Цель: учить отражать в рисунках приметы осени, используя нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
Закреплять названия осенних месяцев;
Упражнять в назывании осенних примет;
Учить изображать явления природы на бумаги;
Учить рисовать деревья;
Закреплять приёмы рисования кистью (концом кисти);
Продолжать учить изображать явления природы нетрадиционным способом (приём тычка).
2.Коррекционно-развивающие:
Развивать координацию движений, сопровождая речью;
Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую игру;
Упражнять в согласовании существительного единственного числа с прилагательным;
Развивать воображение;
3.Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение осенних примет;
Воспитывать умение слушать как педагога, так и своих сверстников;
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: платочки по количеству детей, гуашь по количеству детей (чёрная, белая, коричневая, синяя), вырезанные из цветного картона листья на каждого ребёнка по два, тычок из поролона на каждого ребёнка.
Ход занятия:
1.- Осень в гости к нам стучится и зовёт нас поиграть.
2.Игра с листочками «Осень»
Падают, падают листья-
В нашем саду листопад
(дети кружатся, подняв руки вверх, приседают на корточки)
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
(опять кружатся)
Птицы на юг улетают-
Гуси, грачи, журавли
(бегут по кругу, машут руками)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
3.Презентация «Осенняя прогулка».
I Слайд: Сентябрь. Слегка пожелтевшие листья, солнце мало светит и греет, идут дожди, трава вянет, птицы улетают в тёплые края, люди собирают урожай овощей и фруктов, люди одеваются теплее. Сентябрь-начало осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).
II Слайд: Октябрь. В октябре солнце светит и греет меньше, дожди идут ещё чаще, ещё холоднее, чем в сентябре. Листьев на деревьях осталось мало. В октябре вся трава жухлая, птицы улетели в тёплые края, уже собран урожай овощей и фруктов. В октябре люди одеваются теплее, чем в сентябре. Октябрь - середина осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).
III Слайд: Ноябрь. В ноябре солнце светит и греет ещё меньше, бывают заморозки, идёт первый снег. Ноябрь-конец осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).
4.Рассматривание образца.
Какие приметы осени изображены? (небольшой снег, хмурое небо, на деревьях нет листьев).
Ребята, эти приметы можно отнести к какому периоду осени: к началу, середине, к концу осени?
Какая же, это осень? (поздняя)
5.Приёмы рисования.
Посмотрите на деревья, каким способом будем рисовать деревья? (кончиком кисти)
Какую гуашь нам необходимо смешать, чтобы изобразить небо? (в белую гуашь добавить капельку чёрной)
Как «волшебно» изображён снег, а как вы ребята думаете каким способом мы будем рисовать снег? (способом тычка)
6.Игра на развитие мелкой моторики рук «Первый снег».
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили!
Круглый, крепкий, очень гладкий
(дети берут платочек за два уголка и пальцами рук собирают платочек в обе ладони)
И совсем-совсем не сладкий!
(грозят указательным пальцем любой руки)
Раз-подбросим! (подбрасывают платочек)
Два-поймаем! (ловят платочек обеими руками)
Три уроним! (роняют на пол)
И сломаем! (грозят указательным пальцем любой руки).
7.Самостоятельное рисование.
8.Выставка работ.
Мастер класс по нетрадиционному рисованию для детей 4 -5 лет «Лесное озеро» .
Предварительная работа.
Наблюдение и рассматривание осеннего пейзажа. Беседы об осени. Во время прогулок собираются красивые листья.
Занятие по развитию речи в средней группе.
Тема: «Поздняя осень (беседа + рисование)»
«Паучок и рябиновая ветка»
Форма организации: групповая
Материалы и оборудование: сюжетная картинка, гуашь, бумага, вода, кисточки, образец рисунка.
Музыкальная : музыкальное сопровождение: слушанье пьесы «Ноябрь» П.Чайковского (из «Детского альбома»)
Задачи : Развивать у детей наблюдательность и любознательность; формировать познавательный интерес; называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить правильно располагать детали рисунка.
Развивать у детей мыслительные операции: умения делать выводы.
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при заучивании стихотворения; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельности (рисование паучка и рябиновой ветки); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Ход занятия:
1. Повторения стихотворения.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
С дождем и листопадом,
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
2.Беседа по вопросам.
3.Игровое упражнение.
Задание:
а)закончите предложения:
В октябре было тепло, а сейчас - … (холодно)
В октябре листья начинают падать, а сейчас - … (опали)
В октябре птицы начали улетать, а сейчас - …. (все улетели)
В октябре солнце немного грело, а сейчас - …. (не греет)
В октябре дожди шли редко, а сейчас - …. (часто)
В октябре снега нет, а в ноябре выпадает …. (первый снег)
б)Сравните осень с летом. Скажите наоборот:
Летом солнце яркое, а осенью ….
Летом небо светлое, а …
Летом день длинный, а …
Летом деревья зеленые, а …
Летом люди одеваются легко, а …
Летом колхозники растят урожай, а …
в) Найдите ошибки:
В ноябре дети носят легкую одежду.
В ноябре набухают почки, распускаются листья.
В ноябре солнце сильно греет.
В ноябре бывают заморозки и снег.
В ноябре птицы прилетают из теплых краев.
4. Описание поздней осени.
Воспитатель: Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.
Дети по образцу описывают осень. (2-4 описания)
5. Заучивание стихотворения.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
6.Описание сюжетной картинки.
Дети рассматривают сюжетную картинку с изображением поздней осени, дождя, людей.
Вопросы:
7.Рисование паучка и рябиновой ветки по образцу - схеме.
Слушание пьесы «Ноябрь» П.Чайковского (из «Детского альбома»).
Какие красивые рисунки нарисовали ребята.
Мы их поместим на выставку.
И всем расскажем о поздней осени.
Занятие по рисованию красками для дошкольников средней группы «Дерево осенью».
Цель:
развитие творческих способностей детей.
Задачи:
- прививать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
- вызывать желание узнавать новое;
- развивать умения работать кистью и красками, видеть форму предмета.
Материалы к занятию:
акварель или гуашь, кисточки разных размеров, альбомные листы, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования. Репродукция картины И. Левитана, И. Шишкина.
Предварительная работа:
целевые прогулки в парк, рассматривание разных деревьев, листвы (форма, цвет), знакомство с картинами И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова.
Ход занятия:
Воспитатель:
(на мольбертах расположены картины И. Левитана, И. Шишкина)
После занятия дети показывают свои рисунки.
Выставка работ.
Закреплять умение называть признаки поздней осени;
Развивать навыки связной речи, путем ввода в активный словарный запас прилагательных; упражнять детей в умении составлять небольшой рассказ по картине;
Продолжать формировать навык эмоциональной оценки художественного текста и прослушанной музыки;
Совершенствовать художественные умения детей:
Сохранять и укреплять физическое и психическое состояние детей;
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, здоровье.
Оборудование: Игрушка медведя, аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года», картина «Поздняя осень».
I. Вводная часть – 2 мин.
II. Основная часть -15 мин.
III. Заключительная часть - 3 мин.
Анализ занятия.
Ход НОД:
I.Орг. момент. Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес и посмотрим какие же изменения произошли в природе, а заодно проводим медвежонка, который скоро ляжет спать и проспит всю зиму. А чтобы попасть в лес нам нужно закрыть глава и покружиться.
II. Звучит музыка (П. И. Чайковский «Времена года» пьеса Ноябрь (на тройке). Ребята, слышите какая прекрасная музыка звучи в лесу? Скажите, какие чувства вы испытываете, слушая ее?
Д: Грусть, печаль, тоска.
В: А как вы думаете, почему музыка грустная, печальная?
Д: Природа грустит о том, закончилось лето и скоро придет зима.
В: скажите, какие изменения произошли в природе?
(рассматривание осени в картине)
Д: Деревья сбросили свою листву, выпал снег, небо серое, солнце перестало греть, птицы улетели в теплые края, насекомые и медведь легли в спячку.
Ребята а теперь давайте расскажем медведю про осень.(Составление рассказа по схеме Воробьевой)
Рассказывает несколько детей (Конец осени. Деревья сбросили свою листву, выпал снег, небо серое- солнце мало греет, птицы улетели в теплые края,насекомые и медведь легли в спячку)
В: Молодцы, ребята! А сейчас медвежонок предлагает нам немножко поиграть, хотите?
Игра «Листочки».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Присели на корточки)
Дунул ветер – полетели. (Побежали по кругу)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали)
Закружились, полетели. (Покружились, побежали)
И на землю снова сели. (Присели)
В: Мишка предлагает нам еще одну игру, называется она «Найди ошибку» (дети исправляют ошибки в высказываниях) .
В ноябре люди носят легкую одежду.
В ноябре распускаются цветочки и листочки.
В ноябре солнце греет сильнее.
В ноябре выпадает первый снег.
В ноябре птицы возвращаются из теплых стран.
В: А давайте сделаем Мишке подарки, чтобы ему зимой виделись только приятные сны?
Нарисуем солнышко. Посмотрите, ребята у нас на столе лежит солнышко, но чего-то не хватает. (нет лучика)
Давайте нарисуем нашим солнышке лучики.
Краской, какого цвета будем рисовать солнышко.
Дети:
Желтого
Воспитатель:
А какой формы солнышко?
(Круглое)
А на что похожи лучики?
(На палочки)
А рисовать мы будем с вами не как обычно кисточкой, а ладошками. Посмотрите, как я рисую.
Воспитатель:
В: Мишке очень понравились ваши подарки и он благодарит вас! (В корзине угощение для ребят). Давайте попрощаемся с мишкой и пожелаем ему приятных сновидений! А нам пора возвращаться в группу!
(Закрываю глаза и кружатся) .
III. Рефлексия.
В: Где мы сегодня с вами были?
Д: В осеннем лесу!
В: Какие изменения произошли в природе? (Рассматривание картины «Осень» и составление небольшого рассказа по схеме) .