Главная » Красота и здоровье » Сообщение на тему живопись народов ямала. Основные обычаи и традиции. представляет главный смысл и главную ценность

Сообщение на тему живопись народов ямала. Основные обычаи и традиции. представляет главный смысл и главную ценность

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Описание слайда:

Песня Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

Слайд 22

Описание слайда:

Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988).

Крамарь Савелий

Народные праздники и традиции коренных народов ЯНАО. Исследовательская работа ученика 3 "Б" класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

ЯНАО, город Губкинский

  1. Введение…………………………………………………………..3 стр.
  2. Дни большой радости……………………………………………3 стр.
  3. День оленевода...…………………………………………………3 стр.
  4. День рыбака………………………………………………………4 стр.
  5. «Медвежий праздник»…………………………………………...5 стр.
  6. Заключение………………………………………………………..6 стр.

Введение.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Это отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

Дни большой радости.

Как известно, у ненцев традиционные народные праздники, называются днями большой радости. Это - день рождения ребёнка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи – свадьба. День рождение человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадает пуповина у младенца. Этот праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни не разу не отмечает день своего рождения. По случаю рождения ребёнка забивается молодой оленёнок, одариваются подарками женщины, которые принимали роды.

Из истории известно, что ненцы поклоняются духам. Поэтому пока взрослые отмечают рождение ребёнка, дети в это время выдумывают всевозможные небылицы о том, что может ребёнка принёс какой-то дух или он сам прилетел на крыльях, как дух.

День оленевода.

Нам известно, что большую роль в жизни ненецкого народа играет оленеводство. Ненцы традиционно используют оленей как транспортных животных, запрягая их в нарты. Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строиться жильё. Мясо оленя – полезный пищевой продукт. Поэтому ненцы ежегодно устраивают национальный праздник – День оленевода, связанный с их хозяйственной деятельностью. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространёнными являются гонки на оленьих упряжках, метание топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Гонки на оленьих упряжках, красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие оценивают красоту бега оленей, их окраску.

Для того, чтобы вырастить крепкого, быстрого и красивого оленя, оленеводу нужно заботиться о стаде. Надо следить, чтобы на пастбище хватало корма, защищать оленей от волков, лечить больных животных, следить чтобы они не отстали и не заблудились.

Традиционным развлечением на празднике оленевода является метание тынзея (аркана) на поставленную вертикально палку. Таким образом ненцы учили своих детей как правильно заарканить оленя. Так же традиционным развлечением является бросание топора на дальность. У ненецких детей так вырабатываются ловкость, а с помощью стрельбы из лука меткость для охоты.

Интересны на дне оленевода соревнование по прыжкам через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершают двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через тридцать и более нарт без отдыха. Такие соревнования ненцы устраивают своим детям, чтобы они были выносливыми и быстрыми. Одна из забав ненецкого народа перетягивание палки сидя, упершись друг в друга ступнями ног. С раннего возраста дети играют в такую игру, чтобы быть сильными.

Но на Дне оленевода все эти виды соревнований – мужские. Женщины в этот день готовят национальные угощения (оленье мясо, струганина). Также женщины готовятся к ярмарке, на которой продают изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и так далее).

День рыбака.

Один из самых известных праздников коренных жителей ЯНАО, считается День рыбака. Но так как основная заповедь ненцев-рыбаков гласит: «Не вылавливай всю рыбу из озера – оставь потомкам!», то даже в этот праздник много рыбы не вылавливают. Сам праздник же празднуется в летнее время года и может сопровождаться различными соревнованиями в виде гонок на лодках, ловли рыбы. На празднике угощают ухой и устраивается ярмарка.

«Медвежий праздник».

В духовной культуре северных народов большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «Медвежий праздник». Этот праздник проводится, как и периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «Медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.

По древней легенде медведь был сыном небесного бога Нум-Торум. Думал этот сын, что жизнь на земле интереснее, чем среди звёзд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь. Повелел жить на земле добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу и над ним. Медведь не послушал предупреждений отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда.

Праздник празднуется в жилище охотника, который убил медведя. Для этого освобождается комната для танцев и представлений. В комнате ставится «священный стол», среди угощений – хлеб, печенье, конфеты, рыба, оленье мясо. На стол ставят голову медведя. Перед ней ставят берёзовый нарост – чагу. Почётные места с обеих сторон стола должны занять шаман и охотник.

Перед приездом охотника с медвежьей головой, должны прогреметь семь выстрелов, и в целях очищения необходимо обрызгать друг друга водой или осыпать снегом. Ведь встречают не просто зверя, а грозного предка, который может возродиться после смерти, и чтобы душа убитого не принесла людям вреда, нужно очиститься перед ней, а потом задобрить её – в этом традиционный смысл «Медвежьего праздника».

Обряд очищения перед душой медведя заключается в том, что после того, как голову медведя бережно положат на «священный стол», к ней наклоняются для прощения. Охотнику первому нужно извиниться перед головой, просить у неё прощения за то, что выследил и убил зверя семью стрелами. После ритуальной части начинается костюмированное представление, звучат обрядовые песни. Пляшут и поют женщины и девочки.

Раньше праздник отмечали на несколько дней. Заканчивал праздник шаман, предлагал выйти всем во двор. Но представления могли продолжаться и на улице. Все дни, в этот праздник, восхваляют медведя и извиняются перед ним. Только потом варят и съедают медведя целиком.

Шкура, часть морда, губы, череп – считаются священными и хранятся отдельно.

Заключение.

Можно сказать, что народные праздники открывают путь к освоению национальной культуры, знакомят нас с традициями и обычаями народов севера.

Существует ряд обычаев, традиций и праздников, которые сохранились до настоящего времени, благодаря которым мы узнаём и изучаем историю северных народов.

Cлайд 1

Cлайд 2

Проект выполнили: Нистратова Дарья, Окинина Анастасия, Рыбакова София, Ситохин Иван, Аббасова Ирада - ученики 6 класса «А» ГОУ СОШ № 1970 Руководитель проекта: Карпенко Наталия Александровна - учитель русского языка и литературы

Cлайд 3

За всё время своего существования человечество так и не смогло научиться жить в мире и согласии. Людям покорилась планета. Постепенно осваиваются космос и океанские глубины. Но мы так и не научились самому главному – мирно сосуществовать. Не смогли совладать с животной агрессией, которая в течение тысячелетий охватывала и терзала целые народы, ввергая их в пучину войн и конфликтов. Мы считаем, что конфликты между людьми зачастую вызваны непониманием друг друга, незнанием национально-культурных особенностей людей других национальностей. В нашей школе учатся ребята из многих регионов России. В наших семьях – разные традиции, разное воспитание. Но мы хотим, чтобы между нами было как можно меньше споров и разногласий, чтобы мы стали ближе друг к другу. Поэтому ребята нашего класса решили каждый год знакомиться с историей, культурой и традициями разных народов нашей многонациональной Родины. Мы думаем, что эти знания не только обогатят наш духовный мир, но и сблизят нас с другими народами России.

Cлайд 4

Изучить культурное наследие народов Севера, расширить представление о творческой и духовной жизни северных народов, привлечь внимание учащихся к культуре других народов Российской Федерации.

Cлайд 5

1) Разработать и провести классный час «Путешествие на Ямал»; 2) подготовить презентацию в электронном виде для пополнения медиа-фонда «Библиотека будущего»; 3) разработать альманах «В гостях у народов Ямала».

Cлайд 6

Мы считаем, что знакомство с историей, культурой и традициями разных народов России не только расширит кругозор учащихся, но и поможет им стать терпимее и уважительнее по отношению друг к другу.

Cлайд 7

1. Научно-поисковые: - сбор и изучение литературы по данной теме; - проведение социологического опроса; - интервью с ребятами из других регионов России. 2. Аналитические: - анализ и синтез собранного материала; - анализ результатов опроса; 3. Систематизирующие: - систематизация полученных данных. 4. Практические: - разработка и проведение классного часа; - разработка альманаха «Путешествие на Ямал»; - компьютерная презентация.

Cлайд 8

Размерам полуострова Ямал могут позавидовать многие государства мира. Полуостров занимает площадь около 148 тыс. кв. км. Однако Ямалом часто называют не только полуостров, но и весь Ямало-Ненецкий автономный округ, территория которого занимает 769,3 тыс. кв. км. По размерам округ находится на 2 месте среди 7 автономных округов. Климат суровый, лето короткое, зима продолжительная, кругом тундра и тайга.

Cлайд 9

Cлайд 10

Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но, по всей вероятности, нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере, где и до настоящего времени жители тундры не могут перейти к оседлому образу жизни. С раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями. Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах. Ямало-Ненецкий автономный округ образован 10 декабря 1930 года. О древнейшей истории коренных народов - ненцев, ханты, селькупов - имеются скудные сведения. Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи.

Cлайд 11

На Ямале проживают следующие коренные северные народы: ненцы, ханты, манси, селькупы, татары. Ненцы. Сами себя ненцы называют ненэй ненэць (буквально – ненецкий человек, человек-ненец. Буквосочетание ць близко по звучанию к русскому языку ч с придыханием). Это самый многочисленный из 26 народов российского Севера – его численность достигает 35 тысяч человек. В Ямало-Ненецком автономном округе проживает около 22 тысяч ненцев, они населяют также Ненецкий округ Архангельской области и Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ Красноярского края. Раньше ненцев называли самоедами. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской семьи языков. Ханты. Их в России около 21 тысячи человек. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Александровском и Каргасоксом районах Томской области. В ЯНАО проживает 7,3 тысячи хантов. Прежнее название – остяки.

Cлайд 12

Манси. Численность этого народа – около 8 тысячи человек. Проживают в основном в Ханты-Мансийском округе, на Ямале их единицы. Прежнее название – вогулы. Ханты и Манси (эти слова не принято изменять по падежам) называют ещё обскими уграми – поскольку они жили в доле Оби. Языки Ханты и Манси относятся к угорской группе уральской семи языков. Селькупы. (Остяко-самоеды) – народ, проживающий на востоке ЯНАО и насчитывающий одну и пять тысячи человек. Их язык относится к самодийской группе уральской семьи языков. Выше перечисленные народы объединены общей принадлежностью к уральской семье языков и исконным проживаниям на территории, примыкающей Полярному кругу. Татары. Особое место среди народов Ямала занимают татары. Их на Ямале около 27 тысяч, их язык относится к тюркской группе языков. Важно помнить, что сибирские татары также являются не пришлым, а коренным сибирским народом, поскольку они испокон веков жили в Сибири и потому отличаются от татар казанских, крымских, астраханских.

Cлайд 13

Теперь приведём данные, касающиеся пришлых народов. Самыми многочисленными на Ямале являются русские (их около 300 тысяч). Затем следуют украинцы (86 тысяч) и белорусы (13 тысяч). Менее многочисленный коми (устаревшее название – зыряне) – 5,8 тысячи человек, их язык относится к финско-пермской группе уральской семьи языков.

Cлайд 14

Cлайд 15

Поговорки Поговорка - краткое народное выражение, характеризующее образное народное то или иное явление человека. Поговорка отличается от пословицы тем, что она более кратка и чаще всего не несёт морального смысла. Например: Семь пятниц на неделе>>; Положить зубы на полку>>; Чужими руками жар загребать>>; После дождичка в четверг>> и т. п. А вот интересная, на наш взгляд, северная поговорка:

Cлайд 16

Пословицы Пословицы и поговорки северных народов часто перекликаются с русскими. Например: Сеткой воды не зачерпнёшь. – Носить воду в решете. Куда мышь бежит, туда и песец стремится. – Куда иголка, туда и нитка. Всякая сосна своему бору шумит. – Каждый кулик своё болото хвалит. Оленя узнаешь по упряжке, человека – на промысле. – Птицу видно по полёту, а человека - по труду. У неубитого рябчика перья не ощипывают. – Не дели шкурку неубитого медведя.

Cлайд 17

Заговор (Заклинание) Заговор – словесная формула, якобы имеющая магическую (сверхъестественную) силу. Существуют заговоры земледельческие, охотничьи, медицинские, любовные и др. Вот пример обращения ненца к духу – Хозяину озера перед началом промысла (записано от уроженца Ямала А. Сэротэтто):

Cлайд 18

Хозяин этого озера, где ты? Ты нужен людям. По словам шаманов и ясновидящих, Ты – как человек, только спина – как у щуки. К нам пусть подойдёт! Что мы будем обещать за хороший улов рыбы? Ясновидящие шаманы сказали: «Пусть будет человек!»

Сказки Наверное, нет человека, который бы в детстве не любил сказок. Многие проносят эту любовь через всю жизнь, только у взрослых эти сказки называются иначе - научная фантастика, детективы, телевизионный сериал о любви. В русских сказках ум человека чаще всего торжествует над силой животного. А вот в сказках коренных народов Севера животные нередко выступают в роли учителя и наставника человека.

Cлайд 21

Песня Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

Cлайд 22

Что глаз мой видит, О том и пою. Что ухо слышит, О том и пою. Что сердце чует, О том и пою. Слушай песню мою – Узнаешь душу мою. (Из народной песни)

Cлайд 23

Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988).


-86995121285
Традиции
народов
ЯМАЛА
Ямал – суровый северный край, который славится не только своими полезными ископаемыми, но и богат разными традициями, которые передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней. Ямал – это моя Родина. Меня зовут Иван Сухоносов, мне 14 лет. Я родился в городе Лабытнанги. Моя мама родом из села Мужи Шурышкарского района. Летом 2014 года я со своими родителями ездил в село Мужи, там живёт моя бабушка. В селе Мужи мы побывали в Шурышкарском районном музейном комплексе.
395605153670
Там мы узнали много интересного о жизни коренных малочисленных народов севера. Мамина бывшая одноклассница, а ныне заведующая сектором общих вопросов и информационного обеспечения Савельева Надежда Семёновна провела для нас целую экскурсию. Рассказала нам о проводимых праздниках и традициях северных народов и предоставила используемые мной фотографии. Из рассказа Надежды Семёновны мы узнали, что все традиционные праздники обычно проводятся в деревне Ханты-Мужи. Раньше это была обычная небольшая деревушка, в которой проживали несколько семей рыбаков. Расположена эта деревушка в трёх километрах от Мужей. В деревне Ханты - Мужи всего семь домов. Это бывшие хантыйские жилища. Сейчас там находится природно-этнографический парк-музей "Живун".
В своей работе я использовал материал с сайта Википедии - свободной энциклопедии, с сайтов: http://vesti-yamal и телерадиокомпании «Ямал регион», а также из книги «По обе стороны двуобья», которая была выпущена к 80-ти летию Шурышкарского района. Авторский коллектив: Т.В. Ануфриева, А.Г. Брусницына, П.М. Гудков.

308610662940Ворна Хатл - праздник пробуждения

Вороний день – один из главных народных праздников. Он символизирует приход северной весны. Но прежде, чем встретить тепло, нужно как следует попрощаться с холодной зимой. Каждую весну приходят люди на одно и тоже место. На своем особом празднике они будят от зимнего сна древних духов этой земли. Все это называется Днем вороны, по-хантыйски – Ворна Хатл. Именно в этот день по древним легендам на земле зародилось человечество. Чтобы ступить на священную землю, гости проходят обряд очищения. После этого нужно обязательно съесть сушку. Хлебными сушками украшают все. Съедобное колечко вешают даже на клюв символической вороне. Считается, что именно ворона своим криком пробуждает спящую под снегом природу. С этого дня начинается весеннее обновление жизни. Обские ханты считали эту птицу покровительницей женщин и детей. Чем больше веточек, щепок и стружек в День вороны приносили дети домой, тем больше удачи сулил им этот год. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга на холодный Ямал, греет в собранном хворосте лапы и зазывает в дом еще больше детей. «Если человек очень рано встал в этот день, именно седьмого апреля, собрал много щепок и принес домой, то настолько будет тебе удача до следующего периода праздника Ворна Хатл.
Детей в этот день будят рано утром. Родители говорят им: «Вставай, а то ворона глаз выколет», чтобы дети просыпались и помогали матерям по хозяйству. Основным местом празднования Ворна Хатл считается место, где растут священные деревья. Им ханты поклоняются веками. Сюда приходят исключительно женщины. Они приносят с собой лоскутки ткани, вкладывают туда свои дары, обычно это монетки, и повязывают на дерево. При этом, принято мысленно разговаривать с деревом и просить у него, например семейного благополучия.

184785779145День оленевода
День оленевода - традиционный праздник тундрового населения. Проводится с начала марта и до середины апреля. Праздник День оленевода проводится в первую очередь, кончено, для тундрового населения ведущего традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре, в своих чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое вместе со своими семьями и оленьими стадами. Олень – это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.
На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике.
В праздник День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, проводятся культурные и спортивные мероприятия.
Культурная часть праздника включает в себя следующие виды: конкурс женской одежды, конкурс детской одежды, конкурс мужских поясов, конкурс на лучшую оленью упряжку.
Спортивная часть праздника включает в себя метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест), прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба, гонки на оленьих упряжках, гонки на снегоходах.
История Дня оленевода началась еще в 30-х годах в период коллективизации, когда объединялись частные оленеводческие хозяйства. Два самых крупных из них – Казымское и Саранпаульское – начали проводить на своих территориях специальные олимпиады, на которые приезжали лучшие
оленеводы. Впоследствии эти олимпиады стали ежегодными и превратились в замечательный национальный праздник – День оленевода. С тех пор прошло много времени. Сегодня дети оленеводов, бывших участников олимпиад, приезжают на праздник, выигрывают в гонках и получают ценные призы. День оленевода – это, в первую очередь, профессиональный праздник. Однако на мероприятие приезжают целыми семьями как из соседних поселений и районов, так и с самых отдаленных территорий. Часто на празднике возникают интересные знакомства и даже зарождаются новые семьи. Например, молодые победители соревнований сразу же становятся реальными кандидатами в женихи. У девушек также проходят свои «отборы», например, в конкурсе на лучшее блюдо. Получается, День оленевода помогает создавать новые этнические семьи.
Медвежьи игрища

Праздник Медвежьи игрища воспроизводит образ хантыйской деревни начала XX века. Целью древнего обряда, чудом дошедшего до наших дней, является примирение души охотника с душой убитого им медведя. Праздник может продолжаться от трех до семи дней. Произносить слова «медведь», «убил» на месте проведения праздника не принято, используются иносказательные выражения, например, «пригласил в гости младшего брата».
На месте проведения игрищ мужчины устанавливают огромный чум, где приветствуют принесенного «брата», дарят ему подарки. Вечером в чуме начинается главная церемония, включающая песни, танцы, которая продолжается до трех часов ночи. Смысл обряда, состоит в том, что медведя, встреченного в лесу, приглашают в дом, где его встречают как дорогого гостя: с него снимают шубу, одаривают подарками. Утром медведя пробуждают и поют ему утреннюю песню, вечером укладывают спать. В гости также приглашаются родственники, духи медведя. Обряд по возможности скрыт от посторонних глаз, в Медвежьих игрищах есть сакральные, тайные для женщин и тележурналистов ритуалы. Самым трудным в организации этого мероприятия является поиск человека, способного провести обряд.

Праздник проводится в окрестностях природно-этнографического комплекса «Живун», который воспроизводит образ хантыйской деревни начала XX века.

40123611638Лун кутоп хатл - День середины лета

Лун кутоп хатл, или День середины лета считается ещё и языческим праздником. В Шурышкарском районе этот праздник можно смело назвать одним из почитаемых коренными жителями.
Праздник Лун кутоп хатл ямальские ханты отмечают, когда на севере заканчивается период круглосуточного солнцестояния, или время белых ночей. Поэтому праздник ханты связывают со старинным ритуалом перехода жизни на темную сторону, то есть к зиме длиною в девять месяцев.
Оленеводы в преддверии студеной поры просят верховного бога Нум-Торума быть благосклонным к их главному источнику жизни - северному оленю, который дает людям кров, пропитание и одежду.
Отмечают ханты Лун кутоп хатл так же, как и их предки, по языческим канонам. Приносят в жертву оленя, пьют кровь и едят свежее парное мясо или рыбу.
В День середины лета у ханты принято подводить итоги уходящего урожайного лета. Рыбаки взвешивают сети с живым серебром, оленеводы подсчитывают рогатый скот. В этот день согласно языческим традициям забивают самого красивого оленя. Готовят из него угощение, а потом за круглым столом
угощают гостей, прибывших из поселений и дальних оленеводческих бригад. Из шкуры жертвенного оленя хозяйка сошьет малицу для самой красивой дочери. Всех гостей на празднике традиционно кормят ухой из свежей рыбы. На празднике проходят обзорные экскурсии, традиционные обряды, исполнение национальных песен и танцев фольклорных коллективов, игры и состязания: «кусы», метание тынзяна на хорей, национальная борьба, стрельба из лука, гребля на калданках.
108393297141
97790672465День рыбака
День рыбака, изначально задумывался как профессиональный праздник, а затем полюбился даже тем людям, которые и удочку в руках толком держать не умеют. Это отличный отдых для всей семьи в разгар лета.
Когда же появился на календаре День рыбака? Тут сведения можно найти самые противоречивые. Некоторые убеждены, что отмечают его с 1980 года, а кто-то уверен, что впервые торжества в честь профессиональных рыбаков проходили еще в 1965 году. Скорей всего, самой достоверной можно считать дату 1968 год. Именно в этом году, в ноябре, был подписан указ о том, что второе воскресенье июля отныне считается профессиональным праздником рыбаков. Рыболовство в те времена, наряду с сельским хозяйством, уже являлось одной из лидирующих отраслей.
В первые годы День рыбака действительно можно было считать праздником исключительно работников рыбной промышленности. На берегах озер и рек собирались трудовые бригады, устраивались соревнования по ловле самой большой или маленькой рыбы, конкурсы на самую вкусную уху или на самую забавную частушку, посвященную празднику. И в то время, когда рыбаки добывают свой улов, местные хозяйки показывают свое мастерство. Из привычных нам инструментов в ход идет только нож, а вот вместо доски и салфеток используется самая настоящая трава. Производство почти безотходное – скелет и голова станут основой для ухи, а из мякоти получится малосол. Готовится он, кстати, за считанное время, поэтому дегустацию проводили сразу.
Не прочь посостязаться в рыбной ловле и юные жители. Правда, вместо сетей у них удочки. Несмотря на свой возраст, местные мальчишки относятся к рыбалке
весьма серьезно.

Обычаи и традиции народов крайнего севера напрямую связаны с почитанием природы и животного мира.

Я расскажу о самых интересных из них.

“ТУЛЫГАП” - медвежье игрище - это самый популярный обрядно-ритуальный праздник ханты и манси . Убил медведя - извинись. Ведь он предок человека. Даже выше: по мифам, он спустился на Землю с Неба, хотел быть Творцом, Строителем, Созидателем. На Земле много соблазнов, не трудно совершить ошибку, за что он был превращен в зверя.

Но люди помнят, что он спустился на Землю не зверем: Человеком был, братом был. И поэтому перед низверженным братом - Медвежьей головой, посаженной на “священный стол”, извиняются пляской, песнями, слезами горести.

Приближаясь к юртам, один из охотников стреляет в воздух, извещаяя население о возвращении их с промысла с убитым медведем. Это означает просьбу, чтобы люди встретили обожествляемого зверя, отдали ему дань почестей и уважения охотникам.

Весть об убитой медведице быстро облетает соседние юрты - будет праздник “Медвежья пляска”. Он проводится после дневных трудов и забот, только по вечерам. По поверью ханты, в это время суток спускаются на землю все добрые и злые духи.

Со всей округи сходятся все люди на праздник. К нему старательно готовится все население. Люди гримируются, надевают ритуальные наряды из меха зверей, халаты, платья. Изготавливаются ритуальные маски, посохи.

Первый праздничный вечер начинается ритуальными песнями. Исполняются пять песен для медведицы, а для медведя семь. Соответственно, праздник длится пять или семь дней.

Песни сопровождают медведицу от рождения до того, как она станет жертвой Всевышнего. В ней выражается величие и почитание, желание оправдаться за убийство, восхваление ее теперешней сущности духа-жертвы в Верхнем Мире, просьба не мстить, а приносить людям счастье. Заканчивая песню, певцы кланяются медведице. Становясь друг за другом, они пускаются в ритуальный танец. Очередной танец - культовый. Мужчина в косынке и шелковой рубашке подходит к медведице, кланяется и начинает танцевать, подпрыгивает вверх, обмахивая вокруг платками - выгоняя злых духов.

Весь ритуал состоит из трех отделений. Во втором отделении праздника выступают мужчины в берестяных масках. Оно изобилует клоунадой, бытовыми сценками из жизни рыбаков и охотников.

Последние выступления длятся несколько вечеров. Они насыщены песнями и танцами под аккомпанемент музыкальных инструментов: нарсьюх, тарсьюх, тумран. Здесь выступают только женщины с накинутыми на голову шалями. А девушки своих лиц не закрывают.

Старик-распорядитель входит в юрту и сообщает о необычном явлении. Любопытствующая компания выходит из юрты на улицу. А в это время старик опрокидывает медвежью шкуру. Это означает конец праздника.

Обряд почитания оленя: Особенно развит у ненцев был культ оленя, потомственных оленеводов, обладателей самых больших в самодийском мире оленьих стад. Согласно старинным ненецким обычаям, олени белой масти считались священными. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо. Рога и уши белых оленей украшали красными лентами, на боках выстригали знак солнца или изображение духа огня. Олени белой масти считались принадлежащими Нуму -- верховному божеству, создавшему, по представлениям самодийцев, землю и всех, кто ее населяет.

Обряд оживления бубна, или на олене за облака: Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана -- это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествия на небо.

Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время для проведения обряда было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками, и себя нередко называли орлиными или тетеревиными людьми.

Церемония оживления бубна продолжалась десять дней.

Ее кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Изображая свое пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льет пот.

Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.

По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своем ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достает».





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта