Главная » Отношения » Купец калашников описание. Характеристика купца Калашникова. Описание образа и интересные факты. Отношение к купцу других героев

Купец калашников описание. Характеристика купца Калашникова. Описание образа и интересные факты. Отношение к купцу других героев

М. Ю. Лермонтов часто размышлял о справедливости, чести и верности в государственных масштабах. Но при царе существовала цензура, поэтому автор схитрил и выразил критику существующего строя в историческом повествовании. Так что «Песня про купца Калашникова» — новаторское произведение, в котором поэт искусно скрывает подлинный смысл за историческими подробностями. Но обо всем по порядку.

После окончания гвардейской Школы писатель отправляется в Царское Село. Там он начинает работу над поэмой. Именно тогда у Лермонтова формируется своя точка зрения насчет жизни в России. Он признает неоспоримые достоинства своего народа, а в его бедах винит власть, которая не в состоянии справедливо вершить суд. К тому времени поэт и сам пострадал от тяжелой руки царя: попал в ссылку за стихотворение, посвященное смерти Пушкина.

Изначально поэма «Песнь про купца Калашникова» была издана анонимно в 1838 году, в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». В 1840 году произведение вошло в сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

Жанр и направление

Книга относится к жанру романтической национально-исторической поэмы.

Близость произведения к фольклорным сказаниям («добрый молодец», «сыра земля» и проч.) указывает на то, что оно написано в направлении романтизма. Также очевидны и другие компоненты этого литературного движения: конфликт личности с обществом и трагический финал.

Смысл названия

Поэма стилизована под русский эпос, а точнее, под древний жанр «сказание». Автор погружает нас в атмосферу ушедшей древности с первой строки, придавая названию старинный колорит. В средние века было принято раскрывать содержание книги уже в заглавиях, никто и не думал интриговать читателя.

Лермонтов дал именно такое название произведению, чтобы публика сразу поняла намек на его суть и содержание, окунувшись в предание глубокой старины.

Суть

Действия протекают в эпоху царствования Ивана IV. Молодой купец по имени Степан Парамонович Калашников в честном кулачном бою убивает своего обидчика – царского опричника, Кирибеевича, который опозорил его семью. Основные события книги отражены .

Это романтическая поэма, где каждый герой является носителем какой-либо романтической страсти. Калашников – чести, Кирибеевич – страсти, Иван IV – властности и деспотизма правления. Все они находятся в противостоянии, и эта борьба может разрешиться только смертью кого-нибудь из них. Вот, о чем говорится в произведении.

Главные герои и их характеристика

  1. Купец Степан Калашников . Олицетворяет в поэме тип настоящего русского человека. Его личное достоинство – это проявление веками складывающихся нравственных устоев русского народа. В нем органично сочетаются простота, сердечность и уважение к другим, с истинно русским богатырством и благородством. Месть за Алену Дмитриевну – не только защита личной чести, но и отстаивание прав всего рода Калашниковых. Не случайно он созывает братьев и просит их мстить врагу после его смерти. Открытый вызов, который он бросает самому ближнему царскому опричнику, автоматически приговаривает его к гибели. Калашников осознает, какова будет царская награда, но не боится смерти. Единственная его просьба – позаботиться о семье. Калашников, несмотря на позорную участь, остается в памяти народа героем.
  2. Иван Грозный . Это двойственная фигура у Лермонтова. Его величие, широта натуры совмещают в себе жестокость и деспотичность. Иван IV убежден в том, что в его власти и души, и думы подчиненных. Он казнит Калашникова всего лишь из-за того, что тот отказался открыть царю настоящую причину убийства. Именно царь, чья память так кровава и страшна, становится виновником чудовищной несправедливости. Он, не подозревая, дает своему любимому слуге позволение домогаться к замужней даме. Все это он делает широким жестом руки, не подумав и не позаботившись о судьбе подданных. Он пренебрежительно дает волю своим цепным псам, не обращая внимания на возможные последствия.
  3. Кирибеевич . Личность оригинальная, яркая и сильная. Он одержим одной страстью – любовью к Алене Дмитриевне. Неспособный ни к каким компромиссам, он готов ради этой страсти на все. Нравственная ущербность Кирибеевича во многом обусловлена его службой. Особенность его социального положения приводит к тому, что воля его оборачивается в своеволие, а любовь – в произвол и насилие. Этот лукавый раб не только опозорил Алену Дмитриевну перед злыми соседушками, но и обманул своего царя, скрыв от него, что его возлюбленная в церкви повенчана.
  4. Темы и проблемы

    1. Основная тема — честь . Калашников знал, какая судьба ожидает его в последующем после боя, но защитить достоинство своей семьи он считал своим нравственным долгом. Жить в позоре и позволить царским слугам надругаться над его супругой он не мог и не хотел.
    2. Лермонтов также поднимает проблему вседозволенности власти . Кирибеевич был опричником при царе, поэтому за домогательство до чьей-либо жены ему ничего не будет, ведь царь поверит в его невиновность, да и какое ему дело до судьбы какой-то купчихи? Он предпочтет потешить своего воина и посмотреть на драку, развлекаясь кровавым зрелищем.
    3. Тема любви . Люди не видят границ, не видят никаких преград из-за влюбленности и страсти. Так и Кирибеевич, несмотря на то, что Алена Дмитриевна была замужней, начал оказывать ей знаки внимания, а в последующем и вовсе перешагнул черту. Другая сторона любви – поведение супруга, который заботится о репутации семьи. Он жертвует собой, но перед смертью обеспечивает жену всем необходимым для хорошей жизни. Да и сама героиня верна Степану, она любит его всей душой.
    4. Нравственная проблематика выражается и в поведении царя. Он правит не мудро, позволяя произвольным желаниям взять верх над интересами государства и народа. Зачем казнить силача, который одолел его лучшего бойца? Он явно пригодится, если русской земле будет угрожать серьезный противник. Такие люди – опора страны. Но правителю все равно, он ставит свои мелочные интересы выше человеческих судеб и даже самого отечества.
    5. Тема свободы. Степан Калашников – свободная личность, которая не сдается даже под царским гнетом. Несмотря на рабское положение людей на Руси, он открыто восстает против всех, решив отстоять свое право на неприкосновенность и честь семьи.
    6. Проблема несправедливости . Иван IV, объявляя о правилах боя, сам же их потом и не соблюдает, когда казнит Калашникова, ведь он владыка, и ему, видимо, так разрешено.
    7. Главная мысль

      Основная идея – необходимость защиты чести и достоинства в любой ситуации, и здесь не играет роли, ценой своей жизни или другим образом. Нужно бороться за свою свободу, иначе всегда найдется тот, кто сумеет ее отнять. Тирания всегда находит опору в рабстве, а если люди начнут восставать против деспотизма, то он падет под ударами независимости. Это воззвание напрямую относилось к эпохе самого Лермонтова: он призывает сограждан перестать терпеть произвол властей и выступить против самодержавия также бесстрашно, как главные герой поэмы.

      Смысл поступка Калашникова понятен: он понимает, что его бездействие будет воспринято как капитуляция. Враг не отступит, а жалобы царю едва ли что-то изменят. Подвергать свою семью риску он не может и решает, что должен пойти на жертву, лишь бы выйти из положения с честью, обеспечив жену и детей. По сути, у него не было иного выбора. Но Лермонтов критически относился к своим современникам и думал, что они нуждаются в нравственном уроке из прошлого. Именно так, а не иначе, нужно реагировать на произвол – такова авторская позиция. Бунт личности против системы – вот выход из замкнутого круга тирании.

      Чему учит?

      Мораль поэмы такова: даже если в жизни все идет против тебя, нужно отстаивать свою точку зрения и добиваться справедливости, иначе тебя лишат всего, что дорого твоему сердцу.

      Также писатель говорит о любви и верности своим близким и об их защите – неважно, какая она будет, духовная или физическая, нужно вовремя заслонить свою семью от беды.

      Вывод прост: мир нуждается справедливости, но добиться ее могут лишь отдельные смельчаки, так что не стоит ждать всенародной справедливости, явившейся из неоткуда. Нужно брать правое дело в свои руки, без этого в нашем мире будет царить беспорядок.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сравнительная характеристика главных героев

«Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

М.Ю.Лермонтова.

В лироэпическом произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про …» я познакомилась с двумя героями: Степаном Парамоновичем и царским опричником Кирибеевичем. Чтобы понять, на чьей стороне правда, надо провести сравнение двух этих героев.

Начну с Калашникова. Степан Парамонович – «молодой купец», «статный молодец», «удалой боец», - так говорит про него сам автор. Красивая жена, молодость, достаток – казалось бы, жизнь его удалась! Но в один момент всё рушится!

На мой взгляд, в ситуации, в которую попал Калашников, он повёл себя правильно и выбрал верный путь. Конечно, будь он нечестным человеком, он бы встретил Кирибеевича тёмной ночью одного на улице и исподтишка нанёс ему смертельный удар. Но это было бы не по – мужски и вряд ли очистило честь семьи. Калашников вызывает его, своего соперника, на бой прилюдно, без страха и так, что заставил Кирибеевича «побледнеть в лице, как осенний снег».

В моих глазах, исходя из «Песни..», Степан Парамонович предстаёт отважным, заботливым, справедливым, трудолюбивым и умным человеком. А то, что он поступил благороднее, нежели его соперник, характеризует его ещё и как порядочного человека и как лицо, имеющее чувство собственного достоинства.

Для меня, человека 21 века, не совсем понятно поведение Калашникова с женой. Ведь в нынешних семьях в основном царит равноправие, а поведение Калашникова как бы списано с произведения того времени под названием «Домострой».

Именно стойкость и неотступность Степана Парамоновича, как мне кажется, смогли хотя бы после его смерти очистить от позора его семью. И, несмотря на его прилюдную казнь, в народе о нём сохранилась добрая слава, и даже гусляры слагали о нём песни.

Настал черёд Кирибеевича. Он не только по характеру и поступкам, но и по положению в обществе и внешнему облику сильно отличается от Степана Парамоновича Калашникова. Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя. В связи с этим у него сформировались такие черты характера, как тщеславие, чрезмерное честолюбие, своенравность и высокомерие. И это сразу отталкивает от этого героя читателей. По внешнему облику он ничуть не уступает своему сопернику Калашникову. Такие эпитеты, как «Удалой боец», «буйный молодец» рисуют в нашем воображении юношу статного, богатырского телосложения.

Кирибеевич довольно эгоистичен, и в своей любви к Алёне Дмитриевне он думает только о себе. Но в этом герое есть и привлекательные стороны. Отвага, смелость, бесстрашие, стойкость в совокупности составляют впечатление о «молодом опричнике» как о мужественном человеке. Хотя, если положить на чашу весов все положительные и отрицательные качества этого героя, то, на мой взгляд, отрицательные будут тоже тяжелы.

Человек, опозоривший чей-то род, просто не может быть положительным героем. Я думаю, что если этот опричник способен так любить, он сможет встать на путь исправления, но изменить его под силу только человеку, к которому он испытывает чувства.

Надеюсь, я достаточно раскрыла внутренний мир этих героев. Как и большинство людей, прочитавших это произведение, я на стороне Калашникова. И Вы со мной, наверное согласитесь.

Чуева Елена, 7 класса. филиал МБОУ Сосновская СОШ №1 в п. Рабочий Тамбовская область

  1. Причины обращения Лермонтова к далекому прошлому. («Песня про... купца Калашникова» связана с XVI веком, эпохой царя Ивана Грозного, но живо перекликается со временем Лермонтова. Она заставляла современников задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности, о чести и достоинстве. После поражения декабристов, когда ценность человеческой личности неимоверно понизилась, поэма воспитывала верность идеалам, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом.)
  2. Композиция поэмы. (Поэма состоит из трех частей. Первая знакомит с царским опричником Кирибеевичем, передает атмосферу эпохи царя Ивана Грозного. Во второй части автор представляет купца Калашникова. В третьей оба героя сходятся в поединке, который происходит в присутствии самого царя и на глазах народа.)
  3. Характеристика Кирибеевича:
    1. «Удалой боец, буйный молодец». (Кирибеевич — царский опричник, он знатного рода, боярский сын. «А из роду ты ведь Скуратовых и семьею вскормлен Малютиной».)
    2. Способность чувствовать красоту и восхищаться ею. (Молодой опричник покорен красотой Алены Дмитриевны, жены купца Калашникова. Чувство любви делает его одиноким и потерянным в мире грубой силы. Пылкость характера и молодость приводят к неумению управлять своими чувствами, а положение царского опричника — к вседозволенности, к нарушению норм морали.)
    3. Кирибеевич — «лукавый раб». (Так называет своего героя Лермонтов. Смелый воин перед царем остается рабом, не посмевшим сказать ему правды о том, что его возлюбленная — замужняя женщина. Жесткие законы «Домостроя» заставляют его хитрить перед царем, нарушать общественные устои).
  4. Характеристика купца Калашникова:
    1. «...Молодой купец, статный молодец Степан Парамонович».
    2. Калашников — сын своего времени. (Воспитанный по законам сурового времени, Калашников чувствует себя полноправным хозяином в доме, требует порядка и подчинения. Не зная еще о том, что случилось с женой, он грозит запереть ее «за железный замок, за дубовую дверь».)
    3. Степан Парамонович — защитник чести своей семьи. (Узнав о поступке Кирибеевича, он решает «биться насмерть, до последних сил» с обидчиком. Он идет биться «за правду-матушку», как он ее понимает, за честь своего рода и семьи.)
  5. Поведение Кирибеевича и Калашникова во время боя.
    1. Самоуверенность Кирибеевича.
    2. Смелость и правдивость Калашникова.
    3. Моральное превосходство купца. (Исход поединка решила не сила, а моральное преимущество Калашникова, которое почувствовал опричник еще до начала боя. Услышав имя купца, Кирибеевич «побледнел в лице, как осенний снег», потому что понимал свою вину перед ним и чувствовал решимость Калашникова биться насмерть.) Материал с сайта
    4. Смелость Калашникова перед царем и благородство купца. (Калашников прямо говорит царю, что убил опричника «вольной волею». Он не называет ему причины своего поступка, потому что считает случившееся делом его семьи, не хочет позорить имени жены. Но своим поступком он показал, что защищать честь и достоинство человек должен при любых обстоятельствах, даже вопреки воле царя и ценой самой жизни.)
  6. Значение поэмы для современников. (Поэма имела большое значение не только для современников поэта. Она дорога и современному читателю пафосом свободы, уважением к человеку, к его чести и достоинству.)

Поэма М.Ю. Лермонтова носит название «Песнь про царя Ивана Васильевича...» в ней раскрывается суть противоположных характеров, показано развитие конфликта на почве разных взглядов и принципов. Проводя некую черту между характерами главных героев можно сделать выводы о них, сказать как они жили, что для каждого было ценностью и что они из себя представляли.

Калашникова автор описывает как персонажа положительного, мы видим как он относится к своим родным, он их очень любит, уважает царя, готов идти в бой. Внешне он представляется нам как высокий, сильный человек. Помимо хорошего характера, ему везло в работе, он владел собственной лавкой, а также был примерным мужем для своей жены. Киребеевич же был противоположностью, автор даже не посчитал нужным называть героя по имени, поэтому мы встречаем кличку «басурманский сын». Ему не понятно значение воли, ведь он был рабом, любимым рабом Ивана Грозного.

Но однажды произошла неприятная ситуация, Кирибеевич влюбился в жену Калашникова, и когда та, рассказала всё своему мужу, то купец не задумываясь направился на разговор к сопернику. Для него эта ситуация была оскорбительной, ведь он очень любил свою жену и никогда бы не допустил, чтоб её обидели. Для Калашникова честь и достоинство были важными чертами, поэтому сейчас для него стояла задача отстоять свои права. Он прекрасно понимал, что Киребеевич гораздо сильнее, а это значит, что дуэль может закончится весьма трагично, но это не останавливает купца. Дуэль должна решить, будет ли чиста честь семьи Калашникова или нет. Говоря о Киребеевиче можно сказать, что по большей части он был противоположностью купца, единственное, в чем они были схожи, так это в силе. По характеру и отношению к жизни эти два персонажа были совершенно разные.

Калашников не хотел называть настоящих причин их ссоры с Кирибеевичем, хотя понимал, что может этим вызвать гнев царя. В бою купец держался достойно, и убил соперника одним ударом. Следующим испытанием для него стало встреча с царем, собрав всю силу и храбрость он прямо рассказал Грозному почему Кирибеевич заслужил смерть. Я считаю, что автор поместил в образ Калашникова идеальные черты русского человека, своими поступками, отношением к окружающему миру этот герой надолго запомнился читателям.

Таблица Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

Калашников Кирибеевич
Место в поэме: Степан Парамонович Калашников -является по истине положительным персонажем, но и весьма трагичным Кирибеевич самый настоящий негативный герой,автор даже не стал называть его имя, а только кличку «басурманский сын»
Место в социуме: Активно занимался торговлей, руководил личной лавкой Кирибеевич являлся слугой Ивана Грозного, а также воином и защитником.
Быт: у Степана была жена Анна Дмитриевна, он души не чаял в своей семье и и детях, был верен родителям и братьев семьи нет, исходя из всего произведения не видно никаких упоминай о каких-либо родственниках и друзьях
Отношение к свободным действиям: Калашников отдавался своим чувствам и действиям, был верен религии и наставлениям царя из-за того, что всю свою жизнь он пробыл под руководством царя, то понятие воли для него было незнакомым
Физические показатели: Исходя из описания герой был высокий, статный, сильный и широкоплечий телосложение схоже с Калашниковый, он так же был высок и силен, как богатырь
Честь и достоинство: Эти два качества играли огромную роль для Калашникова хоть автор и не особо упоминает об этих качествах, но исходя из некоторых поступков видно, что Кирибеевич готов защищать свою честь
Отношение к Ивану Грозному: проявлял уважение по сути он испытывал уважение к царю, но для получения своего, он все же не побоялся пойти на обман
Человеческие качества: Спокойный, уравновешенный, любил семью и был готов на всё ради неё он был одинок, считал свою жизнь весьма трагичной и всё время хотел ощутить свободы. Можно выделить одно великое чувство-любовь, которое он носил в себе к замужней женщине
Склонность к хвастовству: Такое качество для Калашникова было недопустимо, он выполнял свои поручения молча и качественно любил раскидываться словами, обещать и говорить, что сможет сделать всё
Судьба: был уверен, что судьба каждого человека заранее решена, именно поэтому отношение к жизни было простое считал, что каждый сам меняет ход своей жизни, но сам не смог противостоять смерти
Окончание жизни героев: смерть настигла Калашникова при царском дворе. Похоронили с почестями пошел на бой с купцом, там и погиб, но автор не особо описывает это

Таблица сравнение для 7 класса.

Вариант 2

Купец Калашников называется уважительно полным именем Степан Парамонович. Он молод и статен, повенчан с красавицей Аленой Дмитриевной, растит детишек. Его семья не знает нужды, у него высокий дом и лавка, где он торгует дорогим товаром – заморской шелковой мануфактурой, за которую бояре платят золотом и серебром. Патриархальный уклад его жизни рушится из-за похотливого опричника, который прилюдно оскорбил его жену Алену Дмитриевну своими домогательствами.

Защищая честь семьи, он убивает в кулачном бою обидчика. За это казнили купца по воле царя мучительной смертью, схоронили позорно не на погосте, а в чистом поле, как разбойника. Но не забывают его люди и, проходя мимо безымянной могилы, перекрестятся, пригорюнятся, понимая, что не только личная обида привела его на бой, а отстаивание устоев веры, нравственности и чести народной.

Имя его врага Кирибеевича не упоминается ни разу. Известно только, что он из славного рода Скуратовых, самых лютых опричников. Он любимый боец грозного царя Ивана Васильевича. Состоя на государевой службе, многими царскими милостями он пожалован. Он молод, наделен богатырской силой. Никому не удавалось его победить в кулачных боях. Натура у молодца удалая и буйная. Но нет в его жизни радости, потому что полюбил он себе и прочим на горе женщину, повенчанную с другим. И, преступая все христианские нравственные каноны, пытается добиваться ее благосклонности. Прилюдно предлагает Алене Дмитриевне свою любовь, богатство, знатное положение, пренебрегая людской молвой, тем самым позорит ее и губит ее семейное счастье. Из-за него она останется вдовой, ее дети сиротами, семья лишится кормильца и заступника.

Как меняется Кирибеевич, когда узнает, что с кем ему доведется биться в последний раз: исчезает бойцовское бахвальство, пропадает молодецкая удаль, страх и ужас овладевают им. Нет в нем уже ничего богатырского, и он, как «сосенка», под корень срубленная, падает замертво от мощного удара Калашникова. Из-за своей страсти погубил Кирибеевич и себя и других, потому что не понимал, что не все подчиняется произволу власти и богатства, а есть другие моральные устои: честь, совесть и вера.

  • Характеристика Соловья Разбойника из былины (7 класс)

    В истории-былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» описываются пожелания народа, по поводу нужды в защитнике слабых от напастей врага. Таким и являлся Илья-Муромец, победивший злого и грозного

  • Сочинение по картине Остроухова Золотая осень 2 класс (описание)

    На картине изображён обычный русский осенний пейзаж. Но как же он прекрасен! Осенняя пора противоречива. С одной стороны, в этот сезон часто бывают дожди, небо покрыто серыми тучами. Однако, деревья преображаются, сияют яркими красками

  • Роль художественной детали в рассказах Чехова

    Наверное, нет такого человека в нашей стране, которые не читал рассказы Чехова. Его рассказы короткие взяты из жизни, но в них он описывает художественные детали, которые трудно не заметить.

  • Калашников Степан Парамонович

    ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА
    Поэма (1838)

    Калашников Степан Парамонович — купец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Имя «Калашников» заимствовано из песни о Мастрюке Темрюковиче (в вариантах, записанных П. В. Киреевским, упоминаются дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы). Фабула, возможно, навеяна рассказом о чиновнике Мясоеде-Вислом, жена которого была обесчещена опричниками («История государства Российского» Н. М. Карамзина).

    Частная жизнь К. отчетлива и размеренна; в ней все заранее определено. Постоянство жизненного уклада отражает устойчивость психологии. Всякое изменение внешнего быта означает катастрофу, воспринимается как несчастье и горе, предвещает беду. Недаром, придя «в свой высокий дом», К. «дивится»: «Не встречает его молода жена, / Не накрыт дубовый стол белой скатертью, / А свеча перед образом еле теплится».

    И хотя социальные различия уже проникли в сознание (К. бросает упрек жене: «Уж гуляла ты, пировала ты, / Чай, с сынками всё боярскими!..», а Иван Грозный спрашивает К.: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою/ На Москве-реке сын купеческий?»); общий порядок и родовые отношения еще господствуют. К., как глава семьи, в ответе и за же жену, и за малых детушек, и за братьев. Он обязан вступиться за честь жены, за личную честь и честь семьи. Ему послушны и братья. Соблазняя жену К;, Кирибеевич наносит оскорбление не просто частному яйцу, купцу К., а всему христианскому люду, потому что К. — носитель-семейных, родовых устоев, существующего общественного устройства. Именно защита народных, патриархально-родовых принципов жизни делает К.эпическим героем, придает его обиде общенациональный масштаб, а решимость К. отомстить обидчику предстает как общенародный протест, освященный санкцией народного мнения.

    Поэтому и бой К. происходит на виду всей Москвы, всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем высоты нравственной идеи, защищаемой К., служит торжественное описание столицы перед боем («Над Москвой великой, златоглавою...»). Самому поединку также придано символическое значение. Ритуал традиционного кулачного боя — от приготовления к нему до окончания — чрезвычайно важен в контексте художественного смысла «Песни...». Потешный кулачный бой, где мерились силой удалые храбрецы, превращен в идейное противостояние старого уклада с разрушающим его своеволием. Форма поединка, узаконенная народным обычаем, где сила честно сражается с силой, основана на справедливом законе: «Кто побьет кого, того царь наградит, / А кто будет побит, тому Бог простит!» Перед боем К. обращается ко всему православному миру: «Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому».

    Однако общенародное дело, за которое К, готов биться, принимает форму личного протеста. К. не идет к царю, блюстителю порядка и традиций, чтобы добиться справедливости, а берет на себя личную ответственность. Человек уже не доверяет царской власти, а в известной мере противопоставляет себя ей, не видя в царе гаранта народных обычаев и христианского закона. Больше того: защищая прежние устои, К. одновременно совершает преступление, ибо превращает потешный бой в мщение. Мотивы, движущие К., - высоки, но поступок его ставит К. вне чтимого..им родового закона. Чтобы защитить вековые обычаи, личность должна нарушить их.

    В К. воплощен образ героя-мстителя, борющегося за справедливость, причем — и это характерно для Лермонтова — именно личность берет на себя право отстаивать народную правду. Углубление народного, демократического начала связано с преодолением канона байронической поэмы: героем-мстителем избран «простой» человек. Современная проблематика погружена в историю, а история воссоздается с позиций настоящего. Чувствуя актуальность «Песни...», ее сюжет сопоставляли с реальными событиями тех лет: с семейной трагедией Пушкина и историей увоза гусаром жены московского купца.

    Все характеристики по алфавиту:





    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта