Главная » Мода » Размышляем о прочитанном. Иллюстрации к роману А.С Пушкина «Дубровский» Подготовьте устный рассказ по одной из иллюстраций

Размышляем о прочитанном. Иллюстрации к роману А.С Пушкина «Дубровский» Подготовьте устный рассказ по одной из иллюстраций

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. УСТНЫЙ РАССКАЗ ПО ДАННОМУ СЮЖЕТУ (УСТНО).

Цель. Повторить сведения про типы речи, способствовать выработке у учеников навыков составления рассказа, сочинения на заданную тему; развивать мышление, память; воспитывать любовь к прекрасному.

I.Сообщение учителем тмы и цели урока.

II.Мотивация учебной деятельности учеников.

III.Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1.Слово учителя.

Рассказ- это небольшой по размеру повествовательное художественное произведение про одно или несколько событий из жизни человека.

2.Работа с учебником.

3.Слово учителя.

Сюжет- это событие или несколько связанных между собой событий, благодаря развитию которых раскрывается содержание произведения. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

4. Работа с таблицей «Определения элементов сюжета»

5.Работа с текстом.

Задание: определить элементы сюжета.

6. Слово учителя.

Даже тогда, когда в основе рассказа заложено действительное событие, автор не может обойтись без вымысла. Вымысел- это способность автора при помощи воображения дописать то, чего не было, но могло бы быть. Без художественного вымысла настоящее искусство было бы невозможным. Помните, что рассказ будет тем интереснее, чем напряженнее будет кульминация.

7.Составление устного сочинения.

Задание: устно составить сочинение по одному из данных сюжетов:

А)Дети отправились в туристический поход. Вечером поставили палатки, приготовили ужин и сели отдыхать возле костра на берегу речки. Вдруг услышали крик- кто-то звал на помощь.

Б)Старшая сестра с младшим братиком отправились погулять в парк, но на автобусной остановке в толпе людей братик потерялся.

В)31 декабря Миша с семьей встретил Новый год, а через полчаса ему захотелось уже спать. Во сне к нему прилетел Карлсон…

IV.Домашнее задание

Дописать сочинение

  1. Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал?
  2. Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа? Ведь в этом не было особой нужды?
  3. Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками? Найдите эпитеты и сравнения, характеризующие его.
  4. Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвёл? Прочитайте соответствующие строки.
  5. Гомер называет Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «постоянным в бедах», «богоравным». Как Одиссей оправдывает это в эпизоде с циклопом Полифемом?
  1. Каким предстаёт Одиссей в этом повествовании? Какие его качества особенно подчёркиваются?
  2. Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?
  3. Каково отношение автора к своему герою?
  4. Обратите внимание на некоторые повторы, которые встречаются в тексте поэмы, например: «С трепетом сердца мы ждали явленья божественной Эос: Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Найдите другие примеры повторов и постарайтесь объяснить их роль.
  5. Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея?

«Одиссея». Калипсо. Художник А.Вёклин

Учимся читать выразительно

Выберите отрывок и подготовьте его для выразительного чтения. Постарайтесь при чтении передать особый ритм гекзаметра.

Литература и другие виды искусства

  1. Подготовьте устный рассказ по одной из иллюстраций к эпизоду «Одиссей у циклопа Полифема». Обратите особое внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания.
  2. Какие кинофильмы, телефильмы, мультфильмы на тему поэмы Гомера «Одиссея» вам известны? Какие из них произвели на вас впечатление?

Подготовьте по плану устный рассказ на тему «Употребление профессиональных и диалектных слов в речи».
1 .Чем отличаются профессиональные и диалектные слова от общеупотребительных?
2 .Какие слова называют профессиональными? Приведите примеры.
3 .Какие лингвистические термины вы знаете? Что они обозначают? Как произносится слово термин?
4 .Какие слова называют диалектными?

Решение

1 .Профессиональные и диалектные слова отличаются от общеупотребительных тем, что они используются только определёнными группами людей.
2 .Профессиональными называются слова, которые употребляются только специалистами, то есть людьми определённой профессии.
3 . Термин [ т"].
Лингвистические термины:
наречие − неизменяемая часть речи;
обстоятельство − второстепенный член предложения, указывающий время, место, причину действия и т.д.;
омонимы − разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию;
фразеологизм − устойчивое словосочетание;
антонимы − слова, противоположные по лексическому значению;
синонимы − слова, близкие или совпадающие по лексическому значению;
фонетика − особый раздел языкознания, изучающий звучащую речь, звуковые единицы языка.
4 . Диалектными называют те слова, которые используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности.

Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.


Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят»
: «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».

Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.


Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год
: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».

На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.

За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.

Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.

Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».



Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны»
: «…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей:
— Вы свободны, выходите.

На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта