Произведения искусства могут в корне изменить жизнь человека. Так, главный герой романа Д.Лондона «Мартин Иден» будучи простым моряком, влюбился в девушку из обеспеченной и образованной семьи – Руфь. В попытках изменить себя ради того, чтобы соответствовать возлюбленной, Мартин Иден обращается к произведениям искусства, а именно – к книгам. Он много читает, посещает библиотеки, изучает основы стихосложения и литературный язык. Впоследствии это помогает герою найти собственное предназначение в жизни, поскольку он открывает в себе писательский дар. Таким образом, под влиянием искусства полностью меняется жизнь героя данного произведения.
Порой случается, что под влиянием искусства человек излечивается от тяжелой болезни и избегает смерти.
Героиня новеллы О.Генри «Последний лист» Джонси, заболев воспалением легких, решила, что умрет так же скоро, как упадет последний лист плюща, который рос на старой кирпичной стене. Когда на растении остался единственный лист и начался сильный дождь и ветер, девушка практически потеряла надежду. Но старик Берман, художник, живший по соседству, узнав о проблеме Джонси, нарисовал красками на стене еще один лист плюща. Таким образом, глядя на такое небольшое произведение искусства, девушка поверила в собственное выздоровление и была спасена.
Часто случается и так, что люди отрицают важность искусства в жизни человека, считают, что искусство – бесполезная трата времени и ресурсов. Очевидно, эти люди ошибаются. Искусство – важнейшая, по моему мнению, часть нашей жизни. Многие писатели придерживаются такой же точки зрения, они считают, что без искусства жизнь невозможна. Так, в произведении И.С. Тургенева “Отцы и дети’ Евгений Базаров отрицает искусство, считает его ненужным прогрессивному человеку. Базаров искренне верит в то, что природа – мастерская, а о деятелях искусства он часто позволяет бросить себе подобные неодобрительные реплики: “Рафаэль гроша медного не стоит”. Его представления об искусстве не случайно вызывают активные споры в обществе, лишь редкие люди соглашаются с ним.
Не удивительно, что и фантасты двадцатого века затрагивали проблему важности искусства в жизни человека. Искусство, по их мнению, будет существовать ровно столько, сколько существует человек. Так, в романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери поднимает вопрос о ценности книг для общества. В произведении описывается мир, в котором государство уничтожает книги, существуют отдельные бригады пожарных, сжигающие книги. Участником такой бригады является и главный герой – Гай Монтэга, который на протяжении всего романа меняет свое отношение к книгам. Изначально он считает сжигание книг неплохим занятием и даже получает наслаждение, но после знакомства с Клариссой он понимает, что совершал ошибку, сжигая книги. Его мнение меняется, а к концу произведения он и вовсе будет уверен, что книги – лучший друг человека.
Впору вспомнить роман В. Гюго «Человек, который смеется». Урсус, один из героев произведения, создает собственные пьесы. Он реализует их и включает в роли его учеников. В итоге было проделано немало тяжелой работы, в результате которой они достигли известности. В романе на примере такой ситуации была показана важная роль искусства в жизни этих комедиантов. Они с помощью применения своих навыков в творческой деятельности смогли добиться успеха.
Довольно часто искусство становится не только лучшим другом, но и "лекарством" для человеческой души от проблем, которые его окружают. Например, в романе Жорж Санд "Консуелло" главной героине помогла справляться с трудностями классическая музыка. У Консуелло умерла мать, её предал и оставил одну любимый человек. Консуэлло живёт в ужасной нищете, она вынуждена ходить в старой потрепанной одежде, скудно питаться, она еле-еле сводит концы с концами. У Консуэлло есть талант – она прекрасно поёт, а обучение в музыкальном училище, наслаждение музыкой и пением помогает ей не пасть духом, вдохновляет её дальше бороться за жизнь. Пример из романа Жорж Санд иллюстрирует, какие чудеса способно творить искусство и насколько оно важно в жизни человека.
Очень редко встречаются случаи, когда искусство способно разрушить человеку жизнь. Так, например, в романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" картина стала одной из причин несчастья в жизни молодого юноши. Дориан Грей боготворил свой портрет, он являлся не только для него источником вдохновения, но и для тех, кому удавалось увидеть эту картину. В то же время Дориан ненавидел творение художника, потому что понимал, что красота его исчезнет с годами, а на портрете она останется навсегда. Портрет "услышал" просьбу Дориана, подарил ему вечную молодость, но какой ценой? В конце концов картина разрушила ему жизнь, отняла у него не только близких ему людей, но и жизнь Дориана Грея. Таким образом, искусство не всегда может оказывать благотворное влияние на человеческую душу. Мистическая история Оскара Уайльда это пример, как искусство может стать причиной развития в человеке таких качеств, как эгоизм и алчность.
Люди в своей жизни нередко совершают милосердные поступки. К примеру, в произведении Л.Н.Толстова «Война и мир» читателю показывают хороший пример сострадания к чужой беде. Во время захвата Москвы французами Наташа в первую очередь заботится не о своем благополучии, а о чужом. Она отдает свои подводы раненым солдатам, которые не способны передвигаться самостоятельно. Таким образом, мы видим, что девушка не теряет своего благородства даже во время критичных ситуаций.
Человек способен проявлять сострадание в любой момент своей жизни, в совершенно разных ситуациях. Так, например, в произведении А.И.Куприна «Чудесный доктор» совершенно посторонний для главного героя мужчина буквально спасает семью от неминуемой смерти. Доктор оказывает первую помощь погибающей девочке, оставляя деньги на еду и нужные лекарства. После того, как семье помогает неизвестный мужчина, главный герой находит работу, а девочка излечивается от заболевания. Пример из «Чудесного доктора» является наглядным примером того, как один милосердный человек может повлиять на будущее.
Древнегреческий мыслитель Аристотель считал, что способность искусства оказывать воздействие на духовный мир человека основана на подражании действительности. Высоко оценивая литературное творчество, Аристотель особую роль отводил трагедии. Целью трагедии он считал катарсис (от греч. katharsis - очищение), очищение души через сопереживание героям. Проходя через катарсис, человек духовно возвышается.
История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие произведения искусства послужило побудительным импульсом для совершения тех или иных поступков, иногда для изменения образа жизни. Искусство воздействует не на одну какую-либо человеческую способность или сторону духовной жизни, а на духовный мир человека в целом. Оно оказывает влияние на всю систему человеческих установок. Так, волнующие звуки песни «Священная война» поднимали мирных советских людей на смертный бой с фашистской коричневой чумой.
Известный датский физик Нильс Бор писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве в особой художественной форме освещаются общечеловеческие, вечные проблемы: что такое добро и зло, любовь, свобода, достоинство личности, в чём состоит призвание и долг человека.
Приобщение к искусству побуждает человека осмыслить свои жизненные установки и ценности, глубже понять свои проблемы. Нередко художественные персонажи воспринимаются как реальные люди, у которых можно многому поучиться, с которыми можно даже посоветоваться. Благодаря искусству человек получает возможность как бы прожить множество разных жизней и извлечь из них уроки для самого себя. Читая книгу или воспринимая кинофильм, мы переносимся в создаваемый ими мир образов, которые побуждают к размышлениям, рождают переживания,
воспоминания и предчувствия. Таким путём каждый из на приобщается к ценностям культуры, вбирает в себя опыт накопленный человечеством.
Эстетическое отношение к миру. Эстетикой (от греч aisthetikos - относящийся к чувственному восприятию) называют одну из философских дисциплин, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном и т. д Эстетика изучает также сферу художественной деятельности людей.
В нашей жизни действительно соседствуют прекрасное и безобразное, героическое, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Мы выражаем свою эстетическую оценку, когда говорим: «Какой прекрасный день!» При этом сердце наполняется чувством радости от тёплого солнышка, первых нежно-зелёных листьев на деревьях, пения птиц. Или произносим: «Какие прекрасные слова!». И это означает, что услышанные слова не только согрели нашу душу, но и своим звучанием наполнили нас чувством красоты. Вместе с тем мы замечаем и безобразное, низменное, которое вызывает у нас чувство огорчения и отторжения. Нам неприятно, когда мы видим на улице грязь, когда нарушается гармония человеческих отношений. Покупая одежду, делая ремонт в доме, даже готовя пищу, мы руководствуемся не только соображениями практичности, полезности. Мы хотим также, чтобы было красиво.
Прекрасное - это центральное понятие в эстетике. Все другие её понятия так или иначе соотносятся с прекрасным, выражая разные грани чувственного восприятия мира и эстетической оценки его явлений. Прекрасными мы называем явления, обладающие высшим совершенством, бесспорной эстетической ценностью.
Эстетическое отношение к миру - это его чувственное восприятие, связанное с потребностью людей строить жизнь в соответствии с законами красоты, стремлением сделать жизнь прекрасной. Сфера эстетического включает в сеоя эстетическое сознание и эстетическую деятельность. 200
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (ок. 1503)
Эстетическое сознание имеет три уровня:
Эстетическое восприятие;
Эстетический вкус (система эстетических установок и идеалов личности);
Эстетические теории (философски осмысленный эстетический опыт человечества).
Всем известна поговорка «На вкус и цвет товарищей нет». Она означает, что наше эстетическое восприятие мира субъективно, индивидуально-неповторимо. То, что кажется прекрасным одному, другому может видеться совершенно некрасивым.
в осприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то, |
Иногда мы говорим о каком-то человеке: «У него есть вкус». При этом человека с чувством вкуса выделяем, скорее, не путём рассуждений, а на основе непосредственного в осприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то,
как он одевается, в каком интерьере живёт, как себя ведёт как говорит и пр.
Эстетический вкус - это способность человека на основании возникающего чувства удовольствия или неудовольствия отличать прекрасное от безобразного в искусстве и действительности, давать эстетическую оценку различным явлениям, предметам, событиям.
Эстетический вкус развивается через опыт общения с прекрасным в природе и в людях, а также посредством знакомства с произведениями искусства. Если с детских лет человек не будет слышать ничего, кроме музыкальной пошлости, он вряд ли сумеет воспринять и оценить классическую музыку, развить свой музыкальный вкус. Эстетический вкус легко прививается ребёнку в семье, где утвердились вежливость и уважительное отношение друг к другу, любовь к чистоте и опрятности, где в общении не употребляются бранные слова. И наоборот, в атмосфере сквернословия, грубости, жестокости эстетический вкус сформировать весьма непросто.
Дурной вкус проявляется по-разному. Внешнюю красивость, крикливость и аляповатость человек с дурным вкусом принимает за истинную красоту. Для людей с неразвитым вкусом характерно тяготение к тому, что броско, несложно для понимания и не требует раздумий, усилий. Таких людей больше устраивают сугубо развлекательные художественные произведения, искусство примитивных форм. Нередко приходится сталкиваться также с претензией на единственно верную эстетическую оценку, с пренебрежительным отношением к художественным предпочтениям других людей. Действительно хороший вкус предполагает скромность.
Сферы эстетической деятельности. Эстетическая деятельность - это духовная деятельность человека, которая предполагает прежде всего создание произведений искусства, их восприятие и суждение о них. К сферам эстетической деятельности относятся также эстетика природы, эстетика труда, быта, человеческих отношений.
Эстетическая деятельность осуществляется по законам красоты. Благодаря ей человек вступает в эстетические от ношения с окружающей действительностью. Он изменяет, 202
совершенствует и развивает свои способности и свой внутренний, духовный мир в целом.
Эстетика природы. Красота окружающего нас мира всегда волновала воображение человека, будила его чувства. Восхищение красотой природы вдохновляет людей на создание художественных произведений. Вспомним, например, «Времена года» итальянского композитора А. Вивальди или замечательные пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, нашего земляка В. Бялыницкого-Бирули. Людям присуще стремление преобразить природу. Пример этого - садово-парковое искусство. Мы сами тоже принадлежим природе. Украшая её, мы должны заботиться и о собственной красоте, о развитии гибкости, пластичности нашего тела, о гармонии голоса и жеста.
В. К. Бялыницкий-Бируля. Вешние воды (1930)
Эстетика труда. Издавна люди стремились сделать °РУДия труда и домашнюю утварь не только удобными и практичными, но и красивыми (орнамент на керамических г орщках, роспись ваз, резные наличники и т. д.). В современной эстетике труда особое место занимает дизайн - Художественное проектирование эстетического облика
промышленных изделий. Большое внимание уделяется и эстетическому оформлению рабочих мест.
Эстетика быта. Быт - важная часть человеческой жизни, охватывающая мир повседневной деятельности не связанной с производством. Организуя питание, отдых развлечения, общаясь друг с другом, украшая своё жилище или одежду, люди на деле реализуют эстетические идеалы и ценности, которые выработаны обществом и вполне принимаются ими.
Эстетика человеческих отношений. Сфера общения и человеческих отношений - это та область, где эстетическое восприятие мира сливается с нравственным. Красота здесь обычно ассоциируется с добром, а безобразие - со злом. Красота поведения предполагает проявление доброжелательного, уважительного отношения к человеку. Она тесно связана с культурой речи, общей воспитанностью. Вежливость и выполнение правил этикета помогают выстроить действительно человеческие отношения, сделать наше общение привлекательным и достойным. Деловое общение обычно предполагает соблюдение строгих правил. В неформальном общении (в семье, среди друзей) люди выражают свои эмоции более раскованно, используя для этого выразительную мимику, разнообразные жесты, интонации и пр. Если человек привык к бранным словам, если он не может выразить себя иначе, как криком или оскорблениями, то это говорит об отсутствии эстетической культуры и просто невоспитанности. В общении важно находить эстетически и нравственно приемлемые формы выражения своих мыслей и чувств.
Вопросы и задания
1 . В чём заключается специфика искусства? 2. Какие виды искусства вы знаете? Чем они различаются? 3. Что изучает эстетика? Какие понятия она использует? 4. Как развивается эстетический вкус? 5. Назовите основные сферы эстетической деятельности. В чём состоят особенности проявления в них эстетического вкуса? 6. Какое искусство вы считаете современным? 7. Что вы понимаете под классическим искусством и как к нему относитесь?
Мораль
Общественные функции морали. Все люди в повседневном поведении должны подчиняться определённым правилам, нормам. Некоторые из этих правил и норм имеют специализированный характер (строительные нормы и правила, правила дорожного движения и др.). Мораль регулирует поведение людей во всех сферах жизни.
Важную роль в жизни людей играют правовые нормы, законы, должностные инструкции, уставы организаций, обычаи, традиции, общественное мнение. Все эти формы воздействия общества на поведение отдельного человека связаны с моралью, но не вполне совпадают с ней. Особенность морали состоит в том, что это - внутренний регулятор поведения.
Итак, первая и основополагающая общественная функция морали - регулятивная. Универсальность морали как регулятора поведения людей заключается не в том, что она содержит чёткие предписания на все случаи жизни. Мораль даёт, скорее, самые общие указания, например, предписывает быть доброжелательным к людям. Это не рецепт, следование которому может принести какую-то выгоду, а призыв быть человеком не только по внешнему виду, но и по сути.
Нравственный поступок совершается не по принуждению, а в силу собственного убеждения человека. Поэтому вторая функция морали - культивировать в каждом человеке чувство собственного достоинства, не позволяющее совершать низменные, недостойные поступки. Данную функцию можно назвать воспитательной.
Нравственный облик личности - это её целостная характеристика, охватывающая или затрагивающая всё, что человек делает, о чём думает, чем живёт. Моральность человека является, по сути, синонимом человечности. Мораль указывает каждому из нас, в каком направлении должно происходить наше духовное развитие для того, чтобы человечность в нас прирастала, усиливалась, а не деградировала.
Моральная регуляция поведения людей выполняет и ещё одну очень важную функцию - сплочения, консолидации общества. Процессы глобализации ведут к тому, что мировая общественная система становится нестабильной,
в ней постоянно происходят конфликты, потрясения, последствия которых могут иметь крупномасштабный характер. В этих условиях легко потерять голову, растеряться и начать совершать неадекватные действия.
Мы воочию наблюдаем ослабление общественных связей между людьми, утрату чувства человеческой солидарности. Только опора на нравственность способна уберечь нас от беды, предостеречь от повторения в XXI в. социальных катастроф, которыми был отмечен прошлый век. В условиях социального кризиса холодный расчёт не всегда подсказывает лучший путь решения сложных общественных проблем. Нравственность же содержит безоговорочный запрет на антигуманные действия, унижающие человеческое достоинство, угрожающие жизни и здоровью людей. В этом можно усмотреть проявления гуманизирующей общественной функции морали.
Нравственная функция искусства. Искусство по праву называют человековедением. В литературных произведениях, музыке, живописи в художественно-образной форме раскрывается человеческая сущность, обсуждаются нравственные и иные проблемы жизни людей. Искусство помогает человеку осознать и понять самого себя и других людей, осмыслить свой нравственный долг.
В образах искусства, сюжетах художественных произведений едва ли не самое главное - поиск человеком смысла жизни, подлинных ценностей, борьба добра и зла, столкновение влечения и долга. Всё художественное творчество пронизано нравственными исканиями. Искусство воздействует на человеческую нравственность не проповедью, а с помощью изображения ситуаций, в которых герои произведений должны делать нравственный выбор. Так, многие литературные герои, киногерои наталкиваются на корыстливую эгоистичность одних людей, безразличие или нравственную слепоту других и в тяжёлой борьбе прокладывают путь к новой нравственной позиции, к собственному истолкованию добра и зла, долга, ответственности. Герой как бы экспериментирует в отношении нравственных основ жизни и заставляет зрителей, читателей, слушателей продумывать содержание этих экспериментов и делать самостоятельные выводы. 206
К. П. Брюллов. Последний день Помпеи (1833)
Средствами искусства можно даже злу придать внешне привлекательную форму, заблуждению сообщить внешние признаки истины. Однако это не освобождает никого из нас от ответственности за правильное истолкование данных сюжетов, поскольку мы свободны в своей оценке и нравственном выборе.
Взаимосвязь религии и нравственности. Каждая религия опирается на определённые нравственные идеалы, выразителями которых могут быть сам Бог, его посланники, святые подвижники и др. Рассмотрим взаимоотношение нравственных и религиозных норм на примере христианства. Основным способом утверждения христианских нравственных норм стало включение их в текст Библии. Эти нормы обладают высочайшей значимостью для христиан, ибо их источником считается воля Божия.
Главная позитивная нравственная норма здесь - требование гуманного отношения к людям. В евангелиях содержатся две разные её формулировки. Первую - «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы
с ними» - можно назвать золотым правилом нравственности. Она является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой - плохим. Вторая формулировка, содержащая требование гуманизма, звучит так: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Библия закрепляет и много других нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, и др.
Религия не создаёт заново нравственные нормы жизни людей, но может способствовать их упрочению, подкрепляя их своим авторитетом. Однако религиозная вера не снимает с человека ответственности за нравственный выбор, за нравственность совершаемых поступков.
Важно! Также это можно назвать процессом познавания окружающего мира или желанием человека повлиять на мир лучшим образом в результате творческого процесса. Оно является даром, где человек смотрит дальше горизонта.С другой стороны, оно приобщается к социальным процессам. Здесь человек взаимодействует как с окружающими людьми, так и с самим собой. Искусство присутствует как в повседневной жизни человека, так и в каких-то профессиональных сферах жизни. Оно объединяет многие поколения, привлекая своей подлинностью.
Рис. 1. «Тайная вечеря». . 1498 год
Рис. 2. "Алжирские женщины". Пабло Пикассо. 1955 год
Рис. 3. "Свобода, ведущая народ". Эжен Делакруа. 1830 год
Рис. 4. "Мона Лиза". Леонардо да Винчи. 1503-1519 год
Важно! Несмотря на все плюсы, искусство может ранить человека, если подходить к выбору необдуманно. Например, почти все современные фильмы пропитаны насилием, войнами, стрессами, что приводит к духовной проблеме человека. Под исключение не попадают и мультфильмы, во время просмотра которых подсознание ребенка нередко видит то, что не способно увидеть сознание.Искусство является неоднозначным предметом для обсуждения. Человек должен внимательно подходить к выбору того или иного искусства, ведь самое главное, как оно будет благоприятно влиять на наше духовное становление как личности. Предлагаем вам также просмотреть познавательное видео, в котором приведены аргументы, доводы и факты о том, как влияет искусство на подсознание.
Каждый человек стремиться к прекрасному. Поэтому многие, обустраивая свое «гнездышко», расставляют по комодам статуэтки, а по подоконникам - вазоны. А еще они «украшают» стены картинами.
Эти произведения живописи не только приносят эстетическое удовольствие, но и оказывают огромное влияние на человека.
«Общение» с работами, выполненными красками на холсте, укрепляют здоровье и улучшают психоэмоциональное состояние человека. Причем как при созерцании картин, так и при их создании.
Как именно искусство живописи влияет на человека, Вам подробнее расскажет редакция Интернет-издания сайт.
Рисуя, мы тем самым активизируем работу мозга . То же самое происходит, если мы просто смотрим на произведения живописи. К такому выводу пришли нейробиологи после проведения электроэнцефалограммы головного мозга.
Рисование картин и их созерцание задействует оба полушария мозга. Заставляя извилины работать с высокой активностью, эти занятия развивают концентрацию внимания, улучшают аналитическое мышление, а также замедляют процессы старения мозга.
Поэтому не удивительно, почему рисовать и посещать картинные галереи рекомендуют пожилым людям.
После проведения многочисленных наблюдений ученые обнаружили, что искусство живописи положительно сказывается на самочувствии человека. Так, нахождение в окружении картин снимает головную боль и прочие неприятные ощущения, успокаивает нервную систему, лечит душевные раны.
Кроме того, использование красок на холсте и просмотр произведений образного искусства предотвращает нервные срывы, а также избавляет от таких частых «гостей» современности, как переживания, тревога, стресс и депрессия.
В некоторых медицинских учреждениях даже лечат «творчеством», предлагая пациентам выплеснуть свои негативные эмоции с помощью красок на листе бумаги.
Так, если картина написана в светлых красках, в ней отражается доброта, любовь и искренность, то человек впитает в себя все эти эмоции, и непременно будет дарить их окружающим.
По словам ученых, каждая картина обладает своей энергетикой, которая влияет на подсознание, а порой меняет мысли и даже мировоззрение.
А если картина, наоборот, несет негативную энергетику: на холсте все изображено в темных и тусклых красках, преобладают негативные мысли и агрессия, то и человек наполнится такими же плохими эмоциями и станет выплескивать их на окружающих себе во вред.
Оказывается, что созерцая картины великих художников, можно получить такие эмоции, которые присутствуют при влюбленности. К такому выводу пришли ученые лондонского колледжа.
Исследуя мозг, они обнаружили, что при взгляде на предмет изобразительного искусства и присутствии рядом любимого человека в мозгу активизируются одни и те же участки, которые вызывают эмоции влюбленности.
В это же время происходит всплеск дофамина - гормона, который дарит чувство удовлетворения и приятные ощущения.
Для того, чтобы подтвердить эту теорию, профессор нейробиологии Семир Зеки провел одно исследование. Его суть состояла в том, что он показал добровольцам картины великих художников. Смотря на них, у испытуемых усилился кровоток в те участки мозга, которые отвечают за чувство любви.
Особенно мощное влияние оказали произведения живописи Леонардо да Винчи, Клода Моне и Сандро Боттичелли.
«Красота спасет мир» - эта фраза великого писателя Ф.М. Достоевского была сказана в одном его произведении не случайно. Ведь действительно искусство живописи дарит эстетическое наслаждение. А вместе с ним избавляет от болевых ощущений, стресса и депрессии.
К тому же, создание и созерцание картин способствует саморазвитию и самосовершенствованию, прививает любовь к прекрасному, а также дарит самые разные оттенки эмоций, причем независимо от того, что изображено на холсте: пейзаж, портрет, натюрморт или абстракция.
Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.
Данная статья поможет разобраться в том, как искусство воздействует на психологию человека. Я постараюсь рассказать о положительном влиянии искусства на духовную культуру человека,и в этом мне поможет собственное исследование. Проведённое анкетирование покажет, как смотрит на искусство современная молодёжь и какие ответы даёт на основные вопросы моей статьи.
Наверное, каждому человеку приходилось замечать быстротечность жизни: дни сменяются неделями, недели - месяцами, месяцы - годами. Из-за сложного рабочего графика, трудной учёбы, мы постоянно находимся в состоянии усталости, сонливости, апатии. После тяжёлого рабочего ритма, мы стремимся скорее вернуться домой, укрыться одеялом, и в тихом спокойствии провести свой остаток дня. Казалось бы, ничего страшного в этих действиях нет, ведь так поступает большая часть людей, а значит это привычный образ жизни, который ни у кого сейчас не вызывает удивления.
Всё так. Но есть большая особенность такого образа жизни: мы перестаём замечать важные для нас моменты, моменты, которые пробуждают в нас духовную чистоту, возвышенность чувств, неравнодушие к прекрасному миру. Это то самое, без чего человек не может существовать,- это его корень, начало, дающее развитие другим сторонам его личности. Именно поэтому, известный французский писатель Клод Адриан Гельвеций говорил: «Задача искусства - волновать сердца».
В своей статье я хочу донести до читателей то, насколько велика роль искусства в нашей жизни, каково её воздействие на духовное и психологическое развитие человека; каково наше внутреннее состояние, после похода в театр, музей, в картинную галерею, после прослушивания классической музыки. Для этого я проведу небольшой опрос, из которого мы выясним роль искусства для каждого из нас, каково его влияние на внутренний мир человека. Но для начала мы ознакомимся с разными трактовками понятия искусства и выделим для себя что-то значимое.
Итак, на данный момент имеется множество определений искусства:
Искусство очень многогранно, также, как и душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, желание понять смысл жизни и человеческого бытия, концентрация творческих сил человека .
Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм. Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского .
Искусство - это всё то, что окружает нас в повседневной жизни, всё то, что приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, то, что звучит на эстраде, в аудиозаписях .
Итак, мы рассмотрели разные интерпретации понятия искусства. Очевидно, это очень многогранное понятие, включающее в себя разные аспекты, но во всех этих понятиях есть объединяющее начало, которое так или иначе лежит в основе каждого искусства, - это возвышенность чувств, отрешённость от земного, восприятие мира в его глубочайшем смысле. Я считаю, что каждый ценитель искусства испытывает на себе эти прекрасные ощущения, а потому он уже не может жить без них,- это для него как воздух. Он жаждет вновь и вновь соприкоснуться с высоким, почувствовать себя счастливым рядом с великим творением искусства.
Как автор этой статьи, я считаю своей обязанностью рассказать читателям, что же для меня означает понятие искусство. По характеру, я являюсь скромным, мечтательным и восприимчивым человеком. Я всегда очень чутко отношусь к каким-либо событиям, а потому бываю чересчур ранима. Но, по моему мнению, благодаря своей эмоциональности, я становлюсь ближе к духовной культуре, ко всем видам её проявления. Моё сердце способно взбудоражить работа любого талантливого человека, который отдается своему творчеству всецело, оставляет кусочек себя, тем самым находя глубокую отдачу со стороны зрителя. Так, известный французский писатель Андре Жид в своей книге «Изабель» говорит об искусстве: «Искусство - это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше» .Эти слова вызывают восхищение своей правдивостью, ведь на самом деле, огромная роль лежит на мастере, на том, кто создаёт творение, находясь в непосредственном общении с Богом. Это действительно дар, который даётся человеку свыше.
Итак, теперь мне бы хотелось представить результаты моего опроса, но, прежде чем это сделать, я хочу пояснить: большей частью, опрошенных мною, была женская аудитория, которая, на мой взгляд, ближе к искусству, в силу своего чуткого восприятия, эмоциональности и нежности. Женщина как тот цветок, который распускается и озаряет всех своей красотой при виде прекрасного, а этим прекрасным является искусство.
В анкетировании принимали участие и мужчины, но их гораздо меньше. Всего я опросила 40 человек, из которых 30 девушек и 10 юношей в возрасте от 18 до 25 лет. Остановимся поподробнее на каждом вопросе. Первый звучал так: «Считаете ли вы, что искусство благотворно влияет на человека?» Абсолютно каждый человек ответил положительно, что, признаюсь, меня очень порадовало. Задавая второй вопрос, я хотела узнать, какой вид искусства мои знакомые предпочитают больше всего. Ответы были разные: многие отвечали, что любят музыку, театр, музей, живопись; кто-то предлагал свои варианты, например, кино, фото, литература и даже балет. Из этого вопроса я сделала для себя вывод, что современная молодёжь увлекается всеми видами искусства, начиная с музыки и заканчивая балетом. Это, на самом деле, здорово. Третий вопрос звучал так: «Как часто вы испытываете на себе влияние «катарсиса»? Большая часть опрошенных остановилась на ответе: 2 раза в месяц, кто-то ответил, что более, мужская половина оказалась менее активной в этом отношении. Но не стоит спешить с выводами, потому что именно юноши оказались активнее в своих высказываниях: они предлагали свои ответы, если не находили для себя близкого в представленных вариантах. Так, юноша 21 года на третий вопрос ответил так: «Я считаю, что великие творения повсюду, куда не посмотришь, везде искусство и красота. И при виде всего этого невольно ощущаешь катарсис». Признаюсь, этот ответ меня настолько удивил, что я поняла, как много я ещё не знаю об этом человеке.
Четвёртый вопрос звучал так: «Что, по вашему мнению, способствует сильному воздействию на человека явлений искусства?» Большая часть ответила, что этому способствует наличие таких черт характера, как меланхоличность, сентиментальность. Другие посчитали, что этому способствует актёрское мастерство. Кто-то объяснил это настроенностью человека в определённый период времени. Многие предлагали свои варианты, а именно: желание совершенствоваться, быть просвещённым и духовно богатым человеком. Очень интересные и яркие ответы были представлены моему вниманию.
В пятом вопросе я желала узнать, какие чувства пробуждает искусство у моих знакомых. Так, большинство отвечали, что они, после похода в театр или музей, становятся спокойными и счастливыми, что избавляет их от повседневных проблем. Немалое количество ответило, что искусство способствует развитию нравственных качеств, таких как любовь к окружающим, стремление творить добро, в чём я полностью с ними солидарна.
И последний вопрос был связан с желанием узнать, только ли в жизни моих знакомых есть место искусству, или их ближайшее окружение также неравнодушно к высокому. Ответы были положительными: почти все отвечали, что посещают культурные заведения вместе со своими родителями, бабушками, друзьями. Некоторых творчество сопровождает с детства, так как мама и папа являются художниками или музыкантами, что, на мой взгляд, очень здорово. Если человек с пелёнок находится во взаимодействии с творчеством, скорее всего, он пронесёт это через всю жизнь.
Какой вывод можно сделать по результатам проведённого анкетирования? На мой взгляд, вывод однозначен: несмотря на век массовой информации, в котором можно осуществить все желания, не выходя за дверь своей квартиры, молодое поколение всё же стремится соприкоснуться с настоящим, подлинным искусством, ощутить в себе духовное и нравственное начало.
Свою статью я хочу окончить словами известного французского философа Жан Мари Гюйо: «Самая возвышенная цель искусства - заставлять биться человеческое сердце, и так как сердце - центр жизни, искусство должно постоянно находиться в теснейшей связи со всей моральной и материальной жизнью человечества».