Главная » Мода » Башлачев биография причины смерти. Башлачев александр николаевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Переезд Башлачева в Ленинград

Башлачев биография причины смерти. Башлачев александр николаевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Переезд Башлачева в Ленинград

Биография
Александр Николаевич Башлачёв родился 27 мая 1960 года в г. Череповеце Вологодской области, в простой семье. Отец его, Башлачев Николай Алексеевич (1936 г.р.), работал на Череповецком металлургическом заводе в теплосиловом цеху, начальником участка. Мать, Башлачева Нелли Николаевна - в школе рабочей молодёжи №4, преподавателем химии.
В период с 1967 по 1977 Александр учился в средней школе города Череповца. В 1977 году пошёл работать на Череповецкий металлургический комбинат, художником. Но уже в 1978 году уволился и поступил в Уральский государственный университет в Свердловске, на факультет журналистики. Во время отдыха часто ездил домой в Череповец, где помогал местной группе Рок-Сентябрь и писал для них тексты.
В 1983 году появляются первые известные песни. "Грибоедовский вальс" - одна из первых его сочинений, спетых им самим. В этом же году Башлачёв закончил учёбу в университете и вернулся на родину, в Череповец. Поработав в местной молодёжной газете "Коммунист", он написал немало проблемных статей о рок-н-ролле.
В мае 1984 года Башлачёв посетил питерский рок-фестиваль, где, по слухам, купил себе гитару. В этом же году в сентябре на квартире у своего друга Леонида Парфёнова познакомился с опальным в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким, где чуть позже показал ему свои песни. Троцкого очень заинтересовало творчество Башлачёва и он пригласил его сначало в Москву, а потом в Питер на квартирники. В Петербурге Александру Башлачёву понравилось и он решил здесь остаться. "В Москве можно жить, а в Лениниграде стоит жить!" - говорил поэт. После этого Башлачёв играет множество квартирников по всей стране и особенно в Питере, но не появляясь на публике.
В марте 1985 года в зале медицинского училища состоялось первое публичное выступление, где он вместе с Юрием Шевчуком спел несколько песен на неофициальном концерте, которые в 1995 году будут изданы фирмой "Manchester Files" на совместном альбоме под названием "Кочегарка". В 1985 году на студии Алексея Вишни в Ленинграде записал альбом "Третья столица". В 1886 он переезжает в Ленинград, где вступает в местный рок-клуби устроился работать в знаменитой котельной "Камчатка".
Январь 1986 года необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А.Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.
В апреле 1986 года на домашней студии А.Липницкого на Николиной горе был записан альбом "Вечный Пост". Оригинал, которого Башлачёв затёр в октябре того же года. В мае, в Череповце была написана последняя из сохранившихся песен - "Вишня"
В начале 1987 года Башлачёв дал несколько квартирных концертов. В период с марта по май Александр снимается в документальном фильме А.Учителя - "Рок". Но неожиданно для всех в процессе съёмок отказывается от своей роли и из фильма вырезаются все кадры с участием Башлачёва.
С 3 по 7 июня в Питере проходил пятый рок-фестиваль, на котором учавствовал Александр Башлачёв и где получил приз "Надежда". Некоторые кадры, снятые во время выступления Башлачёва вошли в уже упомянутый фильм "Рок". После этого Башлачев появился на фестивале в подмосковной Черноголовке, принял участие в работе над фильмом Петра Солдатенкова "Барды проходных дворов" (или "Барды покидают дворы", в прокате назывался "Игра с неизвестным"), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. В августе поэт написал последнюю свою песню, которая, к сожалению, не сохранилась. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачева для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.
В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. Возможно, это была неадекватность восприятия. Он совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них - накануне пятого рок-фестиваля).
В начале 1988 в настроении Башлачева, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве и запланировал свои новые выступления. Последним был концерт на квартире Марины Тимашевой, 29 января. Но, к сожалению, 17 февраля 1988 года Александр Николаевич Башлачёв, по возращению в Петербург, покончил с собой, выбросившись с девятого этажа квартиры на проспекте Кузнецова, где он тогда жил. Очевидно, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалевском кладбище
За короткий промежуток времени Башлачев создал более шестидесяти песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный мир.
В 1991 петербургское издательство «Новый Геликон» выпустило единственное на сегодня собрание песен и стихов Башлачева «Посошок». Начиная с 1989 вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с записями Башлачева.
Он стал одним из наиболее значительных явлений в отечественной рок-музыке. В его многослойных, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров стихах-песнях причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество

17 февраля 1988 года погиб Александр Башлачев. Из окна восьмого этажа он шагнул в вечность, оставив своим поклонникам песни, которые тектоническим разломом выделяются среди равнины русской рок-музыки.

1. Языковой дар

Башлачев сам не понимал, насколько он одарен. То, что поражало его окружающих, для него было совершенно естественным. У него было редкое языковое чутье, которое проявлялось уже в детстве. Саша очень рано научился читать, хотя никто его этому специально не учил, не зная английского языка, переводил англоязычные тексты, хорошо читал по-польски. Природной языковое чутье редко его подводило, по корням слов он легко угадывал их значение и бегло переводил тексты зарубежных групп. Именно из-за хорошего чувства языка Башлачев успешно работал в газете "с поэтическим названием "Коммунист". Писал полные метафор тексты на производственную тематику.

2. Музыкальный слух

У Башлачева был уникальный музыкальный слух. Александр Измайлов, с которым СашБаш учился в институте, вспоминал, что Башлачев, который никогда до этого не играл на фортепиано, просто сел и начал на слух подбирать аккорды, он чувствовал музыку каким-то внутренним чутьем. Мать музыканта вспоминала, что в детстве Саша говорил ей, что больше всего сочувствует тем детям, которых насильно водят в музыкальную школу, поэтому она не повела его учиться музыке. Поразительно, но Башлачев умел извлекать музыку даже из простой папиросы, на которой он играл как на губной гармошке, а также мастерски играл на двуручной пиле.

3. Рок-музыкант?

Был ли Башлачев рок-музыкантом? Формально - по кругу общения - да, но стихи Башлачева все-таки ближе к поэзии, чем к рок-н-ролльным текстовкам. Музыкальная составляющая песен Башлачева не отличается виртуозностью исполнения. Скорее это бешеная, первобытная энергетика, камлание и безудержный напор. Современники как один вспоминают, как Башлачев разбивал руки в кровь о струны, пел с пеной у рта, забываясь и уходя в некое экстатическое состояние. Стихи Башлачева уходят своими корнями в русскую народную поэзию, они лежат в области поэтической традиции русского Севера. По воспоминаниям, когда Башлачев писал тексты, он часто даже не прописывал слова, писал только начальные буквы, поэтическая стихия рвалась из него сплошным потоком, СашБаш только направлял её в русло ритма. По мнению Бориса Гребенщикова, Бог дал Башлачеву "много и сразу". Справиться с такой ношей было непросто.

4. Свистопляска

"Большая музыкальная карьера" Башлачева началась в сентябре 1984 года, когда Леонид Парфенов привез в Череповец Артемия Троицкого. Башлачев Троицкого поразил. Он сразу же пообещал организовать концерты в Москве и Питере. Через пару недель Башлачев приехал в Москву и закружился в череде "квартирников". Кроме выступлений перед рок-братией, Башлачев отметился также у Александра Градского и Аллы Пугачевой. С Градским "не срослось", хотя именитый музыкант признал за Башлачевым несомненный талант, отметив филигранность текстов. Пугачевой Башлачев понравился, она даже позвала послушать "череповецкого мальчишку" режиссера Марка Захарова, жившего этажом ниже.

Башлачев произвел на столичную публику неизгладимый эффект. Все признавали за ним несомненную гениальность. Возможно, это Башлачева и надломило. Он не был готов к такому призванию, к восхищению и "заглядыванию в рот". Пока он кружился в свистопляске концертов, посиделок "за стаканом" (в разных смыслах), его поэтический талант все меньше стал пробиваться наружу. Его это угнетало. Он говорил про постоянную внутреннюю работу, которая не находит выхода на бумаге. Песни писались все реже, Башлачев стал болезненно реагировать, когда его спрашивали о творчестве. Слава свалилась на него неожиданно. Он оказался в одном кругу с "небожителями", о встрече с которыми мог только мечтать. Постоянное бытовое неустройство, бесприютность только подчеркивали диссонанс между признанием и суровой реальностью.

5. "Ведьма"

В орбиту Башлачева заносило разных людей. Некоторые из них были откровенно деструктивными. К такому типу можно отнести Ирину Линник. Внучка физика-академика Владимира Линника, Ирина занималась научной работой, геологией, но продолжалось это недолго. В 1980-1990-х годах Линник принимала активное участие в тусовке ленинградских рок-музыкантов. На её даче в Комарово бывали многие известные рокеры, в том числе Борис Гребенщиков, Всеволод Гаккель, Святослав Задерий, Константин Кинчев. По воспоминаниям современников, помимо места для концертов и ночёвок, Линник предоставляла гостям различного рода галлюциногенные вещества - "грибочки", "травку". Тем и жила.

С октября 1986 года Башлачёву негде было жить и он переехал на дачу Ирины. Как вспоминает Анастасия Рахлина: "Я туда приезжаю. Они сидят. Какой-то чувак с буддийскими колокольчиками… Ирина играет на пиле. Саня сидит со специально расстроенной гитарой, и они камлают таким образом. При этом зима, люди спать ложатся на рассвете, а просыпаются, когда солнце уже зашло. Недолго и чокнуться… Его там накрыло будьте-нате". Долго Башлачев на даче Линник не прожил, но Константин Кинчев вспоминал, что в тот период СашБаш сильно изменился, постоянные злоупотребления сказались на нем не лучшим образом. Из окна он выпрыгнул через год.

Ирина Линник сыграла свою роль в биографии ещё одного русского рок-музыканта. В 1992 году её чуть не убил лидер группы "Ноль" Фёдор Чистяков, у которого она даже снималась в клипе "Настоящему индейцу". Своё нападение музыкант объяснял тем, что Ирина - ведьма. В итоге Чистяков загремел в сумасшедший дом, а после стал Свидетелем Иеговы. Ирина не успокоилась до сих пор. Четыре года назад ФСКН собрало богатый урожай на её участке в Комарово - 1247 кустов конопли.

6. "Камчатка"

Было в Питере культовое место - "Камчатка". Котельная, через которую прошли лучшие кадры русского рока. Здесь работал Цой, основатель "Алисы" Слава Задерий. Сюда захаживал БГ, Кинчев, Сергей Курехин. Числился кочегаром здесь и Александр Башлачев. Работал Башлачов, по большей части, формально. В то время ещё была в силе статья за тунеядство, запись в трудовой уберегала от неприятностей с представителями закона. Однажды Башлачев все же решил поработать, захотел стать "настоящим кочегаром". Как раз ударили морозы, Башлачеву пришлось серьезно "попахать". Когда пришли сменщики, СашБаш сидел замученный и сказал: «Я не кочегар, я просто сумасшедший поэт».

7. Последний полет

16 февраля СашБаш был у Вячеслава Егорова. Когда он уходил, то на обычное "пока" ответил: "Я не прощаюсь". 17 февраля он должен был сниматься в фильме "Город". Съемочная группа уже снимала один из планов сцены с Башлачевым, дублер СашБаша сидел спиной к камере, когда на площадку пришла Марьяна Цой и сказала: "Не ждите". Александр Башлачев выпрыгнул из окна восьмого этажа. Судя по расстоянию от стены дома, это был именно прыжок. При жизни Башлачев не раз говорил, что хотел стать ветром... СашБаш был похоронен под Ленинградом на Ковалевском кладбище: 3 квартал, 3 участок. Похороны организовывала Марьяна Цой. На кладбище, несмотря на большое количество народа, стояла звенящая тишина. Не было рыданий и традиционных речей. На гроб положили гитару. По иронии судьбы, это была не гитара Башлачева, свою он отдал в ремонт. Комья земли упали на струны, гитара запела и замолкла. Уже навсегда. О смерти Башлачева сообщила "Русская служба Би-Би-Си". Отечественная пресса молчала.

Алексей Рудевич


Обаятельный поэт, внутренний мир которого хорошо прослеживается в стихах и песнях, стал одним из ярких представителей советского андеграунда. Александр Башлачев (или, как звали его друзья, СашБаш) почти не расставался с гитарой, на которой научился играть еще в школьные годы. Любимый инструмент рокера и барда остался с мужчиной и после смерти – друзья положили гитару в могилу талантливого исполнителя.

Детство и юность

Александр Башлачев родился в городе Череповец 27 мая 1960 года. Вскоре после рождения сына в семье появился второй ребенок - девочка Лена. Родители, учительница химии и работник теплосилового цеха, много времени проводили на работе, поэтому дети были предоставлены самим себе.

Александр рано научился читать, а первое стихотворение, по собственному признанию, сочинил уже в 3 года. Несмотря на явный музыкальный талант, ребенок не посещал музыкальную школу. Такое решение мальчик принял сам, признавшись маме, что жалеет детей, вынужденных ходить на занятия.

Однажды классная руководительница Башлачева предложила школьникам выпустить альманах. Так началось увлечение Александра журналистикой. Мальчик писал стихи для любительского издания, помогал одноклассникам со статьями и руководил процессом сбора материала.


Александр Башлачев с сестрой

В старших классах, когда увлечение стихотворным жанром временно угасло, Саша увлекся прозой. За попытки составить своеобразное описание будней девятиклассника друзья прозвали мальчика летописцем. Рукопись юноши не сохранилась – Башлачев лично сжег материал, так как стеснялся своих ранних работ.

После получения аттестата Александр уехал в Ленинград поступать в университет. Первые два тура на факультет журналистики Башлачев преодолел без труда. Проблемы начались, когда приемная комиссия потребовала показать опубликованные статьи абитуриента. Школьного альманаха оказалось недостаточно. Провалившись, Александр возвращается в родной город.


Чтобы не тратить год впустую, Башлачев устраивается на Череповецкий металлургический завод. Работая художником, Александр параллельно выпускает собственные статьи в газете «Коммунист». А по вечерам молодой человек осваивает писательское ремесло в школе юного журналиста.

Через год Башлачев делает еще одну попытку поступить в высшее учебное заведение. Опыт и талант юноши оценили по достоинству. В 1978 году Александр становится студентом Уральского государственного университета Свердловска.

Музыка

Учеба дается Александру настолько легко, что юноша почти не посещает лекции. Вместо зубрежки Башлачев проводит время в Череповце, где вместе с музыкальной группой «Рок-сентябрь» пишет песни и выступает на фестивалях. Сам Александр не выходит на сцену, отдавая предпочтение сочинению песен и организации выступлений.


Получив диплом, поэт возвращается в уже знакомый «Коммунист». Но теперь работа в редакции только угнетает мужчину. Идейные статьи, которые не приносили творческого удовлетворения, соседствуют в жизни Башлачева с альтернативной музыкой.

В 1984 году группа «Рок-сентябрь» распалась, и терпение поэта закончилось. Александр увольняется из газеты и отправляется в Москву, чтобы развеяться и определиться с планами на будущее. Там в гостях у старого знакомого Башлачев знакомится с . Под влиянием друзей поэт перебирается в столицу, где каждый вечер, благодаря новым связям, исполняет собственные песни на квартирниках.


Пиратские записи импровизированных концертов разлетелись по Советскому Союзу, сделав Башлачева известной личностью. Посетители камерных выступлений поэта утверждали, будто мужчина настолько отдавался музыке, что после завершения концерта руки музыканта часто оказывались в крови – поэт стирал пальцы в кровь.

Мужчина постоянно менял тексты собственных песен. Довольно часто во время выступления Александр на ходу исправлял последние строчки в композициях «Некому березку заломати» и «Как ветра осенние».

Александр Башлачев исполняет песню «Все от винта»

Первое выступление на большой сцене состоялось в Ленинграде в 1985 году. Вместе с мужчины исполнили собственные хиты в зале ветеринарного училища. В этом же году Башлачев окончательно перебирается в Ленинград, где принимает активное участие в жизни рок-тусовки.

Домашние концерты были полны зрителей, но на телеэкраны творчество Башлачева не пропускали. Подобное отношение к его творчеству сильно расстраивало музыканта.


В 1985 году Башлачев впервые женится. Брак, заключенный с Евгенией Камецкой, был фиктивен. Знакомая Александра согласилась на свадьбу, чтобы музыкант получил ленинградскую прописку. Женщина, с которой в этот период СашБаша связывали близкие отношения, - Татьяна Авасьева.


Вскоре после свадьбы на другой возлюбленная поэта родила сына Ваню. Из-за тяжелого заболевания мальчик умер, прожив всего несколько месяцев. После потери ребенка отношения пары закончились.

В мае 1986 года в гостях у знакомой Александр знакомится с Анастасией Рахлиной. Поклонница творчества Башлачева зашла в гости к подруге, где столкнулась с музыкантом. Бурный роман прервала смерть поэта. Спустя пару месяцев после похорон Анастасия родила сына Башлачева – Егора.

Смерть

Последние часы жизни поэт и музыкант провел в квартире своей первой жены Евгении Камецкой. Молодые люди сохранили приятельские отношения и часто проводили квартирники на территории девушки. Утром 17 февраля 1988 года Евгению разбудили представители органов, сообщив о смерти Башлачева.


По версии следствия, мужчина выбросился из кухонного окна. Друзья и близкие Александра не сомневаются, что музыкант мог добровольно уйти из жизни. Несмотря на общительность и хорошее настроение, Башлачев страдал от одиночества. К тому же на протяжении последнего года Александр почти не выходил из творческого кризиса.

Талантливого музыканта похоронили на Ковалевском кладбище в Санкт-Петербурге. Могилу кумира поклонники обозначили деревцем, которое украсили колокольчиками. Несмотря на статус самоубийцы, друзья Башлачева добились разрешения на отпевание Александра в соборе.

Дискография

  • 1989 – «Время колокольчиков»
  • 1990 – «Все будет хорошо»
  • 1990 – «Третья столица»
  • 1992 – «Таганский концерт»
  • 1994 – «Вечный пост»
  • 1994 – «Лихо»
  • 1995 – «Кочегарка»
  • 1998 – «Первый концерт в Москве»
  • 1999 – «Чернобыльские Бобыли на краю света»
  • 2006 – «Семь кругов беспокойного лада» (требьют-альбом)
  • 2016 – «Серебро и слезы» (требьют-альбом)

Александр Башлачев, трагический символ целого поколения, которое Гребенщиков назвал "поколением дворников и сторожей", написал всего около 70 стихотворений. Но этого оказалось достаточно, чтобы за надрывность и образность поэзии его сравнивали с Есениным и Высоцким. Башлачев ушел из жизни в самый светлый год перестройки, ранним утром выбросившись из окна ленинградской многоэтажки. Устав от жизни, устав от ее неправедности, которую чувствовал каждым своим обнаженным нервом, как-то сказав, "поэты в миру после строк ставят знак кровоточия"…

"РГ" представляет факты из жизни русского поэта, разделившего трагическую судьбу многих собратьев по перу.

1. Александр Башлачев родился в Череповце 27 мая 1960 года в семье начальника участка завода и преподавательницы химии. В возрасте четырех лет умел перемножать большие цифры. В своем классе, где было около 40 человек, Башлачев выпускал альманах. Обожал Есенина и Высоцкого. В 7-м классе заявил классной руководительнице, что мечтает стать журналистом. В 10-м классе научился играть на гитаре.

2. Проработав год после школы художником в одном из домов культуры, Башлачев поступил на факультет журналистики Уральского госуниверситета. Местный факультет журналистики считался третьим по силе в стране после МГУ и Ленинградского госуниверситета. Однокурсники поражались способности Башлачева, изучавшего немецкий язык, "слышать" другие языки. Смысл английских слов он понимал по их звучанию, переводил с английского, не зная его. Как вспоминают друзья, он очень тонко чувствовал слог, звучание слов, интонации. Башлачев разработал свою структуру стиха, согласно которой каждое слово должно плавно вытекать из предыдущего, а строки в первую очередь должны соотноситься не по рифме, а по смыслу.

3. Учась в Свердловске, Башлачев большую часть учебного года проводил в родном Череповце. Писал тексты для местной группы "Рок-сентябрь". Эта команда стала лауреатом конкурса, организованного "Комсомольской правдой". По признанию друзей, Саша не интересовался политикой, лекции посещал крайне редко, проводя время в небольшой комнатке в помещении факультета, которую ему выделили как университетскому художнику. Друзья называли его СашБаш.

4. Песни Башлачев начал сочинять в 1983 году, когда закончил университет. Он вернулся в родной Череповец, начав работать в местной газете "Коммунист". По иронии судьбы, поэт и музыкант попал на работу не в отдел культуры, как хотел, а в скучный партийный отдел газеты. В 1984 году на квартире ныне известного журналиста Леонида Парфенова, сверстника, друга и земляка Башлачева, состоялось знакомство последнего с известным музыкальным критиком Артемием Троицким. "Хотя словами этого действительно не выразишь, мне посчастливилось стать одним из первых слушателей Башлачева, и впечатление было абсолютно ошеломляющим, сродни прикосновению к чему-то магическому и запредельному", - писал Троицкий в предисловии к книге стихотворений Башлачева "Как по лезвию", вышедшей в Москве в 2005 году. Троицкий предложил Башлачеву переехать в Москву.

5. Башлачев начал вести жизнь трубадура, бродячего певца и поэта, скитавшегося по российским городам и весям, останавливаясь на ночлег в квартирах знакомых. Не имея возможности пробиться на сцену, давал квартирники - концерты на квартирах, в которые набивались десятки людей. Он абсолютно не хотел продвигаться в каком-то профессиональном плане, хотя с точки поэтического дара был "на несколько этажей" выше тогдашних рокеров. Он говорил, что песни и стихи приходят к нему свыше, осеняя его. Во время выступлений его пальцы часто были в крови, настолько Башлачев "выворачивал" себя, поражая слушателей своей исповедальностью. "Столкновение с человеком, в котором от природы есть дар и который умеет им пользоваться производит впечатление, будто заглянул в печку горящую. Этот внутренний жар, захлебывающийся поток всегда действует сильно на кого бы то ни было, не может не действовать. Этот самый дар, Божий дар, есть у всех, просто один из ста тысяч доводит его до ума", - говорил о нем Борис Гребенщиков.

6. Один из своих квартирников Александр дал на квартире Аллы Пугачевой. Потом, приезжая в Череповец, показывал знакомым оборот обложки своего паспорта, где, по его словам, рукой примадонны были нарисованы сердце и капля крови. Поэтический дар Башлачева высоко оценили Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Последний с восторгом отозвался о Башлачеве в своей "Антологии русской поэзии", которая с большим успехом печаталась в конце 1980-х годов в популярном в те годы журнале "Огонек".

7. В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в аудитории Ленинградского медицинского училища. Кустарная запись этого концерта была издана под названием "Кочегарка". В 1985 году Башлачев вступил в легендарный ленинградский рок-клуб, а в 1986 году устроился на работу в не менее знаменитую котельную "Камчатка", где в свое время работал Виктор Цой. Голос Башлачева был хронически сорван из-за постоянных выступлений на квартирниках.

8. Любимой группой Александра Башлачева была "Дорз". Ее лидер Джим Моррисон, гениальный американский поэт, так же как и Башлачев ушел из жизни в 27 лет. Считается, что это - роковая дата для многих поэтов, артистов, музыкантов.

9. Самой знаменитой композицией Башлачева считается "Время колокольчиков". На концертах перед знакомыми и случайными людьми он выступал с браслетом из колокольчиков на руке и тремя колокольчиками на груди. Подавляющее большинство своих стихов и песен Башлачев создал менее чем за два года - с лета 1984 по весну 1986 года. Перед смертью практически не писал. А лишь перерабатывал свои старые песни. Незадолго до смерти снялся в культовом фильме "Рок" режиссера Алексея Учителя, но затем попросил вырезать все сцены со своим участием.

10. Утром 17 февраля 1988 года он открыл створку окна в доме 23 по улице Кузнецова в Ленинграде и шагнул в вечность. Похоронен Александр Башлачев на Ковалевском кладбище Северной столицы. На гроб в землю положили его гитару. Уже после гибели у него родился сын Егор. Башлачеву посвятили свои песни многие российские рокеры и музыканты, включая Егора Летова ("Гражданская оборона"), Константина Кинчева ("Алиса"), "Чайф" - "Поплачь о нем", "Чиж" и многие другие. Об Александре Башлачеве был снят документальный фильм "Смертельный полет".

Александр Башлачев

Грибоедовский вальс

В отдаленном совхозе "Победа"
Был потрепанный старенький "ЗИЛ".
А при нем был Степан Грибоедов,
И на "ЗИЛе" он воду возил.

Он справлялся с работой отлично.
Был по обыкновению пьян.
Словом, был человеком обычным
Водовоз Грибоедов Степан.

После бани он бегал на танцы.
Так и щупал бы баб до сих пор,
Но случился в деревне с сеансом
Выдающийся гипнотизер.

На заплеванной маленькой сцене
Он буквально творил чудеса.
Мужики выражали сомненье,
И таращили бабы глаза.

Он над темным народом смеялся.
И тогда, чтоб проверить обман,
Из последнего ряда поднялся
Водовоз Грибоедов Степан.

Он спокойно вошел на эстраду,
И мгновенно он был поражен
Гипнотическим опытным взглядом,
Словно финским точеным ножом.

И поплыли знакомые лица...
И приснился невиданный сон -
Видит он небо Аустерлица,
Он не Степка, а Наполеон!

Он увидел свои эскадроны.
Он услышал раскаты стрельбы
И заметил чужие знамена
В окуляре подзорной трубы.

Но он легко оценил положенье
И движением властной руки
Дал приказ о начале сраженья
И направил в атаку полки.

Опаленный горячим азартом,
Он лупил в полковой барабан.
Был неистовым он Бонапартом,
Водовоз Грибоедов Степан.

Пели ядра, и в пламени битвы
Доставалось своим и врагам.
Он плевался словами молитвы
Незнакомым французским богам.

Вот и все. Бой окончен. Победа.
Враг повержен. Гвардейцы, шабаш!
Покачнулся Степан Грибоедов,
И слетела минутная блажь.

На заплеванной сцене райклуба
Он стоял, как стоял до сих пор.
А над ним скалил желтые зубы
Выдающийся гипнотизер.

Он домой возвратился под вечер
И глушил самогон до утра.
Всюду чудился запах картечи
И повсюду кричали "Ура!"

Спохватились о нем только в среду.
Дверь сломали и в хату вошли.
А на нас водовоз Грибоедов,
Улыбаясь, глядел из петли.

Он смотрел голубыми глазами.
Треуголка упала из рук.
И на нем был залитый слезами
Императорский серый сюртук.

Враги сожгли родную хату

Сегодня ночью - дьявольский мороз.
Открой, хозяйка, бывшему солдату!
Пусти погреться, я совсем замерз,
Враги сожгли мою родную хату.

Перекрестившись истинным крестом,
Ты молча мне подвинешь табуретку,
И самовар ты выставишь на стол,
На чистую крахмальную салфетку.

И калачи достанешь из печи,
С ухватом длинным управляясь ловко.
Пойдешь в чулан, забрякают ключи.
Вернешься со своей заветной поллитровкой.

Я поиграю на твоей гармони.
Рвану твою трехрядку от души.
- Чего сидишь, как будто на иконе?
А ну, давай, пляши, пляши, пляши.

Когда закружит мои мысли хмель
И "День Победы" я не доиграю,
Тогда уложишь ты меня в постель,
Потом сама тихонько ляжешь с краю.

А через час я отвернусь к стене.
Пробормочу с ухмылкой виноватой:
- Я не солдат. Зачем ты веришь мне?
Я все наврал. Цела родная хата.

И в ней есть все - часы и пылесос.
И в ней вполне достаточно уюта.
Я обманул тебя - я вовсе не замерз!
Да тут ходьбы всего на три минуты.

Известна цель визита моего -
Чтоб переспать с соседкою-вдовою.
А ты ответишь: - Это ничего...
И тихо покачаешь головою.

И вот тогда я кой-чего пойму,
И кой о чем серьезно пожалею.
И я тебя покрепче обниму
И буду греть тебя, пока не отогрею.

Да, я тебя покрепче обниму
И стану сыном, мужем, сватом, братом.
Ведь человеку трудно одному,
Когда враги сожгли родную хату.

Александр Башлачев погиб в возрасте 27 лет 17 февраля 1988 года. Он совершил самоубийство, выбросившись из окна дома. Башлачев писал песни, понятные и близкие по теме многим людям, сам исполнял их, играя на гитаре. Он был талантливым музыкантом со сложной судьбой.

Смерть Александра Башлачёва наступила в результате падения из окна с высоты 8-го этажа. Следствия не возбуждалось, причина гибели была очевидной – самоубийство. Талантливый поэт, бард, автор и исполнитель песен умер 17 февраля 1988 г, на 28-м году жизни.

Обстоятельства смерти

Утром 17 февраля 1988 г. Саша Башлачёв выпал из окна 8-го этажа. От полученных травм поэт погиб на месте. Произошло это по адресу Проспект Кузнецова 23/1, где Александр снимал однушку.

Гибель 27-летнего барда была названа самоубийством, при этом реальные причины смерти, направившие его на такой поступок, остаются не выясненными. Однако возлюбленная Анастасия рассказывала, что Саша был очень одинок из-за особенностей своего мировоззрения.

Существует предположение, что Александр Башлачёв покончил жизнь самоубийством из-за проявившегося у него комплекса Кассандры (постоянное предчувствие чего-то плохого). Это могло объяснить его угнетённое состояние, близкое к депрессии. Несмотря на поверхностную общительность, Саша, как творческий человек оказался очень ранимым и часто чувствовал себя одиноким. На первый взгляд это не было заметно, но многие друзья отмечали в его поведении перед гибелью незначительные странности, отрешённость.

О гибели русского поэта, представителя советского андеграунда, сообщила «Русская служба Би-Би-Си».

Где похоронен

Похороны погибшего поэта проходили 23 февраля 1988 г. По неизвестным причинам организацией занималась бывшая жена Виктора Цоя Марьяна (в девичестве Марианна Ковалёва).

Александр был похоронен на ленинградском Ковалёвском кладбище на 3-м участке 3-го квартала, как указано в Википедии. Несмотря на большое количество пришедших проститься, церемония проходила в тишине. Не было ни рыданий, ни памятных речей о покойном.

Когда гроб был закрыт, на него положили гитару, только не Сашину, а купленную в магазине. Свою СашБаш накануне отдал в ремонт.

Замерзшая земля ударялась о струны, и они запели, но ненадолго. Гитара Саши Башлачёва замолкла навсегда…

Краткая биография

Александр Николаевич Башлачёв родился 27 мая 1960 г. в Череповце Вологодской области. Родители, – простые советские трудящиеся. Мама была учительницей химии, отец работал начальником участка на производственном предприятии.

Учёба и первые песни

Получив школьный аттестат, в 1977 г. Башлачев предпринимает попытку поступить в университет журналистики, но проваливает вступительные экзамены и устраивается работать художником на металлургический комбинат.

В 1978 г. поступает в свердловский Уральский госуниверситет на факультет журналистики. Примерно в этот период у него появляется первая песня, ставшая в дальнейшем достаточно известной. Это был «Грибоедовский вальс».

Получив диплом журналиста, возвращается в Череповец и поступает работать в местную газету «Коммунист», где трудится на протяжении одного года.

Квартирники

Приехав на Ленинградский рок-фестиваль весной 1984 г., Саша приобретает себе первую гитару. Позже, весной этого года, знакомится с А. Троицким, которому показывает свои песни. На тот момент их было около пятнадцати. Прослушав их, музыкальный критик даёт юноше совет ехать в Москву или Питер, где можно раскрыть свой талант.

Последовав совету «уважаемого» человека, Александр Башлачёв отправляется в Москву. Здесь он находит Троицкого, тот оказывает помощь в организации нескольких квартирников, на которых начинающий музыкант из Череповца давал свои концерты.

Переезд в Ленинград

Блуждания по спальным районам Москвы Саше скоро надоедают, и он решает попытать счастья в северной столице. Первым выступлением на публике считается концерт, данный в помещении, принадлежавшем ветеринарному институту. Совместно с Ю. Шевчуком исполняет несколько песен, что подразумевается, как отдельный концерт, который впоследствии стал издаваться под названием «Кочегарка».

Первый альбом «Третья столица» записывает с помощью одного из участников ленинградского рок-клуба С. Фирсова, который в дальнейшем стал исполнять роль концертного директора Александра. Под его руководством пишет композиции, ставшие хитами:

  • «Посошок»;
  • «Ванюша»;
  • «Абсолютный вахтер»;
  • «Случай в Сибири».

Популярность

С января 1986 г. ведёт активную концертную деятельность, следы которой сохранились в истории в виде 2-х записей: одна была сделана дома у Агеева, вторая в театре на Таганке.

Александр окончательно перебирается в Ленинград, устраивается работать в известную в узких кругах котельную «Камчатка», через которую прошли В. Цой, К. Кинчев и другие представители рок-андеграунда той эпохи.

В следующем году Саша принимает участие в видео-работе Алексея Учителя, снимавшего документальный фильм «Рок» (позже в картину была добавлена сцена с похорон Александра).

Летом этого же года участвует в 5-м Фестивале рок-клуба и получает по его итогам приз «Надежда». После сочиняет свою последнюю песню, текст которой, к сожалению, был утерян.

В сентябре 1987 г. начались съемки картины «Барды покидают дворы», но Башлачев отказался продолжать работу в ней. Проект остался незавершённым.

Личная жизнь

За свою короткую жизнь СашБаш не успел жениться. На момент смерти он встречался с дочерью кинорежиссёра Р. Рахлина Анастасией. Когда и при каких обстоятельствах они познакомились неизвестно, но спустя полгода после смерти Саши, девушка родила сына Егора.

Лидер группы «Алиса» Кинчев рассказывал, что с Сашей они были приятелями, и его гибель является первой утратой «близкого по оружию человека» в жизни Константина.

Он отмечал, длительная депрессия беспокоила многих друзей, поэтому композицией «Солнце за нас», посвящённой Александру Башлачёву, он пытался вытащить его оттуда. Сделать это, к сожалению, не удалось.

Видео

«Как уходили кумиры. Александр Башлачёв»





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта