Главная » Дом » Символизм западной европы конца 19. Символизм в европе. Понятие символа и его значение для символизма

Символизм западной европы конца 19. Символизм в европе. Понятие символа и его значение для символизма


22
СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    1. Символизм как художественное течение
    2. Понятие символа и его значение для символизма
    3. Становление символизма
      3.1. Западноевропейский символизм
      3.2. Символизм во Франции
      3.3. Символизм в Западной Европе
    4. Символизм в России
    5. Роль символизма в культуре новейшего времени
    Заключение
    Список литературы
Введение
На излете
XIX века Европа достигла небывалого технического прогресса, наука дала человеку власть над окружающей средой и продолжала развиваться гигантскими темпами. Однако оказалось, что научная картина мира не восполняет возникающих в общественном сознании пустот, обнаруживает свою недостоверность. Ограниченность, поверхностность представлений о мире была подтверждена рядом естественнонаучных открытий, преимущественно в области физики и математики. Открытие рентгеновских лучей, радиации, изобретение беспроволочной связи, а чуть позже создание квантовой теории и теории относительности пошатнули материалистическую доктрину, поколебали веру в безусловность законов механики. Выявленные прежде «однозначные закономерности» были подвергнуты существенному пересмотру: мир оказывался не просто непознанным, но и непознаваемым. Сознание ошибочности, неполноты прежнего знания вело к поиску новых путей постижения действительности.
Один из таких путей - путь творческого откровения - был предложен символистами, по мнению которых символ есть единство и, следовательно, обеспечивает целостное представление о реальности. Научное мировоззрение строилось на сумме погрешностей - творческое познание может придерживаться чистого источника сверхразумных озарений.
Появление символизма было реакцией и на кризис религии. «Бог умер», - провозгласил Ф.Ницше, выразив тем самым общее для порубежной эпохи ощущение исчерпанности традиционного вероучения. Символизм раскрывается как новый тип богоискательства: религиозно-философские вопросы, вопрос о сверхчеловеке - о человеке, бросившем вызов своим ограниченным возможностям. Символистское движение, исходя из этих переживаний, главенствующее значение придавало восстановлению связей с миром потусторонним, что выразилось в частом обращении символистов к «тайнам гроба», в возрастании роли воображаемого, фантастического, в увлечении мистикой, языческими культами, теософией, оккультизмом, магией. Символистская эстетика воплощалась в самых неожиданных формах, углубляясь в воображаемый, запредельный мир, в области, прежде не исследованные, - сон и смерть, эзотерические откровения, мир эроса и магии, измененных состояний сознания и порока.
Символизм был тесно связан и с эсхатологическими предчувствиями, овладевшими человеком порубежной эпохи. Ожидание «конца света», «заката Европы», гибели цивилизации обостряло метафизические настроения, заставляло дух торжествовать над материей.
Среди важных идей этого времени можно назвать следующие:
- дарвинизм (течение, названное так в честь Чарльза Дарвина, ученого). Согласно этой идее, человека предопределяет его окружение и наследственность, и он уже более не является «копией Бога»;
- пессимизм культуры (по Фридриху Ницше, философу и писателю) основывается на тех представлениях, что больше не существует религиозных связей, не существует всеподчиняющего смысла, вокруг идет переоценка всех ценностей. Большинство людей интересует нигилизм;
- психоанализ (по Зигмунду Фрейду, психологу), направленный на открытие подсознательного, толкование снов, изучение и осознание собственного Я.
Рубеж веков стал временем поисков абсолютных ценностей.
1. Символизм как художественное течение

Развитие истории мировой культуры (рубеж XIX-XX веков, XX век и рубеж XX-XXI веков) можно рассматривать как бесконечную цепочку романов и расставаний «высокой литературы» с темой капиталистического общества. Так, рубеж XIX-XX веков был охарактеризован появлением двух ключевых для всей последующей литературы направлений - натурализма и символизма.
Французский натурализм, представленный именами таких выдающихся романистов как Эмиль Золя, Гюстав Флобер, Братья Жюль и Эдмон Гонкуры, воспринимал человеческую личность абсолютно зависимой - от наследственности, среды, в которой она сформировалась, и «момента» - той конкретной общественно-политической ситуации, в которой она существует и действует в данный момент. Таким образом, писатели-натуралисты явились наиболее дотошными бытописателями капиталистического общества конца XIX века. В этом вопросе им противостояли французские же поэты-символисты - Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме и мн.др., категорически отказывавшиеся признать влияние на человеческую личность современной общественно-политической ситуации и противопоставлявшие ей мир «чистого искусства» и поэтического вымысла.
СИМВОЛИЗМ (от фр. symbolisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880-1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19-20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век».
Символисты считали, что именно символ, а не точные науки позволят человеку прорваться к идеальной сущности мира, пройти «от реального к реальнейшему». Особая роль в постижении сверхреальности отводилась поэтам как носителям интуитивных откровений и поэзии как плоду сверхразумных наитий. Раскрепощение языка, разрушение привычных отношений между знаком и денотатом, многослойность символа, несущего в себе разноплановые и часто противоположные значения, вели к распылению смыслов и превращали символистское произведение в «безумие множественности», в котором смешивались и претерпевали постоянную метаморфозу вещи, явления, впечатления и видения. Единственное, что придавало целостность в каждый момент расщепляющемуся тексту, так это уникальное, неповторимое видение поэта.
Отстранение писателя от культурной традиции, лишение языка его коммуникативной функции, всепоглощающая субъективность неизбежно вели к герметизму символистской литературы и требовали особого читателя. Символисты смоделировали для себя его образ, и это стало одним из их самых оригинальных достижений. Он был создан Ж.-К.Гюисмансом в романе «Наоборот»: виртуальный читатель пребывает в той же ситуации, что и поэт, он скрывается от мира и природы и живет в эстетическом уединении как пространственном (в далеком поместье), так и временном (отрешаясь от художественного опыта прошлого); через магическое творение он вступает с его автором в духовное сотрудничество, в интеллектуальный союз, так что процесс символистского творчества не ограничивается трудом писателя-мага, а продолжается в расшифровке его текста идеальным читателем. Таких ценителей, конгениальных поэту, крайне мало, их не более десяти во всей вселенной. Но столь ограниченное число не смущает символистов, ибо это число самых избранных, и среди нет ни одного, кто имел бы себе подобного.
2. Понятие символа и его значение для символизма

Говоря о символизме, нельзя не упомянуть о его центральном понятии символ, потому что именно от него произошло название этого течения в искусстве. Необходимо сказать и о том, что символизм - явление сложное. Его сложность и противоречивость обусловлены, в первую очередь тем, что в понятие символ у разных поэтов и писателей вкладывалось разное содержание.
Само название символ произошло от греческого слова symbolon , которое переводится как знак, опознавательная примета. В искусстве символ трактуется как универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории - с другой. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа.
Каждый символ есть образ; но категория символа указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые, тем не менее, один без другого, но и разведённые между собой, так что в напряжении между ними и раскрывается символ. Надо сказать, что даже основоположники символизма трактовали символ по-разному.
В Манифесте символистов Ж. Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. «Символистская поэзия ищет способа облачить идею в чувственную форму, которая не была бы самодостаточной, но при этом, служа выражению Идеи, сохраняла бы свою индивидуальность», - писал Мореас. Подобная «чувственная форма», в которую облекается Идея - символ.
Принципиальное отличие символа от художественного образа - его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. Символ - окно в бесконечность. Движение и игра смысловых оттенков создают неразгаданность, тайну символа. Если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений - подчас противоположных, разнонаправленных. Двуплановость символа восходит к романтическому представлению о двоемирии, взаимопроникновении двух планов бытия.
Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе.
Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Шеллинга, а также размышлениями Ф.Ницше о сверхчеловеке, пребывании «по ту сторону добра и зла». В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния.
Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма - в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру. «Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними», - писал Ж.Мореас. Отсюда новые задачи искусства, возлагаемые ранее на науку и философию, - приблизиться к сущности «реальнейшего» посредством создания символической картины мира, выковать «ключи тайн».
3. Становление символизма
3.1 Западноевропейский символизм
Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С.Малларме, осознала единство художественных устремлений. В группу вошли: Ж. Мореас, Р.Гиль, Анри де Реньо, С. Мерриль и др. В 1990-е годы к поэтам группы Малларме присоединились П. Валери, А. Жид, П. Клодель. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П.Верлен, опубликовавший в газетах «Пари модерн» и «Ла нувель рив гош» свои символистские стихотворения и серию очерков «Проклятые поэты», а так же Ж.К. Гюисманс, выступивший с романом «Наоборот». В 1886 Ж. Мореас поместил в «Фигаро» Манифест символизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш. Бодлера, С. Малларме, П.Верлена, Ш.Анри. Спустя два года после публикации манифеста Ж. Мореаса А.Бергсон выпустил в свет свою первую книгу «О непосредственных данных сознания», в которой была заявлена философия интуитивизма, в основных принципах перекликающаяся с мировоззрением символистов и дающая ему дополнительное обоснование.
3.2 Символизм во Франции
Становление символизма во Франции - стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, - связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена, А.Рембо. Предтеча символизма во Франции - Ш.Бодлер, выпустивший в 1857 книгу «Цветы зла». В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками. Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе. Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера «Соответствия» со знаменитой фразой: «Перекликаются звук, запах, форма, цвет». Поиск соответствий - в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств.
С.Малларме, «последний романтик и первый декадент», настаивал на необходимости «внушать образы», передавать не вещи, а свои впечатления от них: «Назвать предмет - значит уничтожить три четверти наслаждения стихотворением, которое создано для постепенного угадывания, внушить его - вот мечта».
П.Верлен в известном стихотворении «Поэтическое искусство» определил приверженность музыкальности как основную примету подлинного поэтического творчества: «Музыкальность - прежде всего». В представлении Верлена, поэзия, как и музыка, стремится к медиумическому, невербальному воспроизведению реальности. Подобно музыканту, поэт-символист устремляется навстречу стихийному потоку запредельного, энергии звучаний. Если поэзия Ш. Бодлера вдохновляла символистов глубокой тоской по гармонии в трагически раздвоенном мире, то поэзия Верлена поражала своей музыкальностью, трудноуловимыми переживаниями. Вслед за Верленом идея музыки использовалась многими символистами для обозначения творческой тайны.
В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр (свободный стих), воплощалась взятая символистами на вооружение идея отказа от «красноречия», нахождения точки скрещения между поэзией и прозой. Вторгаясь в любые, самые непоэтические сферы жизни, Рембо достигал эффекта «естественной сверхъестественности» в изображении реальности.
Символизм во Франции проявился и в живописи (Г.Моро, О.Роден, О. Редон, М. Дени, Пюви де Шаванн, Л. Леви-Дюрмер), музыке (Дебюсси, Равель), театре (Театр Поэт, Театр Микст, Пти театр дю Марионетт), но основной стихией символистского мышления всегда оставалась лирика. Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощены основные заветы нового движения: овладение творческой тайной посредством музыки, глубокое соответствие различных ощущений, предельная цена творческого акта, установка на новый интуитивно-творческий способ познания действительности, на передачу неуловимых переживаний. Среди предтеч французского символизма осознавались все крупнейшие лирики от Данте и Ф.Вийона, до Э.По и Т.Готье.
3.3 Символизм в Западной Европе
Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М.Метерлинка, известного пьесами «Синяя птица», «Слепые», «Чудо Святого Антония», «Там, внутри». По мнению Н.Бердяева, Метерлинк изобразил «вечное, очищенное от всяких примесей трагическое начало жизни». Большинством зрителей-современников пьесы Метерлинка были восприняты как ребусы, которые необходимо разгадывать. Принципы своего творчества М.Метерлинк определил в статьях, собранных в трактате «Сокровище смиренных» (1896). В основе трактата - мысль о том, что жизнь - мистерия, в которой человек играет недоступную его разуму, но внятную внутреннему чувству роль. Главной задачей драматурга Метерлинк считал передачу не действия, а состояния. В «Сокровище смиренных» Метерлинк выдвинул принцип диалогов «второго плана»: за внешне случайным диалогом проявляется значение слов, первоначально кажущихся незначимыми. Движение таких скрытых смыслов позволяло обыгрывать многочисленные парадоксы (чудесность повседневного, зрячесть слепых и слепота зрячих, безумие нормальных и др.), погружаться в мир едва уловимых настроений.
Одной из самых влиятельных фигур европейского символизма был норвежский писатель и драматург Г.Ибсен. Его пьесы «Пер Гюнт», «Гедда Габлер», «Кукольный дом», «Дикая утка» объединяли конкретное и абстрактное. «Символизм - это форма искусства, которая одновременно удовлетворяет и наше желание видеть воплощенную реальность, и подняться над ней, - определял Ибсен. - У реальности есть оборотная сторона, у фактов есть скрытый смысл: они являются материальным воплощением идей, идея представлена через факт. Реальность - это чувственный образ, символ невидимого мира». Ибсен разграничивал свое искусство и французский вариант символизма: его драмы строились на «идеализации материи, преображении реального», а не на поисках запредельного, потустороннего. Ибсен придавал конкретному образу, факту символическое звучание, поднимал его до уровня мистического знака.
В английской литературе символизм представлен фигурой О.Уайльда. Тяга к эпатажу буржуазной публики, любовь к парадоксу и афоризму, жизнетворческая концепция искусства («искусство не отражает жизнь, а творит ее»), гедонизм, частое использование фантастических, сказочных сюжетов, а позже и «неохристианство» (восприятие Христа как художника) позволяют отнести О. Уальда к писателям символистской ориентации.
Мощную ветвь символизм дал в Ирландии: один из величайших поэтов 20 в., ирландец У.Б. Йейтс причислял себя к символистам. Его поэзия, исполненная редкой сложности и богатства, питалась ирландскими легендами и мифами, теософией и мистикой. Символ, как объясняет Йейтс, - «единственно возможное выражение некой незримой сущности, матовое стекло духовного светильника».
С символизмом связывают также творчество Р.М.Рильке, С.Георге, Э.Верхарна, Г.Д. Аннунцио, А.Стринберга и др.
4. Символизм в России

После поражения Революции 1905-07 гг. в России особенное распространение получили настроения декадентства.
Декадентство (франц. decadence, от позднелат. decadentia -- упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 -- начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивиду и т.д.................

4.1 Символизм

Символизм (фр. symbolisme, от греч. - знак, символ) - художественное направление в европейском и русском искусстве 1870 - 1910-х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму. С помощью (сверхчувственной интуиции) символисты намеревались проникнуть в тайны мира, скрытые под внешним покровом. Символизм исходит из убеждения, что современной культуре недостает фантазии и духовности. Художник-символист создает произведения, дающие выход воображению.

Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов, Ф.К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М.К. Чюрленис, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы (Наби), графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля (модерн). Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844-1896), Стефан Малларме (1842-1898), Артюр Рембо (1854-1891). П. Верлен (сборник стихов (Галантные празднества)) ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность. Для творчества О. Малларме характерен усложненный синтаксис, стремление к передаче (сверхчувственного). Его драматические сочинения проникнуты мотивами одиночества и бессилия перед жизнью. А. Рембо в своих стихах выразил разорванность мысли и реальности, стремясь путем соединения поэтических образов проникнуть в тайну действительности.

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве - импрессионизм (от фр. impression - впечатление).

Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века

Символизм (фр. symbolisme, от греч. - знак, символ) - художественное направление в европейском и русском искусстве 1870 - 1910-х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А...

Манга и аниме - новая субкультура

Основное отличие манги от всех других комиксов это течение внутреннего времени. Время в манге может ускоряться или замедляться, но главное оно пытается синхронизироваться с временем восприятия читателя. Таким образом...

Образ животных в народном искусстве

В свой докняжеский период, будучи свободной, русская земля дала приют многим племенам и народам, бегущим от завоевателей, голода, конфликтов - с юга, запада и востока...

Русская культура Серебрянного века

«СИМВОЛИЗМ» - направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА «вещей в себе» и идей...

Серебряный век русской культуры

Рассмотрим последовательно основные художественные течения "серебряного века". Наиболее ярким из них был символизм. Это направление в развитии искусства было общеевропейским, однако именно в России символизм обрёл высокий философский смысл...

Силуэт серебряного века

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже ХIХ и ХХ вв. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В...

Символ в культурологическом аспекте

В конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. первоначально в литературе, затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном и вскоре включившее в себя иные явления культуры - философию, религию...

Развитие истории мировой культуры (рубеж XIX-XX веков, XX век и рубеж XX-XXI веков) можно рассматривать как бесконечную цепочку романов и расставаний «высокой литературы» с темой капиталистического общества. Так...

Символизм и его роль в культуре новейшего времени

Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С.Малларме, осознала единство художественных устремлений. В группу вошли: Ж. Мореас, Р.Гиль, Анри де Реньо, С...

Символизм и его роль в культуре новейшего времени

Становление символизма во Франции - стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, - связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена, А.Рембо. Предтеча символизма во Франции - Ш.Бодлер...

Символизм и его роль в культуре новейшего времени

Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М.Метерлинка, известного пьесами «Синяя птица», «Слепые», «Чудо Святого Антония», «Там, внутри». По мнению Н.Бердяева, Метерлинк изобразил «вечное...

Символизм и его роль в культуре новейшего времени

После поражения Революции 1905-07 гг. в России особенное распространение получили настроения декадентства. Декадентство (франц. decadence, от позднелат. decadentia -- упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 -- начале 20 вв....

Символ художественный (от греч.)- знак, опознавательная примета) - универсальная категория эстетики, лучше всего поддающаяся раскрытию через сопоставление со смежными категориями образа, с одной стороны, и знака - с другой...

Символика и символизм в культуре и искусстве

Символ и художественный образ. Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С.Малларме, осознала единство художественных устремлений. В группу вошли: Ж.Мореас, Р...

Символика и символизм в культуре и искусстве

Русский символизм, самый значительный после французского, имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование...

МОДЕРН

Модерн (франц. moderne - новейший, современный) - художественный стиль в eвpoпeйcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. В разных странах получил различные названия: в России - «модерн», во Франции, Бельгии, Англии - «ар нуво», в Германии - «югендстиль», в Австро-Венгрии - «сецессион», в Италии - «либерти».
Эстетико-философской основой модерна стал символизм.
Несмотря на свою изысканность и утонченность, модерн был ориентирован на массового потребителя, при этом поддерживая принцип «искусства ради искусства».
Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.
Преобладающими мотивами модерна являются маки, ирисы, лилии и другие растения, змеи, ящерицы, лебеди, волны, танец, а также образ женщины с развевающимися волосами. В цветовой гамме господствуют холодные тона. Композиционной структуре характерны обилие криволинейных очертаний и оплывающих неровных контуров.
Модерн охватил все виды пластических искусств - живопись, графику, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство, архитектуру.
Большое распространение получили идеи создания единой художественно оформленной предметно-бытовой среды.
Художники эпохи модерна стремились к универсализму, занимаясь различными видами художественной деятельности. Яркими представителями модерна в России стали члены «Мира искусства» (К. Сомов, Н. Сапунов, М. Добужинский, С. Судейкин и др.), сочетавшие в своем творчестве живопись, графику, декоративно-прикладное творчество, скульптуру.

СИМВОЛИЗМ . Символизмом в литературе называется такое течение, при котором символ (см. Символ) является основным приемом художественной изобразительности для художника, который в окружающей действительности ищет лишь соответствий с потусторонним миром.

Под грубою корою вещества
Я прозревал нетленную порфиру, -

писал Владимир Соловьев, учитель Андрея Белого и Александра Блока. Для представителей символизма «все - лишь символ». Если для реалиста роза важна сама по себе, со своими нежношелковистыми лепестками, со своим ароматом, со своими ало-черным или розово-золотым цветом, то для символиста не приемлющего мир, роза является лишь мыслимым подобием мистической любви. Для символиста действительность это только трамплин для прыжка в неизвестное. При символическом творчестве органически сливаются два содержания: скрытая отвлеченность, мыслимое подобие и явное конкретное изображение.

Александр Блок в своей книге «О современном состоянии русского символизма» связывает символизм с определенным мировоззрением , он проводит разграничение между этим видимым миром, грубым балаганом, на сцене которого двигаются марионетки, и миром потусторонним, дальним берегом, где цветут «очи синие бездонные» таинственной незнакомки, как воплощение чего-то неясного, непознаваемого, Вечно Женственного. Поэт-символист исходит из противопоставления этому миру



миров иных, у него поэт не стилист, а жрец, пророк, который является обладателем тайного знания, своими образами-символами, как знамениями, он «перемигивается» с такими же мистиками, которым «все мнятся тайны грядущей встречи», которые уносятся мечтой к мирам иным «за пределы предельного». Для поэтов - мистиков символы, это - «ключи тайн », это - «окна в вечность », окна из этого мира в иной. Здесь уже не литературное, а мистически - философское толкование символизма. В основе этого толкования лежит разрыв с действительностью, неприятие реального видимого мира - балаганчика с его «картонной невестой» - по выражению А. Блока, или с его «отвратительной», грубой Альдонсой - по выражению Ф. Сологуба. «Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, - символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь из окна» (Горные вершины, стр. 76. К. Бальмонт). Таким образом, в основе символизма лежит душевная расколотость, противопоставление двух миров и стремление бежать от этого мира с его борьбой в иной, потусторонний, непознаваемый мир. Укрывшись от житейских бурь и битв в келье, уйдя в башню с окнами цветными, поэт мистик безмятежно созерцает в буддийском покое мятущуюся жизнь - из окна. Там, где массы истекают кровью в борьбе, там уединившийся поэт-мечтатель творит свою легенду и превращает грубую Альдонсу и Прекрасную Дульцинею. Шум морского прибоя слышит он в раковине своих символов, а не пред лицом бурной стихии.

Создал я грезой моею
Мир идеальной природы.
О, как ничтожны пред нею
Реки и скалы, и воды...

(Валерий Брюсов).

Поэт испытывает особенное счастье «уйти бесповоротно душой своей души к тому, что мимолетно, что светит радостью иного бытия»

(К. Бальмонт).

Такое отношение к окружающей жизни, к действительности, к видимому миру далеко не случайно. Оно является знаменательным и

характерным для конца 19 века. «Нельзя однако не признать - пишет К. Бальмонт, - что чем ближе мы к новому столетию, тем настойчивее раздаются голоса поэтов-символистов, тем ощутительнее становится потребность в более утонченных способах чувств и мыслей, что составляет отличительную черту поэзии символической». (Горные вершины, стр. 76). Потребность уйти от действительности в мир неясных символов, полных мистических переживаний и предчувствий, возникала не раз среди тех романтиков, неприемлющих мира, которые уносились мечтой к голубому цветку, к прекрасной даме, к вечно женственному.

Средневековых романтиков сменили романтики немецкие начала 19 века. С романтикой Новалиса связана неоромантика конца 19 века, неоромантика символистов: Оскара Уайльда, Поля Верлена, Стефана Маллярме, Артура Рембо, Ш. Бодлера, Александра Блока, Андрея Белого, Ф. Сологуба, Владимира Соловьева; тот же разрыв с этим миром, тот же протест против грубой действительности.

Если конец 18 и начало 19 века - крах феодализма, то конец 19 века это крах того 3-го сословия, которое было ничем и стало всем, и которое дождалось своего могильщика. Конец 19 века - это крах буржуазной культуры, это грозное приближение нового века, чреватого революциями.

Конец 19 века, связанный с гибелью одних классов и выступлением других, полон тревожных настроений и предчувствий у представителей господствующих классов. Те социальные слои, которым действительность сулит гибель, отвечают отрицанием самой действительности, так как действительность отрицает их самих и спешат, по выражению Ницше, «укрыть свою голову в песок небесных вещей».

Разъеденный сомнениями Гамлет буржуазного общества говорит своей музе: «Офелия! удались в монастырь от людей».

С одной стороны боязнь «варваров», «скифов», «грядущих Гуннов», «грядущего хама», всех тех, кому принадлежит будущее всех тех, кто несет гибель старой культуре, старым привилегиям, старым

кумирам, а с другой стороны презрение к тому отжившему господствующему слою, с которым кровно связаны буржуазные аристократы духа - все это создает переходное, неустойчивое, промежуточное положение. Разрушение старого быта, неясность нового, быт безбытицы приводят уходящую жизнь к чему то призрачному, туманно-расплывчатому. Поэт отвергает презренный мир, проклятый мир, начинает любить «облаков вереницы», легенду и грезы, поэзию безотрадных настроений и мрачных предчувствий.

Если представитель органической творческой эпохи и победившего класса является реалистом и создает определенные, четкие, дневные образы, то представитель эпохи критической, представитель умирающего класса живет в призрачном мире своей фантазии и облекает в символы туманные, неясные расплывчатые идеи. На зыбкой почве призрачного и неясного, тревожного и двойственного вырастает поэтика символистов.

Символизм и его поэтика . Символистов упрекают в вызывающей темноте, в том, что они создают шифрованную поэзию, где слова - гиероглифы нуждаются как фигуры ребуса в отгадке, что их поэзия - для посвященных, для одиноких утонченников. Но неясность, расплывчивость, двойственность переживаний облекается и в соответствующую форму. Если классически четкий Кузьмин говорит о кляризме - ясности в поэзии, то романтически таинственный поэт оккультист Андрей Белый возлюбил «ток темнот». У искреннейшего поэта-символиста, Александра Блока, «темным напевам душа предана». Б маленькой драме А. Блока «Король на площади» дочь зодчего обращается к вещему поэту, поэту пророку со словами:

Певучую душу твою
И темные речи люблю.

Поэт отвечает:

Я смутное только люблю говорить,
Сказанья души - несказанны .

У Поля Верлена в его поэзии зыбкой и неясной, как двусмысленная

улыбка Джноконды, те же темные речи и то же смутное....

Словно блестит чей-то взор
Сквозь вуаль. ..

Поэты-символисты избегают ярких красок и четкого рисунка. Для них «лучшая песня в оттенках всегда» (Верлэн), для них «тончайшие краски не в ярких созвучьях» (К. Бальмонт). Утонченные, утомленные, дряхлые душой поэты уходящей жизни душою ловят «ускользавшие тени угасавшего дня».

Красочные, точно и четко чеканенные слова не удовлетворяют поэтов - символистов. Им нужны «слова - хамелеоны», слова напевные, певучие, им нужны песни без слов. Вместе с Фетом они многократно повторяют: «о если б без слова сказаться душой было можно», вместе с Полем Верлэном они основой своей поэзии считают музыкальный стиль:

Музыки, музыки прежде всего

(Верлэн ).

Поэты-символисты свои неясные настроения предчувствия и туманные мечты передают в музыкальных созвучиях, «в еле заметном дрожании струн ». Они воплотили свои мечты и прозрения в музыкально звучащие образы. Для Александра Блока, этого самого струнного из всех поэтов, вся жизнь - «темная музыка , звучащая только об одной звезде». Он всегда захвачен одной «музыкальной темой». Он говорит о своей писательской манере:

Всегда пою , всегда певучий ,
Клубясь туманами стиха.

Смутное и туманное, непознаваемое, несказанные сказанья души нельзя передать словами, их можно внушить музыкальными созвучиями, настраивающими читателя на созвучный лад с поэтом жрецом, поэтом пророчески неясным, как древняя Пифия.

Подобно тому, как во Франции на смену мраморному архитектурному стилю классиков пришел живописный стиль Гюго, Флобера, Леконт де-Лиля, Готье, братьев Гонкуров, сознававшихся в своей «музыкальной глухоте», так на смену живописи и пластике музыкально глухих пришел музыкальный стиль символистов, ослепших для действительной жизни.

Эти гости райской стороны находят очарование своих символических снов в красоте музыкальности. В своем стихотворении «Аккорды» К. Бальмонт пишет или поет:

И в немой музыкальности,
Этой новой зеркальности
Создает их живой хоровод
Новый мир недосказанный,
Но с рассказанным связанный
В глубине отражающих вод.

Когда К. Бальмонт прочел Льву Толстому свои стихи, воспевавшие «аромат солнца», Толстой их не понял и сказал: «какая милая чепуха». Самый зоркий из реалистов не понял, не услышал музыкальнейшего из символистов... Он должен был сказать: «что мне звенит», а он спросил себя: «что предо мной нарисовано?» Первая книжка стихов К. Бальмонта выпущенная в 1890 г., была по-Надсоновски проста и понятна, но не характерна для поэта. Только после переводов музыкальнейших поэтов Шелли и Эдгара Поэ знаток поэзии А. И. Урусов открыл К. Бальмонту Бальмонта, подчеркнув поэту его главное: «любовь к поэзии созвучий, преклонение перед звуковой музыкальностью». Эта любовь к поэзии созвучий характерна для символистов Шелли, Эдгара Поэ, Стеф. Маллярме, Поля Верлэна, Ф. Сологуба и В. Брюсова. Не даром символисты явились страстными поклонниками музыки Вагнера. Маллярме - мэтр французских символистов любил посещать концерты Коллона в Париже, и сидя в первом ряду с записной книжкой, он под музыку Вагнера отдавался поэзии созвучий. Юноша Коневской один из первых русских символистов ездил в Байрейт, чтоб слышать Вагнеровскую музыку в Вагнеровском храме. Андрей Белый в своей чудесной поэме «Первое свиданье» воспевает симфонические концерты в Москве, где расцветало его поэтическое сердце. Когда в 1894 г. появились первые сборники русских символистов они зазвучали в звонко звучной тишине; самые заглавия говорили о музыке прежде всего: «Ноты», «Аккорды», «Гаммы», «Сюиты», «Симфонии».

Для поэта-символиста музыкальность, напевность стиха стоит на первом месте, он стремится не убедить, а настроить.

Быть может, все в мире лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И я с беспечального детства
Ищу сочетания слов.

говорит поэт-символист, стремящийся сообщить стиху яркую певучесть, мелодику посредством искусно подобранного сочетания слов, букв, посредством сложной инструментовки стиха и его благозвучия. Возьмите поэмы Эдгара Поэ, в переводе Бальмонта «Колокольчики и колокола», «Ворон», «Аннабельли» - вы сразу почувствуете, что символисты создали новую поэтику. Блестящий трактат Эдгара Поэ «Философия творчества» вводив вас в мастерскую творчества (см. т. II соч. Поэ в пер. Бальмонта). Прислушайтесь к гулким ударам большого колокола и перезвону маленьких, а потом прочтите стихотворение Бальмонта:

О, тихий Амстердам
С печальным перезвоном
Старинных колоколен,
Зачем я здесь, не там...

Все стихотворение построено на сочетание зубных, плавных и небных. Подбор букв д, т, л, м, н, ж позволяет поэту построить свою музыкальную элегию и захватить, нас певучестью вечернего колокольного звона в Амстердаме:

Где преданный мечтам
Какой-то призрак болен.
Тоскует с долгим стоном
И вечным перезвоном
Поет и здесь и там:
О, тихий Амстердам,
О, тихий Амстердам.

В стихах «Лютики», «Влага», «Камыши», «Дождь» Бальмонт достигает внешними музыкальными средствами, звуковой символикой необычайных результатов. Он прав был, когда восклицал:

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто! Никто!

Символисты в области музыкальности стиха, в изменчивости, в разнообразии ритмов, в благозвучии стиха открыли новую страницу в истории поэзии, они превзошли даже Фета и даже Лермонтова. Валерий Брюсов в 1903 г. в Мире Искусства (№ 1-7 стр. 35) писал: «Равного Бальмонту в искусстве стиха в русской литературе не было и нет. Могло казаться, что в напевах

Фета русский стих достиг крайней бесплотности, воздушности. Но там, где другим виделся предел Бальмонту, открылась беспредельность. Такой недостигаемый по певучести образец, как лермонтовское «На воздушном океане» совершенно меркнет перед лучшими песнями Бальмонта». Сам Валерий Брюсов, этот вечный экспериментатор, в своих опытах и технических упражнениях много сделал в области музыкального стиля символистов. Ему удалось передать весь оркестр городских звуков: «гулы, говор, грохоты колес». Иногда чисто внешняя подчеркнутая музыкальность неприятно режет ухо, и у того же Бальмонта не мало грубых стихов, похожих на пародию, вроде знаменитого стихотворения:

Вечер, взморье, вздохи ветра,
Величавый возглас волн...
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный чолн».

Все это оправдывает пародии Вл. Соловьева:

Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши в вянущих ушах!

В отличие от внешне музыкального К. Бальмонта, поэт Александр Блок внутренне музыкален. Он достигает музыкального внушения музыкальностью темы, композиции, не подчеркивая своих ассонансов и аллитераций (см. эти слова).

Поэтика символизма с ее намеком и внушением, с ее музыкальным навождением и настраиванием, сблизила поэзию с музыкою и познакомила нас с наслаждением угадывания. После символистов грубый, документальный, бытовой натурализм нас не удовлетворяет. Неореалисты прозы и поэзии многому научились у символистов; они возлюбили углубленность и одухотворенность образов, они идут по стопам А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Сергеева-Ценского...

В упомянутой выше статье «Философия творчества», написанной по поводу символической поэмы «Ворон», Эдгар Поэ объясняет, почему его повествование о Вороне, попавшем ночью в комнату одинокого человека, тоскующего по умершей возлюбленной, вышло за пределы

своей явной фазы, за пределы реального и получило скрытый символический смысл, когда мы видим в вороне уже нечто эмблематическое, образ-символ мрачного, никогда не прекращающегося воспоминания:

Вынь свой жесткий клюв из сердца
моего, где скорбь всегда!
Каркнул ворон: - Никогда!

«При разработке сюжета, хотя бы искусной, и хотя бы событие было разукрашено очень ярко - пишет Эд. Поэ - всегда есть известная жесткость, обнаженность, отталкивающая художественный глаз. Требуются непременно две вещи: во-первых известная степень сложности, точнее говоря, согласования; во-вторых известная степень внушаемости - некоторое, хотя бы неопределенное подводное течение в смысле . Именно это последнее особенным образом придает произведению искусства так много того богатства (беру из повседневной жизни вынужденный термин), которое мы слишком охотно смешиваем с чувством идеального » (т. II стр. 182. Перевод Бальмонта). Значение символизма в том, что он обогатил поэзию новыми приемами, сообщил образам углубленность, внушаемость, сообщил стилю певучесть и музыкальность. Усложнившаяся жизнь, сложные переживания сложных, не простых, дифференцированных личностей нашли в символизме свое яркое выражение. Символизм наложил свою печать и на русскую литературу.

СИМВОЛИЗМ (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век».

Символ и художественный образ. Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С.Малларме, осознала единство художественных устремлений. В группу вошли: Ж.Мореас, Р.Гиль, Анри де Реньо , С.Мерриль и др. В 1990-е годы к поэтам группы Малларме присоединились П.Валери , А.Жид , П.Клодель. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П.Верлен, опубликовавший в газетах «Пари модерн» и «Ла нувель рив гош» свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты , а так жеЖ.К.Гюисманс , выступивший с романом Наоборот . В 1886 Ж.Мореас поместил в «Фигаро» Манифест символизма , в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш.Бодлера , С.Малларме , П.Верлена , Ш.Анри. Спустя два года после публикации манифеста Ж.Мореаса А.Бергсон выпустил в свет свою первую книгу О непосредственных данных сознания , в которой была заявлена философия интуитивизма, в основных принципах перекликающаяся с мировоззрением символистов и дающая ему дополнительное обоснование.

В Манифесте символистов Ж.Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. «Символистская поэзия ищет способа облачить идею в чувственную форму, которая не была бы самодостаточной, но при этом, служа выражению Идеи, сохраняла бы свою индивидуальность», – писал Мореас. Подобная «чувственная форма», в которую облекается Идея – символ.

Принципиальное отличие символа от художественного образа – его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. На русской почве эта особенность символа была удачно определена Ф.Сологубом : «Символ – окно в бесконечность». Движение и игра смысловых оттенков создают неразгадываемость, тайну символа. Если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений – подчас противоположных, разнонаправленных (например, «чудо и чудовище» в образе Петра в романе Мережковского Петр и Алексей ). Поэт и теоретик символизма Вяч.Иванов высказывал мысль о том, что символ знаменует не одну, а разные сущности, А.Белый определял символ как «соединение разнородного вместе». Двуплановость символа восходит к романтическому представлению о двоемирии, взаимопроникновении двух планов бытия.

Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе. Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Шеллинга, а также размышлениями Ф.Ницше о сверхчеловеке, пребывании «по ту сторону добра и зла». В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма – в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру. «Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними», – писал Ж.Мореас. Отсюда новые задачи искусства, возлагаемые ранее на науку и философию, – приблизиться к сущности «реальнейшего» посредством создания символической картины мира, выковать «ключи тайн». Именно символ, а не точные науки позволят человеку прорваться к идеальной сущности мира, пройти, по определению Вяч.Иванова, «от реального к реальнейшему». Особая роль в постижении сверхреальности отводилась поэтам как носителям интуитивных откровений и поэзии как плоду сверхразумных наитий.

Становление символизма во Франции – стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, – связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш.Бодлера , С.Малларме, П.Верлена, А.Рембо. Предтеча символизма во Франции – Ш.Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла . В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками. Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе. Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера Соответствия со знаменитой фразой: Перекликаются звук, запах, форма, цвет . Теория Бодлера была позже проиллюстрирована сонетом А.Рембо Гласные :

«А » черный, белый «Е », «И » красный, «У » зеленый,

«О » голубой – цвета причудливой загадки…

Поиск соответствий – в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов.

С.Малларме, «последний романтик и первый декадент», настаивал на необходимости «внушать образы», передавать не вещи, а свои впечатления от них: «Назвать предмет – значит уничтожить три четверти наслаждения стихотворением, которое создано для постепенного угадывания, внушить его – вот мечта». Поэма Малларме Удача никогда не упразднит случая состояла из единственной фразы, набранной различным шрифтом без знаков препинания. Этот текст, по замыслу автора, позволял воспроизвести траекторию мысли и точно воссоздать «состояние души».

П.Верлен в известном стихотворении Поэтическое искусство определил приверженность музыкальности как основную примету подлинного поэтического творчества: «Музыкальность – прежде всего». В представлении Верлена, поэзия, как и музыка, стремится к медиумическому, невербальному воспроизведению реальности. Так в 1870-е годы Верлен создал цикл стихотворений под названием Песни без слов. Подобно музыканту, поэт-символист устремляется навстречу стихийному потоку запредельного, энергии звучаний. Если поэзия Ш.Бодлера вдохновляла символистов глубокой тоской по гармонии в трагически раздвоенном мире, то поэзия Верлена поражала своей музыкальностью, трудноуловимыми переживаниями. Вслед за Верленом идея музыки использовалась многими символистами для обозначения творческой тайны.

В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр(свободный стих), воплощалась взятая символистами на вооружение идея отказа от «красноречия», нахождения точки скрещения между поэзией и прозой. Вторгаясь в любые, самые непоэтические сферы жизни, Рембо достигал эффекта «естественной сверхъестественности» в изображении реальности.

Символизм во Франции проявился и в живописи (Г.Моро , О.Роден , О.Редон , М.Дени , Пюви де Шаванн, Л.Леви-Дюрмер), музыке (Дебюсси , Равель ), театре (Театр Поэт, Театр Микст, Пти театр дю Марионетт), но основной стихией символистского мышления всегда оставалась лирика. Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощены основные заветы нового движения: овладение творческой тайной посредством музыки, глубокое соответствие различных ощущений, предельная цена творческого акта, установка на новый интуитивно-творческий способ познания действительности, на передачу неуловимых переживаний. Среди предтеч французского символизма осознавались все крупнейшие лирики от Данте и Ф.Вийона , до Э.По и Т.Готье .

Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М.Метерлинка , известного пьесами Синяя птица , Слепые , Чудо Святого Антония , Там, внутри . Уже первый поэтический сборник Метерлинка Теплицы был насыщен неясными намеками, символами, герои существовали в полуфантастической обстановке стеклянной теплицы. По мнению Н.Бердяева , Метерлинк изобразил «вечное, очищенное от всяких примесей трагическое начало жизни». Большинством зрителей-современников пьесы Метерлинка были восприняты как ребусы, которые необходимо разгадывать. Принципы своего творчества М.Метерлинк определил в статьях, собранных в трактате Сокровище смиренных (1896). В основе трактата – мысль о том, что жизнь – мистерия, в которой человек играет недоступную его разуму, но внятную внутреннему чувству роль. Главной задачей драматурга Метерлинк считал передачу не действия, а состояния. В Сокровище смиренных Метерлинк выдвинул принцип диалогов «второго плана»: за внешне случайным диалогом проявляется значение слов, первоначально кажущихся незначимыми. Движение таких скрытых смыслов позволяло обыгрывать многочисленные парадоксы (чудесность повседневного, зрячесть слепых и слепота зрячих, безумие нормальных и др.), погружаться в мир едва уловимых настроений.

Одной из самых влиятельных фигур европейского символизма был норвежский писатель и драматург Г.Ибсен . Его пьесы Пер Гюнт , Гедда Габлер , Кукольный дом , Дикая утка объединяли конкретное и абстрактное. «Символизм – это форма искусства, которая одновременно удовлетворяет и наше желание видеть воплощенную реальность, и подняться над ней, – определял Ибсен. – У реальности есть оборотная сторона, у фактов есть скрытый смысл: они являются материальным воплощением идей, идея представлена через факт. Реальность – это чувственный образ, символ невидимого мира». Ибсен разграничивал свое искусство и французский вариант символизма: его драмы строились на «идеализации материи, преображении реального», а не на поисках запредельного, потустороннего. Ибсен придавал конкретному образу, факту символическое звучание, поднимал его до уровня мистического знака.

В английской литературе символизм представлен фигурой О.Уайльда . Тяга к эпатажу буржуазной публики, любовь к парадоксу и афоризму, жизнетворческая концепция искусства («искусство не отражает жизнь, а творит ее»), гедонизм, частое использование фантастических, сказочных сюжетов, а позже и «неохристианство» (восприятие Христа как художника) позволяют отнести О.Уальда к писателям символистской ориентации.

Мощную ветвь символизм дал в Ирландии: один из величайших поэтов 20 в., ирландец У.Б.Йейтс причислял себя к символистам. Его поэзия, исполненная редкой сложности и богатства, питалась ирландскими легендами и мифами, теософией и мистикой. Символ, как объясняет Йейтс, – «единственно возможное выражение некой незримой сущности, матовое стекло духовного светильника».

С символизмом связывают также творчество Р.М.Рильке , С.Георге, Э.Верхарна, Г.Д.Аннунцио, А.Стринберга и др.

Свойства книги:

Все издатели

Выберите издательство Academic Studies Press Amsterdam University Press ANU Press Apress Athabasca University Press Berghahn Books Bloomsbury Academic Böhlau Boydell & Brewer Brandeis University Press Brill bu,press, Bozen-Bolzano University Press Cappelen Damm Akademisk/NOASP (Nordic Open Access Scholarly Publishing) Central European University Press Cornell University Press De Gruyter Duke University Press Edinburgh University Press Edition Open Access FedOA - Federico II University Press Finnish Literature Society / SKS Firenze University Press Fordham University Press Frontiers Media SA Hau Books HPA Press Im Werden Verlag John Benjamins Publishing Company Koninklijke van Gorcum Ledizioni - LediPublishing Leiden University Press Leuven University Press LIBRUM Publishers & Editors LLC Liverpool University Press Manchester University Press MDPI - Multidisciplinary Digital Publishing Institute Modern Academic Publishing Monash University Publishing Newfound Press NUS Press Open Book Publishers Open Humanities Press Oxford University Press Palgrave Macmillan Pluto Press punctum books Rodopi Routledge Rutgers University Press SciELO Books - Centro Edelstein SciELO Books - Editora FIOCRUZ Springer Stockholm University Press Strelka Press Sydney University Press T&P Books transcript Verlag Ubiquity Press UCL Press Universidad Carlos III de Madrid. Figuerola Institute of Social Science History Universitätsverlag Göttingen University of Adelaide Press University of Calgary Press University of California Press University of Gothenburg - Department of Historical Studies University of Huddersfield Press University of Michigan Press University of Ottawa Press University of Rochester Press University of Tartu Press University of Wales Press University Press of Colorado Utah State University Press White Rose University Press Wits University Press Yale University Press АБВ-пресс АВОК-ПРЕСС Агентство «Пресса» Агентство электронных изданий «Интермедиатор» Ад Маргинем Пресс Академия Естествознания Академия Наук Республики Башкортостан Академия Наук СССР Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой Аква-Терм Алетейя Альпина Бизнес Букс Альпина Паблишер Альфарет Амалфея Амурский государственный университет Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) Армавирская государственная педагогическая академия Астраханский государственный технический университет Белгородский государственный институт искусств и культуры Белгородский государственный университет Белорусская наука б/и Библейско-богословский институт св. апостола Андрея БИБЛИО-ГЛОБУС Благовещенский государственный педагогический университет Брянская государственная инженерно-технологическая академия Брянский государственный технический университет Букмастер Весь Мир Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ВЛАДОС Водолей Воронежская государственная технологическая академия Воронежский государственный университет Воронежский государственный университет инженерных технологий Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств Время Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) Всероссийский НИИ растениеводства имени Н.И. Вавилова Вузовский вестник Высшая школа экономики Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина Генезис ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Городец Государственная академия славянской культуры Государственная публичная историческая библиотека России Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук Государственный институт искусствознания Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс Гуманитарное агентство «Академический проект» Дальневосточный государственный университет Дикта ДМК Пресс Дом еврейской книги Дом прэсы Евразийский открытый институт Европа Европейско-Российский Центр «ЕвроРосс»(«EuroRuss» e.V.) Златоуст Издание П. В. AHHЕНKOBA Издательские решения Издательство Ивана Лимбаха Издательство МИСИ-МГСУ Инcтитут общегуманитарных исследований Институт богословия и философии Институт Гайдара Институт общегуманитарных исследований Институт психологии РАН Институт философии РАН ИнтерМедсервис Интернет-Университет Информационных Технологий ИНФРА-М Иркутский государственный лингвистический университет Иркутский государственный технический университет Иркутский государственный университет Иркутский государственный университет путей сообщения КАРО Кемеровская государственная медицинская академия Кемеровский государственный институт культуры Кемеровский государственный университет Книгодел Книжный дом Университет (КДУ) Книжный мир КНОРУС Коллоквиум Краснодарский государственный университет культуры и искусств Креативная экономика Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Кузбассвузиздат Кучково поле Лаборатория знаний (бывшее Бином. Лаборатория знаний) Лимбус Пресс Липецкий кооперативный институт (филиал) Белгородского университета потребительской кооперации Літаратура і Мастацтвa Манн, Иванов и Фербер Машиностроение МГИМО-Университет Медицина ДВ Минская фабрика цветной печати Мир горной книги Мир и Образование Мичуринский государственный аграрный университет Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова Московский государственный институт индустрии туризмаим. Ю.А. Сенкевича Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Московский гуманитарный институт им. Е.Р.Дашковой Московский педагогический государственный университет Московский Художественный театр Мосты культуры / Гешарим Народная асвета Народная кніга Наука Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера Научно-технический вестник Поволжья Научные Основы и Технологии Новое издательство Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки Новосибирский государственный театральный институт Одесский дом учёных Олимпстрой Омская областная типография Оренбургский государственный аграрный университет Оренбургский государственный педагогический университет Оренбургский государственный университет Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина Орловский государственный институт искусств и культуры Орловский государственный технический университет Орский гуманитарно-технологический институт Пензенская государственная сельскохозяйственная академия Петрополис Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики Познание Посев Правда РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Регистр Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) Российский государственный гуманитарный университет Российский государственный институт сценических искусств Российский кардиологический научно-производственный комплекс Российский научно-исследовательский институт гематологии и трансфузиологии Федерального медико-биологического агентства Российский университет дружбы народов Российское философское общество Русская христианская гуманитарная академия Русский журнал Русский фонд содействия образованию и науке Русское генеалогическое общество Рэдакцыя газеты "Звязда" Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева Самарский военно-медицинский институт Самокат Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский университет МВД России Санкт-Петербургский университет управления и экономики Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова Саратовский государственный технический университет Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова Сибирский государственный технологический университет Сибирский институт бизнеса и информационных технологий Сибирский федеральный университет Советский спорт Современная Школа Согласие Соликамский государственный педагогический институт СОЛОН-ПРЕСС Социум Союз кинематографистов РФ СПбКО Спорт Сэфер Текст Теревинф Территория будущего Техносфера Тровант Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Тульский государственный университет Тэхналогія Уральский государственный педагогический университет Уфимская государственная академия экономики и сервиса Феникс Финансы и статистика Флинта Фонд «Онкопрогресс» ЦГПБ им. В.В. Маяковского Центральный банк Российской Федерации Центр исследований платежных систем и расчетов Человек Челябинская государственная академия культуры и искусств Четыре четверти Чувашский государственный институт культуры и искусств Шуйский государственный педагогический университет Эксперт – Наука Энциклопедикс

Все каталоги

Выберите каталог Авиационная и ракетно-космическая техника Архитектура Биологические науки Ветеринария и зоотехника Журналы Журналы/Естественные науки и математика Журналы/Здравоохранение и физическая культура Журналы/Информатика и вычислительная техника Журналы/История и исторические дисциплины Журналы/История и исторические дисциплины/Отечественная история Журналы/Культура и искусство Журналы/Образование и педагогика Журналы/Политология и юриспруденция Журналы/Психология Журналы/Религиоведение Журналы/Сельское, лесное и рыбное хозяйство Журналы/Социология Журналы/Технические науки Журналы/Филология Журналы/Философия Журналы/Экономика и управление Журналы/Языкознание Здравоохранение и медицинские науки Здравоохранение и медицинские науки/Здравоохранение Здравоохранение и медицинские науки/Лечебное дело Здравоохранение и медицинские науки/Организация здравоохранения Здравоохранение и медицинские науки/Сестринское дело Здравоохранение и медицинские науки/Фармакология Здравоохранение и медицинские науки/Фундаментальная медицина Информатика и вычислительная техника Информационная безопасность Искусствознание Искусствознание/Изобразительное и прикладные виды искусства История и археология История и археология/Археология История и археология/Всеобщая история История и археология/Всеобщая история/История Древнего мира История и археология/Всеобщая история/История Нового времени История и археология/Всеобщая история/История Средних веков История и археология/Всеобщая история/Современная история История и археология/Вспомогательные исторические дисциплины История и археология/Вспомогательные исторические дисциплины/Геральдика История и археология/Вспомогательные исторические дисциплины/Историческая география История и археология/Вспомогательные исторические дисциплины/Источниковедение История и археология/Вспомогательные исторические дисциплины/Палеография История и археология/Отечественная история История и археология/Отечественная история/История России в древности (до середины XII в.) История и археология/Отечественная история/История России в средние века (середина XII - XVI вв.) История и археология/Отечественная история/История России новейшего времени (XX в.) История и археология/Отечественная история/История России нового времени (XVII - XIX вв.) История и археология/Теория и методология истории История и археология/Этнография Культурология и социокультурные проекты Математика и механика Машиностроение Международные отношения Музыкальное искусство Нанотехнологии и материалы Науки о Земле Научно-популярная литература Ноты Образование и педагогические науки Образование и педагогические науки/История образования и педагогики Образование и педагогические науки/Общая педагогика Образование и педагогические науки/Педагогика и методика высшего образования Образование и педагогические науки/Педагогика и методика дошкольного образования Образование и педагогические науки/Педагогика и методика начального и среднего образования Образование и педагогические науки/Педагогика и психология Образование и педагогические науки/Социальная педагогика Образование и педагогические науки/Социальная педагогика/Специальная педагогика Образование и педагогические науки/Школьная литература Оружие и системы вооружения Политические науки и регионоведение Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия Промышленная экология и биотехнологии Промышленная экология и биотехнологии/Продукты питания Промышленная экология и биотехнологии/Экология Психологические науки Психологические науки/История и теория психологии Психологические науки/Отдельные направления в психологии Психологические науки/Прикладная психология Сельское, лесное и рыбное хозяйство Сервис и туризм Социология и социальная работа Социология и социальная работа/Общая социология Социология и социальная работа/Региональная социология Социология и социальная работа/Социальная антропология Социология и социальная работа/Социальная работа Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело Сценические искусства и литературное творчество Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта Техника и технологии наземного транспорта Техника и технологии строительства Технологии легкой промышленности Технологии материалов Техносферная безопасность и природообустройство Управление в технических системах Учебная литература Учебная литература/Автоматика и управление Учебная литература/Архитектура и строительство Учебная литература/Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды Учебная литература/Библиотечно-информационные ресурсы Учебная литература/Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Учебная литература/Геодезия и землеустройство Учебная литература/Геология, разведка полезных ископаемых Учебная литература/Гуманитарные науки Учебная литература/Гуманитарные науки/Документоведение и архивоведение Учебная литература/Гуманитарные науки/Журналистика Учебная литература/Гуманитарные науки/Искусствоведение Учебная литература/Гуманитарные науки/История Учебная литература/Гуманитарные науки/Книжное дело Учебная литература/Гуманитарные науки/Культурология Учебная литература/Гуманитарные науки/Лингвистика Учебная литература/Гуманитарные науки/Международные отношения Учебная литература/Гуманитарные науки/Политология Учебная литература/Гуманитарные науки/Психология Учебная литература/Гуманитарные науки/Регионоведение Учебная литература/Гуманитарные науки/Реклама Учебная литература/Гуманитарные науки/Религиоведение Учебная литература/Гуманитарные науки/Физическая культура и спорт Учебная литература/Гуманитарные науки/Филология Учебная литература/Гуманитарные науки/Философия Учебная литература/Гуманитарные науки/Юриспруденция Учебная литература/Естественные науки Учебная литература/Естественные науки/Биология Учебная литература/Естественные науки/Ботаника Учебная литература/Естественные науки/География и картография Учебная литература/Естественные науки/Геология Учебная литература/Естественные науки/Гидрометеорология Учебная литература/Естественные науки/Зоология Учебная литература/Естественные науки/Почвоведение Учебная литература/Естественные науки/Физико-математические науки Учебная литература/Естественные науки/Химия Учебная литература/Естественные науки/Экология и природопользование Учебная литература/Здравоохранение Учебная литература/Информатика и вычислительная техника Учебная литература/Культура и искусство Учебная литература/Культура и искусство/Библиотечно-информационные ресурсы Учебная литература/Культура и искусство/Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Учебная литература/Культура и искусство/Дизайн Учебная литература/Культура и искусство/Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура) Учебная литература/Культура и искусство/Искусствознание Учебная литература/Культура и искусство/Киноискусство Учебная литература/Культура и искусство/Музыкальное искусство Учебная литература/Культура и искусство/Театральное искусство Учебная литература/Металлургия, машиностроение и материалообработка Учебная литература/Морская техника Учебная литература/Образование и педагогика Учебная литература/Образование и педагогика/Естественно-научное образование Учебная литература/Образование и педагогика/Педагогика Учебная литература/Образование и педагогика/Русский язык и литература Учебная литература/Образование и педагогика/Социально-экономическое образование Учебная литература/Образование и педагогика/Технологическое образование Учебная литература/Образование и педагогика/Физико-математическое образование Учебная литература/Образование и педагогика/Филологическое образование Учебная литература/Образование и педагогика/Художественное образование Учебная литература/Приборостроение и оптотехника Учебная литература/Сельское, лесное и рыбное хозяйство Учебная литература/Социальные науки Учебная литература/Социальные науки/Социальная работа Учебная литература/Социальные науки/Социология Учебная литература/Сфера обслуживания Учебная литература/Технология производства продовольственных продуктов и потребительских товаров Учебная литература/Транспортные средства Учебная литература/Физико-математические науки Учебная литература/Физико-математические науки/Математика Учебная литература/Физико-математические науки/Механика Учебная литература/Физико-математические науки/Физика Учебная литература/Физико-математические науки/Химия Учебная литература/Химия и биотехнологии Учебная литература/Экономика и управление Учебная литература/Экономика и управление/Менеджмент Учебная литература/Экономика и управление/Статистика Учебная литература/Экономика и управление/Экономика Учебная литература/Электронная техника, радиотехника и связь Учебная литература/Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника Физика и астрономия Физико-технические науки и технологии Физическая культура и спорт Философия, этика и религиоведение Философия, этика и религиоведение/Зарубежная философия Философия, этика и религиоведение/История философии Философия, этика и религиоведение/История философии/Современная философия Философия, этика и религиоведение/История философии/Философия Древнего Мира Философия, этика и религиоведение/Отдельные направления и философские школы Философия, этика и религиоведение/Отечественная философия Философия, этика и религиоведение/Политическая философия Философия, этика и религиоведение/Религиоведение Философия, этика и религиоведение/Религиозная философия Философия, этика и религиоведение/Философия науки Философия, этика и религиоведение/Эстетика Философия, этика и религиоведение/Этика Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии Химия Химия/Химические технологии. Химические производства Художественная литература Художественная литература/Драматургия Художественная литература/Литературные обзоры. Критика Художественная литература/Мемуары, биографии, дневники Художественная литература/Очерки, эссе Художественная литература/Поэзия Художественная литература/Прочие литературные жанры Художественная литература/Романы, повести, рассказы, новеллы Художественная литература/Сборники различных произведений Художественная литература/Художественная литература для детей Художественная литература/Эпистолярные произведения Художественная литература/Юмор, сатира, пародия Экономика и управление Экономика и управление/Банковское дело Экономика и управление/Коммерция Экономика и управление/Менеджмент Экономика и управление/Менеджмент/Антикризисное управление Экономика и управление/Менеджмент/Государственное и муниципальное управление Экономика и управление/Менеджмент/Менеджмент организации Экономика и управление/Менеджмент/Управление персоналом Экономика и управление/Менеджмент/Экономика и управление на предприятии Экономика и управление/Регионоведение Экономика и управление/Статистика Экономика и управление/Товароведение и экспертиза товаров Экономика и управление/Экономика Экономика и управление/Экономика/Банковское дело Экономика и управление/Экономика/Бухгалтерский учет, анализ и аудит Экономика и управление/Экономика/Маркетинг Экономика и управление/Экономика/Математические методы в экономике Экономика и управление/Экономика/Мировая экономика Экономика и управление/Экономика/Налоги и налогообложение Экономика и управление/Экономика/Национальная экономика Экономика и управление/Экономика/Страховое дело Экономика и управление/Экономика/Таможенное дело Экономика и управление/Экономика/Теория экономики Экономика и управление/Экономика/Финансы и кредит Экономика и управление/Экономика/Экономика труда Экономика и управление/Экономика/Экономическая теория Электро и теплоэнергетика Электроника, радиотехника и системы связи Юриспруденция Ядерная энергетика и технологии Языкознание и литературоведение Языкознание и литературоведение/Издательское дело и редактирование Языкознание и литературоведение/История всемирной литературы Языкознание и литературоведение/История филологии Языкознание и литературоведение/Общее языкознание Языкознание и литературоведение/Перевод и межкультурная коммуникация Языкознание и литературоведение/Теория литературы Языкознание и литературоведение/Фольклор и культурная антропология Языкознание и литературоведение/Языки мира Языкознание и литературоведение/Языки мира/Азербайджанский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Английский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Арабский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Армянский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Белорусский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Болгарский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Венгерский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Восточные языки Языкознание и литературоведение/Языки мира/Вьетнамский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Греческий язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Грузинский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Датский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Древние и мертвые языки Языкознание и литературоведение/Языки мира/Иврит Языкознание и литературоведение/Языки мира/Испанский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Итальянский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Казахский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Киргизский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Китайский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Корейский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Латинский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Латышский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Литовский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Молдавский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Немецкий язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Нидерландский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Норвежский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Персидский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Польский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Португальский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Румынский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Русский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Сербский и хорватский языки Языкознание и литературоведение/Языки мира/Таджикский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Татарский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Турецкий язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Туркменский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Узбекский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Украинский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Финский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Французский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Хинди Языкознание и литературоведение/Языки мира/Чеченский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Чешский и словацкий языки Языкознание и литературоведение/Языки мира/Шведский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Эстонский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Японский язык

в литературе конца XIX – начала XX вв.

1. Истоки и предпосылки символизма……………………………………….3

2. Характерные черты литературы символизма……………………………..5

3. Символизм в литературе Западной Европы конца XIX – начала XX вв..9

Список использованной литературы………………………………………...18

Последняя треть XIX в. была одним из самых драматических периодов в истории Франции, за которым закрепилось название «fin de siecle» («конец века»): поражение во франко-прусской войне, разгром Парижской Коммуны, монархические заговоры, коррупция и злоупотребления в высших правительственных и финансовых кругах.

Тогда представители французской культуры остро ощутили исчерпанность прежних идей и понятий (философских, научных, художественных), составлявших на протяжении нескольких веков основы западной цивилизации. «Кому довериться? Какому идолу молиться? Кого из святых низвергать? Чьи сердца пленять? Какую цель сделать своей?»- в отчаянии вопрошал Рембо, как и многие другие, испытавший чувство глубокого разочарования и усталости от жизни, свое бессилие перед ней и ужас перед грядущими историческими потрясениями, которые они пророчески предвосхищали.

Признанным главой французского символизма был Стефан Малларме (1842 - 1898). Его первые стихи, отмеченные влиянием парнасцев и Бодлера, появились в начале 60-х гг. Среди них особый интерес представляла эклога «Послеполуденный отдых фавна»(1865 -1866).

Символисты разработали новый суггестивный поэтический язык, не называющий прямо предмет, но намекающий на некое содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Поиск соответствий – в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов.

Выразителем протеста против прозаической ясности был П. Верлен, и его роль реформатора поэтического языка в истории литературы оправдана. П. Верлен был талантливым новатором, объявившим борьбу традиционным представлениям о поэзии, стремящимся создать «новый язык, новую музыку звуков».

В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр (свободный стих), воплощалась взятая символистами на вооружение идея отказа от «красноречия», нахождения точки скрещения между поэзией и прозой. Вторгаясь в любые, самые непоэтические сферы жизни, Рембо достигал эффекта «естественной сверхъестественности» в изображении реальности.

Выделяются следующие общие черты доктрины символизма: искусство - интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение «соответствий» и аналогий; музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи; обращение к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балашов Н. И. Послесловие. //Бодлер М., Цветы зла, М., 1970.
  2. Балашов Н. И., Символизм. Малларме, Рембо, Верлен, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959.
  3. Балашова Т.В. Французская поэзия XX в. М., 1982.
  4. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 1. М., 1994;
  5. Белый А. Символизм как миропонимание. М.., 1994.
  6. Бердяев Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. // Собр. соч. Т. 2. Париж, 1985. С. 275.
  7. Бычков В.В. Искусство нашего столетия // Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики. М., 1998. С. 111-186; 213-216.
  8. Венгерова З. А. Поэты символисты во Франции. – М., 1992.
  9. Владимирова А.И. Проблема художественного познания во французской литературе на рубеже двух веков (1890-1914). Л., 1976.
  10. Горький М., Поль Верлен и декаденты, Собр. соч. в 30 тт., т. 23, М., 1953.
  11. Дмитриев В. Поэтика (Этюды о символизме). СПб., 1993.
  12. Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина XIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997. с. 23-114.
  13. Лотреамон. Поэзия французского символизма. «Песни Мальдорора». М., 1993.
  14. Тишунина Н. В Театр У. Б Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб.: Образование. 1994.
  15. Театральный символизм во Франции (Основные тенденции) // Записки СПб. Государственной Театральной библиотеки. Вып. 2. СПб.: Гиперион, 1999. 1 п. л.
  16. Французский символизм: Драматургия и театр. СПб, 2000.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта