Главная » Красота и здоровье » Беловежский сговор. Как это было? Беловежское предательство. Свидетельства очевидцев

Беловежский сговор. Как это было? Беловежское предательство. Свидетельства очевидцев

8 декабря 1991 года Россия, Белоруссия и Украина подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт вошел в историю как "Беловежское соглашение".

Подписанию документа предшествовали события, происходившие с середины 1980‑х гг. на территории бывшего Советского Союза. Изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками, стремившимися к самостоятельности. В 1990 г. все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливающие приоритет своих законов над законами Союза.

Чтобы остановить распад СССР, 17 марта 1991 г. был проведен о сохранении Союза Советских Социалистических Республик. За сохранение Союза высказались 76,4 % принявших участие в голосовании.

На основе итогов всесоюзного референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках так называемого новоогаревского процесса весной‑летом 1991 г. был разработан проект по заключению договора федерации "О Союзе Суверенных Республик", подписание которого было назначено на 20 августа. Но оно так и не состоялось из‑за попытки государственного переворота, предпринятой консервативным крылом высшего руководства СССР 19‑21 августа 1991 года.

В сентябре 1991 г. СССР признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии.
Осенью 1991 г. рабочей группой ново‑огаревского процесса был подготовлен новый проект Союзного договора по созданию "Союза Суверенных Государств" как конфедерации независимых государств. Его предварительное подписание должно было состояться 9 декабря.

1 декабря 1991 г. на референдуме более 80% населения Украины высказалось за независимость своего государства.
8 декабря президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции "Вискули" в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества Независимых Государств.

В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Стороны обязались "развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену".

В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.

В статьях, касающихся проблем военного строительства и обороны, государства‑учредители зафиксировали свою готовность активно сотрудничать в "обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов", подтвердили стремление к "ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем". Стороны заявили, что "будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно‑стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием", а также "совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил".

В Соглашении содержался перечень основных направлений совместной деятельности, которую страны намерены осуществлять через общие координирующие институты: координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в области таможенной политики, развитии систем транспорта и связи, в области охраны окружающей среды, борьбы с преступностью.

Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.

Руководители стран в дополнение к основному документу встречи подписали заявление, в котором констатировали, что "переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором". Главы трех государств подчеркнули, что на образование Содружества Независимых Государств они решились, "осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономическх реформ".

Соглашение, заключенное в Беловежской пуще, не оставляло места для союзной формы государственного устройства на территории СССР. В последовавшем после его подписания заявлении президент СССР Михаил Горбачев квалифицировал действия руководителей трех республик как антиконституционные. Сами участники Беловежского соглашения отвергали обвинения в разрушении СССР.

10 декабря 1991 г. соглашение было ратифицировано Верховными Советами Украины и Белоруссии, 12 декабря - Верховным Советом РСФСР.

21 декабря 1991 г. в Алма‑Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах. В тот же день руководители 11 государств подписали также Алма‑Атинскую декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.

Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 г., принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 г. 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. 18 августа 2009 г. завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ.

В августе 2005 г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена‑наблюдателя.

Из республик бывшего СССР в не вошли Латвия, Литва, Эстония.
(Дополнительный

Предтечей распада СССР стал «парад суверенитетов» (1990−1991), в ходе которого союзные республики утвердили приоритет республиканского законодательства над общесоюзным. Итогом стало серьезное ухудшение экономической ситуации — республики отказывались выплачивать налоги в общесоюзную казну. Еще в 1980-х годах в регионах сформировались национальные элиты, стремившиеся к самостоятельности. Обострились межнациональные отношения, для регулирования которых не оставалось эффективных рычагов. Сепаратизм республик рос на фоне ослабления роли КПСС. 12 июня 1990 года была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР.

Митинг в феврале 1991 года

В марте 1991-го по итогам Всесоюзного референдума 76,4% граждан проголосовали за сохранение СССР. Разрабатывается проект «О Союзе Суверенных Республик», однако его подписание так и не состоялось из-за августовского путча. Тогда был составлен новый проект договора о создании «Союза Суверенных Государств»; подписать его планировалось 9 декабря. 1 декабря на Украине проведен референдум о независимости. Более 90% голосовавших выступили «за».

8 декабря в правительственной резиденции «Вискули» было подписано Беловежское соглашение. В соответствии с ним, прекращалась деятельность союзных органов власти. Признавалась неприкосновенность границ в рамках Содружества Независимых Государств. Провозглашались принципы взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической и культурных сферах, совместная работа в области таможенной и миграционной политики. Члены Содружества обязались поддерживать общее военно-стратегическое пространство.

Спустя два дня «Российская газета» опубликовала заявление глав государств Беларусь, РСФСР и Украины: «Отмечая, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР стал реальным фактом; констатируя, что недальновидная политика центра привела к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества; принимая во внимание возрастание напряженности во многих регионах, что привело к межнациональным конфликтам с человеческими жертвами; осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств. Содружество является открытым для присоединения всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств"

10 декабря Беловежское соглашение было ратифицировано Украиной и Белоруссией, 12 декабря — Верховным Советом РСФСР.

Оценки этого события и его последствий были крайне противоречивыми.

Михаил Горбачев в книге «Жизнь и реформы»:

«Ельцин, вероломно нарушив свои обязательства, поставил подпись под документом, ликвидирующим Советский Союз… Решение, принятое тремя президентами в Беловежской пуще, было в корне ошибочно. Подтвердилось то, в чем я без устали и без успеха пытался убедить своих тогдашних партнеров: потери от распада СССР явятся колоссальным потрясением, несоизмеримым ни с какими приобретениями от суверенитетов. Ничего путного не получилось из Содружества. И в то же время все сильнее дает о себе знать тяга к интеграции, к объединению, к спасению хотя бы того, что еще можно спасти общими усилиями. Но, видимо, придется делать это заново, искать уже другие решения. Сделать это смогут только руководители следующего поколения, наученные нашим горьким опытом, способные поставить народные интересы и права человека выше национального и группового эгоизма"

«Свое официальное отношение к Минскому соглашению я выразил в Заявлении Президента СССР, опубликованном 10 декабря. В нем подчеркивалось: «Судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трех республик. Вопрос этот должен решаться только конституционным путем с участием всех суверенных государств и учетом воли их народов. Неправомерно и опасно также заявление о прекращении действия общесоюзных правовых норм, что может лишь усилить хаос и анархию в обществе. Вызывает недоумение скоропалительность появления документа. Он не был обсужден ни населением, ни Верховными Советами республик, от имени которых подписан. Тем более это произошло в тот момент, когда в парламентах республик обсуждается проект Договора о Союзе Суверенных Государств, разработанный Государственным советом СССР"

Станислав Шушкевич в интервью «Delfi»

«Мы приняли нужное решение, потому что распад, развод произошел без пролития капли крови… После августовского путча Советский союз стал неуправляемым. Горбачев как первое лицо государства им не управлял. Поэтому опасность распада была очень большой, а распад грозил появлением новых ядерных держав, а Запад этого боялся. Виднейшие западные политики предупреждали: ни в коем случае не допускайте сепаратизма, никакого разделения. Это такие политики, как Миттеран, Буш-старший, Киссинджер, Тэтчер, светила мировой политики. Мы ведь не ехали в Беловежскую пущу, чтобы принимать решение, которое в итоге приняли. Я пригласил Ельцина, чтобы решить экономические вопросы. Обстановка была такой. А если сейчас проанализировать переписку дипломатов, которая стала известна через 20 лет, то они писали, что территория СССР на грани гражданской войны"

«Ельцин привез с собой горбачевский текст о создании Союза. Горбачев делал нам следующие предложения: Украина вправе внести любое изменение, даже составить новую редакцию при единственном условии — она должна предварительно подписать этот договор. Сам Ельцин сказал, что подпишет только после меня. Таким образом, судьба договора целиком зависела от Украины. Я ответил: «Нет». Сразу встал вопрос о подготовке нового документа. Специалисты работали над ним всю ночь. Я подписал документ быстро, без каких-либо обсуждений и согласований. Оказывается можно все решать оперативно, если на дороге нет «бревна», которое называется центром"

Борис Ельцин, «Записки президента»

«Был отличный зимний вечер. Стоял лёгкий морозец. Тихий снежок. Настоящий звонкий декабрь.

В резиденции Председателя Верховного Совета Республики Беларусь мы собрались втроём: Шушкевич, Кравчук и я.

Собрались, чтобы решить судьбу Союза.

Напомню, что произошло в стране к тому времени.

После августовского путча все республики мгновенно отреагировали заявлениями о независимости. Срочно назначались президентские выборы, готовились декларации, делались заявления в печати, особенно со стороны Грузии и Молдовы, что уж теперь-то они точно никакой договор подписывать не будут.

Все союзные органы замерли в оцепенении. Было ясно, что реальная власть — у республик. Прежде всего у России. Ни Совмин, ни Госплан, ни другие прежде всесильные структуры уже ничего не решали по-настоящему, их функции ограничивались регистрацией существующего положения.

Экономика все-таки идёт вслед за политикой. А в политическом смысле принцип руководства центра так сильно скомпрометировал себя, что республикам ничего не оставалось другого, как выбирать путь самостоятельного развития.

Вместо постепенного и мягкого перехода от унитарного Союза к более мягкой, свободной конфедерации мы получили полный вакуум политического центра.

Центр в лице Горбачёва был полностью деморализован. Он потерял кредит доверия у возрождающихся национальных государств.

Что-то надо было делать…

Глядя на внешне спокойные, но все-таки очень напряжённые, даже возбуждённые лица Кравчука и Шушкевича, я не мог не понимать, что мы всерьёз и, пожалуй, навсегда «отпускаем» Украину с Белоруссией, предоставляя им закреплённый самим текстом договора равный статус с Россией.

Беловежская встреча проходила в обстановке секретности, резиденцию даже охраняло особое спецподразделение. Из-за этой сверхсекретности порой возникали неожиданные ситуации. Например, вдруг выяснилось, что в резиденции нет ксерокса. Для того, чтобы получить копию документа, его каждый раз приходилось пропускать через два телефакса, стоявшие рядом — слава Богу, хоть они были.

…Мне показалось, что Шушкевич представлял себе эту встречу несколько иначе, более раздумчивой, спокойной. Он предлагал поохотиться, походить по лесу. Но было не до прогулок. Мы работали как заведённые, в эмоциональном, приподнятом настроении.

Напряжение встречи усиливалось с каждой минутой. С нашей стороны над документами работали Бурбулис, Шахрай, Гайдар, Козырев, Илюшин. Была проделана гигантская работа над концепцией, формулами нового, Беловежского договора, и было ясно, что все эти соглашения надо подписывать здесь же, не откладывая.

Идея новой государственности родилась не сегодня, не в моей голове или у Шушкевича, Кравчука. Вспомните 1917 — 1918 годы: как только грянула демократическая Февральская революция, республики сразу начали процесс отделения, движение к независимости. На территории Российской империи было провозглашено несколько новых национальных правительств, в том числе на Кавказе и в Средней Азии. И Украина шла во главе этого процесса. Большевики сумели подавить все национальные восстания, поставив под ружьё мужиков. Советы железной рукой задушили освободительную борьбу, расстреляли национальную интеллигенцию, разогнали партии.

Как только в воздухе прозвучало слово «суверенитет», часы истории вновь пошли, и все попытки остановить их были обречены.

Пробил последний час советской империи.

Я хорошо помню: там, в Беловежской пуще, вдруг пришло ощущение какой-то свободы, лёгкости. Подписывая это соглашение, Россия выбирала иной путь развития. Дело было не в том, что от тела бывшей империи отделялись столетия назад завоёванные и присоединённые части. Культурная, бытовая, экономическая и политическая интеграция рано или поздно сделает своё дело — и эти части все равно останутся в зоне общего сотрудничества. Россия вступала на мирный, демократический, не имперский путь развития. Она выбирала новую глобальную стратегию. Она отказывалась от традиционного образа «властительницы полумира», от вооружённого противостояния с западной цивилизацией, от роли жандарма в решении национальных проблем.

Быть может, я и не мог до конца осознать и осмыслить всю глубину открывшейся мне перспективы. Но я почувствовал сердцем: большие решения надо принимать легко"

Егор Гайдар (интервью для сайта радиостанции «Свобода », опубликованное также в книге Олега Мороза «Так кто же развалил Союз?», 2011)

«Ситуация была очень тяжелая и сложная. Во-первых, было ясно, что надо принимать очень серьезные решения. Во-вторых, было ясно, что существует очень серьезная ответственность. В этой ситуации вот так вот встать и сказать: ладно, сегодня в девятнадцать часов вечера я принял решение распустить Советский Союз, ну, это было тяжело, как вы понимаете. Он (прим. ред. — Борис Ельцин) колебался, конечно. Колебался. Сказать, что у него была какая-то твердая линия, что со всем этим делать, как из этой ситуации выруливать, было нельзя. В то же время ясно было, что и далее тянуть с этим − в связи с фактическим крахом Советского Союза, обозначившимся 22 августа, − было нельзя. Только 8 декабря, я думаю, он принял окончательное решение…

После путча мне было ясно, что в таком положении ядерная держава существовать не может. Что нужна некая ясность в том, как устроен механизм принятия решений, когда в стране острейший экономический кризис, быстро падает добыча нефти, практически исчерпан золотовалютный резерв, старая система не работает, новой еще нет. И здесь нужны решения немедленные, которые не терпят длинной-длинной процедуры согласований между государствами, объявившими о своей независимости. Реально это могло растягиваться на месяцы, из-за чего в стране может возникнуть голод и гражданская война. Собственно, и я, и другие − мои единомышленники − пришли к выводу, что нам нужна реальная российская государственность. Как ее оформлять − это отдельная история. Но если у нас не будет механизмов контроля собственной территории, собственных границ, собственных денег, собственных налоговых поступлений и т. д. , то мы ситуацию не удержим. Это была моя позиция. Но в принципе со мной был согласен и Борис Николаевич»

Источники

  1. "Delfi"
  2. "Радио Свобода"
  • 2.5. Византийско-древнерусские связи
  • 2.6. Особенности социального строя древней руси
  • 2.7. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности
  • 2.8. Принятие христианства
  • 2.9. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.
  • 2.10. Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.
  • 2.11. Русь и орда: проблемы взаимовлияния
  • 2.12 Россия и средневековые государства Европы и Азии.
  • 2.13. Специфика формирования единого российского государства.
  • 2.14. Распространение ислама на Руси.
  • 3. Формирование единого Российского государства
  • 3.2. Российское государство при иване грозном. Опричнина
  • 3.3. Формирование сословной системы организации общества
  • 3.4. Смутное время
  • 3.5. Время царя михаила федоровича
  • 3.6. Время царя алексея михайловича. Бунташный век
  • 3.7. Русская культура XVII в.
  • 3.8. Ливонская война.
  • 4. Модернизация Российского государства от Петра до конца XIX века.
  • 4.2. Особенности и основные этапы экономического развития России в XVII-веке
  • 4.3. Эволюция форм собственности на землю.
  • 4.4. Становление индустриального общества в россии: общее и особенное.
  • 4.5. Дискуссии о генезисе самодержавия
  • 4.6. Век екатерины
  • 4.7. Предпосылки и особенности российского абсолютизма
  • 4.8. Русская культура XVIII в.
  • 4.9. Россия в начале XIX в.
  • 4.10. Крепостное право в россии
  • 4.11. Мануфактурно-промышленное производство
  • 4.12. Внешняя политика россии в начале XIX в.
  • 4.13. Общественная мысль и особенности общественного движения россии XIX в.
  • 4.14. Реформы и реформаторы в россии
  • 4.15. Русская культура XIX в. И ее вклад в мировую культуру
  • 4.16. Глобализация общественных процессов.
  • 4.17. Проблема экономического роста и модернизации 20 век.
  • 4.18. Социальная трансформация общества.
  • 4.19. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
  • 5. Россия в начале XX столетия до общенационального кризиса (1917-1921).
  • 5.2. Объективная потребность индустриальной модернизации россии
  • 5.3. Экономическое развитие россии в начале XX в.
  • 5.4. Политические партии россии (генезис, классификация, программы, тактика)
  • 5.5. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса
  • 5.6. Революция 1917 г.
  • 5.7. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия
  • 5.8. Советская россия в 1917-1920 гг.
  • 5.9. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е гг.
  • 5.10. Новая экономическая политика (нэп)
  • 5.11. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале 20 века.
  • 5.12. Российская эмиграция.
  • 6. Социально-экономическое развитие страны в 20-е-30-е годы.
  • 6.2. Образование ссср
  • 6.3. Культурная жизнь страны в 1920-е гг.
  • 6.4. Внешняя политика в 1920-е гг.
  • 6.5. Культура в первое послеоктябрьское десятилетие
  • 6.6. Усиление режима личной власти сталина
  • 6.7. Курс на строительство социализма в стране и его последствия.
  • 6.8. Советское общество в начале 1930-х гг.
  • 6.9. Ссср накануне и в начальный период второй мировой войны
  • 6.10.1. Великая отечественная война
  • 6.11. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь ссср в послевоенные годы
  • 6.11.1. Культура, внешняя политика ссср в послевоенные годы
  • 7. Ссср в годы «Холодной войны»(1945-1991гг.).
  • 7.2. Попытки демократизации общественно-политической жизни
  • 7.3. Научно-техническая революция (нтр) и ее влияние на ход общественного развития
  • 7.4. Ссср в середине 1960-1970-х гг.: настроение кризисных явлений
  • 7.5. Советский союз в 1985-1991 гг.
  • 7.6. Попытка государственного переворота в 1991 г. И ее провал
  • 7.7. Распад ссср
  • 7.8. Беловежские соглашения.
  • 7.9. Приход к рынку: замыслы и первые итоги
  • 7.10. Октябрьские события 1993 г.
  • 8. Становление новой государственности (1993-2006 гг.)
  • 8.2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации
  • 8.3. Международные связи россии
  • 8.4. Культура в современной россии
  • 8.5. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
  • 7.7. Распад ссср

    В середине 1980-х гг. в состав СССР входили ^рав­ноправных республик. Но в межнациональных отно­шениях прослеживались разногласия. В дальнейшем они приобрели более жесткие формы, а экономический кри­зис только «подливал масло в огонь». Поскольку власти стра­ны не могли справиться с возникшей экономической ситуа­цией, в республиках росло недовольство. Деятели новых политических партий и движений поговаривали о том, чтобы выйти из состава СССР. Страна оказалась не готова к реше­нию такого рода проблем.

    В 1988 г. между Армянской ССР и Азербайджанской ССР возник военный конфликт, затем между Туркме­нистаном и Узбекистаном. В апреле 1989 г. Грузия на­чала требовать независимости.

    В конце 1980-х гг. руководство республик Прибалти­ки также задумалось о выходе из СССР. Сначала они требовали, чтобы их язык стал официальным в респуб­ликах, чтобы было ограничено число лиц, въезжающих в рес­публику, и настаивали на самостоятельности местных орга­нов власти. Руководство республик главной задачей считало установление независимости и создание суверенных госу­дарств. В результате они добились суверенитета, и вскоре после этого были избраны президенты теперь уже бывших республик.

    12 июня 1990 г. принята Декларация о государствен­ном суверенитете России. Президентом РСФСР стал Б.Н. Ельцин. На IV съезде народных депутатов обсуж­дался вопрос о дальнейшем существовании Советского Со­юза. Высказалось мнение, чтобы сохранить СССР, преобра­зовав его в демократическое федеративное государство.

    Весной 1991 г. состоялась встреча Горбачева с руко­водителями девяти республик. Обсуждался вопрос о заключении нового союзного договора с целью создать новый союз - Союз Суверенных Государств (ССГ). Этот до­говор должен был быть подписан 20 августа 1991 г.

    Однако публикация этого договора только усугубила по­ложение. Предполагалось заключить временный договор, всего на один год, чтобы переизбрать руководителей учре­дительного собрания и передать ему право решения устрой­ства общесоюзных органов власти. Те, кто был против этого договора, боялись, что это может привести к уничтожению народно-хозяйственного комплекса и ухудшит экономиче­скую обстановку в стране. Противники попытались помешать этим реформам и предотвратить распад Советского Союза.

    7.8. Беловежские соглашения.

    Белове́жское соглаше́ние - термин, используемый в СМИ для обозначения документа, называющегося Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанного главами Российской Федерации (РСФСР), Республики Беларусь и Украины 8 декабря 1991; ознаменовало прекращение существования Союза ССР. Две недели до подписания Беловежских соглашений бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в Хьюстоне заявила: «Сейчас де-факто произошел распад Советского Союза, однако де-юре Советский Союз существует. Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза». Президент США Джордж Буш в своем заявлении от 25 декабря 1991 года подчеркнул: «Соединенные Штаты приветствуют исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества. Несмотря на потенциальную возможность нестабильности и хаоса, эти события явно отвечают нашим интересам» (газета «Известия» за 26 декабря 1991 г.

    Соглашение подписали в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик:

    Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР), Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина).

    Преамбула документа констатировала, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

    Статья 1-я Соглашения гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств» (СНГ).

    Соглашение заявляло о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

    Статья 14-я определяла Минск «официальным местом пребывания координирующих органов содружества».

    Последствия в РСФСР

    Соглашение и другие подписанные вместе с ним документы были ратифицированы Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991; одновременно Россией «расторгнут» Союзный договор 1922 года. Против ратификации Беловежских соглашений проголосовали 7 депутатов: Сергей Бабурин, Николай Павлов, Владимир Исаков, Илья Константинов, С. А. Полозков, В. А. Балала, П. А. Лысов. Против денонсации Союзного договора проголосовали трое: один из них - Владимир Исаков, Сергей Бабурин, П.Лысов. Воздержались по вопросу о денонсации Союзного договора 9 человек: В. А. Грачев, Николай Павлов, Сергей Решульский, З. Н. Ойкина, К. К. Руппель, В. А. Шуйков, В. И. Санаев, Иван Шашвиашвили, А. Н. Луговой. Впоследствии денонсация Союзного договора была признана антиконституционным актом, принятым с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства.

    Ряд депутатов отмечали, что, согласно действовашей до декабря 1993 года Конституции РСФСР, для принятия такого решения необходимо было созвать Съезд народных депутатов РСФСР - высший орган государственной власти. В 1989 Литва, Латвия, Эстония объявили о своей независимости, в 1990 Молдова и Грузия объявили о суверенитете, 17 марта 1991 в остальных 10 республиках СССР был проведен референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (за сохранение Союза высказались 76,4 % принявших участие в голосовании) и потому юридически они противоречили итогам референдума и были незаконны. Конституция СССР 1977 года продолжала действовать на территории России согласно 4 статьи Конституции Российской Федерации (РСФСР) до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая на референдуме Конституция Российской Федерации, утвердившая атрибуты независимого российского государства после распада СССР. Cоюзная республика РСФСР полностью стала независимым государством Российская Федерация. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР - не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР». Реальных политических последствий данное решение не имело.

    В 1996 году президент России Борис Ельцин заявил, что сожалеет о подписании им Беловежского соглашения.

    Споры по поводу оценки значения Беловежских соглашений и последовавших событий продолжаются по сей день. Беловежские соглашения стали одним из эпизодов обвинения против Бориса Ельцина, при попытке отрешить его от должности главы государства в мае 1999 года. Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила что Ельцин подписав Беловежское соглашение пошел на грубое нарушение статей 74-76 Конституции СССР 1977 г., Закона СССР от 03 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», статей 4, 5, 68, 70, 71, 76 Конституции РСФСР 1978 г., статей 4, 6 Закона РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР» и совершил указанные действия вопреки воле народов РСФСР о необходимости сохранения СССР, выраженной во время всенародного голосования (референдума), состоявшегося 17 марта 1991 года. Есть мнение что будучи Президентом РСФСР, Б. Н. Ельцин совершил действия, содержащие признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР, и заключающиеся в измене Родине путем подготовки и организации заговора с целью неконституционного захвата союзной власти, упразднения действовавших тогда союзных институтов власти, противоправного изменения конституционного статуса РСФСР. Однако попытки отстранить Президента Российской Федерации от должности по этим и другим основаниям провалилась. В 2005 году Президент России Владимир Путин назвал распад СССР «величайшей геополитической катастрофой века».

    Последствия в прочих союзных республиках

    21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Эти страны подписали в Алма-Ате совместно с Белоруссией, Россией и Украиной Декларацию о целях и принципах СНГ.

    В декабре 1993 к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств присоединилась и Грузия. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о намерении Грузии выйти из СНГ в связи с конфликтом в Южной Осетии. 12 июня 2009 года парламент Грузии формально завершил процедуру выхода, единогласно приняв два постановления «О межпарламентской ассамблее СНГ».

    В 2005 году экс-президент Украины Леонид Кравчук заявил, что если бы он знал, что будет происходить на Украине впоследствии, то скорее бы дал отрубить себе руку, чем подписать Беловежское соглашение.

    8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь) президент РСФСР Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич подписали соглашение о роспуске СССР и о создании СНГ.

    Главы трех государств подчеркнули, что на образование СНГ они решились, «осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ».

    Из республик бывшего СССР в состав Содружества не вошли Латвия, Литва и Эстония.

    В последовавшем после подписания соглашения заявлении президент СССР Михаил Горбачев квалифицировал действия руководителей трех республик как антиконституционные.

    Сами участники Беловежского соглашения отвергали обвинения в разрушении СССР. Однако в 1996 году президент России Борис Ельцин заявил, что сожалеет о подписании им «Беловежского соглашения».

    Минск. Руководители России, Белоруссии и Украины подписали соглашение о создании Содружества независимых государств. На снимке (слева направо): Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич и Борис Ельцин после подписания соглашения, 8 декабря 1991 года.



    08.12.1991 Президент РФ Борис Ельцин (второй слева), Президент Украины Леонид Кравчук (второй справа) и Председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич (справа) во время встречи в Беловежской пуще для подписания Соглашения о создании СНГ. Юрий Иванов/РИА Новости

    Беловежский преступный сговор

    Первый пункт обвинения основан на том, что в декаб­ре 1991 года президент России Б.Ельцин совершил госу­дарственную измену, подготовив и заключив Беловежские соглашения, окончательно уничтожившие Советский Союз и причинившие огромный материальный ущерб России, ее территориальной целостности, обороноспособности, выз­вавшие многочисленные человеческие жертвы и неисчис­лимые страдания.

    Заключению этих соглашений предшествовал ряд иных антиконституционных действий Б.Ельцина, связанных с насильственным захватом союзной власти и переподчинением союзных министерств и ведомств.

    Он же, во исполнение беловежских договоренностей, окончательно прекратил деятельность союзных законода­тельных и иных органов власти, переподчинил себе Воору­женные Силы СССР, ввел таможенные и пограничные ба­рьеры на российских границах.

    Подписание Беловежских соглашений и последующие дей­ствия Б.Ельцина были совершены в интересах стран - чле­нов НАТО, и в первую очередь Соединенных Штатов Аме­рики.

    Не случайно сразу же после подписания договоренностей Б.Ельцин позвонил не кому-нибудь, а именно президенту США, и доложил, что Советского Союза больше нет.

    «Соединенные Штаты при­ветствуют исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества. Несмотря на потен­циальную возможность нестабильности и хаоса, эти собы­тия явно отвечают нашим интересам» (газета «Известия» за 26 декабря 1991 г.).

    Потому Соединенные Штаты Америки и предприни­мают все усилия, дабы СССР больше не возродился ни в каких формах.

    В указанных действиях президента Б.Ельцина содержатся признаки тяжких преступлений, предусмотренных статьей 64 УК РСФСР или статьями 275, 278 УК РФ. Причем мы не усматриваем какой-либо существенной разницы в диспози­циях названных статей, ибо в них говорится о деяниях, со­вершенных в интересах иностранных государств и причи­нивших большой ущерб обороноспособности и внешней бе­зопасности страны, а также о насильственном захвате влас­ти.

    Умышленные действия президента, а в этом нет сомне­ний, были направлены не только против СССР, но и про­тив Российской Федерации, его преемницы.

    Совместно с другими лицами, рядом общественно-по­литических организаций Б.Ельцин уничтожил Советский Союз, который, будучи одним из учредителей Организации Объединенных Наций, обеспечивал надежную внешнюю бе­зопасность всех союзных республик. СССР являлся надеж­ным противовесом гегемонистским устремлениям Соединен­ных Штатов Америки, которые все сильнее проявляются в мире. Наглядное свидетельство тому - последние события на Балканах.

    Беловежскими соглашениями и последующими деяния­ми Б.Ельцина было не только уничтожено мощное союзное государство, но и были разрушены экономический, науч­но-технический потенциал, подорваны обороноспособность и безопасность Российской Федерации, о чем мы подробно будем говорить ниже.

    Напомню, что после заключения Беловежских соглаше­ний за пределами России оказалось 8 военных округов из 16, которые имелись на территории СССР. Военные окру­га - особенно на западе, северо-западе и юге Советского Союза - были самыми отмобилизованными, насыщенными современной боевой техникой. Они остались на территории новых государств.

    На территории бывших союзных республик, за преде­лами Российской Федерации осталось 13 общевойсковых армий и корпусов, 3 армии ПВО. 4 танковые армии, 5 воз­душных армий.

    На южном, западном и северо-западном направлениях мы утратили надежные системы противовоздушной обороны. Лишились многих объектов передового базирования и на­блюдения, управления вооруженными силами.

    Россия во многом утратила выходы к морю, и в первую очередь в Прибалтике. Возникли серьезнейшие противоречия по Черноморскому флоту, который сегодня мы делим с Ук­раиной. По своим параметрам он в целом уже уступает в 1,5 раза военно-морскому флоту Турции, которая всегда заяв­ляла о своем интересе в Закавказье и Причерноморье.

    Блок НАТО уже подобрался чуть ли не к стенам Кремля. Польша, Чехия, Венгрия стали членами этого альянса.

    Нет никаких гарантий, что прибалтийские государства - Латвия, Литва, Эстония - не будут приняты в НАТО и на их территории не будет размещено ядерное оружие, наце­ленное на Россию.

    Это лишь некоторые последствия, которые мы имеем после развала Советского Союза, нанесшего колоссальный ущерб обороноспособности, внешней безопасности и территориальной целостности России.

    Но не только в них мы усматриваем преступный харак­тер деяний Б.Ельцина. Подписав Беловежские соглашения, Б.Ельцин обострил межнациональные, этнические отношения на территории всего бывшего Советского Союза. В столкновениях па нацио­нальной почве в России, Таджикистане, Молдавии, Азер­байджане и в других регионах погибло около миллиона че­ловек. Более 10 миллионов бывших граждан СССР стали беженцами. Подобное насилие над людьми и столь масштаб­ное вынужденное их переселение блекнут перед сталинской депортацией народов.

    Б.Ельцин совершил неслыханное нарушение конститу­ционных прав всех граждан Российской Федерации. Как из­вестно, в соответствии со статьей 33 Конституции СССР, каждый гражданин России одновременно являлся граждани­ном Советского Союза. Более 70 процентов граждан РСФСР на референдуме 17 марта 1991 года подтвердили свое жела­ние оставаться гражданами СССР.

    Беловежье в одночасье подорвало одну из главных основ правового положения личности - институт гражданства, по­родив тем самым цепную реакцию, которую мы сегодня ви­дим в спорах но нему. Достаточно отметить, что 25 миллионов русских в одну ночь оказались иностранцами на своей земле.

    Позднее, в послании Федеральному Собранию 16 февра­ля 1995 года, Б.Ельцин признает, что

    «потеря части народа на отторгаемой территории есть такой же ущерб для госу­дарства, как потеря, например, руки для человека. По той же причине и действия, направленные на отторжение части госу­дарственной территории, должны считаться преступлением против государства в целом» .

    Таким образом, Б.Ельцин сам дал оценку своим деяниям, назвав их преступными.

    Деяния президента разрушили вековые традиции совме­стного проживания народов Российской империи, а потом и Советского Союза, межличностные отношения, в том числе в экономической, социальной, научной и оборонной сферах. Была ограничена свобода граждан некогда единого государства на перемещение, выбор места жительства, на беспрепятственный, бестаможенный обмен продуктами труда. В этом также проявились высокомерие и бездушие Б.Ель­цина к людям, его злоупотребления властью.

    Обладал ли президент России какими-либо полномочи­ями по подписанию Беловежских соглашений, приведших к окончательному разрушению СССР?

    На этот вопрос ответ может быть только один: нет, не обладал . Советский народ в подавляющем большинстве сво­ем отказал ему в этом. Поэтому само нарушение Б.Ельци­ным воли народа, высказанной на всенародном референдуме в марте 1991 года, уже является преступным актом. Действия президента далеко вышли за рамки его полномочий, предус­мотренных Конституциями СССР и РСФСР, Законом «О Президенте Российской Федерации», другими законодатель­ными актами.

    Несомненно, Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, контролируемые сторонниками президента, сыграли свою негативную роль в разрушении союзного го­сударства. Однако это нисколько не умаляет ответственность самого президента.

    К тому же заметим нашим оппонентам, что и в Деклара­ции о суверенитете Российской Федерации, принятой 12 июня 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР, гово­рится, что Россия остается членом обновленного Союза ССР.

    Как известно, Союзный договор 1922 года был подпи­сан сначала шестью республиками: Россией, Украиной, Бе­лоруссией и входившими в состав Закавказской Федерации Азербайджаном, Арменией и Грузией, а затем к нему присо­единились еще девять республик, составивших Союз ССР. Причем этот договор полностью вошел как составная часть в первую Конституцию СССР 1924 года. Позднее его основ­ные положения были воспроизведены в Конституциях СССР 1936 года и 1977 года, отдельные положения были закрепле­ны также и в конституциях союзных республик.

    Союзный договор 1922 года и соответствующие ему кон­ституционные нормы никогда не предусматривали его де­нонсации, поскольку договор был прежде всего документом учредительного, а не международного характера. В договоре, а затем и в конституциях предусматривалось только сохране­ние за каждой из союзных республик, вошедших в Союз ССР, права свободного выхода из Союза, порядок которого был урегулирован Законом СССР от 3 апреля 1990 года.

    Вопрос о выходе республики должен был решаться пу­тем референдума. Если за него проголосовало не менее двух третей взрослого населения, то дальше вопрос должен был рассматриваться Верховным Советом СССР и Съездом на­родных депутатов СССР, а потом в самих республиках. Пос­ле этого устанавливался переходный период сроком не более пяти лет, для прояснения всех проблем экономического, финансового, территориального, экологического характера, которые могут возникнуть в связи с выходом республики, а также для решения других споров, прежде всего тех претен­зий, которые могли предъявить граждане. И только по результатам рассмотрения всех названных процедур вопрос о выходе республики из состава Союза окончательно решался Съездом народных депутатов СССР. Этот порядок, установ­ленный Законом СССР от 3 апреля 1990 года, был полнос­тью проигнорирован и отброшен Б.Ельциным.


    Следует отметить, что вслед за этим Съезд народных депутатов СССР принял 24 декабря 1990 года три постанов­ления исключительной важности, о которых сейчас редко упоминается.

    Первое постановление: о сохранении Союза ССР как об­новленной Федерации равноправных суверенных республик.

    Второе постановление: о сохранении названия государ­ства - Союз Советских Социалистических Республик.

    Третье постановление: о проведении референдума в Со­юзе Советских Социалистических Республик.

    Такой референдум, как вы знаете, состоялся 17 марта 1991 года. Из 185,6 миллиона граждан СССР с правом голоса в нем участвовало 148,5 миллиона, или 80 процентов. Из них 113,5 миллионов, или 76,4 процента, проголосовали за сохранение Союза ССР.

    В соответствии со статьей 29 закона о референдуме, его решение имело обязательную силу на всей территории стра­ны и могло быть отменено или изменено только путем дру­гого референдума. Закон обязывал выполнять решение рефе­рендума все государственные органы, организации и всех без исключения должностных лиц, ибо оно являлось выс­шим и непосредственным выражением власти народа.

    Поэтому подписанные Ельциным Беловежские соглаше­ния, объявившие, что Союз ССР как субъект международ­ного права и как геополитическая реальность прекращает свое существование, являются незаконными и противореча­щими волеизъявлению народа.

    Кроме того, беловежские решения были подписаны лишь тремя «отцами-основателями» СНГ, а не шестью, и тем бо­лее не пятнадцатью. При таких обстоятельствах они не имели права ликвидировать СССР как геополитическое понятие.

    Деяния Б.Ельцина по разрушению СССР носили умыш­ленный, осознанный характер и не являются констатацией естественного распада союзного государства, как утвержда­ют наши оппоненты. Об этом свидетельствуют многочислен­ные доказательства. Сошлемся лишь на некоторые из них.

    Уничтожение великой страны было совершено Б.Ельци­ным в сговоре с сепаратистами ряда союзных республик. Именно они разжигали национальные конфликты в Закавказье и Средней Азии, в Прибалтике и Молдавии, да и в самой Рос­сии. Это они превратили национальный вопрос в орудие раз­рушения, а не созидания, в орудие для завоевания власти.

    Б.Ельцин давно и последовательно шел к уничтожению СССР, о чем свидетельствуют его собственные высказыва­ния. Выступая 30 мая 1990 года на первом Съезде народных депутатов России, он сказал:

    «Россия будет самостоятель­ной во всем, и решения ее должны быть выше союзных» .
    «Первоначальный вариант моей програм­мы - семь русских государств».

    А через день, выступая в Республике Коми, отметил, что Россия откажется от союз­ной структуры власти.

    В том же ключе высказались и действовали люди из близ­кого окружения президента, его духовные и идеологические наставники.

    Одиозные личности из числа бывших народных депута­тов СССР, входивших в пресловутую межрегиональную депутатскую группу, - Гавриил Попов, Галина Старовой­това, Геннадий Бурбулис и другие - прямо провозглашали идею создания на территории Советского Союза свыше 50 независимых государств.

    Бывший соратник президента Руслан Хасбулатов, харак­теризуя убийство СССР, заявил:

    «Мы хотели сделать этот переворот».
    «Переворотом» или «переходом к новому качественному состоянию» назвал эти деяния и бывший председатель ель­цинского Совета министров РСФСР Иван Силаев.

    Григорий Явлинский, входивший в команду Б.Ельци­на, утверждал:

    «У Бориса Николаевича и его ближайшего ок­ружения были четкие политические установки…
    Прежде все­го - одномоментный в прямом смысле, в один день, не только политический, но и экономический развал Союза, ликвидация всех мыслимых координирующих экономических органов, вклю­чая финансовую, кредитную и денежную сферы.
    Далее - все­сторонний отрыв России от всех республик, включая и такие, которые в то время не ставили такого вопроса, например Белоруссия и Казахстан. Таков был политический заказ».

    Это откровение лидера партии «Яблоко» можно прочитать в «Ли­тературной газете», N° 44 за 1992 год.

    Почти за год до политического уничтожения СССР конгресс так называемых демократических сил, проходивший 21 января 1991 года в Харькове, принял решение об упразд­нении СССР. В его работе принимали участие видные демок­раты России: Юрий Афанасьев, Николай Травкин (он сидит в нашем зале), Белла Денисенко, Аркадий Мурашев и дру­гие.

    Автор этой концепции Геннадий Бурбулис, идейный на­ставник Б.Ельцина и бывший госсекретарь России, очень сожалел, что не удалось сразу реализовать установки конг­ресса. Сожалел об этом и Б.Ельцин, в чем вы можете убе­диться, прочитав газету «Известия» за 17 декабря 1991 года и «Независимую газету» от 21 января 1992 года. И если се­годня процедура отрешения президента встречает жесткое сопротивление, то это во многом объясняется тем, что здесь, в зале Государственной Думы, да и в стенах Совета Федера­ции находится еще значительное число лиц, представителей партий и движений, которые вместе с Б.Ельциным выдви­нули и реализовали идею уничтожения СССР.

    Таким образом, отвечая нашим оппонентам, мы еще раз заявляем, что Советский Союз рухнул не в результате есте­ственных и закономерных процессов, не в результате авгус­товских событий 1991 года, а вследствие политического за­говора «пятой колонны» , при попустительстве, а в ряде слу­чаев и участии президента СССР М.Горбачева, руководите­лей ряда союзных министерств и ведомств, в результате за­говора, во главе которого стоял Б.Ельцин.

    В марте 1991 года на встрече с москвичами в Доме кино он открыто выступил против референдума о буду­щем СССР. А затем в спешном порядке, используя полно­мочия президента, предпринял новые шаги по уничтоже­нию союзного государства.

    20 и 22 августа 1991 года он издает указ о переподчине­нии себе всех органов исполнительной власти СССР, вклю­чая Министерство обороны, МВД, КГБ.

    21 и 22 августа указами Ельцина в ведение российского Министерства печати и массовой информации передаются союзные СМИ.

    22 августа выходит указ о некоторых вопросах деятель­ности органов власти РСФСР. Вопреки Конституциям РСФСР и СССР, этим указом Совету министров РСФСР предоставлялось право приостанавливать действие постанов­лений, распоряжений Кабинета министров СССР.

    24 августа издается указ о передаче в ведение КГБ РСФСР всех видов правительственной связи СССР, а в ведение министерства связи РСФСР (оно называлось - по связи, ин­форматике и космосу) - всех других предприятий связи союзного подчинения.

    1 октября правительство РСФСР устанавливает, что ре­шения союзного Комитета по оперативному управлению на­родным хозяйством СССР вступают в действие только в случае одобрения их Советом министров РСФСР.

    9 октября 1991 года Госкомитету по делам науки и выс­шей школы поручается принять все союзные организации, действующие в этой сфере, в свое управление.

    15 ноября 1991 года Министерству экономики и финан­сов РСФСР переподчиняются все структуры, подразделения и организации бывшего Министерства финансов СССР. Од­новременно прекращается финансирование министерств и ведомств СССР, кроме тех, которым переданы некоторые функции управления Российской Федерации.

    15 ноября Генеральному прокурору РСФСР переподчи­няются все организации союзной прокуратуры, включая во­енную прокуратуру.

    22 ноября Верховный Совет РСФСР признает Централь­ный банк России единственным органом денежно-кредитно­го и валютного регулирования на территории республики. Ему передаются в полное хозяйственное ведение и управление ма­териально-техническая база и иные ресурсы Госбанка СССР.

    Таким образом, при личном участии и под руководством Ельцина еще до подписания Беловежских соглашений у Со­юза ССР и его органов были отобраны основные рычаги управления и была подготовлена база для полного разруше­ния союзного государства.

    Естественно, что такого рода узурпация полномочий со­юзных органов органами РСФСР и президентом России резко усилила центробежные тенденции в действиях других рес­публик, которые увидели в этом угрозу себе и поспешили еще более жестко отмежеваться от союзного центра. Это зас­тавило ряд руководителей союзных республик, в частности президента Казахстана Назарбаева, решительно выступить против передачи союзных функций российскому парламенту и российскому руководству, а прерогатив союзного прези­дента - российскому президенту. Выступление Назарбаева состоялось в Верховном Совете СССР 26 августа 1991 года. Позднее он же прямо заявит, что без России не было бы беловежского документа и не распался бы Союз. («Независи­мая газета» от 6 мая 1992 года).

    Действия президента Б.Ельцина, российских министерств и ведомств не только усилили центробежные тенденции в других союзных республиках, но и, несомненно, отрица­тельно сказались на характере и результатах референдумов, проведенных во второй половине 1991 года на Украине, в Грузии, Армении. К тому же вопрос, вынесенный на укра­инский референдум, был сформулирован некорректно. Граж­дан Украины спросили не о желании выйти из состава СССР, а хотят ли они жить в независимом государстве. Естественно, желающих жить в колониальном или полуколониальном го­сударстве всегда мало или вовсе нет.

    Можно ли было сохранить Советский Союз? Да, мож­но - и это необходимо было сделать. Воля большинства на­рода была выражена на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года, и государственные лидеры СССР и России, если бы они были патриотами, горячо любящими свое Отече­ство, а не холуйствующими приспешниками Соединенных Штатов Америки, обязаны были выполнить народную волю. Если не могли, то обязаны были уйти в отставку. Этого не последовало.

    Беловежские соглашения нанесли сокрушительный удар по экономике и отбросили в своем развитии далеко назад каждую союзную республику. Они принесли неисчислимые и невосполнимые потери, беды и страдания десяткам мил­лионов советских людей, которые и сегодня хотят свободно жить в единой семье народов. Такое объединение давно бы состоялось, если бы не противодействие ему со стороны мно­гих политических элит в бывших союзных республиках, и прежде всего в Российской Федерации.

    Для воссоединения народов имеются веские основания, и в первую очередь юридическая ничтожность Беловежских соглашений и правовая несостоятельность их ратификации Верховным Советом РСФСР.

    Джордж Буш, Рональд Рейган и Михаил Горбачев. Нью-Йорк, 1988 год.

    О референдуме за сохранение СССР

    17 марта 1991 года состоялся референдум, называемый «Референдумом за сохранение СССР».

    Явка составила 80,03%: из 185,6 миллиона граждан СССР с правом голоса приняли участие 148,6 млн. Из них 113,5 млн. (78%) ответили «Да» на вопрос о сохранении СССР.

    По-прежнему актуальным остается вопрос о том, что это был за референдум, кем и зачем он проводился и почему он в итоге поспособствовал не сохранению СССР, а прямо противоположному.

    Контрреволюция сверху.

    Для начала вспомним, какая обстановка сложилась к моменту референдума.

    Второй мощнейший удар по СССР был нанесен Хрущевым в 1956 году в результате его лживого предательского антисталинского доклада на XX съезде КПСС.

    Постепенно партийная верхушка СССР в результате своей безответственности перед народом загнивала и в итоге решила «строить коммунизм» не для всех граждан, а лично для себя. Этому мешал Союз, значит, его надо было уничтожить.

    С приходом Горбачева к власти и началась полная вакханалия, подробности которой у многих на памяти, поэтому не будем все описывать.

    С 1985 года началась сумасшедшая кампания по промыванию мозгов населению, дискредитации Советского Союза, коммунизма и всем, что с этим связано. Кто-то скажет, народ был жизнью не доволен. Куда там! Жилось народу, как сейчас выясняется, не намного хуже, чем в европах и намного лучше, чем сейчас. И темпы роста экономики были хорошие. Просто была осуществлена контрреволюция сверху, по населению наносились ядерные пропагандистские удары фальшивками, подтасовками, американскими фильмами и джинсами, тоннами лжи и умышленными акциями дискредитации (вродя запрятывания товаров массового потребления по складам и т.д.). Вся мощная пропагандистская машина работала на это. Внешние враги, естественно, всячески помогали и аплодировали «пятой колонне». Народ был дезориентирован, растерян, страна оказалась беззащитна перед врагами, находящимися на самом верху.

    Уничтожение под видом обновления.

    В декабре 1990 года верхушкой уже открыто был поднят вопрос об уничтожении СССР под видом реорганизации.

    3 декабря Верховный Совет СССР поддержал концепцию предложенного Президентом СССР М.С. Горбачёвым нового проекта Союзного Договора и передал его для обсуждения на IV Съезде народных депутатов СССР.

    24 декабря 1990 года по инициативе и настойчивому требованию Предателя СССР М. С. Горбачева депутаты IV Съезда проголосовали за постановление (за голосовали 1677 депутатов, против - 32, воздержались - 66), которое гласило, что:

    В связи с многочисленными обращениями трудящихся, высказывающими беспокойство о судьбах Союза ССР, и учитывая, что сохранение единого Союзного государства является важнейшим вопросом государственной жизни, затрагивает интересы каждого человека, всего населения Советского Союза, Съезд народных депутатов СССР решил:
    1. Провести референдум СССР для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик с учётом результатов голосования по каждой республике в отдельности.
    2. Поручить Верховному Совету СССР определить дату проведения референдума и меры по его обеспечению.
    - Постановление СНД СССР от 24 декабря 1990 года № 1856-1

    Итак, что получается. Советский народ не понимает, что происходит. Он видит, как уничтожают его страну, но не знает, что делать, и обращается к власти:

    «Что вы творите, гады! Спасайте страну!» А что народу отвечают предатель Горбачев и депутаты:

    «Вот вам, а не страна! Обновленная, федерация, равноправных, суверенных… Получайте.»

    То есть видно, что окончательно загадить мозги не удалось, народ требует у власти спасти Родину, вот власть и решила добить Родину под видом волеизъявления народа.

    Смотрите, как безответственные депутаты ВС подло перекладывают ответственность за страну с себя на народ:

    «Исходя из того, что никто, кроме самого народа, не может взять на себя историческую ответственность за судьбу Союза ССР, во исполнение решения четвёртого Съезда народных депутатов СССР и в соответствии с законодательством о референдуме СССР» 16 января 1991 года Верховный Совет СССР постановил:
    1. Провести на всей территории СССР в воскресенье, 17 марта 1991 года, референдум СССР по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик.
    2. Включить в бюллетень для тайного голосования следующую формулировку вопроса, выносимого на референдум, и варианты ответов голосующих:

    «Да» или «Нет».
    - Постановление ВС СССР от 16 января 1991 года № 1910-1

    Вы, депутаты Съезда и Верховного Совета, обязаны защищать страну по факту своего существования, не спрашивая об этом никого. Зачем референдум? Это от вас требует Конституция:

    Статья 31. Защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.

    Впрочем, это результат того, что для высшей избираемой власти в СССР не было предусмотрено механизма ответственности перед народом за результаты правления. Если бы депутаты в конце срока правления могли отправляться в тюрьму за плохие результаты работы, если народ ими будет не доволен, то подобного маразма бы не было.

    Какие мысли возникают при прочтении такого вопроса? Что это за подлая формулировка «обновлённая федерации равноправных суверенных республик».

    1. Во-первых , такой вопрос сделал легитимном вообще вопрос о существовании СССР. Раньше люди и помыслить не могли, «Как это, не будет Союза?» А вот как! Такой вопрос уничтожал СССР в головах людей.

    Представьте, что в войну у нас во главе страны оказался не Сталин, а какой-нибудь безответственный подонок, типа Горбачева или Ельцина. Прибалтика, Украина, Белоруссия взята, немцы уже под Москвой, страна в крайнем напряжении, требуется воодушевление, но звучит не что-то вроде Приказа 227 «Ни шагу назад!» , а следующее:

    «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». Можно даже добавить:

    «в том числе немецкой» .

    2. Во-вторых , как вы уже успели заметить, речь в вопросе даже и не идет о сохранении СССР. Здесь он так, между прочим, чтобы усыпить бдительность. Речь идет в вопросе именно об уничтожении (заменено на слово «обновить» ) Советского Союза и образовании чего-то нового, какой-то федерации. А что это за «новое»? Объяснили ли это людям? Нет, их подло обманули.

    3. В-третьих . Мы, прочитав вопрос, уже начали думать, быть этому «новому Союзу» или нет (а почему бы и не быть, ведь Союз лучше, чем не Союз), а тут нам еще и объясняют, почему этот «новый Союз» будет лучше, чем наш Родной Союз, наша Родина, которую уничтожают: он будет «обновленный» (значит Родной Союз отсталый, несовременный), в нем будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека (значит, в нашем Родном Союзе не гарантировались права и свободы граждан или делалось это не в полной мере, всех обманули), да еще и любой национальности (значит, не было у нас на Родине никакой дружбы народов, все врали).

    После референдума уже весной-летом 1991 горбачевской рабочей группой в рамках т. н. ново-огарёвского процесса был разработан проект по заключению нового союза — Союза Советских Суверенных Республик как мягкой, децентрализованной федерации .

    Проект нового договора о создании Союза был дважды парафирован — 23 апреля и 17 июня 1991 года. Окончательная редакция «Договора о Союзе суверенных государств» была опубликована в газете «Правда» 15 августа. В нем указывалось:

    «Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное устройство, систему органов власти и управления, они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам - участникам Договора…».
    «Настоящий договор… вступает в силу с момента подписания… полномочными делегациями. Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании Союза ССР 1922 года».

    Как заявил М. С. Горбачёв, 20 августа новый союзный договор должны были подписать Белоруссия, Казахстан, РСФСР, Таджикистан и Узбекистан, а осенью к ним могли присоединиться Армения, Киргизия, Украина и Туркмения.

    Но Государственный комитет по чрезвычайному положению, 18-21 августа осуществил неудачную попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва с поста Президента СССР, сорвав подписание Союзного договора и тем самым ликвидацию Советского Союза:

    «…Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества.»
    - Из «Обращения к советскому народу» ГКЧП СССР от 18 августа 1991 года

    5 сентября 1991 года V съезд народных депутатов СССР не унимался, приняв «Декларацию прав и свобод человека», объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, подготовки и подписания Договора о Союзе Суверенных Государств.

    6 сентября три прибалтийские республики (Латвия, Литва и Эстония) вышли из Союза ССР.

    Осенью 1991 по санкции центральных и республиканских властей рабочей группой ново-огарёвского процесса был разработан новый проект Договора - по созданию Союза Суверенных Государств (ССГ) как (уже!) конфедерации независимых государств («конфедеративного государства»).

    Предварительное согласие на заключение 9 декабря 1991 договора о создании ССГ со столицей в Минске было дано 14 ноября 1991 только семью республиками (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). Две республики, в которых накануне состоялись референдумы о независимости (Армения и Украина), отказались войти в конфедеративный союз.

    Однако, 8 декабря 1991 года главы трёх государств (Республики Беларусь, Россия и Украина) на встрече в Беловежской пуще, «отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом» , и заключили Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств - межправительственной и межпарламентской организации, не имеющей статуса государства.

    Таким образом, предательский Беловежский сговор трех упырей Шушкевича, Кравчука и Ельцина лишь опережал горбачевскую команду и закреплял итоги планомерного уничтожения Советского Союза. Причем они сделали так, как их «попросил» народ на референдуме. Ну, почти так.

    Хотели «обновленной федерации равноправных суверенных республик»? Получите распишитесь!

    Статья 62. Гражданин СССР обязан оберегать…

    Итак, не вызывает сомнений, что этот референдум был очередной невероятно подлой подрывной акцией врагов народа против СССР.

    Но также не вызывает сомнений, что народ на референдуме в большинстве своем был за сохранение старого Родного СССР, своей Родины и шел голосовать именно за это.

    17 марта 1991 года состоялся референдум, на котором за сохранение СССР проголосовало большинство граждан.

    В шести республиках (Литве, Эстонии, Латвии, Грузии, Молдавии, Армении) перестройка уже сделала все, что надо, поэтому высшие органы власти отказались проводить референдум. То есть совершили тем самым государственную измену и не дали народу выразить свою волю.

    В остальных республиках результаты получились следующие.

    «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»

    Наши среднеазиатские братья стали образцом обладания сильным чувством государственности. У них, еще сохранивших общинные традиции, понимание необходимости жить в единой и потому сильной стране оказалось гораздо выше, чем у русских. К сожалению, но факт.

    Не намного отстали и белорусы, 83% голосов также высказавшиеся за сохранение СССР.

    Где предателей оказалось больше?

    По уровню предательства впереди всех оказались столицы и родина Беспалого Свердловская область.

    Ниже приведена таблица, где красным оттенком обозначены республики и регионы с долей проголосовавших ЗА выше, чем в среднем по Союзу, голубым — ниже.

    Как видно, вполне закономерна ненависть всей остальной России к москвичам. Вот на ком лежит главная ответственность — на столице.

    Обратите внимание, что даже в Чечено-Ингушетии процент проголосовавших за сохранение Союза оказалось выше, чем в среднем по стране и почти таким же, как по СССР. Вот вам и чеченцы-сепаратисты. К тому времени демократы еще не привели за ручку и не посадили во главе Чечни отморозков.

    Из истории известно, что захват умов столицы является ключевым.

    Приведу неудачное в плане мотивов и целей, но все же показательное сравнение. На выборах в Учредительное собрание 1817 года большевики по всей России набирали 22,4% (первые были эсеры — 39,5%), зато они с большим перевесом побеждали в Москве (47,9%), Московской области (55,8%), Петрограде (48,7%), Минске (63,1%).

    В 1991 же году Москва, Петербург, Свердловская обл. были передовиками, что голосовал за введение поста президента РСФСР, а позже среди передовиков, кто голосовал за Ельцина на выборах. Кстати на президентских выборах 1991 и 77% чеченцам Ельцин очень даже нравился.

    Понятно, что на столицы был в первую очередь направлен пропагандистский удар. Было и больше выделено денег, больше подкупов, больше фальсификаций. Но все же и реально больше искренних идиотов, не желавших «кормить ненужные республики».

    Итак, что получается. В целом, советский народ, кто-то в меньшей степени, кто-то в большей, выстоял в ядерной атаке на свое сознание и интуитивно понимал, что его обманывают, поэтому поддержал сохранение Советского Союза.

    Но голосовать было мало, что это такое вообще голосовать за сохранение Союза, когда «немцы уже под Москвой», а точнее в Кремле, в самом верху. Это бессмысленно. Надо было бороться за Союз, в том числе с оружием в руках. Ведь этого требовала от всех граждан Конституция СССР.

    Конституция.
    Статья 62. Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.

    Понятно, что лидеров не было, того не было, этого не было, а у Янаева руки тряслись… А у вас-то, таких смелых, почему тогда все тряслось? Или, что хуже, вам-то почему было все безразлично? Почему все дружно забыли о главном своем долге Гражданина?

    1991 год, СССР. Оглядываясь назад и пытаясь дать историческую оценку событиям 1991 года, можно смело утверждать, что нашу страну развалили по тем же сценариям, которые использовали в Ливии, Сирии, Ираке, Египте и сейчас на Украине. Благо, что многие из участников свои воспоминания изложили в мемуарах. Общеизвестно, что историю пишут победители. В этой статье попробуем ознакомиться с иными точками зрения на события, которые привели к появлению такого документа, как Беловежское соглашение 1991 года.

    Предыстория событий

    В 1985 году к власти пришел молодой, уверенный в себе политик Михаил Горбачев. После всех предыдущих престарелых генеральных секретарей народ отнесся к нему очень положительно. Но позже проводимые им реформы загнали страну в экономический, политический и даже культурный кризис. Все более заметным становилось расслоение населения в стране, появление нового класса общества - олигархата. Во многих республиках усилились националистические настроения, всем сразу вдруг захотелось независимости.

    Горбачев: герой или предатель?

    Виноват ли Горбачев в том, что появилось 1991 года? Бюджет СССР во многом строился на продаже ресурсов. Страна все более увязала в кредитах. Постепенно перед Горбачевым встал выбор - либо он проводит реформы, выгодные США, и за это получает кредиты от МВФ, либо действует в интересах своей страны. Он выбрал первый вариант. Также весьма популярна точка зрения, что он пришел к власти с помощью США. Изначально у него было мало шансов, так как большинство членов Политбюро склонялись к кандидатурам Романова и Гришина. Долго не могли договориться, поэтому было несколько заседаний. В итоге «вдруг» остановились на Горбачеве. Как бы то ни было, но он подвел страну к роковой черте, после которой уже не было возврата.

    Влияние извне на роспуск СССР

    Резко во многих республиках прошли по вопросу независимости. Ничего не напоминает? Украину, например? Резкое появление кучки маргиналов с требованием независимости с балаклавами не настораживает? Михаил Горбачев пытался усидеть на двух стульях одновременно. С одной стороны, стране нужны кредиты, а их можно получить, претворяя в жизнь навязанные реформы, а с другой стороны, он хотел как лучше для СССР. Об этом свидетельствуют события ноября 1990 года и решение Горбачева провести всесоюзный референдум, чтобы поставить на место зарвавшихся националистов.

    В ноябре 1990 года лидеры трех прибалтийских республик прибыли в Париж на подписание Хартии единой Европы. И только благодаря протесту Горбачева их выдворили из зала. Поэтому нельзя со 100%-ной уверенностью говорить, что вина за роспуск СССР целиком лежит на нем и он предал Родину. Другой вопрос в том, на каком основании этих лидеров вообще допустили на заседание ОБСЕ. Все это говорит, что ситуация накалялась искусственно. Кому это выгодно?

    Провокации в Прибалтике

    Воспользовавшись тем, что зимой США целиком сосредоточились на военной операции против Ирака, под напором Крючкова, Пуго и Язова Горбачев дал добро на силовое подавление сепаратистских выступлений в Прибалтике. И 13 января 1991 года литовцы захватили телецентр в Вильнюсе и возвели баррикады. Спецназу «Альфа» был дан приказ к штурму. Погибло 13 «мирных» жителей в балаклавах. В эфир по всем мировым каналам пошла картинка, как военные убивают мирных безоружных жителей, которые просто хотят независимости и жить в Европе. Через неделю ситуация повторилась в Риге. И вот в апреле в Москву для «инспекции» приезжает Р. Никсон. Видимо, Горбачев перестал устраивать западных хозяев - в игру вводят Б. Н. Ельцина. Началась настоящая травля. Противостояние Ельцина и Горбачева достигло невероятной остроты.

    Согласие на создание СНГ

    Под нажимом США Горбачеву пришлось согласиться на федерализацию СССР и создание Он начал готовить соответствующий договор (в последствие этим договором станет Беловежское соглашение 1991 года), который стал последней каплей для силовых структур СССР. В стране разразился Был создан ГКЧП. Стоит отметить, что по телевизору все три дня путча транслировали балет.

    События августа 1991 года

    19-21 августа, 1991 год. История пишется победителями, потому вполне естественно, что в учебники информация вошла как попытка государственного переворота. Хотя на самом деле это была попытка предотвратить развал страны. Крючков, Пуго, Болдин, Шенин, Бакланов, Павлов и Язов попытались силой захватить власть в свои руки. Отстранив президента, они хотели насильно подчинить себе республики, которые жаждали независимости. Таким образом они сохранили бы целостность страны. Но мало кто знает, что назначенное на 20 августа подписание договора о создании СНГ устраивало лидеров всех 9 сепаратистки настроенных республик и сохраняло СССР в целостном состоянии.

    Вся правда заключалась в том, что Горбачев сумел договориться с ними. С одной стороны, согласившись на создание СНГ, Михаил Горбачев пошел на поводу у США, а с другой стороны, республики получали право на независимость, но в составе федерации. Основные вопросы продолжала бы решать за них Москва. В силу ряда причин этот сценарий многих не устраивал. Горбачева и его семью посадили под домашний арест в Крыму (он в тот момент отдыхал на море).

    Как из Ельцина героя делали

    На 21 августа готовился штурм Белого дома в Кремле. Планировались силовой захват Ельцина и переправка его в Завидово. Но «вдруг» обнаружилось огромное количество жаждущих прикрыть его своими телами. Белый дом окружила толпа численностью примерно 50 000 человек. Задумайтесь! Вдруг такое количество населения встало и пошло к Кремлю. Там бесплатно поили и кормили, раздавали пирожки с чаем, готовили в производственных масштабах пищу.

    Естественно, были жертвы. Кровавые. Несколько человек с коктейлями Молотова (мирные люди) попали под танки. До сих пор не совсем понятно, с какой целью ввели танки на Красную Площадь. Они эффективны только на открытой местности. И военные, устроившие путч, не могли этого не знать. Или же это была просто попытка запугивания. Конечно же, наготове дежурили западные корреспонденты, и вы запросто можете представить картинку в эфире. Министр обороны Язов дрогнул и дал команду к выводу войск из Москвы. На этом путч закончился, а его зачинщики очутились в СИЗО.

    Этот случай наглядно показывает, что из военных крайне редко получаются грамотные и дальновидные политики. Самое интересное, что после освобождения первые звонки Горбачев сделал Б. Ельцину и Джорджу Бушу. Это тоже говорит о многом. После этих событий он сильно изменился. Его политический авторитет упал и с ним уже мало кто считался. Он выглядел бледно на фоне раскрученного образа уверенного в себе, энергичного Б. Ельцина.

    Беловежское соглашение

    Потеряв доверие к Горбачеву, союзные республики начали массово принимать декларации о независимости и выходе из СССР. Теперь объединить их в федерацию не представлялось возможным. И следствием всего этого стало подписанное Беловежское соглашение 1991 года. Иначе говоря, было подписано соглашение о создании Подпись поставил не Горбачев, а Ельцин.

    И если изначально Горбачев выступал за федерализацию республик в составе СНГ, то Ельцин своей подписью дал им полную независимость. Этим самым он удовлетворил стремление западных партнеров обескровить страну. Беловежское соглашение 1991 года объявило, что Союз Свободных Социалистических Республик перестал существовать.





    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта