Главная » Дом » История земли а мифах ктулху. Мифология Лавкрафта: Мифы Ктулху. Дагон — ужас из глубин океана

История земли а мифах ктулху. Мифология Лавкрафта: Мифы Ктулху. Дагон — ужас из глубин океана

По случаю 128-го Дня рождения великого мастера хоррора, Говарда Ф. Лавкрафта , вспоминаем его пантеон существ.

Согласно представлениям Лавкрафта о божествах в своих мифах…

изначально были Старшие боги (Elder Gods) - добрые и мирные, жившие на звезде Бетельгейзе (или около нее) в созвездии Ориона. Они крайне редко вмешивались в земные дела - в борьбу добра со злом, которым являются Древние (Great Old Ones , или, иначе - Ancient Ones ).

Систематизированные «мифы Лавкрафта» , более известные как «мифы Ктулху» , появились уже после смерти Лавкрафта . Его близкий друг и коллега Август Дерлет (1909-1971) взял неоконченные работы «отца ужасов», отредактировал их, обобщил, кое-что добавил от себя - и опубликовал в своем собственном издательстве «Arkham House» .

Древние

Древние (Great Old Ones) - невероятно могущественные существа, предположительно - ровесники Вселенной. Члены мистических сект и культов почитают их как богов. Древние обитают в других звездных системах либо вообще за пределами нашего измерения. Очень вероятно, что многие из них бестелесны, вернее говоря - состоят не из материи.

Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определенных астрономических условиях (особое расположение звезд на небе) и лишь тогда, когда им помогают их последователи - культисты.


Древние и внешние боги в шуточном вебкомиксе The Unspeakable Vault (Of Doom)

Древние были, Древние есть, и Древние будут. Не в тех пространствах, о которых нам известно, но между ними. Они идут невозмутимые и изначальные, безразмерные и невидимые для нас. Йог-Сотот знает врата. Йог-Сотот и есть врата. Йог-Сотот - и ключ, и страж врат. Прошлое, настоящее, будущее, всё - в Йог-Сототе. Он знает, откуда Древние пришли в прошлом, и знает, откуда Они придут в будущем.

- «Ужас Данвича», Г. Ф. Лавкрафт

Дагон

В реальности Дагон был божеством зерна и земледелия (dagan, иуд. - зерно), почитаемым северо-западными семитскими племенами. Упоминания о нем встречаются даже в Библии - например, в пятой главе первой книги Царств.

Некоторые исследователи также считают, что Дагон был покровителем рыболовов и поэтому изображался как бородатый мужчина с рыбьим хвостом вместо ног. Последнее, видимо, и вдохновило Лавкрафта на создание пугающего образа подводного божества, впервые появившегося в романе «Тень над Иннсмутом» (1936).

Наряду с его супругой Гидрой , Дагон является непосредственным покровителем Глубоководных , которые почтительно именуют их Отец Дагон и Мать Гидра . Выглядит Дагон аналогично Глубоководным (гуманоид с чертами рыбы и амфибии), но отличается гигантскими размерами. Дагон упоминается в нескольких произведениях Г. Ф. Лавкрафта , в том числе, в качестве действующего лица в рассказе «Дагон» .

Громадный, напоминающий Полифема и всем своим видом вызывающий чувство отвращения, он устремился, подобно являющемуся в кошмарных снах чудовищу, к монолиту, обхватил его гигантскими чешуйчатыми руками и склонил к постаменту свою отвратительную голову, издавая при этом какие-то неподдающиеся описанию ритмичные звуки.

Ктулху

Ктулху (Cthulhu) - самый известный из монстров Лавкрафта , созданный самим автором. Насчет произношения его имени существуют разные мнения. Сам писатель говорил, что имя этого божества уходит корнями в некий древний язык, совершенно чуждый для людей. Наиболее близким вариантом произношения, согласно Лавкрафту , является: «Кхлул’Хлуу» .

Ктулху - злой бог, который покоится в затонувшем городе Р’Льех и ждет своего часа, когда звезды примут нужное положение и он вернется к жизни, чтобы сеять хаос и разрушения. Он же – брат Древних и погонщик Их рабов.

Внешность Ктулху известна всем поклонникам творчества Лавкрафта - это гигант (он смог преследовать корабль в Атлантическом океане, стоя в воде) человекоподобной формы со скользкой чешуйчатой зеленой кожей и когтями на руках (предположительно - и ногах). Его голова напоминает осьминога - череп лишен волос, а вокруг рта растут многочисленные щупальца. В довершение этой милой картины, на спине у Ктулху имеются два крыла, как у летучей мыши.

В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культа) Ктулху . Согласно Лавкрафту , почитатели культа присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Луизианы. Во время обрядов служители культа устраивают человеческие жертвоприношения, беснуются и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» , что приблизительно означает «В глубине вод под Р’льехом покоится Ктулху, дожидаясь своего часа» .

Ктулху способен воздействовать на разум людей, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху , ужасают видевших их и порой доводят до сумасшествия. Вся история человечества есть лишь миг для Ктулху . Почитатели Ктулху убеждены в великом могуществе своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху .

Ктхулла (Cthulla) - Тайная дочь Ктулху . Как ясно из ее второго имени, эта юная (по космическим меркам) дама - родная дочь самого Ктулху . Будучи полной копией своего папочки, она прячется в некоем потайном месте под названием Ютх (Yth). Ее предназначение - возродить Ктулху в том случае, если он погибнет. В связи с этим она представляет большую ценность для отца - Ктхуллу тщательно охраняют его слуги.

Азатот

Азатот - бесплотный дух, повелевающий Древними , которых Древние (Старшие) Боги скрыли от земли в хаосе, за 11 печатями.

Среди его эпитетов присутствуют такие как «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос». Впервые Азатот упоминается в произведении «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата» .

…тот последний бесформенный кошмар в средоточии хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности - безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жуёт в непостижимых, тёмных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги, чей дух и посланник - ползучий хаос Ньярлатотеп.

Этому богу почти может поклоняться только сумасшедший - фактически, так оно и есть, ведь те немногие смельчаки, отважившиеся избрать его своим покровителем, расплачивались за это разумом, телом и душой. Термин «ядерный» применялся Лавкрафтом для обозначения центральной роли Азатота в нашем мироздании, а не ради намека на его радиоактивность.

Ньярлатхотеп

Ньярлатхотеп (Nyarlathotep) - Ползучий хаос, Посланец Азатота , Черный человек. Это божество очень сильно отличается от своих собратьев. В отличие от Хастура , живущего на звездах, или Ктулху , спящего в морской глубине, Ньярлатхотеп полон жизни и активно вмешивается в судьбу мироздания.

Его излюбленная внешность - высокий человек с темными волосами и хорошим чувством юмора. Он говорит на обычном человеческом языке, не имеет своего культа и служит посланником Азатота , реализуя его волю на Земле.

Ньярлатхотепа часто ассоциируют с древнеегипетским богом Сетом , а также ацтекскими божествами: Тецкатлипокой («дымящееся зеркало») и Ксайп Тотеком («человеком без кожи»).

Хастур

Хастур (Hastur) - Непроизносимый; Тот, кого нельзя называть. Лавкрафт позаимствовал его у Амброза Бирса (рассказ «Пастух Гаита» ), где Хастур был покровителем пастухов - сугубо доброй сущностью, в отличие от той злобной твари, которая появилась на страницах рассказа Лавкрафта «Шепоты во мраке» .

Говард Лавкрафт , прочитав «Жёлтый знак» Чемберса в 1927 году, высоко оценил рассказ и решил совместить использованную британским писателем символику со своими мифами Ктулху . В результате он создал «классический» образ Хастура как одного из Древних Богов , являющегося в обличье чёрного вихря и способного похищать душу и рассудок того, кто увидит его.

Вероятно, единственное произведение Лавкрафта , в котором Хастур действует непосредственно - это рассказ «Обитающий во мраке» , где, кроме того, упоминается о культе его последователей и неком их священном предмете - «сверкающем трапециоэдре», способном вызывать Хастура . Также имя этого божества встречается в рассказе «Шепчущий во тьме» , где вновь говорится о существовании культа его почитателей и вскользь упоминается Жёлтый Знак из одноимённого рассказа Чемберса . Лавкрафт не описывал роль Хастура в изобретённом им пантеоне сколько-нибудь подробно.

Согласно мифам Ктулху , любой желающий мог вызвать Хастура , произнеся его имя три раза (отсюда и все вышеуказанные прозвища). Внешность этого божества аморфна, но перед людьми он предстает в стандартном «ктулхианском» виде - нечто, напоминающее гигантского осьминога.

Йог-Сотот

Йог-Сотот (Yog-Sothoth) - Все в одном; Тот, кто извне; Тот, кто откроет Путь. Лучше всего об этом божестве сказал сам Лавкрафт :

Безграничное Бытие воплощало Все-в-одном и Одно-во-всем, о котором ему поведали волны. Оно заключало в себе не только время и пространство, но и весь универсум с его безмерным размахом, не знающим пределов, и превосходящим любые фантазии и расчеты математиков и астрономов. Возможно, в древности жрецы тайных культов называли его Йог-Сототом и шепотом передавали из уст в уста это имя, а похожим на раков инопланетянам с Юггота он был известен как Находящийся-за-краем. Его летучих вестников со спиралевидными мозгами узнавали по непереводимому знаку, но Картер понимал, сколь относительны и неточны все эти определения.

– Г. Ф. Лавкрафт, «Врата серебряного ключа» .

Роль Йог-Сотота в пантеоне - нейтральное (ложное) божество, хранитель Врат между мирами, физическое воплощение мироздания. В рассказе Лавкрафта «Врата Серебряного Ключа» герой называет его «Бытие». Йог-Сотот заперт вне нашей Вселенной, он существует одновременно во всех временах и во всём пространстве. Это всезнающий бог, силой своей едва ли не превосходящий Азатота , а мудростью - Йиб-Тстлла . По мнению писателя Кларка Эштона Смита , Йог-Сотот в одном из своих воплощений мог повелевать временем.

От Йог-Сотота у земной женщины из Данвича Лавинии Уэйтли рождаются близнецы. В своей нечеловеческой природе сын Йог-Сотота Уилбер имел чешуйчатую оболочку и исходящие из живота серо-зеленые щупальца (tentacles) с красными присосками. Его нечеловеческий близнец имел форму огромного многоглазого куриного яйца с дюжиной ног и состоял из желеобразной (jelly) субстанции. В описании монстр сравнивается с осьминогом (octopus) и сороконожкой (centipede).

У Йог-Сотота было несколько воплощений. Среди них:

Афоргомон

Афоргомон , по спорному утверждению некоторых, является воплощением Йог-Сотота . Бог Афоргомон был придуман писателем Кларком Эштоном Смитом как сверхсущество, почитаемое во многих народах. Афоргомон - бог времени, повелевающий временем и пространством. О внешности этого воплощения Йог-Сотота ничего не известно, потому что Афоргомон показывается только тем, кто разгневал его, а после его появления прогневавшие уже ничего не могут рассказать. Известно, однако, что его появление сопровождается слепящим светом. Афоргомон - смертельный враг Ксексанота , видимо, одного из Древних Богов или из Внешних Богов , тоже придуманного Кларком Эштоном Смитом .

Тавил ат-Умр

Тавил ат-Умр (Tawil at-U’mr), иначе называемый Умр ат-Тавил , Самый Древний и Старый из Живущих - воплощение Йог-Сотота . Властвует над огромными пространствами за Воротами Серебряного Ключа, в которых нет времени, и над почти всемогущими Древними , обитающими там. Описывается как человекоподобное существо под странной, пенистой вуалью. Если он решает снять вуаль, то тот, кто посмотрит на него, сойдёт с ума. Тавил ат-Умр считается благодушным богом, в отличие от злого Афоргомона .

Обитатель Порога

Исходя из названия, это основное воплощение Йог-Сотота .

Шуб-Ниггурат

Шуб-Ниггурат (англ.Shub-Niggurath), также Чёрная коза Лесов с Тысячным Потомством (иначе Чёрная коза Лесов с Тысячью Младых, “Iä! The Black Goat of the Woods with a Thousand Young!”) - персонаж мифического пантеона, классифицируется как “божество извращённой плодородности”, выдуманного Говардом Лавкрафтом .

Впервые упоминается в его рассказе «Последнее испытание» («The Last Test», 1928). У самого Лавкрафта ни разу не описывается, в отличие от его продолжателей, но неоднократно поминается в заклинаниях и воззваниях. Шуб-Ниггурат описывается как туманная, облакоподобная масса cо множеством длинных, чёрных щупалец, роняющими слизь ртами и короткими козлиными ногами. Её сопровождают множество порождённых ею мелких монстрообразных существ, которых она постоянно извергает из себя, а затем снова пожирает и переваривает.

Из всех существ мифического пантеона Мифов Ктулху , культ Шуб-Ниггурат описывается как наиболее распространённый. Возможно, потому, что изо всех Древних она единственная, кто проявляет некоторую благосклонность к своей пастве: например, именно она дала жрецу Т’юогу свиток с заклинанием, долженствующим повергнуть Гатаноа . Ей поклоняются даже внеземные Ми-го . Проведя должным образом обряд, можно вызвать Шуб-Ниггурат в любом лесу в новолуние, причём иногда она является в образе прекрасной женщины.

В произведении «Тварь на Пороге» главный герой пересказывает молитвы оккультистов, на которых он невольно побывал:

Мой мозг! Мой мозг! Боже, Дэн, как давит! Откуда-то извне стучится, царапается эта дьяволица! Даже сейчас Эфраим! Камог! Камог! Омут шогготов! Йа ! Шаб-Ниггурат! Козёл с легионом младых!.. Пламя, пламя по ту сторону тела, по ту сторону жизни… внутри земли, о боже!

В произведении «Ужас в музее» тоже используется подобный оборот:

Оно нуждалось в питании - и Оно больше не будет иметь в нём недостатка. Он - Бог, а я - Верховный Жрец в Его новой жреческой иерархии. Иа ! Шаб-Ниггурат! Всемогущий Козёл с Легионом Младых!

Также в произведении “Окно в мансарде” :

Никакой растительности, как на темной звезде. Круг поклоняющихся каменному столбу. Их крики: Иэ! Шаб-Ниггурат!

Гхатанотоа / Гатаноа

Гхатанотоа (Ghatanothoa) - Узурпатор, Бог вулканов и первый сын Ктулху . Предположительно, он погребен под горой Воормитхадрет (Voormithadreth) на Мю (мифический континент, затонувший в Тихом океане). Гхатанотоа почитался обитателями Мю за свою способность превращать людей в живые статуи.

Гатаноа - центральное мифическое божество произведения Говарда Лавкрафта «Вне времени» , оставленное на Земле пришельцами Ми-го с планеты Юггот задолго до начала существования человеческой цивилизации.

Гатаноа бессмертен и обитает в подземелье крепости, некогда располагавшейся на горе Йаддитх-Гхо , в царстве К’наа , на исчезнувшем континенте Му . Географически гора расположена вблизи Новой Зеландии. По легенде, любой, кто увидит древнее божество или даже его изображение, впадёт в состояние окаменения, при этом мозг и внутренние органы останутся целыми и продолжат жизненную активность до тех пор, пока некий внешний фактор не разрушит окаменевшую оболочку. Чтобы избежать пробуждения Гатаноа , люди царства К’наа ежегодно приносили в жертву двенадцать юных воинов и двенадцать девушек. Их тела сжигались на кострах в мраморном храме у подножия горы, поскольку ни один человек не осмеливался подняться к крепости на вершине горы.

Самое значительное выступление человека против Гатаноа было совершено служителем храма Шуб-Ниггурата по имени Т’юог , о чём рассказывается в «Безымянных культах» Фредерика фон Юнтца . Т’юог создал свиток, который должен был защитить его от разрушительного эффекта вида божества, но из-за подмены жрецами Гатаноа свитка на поддельный, он потерпел неудачу. Описываемые события относятся к Году Красной Луны, что по версии фон Юнтца соответствует 173148 году до н.э.

По серии рассказов Лина Картера “Xothic legend cycle” , Гатаноа является первенцем Ктулху .

Глааки

Глааки (Glaaki) - Обитатель озера, Властитель мертвых снов. Живет в долине реки Северн неподалеку от Бричестера в Англии. Впервые появился в рассказе Рамси Кэмбелла «Обитатели озера» . Глааки выглядит как огромный слизняк, сплошь покрытый металлическими шипами. Последние являются не просто стильным аксессуаром - они живые и растут из тела, подобно волосам. Глааки может выпускать из себя щупальца с глазами на концах, чтобы выглядывать из воды.


Неплохо персонаж засветился на обложке к муз. альбому бельгийского death/doom бэнда Tyrant’s Kall. Коллектив известен своим пристрастием к творчеству Лавкрафта. Арт – Paolo Girardi.

Культ Глааки достаточно силен - в основном за счет магических знаний, которыми это божество снабжает своих последователей. Последние, если верить авторам мифов Ктулху, систематизированы и записаны в 12 томов книги «Откровения Глааки ».

Люди приходят в этот культ ради вечной жизни, которую сулит им Глааки . Божество всегда сдерживает это обещание - оно втыкает в очередного новичка свой стальной шип, наполняет его тело ядом и превращает человека в особую разновидность зомби - «слуг Глааки » (еще одно малоизвестное существо из мифов Ктулху ).

Кроме уже перечисленных, мифы Ктулху изредка упоминают и других Внешних богов : Даолот (Daoloth), Грот (Groth), Гидра (Hydra), Мландот (Mlandoth), Тулзуча (Tulzuscha), Уббо-Сатхла (Ubo-Sathla), Вордавосс (Vordavoss) и Ксиурн (Xiurhn).

Апхум-Зхах (Aphoom-Zhah) - он же «Холодное пламя» - божество, придуманное другом Лавкрафта - Кларком Эштоном Смитом (1893-1961). Этот монстр - потомок Ктхугхи (Cthugha). Подобно другому чудовищу - Итхаква (Ithhaqua), - он спит подо льдом Арктики, ожидая своего «звездного часа». Во времена ледникового периода Аптум-Зхах частенько наведывался в Гиперборею (Лавкрафт считал таковую аналогом Атлантиды). Для людей он выглядит как огромный, холодный столб серого огня.

Чхаугнар Фаугн (Chaugnar Faugn) - «Бог слонов», «Ужас с холмов» - творение Фрэнка Белнапа Лонга (1903-1994).

Другие (чудовища - прим. МФ) вели свое происхождение из куда более темных и загадочных, передаваемых лишь из уст в уста, тайных легенд древности - таковы были, например, черный, бесформенный Тсатхоггуа, обладающий множеством щупалец Ктулху, снабженный ужасным хоботом Чхаугнар Фаугн и прочие чудовищные создания, знакомые избранным людям по запретным книгам наподобие «Некрономикона», «Книги Эйбона» или труда фон Юнцта «Сокровенные культы».

– Говард Лавкрафт, «Ужас в музее»

Ктхугха (Cthugha) - создан Августом Дерлетом и впервые появляется в рассказе «Дом на кривой улице» (1962). Это существо выглядит как огромный шар огня. Его слуги - раса огненных вампиров. В рассказе Дерлета «Обитающий во тьме» главный герой пытается призвать Ктхугху , чтобы тот изгнал воплощение Нъярлатотепа (Nyarlathotep) из леса в Канаде.

Старшие боги

Elder Gods - группа сверхъестественных существ, противостоящих Древним (Great Old Ones ), а также другим, менее крупным божественным «фракциям» - Внешним богам (Outer Gods ) и Великим (Great Ones ).

Литературоведы не связывают Старших богов с творчеством самого Лавкрафта , поскольку они были созданы его последователями и, по сути, являются компиляцией из целого ряда мифов древности.

Баст (Bast) , или Бастет - божество, заимствованное у египтян. Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения - женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Секхмет - львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Ее удалось усмирить лишь с помощью хитрости - по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Гипнос (Hypnos) - персонификация сна из греческой мифологии. Мать Гипноса - Никс (Ночь), брат - Танатос (Смерть). Его чертоги находятся в пещере, куда не проникает солнечный свет. У входа растут маки и другие сонные растения. Дети Гипноса - так называемые Онерои : Морфеус (сновидения), Фобетор , он же Иселус (ночные кошмары) и Фантасос (появляется во сне в виде неодушевленных объектов).

Эндимион - молодой пастух, влюбился в богиню луны Селену и получил от Гипноса редкий дар - способность спать с открытыми глазами, чтобы даже во сне он мог смотреть на свою любимую.

Н’Тси-Каамбл (N’tse-Kaambl) - малозначительное женское божество из разряда Старших , введенное в мифы Ктулху писателем Гари Майерсом (повесть «Дом Червя» ). Иногда оно отождествляется с Минервой (римская богиня ремесла и мудрости). Существуют предположения, что имя этого божества - омоним имени Нэнси Кэмбелл , правда, личность этой дамы неизвестна ни для кого, кроме самого Майерса .

Ноденс (Nodens) - Охотник, Повелитель Великой бездны. Как уже было сказано ранее, впервые он появился в рассказе Лавкрафта «Дом на туманном утесе» . Представляет из себя пожилого мужчину с длинной густой бородой и седыми волосами. Ноденс путешествует по миру в колеснице, сделанной из огромной морской ракушки. Его призвание - охота, причем в качестве жертв он чаще всего выбирает себе существ, принадлежащих к пантеону Древних . Это вовсе не говорит о том, что Ноденс - защитник добра. Просто злые чудовища представляют для него наиболее сложную, а, следовательно, - привлекательную добычу.

Ултар (Ulthar) - некое божество, упоминаемое Лавкрафтом в романе «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» и рассказе «Коты Ултара» . Кроме того, в мифах Ктулху присутствует одноименный город. Как именно он связан с этим божеством, до сих пор неизвестно.

Небожественные существа

Подземные

Подземные (Chtonians) - милые зверюшки, напоминающие крупных кальмаров и отличающиеся от них удлиненными телами, покрытыми скользкой слизью (эта морфологическая особенность позволяет им легко перемещаться под землей). О Подземных известно, что они живут тысячи лет, ревностно охраняют свое потомство от людей и издают тягучие печальные звуки, по которым легко определить их приближение. Подробнее об этих тварях можно узнать из сборника рассказов Брайана Ламли “Из глубины” (1974).

Глубоководные

Глубоководные (Deep Ones) - рыбо-лягушкоподобные существа, обитающие глубоко в океане. Будучи амфибиями, они неплохо чувствуют себя на суше и иногда выходят к людям. В обмен на человеческие жертвы Глубоководные могут дарить золото, украшения и наполнять сети рыбой. Глубоководные также могут спариваться с людьми, порождая гибридов. В молодости такие дети выглядят совершенно обычно, однако с возрастом они постепенно превращаются в Глубоководных . Их глаза становятся выпученными, веки атрофируются, голова сужается, волосы выпадают, а кожа покрывается чешуей.

Глубоководные поклоняются Дагону и Ктулху . Лавкрафт подробно описал их в романе “Тень над Иннсмаутом” .

Старцы

Старейшие (Elder Things) / Старцы - инопланетяне, населявшие Землю до людей. Представляли собой помесь растения и животного. Старцы строили гигантские города на земле и под водой, воевали с богами (без особого успеха) и, вероятно, произвели на свет тех существ, которые населяют планету и по сей день. Цивилизация Старейших погибла в ледниковый период, их замерзший город в Антарктиде был обнаружен лишь в 1931 году. Подробно описаны в “Хребтах Безумия” .

Старцы первыми пришли из далеких глубин космоса на молодую Землю. В то время они были высокоразвитой в технологическом отношении расой, но использовали свои знания только в случае крайней необходимости. Старцы ушли со своей планеты по причине техногенного кризиса. Считали свою прошлую механистическую цивилизацию пагубной для эмоциональной сферы. Первоначально Старцы населяли только подводные пространства Земли, но впоследствии расселились и на суше.

Ранние поселенцы - Старцы создали первые «местные» живые организмы на Земле, которые затем эволюционировали до современного состояния, а также искусственно отбирали интересные виды и ограничивали развитие вредных, с точки зрения Старцев , видов. Так, прообраз человека и обезьяны - результат селекции, с целью выведения вкусного мяса и в качестве декоративной игрушки. Одним из уникальных видов организмов, созданных Старцами , были шогготы, существа из протоплазмы, способные принимать любую форму по телепатическому приказу, и используемые Старцами для выполнения различных физических работ.

В ходе развития своей цивилизации Старцы были вынуждены сражаться с потомками Ктулху , с Ми-го , с вышедшими из-под контроля создателей Шогготами .

Размножение Старцев происходило спорами, но поощрялось только при заселении новых пространств. Воспитание и образование Старцев было на высочайшем уровне. Как предполагает главный герой романа «Хребты Безумия» , строй государства Старцев был социалистическим.

На протяжении длительного времени пребывания на Земле технические и физиологические возможности Старцев угасали. Так, они утратили изначально доступную способность к космическим перелетам и не смогли покинуть Землю, а также потеряли контроль над шогготами .

Одно из наиболее значимых и последних известных наземных поселений Старцев располагалось в Антарктиде. Окруженный горами город процветал на протяжении целых геологических эпох, но со временем изменение климата (сильное похолодание) вынудило Старцев переселиться в согретые геотермальными водами пещеры под ним. Руины города были обнаружены в 1931ом году экспедицией Мискатонского университета. Судя по обнаруженным исследователями трупам Старцев и некоторым другим признакам, вышедшие из-под контроля шогготы всё-таки победили Старцев и заняли даже подводный антарктический город.

Гули

Гули (Ghouls) - существа, некогда бывшие людьми, но превратившиеся в человекоподобных чудовищ, прячущихся от солнца под землю. Причиной такой метаморфозы является людоедство. Вполне логично, что гули сохраняют свои прежние кулинарные пристрастия и питаются человеческими трупами. Подробнее о них можно узнать из романа “Сомнамбулический поиск неведомого Кадата” .

Многообразие существ мифов Ктулху данным списком не ограничивается. В других статьях мы еще поговорим о низших расах, о многочисленных монстрах, локациях и персонажах произведений Лавкрафта .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ КАК ПИСАЛ ЛАВКРАФТ? 20 жутких английских слов [ПЭМ #37]

    ✪ Говард Филлипс Лавкрафт - Зов Ктулху

    ✪ Август Дерлет - "Мифы Ктулху" - За порогом (читает Freshman)

    ✪ Говард Филлипс Лавкрафт - Книга (Howard Phillips Lovecraft - Book)

    ✪ Говард Филлипс Лавкрафт - "Зов Ктулху" [Аудиокнига]

    Субтитры

Происхождение термина

Это литературное течение названо в честь Ктулху , фантастического существа, с которым публика впервые познакомилась в рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху » в 1928 г. Любопытно, что Ктулху не является ни одним из главных, ни одним из самых ужасных божеств из пантеона Мифов Ктулху.

Особенности

В Мифах возможно использование описанных Лавкрафтом богов и существ, героев и мест, древних книг и артефактов . Хотя по большому счёту это не столь обязательно - в бесконечной Вселенной достаточно места для других богов. Последователи Лавкрафта, в частности Август Дерлет , предпринимали попытки категоризировать вымышленную группу существ. Однако считается, что единой мифологической картины мира Лавкрафта не существует, и сам писатель не стремился создать пантеон . Напротив, вселенная Лавкрафта полна хаоса и неизвестности. Один из исследователей творчества писателя С. Т. Джоши отмечает, что космогония Лавкрафта никогда не была жёсткой системой и являет собой своего рода эстетическую конструкцию .

Важный элемент Мифов - это создание атмосферы сверхъестественного ужаса в столкновении человека с чем-то, что находится за пределами привычного ему мира, с тем, что он не может объяснить. Автор не указывает на что-то конкретное, а предлагает читателю самостоятельно домыслить сущность необъяснимого. В Мифах постоянно подчёркивается неуместность человечества перед лицом космического ужаса. Люди, обладающие ограниченными способностями, не могут понять Вселенную, и это, в конечном счёте, приводит их к безумию.

Несмотря на то, что Лавкрафт творил в XX веке (а пик его творчества приходится на 1920-е годы), его произведения по стилю ближе к готике XVIII-XIX вв. (принимая во внимание и языковые архаизмы), нежели к нынешним «мастерам ужаса», таким как Стивен Кинг и Клайв Баркер (с характерным для них натурализмом). Мифы Ктулху оказали влияние на современную литературу и культуру в целом. Особенно значим их вклад в развитие жанра «мистических ужасов», эксплуатирующего многие из созданных Лавкрафтом существ .

Некоторые элементы мифологии Лавкрафта

Места

  • Аркхем - город в Массачусетсе . Частое место действия мифов Ктулху.
  • Данвич - поселение в Массачусетсе, недалеко от Аркхема.
  • Иннсмаут (Иннсмут) - маленькое портовое поселение в Массачусетсе.
  • Юггот (Йуггот, Йюггот) - неизвестная науке планета Солнечной системы (Лавкрафт отождествляет его с Плутоном), колония цивилизации Ми-го .
  • Кингспорт - поселение в Массачусетсе.
  • Мискатоник - река, протекающая через Аркхем; по её имени назван Мискатоникский университет , постоянно появляющийся в мифах Ктулху.
  • Му - затонувший континент.
  • Рю д"Осейль - улица в неизвестном городе, место действия рассказа «Музыка Эриха Цанна ».
  • Р"льех (Р"лайх) - затонувший город Ктулху и его потомства.
  • Заброшенный город Старцев в Антарктиде.

Мифические существа

  • Азатот - бесплотный дух, повелевающий древними , которых Древние Боги скрыли от земли в хаосе, за 11 печатями.
  • Гатаноа (тж. Гхатанотхоа) - бессмертное существо, оставленное на Земле пришельцами с планеты Юггот .
  • Гидра (Мать Гидра) - вместе с Отцом Дагоном является покровителем Глубоководных. Младшее древнее существо.
  • Глубоководные - разумные гуманоидные амфибии. Проживают в глубинах океана, где имеют города, и добывают со дна золото и рыбу часто выманивают женщин, чтобы продолжить свой вид.
  • Дагон (также Отец Дагон) - подводное божество, похожее на гигантскую амфибию. Вместе с Матерью Гидрой является покровителем Глубоководных.
  • Древние - древние и ужасные божества, пришедшие на Землю со звёзд и других измерений
  • Йог-Сотот - божество, связывающее разные измерения и миры («Аз есмь врата. Аз есмь ключ»).
  • Ктулху (также Ктулу) - брат Древних и погонщик Их рабов.
  • Ми-Го (также «грибы с Юггота») - раса насекомопобных пришельцев (предположительно с Плутона), что владеют интересною другою психологией и моралью . Иногда Ми-го похищают людей, берут в космические путешествия.
  • Ньярлатотеп (также Ньярлатхотеп) - воплощение хаоса, посланник богов.
  • Старцы (Старейшины) - вымершие инопланетные существа, которые давно обладали Землей. Враждовали с Потомками Ктулху и Ми-Го, создали шогготов и людей как своих слуг.
  • Шуб-Ниггурат (также Чёрная Коза Лесов с Тысячей Младых) - божество плодородия.
  • Шогготы - масса, способная изменять форму и обладающая подобием разума.
  • Хастур - божество, живущее за пределами космоса, обычно приходит в виде вихря. Способно высасывать вызывающего, оставляя лишь оболочку. Также известен как Хастур Неизрекаемый. Упоминался в некоторых рассказах Г. Лавкрафта и А. Дерлета.
  • Потомки Ктулху - упоминается в романе «Хребты Безумия », как раса космических осьминогоподобных пришельцев, пришедших на Землю во главе с Ктулху, во времена царствования Старцев , с которыми вели ожесточенные войны за пространства Земли.

Персонажи

  • Абдул Альхазред - Безумный Араб, автор Некрономикона .
  • Рэндольф Картер - путешественник и сновидец, то есть человек, умеющий проникать в мир снов.
  • Куранес - сновидец, создавший город Селефаис в долине Ос-Наргай, после смерти навсегда стал королём этого города.
  • Эрих Цанн - немой музыкант.
  • Ричард Пикман - безумный художник, изображавший на своих картинах упырей и ставший впоследствии одним из них.
  • Кезия Мейсон - салемская ведьма, классический образ зловещего призрака ведьмы, насылающей морок во сне.

Книги

  • Некрономикон - он же аль-Азиф , запретная книга, написанная Абдулом Альхазредом .
  • Unaussprechlichen Kulten - оккультная книга Фридриха Вильгельма фон Юнцта .
  • Книга Эйбона - древняя книга, повествующая о культах Гипербореи .
  • Cultes des Goules - оккультная книга графа д"Эрлета, посвященная феномену гулей (оживших мертвецов).
  • De Vermis Mysteriis - демонологическая книга Людвига Прина.

Старцы.

Старцы - раса высокоразвитых инопланетных существ. Когда-то, очень давно, именно они первыми пришли из далёких глубин космоса на ещё молодую Землю. Свою родную планету Старцам пришлось покинуть из-за техногенного кризиса. Поэтому на Земле они не применяли свои знания без крайней необходимости, считая свою собственную прошлую цивилизацию пагубной для эмоциональной сферы.

Именно Старцы в мифологии Лавкрафта создали всё живое на земле, в том числе прообразы человека и обезьяны, которых вывели ради вкусного мяса и в качестве декоративной игрушки. Размножение Старцев происходило спорами, но поощрялось только при заселении новых пространств. Первоначально Старцы обладали способностью перелетать через межзвёздные пространства с помощью своих крыльев. Но впоследствии утратили эти навыки и не смогли покинуть Землю.

Шоггот.

Это бесформенные угреподобные пузыри протоплазмы. Шогготы способны перемещаться и формировать временные органы для выполнения необходимых действий. О их размере говорит тот факт, что если Шоггот примет сферическую форму, то его диаметр будет равняться пяти метрам. Шогготов создали Старцы для выполнения подсобных и требующих больших физических усилий работ. Шогготы не обладали собственным сознанием и под действием гипнотического внушений могли принимать любую форму и выполнять любые действия.

Однако впоследствии Шогготы обрели волю и интеллект, научились запоминать гипнотические команды и на их основе самостоятельно управлять своей формой. Закономерным результатом этого была ожесточенная война между Старцами и шогготами, которую шогготы проиграли, покорившись Старцам. Однако в ходе следующей или одной из следующих войн Старцы были повержены и шогготы обрели свободу.

Гатаноа.

Центральное мифическое божество в произведении «Вне времени». Известно, что Гатаноа оставили на Земле пришельцы Ми-го с планеты Юггот задолго до начала существования человечества. Гатаноа по природе своей бессмертен и обитает в подземелье крепости, некогда располагавшейся на горе Йаддитх-Гхо, в царстве К′наа, на исчезнувшем континенте Му. Географически эта гора расположена неподалёку от Новой Зеландии. Легенда гласит, что любой, кто увидит древнее божество или даже его изображение, впадёт в состояние окаменения, при этом мозг и внутренние органы останутся целыми и будут продолжать физическую активность до тех пор, пока некий внешний фактор не разрушит окаменевшую оболочку.

Чтобы избежать пробуждения Гатаноа, люди царства К′наа ежегодно приносили в жертву двенадцать юных воинов и двенадцать девушек. Их тела сжигались на кострах в мраморном храме у подножия горы, поскольку ни один человек не осмеливался подняться к крепости на вершине горы. Однажды служитель храма Шуб-Ниггурата по имени Т′юог создал свиток, который должен был защитить его от разрушительного эффекта вида божества и вознамерился войти в крепость. Но жрецы Гатаноа подменили свиток на поддельный и он потерпел неудачу.

Дагон.

Одно из меньших божеств пантеона мифов Ктулху. Дагон и его супруга Гидра являются непосредственными покровителями рассы Глубоководных, которые почтительно именуют их Отец Дагон и Мать Гидра. Подобно самим Глубоководным, Дагон выглядит как гуманойд с чертами рыб и амфибий, однако отличается гигантскими размерами.

Гуги.

Гуги - огромные великаны, обитающие в подземном мире страны снов. Отличительной особенностью являются огромная, вертикально открывающаяся пасть и передние лапы, раздваивающиеся в локте. Проклятье богов ограничивает их диету ужасными гастами и не даёт покидать подземный мир. Тем не менее встреча с гугом смертельно опасна для человека. Но известно, что гуги сторонятся вурдалаков, хоть и превосходят их по силе многократно.

Гончие псы Тиндала.

Их создал Тиндал - один из Древних богов. Но после того, как Тиндала утопил Дагон, Псов усыновила Шуб-Ниггура. Она научила их охотничьим навыкам: хитрости, ловкости, силе и, естественно, коварству. Но через несколько тысяч лет Псов похитил Ктулху и перенес их в Р′лайх. С тех пор Он стал использовать Псов, чтобы находить своих жертв.

Из-за их связи с пространственно-временными пересечениями, Псы могут проникнуть в материальный мир сквозь угол между двумя любыми плоскостями, если он составляет 120º или менее. Когда Гончая проникает в наш мир, сначала из угла начинает куриться дымок, постепенно сплетающийся в голову, за которой следует и тело. Говорят, что если человек каким-то образом даст учуять себя этим созданиям, Гончие Псы Тиндала будут следовать за своей жертвой сквозь пространство и время неограниченно долго, пока, наконец, не достигнут. Путешественники во времени рискуют привлечь к себе внимание этих тварей.

Цатоггуа.

Легенда гласит, что в черной бездне Н`кай обитает отвратительный и могучий Цатоггуа. Про Него известно немногое, несмотря на частое упоминание в трудах о Древних. Внешне Цатоггуа походит на огромную черную жабу, сидящую на троне в темноте огромных пещер, окруженный свитой. По другим источникам он не правит в бездне, а скован и ждет своего часа. Известно также, что Ему поклонялись в Гиперборее, где Он являлся одним из верховных божеств. Находились у него и поклонники среди других рас: существовал культ в Атлантиде, а также у цивилизации Йота, известных как дети Йига.

Ктулху.

Пожалуй, самый известный из всех тварей, созданных Лавкрафтом. Ктулху - божество, Зверь миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р′лайх посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р′лайх появляется над водой, и Ктулху освобождается.

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху - инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна.

Азатот.

Азатот - верховное божество пантеона мифов Ктулху. По преданию, Азатот живёт в самом центре Вселенной, а вокруг него под звуки богомерзких флейт пляшут младшие боги. Среди его эпитетов присутствуют такие как «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос». Считается, что он сам не понимает даже того, что сам создаёт. Определенно, Азатот - самая чудовищная сущность во всей вселенной. Он не покидает свой трон, но приходит ко многим героям во снах или безумных видениях, и один только звук его имени заставляет их содрогаться от ужаса. Как полагается, о нем писал и безумный араб Абдул Альхазред в своем Некрономиконе.

Йог-Сотот.

Йог-Сотот - всесодержащий бог пантеона Древних богов. Не смотря на то, что самым могущественным из верховных богов является Азатот, Йог-Сотот находится как бы над всеми. Он назван Хранителем Врат между мирами и являет собой физическое воплощение самого мироздания. Йог-Сотот заперт вне нашей Вселенной, он существует одновременно во всех временах и во всём пространстве. Это всезнающий бог, силой своей едва ли не превосходящий Азатота, а мудростью - Йига. В одном из своих воплощений Йог-Сотот мог даже повелевать временем.

Abel Foster

0 0 0

Герой рассказа «Две черные бутылки», пономарь.

Еще не все жители Даалбергена забыли историю пастора Вандерхоофа и старого церковного пономаря Абеля Фостера. Местные старожилы полушепотом утверждают, что именно благодаря действиям этих двух старых колдунов, нечистый едва не проник в дом Господа...

Abel Harrop

0 0 0

Племянник протагониста из рассказа Дерлета «Козодои в Распадке», владевший там домом. Его исчезновение и бездействие шерифа побудило его брата начать самостоятельное расследование.

Abigail Paper

0 0 0

Сестра Амоса Пейпера, которая обращается к психоаналитику Натаниелю Кори, чтобы помочь брату избавиться от галлюцинаций.

0 0 0

Принадлежит к числу Иных богов, является прародителем всего сущего, отцом и матерью одновременно. Именуется Источником Нечестивости, обитает в пещере Й"Кваа под горой Вурмисадрет, где постоянно размножается.Выглядит он как темно-серая протоплазменная масса, исторгающая мерзкие формы. Монстры постоянно формируются в серой массе Абота и уползают от своего родителя.

Абот разумен и циничен, и может общаться с окружающими с помощью телепатии. Упоминается Кларком Эштоном Смитом в рассказе «Семь испытаний».

Ada Marsh

0 0 0

Одна из последних представителей рода Марш, героиня рассказа Дерлета «Печать Р’Лайха». В замужестве - миссис Филлипс.

Adam Harrison

0 0 0

Персонаж из рассказа «Тень в мансарде».

Двоюродный внук Урии Гаррисона, который был опасным и жестоким человеком. С теми, кто вставал у него на пути происходили различные беды. Но однажды он умер и завещал Адаму свой большой дом и участок земли. Для того, чтобы получить наследство, Адам должен прожить в доме три месяца.

0 0 0

Верховное божество пантеона мифов Ктулху. Имеет множество имен, например, «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос».

Algernon Reginald Jones

0 0 0

Кавалер Жердяка, один из ухажеров Эрменгард Стабс из повести «Прелестная Эрменгарда».

За руку и сердце Эрменгард Стабс готовы побороться два джентльмена: Кавалер Жердяка и Джек Мужик. Один исключительно по финансовым соображениям, связанным с наличием золота на ферме ее родителей, а другой - под действием юношеских чувств. К сожалению или же к счастью, мало кто помнит, что блондинкой она была не всегда.

Alonzo Hasbrouck Typer

0 0 0

Уроженец города Кингстон, штат Нью-Йорк, Алонсо Хазбрух Тайпер, последний представитель графского рода Ульстеров. Автор дневника в рассказе «Дневник Алонсо Тайпера».

Alsophocus

0 0 0

Упоминается в рассказе «Черная книга Алсофокуса», написанном в соавторстве с Мартином С. Уорнсом.

The Alchemist

0 0 0

Герой одноименного рассказа Г.Ф. Лавкрафта.

Молодой граф в поисках избавления от проклятья, наложенного на его предка много лет назад, натыкается в полуразрушенном замке на «неприметную крышку люка с кольцом» .

Alfred Clarendon

0 0 0

Альфред Кларендон, гениальный бактериолог, занимавший должность руководителя тюремной больницы в Сан-Квентине.

Ambrose Bishop

0 0 0

Персонаж рассказа «Тайна среднего пролёта».

Получает в наследство от деда старинный дом и перебирается в окрестности печально известного селения Данвич. Довольно скоро он выясняет, что старый Септимус Бишоп популярностью у этих невежественных людей не пользовался, да и ему самому предлагают убираться из этих мест подобру-поздорову.

И буквально через пару дней ему предстоит узнать, что злоба сельчан вполне оправдана.

Ambrose Dewart

0 0 0

Мужчина средних лет, получивший в наследство имение, с которым были связаны загадочные события. Имел приятный характер. Персонаж повести Августа Дерлета и Говарда Лавкрафта «Затаившийся у порога».

Ambrose Sandwin

0 0 0

Персонаж рассказа Дерлета «Сделка Сандвина». Первый из рода Сандвинов отказавшийся заключать за своих потомков договор с тайными силами - вероятно, Древними.

Amos Paper

0 0 0

Персонаж рассказа «Пришелец из космоса» Говарда Лавкрафта и Августа Дерлета.

Провинциальный врач Натаниель Кори ломает голову над тем, как излечить Пейпера от болезненных и реалистичных галлюцинаций.

Брат Абигайль Пейпер.

Amos Tuttle

0 0 0

Владелец особняка в Аркаме на Эйлзбери-Роуд, неподалеку от поворота на Иннсмут, оставивший завещание, требовавшее после его смерти уничтожить особняк и коллекцию книг. Фигурирует в рассказе «Возвращение Хастура».

0 0 0

Персонаж повести «Сокровищница зверя-чародея», колдун.

У правителя Зета гифата Ялдена случилась недостача - казначей Кишан бежал вместе с казной. И вот, чтобы восполнить свою казну, по совету великого пророка Оорна, он решил восполнить свою казну за счёт сокровищ чародея Анатаса.

Antoine de Russy

0 0 0

Хозяин поместья «Берег реки», куда однажды стучится герой рассказа «Локон Медузы».

Пожилой джентльмен рассказывает о судьбе своего сына, женившегося на очень странной женщине.

Harlow Morehouse

0 0 0

Герой рассказа «Слепоглухонемой», врач.

Однажды решил навестить своего давнего пациента, инвалида, на войне потерявшего слух, зрение и способность говорить, но приобретшего чудесный поэтический дар Ричарда Блэйка. На подступах к дому доктор и его спутники слышат прозаический стрекот пишущей машинки поэта. Каковы же были их удивление и страх, когда они обнаружили Блэйка умершим более часа назад, причем очень странной смертью.

Arthur Jermyn

0 0 0

Артур Джермин, последний из своего рода, начинает изучать своё генеалогическое древо. В результате своих изысканий ему предстоит столкнуться с тайной, которая лишит его рассудка. Протагонист одноименного рассказа Лавкрафта.

Arthur Munro

0 0 0

Репортер, отправившийся в поселение скваттеров вместе с протагонистом рассказа «Притаившийся ужас».

Arthur Wheeler

0 0 0

Персонаж рассказа Хезел Хелд и Говарда Лавкрафта «Каменный человек».

Известный скульптор, после пропажи которого его друзья Бен Хэйден и Джек пускаются на поиски. Бен и Джек находят только окаменевшее тело Артура в пещере и расследуют убийство.

Arthur Phillips

0 0 0

Герой рассказа «Ночное братство» Лавкрафта и Дерлета.

На одной из ночных прогулок Артур Филлипс знакомится с загадочным мистером Алленом, а потом и с шестью его братьями-близнецами, которые открывают Филлипсу тайну существования внеземной жизни. Оказывается, что планета пришельцев погибает, а земле, похоже, грозит завоевание.

Asenath Waite

0 0 0

Персонаж рассказа «Тварь у порога».

Жена Эдварда Дерби, дочь колдуна Эфраима Уэйта.

Эфраим после смерти вселяется в тело дочери, запирая ее душу в своем прежнем мертвом теле, погребенном под землей.

0 0 0

Герой рассказа «Другие боги», священник.

Житель Ултара, который сопровождал Барзаи Мудрого.

Aphoom-Zhah

0 0 0

Один из Древних, пришедших с Фомальгаута. Являясь порождением огненного Ктугха, он противоположен этому Древнему и носит титулы Ледяного Пламени и Бога Полюса. Пойманный в ловушку подобно Итакве, Афум-Зах заперт на северном полярном круге.

Ahab Hopkins

0 0 0

Адвокат, семейный поверенный в рассказе Лавкрафта и Дерлета «Наследство Пибоди».

Bud Perkins

0 0 0

Сосед Джефферсона Бейтса в рассказе «Дом в долине».

Barzai the wise

0 0 0

Герой рассказа «Другие боги».

Житель Ултара, который хотел увидеть богов земли. Но те ушли на вершину горы Хатег-Кла, где время от времени исполняли свои танцы. И Барзаи отправился на вершину горы в ту ночь, когда, как ему было известно, боги соберутся там. Сопровождал старика молодой священник Аталь.

The Narrator

0 0 0

Каноничный главный герой произведения, от лица которого идёт повествование, не упоминавший своего имени.

Ben Heyden

0 0 0

Спутник Джeка в рассказе «Каменный человек», уговоривший его отправится в горы Адирондак.

Binthwort Moore

0 0 0

Персонаж рассказа Лавкрафта и Хелд «Вне времени».

Таксидермист. Участвовал в исследовании таинственной мумии в музее Кэбота. Пропал без вести.

0 0 0

Битис Змеебородый, также известный, как Биатис - бог забвения, сын Иига, прибыл с Великими Древними со звезд. Он может быть вызван через свой образ, принесенный Глубоководными на Землю - если живое существо прикоснется к нему. Взгляд Битиса погружает разум во мрак и жертва сама идет в его пасть.

Two-Gun Bob

0 0 0

Герой рассказа «Бой, завершивший столетие».

В рассказе описывается поединок, что произошел накануне 2001 года. На ринг вышли Боб-с-двумя-пистолетами, Ужас Плэйнса, и Нокаут Берни, Дикий Волк Западного Шокана.

0 0 0

Брат Голгоротха, Старшие Боги замуровали его в глубоких пещерах Луны, где он отвратительно и неуклюже плавает средь Чёрного Озера Убботх в жуткой и тёмной бездне Наг-йаа и дремлет с древности, скреплённый Старшим Знаком.

Brown Jenkin

0 0 0

Тварь, обитающая в доме ведьмы в повести Говарда Лавкрафта «Сны в Ведьмином доме», написанной им в 1932 году. Относится к разряду уникальных существ бестиария, внешне представляет собой гибрид крысы и человека, способен прогрызать ход в теле человека и выедать его сердце, пока тот спит.

Принадлежал ведьме Кеции Мэйсон.

Если бы Горвард Лавкрафт вдруг оказался в нашем времени, он бы сильно удивился популярности своих произведений. При его жизни у него был очень узкий круг почитателей. А большинство считало его рассказы простым фантазерством и глупостью. Этой статьей мы начинаем цикл по созданной им мифологии.

Как и все писатели, которые проявили фантазию чуть большую, чем банальную, Лавкрафта в чем только не обвиняли. Но я советую прочесть его , и вас все станет ясно. В его произведениях важное место занимает сверхъестественный ужас. Это не простой страх перед конкретным существом, например оборотнем или зомби, а перед неизведанным, непостижимым. Это ужас из глубины человеческой психики. Ему Лавкрафт посвящает довольно обширное и подробное эссе, ставшее теперь классическим. Писатель наиболее полно исследует готическую литературу и дает оценку известным ему авторам. Позже это явление получило название «лавкрафтовский ужас», ведь именно он стал родоначальником жанра литературы ужасов.

Древние и прочие боги

Они, вероятно, одного возраста со Вселенной. Страшные существа, которые обитают среди звезд или в других измерениях. Им поклоняются различные дикие племена как богам. Внешний облик каждого Древнего индивидуален, но в человеческом понимании отвратителен. Они обладают многими знаниями, в первую очередь в области магии, и не только нашего мира. Их власть огромна, но не безгранична. Они могут влиять на людей только при определенных условия, и при помощи культистов. Некогда им противостояли Старшие боги, но нигде точно они не описываются. В произведении «Ужас Данвича» есть такие строки:

Древние были, Древние есть, и Древние будут. Не в тех пространствах, о которых нам известно, но между ними. Они идут невозмутимые и изначальные, безразмерные и невидимые для нас. Йог-Сотот знает врата. Йог-Сотот и есть врата. Йог-Сотот - и ключ, и страж врат. Прошлое, настоящее, будущее, всё - в Йог-Сототе. Он знает, откуда Древние пришли в прошлом, и знает, откуда Они придут в будущем.

Так же есть упоминания об Иных Богах. Вероятно, они сильнее Древних и покровительствуют им. Обычно к Иным относят Йог-Сотота, Азатота и Ньярлатхотепа.

Азатот

верховный бог в пантеоне. Самый частый эпитет применяемый к нему, это «безумный бог». Это слепой бог, который вечно играет на своей флейте весьма медленную мелодию. В Некрономиконе говориться, что если он хоть на минуту прекратит игру, то созданные им миры мгновенно погибнут. У него нет формы, это сгусток хаоса. Так он описывается в произведении «Сонамбулический сон

…тот последний бесформенный кошмар в средоточии хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности - безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жуёт в непостижимых, тёмных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги, чей дух и посланник - ползучий хаос Ньярлатотеп.

Есть те, кто поклоняется Азатоту, но он к ним глух. Его интересует только его флейта, которая творит миры. Мелодия флейты медленная, а сам бог находиться в постоянной печали.

Йиг — бог-змей

самый древний из правителей-Старейшин. Подробно описывается в Некрономиконе.

«Во тьме времен Йиг приблизился к предкам человека и беззвучно поговорил с их умами, предложив научить нашу расу секрету вечной жизни в обмен на преданность и поклонение. Но пророки испугались этого знания змея и решили, что завет с Йигом будет отвергнут людьми, что бы они не испортили свои души ядом змеи».

Истинная форма этого бога змея. Для общения с людьми он принимает облик человека с головой змеи, но настоящий вид не имеет конечностей. Культ его распространен в основном в Африке и восточных землях, где он почитается как монарх змей. Созвездие посвященное Йигу это Дракон, и сектанты верят, что бог именно оттуда. Прежде чем на земле пробудились люди, Йиг перенес на планету змей, для развлечения и напоминания о родине. Считается мудрейшим из Старейшин, и ему соответствует Сатурн, ведь это самая старая и холодная планета. Те, кто почитает Йига носят на теле защитный знак с его печатью. Просто у него есть привычка вселяться в тела своих последователей. Йиг никогда не говорит, но передает в сознание мага образы, и так повелевает.

Йог-Сотот

хранитель врат между мирами. По силе сопоставим с Азатотм, по мудрости с Йигом. Описывается он так: «Его видят только в лицо, у него нет тела, поскольку его тело – это сама вселенная, однако не само вещество творения, но размеры углов и расстояний между ним, поскольку он создан из неосязаемой сущности и его можно воспринимать только как мерцающий диапазон постоянно меняющихся цветов, таких, какие можно увидеть на панцире жука или крыле стрекозы в лучах солнца».

Те, кто поклоняются ему, делают это вреди дольменов, и «главный из них находиться на травянистых пустынях Альбиона». От него исходят двери в другие миры, и Йог-Сотот держит ключи от врат. Собственно, при определенном расположении звезд этот бог становиться у камней, его лицо, а точнее сверкающие сферы открывают ворота. Человек может в них пройти, обреете многие знания, по им навсегда овладеет печаль. Но находятся смелые, которые хотят пройти чуть дальше порога врат, и тогда их схватывают тени. А кто сказал, что можно шастать туда-сюда по неземным дорогам просто так? Собственно, их никто не видел потом.

Находятся и такие, которые носят знак Сотота на шее, что бы бог способствовал их мудрости и удачи. Но обычно их кости вскоре видят белеющими в пустыне.

Ктулху — уничтожитель миров

воин-бог, из всех старейшин он является самым грозным. Его главное удовольствие – разорять все, что он видит под ногами. соответствует сфере Марса. Впервые этот персонаж появляется в рассказе «Зов Ктулху». Затем упоминается во многих произведениях Лавкрафта.

Он обожает завоевывать то, что ранее было свободным. И эта жажда гонит его мирам. Приходит он не один, с ним движется армия его потомков. Они меньше его, но их много, и нападают как саранча, давя числом. Не было того, кто бы победил их. Но вот Ктулху пришел в наш мир, и встретил противника посерьезнее людей. Это были звезды. Их свет сильно уменьшает силы богов и способен их погубить. Многие ушли, но Ктулху остался, выстроив себе город на острове Р’лиех. Он изобрел мощную магию, которая хранила его от звезд. Чаще всего упоминается, что он проснется, когда звезды выстроятся определенным образом. До этого момента он повелевает своими поклонниками через свои сны. На момент рассказов город остается погруженный в море.

Его тело не имеет ничего общего с веществами нашего мира. По сути оно не твердое. Оно огромно, имеет крылья, на которых он латает, имеет когтистые лапы. А голова «напоминает бесформенную массу обитателя глубин». Крылья он держит сложенными, так что они возвышаются над его постоянно пульсирующей головой.

В «Некрономиконе» говориться, что некоторые люди носят его знак, что бы он защищал их. Но верить богу любителю треша и угара, смешно.

Дагон — ужас из глубин океана

еще один бог, предпочитающий воду. Но в отличие от Ктулху, он проводит время на дне самой глубокой расщелины, правда её точного места нахождения никто не знает. Там лежит Дагон на дне, под илом, и излучение звезд ему не мешает. Иногда он просыпается и ходит по морскому дну. Изредка он выходит на отмель, но остается там на очень короткое время, затем возвращается в глубины.

Дагон бессмертен. Его рост высок, у него руки как у человека, но более длинные пальцы с перепонками. Тело покрыто серебристой чешуей. Но субстанция не плотная, и если через него проходит свет луны, то оно похоже на туманный кристалл.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта