Главная » Дом » Архиепископ екатеринбургский и верхотурский кирилл. Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский (Наконечный Михаил Васильевич). Рука об руку, но иногда и поперек

Архиепископ екатеринбургский и верхотурский кирилл. Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский (Наконечный Михаил Васильевич). Рука об руку, но иногда и поперек

- Владыка, вы уже второй месяц на Екатеринбургской кафедре. Каковы ваши первые впечатления?

Вы только что напомнили мне об одном разговоре, который из уст в уста передается в церковном предании. Спрашивают: «Батюшка, вы сколько служите?» - «Да уж целый год!» А у монахини спрашивают: «А вы, матушка, сколько в монастыре?» - «Да еще только 10 лет». Вот такая разница между «уже» и «еще».

На самом деле никакого времени не хватит, чтобы воспринять тот могучий объем, который представляет собой православная жизнь, в каком бы уголке она ни протекала - в Екатеринбургской епархии или в любой другой.

Но, наверное, всегда у любого священника, у любого думающего христианина возникает двоякое впечатление, когда он видит в церковной жизни что-то мощное, новое: с одной стороны, он восхищается, а с другой - понимает: чтобы мы ни делали, всего будет недостаточно.

Вот и я сегодня, с одной стороны, погружаюсь в эту огромную работу, которая здесь ведется, а с другой - вижу, что моей жизни не хватит на то, чтобы перевернуть людское сознание, чтобы человек вернулся к своим истокам, к своему настоящему православному бытию.

А этого до конца не произошло - поэтому у нас и храмов разрушенных много, и люди есть, которые Бога не только не знают, но и знать Его не хотят.

- А какую задачу в первую очередь вы ставите для епархии?

Я полагаю, что для любой епархии - не только нашей, а для любой другой - есть только одна задача в Церкви: спасение человеческих душ. Все остальные должны быть подспорьем для этой - основной - задачи. Поэтому, что бы мы сейчас ни делали, мы стремимся только к тому, чтобы люди как можно больше узнали Христа.

И параллельно с этим занимаемся, к сожалению, теми скорбными обязанностями, которые выпадают на нашу долю: восстановление, постоянные стройки, ремонты…

Вовлечение в жизнь Церкви все больше и больше людей - вот это, думаю, сегодня очень значимо. Видите, какой огромный Верхотурский монастырь и как много здесь забот. Зайди сюда - и можно не выходить: разгребать и разгребать, строить и строить.

Но самое-самое, наверное, сегодня главное, что я для себя вижу, - это чтобы те, кто проповедует слово Божие, то есть будущие священники, чтобы они сами были носителями этой высокой идеи. Чтобы за время их обучения - даже если кто-то пришел в семинарию не совсем осознанно, - это осознание вошло в их жизнь, чтобы они понимали, на какую прекрасную дорогу встали и как много она потребует от них.

Планируете ли вы как-то развивать учебный процесс для будущих священников - семинарию, духовную школу? Как вы видите процесс развития духовных школ в Екатеринбургской епархии?

Мы сейчас переводим семинарию из района Уралмаш в Екатеринбурге в центр города - к Троицкому собору, в имеющееся там здание. Мы хотим, чтобы духовенство было в центре жизни - не только в сакраментальном, но и в буквальном смысле. Мы хотим, чтобы священники, семинаристы были образцом своего служения, и думаем, что когда они будут более активно участвовать в этой жизни, когда начнут ощущать в себе вкус пастырского призвания, - тогда им станет легче исполнить то, ради чего они пришли в церковную ограду.

Поэтому развитие екатеринбургской семинарии должно на какое-то время сосредоточиться на том, чтобы эта семинария почувствовала вкус своего бытия, красоту церковного студенчества. Чтобы этот период времени - очень короткий, но такой красивый и яркий - был ознаменован для семинаристов самыми лучшими событиями в их жизни. Чтобы, уходя дальше, на служение, они имели твердую основу для своего мировоззренческого и духовного взгляда.

Как вы думаете, каков главный стержень - не студента семинарии даже, а уже клирика - клирика Екатеринбургской епархии? На чем он должен быть построен - этот дом души?

Дом души - это очень серьезная тема. Но я думаю, что сегодня священник, как сын своего народа, должен об этом народе заботиться каждое мгновение. Потому что если мы проведем даже малый анализ нынешнего положения дел, то увидим, что практически во всех городах нашей страны, а тем более в селах и поселочках, населения становится все меньше и меньше.

И если мы хотим, чтобы наша нация была живой и православной, то духовенство должно быть действительно настоящим примером. Священники должны болеть душой за народ, за свой малый народ, ту малую паству, где они становятся священниками. Чтобы они силой своего примера, силой своего духа могли бы сплотить людей, удержать от этого стремительного падения, в которое мы сейчас отправляемся - потому что страна разрушается на глазах, и разрушается не внешними какими-то признаками, а изнутри. У людей нет энтузиазма, нет жажды жизни. У людей нет перспективы.

И священник должен стремиться вовлечь народ в красоту жизни, Богом нам данной, чтобы люди воспряли, смогли как-то более трезво, осмысленно и с любовью совершать свое земное служение. Вот для этого священник, путевождь - он крайне необходим сейчас. Очень необходим. Он должен вести за собой в атаку. А не зарываться в окопы.

Спаси Господи, владыка. В праздник святого праведного Симеона, такой важный и для Екатеринбургской епархии, и для всей нашей Русской Православной Церкви, скажите несколько слов для нашего портала, несколько пожеланий.

Я родился на Урале и вырос с именем праведного Симеона Верхотурского, и у меня очень трогательное состояние сейчас, когда, находясь уже в достаточно зрелом возрасте, я чувствую, как откуда-то из глубины души возникают образы детства и воспоминания о тех людях, которые так нежно и трепетно любили эту память, этого святого.

По сути дела праведный Симеон Верхотурский являет собой некий образец того, с чем мы пришли в Сибирь. Несмотря на то, что он уральский святой, прославляется как святой сибирский, для людей того времени не было, наверное, разницы, Урал или Сибирь, но входя в Сибирь, люди имели своего святого, именно такого - кроткого, незлобивого, очень добродушного, очень много творящего полезного в своей жизни. И это являлось символом христианства и просвещения Сибири.

Поэтому сегодня я хотел бы пожелать всем, чтобы мы вспомнили о своих истоках, о том, что в нашу жизнь должны быть возвращены подлинно христианские ценности, которых, к сожалению, становится внутри нашей христианской жизни все меньше и меньше: а именно те качества, которые нам дал праведный Симеон Верхотурский. И впитывая их в себя, мы будем знать, что Господь даст нам силы и возможность для того, чтобы осуществлять свое служение и далее.

9 августа 2011 г. в Екатеринбург прибыл новый Правящий Архиерей – Архиепископ Кирилл. Сегодня «Православный вестник» имеет честь представить Владыку нашим читателям.

– Владыка, монашеский постриг Вы приняли в возрасте 19-ти лет. Шел 1970-й год. Как получилось, что советский юноша нашел Бога и выбрал гонимую Православную Церковь? У Вас были верующие родители?

– Да, семья была верующая. У меня пятеро старших братьев – все всегда ходили в храм, никто не был комсомольцем (во всяком случае, до армии). И, наверное, этим они так достали систему, что, когда дело дошло до меня, младшего, у родителей были очень сильные проблемы – и у отца, и у мамы. Они много из-за меня пострадали, мои родители.

– Как родители прививали Вам веру?

– Никак специально не прививали. Это была норма жизни, естественное состояние.

– Спрашиваю не из любопытства. Сегодня существует проблема: воцерковляющиеся мамы порой своей активностью и нездоровым «благочестием» убивают в детях живость веры. И в переходном возрасте начинается бунт.

– Живость веры убивается, это точно, если железным кулаком загоняют в рай, если нельзя ни шага ни вправо, ни влево… А переходный возраст все переживают, он может быть в любой возрастной группе. И у меня в какой-то период было протестное настроение.

– А как это было?

– Мама позвала в храм, я ответил: «Не пойду». – «Почему ты не хочешь идти в храм?» – «Не хочу, и все. Что там с этими бабками вашими делать? Не пойду». Мама заплакала, расстроилась. Старший брат, диакон, тоже уговаривал идти в храм, а я отвечал, что быть там, среди бабушек – не мужское дело.

А потом жизнь подвела к пониманию, что без Церкви невозможно жить. Ты проходишь период поисков, и в итоге у тебя остается самое главное. К 18-ти годам у меня уже не было никаких метаний, выбор был сделан абсолютно осознанно.

– Как человек с опытом, что бы Вы посоветовали нынешним школьникам-христианам, которым приходится порой в школе сталкиваться со взглядами и традициями, противоречащими христианству? У Вас же, наверняка, были такие ситуации? За что стоит рубиться, а что можно просто игнорировать?

– Никогда нельзя давать на поругание имя Божие. Если ругают тебя – надо терпеть. Меня тоже били в школе. Если насмехаются над тобой – ничего страшного. А Господа отдавать на посмеяние нельзя, за это стоит рубиться – за Бога, за Церковь, за родителей, за Родину. Есть понятия, которые выше нас, выше и дороже.

Ситуация выбора существует всегда. Но во времена моей учебы сама система обязывала педагогов проводить атеистическую линию, хотя многие на самом деле так не думали. Никогда не забуду, что за меня вступалась парторг школы, которая могла потерять не только партийный билет, но и работу.

Помню покойного директора школы, который тоже сочувственно относился к моей позиции. Помню учителей, которые для меня всегда были родными и близкими людьми, которых я любил и уважал вне зависимости от их отношения ко мне, и сейчас люблю и уважаю. И с одноклассниками всегда дружил, и до сих пор мы общаемся.

Что касается сегодняшней ситуации в школах – я, например, не понимаю, почему администрация порой так настаивает на тех же хэллоуинах, а священников в классы не пускает. Боятся пресловутой клерикализации общества и стараются таким образом отвлечь людей от Бога?..

Такое впечатление, что сейчас в школе очень сложно и ученику, и учителю. Те, кто сегодня идут в учителя – это подвижники. Нас за длинные волосы, за небритые усы, за грязную обувь могли наказать, а сейчас ученики и курят, и ходят непонятно в каком виде – и как с ними работать учителям, трудно понять.

Поэтому я понимаю родителей, которые выбирают для своих детей домашнее воспитание, понимаю тех, кто максимально отстраняет детей от компьютера, от телевидения: человек слаб, и это может развращающим образом повлиять на ребенка. Но я не понимаю родителей, которые ограждают ребенка буквально от всего, потому что пройдет время – он вырастет и с таким рвением набросится на все, прежде запретное, что последнее может быть гораздо хуже первого.

– Владыка, вот еще одна церковная проблема нашего времени. Православие – одно. Христос – один. И каждый должен служить Богу своим даром, и все мы, такие разные, составляем единую Церковь. Но православные сегодня очень легко разделяются из-за разницы во взглядах, конфликты между приходами и различными христианскими обществами могут возникать «на ровном месте». В чем причина такого явления, и как эта болезнь лечится?

– В нашей Церкви существует масса приходов. И каждый приход – это маленькая церковь, но это не значит, что она находится в автономном плавании и спасается отдельно от всего мира.

Думаю, очень многое происходит из-за отсутствия православных корней. Проблема заключается и в том, что, придя в Церковь взрослым, человек очень быстро забывает, что он – младенец в церковнойжизни. И начинает все, наработанное за оградой Церкви, вносить в церковную жизнь – отсюда появляется очень много неразберихи. Он считает себя умным, образованным, способным, верующим, и свой опыт считает самым главным в жизни Церкви. А на самом деле он не прошел еще самых азов.

Меня в молодости всегда поражало то, что я читал в житиях святых и духовной литературе: как смиряли в Церкви людей с образованием. Пришел кто-нибудь умный в монастырь – его обязательно поставят чистить туалеты, разгребать навозные кучи. Зачем, если он может приносить пользу в другом?

А вот затем, что нужно обязательно пройти все. Потому что человек, который прошел низы, начинает видеть Церковь другими глазами. А если не прошел – он действует по принципу «я нигде не училась, я сама преподаю». Такие люди и вносят разделения во внутрицерковную жизнь.

И ортодоксы, и либерально настроенные православные в подавляющем большинстве родились как верующие 20 лет назад; они не воспитывались в церковной ограде, не испытали очень многих притеснений, через которые прошли наши родители. Они пришли в Церковь, где можно и в школу православную ходить, и литературу духовную издавать, и создать церковный телеканал. Они этого не ценят, поэтому позволяют себе разделения. Если бы ценили, этих разделений не было бы.

Сегодня очень многие люди крайне резки в суждениях, склонны осуждать любого человека; и неуважение к начальству – духовному или светскому – считается национальной доблестью. Если ты никого не осуждаешь и не обличаешь, ты неинтересен для общества. Ты должен быть пророком с огненным мечом и рубать направо и налево всех, в том числе и соседей по приходам. Эта беда от невоцерковленности, на мой взгляд. Потому что люди, которые в Церкви много чего испытали, никогда не будут склонны к таким резким действиям. Они гораздо более терпимы. Для всех есть поле деятельности. Тебе не нравится этот приход – пойди в другой, найди себя там и работай согласно своей душе. А если у тебя такая душа, которую все не устраивает, ты везде будешь метаться и ни к чему не примкнешь.

– А что с этим делать?

– Однажды у преподобного Пимена Великого спросили: «Что делать, если брат согрешает?» Он ответил: «Закрой глаза». – «Но он же согрешает! Господь призовет меня на суд и скажет: твой брат согрешал, а ты ему ничего не противопоставил! Что я Ему отвечу?» – «Ответишь: Господи, я вынимал бревно из своего глаза прежде, чем заняться сучком в глазу другого».

– Владыка, еще к вопросу о разнице во взглядах. У каждого из нас – свои дарования, свое призвание, свой характер. В зависимости от этого каждый находит для себя в Евангелии, в Церкви что-то наиболее ему близкое и именно с этим в первую очередь ассоциирует православную веру. Кто-то акцентирует внимание на аскезе, кто-то радуется Божиему милосердию, кто-то всюду видит признаки Апокалипсиса… Какое оно – Ваше Православие?

– Я всегда вспоминаю одного священника, который при советской власти дважды сидел по идеологическим причинам, не изменил своим убеждениям, но при всем при этом был совершенно радостным человеком. И всегда говорил нам, ожидавшим с минуты на минуту или к вечеру текущего дня конца света: «Посмотрите на жизнь! Вы все думаете о Боге, как о страшном Судии, но не стараетесь воспринять Бога как человеколюбивого Отца. Мир создан для человека – так находите в нем радость! Это не будет мешать вам осознавать свое недостоинство перед Творцом». Слава Богу, этот священник до сих пор жив. Он повлиял на наши мятущиеся и постоянно протестующие против чего-то души своим любвеобилием. Тем более, он говорил не теоретически, а немало в жизни испытав.

Кроме того, я очень люблю богослужения, и служба, если она идет, как должно, приносит мне огромную радость. Когда ты приходишь в храм, вдыхаешь запах церковный, входишь в эту среду – радость необъяснимая. Я поэтому не понимаю священников, которые не любят служить. У них служба – как бы между прочим. Они любят проповедовать или что-то еще, но богослужение не является для них делом главным: служат, потому что нужно. Но как можно в воскресенье не служить Божественную Литургию и заменить ее пусть даже на какие-то церковные дела?

Сегодня в Церкви очень мало любви к богослужению. Отсюда очень много вопросов по поводу красоты службы: плохо читают, церковнославянский язык не понятен… Постой на клиросе два месяца с хорошим чтецом и певцом – ты поймешь не только язык, ты поймешь суть, красоту, глубину богословской мысли, которую невозможно выразить русским языком – тем языком, на котором мы сейчас говорим.

Поэтому Православие для меня – это необъяснимая глубина, и, чем дальше живешь, тем больше оно тебя восхищает, радует, наполняет особым чувством. При этом ты понимаешь, что ты никто, песчинка несчастная – и все. Но тебе это сокровище дано.

– Владыка, какой была Ваша реакция на известие о переводе на Екатеринбургскую кафедру?

– Этого не может быть!

– В плохом или в хорошем смысле?

– В хорошем! Потому что Екатеринбургская епархия – далеко не самая последняя епархия в нашей Церкви. Она очень развита, здесь очень многое сделано, и есть очень большие перспективы. И люди, которые трудятся здесь, должны этому соответствовать. Но в любом случае – ты не соответствуешь что Ярославлю, что Екатеринбургу.

По внутреннему ощущению ты понимаешь, что глубина святости и ответственности служения намного превосходит твои человеческие возможности…До Ярославской кафедры у меня была Тула, до нее – Молдавия, еще раньше – Владимир. Как архиерей я сменил несколько кафедр, и к перемене места служения был морально готов. Другое дело, что с возрастом это чуть сложнее. Но ты прекрасно понимаешь, что нельзя ни к чему привязываться. Это дает возможность не соотносить себя с конкретным местом. Но я никогда не думал о Екатеринбурге, мне это даже в голову не приходило.

– Владыка, с чем в первую очередь у Вас ассоциировался Екатеринбург раньше, и каковы нынешние впечатления? Пожалуйста, поделитесь Вашими впечатлениями о епархии, которую Вы возглавляете уже больше месяца.

– Екатеринбург – это мощь, расцвет, это Храм-на-Крови, это телеканал СОЮЗ, который знают все – правда, все давно уже забыли, что он екатеринбургский – все его воспринимают как общецерковный, который смотрят миллионы, и так оно и есть.

И еще: церковные люди здесь очень добрые, и это нечто непередаваемое. Я давно себя так не ощущал – как в той церкви, в которой я вырос. Когда я приходил в церковь, будучи маленьким, у меня было четкое ощущение, что меня там очень ждут, что именно меня там ждут. Все рады, что ты пришел. Понятно, что этого не было в буквальном смысле, но я с этим ощущением вырос. Я шел в храм с радостью, потому что там батюшка такой хороший, и люди такие хорошие, и все они тебя ждут непременно. И, если ты не придешь на службу, они расстроятся. Спать хочется – а обязательно надо идти.

Кстати, возвращаясь к детству: чтобы прийти к началу службы, надо было выходить из дома в 3 часа ночи. Потому что служба начиналась в пять-полшестого утра, а мы жили на другом берегу реки, до храма было 9 км. В сельский храм все приходили только по воскресеньям, и священник вечером служил вечерню, а всю службу начинал с утра, и она шла до 2-х часов дня.

Поэтому и были проблемы в подростковом возрасте: тебе хочется поиграть в футбол, сходить в поход, а надо идти в храм – тогда и был всплеск недовольства, но он прошел очень быстро.

Сегодня я вижу здесь людей, очень похожих на церковных людей моего детства. И это ни с чем не сравнимо.– Екатеринбург сегодня является ярким отражением принципа «Действие равно противодействию». Чем успешнее развивается епархия, тем более активно и даже агрессивно проявляют себя атеисты, и это создает конфликтные ситуации. Как нам себя вести?

– Если б я знал, как себя вести… Единственное – я считаю, что наша проповедь, наши действия не должны быть навязчивыми. Мы должны проповедовать, мы должны нести слово Божие, но навязывать слово Божие тому, кто не хочет его воспринимать, нельзя.

Они живут здесь, и мы живем здесь. Они вынуждены нас терпеть – и мы вынуждены понимать, что такое мировоззрение существует. Будем жить с пониманием того, что Христос пришел на землю не только ради нас с вами, но и ради них тоже. Ради этих людей Он пролил Божественную Кровь, принял крестные страдания – в том числе ради каждого из них, как бы они сами к этому ни относились. Может, кого-то Господь приведет к Себе через наш пример. Поэтому надо стараться быть образцом для подражания, насколько это возможно. И делать свое дело. Другого ничего не остается.

– Владыка, пожалуйста, скажите несколько слов читателям нашего журнала.

– Живите с Богом. Самое большое горе в жизни человека – чувство богооставленности. Это самое страшное. И самая большая радость – когда ты чувствуешь присутствие Божие в любых обстоятельствах. Вот это ощущение присутствия Божия в нашей жизни никогда не должно нас покидать. Надо всегда чувствовать себя перед очами Божиими, и тогда будет легче. А с Божией помощью все вопросы решатся.

– Владыка, спасибо Вам за эту беседу. Пусть Ваше доброе ощущение из детства здесь, в Екатеринбурге, сохранится на долгие-долгие годы.

Беседовала Светлана Ладина

Биография:

Родился 15 мая 1961 г. в поселке Верхнечусовские Городки Чусовского района Пермской области в рабочей семье.

В 1978 г. окончил среднюю школу.

25 октября 1980 г. настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира архимандритом Алексием (Кутеповым, ныне - митрополит Тульский и Ефремовский) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.

26 октября 1980 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1981 г. - во иеромонаха.

В 1986 г. окончил Московскую духовную семинарию по сектору заочного обучения.

С 26 октября 1980 г. по 6 мая 1981 г. служил в сане иеродиакона в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира. С 6 мая 1981 г. по 1 июня 1982 г. - клирик Свято-Троицкого собора г. Александрова Владимирской области. С 1 июня 1982 г. по 19 марта 1984 г. - настоятель Свято-Никольского храма г. Киржача, благочинный церквей Киржачского округа.

7 апреля 1984 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) в Успенском соборе г. Владимира возведен в сан архимандрита.

С 19 марта 1984 г. по 10 июня 1987 г. - настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинный церквей Владимирского округа.

С 10 июня 1987 г. по 7 июля 1989 г. - настоятель Феодоро-Тироновского кафедрального собора г. Кишинева, секретарь митрополита Кишиневского и Молдавского, благочинный церквей Кишиневского округа.

Член Поместных Соборов 1988 и 1990 гг.

С 7 июля 1989 г. по 9 октября 1995 г. - клирик Тульской епархии, секретарь митрополита Тульского и Белевского, благочинный церквей Тульского городского округа. С 9 октября 1995 г. по 1 января 2000 г. - настоятель Свято-Никольского (на Ржавце) храма г. Тулы. С 15 марта 1999 г. по 15 марта 2000 г. - настоятель Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы.

С 1 октября 1998 г. - ректор пастырских курсов при Тульском епархиальном управлении; с 7 марта 2000 г. пастырские курсы преобразованы в Тульское духовное училище, а 6 октября 2001 г. училище преобразовано в Тульскую духовную семинарию с 5-ти летним сроком обучения.

26 февраля 1998 г. решением Священного Синода избран епископом Богородицким, викарием Тульской епархии.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 68) назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Екатеринбургской митрополии. Также определением Синода (журнал № 120) освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и назначен ректором Екатеринбургской духовной семинарии.

C декабря 2011 г. по март 2012 г. и с мая 2013 г. по январь 2014 г. - временный управляющий Каменской епархией.

Комсомольская правда, 7 мая 1999 г.

Поступки епископа
Екатеринбургского и Верхотурского вылились в скандал, перехлестнувший далеко за церковную ограду ГРУППА уральских священников сделала заявление: уже пять лет ими правит епископ-гомосексуалист.

“Наш епископ - педераст!”. С такими плакатами месяц назад стояли у одной из церквей Нижнего Тагила разъяренные верующие. Виновник событий - владыка Никон - должен был приехать на богослужение. “Никон -содомит! - скандировали манифестанты. - Не пустим козла в храм!” Содомитами в церковной традиции зовутся гомосексуалисты. От библейских городов Содома и Гоморры. Их жители увлекались мужеложством, и Господь утопил их на дне Мертвого моря. Владыке сообщили о беспорядках на полдороги. Он развернулся и уехал в Екатеринбург.

Никон появился в Екатеринбурге в 94-м году и сначала понравился. Потом стали замечать неладное. Однажды владыка украл антикварное церковное облачение XVII века. Настоятель нижнетагильского храма Александра Невского отец Геннадий Ведерников выпросил расшитое золотом одеяние в краеведческом музее на один день. Владыка увидел: “Отдавай!” Долго священник валялся у директора музея в ногах" просил простить долг...

Вусмертъ упиваясь, Никон бил священников. Однажды во время визита в один из монастырей он со всего маху дал подзатыльник и представителю губернатора Свердловской области по Верхотурью Александру Капустину. Тот не знал, как и поступить.

В трапезных высшие чины области пили с Никоном водку и орали под гитару мирские песни. Однажды епископ сорвал с председателя правительства области орден, макал его в стакан с водкой и требовал: “Доставай зубами”. А потом плескал водкой в небо и вопрошал Бога: “Ты кто? А я- епископ!”

Но хуже всего были слухи о сексуальных наклонностях Никона...

Из досье “КП”
Православное духовенство делится на черное и белое. Белые священники могут вступать в брак. Черные должны жить в абсолютном безбрачии - из них состоит верхушка церковной номенклатуры. Но, увы, есть еще и “голубые” священники.

ПЕРЕДО мной сидит двадцатипятилетний молодец с подбитым глазом. Сергей Мордовцев был служкой в монастыре Верхотурья.
- Наш архиерей, - Серега выпячивает большой палец, - вот такая девка. В плане орального секса ни одна баба меня так не удовлетворяла.

Ничуть не смущаясь, парень рассказывает, как его вызвал некий иеромонах: “Можешь ублажить архиерея?” “В смысле?” - “Трахнуть его”. Целомудрием Серега не страдал. “За деньги - без проблем”.

Каждый раз, когда Никон приезжал в Верхотурье, Серега царственно позволял владыке делать себе минет. За пять раз неземного блаженства Мордовцев получил шесть миллионов старыми.

Сергея здесь никто не осуждает. Ложась в постель с жирным мужиком, он спасал от бесчестья всю братию. До того как Мордвинов дал согласие поработать проституткой, Никон вымогал себе в койку девственных и целомудренх монахов.

Вот рассказ настоятеля монастыря. “В октябре 95-го года к нам прибыл епископ Никон. Я поднялся в его покои за благословением; владыка был в трусах, рядом стоял мой брат, священник Олег Федотов. Владыка был изрядно выпивши. Ложась, он сказал. “Пимен, пусть твой брат меня полюбит, и я буду его женой”.
Настоятель отказался отдать брата, и епископ снизил требования" “Приведи ко мне какого-нибудь монаха. Несчастному Пимену долго пришлось убеждать владыку, что все ушли на службу. Тогда Никон спустил портки и полез к нему самому.
С того дня архиерей стал требовать с настоятеля мальчиков для утех.

Для справки: система подчинения в церкви - более жесткая, чем даже в армии. Не подчиниться приказу -страшный грех. За который следуют жестокие санкции.

Епархия узнала, что такое “карьера с раздвинутыми ногами”. Женатых священников епископ ненавидел (как женщин вообще). На руководящие посты назначал "своих”.Епархию потряс случай, когда настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Каменск-Уральске поставили архимандрита Клавдиана. 25-летний юноша получил монастырь в день.... пострига - ни дня не пробыв монахом. Он признался, что был любовником Никона. Священники зовут его "Клавдия Ивановна".

КУЗНИЦЕЙ кадров для Никона стало Екатеринбургское епархиальное духовное училище. Мне удалось встретиться с его бывшими слушателями. Оба в 17 лет поступили туда, мечтая “служить Матери-церкви”. Обоих домогался владыка. Леша счастливо избежал такой участи. Саша не смог.

Вступительных экзаменов не было. Отбирали но внешности: рост, вес, фейс... Дали тест: четыреста вопросов.
"Любите ли вы рассматривать в зеркало свои половые органы? Любите притрагиваться к ним? Пользуетесь косметикой?”
Отбирали юношей не для учебы. Этого от них не требовали вообще.

Они говорили: “Вы наши бедненькие. Такие загруженные!”- На четвертом курсе мы сдавали “хвосты" за первый. И получали грамоты “За отличную учебу”!

Через месяц Леху и Сашу повезли на дачу к Никону.

Нам сказали будете работать. Мы: давайте грабли возьмем. А они тринадцать бутылок водки купили, пива два ящика.

Еще в машине ребят начали поить. Везли, явно путая дорогу. На даче “семинаристов” поразила роскошь - баня с бассейном, “сексодром” пять на пять метров. Леха вовремя понял, для чего здесь, и сумел “откосить”. Сашу упоили почти до потери сознания.

Захожу в баню, - рассказывает он, -смотрю, голый Никон сидит. Я так обалдел, что протрезвел. Мне церковь тогда в розовом цвете казалась. Про кого угодно мог подумать - только не про епископа.

Никон попросил попарить ему спинку. И подливал парню еще.

Меня почти бесчувственного в постель к Никону подложили..

Протрезвев, парень на священников смотреть не мог.

“Когда я выхожу в храме благословлять народ и вижу красивого мальчика, у меня все встает, и я ничего не могу поделать...”

Из училища ребята сбежали. Через некоторое время ночью за Сашей приехала машина. Никон ждал в храме. Вскинул руку на алтарь: “Клянусь - если ты кому-то расскажешь, тебя похоронят под гробом покойника. Никто не найдет твой труп".

Даже теперь, спустя год, состояние мальчика близко к истерике. Он стаканами пьет валерьянку, ест транквилизаторы. Скрывается, дома не живет...

Может, именно его судьба переполнила чашу терпения. Летом 98-го года 52 священника (ровно половина епархии) пожаловались на Никона Патриарху. Все факты они изложили в девяноста рапортах. Делегация из пяти батюшек отвезла их в Москву.

В январе приехала комиссия. По результатам ее работы 1 апреля Священный Синод вынес постановление: освободить самых активных отцов-смутьянов от должностей. Епископу Никону объявить выговор... как не обеспечившему руководство. То есть наказать за то, что священники осмелились жаловаться!

Батюшки были в шоке. По церковным законам, ты можешь покаятьря в убийстве - тебя простят. Но того, кто уличен в гомосексуализме, отлучают от церкви 15 лет. Педераст не просто не может быть епископом. Он вообще не христианин!

Центр сопротивления разместился в Нижнем Тагиле. Идейные предводители - отец Геннадий Ведерников и благочинный всех зон города отец Фома Абель (он исповедует зеков, в том числе легендарную ИТК-13 - зону “Козленок”, где сидел Дима Якубовский) - развернули агитацию. На двое суток пятьдесят верующих женщин захватили один из монастырей. Требовали епископа. Пикантно, что монастырь был мужской.

ВЕРУЮЩИЕ в смятении. Кто-то верит в порочность Никона, кто-то считает, что это клевета. Многие перестали ходить в храмы - боятся поцеловать руку у священника-педераста.

Состояние “мятежных” отцов тоже близко к нервному срыву. Епархия заняла по отношению к ним позицию “собака лает - ветер носит”. Никаких комментариев она не дает. Отец Фома Абель грустно шутит: "Если бы я на зоне сказал “Братья ваш пахан - петух!” - его разорвали бы в клочья...”
Обоих отцов Никон обещал засадить за решетку. Каждый день они ждут, что у них “случайно” найдут наркотики или патроны. Подкинуть их легко. Несколько дней назад дома у отца Геннадия побывал “вор”. Демонстративно украл самую малость. Младшая дочь священника сказала, что это был монах. Уж поповна может отличить клирика от уголовника...

Но священники не сдаются.

Я экстремист, - говорит доведенный до края отец Геннадий, - если они попробуют лишить меня сана, я соберу отряд казаков (батюшка “духовно окормляет” казачий военный округ. -У. С.) и пойду громить церкви, где засели содомиты! Мы выкинем их из божьих храмов!

Отцу уже предлагали помошь бойцы тагильскогоОМОНа, которых он когда-то провожал в Чечню. У батюшек осталась последняя надежда - Патриарх.

Ульяна СКОЙБЕДА
Москва - Нижний Тагил.

Дата рождения: 15 мая 1961 г. Страна: Россия Биография:

Родился 15 мая 1961 г. в поселке Верхнечусовские Городки Чусовского района Пермской области в рабочей семье.

В 1978 г. окончил среднюю школу.

25 октября 1980 г. настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира архимандритом Алексием (Кутеповым, ныне — ) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.

26 октября 1980 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1981 г. — во иеромонаха.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. () назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. () назначен главой новообразованной . Также определением Синода (журнал № 120) освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и назначен ректором Екатеринбургской духовной семинарии.

Образование:

1986 г. — Московская духовная семинария.

Епархия: Екатеринбургская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Екатеринбургская митрополия (Глава митрополии) Награды:



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта