Главная » Дом » Скачать презентацию на тему биография льва толстого. Биография Льва Николаевича Толстого – презентации на тему Жизнь и творчество русского писателя, скачать бесплатно к классному часу. “Радостный период детства”

Скачать презентацию на тему биография льва толстого. Биография Льва Николаевича Толстого – презентации на тему Жизнь и творчество русского писателя, скачать бесплатно к классному часу. “Радостный период детства”

Касаткина Мария

В презентации, подготовленной ученицей к уроку литературного чтения, представлен материал о жизни и творчестве великого русского писателя Л.Н. Толстого. Презентация будет полезна не только школьникам, но и педагогам, и родителям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МОУ СОШ №1 г. Камешково Владимирской области Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Выполнила ученица 4 «В» класса Касаткина Мария

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик». Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными и отразились в автобиографической повести "Детство ". «Период детства» Отец писателя – Николай Толстой

Л.Н. Толстой с братьями. Толстой был четвёртым ребёнком в семье; у него было три старших брата: Николай (1823-1860), Сергей (1826-1904) и Дмитрий (1827-1856). В 1830 году родилась сестра Мария. Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет.

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. Живя в Казани Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет, в 17 лет он поступает туда. Лев Николаевич уже в то время знал 16 языков, много читал и изучал философию. Но занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс наук. Казанский университет П. И. Юшкова – тётя писателя Казанский университет. Дом в Ясной Поляне.

После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски. " Бурная жизнь юношеского периода"

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека. На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени. Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание. Повесть «Детство"

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов». Крымская кампания

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" .Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии.Осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну. В кругу литераторов и за границей

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" , книги "Азбука" и "Новая Азбука, а также детские книги для чтения. Народная школа

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну. За 17 лет совместной жизни у них родилось 13 детей.

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работает над романами: «Война и мир», «Анна Каренина», повесть «Казаки», первое из произведений, в которых великий талант Толстого был признан гениальным.

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне. Станция Астапово

Всю свою жизнь Л. Н. Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Л. Н. Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. 10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую секрет, как сделать всех людей счастливыми.


Собака и её тень

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.


Плохая игра У Пети и Вани шла игра вот так: они, будто овцы, били друг друга лоб о лоб. Игра была плоха: у Вани стала шишка на лбу, а у Пети шишка на глазу.


Лягушка и мышь

Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нём забыли, спустился и схватил обеих.


Обезьяна и горох Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.


Галка и кувшин Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.


Черепаха и орёл Черепаха просила орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало; а она всё просила. Орёл взял её в когти, поднял вверх и пустил; она упала на камни и разбилась.


Муравей и голубка Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидала – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.


Ягнята и волк Овцы ходили под лесом. Два ягнёнка отошли от стада. Старая овца сказала: – Не шалите, ягнята, недолго до беды. А волк стоял за кустом и сказал: – Неправда, ягнята, овца стара, у ней ноги не ходят, так ей завидно. Бегайте одни по всему полю. .

. Ягнята так и сделали. Отошли от стада, а волк поймал их и съел.


Мужик и кошка Стало у мужика много мышей. Он взял в дом кошку, чтобы она ловила мышей, а кошка думала, что её затем взяли, чтобы она сама стала жирной. Кошка и стала есть кости и молоко и стала жирна и гладка. И не стала больше кошка мышей ловить. Она думала: «Пока я была худа и шершава, я боялась, чтобы меня не прогнали, а теперь я стала гладка и красива, и мужик не прогонит меня. Другую кошку он не скоро справит, как меня».

А мужик видит, что кошка не ловит мышей, и говорит жене: «Кошка наша не годится, поищи котёнка худого». Взял жирную кошку, вынес в лес и бросил.


Зайцы и лягушки Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: – И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше разом умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся! И поскакали зайцы в озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит:

Стойте, ребята! Подождём топиться; вот лягушачье житьё, видно, ещё хуже нашего; они и нас боятся.


Лев и мышь Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.


Мышь, петух и кот Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери. – Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый. Мать спросила: – Скажи, какие это звери? Мышка сказала: – Один страшный, ходит по двору вот этак, ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.


Это петух, – сказала старая мышь. – Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь? – Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие. Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит. Старая мышь сказала: – Дура ты, дура. Ведь это сам кот.


Два петуха и орёл Дрались два петуха у навозной кучи. У одного петуха было силы больше. Он забил другого и прогнал от навозной кучи. Все куры сошлись вокруг петуха и стали хвалить его. Петух хотел, чтобы и на другом дворе узнали про его силу и славу. Он взлетел на сарай, забил крылами и запел громко: – Смотрите все на меня, я петуха побил! Нет ни у одного петуха на свете такой силы! Не успел пропеть, летит орёл, сбил петуха, схватил в когти и унёс в своё гнездо


Ёж и уж Пришёл раз ёж к ужу и сказал: – Пусти меня, уж, в своё гнездо на время. Уж пустил. Только как залез ёж в гнездо, не стало житья ужатам от ежа. Уж сказал ежу: – Я пустил тебя только на время, а теперь уходи, ужата мои все колются о твои иглы, и им больно. Ёж сказал: – Тот уходи, кому больно, а мне и так хорошо.


Кошка и лисица Разговорилась кошка с лисицею, как от собак отделываться. Кошка говорит: – Я собак не боюсь, потому что у меня от них уловка есть. А лисица говорит: – Как можно с одной уловкой отделаться от собак! У меня так семьдесят семь уловок и семьдесят семь увёрток есть!

Пока они говорили, наехали охотники и набежали собаки. У кошки одна уловка, она вскочила на дерево, и собаки не поймали её, а лисица начала свои увёртки делать, да не увернулась, собаки поймали её.


Мыши и кот Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать. Вот одна мышка говорит: – Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам придёт. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём.

Это бы хорошо, – сказала старая мышь, – да надо кому-то звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.


  • http://lib.rus.ec/b/606815/read
  • Клетка наискосок http://media.log-in.ru/i/opticbigchk3.jpg

Биография ТолстогоЛьва Николаевича (1828 - 1910)

РОДОСЛОВНАЯ
Прадед Андрей Иванович служил президентом Главного Московского магистрата. Его два сына служили Отечеству: Пётр Андреевич – сподвижник Петра I, Илья Андреевич – офицер Преображенского полка. Он женился на дочери военного министра Пелагее Николаевне Горчаковой.

Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич Толстой, участник Войны 1812 года, в 1820 году женился на Марии Николаевне Волконской, дочери генерала в отставке, приближённого Екатерины II. В семье родились дети Николай, Сергей, Дмитрий, Лев (28 августа 1828 года) и Мария

ДЕТСТВО
Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне 28.08.1828. Когда Лёвушке было 2 года, умерла мать. Самым близким человеком стала дальняя родственница бабушки Пелагеи Николаевны, Татьяна Александровна Ергольская.

УЧЁБА
Переезд в Казань в 1841 году. Здесь в 1844 году Л.толстой поступает в Казанский Университет. Год он посещает занятия на философском факультете (отделение арабско-турецкой словесности) и два года на юридическом. В 1847 году Л.Н.толстой оставил Университет

КАВКАЗ И КРЫМСКАЯ ВОЙНА
В 1851 году вместе со старшим братом Николаем Л.Толстой уезжает на Кавказ в действующую армию, где служит сначала добровольцем, а потом младшим артиллерийским офицером.

С началом русско-турецкой войны Л.Толстой подаёт докладную записку о переводе его в Дунайскую армию. В качестве артиллерийского офицера четвёртого бастиона участвовал в обороне Севастополя. Домой вернулся в конце 1855 года с орденом святой Анны «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя».

Литературная деятельность первой половины 1850-х гг.
1852 год – повесть «Детство», напечатана в «Современнике», позднее в нём опубликованы «Отрочество» (1854) и «Юность»(1856). В 1855 году Л.Толстой закончил работу над «Севастопольскими рассказами»

Литературная деятельность второй половины 50-х гг.
Вернувшись из Севастополя, Л.Н.Толстой окунулся в литературную среду Петербурга. В 1857 и 1860-61 годах Л.Н.Толстой совершил заграничные путешествия по странам Европы. Однако здесь не нашёл сердечного успокоения. 1857 год – повести «Альберт», «Из записок князя Нехлюдова», рассказ «Люцерн» 1859 год – рассказ «Три смерти»

Педагогическая деятельность
Ещё в 1849 году Л.Н.Толстой начал занятия с крестьянскими детьми. В 1859 году открыл в Ясной Поляне школу. В 1872 году Л.Толстой написал «Азбуку», которая при жизни писателя издавалась 28 раз.

Жизненная и творческая зрелость (1860-1870-е годы)
1863-69 годы – «Война и мир» 1873-77 – «Анна Каренина». По словам писателя, в первом произведении ему была дорога «мысль народная», во втором – «мысль семейная». Вскоре после публикации оба романа переведены на иностранные языки.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС
1882 год. Закончена автобиографический труд «Исповедь»: «Я отрёкся от жизни нашего круга…» В 1880-1890 годах Л.Н.Толстой создал ряд религиозных трудов, в которых изложил своё понимание христианского вероучения. В 1901 году Святейший Синод отлучил Л.Н.Толстого от церкви.

Литературная деятельность 1880-1890 годов
В начале 1889-х годов взгляды Л.Н.Толстого на искусство существенно изменились. Он пришёл к выводу, что должен писать не «для господ», а для «Игнатов и их детей» 1889-1899 – «Воскресение» 1886 – «Смерть Ивана Ильича» 1887-89 «Крейцерова соната» 1896 1904 - «Хаджи-Мурат» 1903 – «После бала»

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
В 1862 году Лев Николаевич женится на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. После свадьбы молодые сразу же уезжают в Ясную Поляну.

Софья Андреевна в Ясной Поляне на долгие годы становится ключницей-экономкой, секретарём своего мужа, воспитателем детей и хранительницей очага.

Из 13-ти детей в живых остались семеро. (На фото: Михаил, Лев Николаевич, Ванечка, Лев, Саша, Андрей, Татьяна, Софья Андреевна, Мария)Две утрата были особенно ощутимы: смерть последнего ребёнка Ванечки (1895) и любимой дочери писателя Марии (1906).

Последние годы.
Отношения с женой и детьми были напряжёнными. Окончательно испортились после тайно написанного завещания, по которому семья лишалась права на литературное наследие писателя.

В ночь с 27 на 28 октября 1910 года Лев Толстой тайно покинул родной дом и отправился на юг России, где предполагал остановиться у знакомых крестьян. Умер в доме начальника станции Астапово 7 ноября 1910 года в 6часов 5 минут утра.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;
  • вызвать интерес к личности и творчеству автора;
  • развивать умение учащихся вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;
  • презентация PowerPoint (Приложение );
  • выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

"Толстой – величайший и единственный
гений современной Европы, высочайшая
гордость России, человек, одно имя
которого – благоухание, писатель
великой чистоты и святыни…"
А.А. Блок

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В этом году исполнилось бы 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.

Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.

И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые вынесены в эпиграф к нашему занятию "Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…”

II . Оформление записи темы урока и эпиграфа в тетради.

III . Презентация биографии Л.Н.Толстого – лекция учителя. Класс составляет краткий конспект лекции.

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.

“Радостный период детства”

Слайды 6–7.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Казанский университет

Слайд 8

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

“Война и свобода”

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег " (), "Рубка леса" (), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат " (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54 , и "Юность", 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

В кругу литераторов и за границей

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Заключительное слово учителя:

Л.Н.Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих произведениях он делиться своими открытиями и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Поэтому закончить этот урок я хотела бы словами А. Франса: “Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!”

Запись домашнего задания.

Использованная литература:

  1. Майорова О.Е. Лев Николаевич Толстой – Биография.
  2. Материалы сайта www.yasnayapolyana.ru.
  3. Большой энциклопедический справочник школьника по литературе. – М., 2005 г.

Художник, мыслитель, Человек. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической дворянской семье. «Матери своей я совершенно не помню. Мне было 1,5 года, когда она скончалась. …Она была нехороша собой, но хорошо образована для своего времени. Она знала…четыре языка…, хорошо играла на фортепиано, и … была большая мастерица рассказывать сказки» «Отец был среднего роста, хорошо сложенный, живой сангвиник, с приятным лицом и всегда грустными глазами. Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства, которое я видел в нем, увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним» Мать – княжна Мария Николаевна Волконская () Отец – граф Николай Ильич Толстой ()


Род Толстых Первые летописные упоминания о роде Толстых относятся к XVI веку. Петр Андреевич, первый из рода Толстых получивший титул графа, был соратником Петра I Толстые были в родстве с семьями прославленных деятелей русской истории и культуры: Пушкиным А.С., П.Я. Чаадаевым, декабристами С.Г. Волконским, С.П. Трубецким, А.И. Одоевским


Детство После смерти отца (1837 г.) воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».


Отрочество и юность Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. Два с половиной года он готовился к поступлению в университет. Решив стать дипломатом, Толстой держал экзамены на восточное отделение.


В Казани Он успешно выдержал экзамены по истории, географии, математике, статистике, русской словесности, логике, английскому, французскому, немецкому, латинскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам и поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года. Занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну


Из дневника Л.Н. Толстого Какая будет цель моей жизни в деревне в продолжение 2 лет? - 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в Университете. 2) Изучить практи- ческую медицину и часть теоретической. 3) Изу- чить языки: Французский, Русский, Немецкий, Английской, Итальянской, Латинской. 4) Изучить Сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить Историю, Географию и Статистику. 6) Изучить Математику, Гимнази- ческий курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достиг- нуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в Естественных науках. 11)Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать. 1847г.


Кавказ В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).


Крымская кампания В 1854 Лев Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в том числе издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов». В это время Толстой напишет: «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России»


В кругу литераторов В ноябре 1855, после войны, Л.Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» в который входили Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, И.А. Гончаров и другие. Л.Н.Тостого встретили как «великую надежду русской литературы» Однако в журнале Л.Н. Толстой работает недолго, и уже в 1856 году уезжает в Ясную поляну, а затем отправляется в поездку за границу.


Открытие школы В 1859 Лев Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В начале 1870-х гг. им были составлены «Азбука» и «Новая Азбука» для обучения детей грамоте.


Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей, с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, который испытывал бы при виде тонущих людей… Я хочу образования для народа…, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных,… Ломоносовых. А они кишат в каждой школе. Л. Толстой- А. А. Толстой. Декабрь 1874 года Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось ребят.


О творчестве Л.Н.Толстого Много лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и всё; он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература. Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ… М. Горький


Подведем итоги урока Интерпретируйте слова Л.Н. Толстого и о Л.Н. Толстом в рамках тех открытий, которые сделали на уроке. Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней Л.Н.Толстой Толстой действительно огромный художник В. Короленко Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного М. Горький Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слова которых – живая вода. К.Федин







Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта