Главная » Мода » Лауреаты патриаршей премии по литературе. За овсяное печенье. Добрый Старичок: Рассказы о помощи Святителя Николая Чудотворца

Лауреаты патриаршей премии по литературе. За овсяное печенье. Добрый Старичок: Рассказы о помощи Святителя Николая Чудотворца

11 мая 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Дамы и господа!

Христос Воскресе!

Сердечно приветствую всех вас. Мы собрались в этом зале, чтобы в седьмой раз избрать лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И я уверен, что сегодня, как и в прошедшие годы, новыми лауреатами станут по-настоящему достойные авторы.

По сложившейся традиции хотел бы предварить церемонию некоторыми размышлениями о судьбах отечественной словесности.

Однажды мне довелось ознакомиться со статьей в известном зарубежном издании, посвященной современному состоянию русской литературы. Статья вышла под весьма ярким и провокационным заголовком: «Русская литература мертва?» Не буду пересказывать содержание этой статьи — думаю, суть понятна из названия. Главный посыл автора заключался в том, что русские писатели якобы «измельчали», последние великие произведения были написаны несколько десятков лет назад, а авторитет и влияние русской литературы на умы современников уже совсем не те, что прежде.

Оставим за скобками то, что статья была опубликована в иностранном еженедельнике. К сожалению, с подобными пессимистическими воззрениями приходится сталкиваться и среди представителей отечественной интеллигенции. В такие моменты мне всегда хочется спросить собеседника: «Откуда вообще берутся такие мысли? Неужели у писателей XIX или XX веков условия для творчества были лучше или пищи для размышлений было больше, чем сегодня?»

Талантливые люди рождаются и живут в любую эпоху. Вопрос заключается совсем не в том, что у нас нет новых Пушкиных, Достоевских, Чеховых, Пастернаков. Они у нас есть. Вопрос заключается в том, как явить этих писателей миру, как сделать их творчество достоянием всего общества.

Для пояснения своей мысли хотел бы сделать небольшой экскурс в историю, в 30-е годы века XIX. Известный в ту пору цензор Александр Красовский, рассуждая о современной ему литературе, как-то назвал ее отвратительной. Наверное, его суждение не было бы столь интересным, если бы не то обстоятельство, что Красовский жил в эпоху, которую впоследствии назовут золотым веком русской культуры.

Так что же, спросите вы, критик был невеждой? Нет! Красовский был человек образованный, начитанный, он знал несколько иностранных языков. Что же помешало ему увидеть Пушкина или Гоголя? Что явилось причиной такой слепоты, не позволявшей в современниках увидеть гениальных писателей? Может быть, нечуткость, невнимательность к художественному слову?

Ни для кого не секрет, что более поздние, более зрелые произведения Пушкина, которыми мы сегодня восхищаемся, были встречены многими его современниками весьма прохладно и даже с непониманием. Находились и те, кто писал об общем кризисе литературы и упадке таланта у Пушкина. И даже «Борис Годунов», написанный ранее, был принят и понят читателями далеко не сразу.

Так что же, все-таки, в наибольшей степени определяет способность видеть? Может быть, взгляд с некоторой исторической дистанции? Этот вопрос не риторический — он требует серьезного размышления. Важно понимать, что литературный процесс — это не одно, не два и даже не три имени. Это сложное и многогранное явление. Литературный процесс формируется в условиях определенной культурной среды и усилиями не двух-трех выдающихся людей, а всего писательского сообщества. Как плодородный слой почвы способствует скорому росту и успешному развитию растений, так и здоровый и правильно организованный литературный процесс содействует появлению новых гениев и прекрасных художественных произведений.

Ни одно время Господь не оставляет без талантливых людей, без настоящих писателей и поэтов. Подчеркну еще раз: талантливые авторы есть в любую эпоху, и наше время не исключение. Важно не просмотреть эти таланты. Современники, особенно писательское сообщество, редакторы, издатели должны стараться заметить дарования, поддержать их, прежде всего в начале пути, дать возможность печататься, рассказать о них читателям.

Сегодня начинающим авторам приходится сталкиваться с немалыми трудностями при издании своих произведений. Многие издательства попросту отказывают авторам в публикации работ, ссылаясь на действующие законы рынка, которые требуют в первую очередь того, что будет успешно продаваться, что будет приносить прибыль. Печальная тенденция делать деньги на литературе, к сожалению, нередко приводит к тому, что большинство издателей интересуется не реальным художественным качеством произведения, а тем, насколько оно похоже на один из кассовых романов, чтобы продолжить эту линейку бестселлеров.

Подобные рыночные фильтры становятся большим препятствием для самобытных и по-настоящему талантливых авторов. И преодолевать эти препятствия призваны те, кто способен оказать влияние на культурную среду и у кого есть некие рычаги воздействия, в том числе на издательский процесс. Глубоко убежден, что особую роль должны играть редакторы, издатели, то есть люди, от которых зависит публикация тех или иных авторов.

Надеюсь, что Патриаршая литературная премия также внесет свой весомый вклад в открытие новых имен, в поддержку одаренных мастеров слова. Эта поддержка крайне важна для писателей и поэтов. Осознаем ли мы, скольких авторов мы не знаем только потому, что рядом с ними не оказалось никого, кто искренне заинтересовался бы их творчеством, помог выйти к читателю? Осознаем ли мы, скольких талантливых людей перестают издавать, — именно потому, что рядом оказывались те, кто не обладал безупречным чувством языка, не слишком хорошо разбирался в литературе, но при этом считал возможным давать негативные отзывы. Можно привести и другие примеры: не раз талантливые писатели и поэты оказывались не в состоянии оценить по достоинству произведения своих современников. А сколько текстов пропали, потому что не были вовремя напечатаны?

Вообще, это очень серьезная тема — способность видеть, понимать, чувствовать, и многое здесь зависит еще и от того, как ориентировано общественное сознание. Если в XIX и XX веках (по крайней мере, в первой половине XX века) литература была важным источником, дающим пищу для размышлений, то сегодня во все возрастающем по своей силе информационном потоке литература занимает лишь часть, причем далеко не доминирующую. Разглядеть талантливого автора в огромном информационном массиве становится все труднее. Кроме того, внимание абсолютного большинства людей сегодня приковано к электронным средствам массовой информации. Общее ускорение темпа жизни — еще один фактор, который неблагоприятно влияет на чтение в целом и на возможность выявления выдающихся авторов. Нет времени, чтобы от начала до конца книгу прочитать, а ведь для того чтобы понять замысел автора, почувствовать красоту слога, надо не только прочитать, но и поразмышлять над книгой!

Так что дело, конечно, не только в издателях и редакторах, но и в том, насколько общий культурный контекст способствует ориентации массового сознания на сферу художественной литературы. И нам всем нужно хорошо подумать, что следует сделать для того, чтобы художественная литература восстановила свои позиции, чтобы люди читали не только легкие остросюжетные книги, но и тексты, созданные мастерами слова, содержащие глубокие мысли.

Замечательный русский поэт Василий Андреевич Жуковский сумел безошибочно оценить масштаб дара Пушкина, когда тот был еще совсем молод. Цитирую: «На всё, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия. Ты имеешь не дарование, а гений… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. И какое место, если с высокостию гения соединишь и высокость цели!» Наверное, так проникнуть в талант поэта мог лишь человек, обладавший не только литературным талантом, высокой профессиональной квалификацией, но и очень сильным зрением, способный различать духов (см. 1 Кор. 12:10). Вот и возникает вопрос: может ли у человека, живущего в наше быстротекущее, исполненное суеты время, быть такое зрение, или современный человек начисто лишен возможности прозревать суть вещей, уметь находить таланты и поддерживать их? Думаю, на этот вопрос нет простого ответа. Но мы живем в эпоху, которую нам определил Бог, и наша задача заключается в том, чтобы создавать инструменты, усиливающие наше духовное зрение и дающие нам возможность находить таланты, питаться их мыслью и красотой слога.

Как вы знаете, и в дальнейшем Василий Андреевич Жуковский старался защищать Пушкина, и кто знает, как сложилась бы человеческая и литературная жизнь поэта, если бы не помощь Жуковского. И сегодня нам важно научиться быть внимательными, научиться видеть талантливых современников и помогать, кто чем может, людям, которых одарил Бог. Тогда наша литература обогатится новыми именами и замечательными художественными произведениями. Дай Бог, чтобы и Патриаршая премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия служила пусть скромным, но достаточно эффективным инструментом, который помогал бы не только специалистам выявить талантливых авторов, но и массовому читателю познакомиться с творчеством своих замечательных современников.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

11 мая 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Дамы и господа!

Христос Воскресе!

Сердечно приветствую всех вас. Мы собрались в этом зале, чтобы в седьмой раз избрать лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И я уверен, что сегодня, как и в прошедшие годы, новыми лауреатами станут по-настоящему достойные авторы.

По сложившейся традиции хотел бы предварить церемонию некоторыми размышлениями о судьбах отечественной словесности.

Однажды мне довелось ознакомиться со статьей в известном зарубежном издании, посвященной современному состоянию русской литературы. Статья вышла под весьма ярким и провокационным заголовком: «Русская литература мертва?» Не буду пересказывать содержание этой статьи — думаю, суть понятна из названия. Главный посыл автора заключался в том, что русские писатели якобы «измельчали», последние великие произведения были написаны несколько десятков лет назад, а авторитет и влияние русской литературы на умы современников уже совсем не те, что прежде.

Оставим за скобками то, что статья была опубликована в иностранном еженедельнике. К сожалению, с подобными пессимистическими воззрениями приходится сталкиваться и среди представителей отечественной интеллигенции. В такие моменты мне всегда хочется спросить собеседника: «Откуда вообще берутся такие мысли? Неужели у писателей XIX или XX веков условия для творчества были лучше или пищи для размышлений было больше, чем сегодня?»

Талантливые люди рождаются и живут в любую эпоху. Вопрос заключается совсем не в том, что у нас нет новых Пушкиных, Достоевских, Чеховых, Пастернаков. Они у нас есть. Вопрос заключается в том, как явить этих писателей миру, как сделать их творчество достоянием всего общества.

Для пояснения своей мысли хотел бы сделать небольшой экскурс в историю, в 30-е годы века XIX. Известный в ту пору цензор Александр Красовский, рассуждая о современной ему литературе, как-то назвал ее отвратительной. Наверное, его суждение не было бы столь интересным, если бы не то обстоятельство, что Красовский жил в эпоху, которую впоследствии назовут золотым веком русской культуры.

Так что же, спросите вы, критик был невеждой? Нет! Красовский был человек образованный, начитанный, он знал несколько иностранных языков. Что же помешало ему увидеть Пушкина или Гоголя? Что явилось причиной такой слепоты, не позволявшей в современниках увидеть гениальных писателей? Может быть, нечуткость, невнимательность к художественному слову?

Ни для кого не секрет, что более поздние, более зрелые произведения Пушкина, которыми мы сегодня восхищаемся, были встречены многими его современниками весьма прохладно и даже с непониманием. Находились и те, кто писал об общем кризисе литературы и упадке таланта у Пушкина. И даже «Борис Годунов», написанный ранее, был принят и понят читателями далеко не сразу.

Так что же, все-таки, в наибольшей степени определяет способность видеть? Может быть, взгляд с некоторой исторической дистанции? Этот вопрос не риторический — он требует серьезного размышления. Важно понимать, что литературный процесс — это не одно, не два и даже не три имени. Это сложное и многогранное явление. Литературный процесс формируется в условиях определенной культурной среды и усилиями не двух-трех выдающихся людей, а всего писательского сообщества. Как плодородный слой почвы способствует скорому росту и успешному развитию растений, так и здоровый и правильно организованный литературный процесс содействует появлению новых гениев и прекрасных художественных произведений.

Ни одно время Господь не оставляет без талантливых людей, без настоящих писателей и поэтов. Подчеркну еще раз: талантливые авторы есть в любую эпоху, и наше время не исключение. Важно не просмотреть эти таланты. Современники, особенно писательское сообщество, редакторы, издатели должны стараться заметить дарования, поддержать их, прежде всего в начале пути, дать возможность печататься, рассказать о них читателям.

Сегодня начинающим авторам приходится сталкиваться с немалыми трудностями при издании своих произведений. Многие издательства попросту отказывают авторам в публикации работ, ссылаясь на действующие законы рынка, которые требуют в первую очередь того, что будет успешно продаваться, что будет приносить прибыль. Печальная тенденция делать деньги на литературе, к сожалению, нередко приводит к тому, что большинство издателей интересуется не реальным художественным качеством произведения, а тем, насколько оно похоже на один из кассовых романов, чтобы продолжить эту линейку бестселлеров.

Подобные рыночные фильтры становятся большим препятствием для самобытных и по-настоящему талантливых авторов. И преодолевать эти препятствия призваны те, кто способен оказать влияние на культурную среду и у кого есть некие рычаги воздействия, в том числе на издательский процесс. Глубоко убежден, что особую роль должны играть редакторы, издатели, то есть люди, от которых зависит публикация тех или иных авторов.

Надеюсь, что Патриаршая литературная премия также внесет свой весомый вклад в открытие новых имен, в поддержку одаренных мастеров слова. Эта поддержка крайне важна для писателей и поэтов. Осознаем ли мы, скольких авторов мы не знаем только потому, что рядом с ними не оказалось никого, кто искренне заинтересовался бы их творчеством, помог выйти к читателю? Осознаем ли мы, скольких талантливых людей перестают издавать, — именно потому, что рядом оказывались те, кто не обладал безупречным чувством языка, не слишком хорошо разбирался в литературе, но при этом считал возможным давать негативные отзывы. Можно привести и другие примеры: не раз талантливые писатели и поэты оказывались не в состоянии оценить по достоинству произведения своих современников. А сколько текстов пропали, потому что не были вовремя напечатаны?

Вообще, это очень серьезная тема — способность видеть, понимать, чувствовать, и многое здесь зависит еще и от того, как ориентировано общественное сознание. Если в XIX и XX веках (по крайней мере, в первой половине XX века) литература была важным источником, дающим пищу для размышлений, то сегодня во все возрастающем по своей силе информационном потоке литература занимает лишь часть, причем далеко не доминирующую. Разглядеть талантливого автора в огромном информационном массиве становится все труднее. Кроме того, внимание абсолютного большинства людей сегодня приковано к электронным средствам массовой информации. Общее ускорение темпа жизни — еще один фактор, который неблагоприятно влияет на чтение в целом и на возможность выявления выдающихся авторов. Нет времени, чтобы от начала до конца книгу прочитать, а ведь для того чтобы понять замысел автора, почувствовать красоту слога, надо не только прочитать, но и поразмышлять над книгой!

Так что дело, конечно, не только в издателях и редакторах, но и в том, насколько общий культурный контекст способствует ориентации массового сознания на сферу художественной литературы. И нам всем нужно хорошо подумать, что следует сделать для того, чтобы художественная литература восстановила свои позиции, чтобы люди читали не только легкие остросюжетные книги, но и тексты, созданные мастерами слова, содержащие глубокие мысли.

Замечательный русский поэт Василий Андреевич Жуковский сумел безошибочно оценить масштаб дара Пушкина, когда тот был еще совсем молод. Цитирую: «На всё, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия. Ты имеешь не дарование, а гений… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. И какое место, если с высокостию гения соединишь и высокость цели !» Наверное, так проникнуть в талант поэта мог лишь человек, обладавший не только литературным талантом, высокой профессиональной квалификацией, но и очень сильным зрением, способный различать духов (см. 1 Кор. 12:10). Вот и возникает вопрос: может ли у человека, живущего в наше быстротекущее, исполненное суеты время, быть такое зрение, или современный человек начисто лишен возможности прозревать суть вещей, уметь находить таланты и поддерживать их? Думаю, на этот вопрос нет простого ответа. Но мы живем в эпоху, которую нам определил Бог, и наша задача заключается в том, чтобы создавать инструменты, усиливающие наше духовное зрение и дающие нам возможность находить таланты, питаться их мыслью и красотой слога.

Как вы знаете, и в дальнейшем Василий Андреевич Жуковский старался защищать Пушкина, и кто знает, как сложилась бы человеческая и литературная жизнь поэта, если бы не помощь Жуковского. И сегодня нам важно научиться быть внимательными, научиться видеть талантливых современников и помогать, кто чем может, людям, которых одарил Бог. Тогда наша литература обогатится новыми именами и замечательными художественными произведениями. Дай Бог, чтобы и Патриаршая премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия служила пусть скромным, но достаточно эффективным инструментом, который помогал бы не только специалистам выявить талантливых авторов, но и массовому читателю познакомиться с творчеством своих замечательных современников.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В храме Христа Спасителя прошло вручение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил имена победителей. Это писатели Виктор Лихоносов, Борис Споров и протоиерей Ярослав (Шипов).

Святейший начал церемонию с полемики: "Русская литература мертва? Откуда берутся такие мысли? Талантливые люди есть в любую эпоху, вопрос в том, как явить новых Пушкиных, Гоголей и Достоевских миру". По мысли Патриарха, литературный процесс формируется в определенной культурной среде. "Сегодня литература не доминирует в информационном потоке и разглядеть талант трудно, - считает предстоятель. - Гаджеты, Интернет, ускорение жизни неблагоприятно сказываются на вдумчивом чтении". Глава РПЦ надеется, что одним "из оптических приборов, которые научат видеть таланты", станет Патриаршая литературная премия.

О голодном и неприкаянном детстве ровесников пишет Борис Споров в книге "Дети войны". На фоне блокадного Ленинграда разворачивается сюжет романа номинанта Ирины Богдановой "Мера бытия". Герой рассказа протоиерея Ярослава (Шипова) "Овсяное печенье" - священник-фронтовик, принимавший участие в Сталинградской битве.

Критерии вручения премии - высокий художественный уровень произведений и трансляция нравственных ценностей. Она вручается только опытным литераторам. И путем тайного голосования. Жюри располагается в первом ряду Зала церковных Соборов. Бюллетени собирают в прозрачную урну. Их моментально подсчитывают. Патриарх тут же награждает победителей.

Справка "РГ"

В список номинантов 2017 года вошли Ирина Богданова, Дмитрий Володихин, Василий Дворцов, Виктор Лихоносов, иеромонах Роман (Матюшин-Правдин), Борис Споров, Александр Ткаченко, протоиерей Ярослав Шипов.

Досье "РГ"

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия вручается с 2011 года. Ее лауреатами были писатели Владимир Крупин, Виктор Николаев, Алексей Варламов, Юрий Бондарев, Юрий Кублановский, Борис Екимов и другие современные авторы.

Цитата из рассказа "Овсяное печенье"

"Рассказывать про войну отец архимандрит не любил:

А чего там рассказывать? Наступаем, отступаем, окапываемся. Опять наступаем. Того убило, этого ранило. Того похоронили, этого - в госпиталь. Другого убило, меня ранило. Его похоронили, меня - в госпиталь. Подлечили - опять: наступаем, отступаем, окапываемся. Война - дело неинтересное, - и улыбался".

В 2017 году Патриаршей премии по литературе удостоились авторы с разной творческой судьбой и жизненным опытом. Но, по словам митрополита Калужского и Боровского Климента, всех их объединяет заповеданная Богом любовь к человеку и любовь к нашей Родине с её непростой и великой историей». Сегодня мы предлагаем небольшую подборку книг лауреатов премии этого года.

Добрый Старичок: Рассказы о помощи Святителя Николая Чудотворца

Известного писателя Б. Ф. Спорова Cвятитель Николай Чудотворец предстает перед читателями добрым Старичком, который всем является «по-разному, и одет бывает по-разному, чтобы его не узнавали» и помогает тем, кто с верой просит о помощи. Рассказы о Cвятителе Николае учат доброму отношению к людям, милосердию, покаянию, но самое главное - они учат нас искренней вере в Господа и показывают, что чудо рядом, нужно только поверить... Книга предназначена для детского и семейного чтения.

Весенний сон. Рассказы


«Весенний сон» - новый сборник рассказов любимого православными читателями автора, протоиерея Ярослава Шипова . В книгу вошли как старые рассказы, так и более дюжины новых - написанных совсем недавно или, наоборот, очень давно и ни разу не издававшихся.

Книга дополнена несколькими интервью священника, которые в разные годы опубликованы в «Семейной православной газете». В них отец Ярослав отвечает на вопросы о вере, своей жизни, интересных встречах и открытиях.

Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж

Роман талантливого советского писателя В.И.Лихоносова охватывает огромный пласт жизни Кубани - от начала XX до наших дней.

Главный герой этого удивительного емкого лиро-эпического повествования - Память. Память - как вечность и непрерывность человека, как постоянное движение духовности из поколения в поколение.

Горькая осина


Не просто повествование, а размышление острого ума на самые насущные для каждого человека темы. Автор мастерски переплетает в своих произведениях социальные и духовные темы: герои думают о человеке вообще, о смерти, вечности, стремятся разгадать тайну бытия, понять, в чём же состоит семейное счастье, что важнее, карьера, успех или дети, близкие люди.

Райские хутора и другие рассказы


Вошли рассказы священника Ярослава Шипова, члена Союза писателей России. В основе большинства историй – личный пастырский опыт. Рассказы пронизаны глубоким состраданием к непростой жизни простых людей. Ряд произведений публикуется впервые

Осень в Тамани


Данное издание представляет собой сборник повестей и рассказов известного писателя Виктора Ивановича Лихоносова.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта