Гульназ Нугаева
Экологическая игра в загадках «Цветик-семицветик» в подготовительной группе
Цели :
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
Развитие речи и обогащение словаря детей новыми словами.
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Сегодня, ребята, поиграем в игру «Цветик – семицветик » . Что значит «Цветик- семицветик » ? Из чего состоит цветок ?
(лепестки, листик, сердцевина, стебель)
Посмотрите, а нашему цветку не хватает цвета ! Какой он грустный! Надо помочь цветку снова обрести цвета , чтобы он не грустил. Поможем?
Кто знает основные семь цветов ? А какое предложение, выражение по запоминанию этих цветов вы знаете ? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
Молодцы! Чтобы вернуть цвета нашему цветку нам нужно будет выполнять задания каждого лепестка. Если вы все выполните правильно, лепесток цветочка станет цветным .
Первое задание.
Загадки о временах года .
“Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога. ” (Зима)
“У второго – синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…” (Весна)
“На картине третьего
Красок и не счесть :
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…” (Лето)
“А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам!” (Осень)
Сейчас какое время года? Назовите месяц! (Февраль) Он какой по счету зимний месяц? (Третий)
Молодцы! С первым заданием вы справились.
Второе задание.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)
Ребята, вы любите лес? А за что вы его любите? Кто живет в лесу? Что растет в лесу?
А помните ли вы правила поведения в лесу? А что нужно и чего нельзя делать, чтобы лес не пострадал от человека?
Кто следит за порядком в лесу?
Какие деревья растут в лесу?
Какие деревья растут в саду?
Какие деревья растут у детского сада?
Вы все знаете, что нельзя ломать ветки и рвать листья, неспелые плоды деревьев…Почему? Кто питается спелыми плодами деревьев?
Игра «Скажи правильно»
Ягоды рябины-рябиновые ягоды
Лист ольхи-ольховый лист
Ветка облепихи-облепиховая ветка
Листья дуба-дубовые листья
Шишки ели-еловая шишка
Почки березы-березовые почки
Соцветия липы-липовые соцветия .
Третье задание.
Игра «Найди детеныша»
Ребята, посмотрите гуляли животные на поляне недалеко от леса и потерялись. Некоторые из них потеряли своих детенышей. Поможем животным найти своих детенышей?
(На доске справа животные в хаотичном порядке, слева детеныши. Дети находят животного и прикрепляют к нему найденного детеныша)
Молодцы! Но посмотрите, какие животные гуляли без своих детенышей? Как их можно назвать одним словом? (Дикие) . Почему эти животные называются дикими?
А как тогда одним словом называть животных, которые только что нашли своих детенышей? (Домашние) . Почему?
Ребята, а правильно ли будет, если я скажу, что только домашним животным нужна человеческая забота и защита? (Нет)
Конечно, нет. Для диких животных тоже важна человеческая забота. Люди охраняют, защищают их, присматривают за ними. Существуют люди, которые профессионально занимаются этим. Это работник лесного хозяйства- егерь.
Игра «Назови детеныша»
Теперь попробуйте правильно назвать детенышей-найденышей! (Называют)
Четвертое задание.
Игра «Повторяй за мной!»
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крышам (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
Пятое задание.
Игра «Третий лишний»
Я сейчас покажу вам ряд птиц, вы попробуйте сказать, какая птица в ряду лишняя и почему?
Синица, сорока, снегирь, аист (перелетная птица, остальные -зимующие)
Дятел, клёст, сова, чайка (птица теплых стран и морей, океанов, остальные –зимующие)
Коршун, ястреб, канюк, кукушка (не хищная птица, остальные-хищники)
Трясогузка, соловей, кукушка, голубь (живет рядом с человеком, остальные- в дикой природе)
Молодцы! А как мы с сами помогаем птицам?
Шестое задание.
Воспитатель читает загадки
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза) .
Воспитатель : - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет ,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела) .
Воспитатель : - Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий,
Очень- очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей) .
Воспитатель : - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок . (бабочка) .
Воспитатель : - Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка) .
Воспитатель : - А в этой загадке какие слова подсказали, что это божья коровка?
Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? - Какой основной признак всех насекомых? (
У всех насекомых по 6 лапок.) -
А паук – это насекомое?
Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
Назовите полезных насекомых. (Бабочка, пчела, муравей.) - Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы , дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)
Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
Молодцы, все загадки отгадали . В природе существует много насекомых, вредные, полезные, опасные, страшные. Люди нашли способы, как защищаться от опасных и вредных. Полезных насекомых мы бережем и охраняем, потому что они нужны нашей природе.
Седьмое задание.
Отгадайте загадку .
Из-под снега вышел друг –
И весной запахло вдруг.
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький. (подснежник)
Открываю последний листок (цветок «улыбается» ) и веду беседу.
Когда появляется подснежник? Какие еще раннецветущие растения вы знаете ? (Мимоза, первоцвет , ива)
Ребята, вы знаете, что среди растений тоже есть полезные, лечебные, опасные, ядовитые и комнатные, дикорастущие. А скажите, какие лечебные растения вы знаете? (Алоэ, липа, герань, береза)
А ядовитые? (лебеда, череда, волчье лыко, вороний глаз)
Ребята, а как думаете, нужны в природе ядовитые лекарства?
Конечно, нужны. Люди изготавливают лекарства на основе растений, ядовитых и лечебных. Называют таких людей : провизор- технолог, фармацевт. Они несут ответственность за правильное изготовление лекарств. Используют для этого растения, выросшие в экологически чистых местностях . Поэтому, мы, люди должны постараться, чтобы окружающая среда была чистой, не засорять природу, воздух, водоемы, леса. Быть ответственными за все, что существует на планете. От нашего поведения и отношения зависит жизнь планеты, растений, животных, птиц и нас с вами, потому, что мы часть природы и планеты.
Подведение итога.
Вы –молодцы, ребята. Много всего знаете. Надеюсь, теперь вы станете внимательнее и бережливее относиться к природе. А за то, что вы активно участвовали на занятии, и помогли цветочку снова стать семицветным , я хочу показать вам мультфильм по мотивам произведения Валентина Петровича Катаева «Цветик- семицветик » . Сейчас отдохните немного.
Анастасия Караганова
Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Загадки семицветика»
Задачи : Формировать у детей умение отвечать на заданные вопросы четко и полным ответом. Познакомит с одним из свойств воды. Учить подбирать подходящие по смыслу слова. Продолжать учить находить сходства и отличия предметов. Развивать речь, внимание логическое мышление, память.
Предварительная работа : Чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик » .
Оборудование : Модель цветика –семицветика , карточки для игры «Что лишнее?» , кукла, счетные палочки, стакан, соль, сахар, трубочки на каждого ребенка, ложечка, мяч.
Воспитатель : Дети, мы с вами читали сказку В. Катаева «Цветик-семицветик » .
Вопросы детям :
1. О ком эта сказка?
2. Что можно сказать о Жене, какая она была?
3. А у вас есть заветное желание?
4. Вы хотите, чтобы оно у вас исполнилось?
Воспитатель : У меня есть цветик-семицветик (показ семицветика ) . Я думаю, что ваши желания обязательно сбудутся, если мы выполним все желания цветика.
Дети отрывают по одному лепестку и выполняют задания.
1 задание. Словесная игра «Перевертыши» .
Цель : Нужно подобрать слово правильно.
На обед сыночку Ване мама варит суп в ….(кастрюле) .
Просит бабушка Аркашу из редиски скушать (салат) .
Попросила мама Юлю ей чайку налить в ….(стакан, чашку) .
И капризна и упряма в детский сад не хочет (сестренка, Маша.) .
2 задание. «Выложи правильно» .
Взять «4» палочки и выложить квадрат.
Взять еще «1» палочку и положить ее так, чтобы
получился флажок.
Взять еще «2» палочки и пожить их так, чтобы получились два одинаковых квадрата.
3 задание. «Чем похожи, а чем отличаются?»
Дети сравнивают, чем похожи и чем отличаются кукла и девочка. Находят сходства и различия, делают вывод, что девочка живая, а кукла игрушечная.
Физминутка «Сладкие и соленые слова» (игра с мячом) .
4 задание. Эксперимент «Вода –растворитель» .
Воспитатель : У меня на столе стоят 2 блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки .
Белый камень в воде тает …. (сахар) .
В воде родится, а воды боится….(соль) .
Как вы думаете сахар и соль боятся воды? Почему?
Давайте проведем опыт :
В первом стакане воспитатель растворяет сахар. Предлагает детям попробовать раствор (он сладкий) .
Во втором стакане растворяет соль. Детям предлагается попробовать раствор (он соленый) .
Воспитатель : Какая на вкус была вода в первом стакане (сладкая, а во втором (соленая?
Мы с вами определили еще одно свойство воды – она растворитель.
А еще какие свойства имеет вода?
Дети : Вода без запаха, жидкая, бесцветная.
5 задание. «Что лишнее?2 (на основе картинок) .
6 задание. «Ваше желание» .
Дети высказывают свои желания.
Воспитатель : Молодцы ребята! Хорошо занимались, много узнали и ваши желания обязательно сбудутся.
Воспитатель дарит каждому ребенку цветик –семицветик .
Цели: развитие коммуникативности, организованности; сплочение коллектива; расширение словарного запаса; развитие логического мышления.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Ведущий. Отгадайте загадку.
Семь лепестков
Разного цвета.
В сказке цветет
Растение это.
(Цветик-семицветик)
Открывается магнитная доска, на которой прикреплен цветик-семицветик (из цветной бумаги).
Ведущий. Ребята, сегодня необычный день – на нашей сказочной полянке расцвел цветик-семицветик. Он приготовил вам сюрприз, но чтобы получить сюрприз, вы должны выполнить семь желаний цветика-семицветика. Вы хотите получить сюрприз? Тогда я отрываю первый лепесток и читаю первое желание.
II. Проведение конкурсов
1. Желтый лепесток “Узнайте сказку”
(За каждый правильный ответ дается жетон)
Сказки просят: - А сейчас
Вы, друзья, узнайте нас.
Под грудой перин
Оказалась она.
И было принцессе
Всю ночь не до сна.
(“Принцесса на горошине”)
С медом горшочек,
Шарики, хвост.
В какой это сказке?
Ответ очень прост.
(“Винни-Пух и все-все-все”)
Разбить меня хотели,
Да только не сумели.
А лишь я раскололось,
Рыдают во весь голос.
(“Курочка Ряба”)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился,
По дорожке он...
Был он весел, был он смел.
И в пути он песню...
Съесть его хотел Зайчишка,
Серый волк и бурый...
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую...
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
(“Колобок”)
Маша в коробе сидит
Далеко она...
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет ее...
Вместе с пирогами.
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет...
Отдохнуть.
Только Маша не дает
На пенек присесть
И румяный пирожок
По дороге...
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка,
Это - ...
(“Маша и медведь”)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(“Снегурочка”)
2. Красный лепесток
Ведущий. Какие сказочные виды транспорта вы знаете? (Ступа, сапоги-скороходы, печка, ковер-самолет, карета из тыквы, летучий корабль...)
3. Зеленый лепесток. Викторина “Сказки А.С.Пушкина”
4. Синий лепесток. Физкультминутка “Буратино”
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на мысочки встать.
5. Оранжевый лепесток “Доскажи словечко”
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит).
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется... (Чиполлино).
Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречала –
Спасется наша...(Белоснежка).
И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
Вот что Вам скажу, друзья!
Я лягушкою была.
Если б не Иван-дурак,
Быть бы мне лягушкой так. (Царевна-лягушка)
Она легко, как по канату,
Пройдет по тоненькой веревочке.
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут ее... (Дюймовочка).
6. Фиолетовый лепесток “Сказочные задачи”
Жила-была Красная Шапочка. Она очень любила свою бабушку. Однажды ее мама напекла пирожков, и Красная Шапочка решила отнести их бабушке. Положила она в корзину 3 пирожка с капустой, 2 пирожка с яблоками и 4 пирожка с мясом. Сколько всего пирожков взяла Красная Шапочка бабушке?
После того как Знайка исписал 3 тетради, у него осталось еще 4 тетради. Сколько тетрадей было у Знайки?
Курочка Ряба снесла 7 яиц. Из них – 2 простых, а остальные – золотые. Сколько золотых яиц снесла курочка Ряба?
Почтальон Печкин очень любит пить чай с лимоном. Он разрезал лимон на дольки. После того как 2 дольки положил в стакан с чаем, осталось еще 7 долек. На сколько долек почтальон Печкин разрезал лимон?
Лестница состоит из 7 ступенек. Карлсон стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит?
7. Голубой лепесток
Ведущий. Буквоежка съел буквы в названиях сказок.
Ведущий. Молодцы, ребята! Вы выполнили все желания цветика-семицветика и заслужили обещанный сюрприз.
III. Подведение итогов. Награждение
Конспект викторины по сказке В.Катаева «Цветик - семицветик» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.Литературная викторина с ответами к сказке В.Катаева "Цветик-семицветик" для учащихся начальной школы
Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 город СамараВикторина с ответами для младших школьников
Такой, чтоб каждый, кто взрастил
цветок волшебный с нова,
Семь дивных просьб исполнить мог,
сказал - и всё готово.
Семь просьб исполнить я хочу,
желания понятны:
Летать, как птицы...
полечу я краем необъятным.
Второе: взрослым стать хочу,
ведь ждут меня заводы,
Станки, машины, поезда
и в море пароходы.
А, в-третьих: силу чтоб имел
и быстроту оленью,
Спортивной доблести служил,
совсем не зная лени.
В-четвёртых: знания наук
чтоб сами прибегали
И в голове без лишних слов
навечно оседали.
Здоровья, в-пятых, попрошу,
ведь жить не очень просто, –
Забуду недугов напасть
годов на девяносто.
Пожалуй, всё. А шесть и семь
отдам своим друзьям.
А тем, кому не повезло
и в жизни стало тяжело,
я все цветки отдам.
1. Как зовут героиню сказки В.Катаева?
(Женя)
2. Сколько баранок она купила в магазине? Кому и какие?
(две с тмином- папе, две с маком- маме,две с сахаром- себе и одну розовую- братику)
Этот цветик семицветик,
Будто бы с другой земли.
От вселенной мне приветик.
Он укажет цель в дали.
В детстве много мы мечтали.
Оторвать бы лепесток
И отправить, в высь желанье,
Чтоб узнать никто не мог.
Пусть закружит прямо в небо
Все желания мои.
Скромничать совсем не стану,
Лишь коснусь рукой земли.
Ограничены в желаньях?
Ограничен и ответ.
Там поверьте очень много
Денег, счастья и конфет.
И когда ты сильно веришь.
И когда ты сильно ждёшь.
Обязательно получишь.
Счастьем это назовёшь
Какое желание было у Жени самым добрым, нужным?
(Последнее)
Женя загадала это желание ради себя?
(Нет, ради Вити)
Чему же учит эта сказка?
(Добру ради добра)
Цветик - семицветик,
Сказочный цветочек!
У тебя волшебный
Каждый лепесточек!
Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,
Голубой, синий и фиолетовый –
Сияют РАДУГОЮ семицветной!
Желания твои в миг исполняет,
Когда по лепесточку отрываешь!
Ковром – самолётом можешь управлять,
От Царя морского в гору убежать,
На любой планете побывать!
Шапкой – невидимкой друзей удивить,
На языке птичьем говорить,
И для сказочных героев –
Пир на целый мир устроить!
Когда останется Седьмой лепесток,
В Сердце повстречаются Запад и Восток,
И мечта заветная сможет воплотиться –
Финист - Ясный сокол в окошко постучится!..
Чудеса и тайны живут в нас -
Здесь мы не случайно в этот Час!
Мы – герои сказок, мы – в Пути!
Свыше заповедано: "ЛЮБОВЬЮ РУСЬ СПАСТИ"
Действительно, сказка В.Катаева, как многие его другие произведения учат добру. Предлагаю поближе познакомиться с творчеством этого замечательного писателя. И добрых людей будет больше.