Главная » Мода » Технологическая карта урока по литературному чтению "А. Куприн "Слон" методическая разработка по чтению (3 класс) на тему. Презентация к уроку А.Куприн "Слон" презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему Технологическая карта с презентацией куприн слон

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. Куприн "Слон" методическая разработка по чтению (3 класс) на тему. Презентация к уроку А.Куприн "Слон" презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему Технологическая карта с презентацией куприн слон






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование к уроку: звуковая м/м презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг А. И. Куприна; Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2010.

Ход урока

Организационный момент

Стадия вызова

(Слайд 2). “Верите ли Вы”

Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

(Слайд 3).

Учитель: Ребята, посмотрите на экран, кто-нибудь узнал этого человека? Что вы можете о нём сказать? Опишите его, пожалуйста.

Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили?

Учитель: Кто он может быть по профессии? (писатель, с его произведением мы познакомились на прошлом уроке).

Учитель: О чём писал Александр Иванович Куприн? Ответы детей

Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных?

Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (наблюдательным).

Учитель: Рассказ о А.Куприне. (Слайд 4). Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.

Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича? Кем для него были животные? Ответы детей

(Слайд 5).

Учитель: Когда Куприны жили в Гатчине в собственном зелёном домике с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка.

(Слайд 6).

Учитель: Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др. Вы видите эти книги на экране. Если захотите их прочитать, то где это можно взять книги? Ответы детей

Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг

(Слайд 7).

Учитель: Куприны были гостеприимными, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность.

(Слайд 8). Портрет А.И. Куприна

Учитель: Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 140 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.

Учитель: Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?

Учитель: Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)

Учитель: С каким произведением А. Куприна мы начали работать на прошлом уроке? Ответы детей.

Учитель: Что вы знаете о слонах? Где живут слоны? Ответы детей.

Работа над темой.

Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке).

Учитель: А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона? Где его видел? Ответы детей

Учитель: А где девочка Надя из рассказа впервые увидела Слона? (Во сне.) Давайте вспомним, с чего началась история про Надю. Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями Германа Мазурина к этому произведению. По щелчку на Слайде 8, появляется иллюстрация Г. Мазурина

Учитель: Кто сможет кратко пересказать начало рассказа? Дети пересказывают рассказ до места, в котором отец Нади отправился в зверинец, рассказ сопровождается Слайдами 9, 10.

Учитель: Что вы испытывали при чтении текста? Ответы детей .

(Слайд 11). Физкультминутка.

Учитель: Нам предстоит сложная работа, давайте немного отдохнём под хорошую песню “Розовый слон”. (слайды со слоном под песню)

(Слайд 12). Проблемный анализ. Работа в группах.

Выбор капитана, стенографиста и оратора группы.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам проанализировать текст ответив на 5 вопросов. Вопросы на экране, распечатка вопроса у каждой команды с указанием страниц в учебнике.

Учитель: Совещаясь в группе вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ.

1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние.

2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение?

3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его.

4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону?

5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?

Дети работают под музыку Слайда 12. Перед ответами учащихся, музыка по щелчку выключается.

Учитель: Давайте выслушаем первую группу. Чем же больна девочка? Выслушиваем ответы.

Учитель: Девочка болеет. Какое же состояние у её родителей? Ответ второй группы.

Учитель: Привели девочке слона?

Учитель: Девочка добилась своего – у неё есть слон. Почему ей выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

(Слайд 13). (Звуки слона по щелчку.)

Учитель: Послушайте, вот какие звуки издаёт живой слон. Посмотрите на фотографии, правда, слон похож на слона из рассказа?

(Слайд 14).

Учитель: Каким видит слона Надя, нам напомнит 3 группа. Слайд сопровождает ответ группы.

Учитель: Какие чувства Надя испытывает к слону, может это был всего лишь каприз? Как считает следующая группа? Выслушиваем ответ 4 группы.

Учитель: Очень интересно узнать, какой вопрос подготовила для нас 5 группа. Почему считаете его важным? Как вы сами сможете на него ответить? Выслушиваем ответ группы.

Учитель: Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?

(Слайд 15) . Домашнее задание (по выбору) .

Учитель: Придумать, как можно вывести слона из дома.

Учитель: Придумать продолжение рассказа.

Учитель: Посмотреть мультфильм “Девочка и слон”.Чем отличается рассказ от мультфильма?

(Слайд 16) . Физкультминутка для глаз.

(Слайд 17). Фото писателя.

Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Ответы детей.

Анимация по щелчку.

Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”

Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)

Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Я предлагаю посмотреть ваши семейные фотографии. Один ученик рассказывает о своей семье.

– (Слайд 18). На слайд учитель размещает фотографии семей учащихся и сопровождает им свой рассказ о силе родительской любви. Затем следуют вопросы:

Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)

Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)

(Слайд 19). Рефлексия .

Учитель: Я предлагаю составить синквейн. Какую тему синквейна мы возьмём, чтобы она отражала самую главную мысль нашего урока. Вспомните о чём мы сегодня говорили. (Тема: Семья) Учащиеся составляют синквейн (в качестве примера – синквейн в презентации).

Учитель: Понравился вам наш синквейн? Какую отметку поставим себе за его составление?

(Слайд 20). Самооценка участия в групповой работе.

Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5

Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.

– (Слайд 21).

Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот таких симпатичных слоников. <Рисунок1>

Приложение. Музыкальные фрагменты.

Список литературы

  1. Интернет.
  2. Информация с сайта: http://history-gatchina.ru/town/kuprin/kuprin3.htm
  3. Куприна К.А. Куприн – мой отец. Художественная литература, – М., 1979 г.
  4. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий "Уроки литературного чтения. Родная речь. 3 класс." Книга для учителя.– М., Просвещение, 2009.
  5. Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова . Просвещение, – М., 2010.

Конспект урока по литературному чтению согласно требованиям ФГОС

3 класс

Тема: А.И. Куприн «Слон». (Урок 1)

Цели:

Образовательные:

    познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»;

    способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации;

    обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

    развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию;

    совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и делать выводы;

    совершенствовать умение определять жанр произведения.

Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе.

Задачи:

Познавательные:

    анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

    выявлять основную мысль произведения;

    формулировать основную мысль на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

    формулировать тему урока и его задачи;

    составлять план работы по решению учебных задач, поставленных на уроке.

Коммуникативные:

    осознавать цель своего высказывания;

    строить диалог с учителем;

    задавать вопросы;

    слушать ответы одноклассников.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения «Родная речь» Ч.2 под редакцией Л.Ф. Климановой, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Ход урока.

    Организационный момент (Слайд 1)

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

    Разминка речевого аппарата (Слайд 2)

Начнём наш урок с разминки. Прочитайте про себя «чистоговорку», записанную на доске.

Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.

Задания: прочитать в обычном темпе, прочитать с ускорением, прочитать громко, прочитать тихо, прочитать весело.

    Постановка проблемного вопроса. Определение темы урока (Слайд 3)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями, помещёнными в раздел «Были-небылицы». Определить его название нам поможет следующая загадка:

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит ….(Слон)

4. Актуализация знаний учащихся (Слайды 4-7)

Ребята, а что вы знаете о слонах? (Ответы детей)

Рассказ учителя о слонах.

Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метров, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне.

Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.

У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

Рассказ «Слон», знакомство с которым мы начнём сегодня на уроке, написал известный русский писатель Александр Иванович Куприн. (Слайд 8)

    Ознакомление с жизнью и творчеством писателя (Слайд 9)

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.

Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 10)

6. Знакомство с текстом произведения (Слайд 11)

А теперь пришло время, чтобы узнать, о чем же это произведение.

Слушаем внимательно аудиозапись, можно следить по тексту учебника (стр. 25) и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ. (До слов «Но однажды утром»).

7. Беседа по первичному восприятию произведения. (Слайд 12)

- Какое настроение создалось у вас после прослушивания данного отрывка? Почему?

8. Работа по тексту произведения (Слайд 13)

Как зовут главную героиню рассказа?

Кто приходит к Наде?

Чем больна девочка? Как вы понимаете слово «равнодушие»?

Каким лекарством предлагает доктор лечить Надю?

Как себя ведут родители больной девочки?

Что снится Наде?

(Слайд 14)

А сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент прелюдии Шопена. (Звучит аудиозапись).

Созвучно ли это музыкальное произведение с рассказом Куприна. Докажите.

9. Физкультминутка (Слайд 15)

По саване слон гулял,

Топ-топ, топ-топ.
Где слониха, слон не знал,

Топ-топ, топ-топ.
А слониха у реки,

Буль-буль, буль- буль.

Мыла хобот и клыки,

Буль-буль, буль-буль.

10. Продолжение знакомства с текстом произведения (Слайд 16)

Хотите узнать, что произошло однажды утром?

Продолжим знакомство с рассказом (Чтение текста учащимися « по цепочке» до слов « Я устала…Извини меня, папа…»

12. Беседа по прочитанному

Как вы думаете, что приснилось Наде?

Почему вы так решили?

Какого слона принёс Наде папа?

Почему игрушечный слон не понравился девочке?

Как объясняла Надя, почему она хочет именно живого слона?

Как реагировал на её просьбу папа?

13. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 17)

Итак, наш урок подходит к концу. Удастся ли папе выполнить просьбу Нади, мы узнаем на следующих уроках. А пока закончите предложения:

* Сегодня на уроке я узнал …..

* Мне показалось интересным ….

* Меня удивило…..

14. Домашнее задание (Слайд 18)

краткое содержание других презентаций

«Викторина по детским произведениям» - Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей». Угадай произведение по отрывку. Найди пару. Вспоминаем жанры произведений. Кроссворд. Из какой сказки иллюстрация. Скороговорки. Кого вылепила из снега Катя. Проверь себя. Литературное чтение. В.Сутеев. Что перепутал художник. Иллюстрации.

««Стихи Маршака» 3 класс» - Какие слова чаще использует автор. Тест. Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких. «Вежа»-вежливый. Индивидуальная работа в текстах. Стихотворные строчки. Самостоятельная творческая работа. Стихотворение поэта С.Я.Маршака. Работа в группах. Что значит «с виду стал он вежливым». Ежели вы вежливы. Книги С.Я.Маршака. Союз, устаревшее слово. Название стихотворения. Словарная работа. Проверяем.

«Есенин «Воробышки»» - Сергей Есенин. Воробышки. Воробышкин день. Вьюга. Противопоставление. Красавица. Сергей Александрович Есенин. Весна. Покормите птиц. Стучит по ставням свешенным. Стучит по ставням. Метафора. Дом с голубыми ставнями. Осень. Картина жизни. Звукопись. С. Есенин. «Воробышки» С.А.Есенин. Сравнение. Озябли пташки. Метелица. Олицетворение. Александр Никитич. Седые облака. Настроение. Село Константиново. Замысел автора.

«Платонов «Цветок на земле»» - Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Андрею Платонову никогда не было скучно. Цветок, когда отцветает, даёт семя. И старость не страшна, коли молодые помогут. Андрей Платонович Климентов. Для Платонова особенно дорога мысль. Памятник уроженцу Воронежа писателю Андрею Платоновичу Платонову. План. Мне бы хотелось, чтобы А.П.Платонов запомнился вам. «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке».

«Рассказ «Слон»» - Дочка больна равнодушием к жизни. Мама радостно крестится. Игрушки. Большой серый слон. Фантастические события. Перескажите рассказ от имени мамы. План в сжатой форме. Доктор Б. Перескажите рассказ от имени девочки. Физкультминутка. Тестовая работа к рассказу. Громадные животные. Проверь себя. «Слон». Новые друзья начинают обедать. Томми. Перескажите рассказ от имени папы. Слона ведут в гости к больной девочке.

«Древнегреческие мифы» - Арес. Деметра. Главные боги Олимпа. Медуза Горгона. Афинский Акрополь. Караваджо. Афина. Персей, освобождающий Андромеду. Парфенон. Посейдон. Скульптура Бернини. Развалины храма в древнегреческом городе Селинунт. Руины древнегреческого храма. Большая беда. Новую жизнь мифам дал театр. Древнегреческие мифы. Гестия. Древнегреческий театр. Руины древнегреческого города Херсонес. Сюжеты мифов. Бродячие певцы.

Cлайд 1

Cлайд 2

Речевая разминка 1.Прочитайте по слогам. 2.Прочитайте с ускорением. 3.Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп. 4.Прочитайте скороговоркой. Работа над скороговоркой. Павка на лавке Плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти На лапке кошке.

Cлайд 3

Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – всё потерял. Здоровье приходит днями, а уходит часами.

Cлайд 4

Прочитайте еще раз пословицы и поговорки. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон». Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое. 2)Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял. 3)Здоровье приходит днями, а уходит часами. Они подходят к рассказу «Слон». 1.В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. 2.В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери даже невозможное. 3.Еще о здоровье: здоровье уходит часами, т. е. очень быстро. Здесь девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже и хуже.

Cлайд 5

А.И. Куприн в книге поделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Мы сразу будем составлять план. Откройте страницу 41 учебника. Прочитайте, что такое план. План в сжатой форме передает основное содержание произведения. План поможет тебе запомнить и пересказать содержание, не нарушая последовательности событий. Каким бывает план?

Cлайд 6

Деление текста на части. кратким развёрнутым подробным Прочитайте, что нужно для составления плана?

Cлайд 7

Деление текста на части Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка...». Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается...». Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце...». Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке...». Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет...». Шестая часть: до конца.

Cлайд 1

Cлайд 2

Задачи урока: Совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы. Укрепить навыки выборочного пересказа.

Cлайд 3

Cлайд 4

- Прочитайте, разделив слова на слоги. - Прочитайте орфографически. - Прочитайте орфоэпически. - Прочитайте с вопросительной интонацией. - Прочитайте с утвердительной интонацией. - Прочитайте с интонацией восхищения. - Прочитайте сердито. - А сейчас весело. Речевая разминка -Прочитайте хором загадку, отгадайте ее. Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит...

Cлайд 5

-Кто - нибудь из вас видел живого слона? - Что вы можете сказать о слоне? Какой он? - Что значит дарить фигурки слонов? Сколько их должно быть? -Комплимент женщине в Индии считается наивысшим? (Пройтись походкой слона.)

Cлайд 6

Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

Cлайд 7

Ребята, а что вы знаете о слонах? Слон Это крупные животные. Самые крупные из них - африканские. Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн. Индийские слоны меньше - 2-3 м в высоту и 5 т весом. Несмотря на это слон не так неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести свое тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах. У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.

Cлайд 8

Слона-то и не приметить. Слон в посудной лавке. Делать из мухи слона. Как слон. Крылатые выражения:

Cлайд 9

Слона-то и не приметить – не заметить главного. Слон в посудной лавке – о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей. Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение. Как слон – неуклюж, громоздок, непоротлив.

Cлайд 10

Cлайд 11

Куприн Александр Иванович - русский писатель. Родился в семье небогатого чиновника. 10 лет провёл в закрытых военных учебных заведениях, 4 г. служил в пехотном полку в Подольской губернии В 1894 оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. Осенью 1919 Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину. В творчестве Куприн сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л. Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприн занимают образы простых людей из народа. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприн одним из самых читаемых писателей и в наши дни. Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.

Cлайд 12

Писатель Куприн Александр Иванович 1870, г. Наровчат Пензенской губ. - 1938, Ленинград "Мы должны быть благодарны Куприну за все - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом" Константин Паустовский

Cлайд 13

Cлайд 14

Физкультминутка А теперь все тихо встали, встали… И на месте тихо мы пойдем, пойдём… Ручками все дружно помахали, помахали, Плавненько мы ручки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево И ещё раз: тело так велело. Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок.

Cлайд 15

Cлайд 16

Словарь толкований текста: Гостиная – комната для приема гостей. Горничная – работница в частном доме, убирающая комнаты. Барышня – девушка из барской семьи или интеллигентной среды. Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище. Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей. Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком. Фисташка – зеленоватые съедобные орехи.

Cлайд 17

Что случилось? Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке. Чтение текста

Cлайд 18

Когда из детской отворена дверь в гостиную, а из гостиной дальше в кабинет, то девочка видит папу. Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердись, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит… И кабинет от табачного дыма делается весь синий

Cлайд 19

Самый главный доктор – высокий, седой, в золотых очках – рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко: – Главное, – не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы. – Ах, доктор, но она ничего не хочет! – Ну, не знаю… вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки… какие-нибудь лакомства… – Нет, нет, доктор, она ничего не хочет… – Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь… Ну, хоть чем-нибудь… Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, – то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем… До свидания, сударыня!

Cлайд 20

Девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету: – Мама… а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно? – Конечно, моя девочка, конечно, можно. Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло: – Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый. – Ты погляди только, Надя, – говорит папа. – Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.

Cлайд 21

В зверинце на сцену выводят слонов. Их три: один большой, два совсем маленькие, карлики, но все-таки ростом куда больше, чем лошадь. Странно смотреть, как эти громадные животные, на вид такие неповоротливые и тяжелые, исполняют самые трудные фокусы, которые не под силу и очень ловкому человеку. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую черную сигару. – Извините, пожалуйста, – говорит Надин отец. – Не можете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?

Cлайд 22

Самый большой слон становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, наконец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик. Представление оканчивается. Зрители расходятся.

Cлайд 23

Ночью слона ведут в гости к больной девочке. В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа. Но слон не обращает на нее внимания: он каждый день видит сотни людей в зверинце. Только один раз он немного рассердился. Какой-то уличный мальчишка подбежал к нему под самые ноги и начал кривляться на потеху зевакам. Тогда слон спокойно снял с него хоботом шляпу и перекинул ее через соседний забор, утыканный гвоздями. Городовой идет среди толпы и уговаривает ее: – Господа, прошу разойтись. И что вы тут находите такого необыкновенного? Удивляюсь! Точно не видали никогда живого слона на улице. Подходят к дому. На лестнице, так же как и по всему пути слона, до самой столовой, все двери растворены настежь, для чего приходилось отбивать молотком дверные щеколды. Точно так же делалось однажды, когда в дом вносили большую чудотворную икону. Домашнее задание. Перечитать рассказ. Разделить на части. Составить план.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта