не только не увеличил авторитет созданной им религиозной организации, но уже через год привлек внимание общественности к РПАЦ грандиозным скандалом...

Среди многочисленных современных псевдоцерковных группировок "Российская Православная Автономная Церковь" является одной из самых скандальных и одиозных. Пристальное внимание российской общественности она привлекала шумным уклонением в раскол в начале 1990-х гг., сексуальным скандалом начала 2000-х гг. и не менее громким скандалом конца 2000-х гг., связанным с попыткой удержать в своем ведении храмы, отторгнутые в схизму. Предпосылкой к возникновению раскольнической "Российской Православной Автономной Церкви" можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором РПЦЗ так называемого «Положения о свободных приходах»...

По состоянию на сентябрь 2009 г. "епископат" "Российской Православной Автономной Церкви" составляли следующие "иерархи":

*Валентин (Русанцов), "митрополит Суздальский и Владимирский"

*Феодор (Гинеевский), "архиепископ Борисовский и Отрадненский"

*Серафим (Зинченко), "архиепископ Сухумский и Абхазский"...

Глава церкви - Митрополит.

Краткая история церкви

Начало юрисдикции было положено в июле 1993, когда Архиепископ Лазарь (окормлявший бывшие катакомбные приходы) и Епископ Валентин (окормлявший приходы, присоединившиеся из РПЦ и зарегистрированные как "Российская Православная Свободная Церковь"), управлявшие приходами РПЦЗ на постсоветском пространстве, были удалены со своих кафедр. После того, как их просьбы пересмотреть решение не были услышаны, в марте 1994 года епископы перешли на автономное самоуправление и рукоположили трех новых иерархов, было создано Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви. Большая часть катакомбников из "викторианской" ветви перешло в состав этой юрисдикции. Зимой 1994 было достигнуто временное примирение с РПЦЗ , а 24 февраля 1995 года Синод РПЦЗ запретил в служение всех 5 епископов, что вновь спровацировало раскол в среде пост-советских приходов РПЦЗ . В июне 1995 Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви было восстановлено, на сей раз его возглавил Архиепископ Валентин, чья епархия в Суздале стала центром новой юрисдикции. В октябре 1998 старое название "Российская Православная Свободная Церковь" при регистрации (по требованию властей) было заменено на "Российская Православная Автономная Церковь" (РПАЦ). В 2001 году откололась группа по главе с протоиереем Андреем Осетровым , который стал одним из идеологов преследования митрополита Валентина. В 2002 над м.Валентином состоялся судебный процесс, обвинявший его в педофилии (осужден, но впоследствии судимость была снята), который сопровождался активной травлей в СМИ, однако это не повлияло на численность церкви. Только в Суздале РПАЦ имела 19 храмов, еще шесть приходов действовали во Владимирской области, Суздаль является духовным центром церкви.

В состав церкви входит большое число бывших катакомбных приходов (значительное их число осталось на нелегальном положении), а также часть перешедших из РПЦ . Суходольская епархия объединяет верующих в Белоруссии и Украине, 12 приходов объединены в автономную церковь Латвии, в начале 2001 появляются приходы в США, а в 2003 и один приход в Болгарии (впоследствии количество Болгарских приходов увеличивается). В 2004 году американский епископ Григорий (Абу-Ассаль) не подчиняется требованиям Синода объяснить свое поведение и с ним было прервано общение. Григорий создал РПАЦ в Америке . С 2005 по 2008 затягивается формирование новой юрисдикции - Архиерейского совещания РПАЦ , сформировавшейся вокруг о.Григория (Лурье). В 2007 году началась волна церковных гонений. В 2007 году начался судебный процесс, целью которого является отобрать у церкви храмы, пережанные ей в начале 90-ых. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии у Российской Православной Автономной Церкви 13 храмов. К октябрю 2009 года у церкви в Суздале и его окрестностях были конфискованы 14 храмов. В 2010 году суды отняли у церкви еще шесть храмов, располагавшихся во Владимирской области, также в октябре 2010 года трое священников области перешли в Московский Патриархат . В январе 2012 года скончался первоиерарх церкви м.Валентин, а 31 мая 2012 года суд принял решение о передаче мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских Росимуществу, а за невыполнение решения и отказ передавать мощи (что расценивается как административное правонарушение) в отношении м.Феодора начато уголовное преследование, церкви выписываются штрафы. 24 января 2013 года Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа отменил предыдущие решения об изъятии мощей, оставив их во владении церкви. Однако 30 августа 2013 года служба судебных приставов во время богослужения вломилась в Иверский синодальный храм и с применением силы попыталась изъять мощи святых, преподобных Евфимия и Евфросинии.

На территории России действуют 55 приходов и некоторое количество катакомбных общин, несколько приходов и общин в Украине и Белоруссии, епархия в Латвии, пять приходов в США (из них три англоязычные).

Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви, Глава

Лазарь (Журбенко) (март - зима 1994)
Валентин (Русанцов) (июнь 1995 - 2001)

Первоиерарх

Валентин (Русанцов), митрополит (2001 - 16 января 2012)
Феодор (Гинеевский), (митрополит c 6 мая 2012), (23 января 2012 -

Епископы:

Феодор (Гинеевский), Архиепископ Борисовский и Санинский (19 марта 1994 - 23 января 2012), Архиепископ Суздальский и Владимирский (23 января 2012 -
Серафим (Зинченко), Архиепископ Сухумский и Абхазский (20 марта 1994 -
Виктор (Контузоров), Архиепископ Даугавпилсский и Латвийский (21 июня 1995 -
Иларион, Епископ Суходольский (1998-2001), еп. Смелянский (2001-
Тимофей (Шаров), Епископ Оренбургский и Курганский (24 ноября 2000 -
Иаков (Антонидиади), Епископ Суходольский (10 февраля 2008 -)
Иринарх (Нончин), Епископ Тульский и Брянский (24 ноября 2002 -
Андрей (Маклаков), епископ Павловский, викарий Суздальский (управляет приходами в США) (21 июня 2006 - 18 июля 2013), архиепископ Павловский и Рокландский (управление приходами в рассеянии) (18 июля 2013 -
Трофим (Тарасов), епископ Симбирский, викарий Суздальский (6 февраля 2011 -
Марк (Рассоха), епископ Арзамасский, викарий Суздальский (8 февраля 2011 - 23 января 2012), епископ Армавирский и Северо-Кавказский (23 января 2012 -

Ранее входившие в церковь епископы:

Валентин (Русанцов), митрополит Суздальский и Владимирский (март 1994 - 16 января 2012)
Антоний (Граббе), Епископ на покое в США (28 августа 2001 - 12 сентября 2005) (скончался)
Геронтий (Рынденко), Епископ Суходольский (6 февраля 2001 - 1 февраля 2008) (скончался)
Антоний (Аристов), Епископ Яранский и Вятский (24 мая 1999 - 1 марта 2009) (скончался)
Александр (Миронов), Епископ Казанский и Марийский (апрель 1995 - ноябрь 1997)
Арсений (Киселев), Епископ Тульский и Брянский (16 апреля 1995 - лето 1996)
Григорий (Абу-Ассаль), Епископ Денверский и Колорадский (2 декабря 2001 - 22 июля 2004) (до 18 октября 2002 - викарный митрополита, с июня 2004 архиепископ)
Севастиан (Жатков), Епископ Челябинский (17 июля 2003 - 17 февраля 2007)
Амвросий (Епифанов), Епископ Хабаровский (26 ноября 2000 - 2004)

Любой раскол в Церкви – следствие болезни общества. Когда в обществе господствует дух бунтарства, который особо ярко наблюдался в годы революции, его тут же подхватывают все те, кому хочется побыть у власти, проявить себя с лучшей стороны, отвергнув все хорошее старое, а порой оклеветав своего противника. Попадаются в руки бесовские и люди безвольные, которым нет дела до раскола, но, оказавшись в трудной ситуации, они поддерживают его. Кто-то невинно считает правыми раскольников, потому что реально видит положение дел, полных греха. Однако, когда в семье кто-то болеет, его не выкидывают на улицу, говоря: «Иди, найди себе другой дом, а нас не заражай!», - но достают лекарство и заботятся о болящем. Не найдут себе оправданья те «безвинные», которые считают, что церковь может стать безблагодатной, если ее служители будут вести себя неподобающим образом. На этот вопрос уже давно ответили святые угодники Божии. Церковь православная хранит веру в неизменном виде благодаря тому, что изменить Священное Писание не вправе никто, отлучить весь верующий народ от веры не может никто, уничтожить совесть человека не удастся никому. Даже, если у Престола Божия окажется нечестивый служитель (но не еретик, иначе будет отлучен), то Таинство за него совершит Ангел невидимым образом, хотя и через руки этого человека, поскольку Господь наш Иисус Христос принимает покаяние кающегося, пока тот способен к нему. Если же нечестие возрастет до безумия, и покаяния в смертном грехе (убийство, пьянство, прелюбодейство) он уже совершить не сможет, то будет отлучен. Как солнечный луч проходит через стекло, не переставая быть лучом, так и веру невозможно изменить, через какое бы стекло оно не проходило. Хотя, конечно, чем благочестивей пастырь, чем чище его стекло, тем лучше виден свет людям. Однако от того, что потемнеет стекло, луч не превратится в тьму, но отскочив от головешки, пройдет сквозь другое стекло.

Бросает ли Бог Свой избранный народ? Нет. Даже головешка нагревается от солнечного тепла. Как солнцу нельзя погаснуть, так Божией любви нельзя перестать. Бог ждет покаяния каждого и может помочь в любую минуту, если услышит покаянное «прости».

Раскольники, как правило, не принимают возможность исправления человека, ища причину создать новую Церковь, истинно православную. Такой является одна из катакомбных Церквей - Российская Православная Автономная Церковь. «После октябрьского переворота 1917 года и Гражданской войны в России» - заявляет она, - « единая Греко-Российская Церковь оказалась разделена административно - сначала линией фронта, а затем границами СССР - на две части: Церковь, в отечестве сущую (позже, по мере усиления гонений на Православие, она перешла на нелегальное положение и стала Катакомбной) и Церковь зарубежную (Русскую Православную Церковь Заграницей – РПЦЗ)… Обе части Российской Церкви отказывались от любых форм сотрудничества с безбожной советской властью, ставившей своей целью полное уничтожение религии в стране». И зачем вспоминать о Православной Церкви, когда раньше, оказывается, была только Греко-Российская? Зачем собирать крупицы мудрости, чтобы не оставить свой народ совсем без веры? Русскую Православную Церковь объявили безбожной, как и власть, которой она подчинялась, но вправе ли они судить тех, благодаря которым Церковь осталась жива даже в советские годы. Да, верующих преследовали, за ними следили, не давали продвижения на службе, выгоняли с работы, но народ делал свой выбор сам. В то время как священники читали проповедь, опираясь на постановления Правительства, те же священники вели невидимую, духовную борьбу, стоя за веру, работая над душой, которая не должна была подчиняться греху, но поступать как сказал Сам Христос: «Божие – Богу, а кесарево – Кесарю».

Между тем, раскольники уже успели объявить таковыми представителей Русской Православной Церкви, указав на то, что ею правит Сталин: «Сталин с политическими целями объединил остатки обновленческой и сергианской раскольнических групп в новую официальную церковь СССР, которой было присвоено название "Русская православная церковь" (РПЦ)». Более логичной развязки представить нельзя – все хорошо вписывается в контекст деятельности людей, желающих разрушить единство Церкви, но не понимающих смысла своего существования. «Для руководства этой структурой был создан особый Совет по делам РПЦ, в который вошли кадровые офицеры НКВД. Формально РПЦ возглавил глава сергианского раскола (чье имя и носит этот раскол) - митрополит Сергий (Страгородский), ставший через пять дней после своей "исторической встречи" со Сталиным "патриархом Московским и всея Руси".

Были ли на самом деле в Совете по делам РПЦ кадровые офицеры? Да, были. Именно благодаря им Советское Правительство делало все, чтобы свести на «нет» деятельность многих храмов. Только священниками они не были, за исключением тех, кто предал свою веру (а не изменил догматы православной веры), нарушил свой обет, но продолжал совершать Таинства за доблестные заслуги перед Правительством. Но не все же были такие! Среди учеников Христа тоже был Иуда, но разве Господь выгнал его, разве отторг от Себя, разве лишил Своей любви за все года общения с ним? Нет, Бог всегда делает все для спасения человека, не лишая его возможности спастись. Христос с самого начала знал, как поступит с Ним Иуда, но не отверг его желания стать Своим учеником. После отпадения Иуды вера в Христа не уменьшилась, потому что она была и есть Истинная Православная Вера.

«Непрекращающееся гонение на Катакомбную Церковь в СССР привело к тому, что к началу 90-х годов XX века Катакомбная Церковь Российская уже не имела собственной иерархии». Так если Бог не благоволил к этой Церкви, не оставил иерархов, которые могут поставлять священников, разве это уже не говорит о том, что нарушена связь с Богом? Ведь сказано, что до скончания века будет стоять Церковь, и преемство будет осуществляться через иерархов также до конца веков. Но зачем это знать Российской Православной Церкви? Они искали себе защиту в РПЦЗ, пока не стал ее возглавлять архиеп. Лазарь: «Неумелая политика РПЦЗ в России привела к рукоположению в 1982 году зарубежными иерархами архиепископа Лазаря (Журбенко), пользовавшегося недоверием большинства катакомбников». Только после «перестройки» катакомбные церкви почувствовали свободу. В марте 1994 года Архиепископ Лазарь и Епископ Валентин перешли на автономное самоуправление и рукоположили трех новых епископов, создав Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви. Первым крупным приходом, перешедшим в юрисдикцию Синода РПЦЗ и непосредственно подчиненным Митрополиту Виталию, стал приход Цареконстантиновского храма в Суздале. «Своих» архимандритов рукополагали за рубежом.

Однако вскоре произошло разделение между Российской и Зарубежной Церковью, поскольку способы самоуправления российских приходов все более приобретали черты раскола. В 1995 г. Синод РПЦЗ запретил в служение всех 5 епископов, что укрепило раскол. Российская Церковь обвинила во всем Зарубежный Синод, который взял «курс на сближение с МП», чему как бы противилась их церковь. Таким образом, признав себя невинно гонимой за стремление к правде, Российская Церковь провозгласила единственно верной власть, принадлежащую лишь Всероссийскому Поместному Собору, что значит «не вмешивайтесь в наши дела». Решения Синода РПЦЗ и МП о лишении сана еп. Валентина были признаны неканоническими. Подобные "запрещения" и "извержения из сана" – Российская Церковь называла, как обычно, "беспрецедентным беззаконием".

Совершенно потеряв защиту со стороны РПЦЗ в октябре 1998 года РПСЦ ("Российская Православная Свободная Церковь") была перерегистрирована под названием "Российская Православная Автономная Церковь" (РПАЦ). Так что теперь вопрос о том, кто раскольник, стал все более очевиден. РПАЦ стала раскалываться сама в себе, дробясь на мелкие группы. Так, в 2001 году откололась группа по главе с протоиереем Андреем Осетровым, который стал одним из идеологов преследования митрополита Валентина. В 2004 году епископ Григорий (Абу-Ассаль) не подчиняется требованиям Синода и создает РПАЦ в Америке. С 2005 по 2008 гг. формируется новая юрисдикция - Архиерейское совещание РПАЦ.

Независимость и неподчиненность, упрямое доказательство своей правоты, гордыня и безумное стремление к власти – вот черты раскола. Приведем в пример, действие представителей РПАЦ в Санкт-Петербурге. В церковь РПАЦ Св. Елисаветы на Светлановском проспекте были принесены мощи свт. Николая Чудотворца и вмч.Пантелеимона, затем св. Иоанна Предтечи, хотя оказалось, что это - подделка. Частица мощей может быть передана приходу только с благословения патриарха, чего, конечно, не было. Людей призывали поклониться мощам явно сектанским способом: поставить напоказ то, что может привлечь внимание людей, дать обширную рекламу, вывесить щиты с призывом "поклониться мощам". Мало того, настоятель храма Григорий Лурье, рукоположенный в РПАЦ в 2005 г. был запрещен в служении за пропаганду антицерковных учений, но это не мешало ему служить. О.Григорий вел активную деятельность и с молодежью. Подростков, склонных к самоубийству, он собирал со всей страны, создал Центр по предотвращению суицидов, но из 24 ребят, привлеченных к общению на специально созданном портале, в живых осталось только шесть, а человек, помогавший создать его – погиб от отравления психотропными веществами.

Еще один раскольник - хабаровский иеромонах Никанор (Лепешев). Известный миссионер, отправленный за проповедь против патриарха Кирилла в таежное село на БАМе. Еще одна хорошая легенда – показать свою невинность одним выражением – сослали за смелость проповеди, т.е. за правду, т.е. за Христа. Но, если посмотреть в суть проблемы, то видно откуда изрыгается хула – «главными болезнями современного официального православия, в моём понимании, являются сергианство и экуменизм. Как следствие – РПЦ стала чем-то вроде светской организации». Признав в РПЦ светскую организацию, иеромонах отказался от Христа, как бы себя не оправдывал. Тем паче, Русская Православная Церковь не поддерживает экуменизм. Если же, о.Никанор и видел кого-то из православных в совместном служении с представителями других конфессий, то это касается не мнения Церкви, а личного участия того или иного лица.

Никак не заботясь о единстве Церкви, иеромонах Никанор заявил: «Мне совесть не позволяет более в качестве Патриарха поминать человека, которого я считаю еретиком», - после чего и был запрещен в священнослужении. Так кто от кого отказался? Если человек говорит, что не видит истины в православии, а в патриархе видит лишь еретика, есть ли в нем вера? Нет, уши не слышат: «если не раскаюсь, то буду лишен сана, а потом и предан анафеме. Но реально для меня это будет иметь значения не больше, чем анафемы папы Римского или архиепископа Кентерберийского». Прав я и больше никто. Еще у катакомбного священника появилось новое сравнение православной веры с верой католиков, которые отождествляют Римскую церковь и вселенское христианство, соответственно «православие» у нас – синоним с «Московской Патриархией», но хотя бы одного синонимичного понятия не приводится.

Чем же отличается служба в РПАЦ и РПЦ? По мнению Лепешева лишь в том, что «вместо патриарха Кирилла во время службы поминается "православное епископство гонимой Церкви Российской", возносится молитва не о "богохранимой державе Российской", а о "страждущей стране Российской"... А так внешне служба ничем не отличается». Однако это не верно. Различия кроются в корне. О таких церквях говорил пророк Исаия: «Они – дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день» (Ис. 65, 5), «ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: вовеки не помянется племя злодеев» (Ис. 14, 19-20). Тот, кто говорил: «считаю для себя совершенно невозможным причащаться из одной чаши с патриархом Кириллом и подобными ему иерархами официального православия», на самом деле не причащается в РПАЦ Тела и Крови Христовой, ибо не прелагаются в таких церквях Дары.

Еще в 1929 года Синод принял решение об отношении православных к священнодействиям, совершенным раскольничьим клиром. Все Таинства, совершенные в обновленчестве, григорианстве и иосифлянстве (кроме Крещения) признаны недействительными. Обращающиеся из раскола “если последние крещены в расколе, принимать через Таинство Миропомазания; браки, заключенные в расколе, также навершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчания молитвы: “Отец, Сын и Святый Дух”. Умерших в обновленчестве и в указанных расколах не следует хотя бы и по усиленной просьбе родственников отпевать, как и не следует совершать по них и заупокойную литургию. Разрешать только проводы на кладбище с пением “Святый Боже””. Это постановление №1864 действует и до ныне.

Что же делать тем, кто вошел в эту церковь, именующую себя Российской? Покаяться и вернуться: «Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! Тесно мне; спаси меня. Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей» (Ис.38, 14-15). Вот такое не мятежное состояние духа, а сокрушенное может спасти человека.

P.S. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О лишении сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и Игумена Иоасафа (Шибаева)» 1) архимандрит Валентин (Русанцов) был извержен из сана. Русская Православная Церковь Заграницей, приняв Русанцова за «гонимого», приняла было его в свое лоно, но скоро разобравшись в его сущности, признала, что «хиротония во епископа архимандрита Валентина (Русанцова) в Суздале была ошибкой».

В настоящее время Русанцов не является митрополитом, епископом или архимандритом не одной из законно действующих Православных Церквей, а созданная им так называемая «Российская Православная Автономная Церковь» не признана Русской Православной Церковью и не состоит с ней в каноническом общении.
Поддержка и молитвенное общение с лже-митрополитом и его клиром (в Оренбургской области это иеромонах Виссарион (Варюхин)) не должны осуществляться православными верующими и могут быть поводом к отлучению от церкви для мирян и извержению из священного сана для священнослужителей РПЦ (11 правило Святых Апостол гласит: «Если кто, принадлежа клиру, с изверженным от клира молиться будет, да будет извержен и сам»).

Росси́йская правосла́вная автоно́мная це́рковь (сокращённо РПАЦ; до 1998 года - Российская православная свободная церковь) - одна из религиозных организаций (альтернативного) православия русской традиции; не признана ни одной из Поместных православных церквей и не имеет с ними евхаристического общения.
Рассматривает себя как законного наследника исторической Православной Российской Церкви.
В Московском Патриархате, Русской православной церкви заграницей, средствах массовой информации имеет обозначение «Суздальский раскол».

Первоиерарх РПАЦ - Феодор (Гинеевский) с титулом «митрополит Суздальский и Владимирский». На начало 2009 года юрисдикции РПАЦ принадлежало около 90 приходов и около 60 священников, а также Суздальское духовное училище. РПАЦ в США представляет епископ Павловский Андрей (Маклаков). С середины 2000-х, в связи с переходом священников и прихожан в другие юрисдикции, а также в связи с изъятием храмов у РПАЦ, число приходов уменьшилось.

Владимирская церковь на Божедомке - ярославский приход РПАЦ

Храм РПАЦ на Головинском кладбище в Москве

Российская Православная Свободная Церковь под юрисдикцией РПЦЗ


Цареконстантиновская церковь в Суздале, бывший кафедральный собор РПАЦ

Основанием для возникновения РПАЦ было принятое 15 мая 1990 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) «Положение о свободных приходах», которое провозглашало курс РПЦЗ на учреждение своих (параллельных РПЦ) церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР. В апреле 1990 года архимандрит Суздальской епархии РПЦ Валентин (Русанцов), ранее отказавшийся исполнить указ архиепископа Валентина (Мищука) о переводе его в другой город, перешёл в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом, ввиду чего определением Священного Синода РПЦ был запрещён в священнослужении.

Принятие архимандрита Валентина в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви получило широкий общественный резонанс и послужило примером для нескольких десятков приходских общин в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Калининградская, Брянская, Пензенская области, Ставропольский и Приморский край и другие).

Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе российских приходов была провозглашена «Российская Православная Свободная Церковь» (РПСЦ), а архимандрит Валентин был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России.

Первоначально Российская православная свободная церковь состояла из трёх общин:
при Цареконстантиновском храме в Суздале и 2 общин в Суздальском районе, составивших Суздальскую епархию.
Архиерейским Синодом РПЦЗ Валентин был рукоположен во епископа с титулом Суздальского и Владимирского.
Епископ Валентин, постепенно дистанцируясь от Архиерейского Синода РПЦЗ, 22 июня 1993 года, вместе с архиепископом Лазарем (Журбенко), окормлявшим нелегально членов РПЦЗ в СССР с 1982 года, вышел из подчинения юрисдикции РПЦЗ, оставаясь с ней «в молитвенном единении и евхаристическом общении», после чего Валентин и Лазарь были отправлены Синодом РПЦЗ на покой. В марте1994 года Валентин и Лазарь заявили о том, что переходят на автономное самоуправление, после чего, без ведома Зарубежной Церкви рукоположили трёх новых епископов и создали так называемое «Временное Высшее Церковное Управление Российской Православной Свободной Церкви» (ВВЦУ РПСЦ). В связи с угрозой со стороны Синода оказаться под запрещением в служении, зимой 1994 года на Архиерейском Соборе во Франции епископы Валентин и Лазарь принесли покаяние перед Зарубежной Церковью, подписав Акт о роспуске незаконного ВВЦУ. Однако по возвращении в Россию, они объявили о непризнании решений Собора и дальнейшей деятельности ВВЦУ, после чего 24 февраля 1995 Синодом РПЦЗ за уход в раскол все 5 епископов были запрещены в служении, а Владимира-Суздальская и Одесская кафедры были объявлены вдовствующими. 14 марта 1995 года на заседании ВВЦУ РПСЦ запрещенные в служении епископы объявили о непризнании определений Архиерейского Синода РПЦЗ, как «противоречащими святым канонам». Со стороны Синода Зарубежной Церкви последовало предупреждение, что в случае нераскаяния, все ушедшие в раскол архиереи будут лишены сана. После этого, председатель ВВЦУ архиепископ Лазарь и его новорукоположенный викарный епископ Агафангел (Пашковский) вернулись с покаянием в РПЦЗ. Епископ Валентин и остальные епископы ВВЦУ РПСЦ отказались принести покаяние и Архиерейским Собором РПЦЗ 1996 года были лишены сана.

К этому времени РПСЦ имела 6 епископов и около 150 приходов. Основу клира составили бывшие священнослужители Московской Патриархии. В числе перешедших в новое образование был Михаил Ардов, вышедший летом 1993 из юрисдикции Московской Патриархата и ставший клириком Суздальской епархии.

После отделения от РПЦЗ

После принесения архиепископом Лазарем покаяния и возврата в РПЦЗ, ВВЦУ РПСЦ возглавил епископ Валентин, вскоре возведенный в сан архиепископа. Его Суздальская епархия стала центром новой церкви. В октябре 1998 старое название «Российская Православная Свободная Церковь» при регистрации было заменено на РПАЦ. По словам Михаила Ардова, слово «автономная» пришлось добавить в название («это нам вмазали в министерстве юстиции») поскольку название «Российская православная церковь» было закреплено за Московским Патриархатом.

В 2001 году Синод Русской Православной Автономной Церкви принял решение о возведении архиепископа Валентина (Русанцова) в сан митрополита с правом ношения двух панагий.

В 2001 году от РПАЦ откололись бывший секретарь синода протоиерей Андрей Осетров и протодиакон Димитрий Красовский, которые перешли в Русскую православную церковь и стали критиками митрополита Валентина.

В 2002 году разразился скандал: В феврале в Суздальском городском суде началось слушание по делу митрополита Валентина (Русанцова), который обвинялся в преступлениях сексуального характера с вовлечением в них несовершеннолетних. Процесс пользовался повышенным вниманием прессы. Митрополит был осуждён условно в 2002 году, но полностью реабилитирован в 2004 году.

В 2004 году епископ Григорий (Абу-Ассаль) не подчиняется требованиям Синода и создаёт РПАЦ в Америке. К началу 2006 года была потеряна большая часть приходов в дальнем зарубежье (США, Болгария, Англия), причём, в большинстве случаев это происходило из-за некомпетентной кадровой политики митрополита.

Осенью 2006 года начался процесс в арбитражном суде Владимирской области, основанием для которого было требование территориального управления Росимущества изъять из пользования у РПАЦ 13 суздальских храмов.

В мае 2007 года в Бежецке (Тверская область) оформился новый, альтернативный центр - «Временный Церковный Совет» (ВЦС РПАЦ) при епископе Челябинском Севастиане (Жаткове), который объединил несколько приходов, вышедших из подчинения синода РПАЦ. Синод РПАЦ не признал этого органа, и к его членам были применены канонические наказания вплоть до предания анафеме Севастиана.

8-11 февраля 2008 года в Суздале прошёл первый в истории этой церковной юрисдикции Архиерейский Собор.

5 ноября 2008 года в РПАЦ произошёл окончательный раскол, в результате которого Севастиан (Жатков) и Амвросий (Епифанов) преобразовали «Временный Церковный Совет Российской Православной Автономной Церкви» в новую неканоническую религиозную организацию, получившую наименование «Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви» и на следующий день рукоположили запрещённого Валентином (Русанцовым) игумена Григория (Лурье) во «епископа Петроградского и Гдовского». Последний был избран Председателем «Архиерейского Совещания РПАЦ». На конец 2011 года «Архиерейскому Совещанию РПАЦ» подчиняется три прихода в Челябинске, Златоусте и Санкт-Петербурге, а также отдельные миряне проживающие в других городах.

Изъятие храмов

5 февраля 2009 года Арбитражным судом Владимирской области по иску Росимущества было принято решение об изъятии у РПАЦ 13 храмов в связи с отсутствием договора на их использование. В актах обследования церквей, предъявленных суду Госимуществом были «отмечены нарушения в эксплуатации культовых зданий». Представители РПАЦ заявили, что не намерены отдавать храмы при любом развитии событий. 12 августа 2009 года Суздальское епархиальное управление РПАЦ посетили судебные исполнители Управления Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области и официально сообщили о возбуждении исполнительного производства в отношении Суздальской епархии РПАЦ в пользу владимирского Теруправления Росимущества и предъявили выписанные владимирским арбитражным судом исполнительные листы.

11 сентября 2009 года Управление Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области завершило исполнительное производство по решениям Арбитражного суда Владимирской области об освобождении 10 храмов города Суздаля от занимающих их общин РПАЦ: официально храмы полностью освобождены от прежних владельцев; по окончании богослужения в очищенный от движимого имущества Цареконстантиновский храм (кафедральный собор РПАЦ) вошла официальный представитель владимирского Теруправления Росимущества Елена Кострова, которая заявила о вступлении своего ведомства в управление зданием. К октябрю у РПАЦ было изъято в пользу государства 14 церквей в Суздале, ещё по шести, расположенным в окрестностях города, шли разбирательства. Здания, возведённые вXV-XIX веках, возвращены, по словам представителей истца, в плохом состоянии. Представитель Росимущества Владимир Горланов заявил, что здания стали разрушаться несмотря на то, что на реставрацию перечислялись крупные суммы из-за рубежа. Следует отметить, что в начале 1990-х гг. РПАЦ (тогда Суздальская епархия РПЦЗ) их получила в состоянии руин.

В конце ноября исполняющий обязанности руководителя владимирского Теруправления Росимущества Владимир Горланов направил в ОВД Суздаля письмо с просьбой возбудить уголовное дело против РПАЦ и её руководителя. В документе говорится о «нарушении конструкций стен» в связи с разбором отопительной системы в некоторых храмах, об «уничтожении древних фресок» и нанесении новых, не соответствующих исторической росписи и о нанесении насечек на фрески храма Иоанна Предтечи. Насечки на стенах Иоанно-Предтеченского храма, обращённого в советское время в склад, были, по словам прежних владельцев, нанесены представителями властей во время покрытия фресок штукатуркой.

4 декабря 2009 года подан иск в Европейский суд по правам человека. В декабре три храма в Суздале, изъятых у РПАЦ, Кресто-Никольский, Лазаревский и Антипьевский, переданы Русской православной церкви. Настоятелем храмов временно назначен протоиерей Анатолий Сигида.

7 января 2010 года в Суздале освящён новый временный храм Царя Константина, под который была переделана мансарда двухэтажного епархиального дома на улице Васильевской в центре Суздаля.

16 февраля 2010 года Владимирский арбитражный суд вынес решение об удовлетворении трёх исков департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО) администрации Владимирской области к общинам РПАЦ; согласно решению суда, РПАЦ должна освободить и передать ДИЗО храмы преподобного Ефрема Сирина в селе Омутское, Георгия Победоносца в селе Крапивье и Архистратига Михаила в селе Ивановское Суздальского района Владимирской области.

24 февраля 2010 года Арбитражный суд Владимирской области вынес решение об изъятии у РПАЦ храма св. благоверного князя Александра Невского в селе Весь.

9 июня Владимирский арбитражный суд вынес решение об изъятии у РПАЦ храмов святителя Василия Великого в селе Борисовском (настоятель о. Аркадий Маковецкий) и св. Иоанна Предтечи в селе Павловском Суздальского района.

Современное состояние

В октябре 2010 года трое из 11 священников, которыми РПАЦ располагала в Суздале и районе, перешли в Московский патриархат.
В феврале 2011 года состоялись 2 епископские хиротонии.
В июне 2011 года единственный приход РПАЦ в Аргентине перешёл в РИПЦ.
16 января 2012 года скончался первоиерарх РПАЦ Валентин (Русанцов).

Иерархи

Феодор (Гинеевский), митрополит Суздальский и Владимирский;
- Серафим (Зинченко), архиепископ Сухумский и Абхазский;
- Виктор (Контузоров), архиепископ Даугавпилсский и Латвийский;
- Иларион, архиепископ Смелянский;
- Тимофей (Шаров), епископ Оренбургский и Курганский;
- Иринарх (Нончин), епископ Тульский и Брянский;
- Андрей (Маклаков), епископ Павловский;
- Иаков (Антонов), епископ Суходольский;
- Трофим (Тарасов), епископ Симбирский;
- Марк (Рассоха), епископом Армавирский и Черноморский

Бывшие иерархи

Арсений (Киселев), епископ Тульский и Брянский (16 апреля 1995 - лето 1996);
- Александр (Миронов), епископ Казанский и Марийский (апрель 1995 - ноябрь 1997);
- Григорий (Абу-Ассаль), архиепископ Денверский (запрещён в 2004 году);
- Антоний (Граббе), на покое (умер в 2005 году);
- Севастиан (Жатков), епископ Челябинский (запрещён в 2007, анафематствован в 2008 году);
- Амвросий (Епифанов), епископ Хабаровский (заявил о своей административной независимости в 2008 году);
- Антоний (Аристов), архиепископ Яранский и Вятский (умер в 2009 году);
- Валентин (Русанцов), митрополит Суздальский и Владимирский, Первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви (умер в 2012 году).


Синодальный храм Иверской иконы Божьей Матери. Архиерейский синод РПАЦ


Copyright © 2015 Любовь безусловная





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта