Главная » Дом » Леонид осипович пастернак. Леонид пастернак. Отрывок, характеризующий Пастернак, Леонид Осипович

Леонид осипович пастернак. Леонид пастернак. Отрывок, характеризующий Пастернак, Леонид Осипович


Автопортрет

Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.

Начальное художественное образование Л. О. Пастернак получил в Одесской рисовальной школе (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). Позднее он успешно совмещал занятия на юридическом факультете Одесского университета и в классах мюнхенской Королевской академии художеств (1882—1885). Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О. Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.
Первая серьезная картина "Письмо с родины" (1889) принесла ему известность и была приобретена П.М.Третьяковым.
Участие в выставках, портретирование заказчиков создали художнику устойчивую репутацию хорошего рисовальщика. Он открыл в 1889 г. частную школу рисования, одну из первых в Москве, а спустя пять лет был приглашен в качестве преподавателя в МУЖВЗ.
В основе творческого метода мастера лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие "самую суть изображаемого", он называл их школой "настоящего импрессионизма". Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах - за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ ("Перед экзаменами", 1897; "Л. Н. Толстой в семье", 1901; "Студентка", "За чтением", обе 1900-е, и др.).
В 1890-е гг. Пастернаком были выполнены лучшие работы в области книжной графики: рисунки к Собранию сочинений М. Ю. Лермонтова (1891); четыре акварели к роману "Война и мир" (1893). По личному приглашению Л. Н. Толстого, в постоянном дружеском общении с великим писателем художник создавал в 1898-99 гг. иллюстрации к роману "Воскресение", остающиеся до сих пор непревзойденными.
Уже к началу века Пастернак - признанный портретист и иллюстратор, член-учредитель СРХ, с 1905 г. - академик. В ближайшие десятилетия его моделями были Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, М. Горький, после 1917 г. - Ленин, члены правительства. В 1921 г. Пастернак уехал в Германию. Здесь им были выполнены портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. Последние годы жизни (после 1939) художник провел в Англии.
Надо отметить, что он общался с большинством ведущих российских деятелей культуры того времени. Л.Н. Толстой, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, П.А. Кропоткин, С.П. Дягилев — его близкие знакомые. Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).
В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.

Иного характера заслуга Л.О. Пастернака перед отечественной культурой лежит, наверное, в родственной художественному творчеству сфере — он отец известного советского поэта Бориса Леонидовича Пастернака.

Автопортрет

За работой. Этюд.

Портрет А. Б. Высоцкой. 1912г.

Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899г.

Уроки музыки. 1909г.

К родным. 1891

Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902

Портрет историка В.О.Ключевского. 1909

Письмо с родины

Сбор яблок. 1918.

Эскиз к картине "Поздравление". 1914.

Оркестр

Р.И. Пастернак у моря. Меррекюль. 1910.

Борис и Александр Пастернак

Автопортрет с женой

Луч света

Борис и Александр в матросских костюмах. 1902.

Маруська.

Зимний вид Кремля. 1917.

Новолуние

Пейзаж с мавзолеем Рахили. Палестина. 1924.

Альберт Эйнштейн, играющий на скрипке. 1927.

Обнаженная в бане (ванной).

Арбуз.

Регулярная исправленная статья
Пастернак, Леонид Осипович
до 1916 г.
до 1916 г.
Имя при рождении:

Ицхок-Лейб Пастернак

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Леони́д О́сипович Пастерна́к (согласно документам Ицхок-Лейб, или Исаак Иосифович, Пастернак , также Постернак ; 1862, Одесса -1945, Оксфорд) - российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог. Отец поэта Бориса Пастернака .

Биография

Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 г. в Одессе , в еврейской семье содержателя небольшой гостиницы. Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения.

С 1874 г. сочетал занятия в Одесской рисовальной школе с учебой в гимназии, по окончании которой (1881) безуспешно пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883–86 гг. учился в Мюнхенской Академии художеств и параллельно на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе (окончил в 1885 г.).

Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в мюнхенской Академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.

После приоберетения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи, Пастернак решает перехать в Москву , где в 1889 г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман(1868–1939).

В том же году Пастернак поселился в Москве, где открыл свою рисовальную школу. Сотрудничал с театральным и музыкальным иллюстрированным журналом «Артист» (1889–95; Москва).

Участвовал в ежегодных выставках передвижников. Был членом объединения «Мир искусства».

В 1894 г., несмотря на отказ креститься, был утвержден в должности профессора в Училище живописи, ваяния и зодчества (где преподавал до 1921 г.).

Длительная дружба связывала Пастернака с Х. Н. Бяликом , Г. Штруком , А. Штыбелем и другими деятелями еврейской культуры. В 1922–33 гг. Пастернак часто в Берлине присутствовал на встречах сионистских деятелей с участием Х. Вейцмана , Н. Соколова и других. В 1920-х гг. Пастернак руководил художественным отделом берлинского филиала издательства «Явне» (Иерусалим), где в 1923 г. вышел его альбом портретов (Н. Соколов, М. Гершензон , Х. Н. Бялик, С. Ан-ский , Д. Фришман , И. Энгель , Я. Мазе , а также автопортрет) с предисловием Г. Штрука на иврите и русском языке. В том же году в Берлине было опубликовано философско-эстетическое эссе Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве» (на русском языке - издательство С. Зальцмана; в переводе на иврит - «Явне») - своего рода гимн еврейскому мировосприятию, отражение которого Пастернак усматривал и в произведениях великого голландца. В 1923 г. в журнале «hа-Олам» (№2, Берлин), посвященном 50-летию Х. Н. Бялика, были опубликованы воспоминания Пастернака об их встречах.

А. И. Штыбель выпустил в Берлине монографию художественного критика М. Осборна (1870–1946) о Пастернаке (немецкий язык, 1923), в которой приводились четыре фрагмента из автобиографии художника и около 150 репродукций его работ, а в 1924 г. - альбом (148 репродукций; текст на иврите) с предисловием М. Осборна и статьей Х. Н. Бялика «А. Л. Пастернак» (инициалы - по еврейскому имени Пастернака), писавшего, что это художник, «вернувшийся к еврейским истокам».

В 1924 г. Пастернак участвовал в художественной экспедиции в Эрец-Исраэль и Египет, организованной А. Э. Коганом (1878–1949), редактором художественного журнала «Жар-птица» (1921–23). На основании зарисовок и этюдов, сделанных в Эрец-Исраэль, Пастернак создал несколько картин («Палестинский ландшафт», «Палестина. Жара и ослик» и другие). Пастернак выполнил обложку для сборника детских песен И. Энгеля («Ширей иеладим» - «Детские песни», 1925, Иерусалим).

Работы

  • За работой. Этюд. Масло
  • Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
  • Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
  • Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова (1891)
  • «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
  • Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
  • «Вести с родины»,
  • Портрет С. С. Шайкевича
  • Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
  • Портрет М.Горького (1906),
  • Портрет А. Н. Скрябина (1909),
  • Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
  • Портрет Вяч. Иванова (1915)
  • Уроки музыки. 1909. Пастель

    Pasternak Dressing.jpg

    В гримёрной 1893

    Pasternak the Night.jpg

    Ночь накануне экзамена

    Pasternakportretvsuka.jpg

    Дирижёр В. И. Сук 1898

    Pasternaknaplyage.jpg

    Остров Rügen 1906

    Pasternak podlampoj.jpg

    Л. Н. Толстой с семьей 1902

    Pasternak Tolstoy 1908.jpg

    Лев Толстой 1908

    Pasternak leo tolstoy.jpg

    Лев Толстой

    Pasternaksosnyimore.jpg

    Сосны и море 1910

    Pasternakrazgruzkavagona.jpg

    Разгрузка вагона (Одесский порт) 1911

    Pasternakluchsolnzaint.jpg


    Отец Бориса Пастернака, Исаак (Ицхок) Иосифович, родился 22 марта 1862 года
    в Одессе. Он был шестым, младшим ребёнком в семье. Его отец держал небольшую
    гостиницу. В трёхмесячном возрасте Исаак заболел крупом и чуть не задохнулся
    от сильного приступа кашля; отец швырнул об пол фаянсовый горшок - мальчик
    испугался и перестал кашлять; как водится в иудейских семьях, после тяжёлой
    болезни ему дали другое имя, чтобы ввести демона в заблуждение, и он стал
    Леонидом.

    Дровни. Карандаш. 1892 г.


    Москва, Красная площадь. Карандаш. 1894 г.


    Улица. Карандаш. 12 июня 1898 г.

    Исаак-Леонид ни о какой другой карьере, кроме артистической, не мечтал, но родители
    желали дать ему более надёжное занятие и отправили учиться медицине. Проучившись год,
    он сбежал с медицинского факультета Московского университета и перешёл на юридический
    факультет, оставлявший больше времени для художественных занятий. С юридического в
    Москве он перевёлся на юридический в Одессе - там правила были ещё либеральнее,
    разрешалось надолго выезжать за границу без отчисления; юридическое образование Леонид
    Пастернак в результате получил, но с двухлетним перерывом на Мюнхенскую королевскую
    академию художеств.


    Пара с пристяжной. Карандаш. 1903 г.


    Волхонка, д. 14. Карандаш. 1913 г.


    Москва. Ит. карандаш, уголь. 1916 г.


    В саду. Карандаш. 1918 г.

    После окончания Новороссийского университета он должен был год находиться на
    военной службе и выбрал артиллерию. После военной службы Леонид Осипович познакомился
    с молодой пианисткой Розалией Кауфман, которая стала его женой. К моменту
    знакомства с Леонидом Пастернаком она была одной из самых популярных концертирующих
    пианисток в России. Они поженились 14 февраля 1889 года. Год спустя, в Москве, родился
    их первый ребёнок - сын Борис. В том же 1889 году на выставке передвижников картину
    Пастернака "Письмо с родины" покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.



    У фортепиано. (Р.И.Пастернак) Тушь. 1890 г.


    За столом, спящая. Карандаш. 1890 г.


    За книгой (Р.И.Пастернак) Тушь. 20 дек. 1890 г.


    На диване (Р.И.Пастернак). Тушь. 1892 г.


    Спящий гимназист (Б.Пастернак). Ит. карандаш. 22 июля 1902 г.


    Борис Пастернак за фортепиано. Уголь. 1909 г.


    Б.Пастернак. Уголь 1918 г.


    Борис Пастенрак. Уголь, карандаш. 1918 г.

    В 1893 году Пастернак познакомился с Толстым: на очередной выставке Товарищества
    передвижников Лев Николаевич похвалил его картину "Дебютантка", Леонид Осипович
    признался, что собирается иллюстрировать "Войну и мир", и попросил аудиенцию для
    разъяснений. Толстой назначил встречу, эскизы Пастернака понравились ему необыкновенно,
    художника пригласили бывать в доме, приходил он и с женой. Леонид Осипович рисовал
    писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.
    Многие работы художника этого периода находятся сейчас в Третьяковской галерее.


    Л.Н.Толстой. Уголь. 1906 г.

    В 1900 году в Москву приехал молодой австрийский поэт Райнер Мария Рильке.
    Желая посетить Толстого, Рильке познакомился с его любимым иллюстратором,
    получив рекомендательное письмо и самый любезный приём.


    Р.-М.Рильке в Москве. Уголь.

    Леонид Пастернак был дружен с Левитаном, с которым они вели долгие
    разговоры об участи еврейства в России; с Нестеровым, Поленовым, Врубелем,
    С.Ивановым; Поленовы познакомили его со стариком Ге. Леонид Осипович пишет
    портреты деятелей культуры и искусства: Горького, Брюсова, Скрябина,
    Рахманинова, главного раввина Москвы Мазе.


    А.Н.Скрябин. Ит. карандаш. 30 окт. 1913 г.


    Скрябин на репитиции "Прометея". Уголь. 1915 г.

    16 сентября Леонид и Розалия Пастернаки с дочерьми уезжают на лечение в Германию:
    художнику требовалась операция глаза. После операции Леониду Осиповичу предлагали много
    новых и интересных работ, и художник так и не вернулся в СССР. В 1933 году Пастернак с
    женой уезжает в Англию, к дочерям.

    Работы художника сегодня представлены во многих
    музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии

    Другие репродукции Леонида Осиповича:


    У окна. Карандаш. 1894 г.


    Узкая улица. Цв. карандаш. 12 июля 1900 г.


    У ворот. Уголь. 1904


    Пейзаж с готической церковью. Пастель. О-в Рюген. 1906 г.


    На прогулке. Ит. карандаш. Райки, 1907 г.


    Лондон, парламент. Уголь. 1 авг. 1907


    Дом на окраине. Пастель. 1908 г.


    За чаем. Акварель. Райки, 11 июля 1909


    У моря. Уголь. 1911 г.


    Венеция, мосты. Пастель. 1912 г.


    Венеция. Цв. бумага. Пастель. 1912..


    Полевые работы. Карандаш. 1918 г.

    Репродукции из книги "Борис Пастернак. Воздушные пути".
    (Москва.Советский писатель. 1982).

    Текст по книге серии ЖЗЛ Дмитрия Быкова "Борис Пастернак" и
    статье Майи Басс "Счастливая судьба Л.Пастернака"

    • 06.03.2020 Рекордному результату 2017 года - чуть более $1 млрд - цифры слегка уступают, однако за последний год рост этого сегмента составил более 30 %
    • 05.03.2020 Согласно индексу Knight Frank, рост среднего уровня цен сегмента женских сумок в прошлом году превысил показатели не только рынка виски, но и рынка изобразительного искусства
    • 04.03.2020 Выяснилось, что в Ферганском краеведческом музее уже несколько лет висит копия этого полотна. И это не единственный подобный случай
    • 04.03.2020 Изъятие 34 предметов со стендов галерей прямо во время работы ярмарки расценили как агрессивную демонстрацию силы
    • 03.03.2020 Компанию картинам Пикассо, проданным неделю назад, составили работы Марка Ротко, Герхарда Рихтера и Сая Твомби
    • 06.03.2020 Продано 43,3 % лотов. Покупатели - от Москвы до Магадана
    • 04.03.2020 В сводном каталоге - тридцать лотов: девятнадцать живописных работ, четыре листа оригинальной и один - печатной графики, четыре работы в смешанной технике, одна скульптура и одна фарфоровая тарелка
    • 03.03.2020 В четверг, 5 марта 2020 года, состоится очередной специализированный аукцион графики, антикварной бумаги, букинистики и фотографии
    • 28.02.2020 Продано 14 лотов из 30, суммарная выручка составила почти 5 миллионов рублей
    • 27.02.2020 В каталоге - 661 лот: живопись и графика, фарфор, стекло, изделия из серебра и пр.
    • 05.03.2020 На вопросы AI отвечает Ольга Сергеевна Глебова, ведущий специалист по графике русских художников XIX–XX века и главный эксперт по творчеству Николая Рериха
    • 03.03.2020 Последняя из монографий, рассказывающих об инвестициях в искусство, вышла еще в 2014 году. И называться она должна была немного по-другому
    • 02.03.2020


    Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) - русский живописец и график еврейского происхождения, великолепный мастер книжной иллюстрации, а еще разносторонний и очень талантливый человек, сумевший передать свой талант и творческие способности своим детям, среди которых был всемирно известный писатель Борис Пастернак. Но, к большому сожалению, само имя гениального художника по иронии судьбы долгие годы было в забвении.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-020.jpg" alt="Автопортрет.

    Семья Пастернаков, будучи одной из древнейших и уважаемых еврейских семей, считала, что их род берет начало от самого царя Давида. И мать с отцом мечтали, что их младшенький станет «аптекарем, или лекарем, или, на худой конец, "ходатаем по делам"».

    шедевры" обычным черным углем. А однажды дворник их двора попросил мальчика нарисовать картинки на охотничью тему и пообещал заплатить по пять копеек за каждую работу, чтобы украсить ими дворницкую. С заданием мальчуган справился на отлично: в 6 лет к нему пришло признание и первый заработок.

    И годы спустя Леонид Пастернак, вспоминая того судьбоносного дворника, будет называть его - «мой Лоренцо Медичи». Да и пристрастие рисовать углем и простым карандашом, заложенное с детства, останется у художника до конца его дней.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-005.jpg" alt="«Вести с родины».

    Талантливый молодой художник вернулся в Москву с целым арсеналом учебных экспериментальных работ, которые вмиг разобрали коллекционеры. И тут Пастернаку пришел час идти на службу в армию, где так же в свободное время плодотворно работал над живописью. Большое полотно, написанное под впечатлением от службы - «Вести с родины», прямо с мольберта купил Павел Третьяков для своей коллекции.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-022.jpg" alt="Л.О.Пастернак с супругой." title="Л.О.Пастернак с супругой." border="0" vspace="5">


    Вскоре художник женится на довольно известной пианистке Розалии Кауфман. Молодожены обоснуются в Москве, а по истечению года у них родится первенец, в будущем ставший лауреатом Нобелевской премии - мастер литературного слова Борис Пастернак. Затем на свет появятся сын Александр - будущий архитектор, две дочери - Жозефина и Лидия.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-002.jpg" alt="Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря. (1910). Автор: Л.О.Пастернак. " title="Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря. (1910).

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-026.jpg" alt="Лев Толстой за работой." title="Лев Толстой за работой." border="0" vspace="5">


    Однажды на выставке работ передвижников, где Леонид Осипович выставлял и свою работу "Дебютантка", произошло знакомство двух талантливых мастеров - пера и кисти. Супруги Пастернаки были представлены Льву Толстому, позже в доме у которого стали частыми гостями.

    Зеркало" Льва Толстого - так называли в те годы Леонида Пастернака, в подтверждение чего следует сказать, что художник создал не только огромное количество иллюстраций к его творениям, а и тридцать шесть портретов писателя.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-027.jpg" alt="Лев Толстой на пашне.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-019.jpg" alt="«Студенты. Ночь перед экзаменом». (1895). Автор: Л.О.Пастернак." title="«Студенты. Ночь перед экзаменом». (1895).

    К тому же Леонид Пастернак написал огромное множество портретов великих и знаменитых современников. Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Гершензон и Горький, Мечников и Эйнштейн. С последним его связывали дружеские отношения очень многие годы. Художник создал серию портретов знаменитого ученого.


    Художник попал в опалу и был вынужден выехать в 1921 году с семьей в Германию, по иной же версии он ехал туда на лечение. Вернуться в Россию ему уже было не суждено. В 1938 году пришедший к власти фашизм заставил Пастернака покинуть Германию. А в мае 1945 года он умер в Оксфорде. (Великобритания).

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-025.jpg" alt="Муки творчества.

    Удивительна судьба русско-американского живописца из Казани, эмигрировавшего в Америку в послереволюционный период, и забытого исторической родиной на долгие годы - , создавшего огромное количество потрясающих портретов в уникальной "фешинской" манере, которые в наши дни продаются за десятки миллионов долларов.





    Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта