Главная » Отношения » Что находится внутри пуантов. Пуанты – балетная обувь. Что такое пуанты

Что находится внутри пуантов. Пуанты – балетная обувь. Что такое пуанты

Он буквально «взломал» тогдашнюю европейскую систему балетных ценностей. Сам Новерр заявил, что

«разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, на место рутины призвал изящный вкус».

Именно дату его рождения приняли в расчёт в ЮНЕСКО, когда в 80-х годах прошлого века объявили 29 апреля Международным днём танца.

Праздновать его предлагается всем, кто желает. Способ можно выбрать на своё усмотрение. Можно, к примеру, изучить историю появления на свет одного из символов балета – пуантов. Давайте так и сделаем.

Этой атласной туфельке уже больше 200 лет. И хотя своему названию пуанты обязаны французскому языку, появились они в Италии.

Танец на кончиках пальцев изменил балет. А Мария Тальони, первой станцевавшая в них, навсегда вошла в историю.

Лет 100 назад в пуантах танцевали сильфид, богинь и фей. Сейчас – любые партии. Круглую пробку в основании носка заменили крахмальным клеем, который пропитывает внутренние слои туфельки, по форме напоминающей стакан. Жесткий носок фиксирует ногу балерины. Танец на пятачке, длиной от 4 до 7 сантиметров, – самый изящный балетный трюк.

Кажется, что танцевать на пальцах легко, но грациозность стоит дорого. Разбитые в кровь пальцы, стертые мозоли, травмы, изматывающие многочасовые экзерсисы. Для пуантов разработана специальная техника, которая формирует стопу.

От ног французских балерин невозможно отвести взгляд. Самые изящные и чувственные. Этуаль «Опера Гарнье» Элизабет Платель училась на французских, а танцевала на английских пуантах. Изменой это не считает, c’est la vie.

«Пуанты впечатляют зрителя, а балерине они дают шанс вырасти, добавить сантиметров десять и стать невесомой. Мы все выросли на гравюрах с Марией Тальони и Шарлоттой Гризи, стоящих кончиками пальцев на цветке»,

– отмечает директор балетной школы Парижской Оперы Элизабет Платель.

Пуанты – не самая долговечная обувь. У Оксаны Кардаш, примы-балерины Театра Станиславского и Немировича-Данченко, уходит в год тридцать пар. На спектакль берет не меньше четырех. Предсказать, как поведут капризные туфельки на сцене, невозможно.

Процесс изготовления – долгий и кропотливый. В пуантах – 54 элемента. Атласный верх, внутри проклеенный прокладочной тканью. Жесткая подошва из натуральной кожи.

Место для пальцев в виде стакана. Это самая главная деталь, которая находится над пяточком. Его делают из шести слоев наклеенной мешковины. Вклеивают в носок пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа.

Главное здесь – не испачкать клеем атласный верх туфельки. Специальным молоточком, надетым на колодку, придают форму носка. Сушат 15 часов при температуре 55 градусов. Верх покрывают блестящим или матовым атласом.

Пуанты делают ногу балерины изящной и сильной. Заставляют держать равновесие и танцевать все эти невероятные аттитюды, арабески, и фуэте. Понятно, что в балете все зависит от мастерства и таланта танцовщицы.

Но сама она во многом зависит от невесомых туфелек – пуантов. В переводе с французского это еще и точка. В которой сходятся напряжение, хрупкость и точность танца.

Ов, мн. (ед. пуант, а, м.). pointes pl. 1. Твердые носки балетных туфель. БАС 1. ♦ Танец, остановка на пуантах; стоять на пуантах. БАС 1. || Умение танцора стоять на пуантах. Я так волнуюсь, воскликнула она, у меня не выходят скачки на пальцах, у … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пуанты - Пуанты. ПУАНТЫ (французское pointe острие, кончик), обувь, используемая при исполнении женского классического танца, имеет твердый носок. Танец на пуантах танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги. Впервые применила М. Тальони. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (от франц. pointe острие кончик) (точнее, танец на пуантах), танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги; одно из средств выразительности классического танца. Исполняется в специальных туфлях пуантах с твердым носком … Большой Энциклопедический словарь

ПУАНТЫ, ов, ед. пуант, а, муж. Балетные туфли с твёрдым носком. Стоять на пуантах, танцевать на пуантах (опираясь только на носки таких туфель). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Ов; мн. (ед. пуант, а; м.). [от франц. point остриё, кончик] Твёрдые носки балетных туфель. На пуантах стоять, танцевать (в балете: на кончиках пальцев, на пальцах). * * * пуанты (от франц. pointe остриё, кончик) (точнее, танец на пуантах),… … Энциклопедический словарь

- (фр. pointe букв. острие, ончик) твердые носки балетных туфель; в балете: стоять, ходить на пуантах стоять, ходить иа кончиках пальцев; танец на пуантах танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги. Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка

Точнее танец на пуантах (от франц. pointe остриё, кончик), танец на кончиках пальцев при вытянутом подъёме ноги; один из основных элементов классического женского танца, требующий специальной балетной обуви с твёрдым носком. Как средство… … Большая советская энциклопедия

Мн. Твердые носки балетных туфель. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

пуанты - пу анты, ов, ед. ч. пу ант, а … Русский орфографический словарь

пуанты - мн., Р. пуа/нтов; ед. пуа/нт (2 м) … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Большая книга о балете Все на пуанты , Годар Д.. Прочитав «Большую книгу о балете», проиллюстрированную замечательной французской художницей Колонель Мутард, маленькая балерина изучит основы классического балета и получит множество советов…
  • Розовые пуанты , Дэйз Х.. Руби и Гарри всегда с нетерпением ждут дождя. Ведь каждый раз вместе со щенком Брызгом они отправляются в волшебное путешествие, полное загадок и приключений! Кромезахватывающей истории юные…

Давайте попробуем разобраться из чего все-таки сделаны балетные туфли - пуанты, или как их называют сами балерины "пальцы".

На сегодняшний день фирм, изготавливающих балетную обувь достаточно. И у балерин Большого театра есть выбор.

Итак, перед вами 4 пары "пальцев". Это - китайские SanSha, японские Chacott, туфли, изготовленные в мастерских Большого театра и американские Geynor Minden.

Именно о последних и пойдет сегодня разговор.

Позволю себе лирическое отступление. В отличие от многих, я уже почти 30 лет танцую исключительно в пуантах Большого театра, сшитые по моим меркам. Пробовала разные. Из всего разнообразия, кроме родных "пальцев" отлично себя чувствую в Capezio. В Geynor не то что танцевать, просто ходить не могу. Хотя их любят многие ведущие балерины. Но как говорят - на вкус и цвет.

Продолжим.
Туфли изначально имеют изгиб свода. Кому-то возможно это и удобно. Мне - нет.

Пятачок туфель очень важная часть, если не сказать главная. Ведь именно на нем стоит балерина. Помню была удивлена, когда придя в Большой увидела пуанты с пяточком не более пятирублевой монеты.
Сейчас пятаки раза в два, а то и в три больше. Считается на большом, широком пяточке стоять удобнее. Возможно.

Туфли без ленточек. Каждая балерина пришивает так, как ей удобно. Поскольку туфли я использовать не собиралась, то и ленточки, соответственно не пришивала.

В профиль ножка в туфлях смотрится достаточно симпатично, но в анфас - становятся видны складочки. Зная как устроены туфли Большого, и из чего они сделаны, мне захотелось узнать из чего же делают балетную обувь в Америке. Кстати, у Geynor, на мой взгляд, есть два недостатка. В них тяжело вставать на полупальцы (всегда было интересно почему) и к пятке туфель надо пришивать резинку, чтобы пятка не соскакивала.

Для начала отпарываем пятак. На Geynor он пришит отдельно, в отличие от остальных туфель. Под тканью… пластмасса и кусок тонкого поролона!!!

Теперь я кажется понимаю, почему на многих балетных фотографиях ногти поражены грибком. Ноги, пальцы в пластмассе НЕ ДЫШАТ!!!

Вытаскиваем стельку, которая кстати тоже сделана из синтетического материала.

С обратной стороны приклеен тонкий поролон.

Заглядываем в туфель и там… Тоже пластмасса. Вот почему трудно вставать на полупальцы. Пластмасса достаточно твердая, и гнется трудно.

Между тканью и пластмассовым вкладышем в туфель тонкая пленка под пяткой поролон.

Так вот туфли от Geynor выглядят без пластмассовой начинки. Внутренняя ткань - тоже синтетика!

Такая вот "красота" осталась у меня от правой или левой туфли. Разобрала практически на запчасти.

Единственным натуральным материалом является подошва. Это замша.

А теперь… одеваем запчасти по отдельности.
Просто чтобы понять как нога чувствует себя внутри пуанта.
Выглядит ужасно. Отсюда мозоли, косточки и все остальное. Ужасно неудобно.

Даже в таком, горизонтальном, положении нога не влезает в колодку. Конечно можно подобрать подходящую полноту, но все равно сидеть будет не идеально.

Встать на пальцы не проблема. Но опять-таки не очень удобно.

Собственно говоря, теперь вы знаете как и из чего сделаны балетные туфли Geynor Minden.

Сегодня я решила изменить самой себе. Тем более что речь пойдет от туфлях, изготавливаемых в мастерских Большого театра.

Когда-то, давно, эти туфли считались лучшими и были на вес золота. Учась в МАХУ мы с завистью смотрели на тех, кто занимался в туфлях Большого театра. На двух последних курсах, я тоже оказалась в числе тех, кому посчастливилось стать обладательницей пуант, сшитых в мастерских Большого театра.

И сегодня мы с вами там побываем, и конечно увидим весь процесс изготовления. Ну согласитесь, глупо потрошить, если можно увидеть как это создается.


Вот так на полочках, разложены заготовки, которые в будущем станут чьими-то пуантами.

Из этих самых деталей сшивается тканевая заготовка. Кстати 50% успеха пуантов зависит от того как заготовка сшита.
Для туфель берется один слой атласа и два слоя бязи.

Спасибо Анне Фатеевой за показ и рассказ. К передней части пристрачиваются детали пятки, затем сшивается сама пятка. После этого все отстрачивается близко к шву. Анна сшивать пятку и отстрачивать не стала не стала, так как в машинке была заправлена коричневая нитка. Она шила мягкие туфли темного цвета.

Ну а дальше... Берется именная колодка. На фотографии моя. Ей больше 15 лет. Это еще раз к тому, что господин Гришко пытается убедить всех, что колодку надо менять раз в три года.Лет 7-8 назад я лишь внесла некоторые коррективы, и касались они не колодки, а глубины выреза на передней части пуанта.

К колодке прикладывается, вымеряется, а затем и прибивается кожаная стелька. Прикрепляется она в трех местах.

Таким вот образом проверяется одинаковое расстояние от начала стельки до носка колодки.

Все заготовки подписаны.

Будущий пуант одевается на колодку. Гвоздем регулируется глубина выреза.

Так же гвоздем регулируется и высота боковых вырезов.

Первые четыре складочки самые важные. Ведь именно они будут видны с лицевой стороны.

Затем по очереди закладываются складки с одной стороны.

Потом с другой.

Каждый раз уложенные складки закрепляются гвоздем. Сверху все это промазывается клеем. Про клей обязательно расскажу.

Ту же самую процедуру проводим и с одним из слоев бязи.

Настал черед пятачка. Он формируется из пяти слоев: первый плотная бязь, остальные четыре - холстина. Бязь и два слоя холстины в виде треугольников, оставшиеся два в виде квадратов.
Клей варится самый обыкновенный из муки, воды и вещества, похожего на картофельный крахмал, название которого я забыла. Простите. Но понятно, что все натуральное.
Кстати и все остальные материалы тоже натуральные.

Промазав каждый слой, начинаем аккуратно "укутывать" ими пятачок пальцев.
Сначала бязь, затем холщовый квадрат, потом холщовый треугольник, снова квадрат и в конце еще один треугольник.

Вот так вот выглядит пятачок с одной и другой стороны.

Красота. Напомнила мне куколку в платочке.)))

Теперь, пока клей подсыхает, пришивается стелька. Сначала срезается все лишнее.

Туфель укладывается на такую вот... Не знаю как называется. А может и нет специального названия.

И... Начинается процесс соединения верха туфель со стелькой.

Если вы помните складки крепили гвоздиками.

Теперь их вынимают и начинают аккуратно прошивать носок.

Особое внимание складочкам.

Мне очень было интересно, как это все теперь будет выворачиваться. Ведь на колодке туфель одет "наизнанку".
Оказалось очень просто.
Сначала туфель снимается с колодки вот таким образом.

Затем берется круглая палка, и...

Туфель вывернут на лицевую сторону. После чего пуант вновь надевается на колодку.

Специальный молоток. Им можно не боясь себя поцарапать провести по руки и даже по щеке. Именно так проверяется гладкость инструмента.

Этим молотком туфли подбиваются по колодке.

Практически цирковой номер. Самостоятельно стоящий пуант. Даже с относительно маленьким пятачком, "пальцы", как вы видите, очень устойчивы.

Теперь необходимо вклеить внутреннюю стельку.

Внутренняя стелька изготовлена из достаточно толстой кожи. С обратной стороны дублируется для жесткости прессованным картонной пластиной, которая подрезается под нужный размер. По желанию владелицы колодки, пластину можно сделать жестче или мягче.

Полностью собранный туфель вновь одевается на колодку и остается на ней до полного высыхания клея. Точно таким же образом собирается и второй пуант.

Пуанты сушат в специальных печах. Хотя последнее время их чаще сушат на обыкновенных батареях. Почему? Резко сократилась количество заказываемых туфель и нет смысла ставить большие печи. Увы...

Ну а вот так вот выглядят готовые пуанты, изготовленные в мастерских Большого театра. Туфли, которые не только на словах, но и в реальности учитывают все особенности стопы конкретной балерины.

А теперь я хочу вас познакомить с человеком, благодаря которому я до сих пор танцую в туфлях Большого театр. Это Владимир Терентьев - "последний из Могикан". Единственный оставшийся в мастерских Большого человек, который шьет туфли. Есть еще Денис. Но Денис работает в мастерских не так давно. Владимир же работает в театре практически столько, сколько и я - с 1990 года.

Я очень надеюсь, что после ремонта здания мастерских театра в Петровском переулке обувной цех в полном составе переедет в отремонтированное здание.

Очень жаль, что сегодня исчезает легендарное и некогда большое производство. А для артисток балета закупаются балетные туфли исключительно импортного производства: Geynor, Sansha, с прошлого года Chacot. Ну и естественно Grishko. Куда без него.

Недаром ведь бытует мнение, что именно господин Гришко внес лепту в развал производства обуви в Большом театре, сначала переманив к себе, а потом и уволив за ненадобностью многих мастеров из Большого театра.

Отдельная благодарность начальнику обувного цеза Большого театра Олегу Борисовичу за возможность сделать этот репортаж.

Перед началом работы над туфельками, я бы посоветовала посмотреть фотографии пуантов, обратить внимание следует на их конструкцию и как они сидят на ножке балерины.

Кукле ноги необходимо вылепить с учетом формы туфель, т.е. с узким и обрубленным носком (пятак), так же следует помнить о характерной для балерин выворотности стопы. Пуанты бывают разных видов, с разным размером пятака, пятки, здесь вы будете руководствоваться своим замыслом.

Необходимые материалы:
1. Атлас
2.Атласные ленты в цвет атласа
3. Тонкий картон для подошвы туфель
4.Клей «Момент» прозрачный
5.Нитки
6.Калька для выкройки
7.Акриловые краски

1.Работу над пуантами начинаем с выкройки. Для каждой куклы выкройка будет своя в зависимости от размера и положения ног. Я выкройку не строю, а просто прикладываю к кукле и моделирую по ноге.

Конечно, выкройка получается несколько условной, но некоторые моменты необходимо определить довольно точно. Нужно определить вырез туфельки, размер стакана (так называют носовую часть пуант) и соотношение передней и пяточной части. Туфли делаются со швом сбоку, функциональности в этом никакой нет, но мы стараемся приблизиться к оригиналу. В выкройку закладываем припуски на швы, снизу и на пятаке делаем их больше, лишнее потом срежем, на врез 3-4 мм.

2.Выкраиваем детали и прострачиваем боковые швы, так же их следует отстрочить.

Все швы обязательно разгладить. Пятку оставляем не простроченной, дальше нужно осторожно приклеить припуски на вырезе пуантов.

Должны получиться такие заготовки.

3. Застрачиваем пятку, перед тем как это сделать, желательно сначала наметать и примерить на кукле, это позволит избежать ошибок.

4.После того, как мы прострочили пятку, деталь полностью готова

И можно приступить к сбору пуантов. На клей сажаем пятку и носок, затем аккуратно с помощью булавки промазываем клеем вырез туфельки и окончательно приклеиваем к ноге.

Ткань должна очень плотно прилегать к ноге.

6.Оформляем носок, у пуантов закладываются маленькие складочки.

Лишние припуски срезаем.

7. Вот что должно у вас получиться.

8.Вырезам из тонкого картона подошву, рекомендую использовать картон от женских колгот, он тонкий и достаточно пластичный, что позволит избежать заломов. На форму подошвы следует обратить внимание, ведь мы стараемся достичь наиболее схожести с настоящими балетными туфлями. Приклеить подошву нужно как можно тщательнее, что бы она нигде не отходила от атласа.

9.Подошву можно покрасить акриловой краской. Если ее сделать не одной тональности, а например, на пятке и у носка темнее или светлее, то получится более естественно.

Каждый слой краски должен хорошо просохнуть.

Теперь балетные туфельки готовы и ваша кукла сможет танцевать на пальчиках!





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта