Главная » Звезды » Значение слова каденция в словаре кольера. Каденция - это музыкальная фантазия История возникновения понятия

Значение слова каденция в словаре кольера. Каденция - это музыкальная фантазия История возникновения понятия

КАДЕНЦИЯ

музыкальный термин, употребляемый в двух значениях: 1) свободная, виртуозная, богато орнаментированная вставка в музыкальное произведение, преимущественно в итальянской опере 17-18 вв. и в музыке 19 в. для солирующих инструментов; 2) более развернутая, но тоже вставная и выдержанная в духе импровизации форма. Каденция помещалась в конце какой-либо части концерта для солирующего инструмента с оркестром и предоставляла исполнителю возможность блеснуть техническим мастерством.

Каденция в опере позволяла продемонстрировать не только вокальную технику, но и творческий дар, так как по традиции певец должен был импровизировать при каждом исполнении. Каденции в инструментальном концерте строились в рапсодическом стиле и использовали тематический материал произведения; в них часто применялись трели, арпеджио, гаммообразные пассажи. Такие каденции тоже импровизировались вплоть до начала 19 в.; однако уже Бетховен в своем Пятом (Императорском) фортепианном концерте дал образец каденции, которая должна была исполняться по авторскому тексту и точно соответствовать стилю произведения.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАДЕНЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАДЕНЦИЯ в Словаре музыкальных терминов:
    (итал. cadenza , от лат. cado - падаю, оканчиваюсь). 1) каданс, гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение, его часть …
  • КАДЕНЦИЯ в Литературной энциклопедии:
    1. Каданс, «падение»; несколько расплывчатое стиховедческое понятие, соответствующее, по существу, понятию ритмической инерции (см. «Ритмика») , т. е. той или …
  • КАДЕНЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (итал. cadenza от лат. cado - падаю, оканчиваюсь) (каданс), 1) гармоничный или мелодичный оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему …
  • КАДЕНЦИЯ
    (итал. cadenza, от лат. cado - падаю, оканчиваюсь), 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, …
  • КАДЕНЦИЯ
    [итальянское cadenza, от cadere падать] в музыке: 1) гармонический оборот, придающий музыкальной фразе характер заключения, остановки; 2) в произведениях (концертах) …
  • КАДЕНЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    , и, ж., муз. 1. Гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; то же, что каданс. 2. …
  • КАДЕНЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАД́ЕНЦИЯ (итал. cadenza, от лат. cado - падаю, оканчиваюсь) (каданс), гармонич. или мелодич. оборот, завершающий муз. построение и сообщающий ему …
  • КАДЕНЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    каде"нция, каде"нции, каде"нции, каде"нций, каде"нции, каде"нциям, каде"нцию, каде"нции, каде"нцией, каде"нциею, каде"нциями, каде"нции, …
  • КАДЕНЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    ит. cadenza) муз. 1) иначе каданс - гармонический или мелодический оборот, завершающий муз. произведение, его часть или отдельное построение; 2) …
  • КАДЕНЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [ит. cadenza] муз. 1. иначе каданс - гармонический или мелодический оборот, завершающий муз. произведение, его часть или отдельное построение; 2. …
  • КАДЕНЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    каданс, каденца, оборот, …
  • КАДЕНЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каданс. 2) Вставка виртуозного характера в инструментальном концерте, представляющая собою …
  • КАДЕНЦИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    кад`енция, …
  • КАДЕНЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    каденция, …
  • КАДЕНЦИЯ в Орфографическом словаре:
    кад`енция, …
  • КАДЕНЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (итал. cadenza, от лат. cado - падаю, оканчиваюсь) (каданс), 1) гармоничный или мелодичный оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему …
  • КАДЕНЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (дэ), каденции, ж. (ит. cadenza). 1. Гармонический оборот, заканчивающий собой музыкальную пьесу или прерывающий ее в момент перехода, композиционного расчленения …
  • КАДЕНЦИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    каденция ж. 1) Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каданс. 2) Вставка виртуозного характера в инструментальном концерте, представляющая …
  • КАДЕНЦИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • КАДЕНЦИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каданс. 2. Вставка виртуозного характера в инструментальном концерте, представляющая собою …
  • ПЛАГАЛЬНАЯ КАДЕНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    каденция (позднелат. plagalis, от греч. plagios - боковой, косвенный) (музыкальное), тип гармонической каденции, в котором заключительной тонике предшествует субдоминанта (IV …
  • АЛЕАТОРИКА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова.

В музыке существует множество интересных приемов, делающих каждую мелодию уникальной и оригинальной. Каденция - это одна из таких уловок. Без нее мотив теряет самые интересные моменты.

Каденция: определение

Слово «каденция» используется в музыке в двух обозначениях:

  • Каденция - это включение в мелодию, которое характеризуется свободой, виртуозностью и богатством музыкального окраса. В таком значении каденция использовалась в опере итальянских композиторов XVII-XVIII века. Таким же образом прием применялся в инструментальных соло XIX столетия.
  • Каденция - это мелодичная импровизация, включенная в основное музыкальное произведение.

Как правило, прием каденции использовался в конце инструментального соло или концерта. В процессе исполнения данного приема музыкант имел возможность проявить свой талант во всей красе.

История возникновения понятия

Впервые в музыкальной теории термин «каденция» использовал Флоренций де Факсолис в своем трактате «Музыкальная книга». Впоследствии прием продолжил развиваться в теории музыки XVI—XVII веков.

Французский теоретик музыки Жан-Филипп Рамо впервые описал классификацию каденции в тональности классического романтизма.

Сначала прием использовался лишь в рапсодиях Как правило, это была импровизация, которая не записывалась при помощи нотной грамоты. Так было вплоть до XIX века. Впервые записать ноты каденции рискнул Людвиг ван Бетховен в создании своего Пятого концерта для фортепиано с оркестром.

Разновидности каденции

Основная классификация каденции была предложена Жаном-Филиппом Рамо. Сегодня известны такие основные виды приема:

  • По расположению в периоде мелодии каденция музыки бывает серединной (в конце первой музыкальной строчки), дополнительной (в конце периода).
  • По составу аккордов прием может быть автентическим. Тогда заключительный аккорд выполняется при помощи доминанты. Это, как правило, сочетание аккордов, которое вносит окончанию мелодии решительное и безапелляционное окончание (аккорды D-T, T-D-T).

Альтернативой автентической каденции является плагальная, то есть, окончание, построенное в субдоминантном направлении. Такое окончание мягкое и навевает сомнения. Прием проигрывается при помощи сочетания аккордов T-S-T, S-T, T-S и т.д.

  • Степень завершенности разделяет каденцию на половинную, полную и прерванную. Половинная каденция - это прием, когда доминантный аккорд не завершает период, а будто зависает в воздухе. Появляется впечатление некой незавершенности мелодии. Такая каденция используется, как правило, в середине произведения. Полный прием выполняется с задействием субдоминанты вначале, доминанты посредине и тоники, как окончательного аккорда. Полная каденция проявляет тональность со всех трех ее сторон. Прерванный прием предполагает кратковременную импровизацию и продолжение мелодии.
  • Еще один критерий разделения музыкального приема - звучание главного голоса мелодии. Такое мерило делит каденцию на совершенную и несовершенную. Совершенная приводит мелодию к тонике в сильную долю такта. Произведение кажется полностью завершенным. При несовершенной фантазии последний аккорд припадает на терцию или слабую долю. Такая мелодия является незавершенной.

В какой музыке используется каденция?

В современных мелодиях тоже используется прием каденции. Музыка с такими изворотами фантазии становится ярче и интереснее.

Самое распространенное применение каденции встречается в джазе. Здесь такой прием носит название «брейк». В окончательном своем варианте брейк сформировался в блюзе. Свободная импровизация.

Каденция используется в классических музыкальных произведениях. При оркестровых концертах дирижер так выстраивает подачу мелодии, что фантазия в исполнении солирующего инструмента кажется свежей ноткой в ткани общей музыки. Без каденции мотив был бы серым и неинтересным.

  • по-латыни "падение" (игральных костей) звучит примерно как "каденция", а как изменилось это слово со временем, согласно законам французского языка
  • по-латыни "падение" (игральных костей) звучит примерно как "каденция», а как изменилось это слово со временем, согласно законам французского языка?

АЛЛЕГРО

  • ср. несклон. итал. легкая, живая, игривая и быстрая мера в музыке; алегретто умалит. музыка менее быстрая. Аллегри ср. несклон. маскарад, бал, вечер с лотереею
  • быстро в музыке
  • быстрый темп в музыке
  • быстрый, подвижный темп в музыке
  • подвижный темп в музыке

ОРКЕСТР

  • м. итал. полное собранье музыкантов, для совместной игры, что в голосовой музыке хор; отгороженное в театре и вообще устроенное где-либо место для музыкантов. Оркестровать музыку, разложить голоса на все музыкальные орудия

РИТМ

  • в классической музыке большее значение имеет частотная и амплитудная модуляция звукового сигнала, а что преобладает в легкой музыке
  • "Сердцебиение" музыки
  • м. греч. мера, в музыке или в поэзии; мерное ударенье, протяжка голосом, распев
  • мерное ударение в музыке
  • мерное ударенье в музыке
  • периодичность в музыке
  • три основных элемента музыки: мелодия, гармония и

ХОР

  • м. лат. собранье певчих, для согласного пенья. Мужеский, женский, смешанный хор. Собранье подобранных музыкантов, для совместной музыки. Самое исполненье голосами, музыка на полное число голосов. Плохой хоришка. Хорища в
  • коллектив подпевал в музыке




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта