Главная » Дом » Определения. Физиологические адаптации Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием

Определения. Физиологические адаптации Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием

Вопрос 1. Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.
У животных приспособительными могут быть форма тела, окраска, поведение. Так, например, копыта лошади являются наиболее удобными для быстрого перемещения по открытым пространствам, втягивающиеся когти кошачьих обеспечивают бесшумное передвижение, у водных млекопитающих сформировалось рыбообразное тело для наиболее эффективного перемещения в воде, у птиц с разной скоростью и характером полета формируется та или иная форма крыла. Среди насекомых, не обладающих активными средствами защиты, широко распространена форма тела, имитирующая объекты фона, например богомол, палочник, гусеницы бабочек. Некоторые организмы способны принимать окраску, соответствующую фону, на котором они обитают (хамелеон, камбала).

Вопрос 2. Почему у некоторых видов животных наблюдается яркая демаскирующая окраска?
Яркая окраска обычно характерна для ядовитых животных и предупреждает хищников о несъедобности объекта их нападения, свойственна ядовитым, жалящим или обжигающим насекомым (пчелы, осы, жуки-нарывники и др.). Божью коровку, очень заметную, птицы никогда не склевывают из-за выделяемого насекомым ядовитого секрета. Яркую предупреждающую окраску имеют несъедобные гусеницы, многие ядовитые лягушки, змеи. Эта окраска заранее предупреждает хищника о бесполезности и опасности нападения. Путем «проб и ошибок» хищники быстро приучаются избегать нападения на жертву с предупреждающей окраской.

Вопрос 3. В чем сущность явления мимикрии?
Мимикрией называется сходство беззащитного и съедобного вида с одним или несколькими неродственными видами, хорошо защищенными и обладающими предостерегающей окраской. Явление мимикрии распространено у бабочек и других насекомых. Многие насекомые имитируют жалящих насекомых. Известны жуки, мухи, бабочки, копирующие ос, пчел, шмелей. Мимикрия встречается и у позвоночных животных - змей. Во всех случаях сходство чисто внешнее и направлено на формирование определенного зрительного впечатления у потенциальных врагов.

Вопрос 4. Каким путем поддерживается низкая численность вида-подражателя?
Подражание одних видов другим оправдано: истреблению подвергается значительно меньшая часть особей и того вида, который послужил моделью, и вида-подражателя. Необходимо, однако, чтобы численность вида-подражателя была значительно меньше численности вида-модели. Иначе у врагов не будет выработан устойчивый отрицательный рефлекс на предостерегающую окраску. Поддерживать численность вида-имитатора на нужном уровне позволяет то, что генофонд этих видов насыщен летальными мутациями. В гомозиготном состоянии эти мутации вызывают гибель организма, в результате чего высокий процент особей не достигает половозрелого состояния.

Вопрос 5. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.
Для выживания организмов в условиях борьбы за существование большое значение имеет приспособительное поведение. Эффективность приспособительной окраски и формы тела резко повышается в сочетании с поведением. Например, способность кошачьих длительное время сидеть в засаде и совершать молниеносные прыжки беспечивает успех охоты засадного хищника. Способность волка заходить с подветренной стороны и охотиться в стае - полезные качества для этого охотника. Несомненно, оправданно запасание некоторыми животными корма на неблагоприятный сезон года. Например, полевка-экономка запасает до 10 кг злаков, зерна, кореньев и сухой травы. Затаивание в случае опасности для организмов, не имеющих активных способов защиты, позволяет им сохранить жизнь.

Вопрос 6. Почему у видов животных, заботящихся о потомстве, число потомков уменьшается? Приведите примеры.
У низкоорганизованных организмов потомство чаще всего оставляется на произвол судьбы. Именно этим объясняется такая высокая плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных. Большое число потомков в условиях высокой истребляемости молоди служит средством борьбы за существование вида. При развитой заботе о потомстве количество выживших и достигших половой зрелости потомков резко возрастает, что позволяет снизить их первоначальную численность.

Вопрос 7. В чем заключается относительный характер приспособительных признаков у организмов? Приведите примеры, характерные для растений и животных.
Строение живых организмов очень тонко приспособлено к условиям существования. Любой видовой признак или свойство носит приспособительный характер, целесообразный в данной среде, в данных жизненных условиях только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они становятся бесполезны- ми или даже вредными для организма. Благодаря мимикрии большинство птиц не трогает ос и пчел, однако среди них есть виды, которые едят и ос, и пчел, и их подражателей. Еж и птица-секретарь без вреда поедают ядовитых змей. Панцирь наземных черепах надежно защищает их от врагов, но хищные птицы поднимают их в воздух и разбивают о землю.
Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма. Постоянный рост резцов грызунов - очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным. Так, все особенности строения и поведения кошек целесообразны для хищника, подстерегающего добычу в засаде: мягкие подушечки на пальцах, втягивающиеся когти, способность видеть в темноте. В то же время на открытых пространствах все эти приспособления бесполезны.
Глубоко уходящая корневая система у пустынных растений не приносит пользу в условиях влажных мест обитаний. Преобразование конечностей в ласты у водных млекопитающих полезно для обитания в воде, но на суше китообразные неподвижны, а ластоногие перемещаются весьма неуклюже.
Таким образом, любая структура и любая функция являются приспособлением к конкретным условиям внешней среды, т.е. приспособления имеют относительный характер. Ни один из приспособительных признаков не обеспечивает абсолютной безопасности для их обладателей.

Вопрос 1. Что такое физиологическая адаптация? Как она возникает и что лежит в её основе?

Физиологическая адаптация совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды - гомеостаза.

Адаптацию организма различают генотипическую и фенотипическую. В основе генотипической лежат условия естественного отбора и мутаций, которые привели к изменениям в организмах целого вида или популяции. Именно в процессе этого типа адаптации были сформированы современные виды животных, птиц и человека. Генотипическая форма адаптации является наследственной. Фенотипическая форма адаптации обусловлена индивидуальными изменениями в конкретном организме для комфортного пребывания в определенных климатических условиях. Также может развиваться вследствие постоянного воздействия агрессивной среды. В результате организм приобретает устойчивость к ее условиям.

Вопрос 2. Приведите примеры функциональных приспособительных изменений у животных.

Разнообразные механизмы физиологической адаптации к неблагоприятным условиям выработали птицы и млекопитающие. У человека плохо регулируется солевой обмен, и поэтому он не может долго обходиться без пресной воды. Но рептилии и птицы, проводящие большую часть жизни в морских просторах и пьющие морскую воду, приобрели специальные железы, позволяющие им быстро избавляться от избытка солей.

Вопрос 3. Каким образом обитатели пустыни приспосабливаются к отсутствию воды?

Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды. Птицы и млекопитающие способны регулировать потери воды с поверхности дыхательных путей. Например, верблюд при лишении воды резко сокращает испарение как с дыхательных путей, так и через потовые железы.

Вопрос 4. Используя знания, полученные при изучении курса «Человек и его здоровье», приведите примеры физиологических адаптаций у человека.

Срочная физиологическая адаптация в первую очередь запускает в действие избыточные структуры. Например, жизнедеятельность человеческого организма вполне может обеспечиваться и одним легким. В состоянии расслабления и покоя легкие работают ровно в половину своей мощности, а вот при воздействии необычного фактора потребление воздуха увеличивается в разы. При этом готова к работе и кровеносная система, которая перекачивает и обогащает кислородом в шесть раз больше объема крови, чем обычно.

Длительная физиологическая адаптация возникает чаще всего при систематическом воздействии раздражителя, его периодическом возникновении. Это бывает у альпинистов, спортсменов и т.д. В результате подобного перманентного воздействия организм вырабатывает необходимые адаптивные механизмы, действие которых не угасает, а активизируется при наличии фактора-раздражителя. При этом нет необходимости запуска адаптации по срочному принципу – организм вполне адекватно воспринимает раздражитель, он уже имеет активный запас необходимых показателей, которые не позволяют организму испытывать стресс. Именно поэтому быстрый бег для спортсмена-бегуна – норма, поддерживающая его физическую форму, а для нетренированного человека – громадный стресс, способный привести к тяжелым последствиям при адаптации.

Вопрос 5. Как вы считаете, особь или популяция является единицей приспособления? Объясните, почему вы сделали такой вывод.

Единицей приспособления является особь, а единицей эволюции – популяция. Причина этого в том, что разнообразие генотипов, из которых может происходить отбор наиболее удачных, возможен лишь в группе особей одного вида, среди которых есть панмиксия и в которой отобранные генотипы смогут сохраниться и распространиться, т.е. в популяции.

Вопрос 6. Согласны ли вы с утверждением, что все приспособительные признаки носят относительный характер? Докажите свою точку зрения и приведите примеры.

Данное утверждение верно. Любые приспособления «срабатывают» только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или даже вредными для организма. Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь при питании твёрдой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы её, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что мешают есть, и зверёк может погибнуть от голода.

Грандиозные изобретения человеческого разума не перестают удивлять, фантазии нет предела. Но то, что много веков создавала природа, превосходит самые креативные идеи и замыслы. Природа создала более чем полтора миллиона видов живых особей, каждая из которых индивидуальна и неповторима в своих формах, физиологии, приспособленности к жизни. Примеры адаптации организмов к постоянно меняющимся условиям проживания на планете - это примеры мудрости создателя и постоянный источник задач для разгадывания биологам.

Адаптация означает приспособленность или привыкание. Это процесс постепенного перерождения физиологических, морфологических или психологических функций существа в условиях изменившейся среды обитания. Изменениям подвергаются как отдельные особи, так и целые популяции.

Яркий пример адаптации непосредственной и косвенной - выживание растительного и животного мира в зоне повышенной радиации вокруг Чернобыльской АЭС. Непосредственная приспособляемость свойственна тем особям, которые сумели выжить, привыкнуть и начать размножаться, некоторые не выдержали испытания и погибли (косвенная адаптация).

Так как условия существования на Земле меняются постоянно, процессы эволюции и приспособленности в живой природе также являются процессом непрерывным.

Свежий пример адаптации - изменение среды обитания колонии зеленых мексиканских попугаев аратингов. С недавних пор они изменили привычное место обитания и поселились в самом жерле вулкана Масая, в среде, постоянно пропитанной серным газом высокой концентрации. Ученые еще не дали объяснение этому феномену.

Виды адаптации

Изменение всей формы существования организма представляет собой функциональную адаптацию. Пример адаптации, когда изменение условий приводит к обоюдному приспосабливанию живых организмов друг к другу, представляет собой коррелятивное приспособление или коадаптацию.

Приспособление может быть пассивным, когда функции или строение субъекта происходят без его участия, или активным, когда он сознательно изменяет свои привычки под стать окружающей среде (примеры адаптации людей к природным условиям или социуму). Бывают случаи, когда субъект приспосабливает окружающую среду под свои потребности - это объективная адаптация.

Биологи разделяют виды адаптации по трем признакам:

  • Морфологические.
  • Физиологические.
  • Поведенческие или психологические.

Примеры адаптации животных или растения в чистом виде редки, большинство случаев привыкания к новым условиям происходит в смешанных видах.

Морфологические адаптации: примеры

Морфологические изменения - это произошедшие в процессе эволюции изменения формы тела, отдельных органов или всего строения живого организма.

Ниже приведены морфологические адаптации, примеры из животного и растительного мира, которые мы рассматриваем как само собой разумеющееся явление:

  • Перерождение листьев в колючки у кактусов и других растений засушливых регионов.
  • Панцирь черепахи.
  • Обтекаемые формы тела жителей водоемов.

Физиологические адаптации: примеры

Приспособление физиологическое - это изменение ряда химических процессов, происходящих внутри организма.

  • Выделение цветами сильного запаха для привлечения насекомых способствует запылению.
  • Состояние анабиоза, в которое способны входить простейшие организмы, позволяет им сохранять жизнедеятельность через многие годы. Старейшая способная к размножению бактерия имеет возраст 250 лет.
  • Накопление подкожного жира, который преобразуется в воду, у верблюдов.

Поведенческие (психологические) адаптации

С психологическим фактором больше связаны примеры адаптации человека. Поведенческие характеристики свойственны флоре и фауне. Так, в процессе эволюции изменение температурного режима заставляет некоторых животных впадать в спячку, птиц - улетать на юг, чтобы возвратиться весной, деревья - сбрасывать листву и замедлять движение соков. Инстинкт выбора наиболее подходящего партнера для продолжения рода движет поведением животных в брачный период. Некоторые северные лягушки и черепахи полностью замерзают на зиму и оттаивают, оживают с наступлением тепла.

Факторы, вызывающие потребность в переменах

Любые процессы адаптации - это ответная реакция на факторы экологии, которые ведут к изменению окружающей среды. Такие факторы подразделяются на биотические, абиотические и антропогенные.

Биотические факторы - это влияние живых организмов друг на друга, когда, к примеру, исчезает один вид, который служит пищей другому.

Абиотические факторы - это изменения в окружающей неживой природе, когда меняется климат, состав почвы, обеспеченность водой, циклы солнечной активности. Физиологические адаптации, примеры влияния абиотических факторов - экваториальные рыбы, которые могут дышать и в воде, и на суше. Они хорошо приспособились к условиям, когда пересыхание рек - частое явление.

Антропогенные факторы - влияние человеческой деятельности, которое изменяет окружающую среду.

Приспособления к среде обитания

  • Освещенность . У растений - это отдельные группы, которые отличаются потребностью в солнечном освещении. На открытых пространствах хорошо живут светолюбивые гелиофиты. В противоположность им - сциофиты: растения лесных чащ, хорошо себя чувствуют в затененных местах. Среди животных также есть особи, чья рассчитана на активный образ жизни в ночное время или под землей.
  • Температура воздуха. В среднем для всего живого, в том числе и человека, оптимальной температурной средой считается диапазон от 0 до 50 о С. Однако жизнь есть практически во всех климатических регионах Земли.

Противоположные примеры адаптации к аномальным температурам описаны ниже.

Арктические рыбы не замерзают благодаря выработке в крови уникального антифризного белка, который не дает крови заледенеть.

Простейшие микроорганизмы обнаружены в гидротермальных источниках, температура воды в которых превышает градус кипения.

Растения-гидрофиты, то есть те, что живут в воде или около нее, погибают даже при незначительной потере влаги. Ксерофиты, наоборот, приспособлены жить в засушливых регионах, и погибают при большой влажности. Среди животных природа также поработала над адаптацией к водному и безводному окружению.

Адаптация человека

Способности человека к приспособлению поистине грандиозны. Секреты человеческого мышления раскрыты далеко не полностью, и тайны адаптивной способности людей еще долго будут загадочной темой для ученых. Превосходство Гомо сапиенса перед другими живыми существами - в способности сознательно менять свое поведение под требование окружающей среды или, наоборот, окружающий мир под свои потребности.

Гибкость поведения человека проявляется ежедневно. Если дать задание: «приведите примеры адаптации людей», большинство начинает вспоминать исключительные случаи выживания в Это редкие случаи, а в новых для себя обстоятельствах свойственна человеку ежедневно. Мы примеряем на себя новую обстановку в момент рождения на свет, в детском саду, школе, в коллективе, при переезде в другую страну. Именно это состояние принятия новых ощущений организмом называют стрессом. Стресс является психологическим фактором, но тем не менее под его воздействием меняются многие физиологические функции. В случае, когда человек принимает новую среду как положительную для себя, новое состояние становится привычным, а иначе стресс грозит стать затяжным и привести к ряду серьезных заболеваний.

Механизмы приспособления человека

Существуют три типа адаптации человека:

  • Физиологическая . Самые простые примеры - акклиматизации и приспособленность к смене часовых поясов или суточного режима работы. В процессе эволюции сформировались различные типы людей, в зависимости от территориального места проживания. Арктический, высокогорный, континентальный, пустынный, экваториальный типы значительно разнятся физиологическими показателями.
  • Психологическая адаптация. Это способность человека находить моменты понимания с людьми разных психотипов, в стране с иным уровнем менталитета. Человеку разумному свойственно менять свои устоявшиеся стереотипы под влиянием новой информации, особых случаев, стресса.
  • Социальная адаптация. Тип привыкания, который свойственен только человеку.

Все адаптивные типы тесно связаны между собой, как привило, любая смена привычного существования вызывает в человеке потребность в социальной и психологической адаптации. Под их воздействием приходят в действие механизмы физиологических изменений, которые тоже подстраиваются под новые условия.

Такая мобилизация всех реакция организма названа адаптационным синдромом. Новые реакции организма появляются в ответ на резкие изменения обстановки. На первой стадии - тревоги - наблюдается изменение физиологических функций, изменения в работе обмена веществ и систем. Далее подключаются защитные функции и органы (в том числе мозг), начинают включать свои защитные функции и скрытые возможности. Третья стадия адаптации зависит от индивидуальных особенностей: человек или включается в новую жизнь и входит в обычное русло (в медицине в этот период наступает выздоровление), или же организм не принимает стресса, и последствия принимают уже негативную форму.

Феномены человеческого организма

В человеке заложен природой огромный запас прочности, который используется в повседневной жизни только в незначительном объеме. Проявляется он в экстремальных ситуациях и воспринимается как чудо. На самом же деле чудо заложено в нас самих. Пример адаптации: способность людей адаптироваться к нормальной жизни после удаления значительной части внутренних органов.

Природный врожденный иммунитет на протяжении жизни может укрепляться рядом факторов или же, наоборот, ослабевать при неправильном образе жизни. К сожалению, увлечение вредными привычками - это тоже отличие человека от других живых организмов.

Карточки-задания для самостоятельных и домашних занятий учащихся (вариант № 1)

Картачка № 1. Термин «Олимпиада» в древней Греции обозначал…

а. синоним Олимпийских игр.

б. собрание спортсменов в одном городе.

в. четырехлетний период между Олимпийскими играми.

г. первый год четырехлетия, наступление которого празднуются играми.

2. Когда празднуются Игры Олимпиады?

а. Это зависит от решения МОК.

б. В течение первого года празднуемой Олимпиады.

в. В течение второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.

г. В течение последнего года празднуемой Олимпиады.

3. Впервые с 1912 года спортсмены нашей страны выступили под российским

флагом в…

а. 1992 г. на XVI играх в Альбервилле, Франция.

б. 1992 г. на Играх XXV Олимпиады в Барселоне, Испания.

в. 1994 г. на XVII играх в Лиллехаммере, Норвегия.

г. 1996 г. на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, США.

4. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смирнов, Евгений Дементьев - Чемпионы Олимпийских игр в...

а. лыжных гонках. в. гимнастике.

б. биатлоне. г. плавании.

5. Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Валерий Брумель - Чемпионы Олимпийских игр в...

а. хоккее. в. борьбе и боксе.

б. гимнастике. г. легкой атлетике.

6. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в…

а. укреплении здоровья и воспитании физических качеств людей.

б. обучении двигательным действиям и повышении работоспособности.

в. совершенствовании природных, физических свойств людей.

г. создании специфических духовных ценностей.

7. Смысл физического воспитания заключается…

а. в создании условий для протекания процессов физического развития человека.

б. в формировании двигательных навыков и воспитании физических качеств.

в. в повышении физической работоспособности и подготовленности человека.

г. в укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

8. Что из представленного не является отличительным признаком

физической культуры?

а. обеспечение безопасности жизнедеятельности.

б. виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений

в. знания, принципы, правила и методика использования упражнений..

г. активная двигательная деятельность человека.

9. Как называется деятельность, составляющая основу физической культуры?

а. Физическая подготовка. в. Физическое развитие.

б. Физическое совершенствование. г. Физическое упражнение.

10. Под физическим развитием понимается...

а. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки,

жизненная емкость легких, динамометрия.

б. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий

физической культурой и спортом.

в. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на

протяжении индивидуальной жизни.

г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания

и кровообращения, физическая работоспособность.

11. Специфика физического воспитания, как одного из видов воспитания заключается…

а. в формировании двигательных умений и навыков человека.

б. в воспитании физических качеств человека.

в. в повышении физической работоспособности человека.

г. во всем вышеперечисленном.

12. Физическая подготовка представляет собой...

а. процесс обучения движениям и воспитания физических качеств.

б. уровень развития, характеризующийся высокой работоспособностью.

в. физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом.

г. процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей

13. Укажите, решение каких задач способствует реализации общей цели

физического воспитания?

    Адаптационные задачи. 5. Методические задачи.

    Воспитательные задачи. 6. Образовательные задачи.

    Гигиенические задачи. 7. Оздоровительные задачи

    Двигательные задачи. 8. Соревновательные задачи.

а. 1, 5, 7. б. 2, 5, 8. в. 2, 6, 7. г. 3, 4, 6.

14. Задачи по упрочению и сохранению здоровья в процессе физического

воспитания решаются на основе…

а. закаливания и физиотерапевтических процедур.

б. совершенствования телосложения.

в. обеспечения полноценного физического развития.

г. формирования двигательных умений и навыков.

15. Структура процесса обучения двигательным действиям обусловлена...

а. индивидуальными особенностями обучаемого.

б. биомеханическими характеристиками двигательного действия.

в. соотношением методов обучения и воспитания.

г. закономерностями формирования двигательных навыков.

16. Оздоровительное значение физических упражнений обусловливает их…

а. форма. б. содержание. в. техника. г. гигиена.

17. Двигательными умениями и навыками принято называть...

а. способность выполнить упражнение без активизации внимания.

б. правильное выполнение двигательных действий.

в. уровень владения движением при активизации внимания.

г. способы управления двигательными действиями.

18. Комплексы генетически обусловленных биологических и психических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность, принято обозначать как…

а. функциональные системы. в. физические качества.

б. мышечные напряжения. г. координационные способности.

а. координацию. б. быстроту. в. выносливость. г. гибкость.

20. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время...

а. подвижных и спортивных игр. в. скоростно-силовых упражнений.

б. выпрыгиваний вверх с места. г. прыжков в глубину.

21. Фактором преимущественно обусловливающим проявление общей выносливости является уровень развития…

а. скоростно-силовых способностей.

б. личностно-психических качеств.

в. функциональной экономичности.

г. аэробных возможностей.

22. Метод равномерного непрерывного упражнения является наиболее распространенным при воспитании…

а. специальной выносливости. в. общей выносливости.

б. скоростной выносливости. г. элементарных форм выносливости.

23. Укажите, решение каких задач характерно для основной части урока

физической культуры?

1. Функциональная подготовка организма.

2. Разучивание двигательных действий.

3. Коррекция осанки.

4. Воспитание физических качеств.

5. Восстановление работоспособности.

6. Активизация внимания.

а. 1, 4. б. 2, 4. в. 2, 6. г. 3, 5.

24. Какие упражнения не эффективны при формировании телосложения?

а. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

б. Упражнения, способствующие снижению веса тела.

в. Упражнения, объединенные в форме круговой тренировки.

г. Упражнения, способствующие увеличению мышечной массы.

25. Совершенствование духовных и природных сил человека преимущественно характерно для … деятельности.

а. профессиональной в. физкультурной

б. корригирующей г. Спортивной

26. Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки», в главе «Сохранение здоровья» указал, что главным для сохранения здоровья является…

а. режим сна. в. спортивный режим.

б. режим питания. г. двигательный режим.

27. Точкой отсчета возникновения физического воспитания является осознание возможности …

а. освоения двигательных действий. в. укрепления здоровья.

б. воспитания физических качеств. г. упражняемости.

28. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на…

а. развитие физических качеств людей.

б. поддержание высокой работоспособности людей.

в. сохранение и улучшение здоровья людей.

г. подготовку к профессиональной деятельности.

Задания в открытой форме

Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов

29. Свободное движение тела относительно оси вращения называется ….

30. Положение занимающихся на согнутых ногах называется ….

31. Быстрый переход из упора в вис называется …

32. Переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое в гимнастике обозначается как ….

33. Временное снижение работоспособности принято называть …

34. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств принято называть физическим...

35. Процесс становления и изменения биологических форм и функций организма, совершающийся под влиянием условий жизни и воспитания называется физическим…

36. Наиболее существенный результат полноценного функционирования физической культуры в обществе связано с понятием «физическое … ».

37. Уровень физического развития и подготовленности человека, соответствующий требованиям жизни принято обозначать как физическое ….

38. В динамике работоспособности за фазой утомления, вызванной физической нагрузкой следует фаза …

39. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как …

40. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием…

Карточки-задания для самостоятельных и домашних занятий учащихся (вариант № 2)

Теоретический тур

Запишите букву правильного, на Ваш взгляд, окончания фразы или ответа для каждого пункта (1-30) в бланк ответов:

1. Термин «Олимпиада» в древней Греции обозначал…

А. синоним Олимпийских игр.

Б. собрание спортсменов в одном городе.

В. четырехлетний период между Олимпийскими играми.

Г. первый год четырехлетия, наступление которого празднуются играми.

2. Международный Олимпийский Комитет принял решение о проведении зимних Олимпийских игр в …. году.

А. 1923 б. 1924 в. 1925 г. 1926

3. В зимних Олимпийских играх СССР дебютировал в…

А. 1952 г. на VI играх в Осло (Норвегия).

Б. 1952 г. на XV Играх в Хельсинки (Финляндия).

В. 1956 г. на VII играх в Кортина д’Ампеццо (Италия).

Г. 1956 г. на XVI Играх в Мельбурне (Австралия).

4. Впервые с 1912 года спортсмены нашей страны выступили под российским флагом в…

А. 1992 г. на XVI играх в Альбервилле, Франция.

Б. 1992 г. на Играх XXV Олимпиады в Барселоне, Испания.

В. 1994 г. на XVII играх в Лиллехаммере, Норвегия.

Г. 1996 г. на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, США.

5. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смирнов, Евгений Дементьев - Чемпионы Олимпийских игр в...

А. лыжных гонках. в. гимнастике.

Б. биатлоне. г. плавании.

6. Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Валерий Брумель - Чемпионы Олимпийских игр в...

А. хоккее. в. борьбе и боксе.

Б. гимнастике. г. легкой атлетике.

7. Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств составляет основу…

А. физической культуры. в. укрепления здоровья.

Б. физического развития. г. физического воспитания.

8. Что из представленного не является отличительным признаком

Физической культуры?

А. обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Б. виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений

В. знания, принципы, правила и методика использования упражнений.

Г. активная двигательная деятельность человека.

9. Как называется деятельность, составляющая основу физической культуры?

А. Физическая подготовка.

Б. Физическое совершенствование.

В. Физическое развитие.

Г. Физическое упражнение.

10. Под физическим развитием понимается...

А. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки,

Жизненная емкость легких, динамометрия.

Б. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий

Физической культурой и спортом.

В. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на

Протяжении индивидуальной жизни.

Г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности

Дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

11. Динамика индивидуального развития человека обусловлена …

А. влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

Б. генетикой и наследственностью человека.

В. влиянием социальных и экологических факторов.

Г. двигательной активностью человека.

12. Гетерохронность развития проявляется в …

А. генетическом контроле фаз развития организма.

Б. неравномерности созревания разных систем организма.

В. постепенном замедлении темпа изменения свойств организма.

Г. скачкообразном ускорении развития в период полового созревания

13. Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является …

А. биологический возраст.

Б. календарный возраст.

В. скелетный и зубной возраст

Г. сенситивный период.

14. Укажите, решение каких задач способствует реализации общей цели физического воспитания?


  1. Адаптационные задачи. 5. Методические задачи.

  2. Воспитательные задачи. 6. Образовательные задачи.

  3. Гигиенические задачи. 7. Оздоровительные задачи

  4. Двигательные задачи. 8. Соревновательные задачи.
а. 1, 5, 7. б. 2, 5, 8. в. 2, 6, 7. г. 3, 4, 6.

15. Задачи по упрочению и сохранению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе…

А. закаливания и физиотерапевтических процедур.

Б. совершенствования телосложения.

В. обеспечения полноценного физического развития.

Г. формирования двигательных умений и навыков.

16. Структура процесса обучения двигательным действиям обусловлена...

А. индивидуальными особенностями обучаемого.

Б. биомеханическими характеристиками двигательного действия.

В. соотношением методов обучения и воспитания.

Г. закономерностями формирования двигательных навыков.

17. Возникновение физических упражнений исторически обусловлено преимущественно…

А. уровнем развития первобытных людей.

Б. условиями существования человечества.

В. характером трудовых и боевых действий людей.

Г. географическим расположением обитания людей.

18. Нагрузка физических упражнений характеризуется…

А. величиной их воздействия на организм.

Б. напряжением определенных мышечных групп.

В. временем и количеством повторений двигательных действий.

Г. подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием

Здоровья.

19. Оздоровительное значение физических упражнений обусловливает их…

А. форма. б. содержание. в. техника. г. гигиена.

20. Соотношение между объемом и интенсивностью двигательной активности характеризуется…

А. увеличением ответных реакций организма.

Б. обратно пропорциональной зависимостью.

В. показателями темпа и скорости движений.

Г. прямо пропорциональной зависимостью.

21. Наиболее распространенным методом воспитания силовых способностей является…

А. электростимуляция.

Б. переменных упражнений, выполняемых «до отказа».

В. круговая тренировка на основе силовых упражнений.

Г. использование предельных и непредельных отягощений.

А. координацию. б. быстроту. в. выносливость. г. гибкость.

23. Наиболее распространенным методом совершенствования скоростно-силовых способностей является…

А. интервальная тренировка.

Б. метод повторного выполнения упражнений.

В. метод выполнения упражнений с переменной интенсивностью.

Г. метод расчлененно-конструктивного упражнения.

24. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время...

А. подвижных и спортивных игр.

Б. выпрыгиваний вверх с места.

В.скоростно-силовых упражнений.

Г. прыжков в глубину.

25. Наиболее распространенным методом воспитания выносливости является использование…

А. «фартлека». в. равномерного непрерывного упражнения.

Б. интервального режима. г. непрерывного упражнения в переменном

26. Фактором, преимущественно обусловливающим проявление общей выносливости, является уровень развития…

А. скоростно-силовых способностей.

Б. личностно-психических качеств.

В. функциональной экономичности.

Г. аэробных возможностей.

27. Наиболее эффективным методом воспитания скоростных способностей является…

А. повторный. б. интервальный. в. переменный. г. «взрывной»

28. Укажите, решение каких задач характерно для основной части урока физической культуры?

1. Функциональная подготовка организма.

2. Разучивание двигательных действий.

3. Коррекция осанки.

4. Воспитание физических качеств.

5. Восстановление работоспособности.

6. Активизация внимания.

А. 1, 4. б. 2, 4. в. 2, 6. г. 3, 5.

29. Укажите предпочтительную для утренней гимнастики последовательность упражнений.

1. Упражнения, увеличивающие гибкость.

2. Упражнения на дыхание, расслабление и восстановление.

3. Упражнения для ног: выпады, приседания, подскоки.

4. Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы

5. Упражнения, укрепляющие основные мышечные группы.

6. Упражнения, способствующие переходу организма в рабочее

Состояние.

7. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса.

А. 1, 2, 3. 4, 5, 6, 7. в. 3, 5, 7, 1, 3, 2, 4.

Б. 2, 6, 7, 1, 4, 5, 3. г. 6, 4, 5, 1, 7, 3, 2.

30. Какие упражнения неэффективны при формировании телосложения?

А. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

Б. Упражнения, способствующие снижению веса тела.

В. Упражнения, объединенные в форме круговой тренировки.

Г. Упражнения, способствующие увеличению мышечной массы.

Завершите фразы (31-50), вписав соответствующее слово (словосочетание) в бланк ответов:

31. Свободное движение тела относительно оси вращения - ….

32. Воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов - …

33. Положение занимающихся на согнутых ногах - ….

34. Состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия - ….

35. Быстрый переход из упора в вис - …

36. Сгибание опорной ноги перед отталкиванием в лыжном спорте обозначается как ….

37. Переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое в гимнастике обозначается как ….

38. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как ….

39. Временное снижение работоспособности принято называть …

40. Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как ….

41. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств, принято называть...

42. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается ….

43. Повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов происходит при использовании естественных сил природы в процессе …

44. Наиболее существенный результат полноценного функционирования физической культуры в обществе связано с понятием «физическое … ».

45. В динамике работоспособности после достижения суперкомпенсации при отсутствии повторения нагрузки наблюдается …

46. В динамике работоспособности за фазой утомления, вызванной физической нагрузкой следует фаза …

47. Восстановление функций организма после перенесенных заболеваний или травм принято называть процессом …

48. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как …

49. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием …

50. Способ держания спортивного снаряда, предмета в процессе выполнения упражнения обозначается как …

Шифр участника___________

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

Муниципальный этап, 2009/2010 учебный год

Теоретический тур

БЛАНК ОТВЕТОВ




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

буква



16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

буква



Ответ

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта