Главная » Мода » Вагнер - скупой рыцарь оперы. Биография вагнера Рихард вагнер годы жизни

Вагнер - скупой рыцарь оперы. Биография вагнера Рихард вагнер годы жизни

Немецкий композитор и теоретик искусства Вильгельм Рихард Вагнер (Wilhelm Richard Wagner) родился 22 мая 1813 года в Лейпциге (Германия). Его отец Карл Фридрих Вагнер умер от тифа 23 ноября 1813 года. Вскоре мать Вагнера Йоханна Розина вторично вышла замуж за актера и живописца Людвига Гейера, который фактически заменил Рихарду отца.

Рихард Вагнер с раннего возраста чувствовал влечение к музыке, особенно выделяя произведения Людвига ван Бетховена. Он посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге. В пятнадцать лет он написал свою первую театральную пьесу, а в шестнадцатилетнем возрасте начал сочинять музыку . В 1831 году Вагнер поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством Теодора Вайнлига, кантора церкви святого Фомы. Год спустя созданная Вагнером симфония была с успехом исполнена в главном концертном зале Лейпцига Гевандхаузе. В 1833 году Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и сочинил оперу "Феи" (по пьесе Карло Гоцци "Женщина-змея"), которая при жизни композитора поставлена не была.

В 1835 году Вагнер написал свою вторую оперу — "Запрет любви" (по комедии Шекспира "Мера за меру"), премьера которой состоялась в Магдебурге в 1836 году. К тому времени Вагнер уже успел дебютировать как дирижер (выступал с небольшой оперной труппой). В 1836 году Вагнер обосновался в Кенигсберге (ныне Калининград), где ему была предоставлена должность музыкального директора городского театра. В 1837 году он занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу — "Риенци" (по роману английского писателя Эдварда Бульвер-Литтона). В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена. Вагнер произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования. Для достижения более полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижировать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру .

В 1839 году Вагнер и его жена, спасаясь от кредиторов, перебрались из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь Вагнер сблизился с Джакомо Мейербером, Ференцем Листом, Гектором Берлиозом. Источником его заработков была работа для издательств и театров; параллельно он сочинял слова и музыку к опере "Летучий голландец". В 1842 году Вагнер вернулся в Германию. Постановка его оперы "Риенци" в Дрездене принесла ему большой успех. При этом опера "Летучий голландец", поставленная в 1843 году, была воспринята сдержаннее. 13 апреля 1845 года Вагнер завершил работу над оперой "Тангейзер", а уже 19 октября того же года состоялась премьера произведения в Дрездене.

С 1845 по 1848 год Рихард Вагнер большое количество времени уделял изучению скандинавской мифологии и германского эпоса, что нашло отражение в опере "Лоэнгрин", а также в работе над эскизами текстов опер "Кольцо нибелунга" и "Нюрнбергские мейстерзингеры".

В 1849 году Вагнер принял участие в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения бежал сначала в Веймар, а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. Во время своего пребывания в Цюрихе Вагнер занялся эстетическими трактатами, которые стал издавать с 1850 года. В своих сочинениях "Искусство и революция", "Художественное произведение будущности", "Опера и драма" он высказал глубоко философские взгляды на искусство, теорию музыкальной драмы.

В 1858 году Вагнер покинул Швейцарию, а в 1861 году в Парижской опере был поставлена его опера "Тангейзер". Несмотря на то, что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики (в частности, дописал большую балетную сцену вакханалии в начале первого акта), произведение было жестоко освистано.

В 1862 году Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию. В 1863 году композитор посетил Санкт-Петербург и Москву, где познакомил публику с отрывками из своих опер. Кроме того, Вагнер дирижировал многими симфониями Бетховена.

В 1865 году в Мюнхене была поставлена опера "Тристан и Изольда", затем, три года спустя, "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Золото Рейна", "Валькирия". Появление этих двух последних опер на мюнхенской сцене было первой попыткой исполнения громадного цикла "Кольцо нибелунга", который Вагнер подводил к концу.

Эта тетралогия с мифологическим сюжетом, по мысли Вагнера, требовала театра со сценой, снабженной всевозможными нововведениями. Друзья и поклонники Вагнера, с королем Баварии Людвигом II во главе, материально помогли осуществлению этой идеи и в баварском городе Байройте был воздвигнут вагнеровский театр. Открытие байройтского фестивального театра состоялось летом 1876 года постановкой всего "Кольца нибелунга" под управлением Ганса Рихтера. Вся тетралогия длится около 18 часов (самое длинное музыкальное произведение в истории). "Золото Рейна" не делится на акты и выполняет функцию "вступительного вечера", тогда как остальные три оперы — "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов" — содержат по три акта каждая (в "Гибели богов" есть еще и пролог, что уподобляет структуру этой оперы структуре тетралогии в целом).

Завершением творческого пути композитора стала опера ("торжественная сценическая мистерия") "Парсифаль" по мотивам эпического романа немецкого средневекового поэта-рыцаря Вольфрама фон Эшенбаха, премьера которой состоялась в 1882 году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рихард Вагнер (полное имя Вильгельм Рихард Вагнер, нем. Wilhelm Richard Wagner). Родился 22 мая 1813 года в Лейпциге - умер 13 февраля 1883 года в Венеции. Немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую.

Мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, а в дальнейшем на национал-социализм, окруживший его творчество культом, что в некоторых странах (особенно в Израиле) вызвало «антивагнеровскую» реакцию после Второй мировой войны.

Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера (1770-1813). Под влиянием своего отчима, актёра Людвига Гейера, Вагнер, получая образование в лейпцигской школе Святого Фомы, с 1828 г. начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в 1831 г. начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. В 1833-1842 годах вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 г. триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы. Годом позже он стал придворным капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1843 году у его сводной сестры Цицилии родился сын Рихард, будущий философ Рихард Авенариус. Вагнер стал его крёстным отцом. В 1849 г. Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с ) и после поражения бежал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В 1858 г. - Вагнер посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.

В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы XIX века, Вагнер рассматривал своё искусство как синтез и как способ выражения определённой философской концепции. Её суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из вагнеровской статьи «Художественное произведение будущего»: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью».

Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства - музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байрейт, где оперный театр впервые начал трактоваться как храм искусства, а не как развлекательное заведение; воплощение второй идеи - это созданная Вагнером новая оперная форма «музыкальная драма». Именно её создание и стало целью творческой жизни Вагнера. Отдельные её элементы воплотились ещё в ранних операх композитора 1840-х годов - «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин». Наиболее полное воплощение теория музыкальной драмы получила в швейцарских статьях Вагнера («Опера и драма», «Искусство и революция», «Музыка и драма», «Художественное произведение будущего»), а на практике - в его поздних операх: «Тристан и Изольда», тетралогии «Кольцо нибелунга» и мистерии «Парсифаль».

По Вагнеру, музыкальная драма - произведение, в котором осуществляется романтическая идея синтеза искусств (музыки и драмы), выражение программности в опере. Для осуществления этого замысла Вагнер отказался от традиций существовавших на тот момент оперных форм - в первую очередь, итальянской и французской. Первую он критиковал за излишества, вторую - за пышность. С яростной критикой он обрушился на произведения ведущих представителей классической оперы (Россини, Мейербер, Верди, Обер), называя их музыку «засахаренной скукой».

Стараясь приблизить оперу к жизни, он пришёл к идее сквозного драматургического развития - от начала до конца не только одного акта, но и всего произведения и даже цикла произведений (все четыре оперы цикла «Кольцо нибелунга»). В классической опере Верди и Россини отдельные номера (арии, дуэты, ансамбли с хорами) делят единое музыкальное движение на фрагменты. Вагнер же полностью отказался от них в пользу больших сквозных вокально-симфонических сцен, перетекающих одна в другую, а арии и дуэты заменил на драматические монологи и диалоги. Увертюры Вагнер заменил прелюдиями - короткими музыкальными вступлениями к каждому акту, на смысловом уровне неразрывно связанными с действием. Причём, начиная с оперы «Лоэнгрин», эти прелюдии исполнялись не до открытия занавеса, а уже при открытой сцене.

Внешнее действие в поздних вагнеровских операх (в особенности, в «Тристане и Изольде») сведено к минимуму, оно перенесено в психологическую сторону, в область чувств персонажей. Вагнер считал, что слово не способно выразить всю глубину и смысл внутренних переживаний, поэтому, ведущую роль в музыкальной драме играет именно оркестр, а не вокальная партия. Последняя целиком подчинена оркестровке и рассматривается Вагнером как один из инструментов симфонического оркестра. В то же время вокальная партия в музыкальной драме представляет эквивалент театральной драматической речи. В ней почти отсутствует песенность, ариозность. В связи со спецификой вокала в оперной музыке Вагнера (исключительная протяжённость, обязательное требование драматического мастерства, нещадная эксплуатация предельных регистров тесситуры голоса) в сольной исполнительной практике установились новые стереотипы певческих голосов - вагнеровский тенор, вагнеровское сопрано и т. д.

Вагнер придавал исключительное значение оркестровке и шире - симфонизму. Оркестр Вагнера сравнивают с античным хором, который комментировал происходящее и передавал «скрытый» смысл. Реформируя оркестр, композитор создал квартет туб, ввёл басовую тубу, контрабасовый тромбон, расширил струнную группу, использовал шесть арф. За всю историю оперы до Вагнера ни один композитор не использовал оркестра такого масштаба (к примеру, «Кольцо нибелунга» исполняет четверной состав оркестра с восемью валторнами).

Рихард Вагнер - Полёт валькирий

Рихард Вагнер - Вхождение богов в Валхалу

Общепризнано новаторство Вагнера и в области гармонии. Тональность, унаследованную им от венских классиков и ранних романтиков, он чрезвычайно расширил путём интенсификации хроматизма и ладовых альтераций. Ослабив (прямолинейную у классиков) однозначность связей центра (тоники) и периферии, намеренно избегая прямого разрешения диссонанса в консонанс, он придал модуляционному развитию напряжённость, динамичность и непрерывность. Визитной карточкой вагнеровской гармонии считаются «Тристан-аккорд» (из прелюдии к опере «Тристан и Изольда») и лейтмотив судьбы из «Кольца нибелунгов».

Вагнер внедрил развитую систему лейтмотивов. Каждый такой лейтмотив (короткая музыкальная характеристика) является обозначением чего-либо: конкретного персонажа или живого существа (например, лейтмотив Рейна в «Золоте Рейна»), предметов, выступающих зачастую в качестве персонажей-символов (кольцо, меч и золото в «Кольце», любовный напиток в «Тристане и Изольде»), места действия (лейтмотивы Грааля в «Лоэнгрине» и Валгаллы в «Золоте Рейна») и даже отвлечённой идеи (многочисленные лейтмотивы судьбы и рока в цикле «Кольцо нибелунга», томления, любовного взгляда в «Тристане и Изольде»). Наиболее полную разработку вагнеровская система лейтмотивов получила в «Кольце» - накапливаясь от оперы к опере, переплетаясь друг с другом, получая каждый раз новые варианты развития, все лейтмотивы этого цикла в результате объединяются и взаимодействуют в сложной музыкальной фактуре заключительной оперы «Гибель богов».

Понимание музыки как олицетворения непрерывного движения, развития чувств привело Вагнера к идее слияния этих лейтмотивов в единый поток симфонического развития, в «бесконечную мелодию» (unendliche Melodie). Отсутствие тонической опоры (на протяжении всей оперы «Тристан и Изольда»), незавершённость каждой темы (во всём цикле «Кольцо нибелунга», за исключением кульминационного траурного марша в опере «Гибель богов») способствуют непрерывному нарастанию эмоций, не получающему разрешения, что позволяет держать слушателя в постоянном напряжении (как в прелюдиях к операм «Тристан и Изольда» и «Лоэнгрин»).

Философско-эстетическую основу вагнеровского творчества А. Ф. Лосев определяет как «мистический символизм». Ключевой для понимания онтологической концепции Вагнера являются тетралогия «Кольцо Нибелунга» и опера «Тристан и Изольда». Во-первых, в «Кольце» вполне воплотилась мечта Вагнера о музыкальном универсализме.

«В "Кольце" эта теория воплотилась с помощью использования лейтмотивов, когда каждая идея и каждый поэтический образ тут же специфически организованы при помощи музыкального мотива», - пишет Лосев. Кроме того, в «Кольце» в полной мере отразилось увлечение идеями Шопенгауэра. Однако нужно помнить, что знакомство с ними произошло, когда текст тетралогии был готов и началась работа над музыкой. Подобно Шопенгауэру, Вагнер ощущает неблагополучие и даже бессмысленность основы мироздания. Единственный смысл существования мыслится в том, чтобы отречься от этой всемирной воли и, погрузившись в пучину чистого интеллекта и бездействия, найти подлинное эстетическое наслаждение в музыке. Однако Вагнер, в отличие от Шопенгауэра, полагает возможным и даже предопределенным мир, в котором люди уже не будут жить во имя постоянной погони за золотом, которая в вагнеровской мифологии и символизирует мировую волю. Об этом мире ничего не известно точно, однако в его наступлении после всемирной катастрофы сомнений нет. Тема мировой катастрофы очень важна для онтологии «Кольца» и, по всей видимости, является новым переосмыслением революции, которая понимается уже не как изменение общественного строя, а космологическое действо, изменяющее самую суть мироздания.

Что касается «Тристана и Изольды», то на заложенные в ней идеи значительно повлияли недолгое увлечение буддизмом и одновременно драматическая история любви к Матильде Везендонк. Здесь происходит так долго искомое Вагнером слияние разделенной человеческой природы. Соединение это происходит с уходом Тристана и Изольды в небытие. Мыслящееся как вполне буддистское слияние с вечным и непреходящим миром, оно разрешает, по мнению Лосева, противоречие между субъектом и объектом, на котором зиждется европейская культура. Важнейшей является тема любви и смерти, которые для Вагнера неразрывно связаны. Любовь неотъемлемо свойственна человеку, полностью подчиняя его себе, так же, как и смерть является неизбежным концом его жизни. Именно в том смысле следует понимать вагнеровский любовный напиток. «Свобода, блаженство, наслаждение, смерть и фаталистическая предопределенность - вот что такое любовный напиток, так гениально изображенный у Вагнера», - пишет Лосев.

Оперная реформа Вагнера оказала значительное влияние на европейскую и русскую музыку, обозначив высший этап музыкального романтизма и одновременно заложив основы для будущих модернистских течений. Прямой или опосредованной ассимиляцией вагнеровской оперной эстетики (особенно новаторской «сквозной» музыкальной драматургии) отмечена значительная часть последующих оперных произведений. Использование лейтмотивной системы в операх после Вагнера стало тривиальным и всеобщим. Не менее значительным стало влияние новаторского музыкального языка Вагнера, особенно его гармонии, в которой композитор пересмотрел «старые» (прежде считавшиеся незыблемыми) каноны тональности.

Среди русских музыкантов знатоком и пропагандистом Вагнера был его друг А. Н. Серов. Н. А. Римский-Корсаков, публично критиковавший Вагнера, тем не менее, испытал (особенно в позднем творчестве) влияние Вагнера в гармонии, оркестровом письме, музыкальной драматургии. Ценные статьи о Вагнере оставил крупный русский музыкальный критик Г. А. Ларош. Вообще, «вагнеровское» более прямо ощущается в сочинениях «прозападных» композиторов России XIX века (например, у А. Г. Рубинштейна), чем у представителей национальной школы. Влияние Вагнера (музыкальное и эстетическое) отмечается в России и в первых десятилетиях XX веках, в трудах А. Н. Скрябина.

На западе центром культа Вагнера стала так называемая веймарская школа (самоназвание - Новая немецкая школа), сложившаяся вокруг Ф. Листа в Веймаре. Её представители (П. Корнелиус, Г. фон Бюлов, И. Рафф и др.) поддерживали Вагнера, прежде всего, в его стремлении расширить рамки музыкальной выразительности (гармонии, оркестрового письма, оперной драматургии). Среди западных композиторов, испытавших влияние Вагнера, - Антон Брукнер, Гуго Вольф, Клод Дебюсси, Густав Малер, Рихард Штраус, Бела Барток, Кароль Шимановский, Арнольд Шёнберг (в раннем творчестве) и многие другие.

Реакцией на культ Вагнера стала противопоставлявшая себя ему «антивагнеровская» тенденция, крупнейшими представителями которой были композитор Иоганнес Брамс и музыкальный эстетик Э. Ганслик, отстаивавший имманентность и самодостаточность музыки, несвязанность её с внешними, внемузыкальными «раздражителями» (см. Абсолютная музыка). В России антивагнеровские настроения характерны для национального крыла композиторов, прежде всего, М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.

Отношение к Вагнеру у немузыкантов (которые оценивали не столько музыку Вагнера, сколько его противоречивые высказывания и его «эстетизирующие» публикации) неоднозначно. Так, в статье «Казус Вагнер» писал: «Был ли Вагнер вообще музыкантом? Во всяком случае он был больше кое-чем другим... Его место в какой-то другой области, а не в истории музыки: с её великими истыми представителями его не следует смешивать. Вагнер и Бетховен - это богохульство...» По словам Томаса Манна, Вагнер «видел в искусстве священное тайнодействие, панацею против всех язв общества...».

Музыкальные творения Вагнера в XX-XXI веках продолжают жить на самых престижных оперных сценах, не только Германии, но и всего мира (за исключением Израиля).

Вагнер писал «Кольцо Нибелунга», почти не надеясь, что отыщется театр, способный поставить эпопею целиком и донести до слушателя её идеи. Однако современники сумели оценить её духовную необходимость, и эпопея нашла путь к зрителю. Роль «Кольца» в становлении германского общенационального духа невозможно переоценить. В середине XIX века, когда писалось «Кольцо Нибелунга», нация оставалась разобщенной; на памяти у немцев были унижения наполеоновских походов и венских договоров; недавно прогремела революция, потрясшая престолы удельных королей - когда же Вагнер оставлял мир, Германия уже была единой, стала империей, носителем и средоточием всей немецкой культуры. «Кольцо Нибелунга» и творчество Вагнера в целом, хотя и не оно одно, явилось для немецкого народа и для германской идеи тем мобилизующим толчком, который понудил политиков, интеллигенцию, военных и все общество сплотиться.

Электронная еврейская энциклопедия отмечала, что неотъемлемой частью мировоззрения Вагнера была юдофобия, а сам Вагнер характеризовался как один из предшественников антисемитизма XX века.

Антисемитские выступления Вагнера вызывали протесты и при его жизни; так, ещё в 1850 году напечатанная Вагнером под псевдонимом «Вольнодумец» публикация в журнале «Neue Zeitschrift für Musik» его статьи «Еврейство в музыке» вызвала протесты со стороны профессоров Лейпцигской консерватории; они требовали отстранения тогдашнего редактора журнала, г-на Ф. Бренделя, от руководства журналом. В 2012 году статья Вагнера «Еврейство в музыке» (на основании решения Вельского районного суда Архангельской области от 28.03.2012) была внесена в Федеральный список экстремистских материалов (№ 1204) и, соответственно, её печать или распространение в Российской Федерации преследуется по закону.

Вагнер был категорически против того, чтобы премьерой «Парсифаля» дирижировал еврей Герман Леви, и, поскольку это был выбор короля (Леви считался одним из лучших дирижёров своего времени и, наряду с Гансом фон Бюловым, лучшим вагнеровским дирижёром), Вагнер до последнего момента требовал, чтобы Леви крестился. Леви отказался.

В 1864 году он, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части Кольца Нибелунгов: «Зигфрид» и «Гибель богов». В 1872 г. в Байройте состоялась укладка фундаментного камня для Дома фестивалей, который открылся в 1876 г. Где и состоялась премьера тетралогии Кольцо нибелунга 13-17 августа 1876 года. В 1882 г. в Байройте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль». В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию, где он умер в 1883 г. от сердечного приступа. Вагнер похоронен в Байройте.

"Музыка - это женщина, - констатировал Рихард Вагнер (Richard Wagner) в своем теоретическом труде "Опера и драма". - Сила зачатия должна быть привнесена в оперу". Не при феминистски настроенных современниках и современницах будь сказано: лишь "оплодотворенная мыслью творца" музыка может "породить настоящую, жизненную мелодию".

Искусство и жизнь были для Вагнера неотделимы. И не удивительно, что не только героиням опер Вагнера, но и его реальным подругам приходилось отдавать себя служению "творящей энергии". Женщины в творчестве и в жизни Вагнера - три года назад на эту тему был проведен даже специальный научный симпозиум.

Образ сестры

Контекст

Контекст

"Женское начало", или "женские прототипы", как выражается биограф композитора Йоахим Кёлер (Joachim Köhler), автор книги "Последний титан", были обильно представлены в жизни Вагнера с самого ее начала. Говоря иными словами, Вагнер вырос среди женщин и на протяжении всей своей жизни предпочитал женское общество мужской дружбе.

У него было пять сестер, старшая из которых, Йоханна Розалия (Johanna Rosalie Wagner), сделала для его воспитания куда больше, чем мать Йоханна Розина (Johanna Rosina Wagner-Geyer). Популярная актриса, она поддерживала Рихарда в его намерении стать музыкантом, наставляла его на путь истинный и осталась в его сердце "ангелом", чью кончину (Розалия умерла при родах первого ребенка в 1837 году) Вагнер горько оплакивал. Есть все основания предполагать, что именно образ сестры воскресает в светлых фигурах Эльзы или Элизабет.

Минна, жена

Примерно с 15 лет (и до последних лет своей жизни) Вагнер регулярно влюбляется. По большей части в актрис или певиц. Первый серьезный роман свел его с примадонной театральной труппы из Магдебурга Вильгельминой, или Минной Планер (Wilhelmine Planer), которой не случайно было доверено амплуа "первой любовницы". Их знакомство состоялось в курортном городе Бад-Лаухштедт в 1834 году. Рихарду было 22, Минне - "уже" 25 лет.

Полтора года спустя они поженились в Кенигсберге. Брак был, по выражению биографов, "обоюдным недоразумением": "опытная" Минна искала стабильности, влюбленный Вагнер жаждал приключений. Тем не менее, брак продлился 30 лет, в течение которых Минне удавалось, несмотря ни на что, сохранять положение "главной женщины" в жизни Рихарда Вагнера.

Если в прежние десятилетия "вагнероведы" придерживались позиции самого Вагнера, отпиравшегося от брака с Минной как от "ошибки юности", то сегодня первая жена, так сказать, реабилитирована. Известно, что Вагнер интенсивно обсуждал с женой творческие планы, в частности, вместе с ней была разработана изначальная концепция оперы "Парсифаль".

Матильда, муза

Матильда Везендонк (Mathilde Wesendonck), жена поклонника Вагнера и мецената Отто Везендонка (Otto Wesendonck), считается "большой любовью" в жизни Вагнера. Роман с замужней дамой и женой друга носил, по всей видимости, платонический характер, что сделало его особенно эмоционально напряженным - и продуктивным в творческом плане.

На всплеске творческой энергии возникают "Золото Рейна" и "Валькирия" (эта опера посвящена Матильде Везендонк). "Любовный треугольник" с Везендонками в большой степени служит источником вдохновения для "Тристана и Изольды". Наконец, пять стихотворений Матильды, положенные на музыку влюбленным композитором, образуют вокальный цикл "Wesendonck Lieder", одно из самых экспрессивных объяснений в любви в истории музыки.

Козима, хозяйка на Зеленом холме

Роман с Матильдой Везендонк, так или иначе не имевший перспективы, привел к окончательному разрыву с Минной. Именно в этот непростой момент Рихард Вагнер встречается с женщиной, сыгравшей центральную роль в его жизни: Козимой (Cosima Wagner), дочерью графини Мари д"Агу и друга Вагнера Ференца Листа.

Роману не помешало то, что Козима была на момент встречи с Вагнером замужней дамой и матерью двух дочерей, а также то, что ее супругом был опять-таки друг Вагнера и пропагандист его творчества, дирижер Ганс фон Бюлов (Hans von Bülow). Бюлов ограничился комментарием: "Как человек Вагнер низок, но как творец - велик". Козима и Рихард Вагнер поженились в 1870 году, в браке родилось трое детей Вагнера: дочери Изольда и Ева и долгожданный сын и наследник Зигфрид.

Именно Козиме, преданной жене, восторженной поклоннице и рачительной хозяйке в одном лице, мы в большой степени обязаны реализацией идеи фестиваля в Байройте. Она же возглавила фестиваль после смерти Вагнера в 1883 году, превратив его в культовое событие мирового масштаба. Но это другая история.

Немецкий композитор Рихард Вагнер - личность неоднозначная. С одной стороны, его политические взгляды противоречат принципам гуманизма (и это еще мягко сказано). Его творчеством (не только музыкой, но и философскими статьями) вдохновлялись идеологи фашистской Германии, превратившие Вагнера в символ нации. С другой стороны, вклад композитора в развитие музыки грандиозен.

Он изменил принципы оперного искусства, введя в оперу сквозное драматическое действие и бесконечную мелодию. Его наследие вдохновляет современных композиторов, продолжает жить в рок-музыке, тяжелом металле и литературе.

Детство и юность

Родился Вильгельм Рихард Вагнер 22 мая 1813 года в Лейпциге – городе, на тот момент принадлежавшем Рейнскому Союзу. Мать Йоханна Розина произвела на свет девять детей. Отец Карл Фридрих Вагнер, полицейский писарь, умер от тифа 23 ноября 1813 года. Уже с этого момента начинаются споры биографов композитора: часть из них считает, что отцом Рихарда был его отчим, Людвиг Гейер.


Замуж за актера Гейера многодетная вдова вышла через три месяца после смерти супруга. Как бы то ни было, этот талантливый человек повлиял на выбор карьеры пасынка. Вторую по значимости роль в судьбе брата сыграла старшая сестра, Йоханна Розалия. Популярная актриса поддерживала Рихарда в намерении стать музыкантом.

До 13 лет Рихард учился в школе Святого Фомы – старейшем гуманитарном училище города. В 15 лет юноша понял, что его знаний недостаточно для написания музыки (а тяга уже возникла), и с 1828 года начал обучаться теории музыки у Теодора Вайнлига, кантора церкви Святого Фомы. В 1831 году продолжил обучение в университете Лейпцига.

Музыка

Как многим знаменитостям, Вагнеру нередко приписывают чужие произведения. Например, в сочетании с его именем в сети упоминается «Реквием по мечте». На самом деле, саундтрек к одноименному фильму написал Клинт Мэнселл в 2000 году. Хотя не исключено, что Мэнселл вдохновлялся вагнеровской композицией «Путь в Вальхаллу» из оперы «Гибель богов»


С именем классика связывают и зловещее «Танго смерти». Согласно легенде, во время массового уничтожения евреев в фашистских лагерях звучала музыка Вагнера. В действительности доподлинно неизвестно, что играли лагерные оркестры. Но маловероятно, что это были его композиции. Вагнер творил с размахом и для исполнения его произведений нужен большой симфонический оркестр.

В XIX веке вагнеровская музыка была настолько революционной, что для постановки «Кольца Нибелунга» по проекту композитора построили Байройтский оперный театр. Акустические эффекты концертного зала тщательно продумывались. Например, оркестровая яма была прикрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.

Вагнер написал 13 опер, из них 8 стали классикой, а также несколько менее масштабных музыкальных произведений, включая либретто к операм, а также 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются длиной, пафосом и эпичностью.

Оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци» относятся к раннему периоду творчества композитора. Первым зрелым произведением стал «Летучий голландец» - эпический рассказ о корабле-призраке. «Тангейзер» рассказывает печальную историю любви менестреля и языческой богини. «Лоэнгрин» - опера о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. Здесь уже во весь голос заявляет о себе гений.

«Тристан и Изольда» - рекордсмен по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте - 45 минут. Для исполнения вагнеровских композиций оперных певцов пришлось обучать заново. Так зародилась новая оперная школа.


Историю о Кольце Власти Вагнер сочинил за сотню лет до Дж.Р.Р. Толкина. «Золото Рейна» открывает цикл «Кольцо Нибелунга». Вторая опера цикла, «Валькирия», содержит «визитную карточку» Вагнера - сцену «Полёт валькирий». «Зигфрид» - самая позитивная опера в цикле: герой убивает дракона и обретает любовь.

Все завершает «Гибель богов», состоящая из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включает знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», который впоследствии исполнили на похоронах композитора.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Рихард был невысок ростом (166 см) и некрасив, большую часть жизни беден, не обладал титулами или званиями – он всегда привлекал женщин. Множество любовных интрижек с артистками и поклонницами остались никому не известны, но три женщины навечно вписаны в биографию гения.


Минна Планер, первая жена. Закулисное увлечение двадцатилетнего дирижера красивой артисткой увенчалось браком в ноябре 1836 года. Молодая жена была на четыре года старше мужа, опытнее в житейских делах и более прагматична. Семья переезжала из Кенигсберга в Ригу, оттуда – в Петербург, Митаву и Париж. На новом месте Минне удавалось быстро свить уютное гнездышко и обеспечить мужу надежный тыл для творчества.

С годами это давалось ей труднее. После краха революции в 1849 году Вагнеры бежали в Веймар к , а оттуда в Швейцарию. В Цюрихе Рихард встретил новую музу: Матильду Везендонк. Двадцатилетняя красавица и ее муж Отто были горячими поклонниками творчества композитора. Богатый коммерсант Везендонк организовывал концерты Вагнера и подарил тому «тихое убежище» – домик рядом с собственной виллой.


В этом «убежище» написаны «Зигфрид» и «Тристан». Матильда была объектом этой страстной песни любви и ценила ее по достоинству. Муза композитора тоже сочиняла музыку и писала стихи и прозу. Потомкам остались письма Вагнера к Матильде, опубликованные после ее смерти. Доподлинно неизвестно, были ли Рихард и его покровительница любовниками, но большинство биографов так считают.

Любовь к Козиме фон Бюлов настигла Вагнера в 1864 году, в период внезапного благополучия. Юный король Баварский Людвиг II, влюбленный в творчество Вагнера (а по мнению некоторых историков – в самого Рихарда), пригласил его ко двору, в блестящий Мюнхен. И не только расплатился с кредиторами, но и щедро раскрыл казну для финансирования вагнеровских проектов.


Вагнер приглашает в оркестр дирижера Ханса фон Бюлов, счастливо женатого отца двоих детей. Его супруга Козима, внебрачная дочь Ференца Листа, старинного друга Вагнера, становится личным секретарем композитора. И, разумеется, музой и возлюбленной. Вспыхнувшая между Рихардом и Козимой страсть недолго остается тайной для обманутого мужа.

Но вместо Ханса сцену ревности придворному капельмейстеру устроил король, дело запахло скандалом. Ситуацию усугубило то, что на Вагнера тратились колоссальные средства государственной казны, а в Баварии господствовала католическая мораль. Прелюбодеи были с позором изгнаны в Швейцарию.


Развод в те времена был настолько сложным делом, что чета фон Бюлов смогла его получить лишь спустя семь лет. За эти годы Козима родила от Рихарда дочерей Изольду и Еву и сына Зигфрида (рождение мальчика совпало с завершением одноименной оперы). Умерла от сердечной болезни Мина Вагнер, а Людвиг внезапно сменил гнев на милость и попросил Вагнера вернуться ко двору.

В 1870 году Козима и Рихард обвенчались. С этого момента жизнь музы состоит из служения кумиру. Супруги вместе строят театр в Байройте и работают над первой постановкой «Кольца Нибелунга». Премьера состоялась в 1876 году с 13 по 17 августа, навсегда изменив представление европейцев об оперном искусстве.

Смерть

В 1882 Вагнер по настоянию врачей переезжает в Венецию, где умирает в 1883 году от сердечного приступа. Бывшая с мужем до последнего вздоха Козима берет на себя хлопоты о перевозе тела в Байройт и похоронах. Она же организовала и возглавила ежегодный фестиваль в Байройте, посвятив его памяти мужа.


Кроме ежегодного Вагнеровского фестиваля, ставшего культовым мероприятием в мире музыки, остался ещё один интересный памятник гению. Это Нойшванштайн – сказочный замок в горах Баварии, «Лебединый замок», построенный Людвигом II Баварским в память о гениальном друге. Интерьер помещений отражает восхищение короля операми Вагнера.

Произведения

  • 1834 – «Феи»
  • 1836 – «Запрет любви»
  • 1840 – «Риенци, последний из трибунов»
  • 1840 – «Фауст» (увертюра)
  • 1841 – «Летучий голландец»
  • 1845 – «Тангейзер»
  • 1848 – «Лоэнгрин»
  • 1854-1874 - «Кольцо Нибелунга»
  • 1859 – «Тристан и Изольда»
  • 1868 – «Нюрнбернские мейстензингеры»
  • 1882 – «Парсифаль»

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г., в Лейпциге, в небольшой чиновничьей семье. Поступив в школу святого Фомы в 1828 г., он начал свое музыкальное образование. Его первым учителем стал церковный кантор Т. Вайнлиг.

В 1831 г. Вагнер стал студентом лейпцигского университета.

Творческий путь

Период 1833-1842 был самым беспокойным и одновременно плодотворным. Постоянно испытывая острую нужду в деньгах, Вагнер поступил на должность театрального хормейстера в Вюрцбурге.

Он работал хормейстером и дирижером в норвежском, парижском и лондонском театрах. Во время путешествия по Европе, создал увертюру “Фауст”. Также в это время была написана опера “Летучий голландец”.

Заслуженную славу он получил в 1842 г., когда состоялась дрезденская премьера его оперы “Риенци, последний из трибунов”. В 1843 г. он поступил на должность капельмейстера при дворе саксонского монарха.

В 1849 г. принял непосредственное участие в майском восстании. Во время революционных действий познакомился с одним из основоположников анархии, М. А. Бакуниным. Когда восстание потерпело поражение, Вагнер бежал в Швейцарию. Там было создано либретто тетралогии “Кольцо Нибелунга”.

Там же, в Цюрихе, была написана опера “Тристан и Изольда”.

Влияние Вагнера

Реформа оперы оказала гигантское влияние на музыку как в Европе, так и в России. Вагнер основывался на музыкальном романтизме, одновременно закладывая основание для модернистских течений.

Главным пропагандистом Вагнера в России был его близкий друг, А. Н.Серов . Кроме того, творчество выдающегося немецкого композитора во многом повлияло на Н. А. Римского-Корсакова. “Вагнеровские нотки” четко прослеживаются в творчестве А. Г. Рубинштейна и А. Н. Скрябина.

Последние годы жизни и смерть

В 1864 г. Вагнер сблизился с баварским монархом, Людвигом II. Монарх оплатил многие долги композитора и оказывал ему всестороннюю поддержку.

Перебравшись в Мюнхен, Вагнер дописал “Кольца Нибелунгов” и создал комическую оперу “Нюрнбергские мейстерзингеры”.

Премьера оперы “Кольцо Нибелунгов” состоялась в 1876 г. Спустя 6 лет состоялась громкая премьера мистерии “Парсифаль”.

В 1882 г. состояние здоровья немецкого композитора резко ухудшилось и он отправился в Венецию. Музыкант ушел из жизни в 1883 г., от сердечного приступа. Рихард Вагнер был похоронен в Байройте.

Другие варианты биографии

  • Изучая краткую биографию Рихарда Вагнера, следует знать, что он сочувствовал идеям антисемитизма. Немногим позже в нацистской Германии был создан практически культ личности композитора.
  • Работая над своими операми, Вагнер одевался в костюмы, которые соответствовали интересующей его эпохе. По его словам, так он лучше “чувствовал время”.
  • По его собственному признанию, он рассматривал музыку как доступный метод выражения своих философских идей. Вагнер сочувствовал многим идеям Шопегнауэра , что нашло отражение в его своеобразном творчестве.
  • Рихард Вагнер дважды вступал в официальный брак. Имел много внебрачных связей. Громкий, скандальный роман с К.фон Бюлов, которая была внебрачной дочерью композитора Ф. Листа, потряс европейское общество. Она и стала второй супругой Вагнера.
  • Композитор был известен своим “полным погружением” в творчество. Это привело к тому, что во время исполнения второго акта оперы “Тристан и Изольда” в мюнхенской опере, дирижирующего Вагнера поразил сердечный приступ.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта