Главная » Дом » Почему в древней греции лавровый венок стал символом победы. Что означает символ — "Лавровый лист"? Что означает лавровая ветвь

Почему в древней греции лавровый венок стал символом победы. Что означает символ — "Лавровый лист"? Что означает лавровая ветвь

Татуировка с изображением лаврового венка обозначает победу, союз, силу, великомучение, уверенность, стремление, триумф.

Значение татуировки лавровый венок

В наше время татуировка «лавровый венок» постепенно набирает популярность. Возможно это связано с тем, что само изображение, является довольно эстетичным и эффектным, несложным в технике исполнения и в это же время очень красноречивым. Главным смыслом символа всегда являлась «победа», «знания», «награда», но поговорим и о тех смыслах, которые могли и пройти мимо нас.

Изображение лаврового венка достаточно популярно в творческой среде. Листья лавра в виде венка были всегда наградой для самых лучших поэтов и музыкантов. Данная татуировка возможно сыграет роль особого символа, притягивающего удачу в творческих деяниях для тех, кто считает себя творческой личностью.

Венок в тоже время обозначает символ вечного и постоянного, а и одновременно с тем, верности целям и ценностям.

Любопытно, что в древние времена венок лавра принимали за символ мучений. Поэтому, его изображали на людях, обвиненных за грехи других. Из-за этого значение в местах заключения этого символа обычно выбирают люди, ошибочно осужденных и вынужденных отбывать наказание за настоящего преступника.

Не так часто, но порою венок из листьев лавра ассоциируют с памятью и вечной жизнью. Лавр -его листья вечнозеленые, поэтому связь с бессмертием неизбежно. Данная мысль связана с тем, что в давние времена венок ассоциировал собой знак союза – между живым миром и потусторонним, где люди обрели покой, также верили, что с помощью него укреплялась связь поколений в роду.

Небезынтересен и тот факт, что в разных народах и культурах лавровый венок является оберегом. Так верится, что это изображение сможет сберечь человека от темных сил, а кроме прочего защитить от хвори, и обладатель станет крепок духом и телом. В тоже время существует мнение, что венок заставит вас быть уверенным в себе и ничего не страшиться.

Люди, являющиеся обладателями татуировки, они тяготеют к непрерывному изучению своей души, где главной целью является выявление аспектов, которые определяют их дальнейшую жизнь, и заставляют завоевывать новые высоты. Упрямое желание к победоносному триумфу отличает носителей татуировки от остального люда. Не зря императоры носили венки из этих листьев. Тот, кто выбрал данную татуировку как свой символ, не хочет жить стереотипно, а жить реализованной личностью, чьи мечты устремляются ввысь.

Воистину смелые и уверенные в себе люди могут выбирать себе эту татуировку без раздумий, ведь её значение полностью соответствует нраву обладателя. Данная композиция из листьев благородного растения точно вдохновит на стремления к вершинам.

Татуировка в виде венка скажет о том, что человек выкладывается по максимуму для того, чтобы его мечты стали реальностью. У обладателя точно найдется серьезный стимул, чтобы не останавливаться и добиться желаемого. Носитель татуировки всем своим нутром стремится к триумфу, и нет ничего более важного, чем победа в любой борьбе. Ради этого он готов пойти на самые крайние меры.

Если же за человеком не помнится такой отваги – стоит подумать о татуировке внимательнее. С другой стороны – те, кто преодолел страх перед нанесением тату, уже сделали шаг в сторону своего пьедестала.

В древнегреческой культуре лавр олицетворял победу и мир и был посвящен Аполлону и Дионису. Согласно мифу, Аполлон преследовал нимфу Дафну, давшую слово сохранить целомудрие. Дафна взмолилась о помощи, и боги превратили ее в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон. Отныне лавр стал его священным растением. Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками, в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками. Лавровые рощи росли на вершине Парнаса, обители муз, и окружали храмы Аполлона. Из лавровых листьев плели праздничные гирлянды и венки, на празднествах в честь Аполлона зрители носили лавровые венки. Лавру приписывалась не только целительная сила, но и сила очищения от душевного осквернения. Лавровые листья ритуально очищали от пролитой крови, Аполлон очистил ими себя после умерщвления Пифона. Богиня победы Нике изображалась с лавровым венком в руках, который она возлагает на головы героев-победителей.

В Древнем Риме лавровый венок становится высшим знаком воинской и императорской славы. Он символизировал мир, наступающий после победы над врагом. Послания о победе и победоносное оружие обвивались лавром и складывались перед изображением Юпитера. Лавровые венки и ветки изображались на монетах и геммах как атрибуты Юпитера и Аполлона. Первые римские императоры не носили короны, а украшали свои головы лавровым венком. В Древнем Риме к обладанию лавровым венком стремились также ораторы и поэты. Кроме того, лавр был посвящен девственницам-весталкам и олицетворял непорочность.

В раннем христианстве вечнозеленые листья лавра считались символом вечной жизни или новой жизни, которая наступит благодаря искупительным деяниям Христа, а венок из лавра символизировал мученичество. Св. Павел противопоставляет нетленный венец, которым коронован христианский подвижник, венцу тленному, который получает победивший на ристалище.

Уже в эпоху эллинизма лавр становится символом славы как таковой, а лавровый венок или лавровая ветвь — эмблемой славы. В средние века в классической геральдике лавр не употреблялся. Но после французской революции 1789 года лавр стал популярнейшей эмблемой Франции: лавровые ветви были внесены в герб Французской Республики, и в наше время они также входят в государственные гербы Алжира, Бразилии, Греции, Израиля, Кубы, Мексики и других стран

В искусстве классицизма лавр получил распространение как главная эмблема славы. Он встречается на наградах, полученных за успешное участие в конкурсах учеными, артистами, музыкантами, поэтами, писателями (которых поэтому и называют лауреатами), а также на большинстве орденов — знаков прижизненной славы

Овидий «Метаморфозы»
Дафна

Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

— На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?

Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:

— Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну — ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую — убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.

— Стой, прекрасная нимфа, — взывал Аполлон, — зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.

Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

— Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:

— Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!

А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.


Дельфы

Стеснили путь хребтов громады.
В долинах тень и дымка мглы.
Горят на солнце Федриады
И клекчут Зевсовы орлы.
Величье тайн и древней мощи
В душе родит святой испуг.
Безгласны лавровые рощи,
И эхо множит каждый звук.
По руслам рвов, на дне ущелий
Не молкнет молвь ручьев седых.
Из язв земли, из горных щелей,
Как пар, встает туманный дых.
Сюда, венчанного лозою, —
В долину Дельф, к устам земли
Благочестивою стезею
Меня молитвы привели.
Я плыл по морю за дельфином,
И в полдень белая звезда
Меня по выжженым равнинам
Вела до змиева гнезда.
Но не вольна праматерь Гея
Рожать сынов. Пифон умолк,
И сторожат пещеру змея
Священный лавр, дельфийский волк.
И там, где Гад ползою мрачной
Темнил полдневный призрак дня,
Струей холодной и прозрачной
Сочится ископыть коня.
И где колчан с угрозой звякал
И змея бог стрелой язвил,
Вещает праведный оракул,
И горек лавр во рту сивилл.
И ветвь оливы дикой место
Под сенью милостной хранит,
Где бог гонимого Ореста
Укрыл от гнева эвменид.
В стихийный хаос — строй закона.
На бездны духа — пышность риз.
И убиенный Дионис —
В гробу пред храмом Аполлона!


В искусстве изготовления ювелирных украшений древним грекам не было равных. Особенно восхитительны венки, сделанные из золотой фольги, представляющие собой искусные подобия древних венков из растений. Кажется невероятным, но нынешние мастера до сих пор не могут разгадать и повторить все приемы и технологии, которыми пользовались древние ювелиры. К счастью, время сохранило для нас некоторые из этих хрупких шедевров, и сегодня мы имеем возможность наслаждаться их необычайной красотой.



В Греции с давних пор победителям вручали венки из ветвей священных деревьев, считавшиеся дорогим и ценным подарком. Атлетов, победителей состязаний, чествовали венком из оливы, музыкантов и поэтов награждали лавровым венком, знаком особого покровительства Аполлона. Правители и выдающиеся полководцы удостаивались венка из ветвей дуба, священного дерево Зевса. Женщины и девушки из аристократических семей украшали головы изящными венками из мирта, дерева богини любви Афродиты. Плющ и виноград – связаны с культом Диониса.



Но впоследствии для царственных особ, а также для свершения религиозных обрядов, стали изготавливать венки из листового золота. О праве носить такой венок издавался особый декрет, а вручали его во время больших праздников.

В результате побед и завоеваний Александра Македонского золота в Греции стало предостаточно, и вскоре роскошные венки из этого металла стали доступны многим богатым представителям знати. Золотые венки, подчеркивающие статус и социальное положение их владельцев, передавались из поколения в поколение. Иногда их передавали в храмы в качестве подношения богам.


Наступил Золотой век Греции, когда технологии изготовления украшений вышли на новый уровень. Мастерство древнегреческих ювелиров достигло невероятных высот, техника их работы отличалась удивительным изяществом.

Мастерам удавалось весьма искусно имитировать ветки настоящих растений, при этом они воспроизводили не только форму листьев, но даже рисунки их прожилок. Обычно венки делали, соединяя две ветви геракловым узором. Каждый листочек прикреплялся к черешку с помощью тонкой проволочки. Помимо листьев, для украшения венков часто использовали ягоды и цветы, также сделанные из золота. Наиболее распространены были золотые лавровые венки.


Но встречались и другие - миртовые, оливковые, плющевые, дубовые и виноградные венки удивительно тонкой работы.






Сохранились такие венки в основном в гробницах царственных особ и знати той эпохи в качестве погребальных даров.




Самые знаменитые золотые венки были обнаружены при раскопках кургана с царскими захоронениями в Вергине, где когда-то находилась древняя македонская столица.

Один из них был найден в гробнице отца Александра Македонского, Филиппа II. Этот массивный золотой дубовый венок из 313 тончайших листьев и 68 желудей весит 730 грамм.


Другой невероятно красивый венок, миртовый, принадлежал одной из его жен, Меде.

В традициях многих европейских народов символом триумфа, победы является лавровая ветвь. Чтобы разобраться, почему так произошло, нужно обратиться к истории Древнего мира и проследить путь, который сделало обыкновенное дерево - от простого растения до символа победы.

Греческие легенды

Мифы Древней Греции связывают этот триумфальный символ с Аполлоном - богом, покровителем искусств и состязаний. По преданию, однажды Аполлон влюбился в нимфу Дафну и стал ее настойчиво преследовать. Красавица пыталась спастись бегством. Когда Аполлон уже почти поймал ее, Дафна, воздев руки, обратилась к своему отцу - богу рек Пенею. Тот обратил ее в стройное дерево. Опечаленный Аполлон сплел для себя венок из листьев этого дерева, в память о А дерево назвали именем несчастной нимфы. В переводе Дафна и означает лавр. До сих пор на острове Делос, где по преданию и родился бог красоты, произрастают лавровые сады и рощи. Ну, а украшение из стало непременным атрибутом образа Аполлона.

Символ победителей

С тех пор лавровое дерево было неразрывно связано с именем Аполлона. Поскольку, кроме искусств, Аполлон покровительствовал спортивным состязаниям, лавровый венок стали вручать не только искусным композиторам, певцам и художникам, но и победителям пифийских игр, местом проведения которых служила Криссейская равнина. Из Греции перешел по наследству римлянам. Триумфальный символ лавра стал предназначаться не только для победителей в спортивных состязаниях, но и для героев, отличившихся в военных кампаниях. Лавр у римлян стал который следует за военной победой. Такая награда вручалась воину за особые заслуги - например, за спасение товарища в бою, вхождение первым в неприятельскую крепость, за успешный штурм вражеского города. Богиня победы Ника всегда держала в руках триумфальный символ - лавровый венок, который возлагался на голову победителя.

Легенда гласила, что лавр - любимое дерево Юпитера, и оно никогда не поражалось молнией. В мирное время служил непременным атрибутом праздников и жертвоприношений, славящих верховного бога римлян. Символ триумфа чеканился на монетах, изображавших Аполлона и Юпитера. Юрий Цезарь надевал венок на все торжественные мероприятия. Правда, злые языки утверждали, что венок из лавра помогал скрывать лысеющую макушку императора.

Лавр у ранних христиан

Ранние христиане заимствовали множество символов у Символ триумфа - лавровая ветвь, также был не забыт. В эстетике раннего христианства лавр символизирует целомудренность, чистоту, здоровье и долголетие. Вечнозеленые листья как нельзя лучше символизировали вечную жизнь, которая наступит после искупительной жертвы Сына Божьего. Христа также часто изображали с лавровым венком, как Того, кто победил смерть. Некоторые раннехристианские мученики изображались с лавровыми венками. Лавр почитался и как растение, повсеместно применяемое в медицине и в кулинарии. В эпоху, когда пряности ценились на вес золота, лавровые листья действительно были драгоценным даром, который можно было бы преподнести даже королю.

Лавр в геральдике и фалеристике

Символ бессмертия из теософии перекочевал на гербы и знаки отличия родовитых аристократов. В геральдике лавр, как и дуб, является символом бесстрашия и доблести. Золотые листья на красном фоне символизировали бесстрашное сердце храброго воина. Триумфальный символ стал особенно популярным во Франции, украсили герб Французской республики. После этого лавр занял почетное место на гербах многих государств. В конце 19 и начале 20 века лавровые венки украшали государственные знаки таких государств, как Бразилия, Гватемала, Алжир, Греция, Израиль, Куба, Мексика.

И знаки отличия многих государств мира украшают листья вечнозеленого лавра. Ведь во всем мире это растение является символом славы, победы и воинской доблести, значит, и награды должны содержать в своем изображении этот триумфальный символ. Самые почетные наградные знаки европейских государств содержат изображения лавровых листьев.

Значение лаврового венка сегодня

До сих пор лавровый венок украшает победителей различных художественных и музыкальных конкурсов. Звание «лауреат» дословно обозначает, «украшенный лавром», а значит - победитель, достойный носить этот символ триумфа. Фото современных лауреатов показывают, что сегодня их не украшают венками, как древних победителей. Просто знаки отличия ученых и музыкантов непременно содержат изображения лавровых листьев. По некоторым источникам, научное звание «бакалавр» также произошло от названия лавровой ветви.

Таким образом, из древнего прошлого лавр благополучно пришел в наше время, почти не утратив своего символического значения.

Лавр благородный пожалуй является самой узнаваемой специей в России."Laurus nobilis " так по научному принято называть данное растение.История Лавра напрямую связана с поражениями и удачами древнегреческого бога Аполлона.Сказания Древней Греции гласят,что пытаясь защитить нимфу Дафну,которая приняла обет целомудрия, от любвеобильного Аполлона,боги превратили ее в Лавровое дерево.Именно с тех самых пор Аполлон носит на своей голове венок из листьев этого священного растения.

Древние греки считали, что Аполлон покровительствует певцам, музыкантам и поэтам, поэтому именно на головы лучших из них водружались венки из Лавра . Прошло некоторое время и этот обычай распространился на другие слои населения.Лавровый венок теперь мог получить победитель на спортивных состязаниях,этим же венком могли украсить прекрасную скульптуру.
Традиция,когда венком из Лавровых листьев награждают самых лучших дожила до наших дней.
Многие даже не подозревают,что выражение "лавры победителя " либо термин "лауреат " напрямую связаны с наименованием этого скромного растения.Сегодня считается само собой разумеющимся появление изображений листьев из лаврового дерева в виде венка в геральдической науке.

Заново открыли этот древний символ и стали массово применять в геральдике после французской революции,которая произошла в 1789 - 1794 годах.Именно после буржуазного переворота во Франции,на ее гербе появились Лавровые ветви.Этот знак означает славу и победу и располагается на гербах,а так же геральдических символах множества стран мира.Сегодня его можно встретить на множестве монет,как старинных,так и современных.

Поскольку у этого дерева в листьях образуются огромное количество эфирных масел,то это позволят Лавру постоянно иметь зеленый оттенок.Именно подобным обстоятельством можно объяснить происхождение легенды о Лавровом венке,ка символе вечной жизни.В раннем христианстве в отличии от Древнего Рима символ лавровой ветви означал вечную жизнь, которую дарует Иисус Христос своей мучительной смертью на кресте .

Без всякого сомнения мифы являются культурным наследием всего человечества,однако свою известность Лавровый лист приобрел,как пряность из за своего нежного запаха.Более того,трудно встретить в природе подобное растение,которое бы жило и развивалось бы на протяжении 1000 лет.
Еще одним обозначением водружения венка на голову победителя является пожелание тому долгих лет жизни.

У всех христианских святых располагаются нимбы вокруг головы,это ни что иное,как подражание Древним Римлянам обозначать выдающееся лицо лавровым венком над головой.

Читайте еще .





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта