Главная » Отношения » Минорная пентатоника боксы. Запомним пентатоники и научимся играть воспользовавшись ими соло на гитаре. Как играть пентатонику. Упражнения

Минорная пентатоника боксы. Запомним пентатоники и научимся играть воспользовавшись ими соло на гитаре. Как играть пентатонику. Упражнения

Пентатоникой на гитаре зовется особый вид гаммы, состоящий из 5 ступеней основной гаммы.

Любая простейшая мажорная или минорная гамма будет содержать 7 ступеней (по количеству входящих нот), а в пентатонике будет использоваться всего 5 ступеней, соответственно, 5 нот мажорной или минорной гаммы.

Когда речь заходит о пентатонике, говорить о миноре или мажоре, собственно, не имеет смысла, так как пентатоническая гамма вполне самобытна и используется во многих музыкальных стилях гитарной игры.

Пентатоника — это неотъемлемая часть блюза, джаза, кантри, ее можно играть в рок-музыке, поп-песнях, фанке, репе и даже металле.

Вот такая замечательная гамма, которой всегда и везде находится применение.

Теперь предлагаем читателям-музыкантам сайта сайт ознакомиться с обучающим видеороликом от прекрасной девушки — Нины Якименко.

При желании вы также могли бы приобрести ее обучающий курс или поискать другие видео на канале.

Пентатоника на гитаре: ноты и табы. Как играть пентатонику

1. Первый пример и на видео и в табулатурах — это пентатоника от ноты ЛЯ (шестая струна — пятый лад), которая играется во второй позиции.

При этом первая нота ЛЯ на шестой струне играется мизинцем.

Положение ваших пальцев при игре должно оставаться постоянным и стабильным. Пальцы могут подниматься по ладам вверх и вниз, но не сдвигаются ни влево ни вправо.

Каждому пальцу выделяется свой лад, на котором он и играет все выпадающие ноты.

Постановка во второй позиции (название позиции от названия самого нижнего лада гитары) такая:

— второй лад грифа — указательный палец;
— третий лад — средний палец;
— четвертый лад — безымянный палец;
— пятый лад — мизинец.

Это положение пальцев обязано сохраняться постоянно, пока вы не смените позицию. В табулатурах Guitar Pro, которые вы скачаете с нашего сайта, это первая группа нот.

2. Теперь мы играем те же самые ноты пентатоники (5 нот без полутонов), только уже в пятой позиции.

Номер позиции для руки — это номер самого нижнего лада на гитаре, который зажимается вашими пальцами.

Ниже 5-го гитарного лада здесь мы не опускаемся, значит, это пятая позиция на грифе.

Постановка пальцев для игры пентатоники ЛЯ в пятой позиции следующая:

— пятый лад — указательный палец;
— шестой лад — средний палец (он должен находиться на своем ладу даже тогда, когда не зажимает никаких струн);
— седьмой лад — безымянный палец;
— восьмой лад — мизинец.

3. Следующие 2 группы нот — это упражнения на гитаре в пентатонике, которые отображены на видео.

Здесь фактически вы играете те же самые ноты из пентатоники от ноты ЛЯ, только возвращаетесь постоянно на одну предыдущую ступень назад.

Скачайте табулатуры и все поймете сами. Этот же ход обучающего упражнения доступно и понятно показан на видео. Ничего сложного тут нет.

ВАЖНО : когда вы играете гаммы или упражнения, следите за тем, чтобы совершать минимум лишних движений.

Например, держите пальцы всегда на своих струнах и своих ладах, даже если ноты на них в определенный момент не звучат.

Не ерзайте пальцами по ладам, играйте все в тех или иных конкретных позициях. Не возите одним только указательным пальцем по струне от первого для двенадцатого лада — у вас для этого есть и другие пальцы!

ВАЖНО : если вы только учитесь играть, обязательно используйте метроном.

В программе Guitar Pro 5 (которая вам понадобится, чтобы открыть наши ноты и табы), есть встроенный метроном, и им нужно пользоваться.

Также в этой программе за пару минут можно набросать простейшую ритмическую партию ударных или хотя бы акцентировать сильные доли (мы прописали удары предполагаемого метронома).

ВАЖНО : начинайте с малых скоростей, пока не научитесь играть полностью все ноты в нужных позициях. Затем темп метронома можно и нужно повышать, развивая технику и скорость своей игры.

Здесь также обязательно нужно сказать, что ноты пентатоники должны браться исключительно из нот вашей гаммы. В ля-миноре и до-мажоре нет ни диезов ни бемолей в ключе.

Здесь все эти ноты будут звучать как нужно. Если же вы захотите обыграть пентатоникой, например, МИ-минор, вам придется брать ноты из этой же самой гаммы МИ.

Вообще по пентатонике можно сказать очень и очень много еще чего, но азов из этого видео-упражнения будет пока достаточно.

Детальнее пентатоника будет рассмотрена в других упражнениях сайта и в разделе «элементарная теория».

Итак, вы научились уже играть первые аккорды, превращать их в риффы, играть аккомпанемент к блюзу. Теперь нужно научиться играть соло на гитаре . Для этого нам понадобится специальная гамма, которую используют в блюзе и рок-н-ролле. Она называется пентатоника (от греч. πέντε — пять) - гамма, состоящая из пяти нот. Как и классические семинотные гаммы пентатоника бывает мажорная или минорная. Минорная пентатоника, это минорная гамма, но без 2-й и 6-й ступени. Для тональности Ля минор (Am) она выглядит следующим образом:


Играется она обычно в позиции пятого лада, т.к. там половина её нот берётся на 5-м ладу, т.е. можно взять баррэ и никуда не смещать левую руку при игре. Это называется игра в позиции 5-го лада .


Если у нас есть песня в тональности ля минор (Am), то мы смело можем использовать эту гамму для любых гитарных фраз или небольшого соло. Сыгранные нами ноты точно подойдут под аккорды песни. Если мы имеем дело с блюзом, то можно использовать блюзовую гамму . Это та же пентатоника, но с ещё одной добавленной пониженной 5-й ступенью (блюзовой нотой). Выглядит следующим образом:


Играя её, мы получим характерное блюзовое звучание. Эта гамма подойдёт для любого блюза в тональности A, уже независимо от того мажорный он или минорный. Для того чтобы сыграть настоящее соло на гитаре Вам потребуется выучить достаточно много различных приёмов игры, фирменных фраз, песен с известными гитарными соло, а пока я предлагаю Вам поиграть вот такое простое упражнение:

В нем мы играем ля минорную пентатонику по три ноты, триолями, каждый раз от следующей ноты наверх. Триоль означает, что каждая из 4/4 долей такта поделена на три равные части. В нотах триоль обозначается цифрой 3 над (или под) общей чертой. Послушать как звучит это упражнение можно по

Для того, чтобы играть соло и хорошо импровизировать, не обязательно знать много. Основой многих соло известных гитаристов является пентатоника - послушайте партии Закка Уайлда, Эрика Клэптона, Ангуса Янга и особенно Кирка Хэмметта, чтобы понять, о чем речь. Секрет того, как играть пентатонику на электрогитаре кроется в том, что она подходит под любую гамму, выступая в роли универсального инструмента для разных стилей музыки.

сайт рассказывает, что такое пентатоника и как играть её на гитаре, а также предлагает несколько упражнений, чтобы освоить этот звукоряд.

Что такое пентатоника?

Пентатоника - это минорная или мажорная гамма из пяти нот (см. ). Все звуки в такой гамме располагаются по чистым квинтам или квартам (см. ) и движутся вверх или вниз. Например, в До мажоре пентатоника состоит из звуков До, Соль, Ре, Ля, Ми. Внутри пентатоники не существует полутонов, что делает ее ангемитоновым (бесполутоновым) звукорядом.

5 боксов мажорной пентатоники.

5 боксов минорной пентатоники.

Как играть пентатонику: упражнения

Пентатоника - это основа 90% соло-партий в музыке разных стилей. Освоение этого звукоряда позволяет без проблем импровизировать или играть соло в любом стиле. Соло-партии не отличаются нотным разнообразием, но благодаря активному использованию легато, слайдов, бендов и различных звуковых эффектов, пентатонические соло обладают определенным шармом.

1 id="pentatonic-ex1">Базис

Для начала рассмотрим пентатонику в Ля миноре, состоящую из звуков Ля, До, Ре, Ми и Соль. Пентатоника состоит из пяти нот (отсюда и слово «пента» в названии), а в рамках одного бокса ноты играются как минимум дважды.

2 id="pentatonic-ex2">Растяжка пальцев

Для исполнения этого упражнения понадобится хорошая растяжка пальцев. Избегайте ситуаций, когда пальцы мешают друг другу при игре. Если использовать второй (средний) палец для прижатия струны вам неудобно, замените его на третий (безымянный).

3 id="pentatonic-ex3">Смещение рук при игре

Упражнение на смещение рук во время игры. Переход должен быть максимально плавным.

4 id="pentatonic-ex4">Позиционирование на грифе

Это упражнение направлено на освоение позиционирования на грифе во время игры пентатоники. Сыграйте три первые ноты при помощи хаммера, а затем продолжайте движение руки вверх - так вы придете в нужную позицию.

5 id="pentatonic-ex5">Обыгрывание нот

Обратите внимание, что в этом примере пентатоника в Ля миноре обыгрывается в рамках только одного бокса. Подобные паттерны отлично подходят для импровизации в классическом роке или блюз-роке.

6 id="pentatonic-ex6">Обыгрывание со смещением

Усложненная версия предыдущего примера, которая поможет отработать точность перемещения рук и пальцев по грифу. Здесь мы обыгрываем пентатонику в рамках двух боксов, а не одного. Похожая форма смещения рук может быть использована при отработке любых других пентатонических упражнений.

7 id="pentatonic-ex7">Три бокса, три октавы

В отличие от предыдущих примеров, начинающихся с пятой струны, в этом упражнении отправной точкой служит шестая струна. Пример охватывает три октавы - игра происходит в рамках трех разных боксов. Более сложная структура примера достигается за счет скачков через струну и не всегда удобной последовательности нот.

8 id="pentatonic-ex8">Пентатоника и технические приемы

Отличный пример того, как можно обыграть пентатонику в блюз-роке. Особое внимание уделите техническим приемам: во время слайдов происходит перемещение руки в следующий бокс, в то время как бенды должны придавать саунду больше певучести (тот самый шарм пентатоники).

9 id="pentatonic-ex9">Пентатоника по всему грифу

Этот пример подводит итоги изученного и задействует все приемы из предыдущих упражнений. Партия базируется на паттерне из пяти нот по всей длине грифа и охватывает сразу четыре октавы в рамках пентатоники Ля минор. Играйте упражнение медленно, а затем постепенно повышайте темп.

10 id="pentatonic-ex10">Пентатоника в блюзе

Блюзовый пример того, как играть пентатонику на электрогитаре в блюзе. Для исполнения упражнения лучше использовать только первый и третий пальцы - это обеспечит лучшее ориентирование на грифе. Слайды в этом примере помогают быстрее и легче менять положение руки во время игры.

11 id="pentatonic-ex11">Пентатоника в роке

Этот пример использует блюзовый паттерн из четырех нот, при этом пентатоника играется через струну. Извлекайте ноты не только медиатором, но и с помощью хаммеров.

Пример отлично подходит для обыгрывания музыкальных зарисовок по всей длине грифа, поэтому после разучивания переходите к игре в разных тональностях.

12 id="pentatonic-ex12">Пентатоника в метале

В тяжелой музыке пентатоника обычно использует постоянное повторение одних и тех же нот в более высоком темпе. Этот пример основан на простой фразе из шести нот. Не гонитесь за скоростью - сначала отработайте пример медленно и только затем набирайте скорость.

Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это очень сложно. И учиться этому нужно очень долго сквозь кровь, пот и слезы. Но с чего же начать? Есть ли какая-то отправная точка в этом нелегком деле для нас гитаристов-самоучек? Спешу вас обрадовать, оказывается есть! И имя ей пентатоника . Мы ранее уже говорили о ладах и тональностях в музыке , где вскользь упоминали пентатоническую гамму. Что ж, начинаем.

Пентатоника

Петатоническая гамма это отличный инструмент для импровизации. Особенность ее в том, что состоит она всего из пяти нот и подходит практически для любой гармонии. Аппликатура на гитаре также особой сложностью не отличается.

Соло и мелодии на основе пентатоники могут использоваться в разнообразных музыкальных жанрах. Наибольшее распространение она получила в таких стилях как блюз, рок и метал. Даже есть гитаристы, которые играют свои соло в основном только в пентатонике. Например, всем известный Зак Вайлд (на фото) .

Пентатоника - это лад, состоящий из пяти ступеней. Фактически бывает мажорной и минорной . В основе мажорной лежит мажорное трезвучие, а в основе минорной - минорное (спасибо, кэп). Пентатонику можно получить, если из натурального минора исключить вторую и шестую ступени, а из натурального мажора четвертую и седьмую. Пентатоника не содержит полутоновых интервалов.

Формула минорной пентатоники

1.5 тона, 1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон

Формула мажорной пентатоники

1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон, 1.5 тона

Говоря простыми словами, пентатоника содержит в себе самые основные ступени мажорных или минорных ладов. Поэтому она не имеет ярко выраженного звучания какого-либо лада. Но, если мы добавим в нее характерные ноты какого-либо диатонического лада , то по сути она в него и превращается. То есть пентатоника это как бы фундамент или основа. Чтобы это понять, давайте посмотрим на ее аппликатуру. На грифе можно выделить 5 позиций или боксов.

Теперь давайте сравним аппликатуру минорной пенты с аппликатурой натурального минора. Красными квадратами обозначены вторая и шестая ступени.

Да, все верно, на 12 ладу аппликатура Ми-минорной пенты. Таким образом, мы вывели закономерность: аппликатура мажорной пентатоники такая же как и у минорной, для ноты на 1.5 тона ниже нашей. То есть берем минорную пенту на 3 лада левее.

Здесь также все работает с натуральными ладами. Если к мажорной пенте добавить характерные ступени какого-либо мажорного лада, то мы получим его аппликатуру. Одинаково справедливо для лидийского и миксолидийского ладов.

Добавив ступени натурального мажора в соль-мажорную пентатонику мы получили аппликатуру натурального соль-мажора. И кажется кое-что еще. Да, точно, если взять за тонику ноту Ми, то здесь красуется и Ми-минор, параллельный минор для Соль-мажора. То есть, правило переноса на 3 лада влево работает и для натуральных ладов!

Если и есть музыкальная Библия у рок-музыкантов, то она начинается с главы о минорной пентатоники , более 90% гитарных блюзовых и роковых соло используют именно эту гамму. Минорная пентатоника, за что её любят гитаристы, обладает четким блюзовым звучанием. Ею можно обыграть многие аккордовые последовательности в минорных и блюзовых тональностях. В статье найдете ответы на такие вопросы:

  • что такое пентатоника,
  • как обозначается минорные и мажорные гаммы в музыке,
  • минорная пентатоника - что такое, как играть,
  • пентатоника ля-минор ,
  • минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе,
  • боксы пентатоники с примерами из гитарных соло.
Тема важная, но настолько объемная, что нет времени на лишние разговоры, поэтому только суть, только реальные примеры из реальных композиций.

Определение минорной пентатоники

Для импровизаций в блюзе и роке широко используется минорная пентатоника. Как ее получить? Необходимо выбросить из минорной гаммы (как вы знаете, это семь нот) вторую и шестую ступени (к примеру, из самой популярной гаммы «Ля-минор» нужно выбросить ноты «Си» и «Фа»). Как видите, всё очень просто.

Таким образом, минорная пентатоника - это минорная гамма из пяти нот («пента» - пять), в которой отсутствуют 2-я и 6-я ступени.

Особенность гитары - ее уникальный строй, позволяющий играть любые гаммы в одной и той же распальцовке, поэтому выучив,как играть пентатонику ля-минор, вы, сможете сыграть любую пентатонику, вопрос будет стоять только в начальном ладе на грифе.

Обозначается минор словом “moll” , тогда как мажор – “dur” . При обозначении тональности они прибавляются к названию тоники через дефис: ля-минор будет a-moll , а До-мажор – С-dur .

А теперь сравните a-moll и a-moll пентатонику :


Стоит отметить, что основная позиция (или бокс) минорной пентатоники в тональности Ля минор напоминает , так как строится вокруг него.


Выше изображен аккорд Am. а теперь пентатоника ля минор (a-moll)


Минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе. Упражнения и примеры

Собственно вышеуказанная аппликатура и называется минорной пентатоникой в 1 боксе.
Если у вас возникнет вопрос, какие пальцы необходимо использовать, то учитывайте, что многие гитаристы вместо мизинца используют безымянный палец на первой и второй струне.


Разнообразить игру можно такими приёмами, как hammer-on, bend, pull-off, vibrato, slide. Зачастую гитаристы используют приём «бенд» первым пальцем – подтягивание струны вверх или вниз. Звучание обеих струн должно сливаться.

Обратите внимание на другие упражнения, которые помогут вам отработать минорную пентатонику и привыкнуть к её звучанию.





Помните, что большой палец левой руки во время подтяжек и вибрато должен обхватывать гриф сверху, а при hammer-on , pull-off и переменном штрихе – возвращаться в обычное положение. Когда вы освоите эти фразы, сыграйте их в других тональностях.
Самые распространенные риффы в первом боксе пентатоники , которые вы сможете сыграть без проблем:

AC/DC – «If You Dare»
Rage Against The Machine – «Bombtrack» и «Know Your Enemy»

Также вам стоит сыграть соло Aerosmith - Cryin" и Nazareth - Right Between The Eyes .


Найдите эти композиции и обязательно выучите.

Боксы пентатоники. Развитие традиционной роковой гитарной техники. Упражнения и примеры

Итак, вы научились играть первый бокс пентатоники . Однако это только начало. Как правило, гитаристы редко используют только первый бокс. В их распоряжении находятся минимум 2 и больше, причем в остальных боксах чаще всего используются первые 3 струны.

Обратите внимание, как выглядят первые пять боксов пентатоники в тональности Am


Чтобы выучить эти боксы, известный преподаватель Сергей Попов разработал несколько упражнений. Их общий принцип: «сделай много малыми средствами». С их помощью вы разовьёте силу и координацию пальцев левой руки.

В упражнениях обычно используется первый, второй и третий палец. Старайтесь их ставить так, чтобы они не давали звучать соседним струнам, слегка касаясь их. Если вы не собираетесь играть первую струну, приглушайте её безымянным пальцем правой руки. 4-я, 5-я и 6-я струны необходимо приглушать ребром ладони правой руки. Не напрягайте пальцы и мышцы предплечья.

Упражнение 1 – сочетание бенда и вибрато. После подтяжки играйте вибрато на ноте, к которой делали бенд. Все упражнение играется на 2 струне.


Упражнение 2. В нём вы будете тренироваться сочетать хаммеры и пулы, используя 2-ю струну.


Упражнение 3: «Вертушка» (закольцованный мотив) на 2 и 3 струнах. Играйте ее по всему грифу.


Упражнение 4. Та же «вертушка», но по трем струнам. Чтобы не сковывать руку, не нужно брать первым пальцем .


Упр. 5: «Вертушка» на 1 и 2 струне. Как и в предыдущей, 1-й палец не берёт баррэ.


Упр. 6. В этой «вертушке» нужно играть все ноты каждого бокса.


В завершение

Все эти упражнения помогут вам сыграть минорную пентатонику в различных тональностях, с использованием самых популярных приёмов. Пентатоника, сыгранная «насквозь», получается несколько аморфной, поэтому лучше использовать hammer-on, бенд, pull-off и т.д. Научившись их совмещать, вы украсите вашу игру. Разумеется, вам покорятся любые аккордовые последовательности в блюзовых и минорных тональностях.

Встретимся на концертах, под сочными подтяжками в минорной пентатонике !


P. S. Чуть не забыл. Под конец новости пару клипов с использованием минорной пентатоники в соло.








Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта