Главная » Отношения » Композитор — имя ему народ. Урок "композитор - имя ему народ" Композитор имя ему народ поурочное планирование

Композитор — имя ему народ. Урок "композитор - имя ему народ" Композитор имя ему народ поурочное планирование

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Композитор – имя ему народ

Что такое фольклор? Фолькло́р (от англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего устное

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека

Жанры русских народных песен Жанры русских народных песен

Музыкальный жанр - различные виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и словиями их исполнения. Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

Жанры народных песен исторические лирические трудовые плясовые хороводные солдатские обрядовые шуточные игровые частушки колыбельные былины

Колыбельные песни

КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ Календарные песни - это песни, исполняемые в определенное время года и связанные с годовым кругом земледельческих работ, другими словами, это песни, исполнение которых в другое время, вне праздничного обычая, было лишено всякого смысла

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ Хоровод – древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Хороводные песни - это песни, сопровождающие хороводы.

Солдатские песни СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ - народные песни, возникшие в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в. По содержанию солдатские песни делятся на военно-исторические и бытовые. В первых получили отражение военные события начиная со времен Петра I (Северная война 1700-21) и кончая первой мировой войной 1914-18. В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских воинов, создаются образы полководцев - А. В. Суворова, М. И. Кутузова. Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.

Трудовые песни Трудовые песни возникли в глубокой древности. Их появление связано со стремлением древних славян облегчить физический труд. Ритм этих песен организовывал движения работающих

Большое количество песен было сложено в среде бурлаков Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI- начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII-XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является « Эх, дубинушка, ухнем », которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Хорошо, ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое русская народная песня?

-(варианты ответов)

В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах находили выражения взгляды народа на окружающий мир. Но в памяти удерживалась только та речь, которая имела вид песни. Возникновение народной песни надо связывать с обрядами, особенно с трудовым процессом. Изначально песня имела практическое значение: она помогала в работе, облегчала её. К своим движениям и рабочему шуму человек «присоединял» возгласы, простые звукоподражания, а позднее возгласы заменились словами и даже целыми фразами.

Так начала зарождаться народная песня, а позднее люди стали петь на праздниках. Они сопровождали свое пение красивыми движениями и нарядной одеждой.

Может быть, вы можете назвать примеры русских народных песен?

- ….. (варианты ответов)

Хорошо! А сейчас я вам предлагаю прослушать русскую народную песню.

Вы внимательно вслушайтесь и скажите, о чем же поет русский народ, какое это произведение по характеру, может быть, вы заметите какие-нибудь особенности.

Внимание! Сели как слушатели

- Эта песня о природе, об отношении человека к ней. Куплеты плавные, мелодичные и спокойные, припевы резвые, веселые, задорные. Интересно, что есть присказка «люли-люли»

Очень хорошо! Ребята, а вам не захотелось пуститься в пляс? К какому жанру можно отнести это произведение? А какие движения характерны для произведения?

- Это произведение относится к жанру песня и русский хоровод. Для него характерны движения как в хороводе, а так же русские народные пляски

А давайте попробуем «протанцевать» эту песню?

Ребята, все знают слова русской народной песни «Во поле березка стояла»? песня эта очень большая, в ней 25 куплетов, мы с вами исполним первые три. Если кому-то удобно, то можно танцевать.

Ребята, скажите, пожалуйста, а почему «березу заломаю»? ведь мы с вами говорили, что русский человек любит природу?

-….. (варианты ответов)

На самом деле, ребята, все уходит корнями в прошлое, когда люди еще верили в духов. В Троицу, приблизительно между весной и летом, нужно было отломать от березы небольшую веточку и принести её в дом. Считалось, что изгоняет злых духов. Но это не значит, что березы рубили или ломали.

Скажите, ребята, а два произведения похожи между собой?

Да, это две русские народные песни. В них люди воспевают природу, бережно к ней относятся, любят её. По жанру это песни - хороводы. Они веселые, «заставляют» танцевать и подпевать.

Хорошо, скажите, ребята, как вы себя чувствуете, когда поете русскую народную песню?

- (варианты: радость, гордость, счастье)

Цель: продолжить знакомство детей с музыкальной культурой русского народа на примере русских народных песен.

Задачи:


- Познакомить учащихся с содержанием и выразительными особенностями народных песен;

Закрепить представление о тесной связи музыки и жизни;

Эмоционально передавать характер песен через собственное представление;

Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, русские народные инструменты (деревянные ложки, бубны, румба, трещетка, свистульки), стаканы с водой, пустые стаканы, листья с деревьев нарисованные или осенние, платочки по количеству девочек в классе, баян, опорные схемы, карточки, тексты песен.

(Под запись ансамбля «Узорье», песня «Как под наши ворота » дети заходят в класс.)

Учитель: « Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, я вас очень рада видеть, проходите да присаживайтесь «поудобнее». Я думаю, что это настроение останется у нас с вами до конца урока, а чтобы это проверить у вас на столах лежат баранки и сушки, если вам урок понравиться то вы в конце урока поднимете баранку, а если нет то сушку.

(показывает слайды, звучит русская народная инструментальная музыка «Пастуший наигрыш», на этом фоне он читает стихотворение)

На завалинках, в светлицах

Иль на «бревнышках», каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли седели

Иль под светлый небосвод

Говорили – песни пели

Иль водили хоровод

А играли как в горелки

Ах, горелки хороши

В общем, эти посиделки

Были признаком души

Быт людей отмечен веком

Поменялся старый мир

Нынче все мы по « сусеком»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок

Да чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Учитель: Ребята я приглашаю вас на посиделки, а чем же люди занимались на посиделках?

Дети: Разговаривали, пели, танцевали, играли, работали.

Учитель: А речь на наших посиделках пойдет о русских народных песнях. Тема нашего урока: «Композитор – имя ему народ. О чем сегодня мы будем беседу вести?

Дети: может ли народ быть композитором, какие особенности народных песен.

Учитель: « Так откуда, ж русская зародилась музыка?

Дети: из звуков природы

Учитель: А можем ли мы эту музыку услышать сейчас?

Учитель: Вы ребята хотите попробовать озвучить музыку природы?»

(вызываю желающих изобразить музыку природы, используя стаканы с водой, осенние листья)

Учитель: «Что получалось из этих звуков?

Дети: песни Учитель: « Как вы думаете, зачем человеку нужна песня? Что он мог в ней передать? О чем он мог в ней рассказывать?»

Дети: свои мысли, чувства, рассказывал о своей жизни.

Учитель: « Перед вами лежат тексты песен, которыми вы будите пользоваться во время урока, найдите песню, которая сейчас прозвучит?

Дети: «Во поле береза стояла»

Учитель: « Ребята, какие чувства передает народ к березе? Какая стоит береза?»

Дети: любовь, кудрявая береза.

Учитель: «Ребята что особенного можно увидеть в тексте этой песни, обратите внимания на слова?»

Дети: «есть повторяющиеся слов»

Учитель: «Давайте, исполним песню вместе и проверим, сохраняется ли эта особенность в мелодии?»

Учитель: «Ребята перед вами карточка, давайте ее заполним. Какие особенности русской песни вы записали?»

Дети: повторы.

Учитель: Что можно еще делать под эту песню

Дети: водить хоровод

(девочки водят хоровод, мальчики имитируют игру на инструментах)

Учитель: «Иногда в своих песнях люди открывали свои самые сокровенные мысли. Слушание песни «Ты река ль, моя реченька».

(ребята делятся на две группы: одна пишет слова, с какой интонацией исполняется эта песня, другая передает движения мелодии через рисунок, используя нотный текст., ребята демонстрируют свои работа, поясняя их.)

Дети: движение нарисованной мелодии похоже на движение волн реки.

Учитель: « Пользуясь опорной схемой, заполните карту»

Дети: повторы, ласковые слова, широкое дыхание, ласковые слова, (все поясняя примерами)

Учитель: «Ребята, что еще необычного есть в этой песни, посмотрите, сколько ноток приходиться на одну букву?»

Дети: иногда нот больше

Учитель: «Когда одна буква тянется, несколько нот - это называется распевом. Давайте найдем все распевы в нотном тексте», заполнимте карточку до конца.

Учитель: «Что- то навели на меня грусть тоску, а ведь на посиделках очень часто играли, преображаясь в разных животных, вот и я предлагаю поиграть вами в «Медведя».

(игра проводиться на мелодию песни «На горе то калина»)

Учитель: «Ребята у этой замечательной мелодии есть и другие слова, которые сочинил народ (слушание песни «На горе то калина»)

Учитель: «Какое настроение несет песня?»

Дети: веселое, радостное…

Учитель: «Какие особенности в этой песни можно назвать? Заполните карточку самостоятельно»

Учитель: «Можно ли ребята, по- другому, исполнить эту песню?»

Дети: всем вмести, с солистом…

Учитель: «В русских народных песнях, есть запев и припев. Запевает один (солист) и потом подхватывают все поющие. Давайте определим, где мы будем петь все вместе?»

Дети: определяют

Учитель: «Что описывается в песни?»

Дети: труд людей

Учитель: «Давайте попробуем при исполнении песни изобразить, что делали девушки, когда исполняли эту песню?»

(исполнение песни с «запевалой» с движениями.)

Учитель: «Устраивайтесь по удобнее, да послушайте мою загадку. Скажите, какая песня сейчас прозвучит?»

Дети: «На горе то калина»

Учитель: « А что в ней изменилось?»

Дети: песню исполняет русский народный оркестр.

Учитель: «А вы хотели бы побывать в роли оркестрантов. Тогда выбирайте инструменты и исполняем» (можно выбрать дирижера)

Учитель: «Спасибо вам ребята. Давайте вернемся, к нашей карточки, которую мы заполняли весь урок все ли мы колонки заполнили?»

Дети: осталась колонка с жанрами русских народных песен

Учитель: « Я предлагаю вам их заполнить, самостоятельно используя предложенные мной варианты жанров песен ».

(ребята заполняют, и проверяют конечный вариант, по следующему слайду)

Учитель: «Ребята, как называются все песни, которые мы слушали на уроке?»

Дети: русские народные

Учитель: «Какие особенности песен мы можем назвать?»

Дети: распевы ……

Учитель: «Можно ли народ назвать композитором?»

Учитель: «Ребята давайте оценим себя».

Дети: высказываются.

Учитель: «Самое время нам с вами на наших посиделках и чай пить, давайте возьмем кому понравился урок, баранку, а кому нет сушку»

Тема: "Композитор – имя ему народ"

Цели урока:

Обучающая: обеспечить условия для формирования понятий: русский песенный фольклор, народные напевы, народные ритмы, тембры, приемы развития музыки.

Развивающая: научить детей исполнять простые напевы, потешки. Вокализация (напевание) в удобных тональностях их главных мелодий.

Воспитательная: привить любовь к народным мелодиям, помочь учащимся понять и услышать характерные народные интонации.

Определение понятий урока:

    Народная песня – это песня сложенная народом. Жизнь народа дает для песни образы и звуки.

    Типы народной песни: игровая, сюжетная, колыбельная.

    Музыкальные народные инструменты чаще используемые для аккомпонимента – балалайка, гармонь, трещотки, ложки, бубен и т.д.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о музыке, народной музыке, той что придумал и написал сам народ. Поэтому и урок наш называется (показывает на доске название урока) .

Композитор – имя ему народ”. А поможет нам сегодня аккомпониатор Романова Ольга Владимировна. (представляет)

2. Актуализация базовых знаний.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации прикрепленные к доске (называет название и фамилии художников) . Какую песню, из тех что мы учили с вами раньше, можно было бы спеть к этой картине? (На доске картины с изображением природы, зимнего, весеннего леса и т.д.)

Дети поют по куплету из народных песен, выученных ранее:

Учитель: Ребята, а ведь мы учили эти песни давно. Как вам удалось вспомнить их сегодня? Что вам помогло? (Ответы детей)

3. Выход на тему урока.

Учитель: Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Разгадав его, вы узнаете о каком понятии мы будем говорить на уроке:

    Черно-белые клавиши, музыкальный инструмент. (пианино)

    Время года когда распускаются листочки на деревьях, прилетают певчие птицы. (весна)

    Струнный музыкальный инструмент, на котором играл кузнечик. (скрипка)

    Цвет краски и цвет музыки. (тон)

    Дополните строку песни” …. Малина, нас с тобой манила”. (ягода)

Учитель: какое слово получилось в рамке? (ПЕСНЯ) . А тема нашего урока “Композитор – имя ему народ” (опять показывает на доске тему) . Значит песня у нас какая? Правильно – народная. Как вы думаете, ребята, что такое народная песня? Кто ее автор? (Идет опрос детей)

4. Изучение нового материала.

Учитель: Вывод: Народная песня – песня автором которой является народ. (Записывает на доске) . Как вы думаете, зачем человеку нужна песня?

Дети: при помощи песни человек передает любовь к своей Родине, рассказывает о своих переживаниях, о своих радостях, бедах, хорошем настроении. Песня помогает человеку жить и работать.

Учитель: итак, значит песня нужна народу для выражения отношения к жизни, его настроения. Радость выражается в ярких праздничных песнях, вот мы с вами пели “Посею лебеду”, “Выходили красны девицы” – это какие песни? (дети отвечают: веселые, хороводные, игровые)

Учитель: Обратите внимание на текст этой песни, учитель показывает рукой на заготовленные заранее на доске текст песни “По малину в сад пойдем”. (Дети вместе с учителем проговаривают эту песню)

По малину в сад пойдем”

По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,

Плясовую заведем,

Заведем, заведем.

Припев:
Солнышко на дворе,

А в саду тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка!

Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток, -

Насыпайся в кузовок,

В кузовок, в кузовок.

Припев.

Как малины наберем,
Наберем, наберем,

Пирогов мы напечем,

Напечем, напечем.

Припев.

Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.

Всех соседей позовем,

Позовем, позовем!

Припев.

Учитель: А сейчас давайте вместе с вами споем эту песню. На столах лежат ребята у вас карточки с текстом этой песни, они вам помогут легче ее исполнить.

Учитель: Итак, к какому разряду можно отнести эту песню – радостная, грустная, быстрая, веселая, хороводная, танцевальная. Докажите. (ответы детей)

А какими инструментами можно было бы сыграть мелодию к этой песне. (Дети отвечают: балалайка, гармонь, баян. Учитель показывает иллюстрации этих инструментов)

5. Подведение итогов:

Учитель: Народная музыка – музыка народа. Она бывает грустная и веселая, быстрая и медленная, но всегда идущая от сердца. Чаще в музыкальном сопровождении исполнители используют баян, балалайку, домру. (учитель показывает на доске картинки изображающие эти инструменты)

6. Практическая работа: Учитель просит детей записать тексты песен в тетради.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке (идет опрос) .

7. Домашнее задание: Запишите в дневники - выучить тексты песен.

Композитор – имя ему народ

Что такое фольклор?

Фолькло́р (от англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего устное

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека

Жанры русских народных песен

Жанры русских народных песен

Музыкальный жанр - различные виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и словиями их исполнения.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

Жанры народных песен

исторические

лирические

трудовые

плясовые

хороводные

солдатские

обрядовые

шуточные

частушки

колыбельные

Колыбельные песни КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ

Календарные песни - это песни, исполняемые в определенное время года и связанные с годовым кругом земледельческих работ, другими словами, это песни, исполнение которых в другое время, вне праздничного обычая, было лишено всякого смысла

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

Хоровод – древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней.

Хороводные песни - это песни, сопровождающие хороводы.

Солдатские песни

СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ - народные песни, возникшие в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в.

В первых получили отражение военные события начиная со времен Петра I (Северная война 1700-21) и кончая первой мировой войной 1914-18. В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских воинов, создаются образы полководцев - А. В. Суворова, М. И. Кутузова.

Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.

Трудовые песни

Трудовые песни возникли в глубокой древности. Их появление связано со стремлением древних славян облегчить физический труд. Ритм этих песен организовывал движения работающих

Большое количество песен было сложено в среде бурлаков

Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI- начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII-XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Картина И. Репина «Бурлаки на Волге» Песни часто сопровождались народными инструментами

Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен и использовали народные мелодии в своих произведениях.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта