Главная » Дом » Почему не разговаривали братья соломины. Каким на самом деле был милый доктор ватсон. Обучение и начало актерской карьеры

Почему не разговаривали братья соломины. Каким на самом деле был милый доктор ватсон. Обучение и начало актерской карьеры

Находясь на волосок от смерти, я видел туннель с ярким светом в конце. Двигался по нему, но не быстро - будто что-то мешало, не пускало...Потом всякий раз, когда выходил на сцену или знакомился с необыкновенным человеком, думал: «Вот и для этого тоже Господь сохранил мне жизнь...»

В начале девяностых рядом с Малым театром была устроена барахолка. Китайское тряпье висело даже на памятнике Островскому. Торговцы обтирали спинами только что покрашенные стены театра, оставляли после себя груды мусора. С утра до вечера - шум, гвалт, ругань. Случались и драки, в одной из которых был убит человек. В тот день, выйдя из театра, я пробирался сквозь строй торговцев к своей машине. Вдруг из припаркованного по соседству «мерседеса» выходят три парня - высокие, крепкие, красивые. Сразу понимаю, что имею дело со «смотрящими», которые контролируют рынок и собирают дань. Ребята почтительно здороваются, говорят обычные для поклонников слова, после чего спрашивают:

Может, есть проблемы?

Поблагодарив, указываю в сторону барахолки:

Вы же сами видите, что творится у храма искусства. Мы с таким трудом достали денег на ремонт, а все стены уже в темных пятнах.

Парни кивают:

Понятно.

Рынок, конечно, не убрали, но уже на другой день торговцы стояли в метре от стен театра и тряпки на бронзового Островского больше никто не вешал.

Некоторые из коллег, когда рассказывал об этой встрече, в ужасе округляли глаза: «Как ты не боялся с ними общаться?!»

Во-первых, ко мне эти парни отнеслись с уважением. Во-вторых, в детстве родители никогда не запрещали нам водиться с ребятами, которых сегодня назвали бы «неблагополучными». К слову сказать, многие из них впоследствии стали достойными людьми. Из детства я вынес и знание о том, что в преступном мире пустые обещания не в ходу. Вот и «смотрящие» за барахолкой тоже сдержали слово.

Мое первое воспоминание связано с арестом деда - маминого отца Анания Моисеевича Рябцева. Был канун какого-то праздника. Я проснулся от голосов и, путаясь в ночной рубашке, вышел из маленькой комнаты в коридор. Дед стоял в дверном проеме, одетый в длинное пальто. Рядом - чужие люди. Когда его уводили, он обернулся, сказал: «Берегите Юрочку» - и помахал рукой.

При нас с братом взрослые о деде не говорили - видимо из опасения, что я или Виталик поделимся семейной тайной с приятелями, а те станут тыкать пальцем во внуков «врага народа». И я до поры до времени держал давнее воспоминание при себе. Рассказал о нем только в 1956 году, когда приехал домой на каникулы и бабушка попросила проводить ее до прокуратуры: «Нужно получить документ». В учреждение она вошла одна, я остался на улице. Ждал долго, пока наконец бабушка не появилась в дверях, держа в руках листок бумаги. «Вот и все... - прошептала она. - Дедушку реабилитировали. Посмертно».

Тогда-то я и рассказал, каким дед остался в моей памяти. Грустно улыбнувшись, бабушка покачала головой: «Вряд ли ты можешь это помнить. Тебе два с половиной года было. Наверное, что-то такое в книжке прочитал или в кино видел».

В конце восьмидесятых, когда открыли архивы НКВД, забайкальские газеты стали публиковать дела репрессированных в тридцатые годы. Одна из статей была посвящена деду. Там было все: имя следователя, какие вопросы он задавал... Дед отвечал односложно или молчал. Он никого не оговорил, не предал, хотя протокол и заканчивался записью: «Был унесен в камеру». В материалах дела я нашел дату ареста - тридцатое декабря 1937 года. Выходит, это действительно случилось в канун праздника и запомнившееся прощание деда с семьей - не кадр из фильма. Допрос проводился в день ареста, а первого января 1938-го дед умер. Но родным сказали: приговорен к десяти годам без права переписки. Семья надеялась, что по окончании этого срока дед вернется или хотя бы напишет письмо. Конец надеждам положила та самая бумага из прокуратуры о посмертной реабилитации.

12 декабря отмечал день рождения Виталий Соломин.
Все его знают. Как и старшего брата Виталия Юрия.

Отношения между братьями всегда интриговали журналистов. Почему-то считалось, что последние годы они друг друга недолюбливали. Юрий Соломин всегда отзывался о брате с уважением, но при первой же возможности норовил со скользкой темы съехать.

Юрий старше на шесть лет и к тому моменту, когда Виталий приехал поступать в Щепкинское училище, уже его закончил. Виталий сам признавал, что в училище его приняли в немалой степени из-за уважения к брату, который был у педагогов на хорошем счету.

Итак, два брата - актера. Профессиональная ревность и конкуренция здесь почти неизбежны, но… Соломиным делить было нечего. Они оказались слишком разными по психотипу. Виталий не мог претендовать на роли Юрия и наоборот. Кроме того у обоих все начало складываться в кинематографе почти одновременно.
Юрий, сыграв Кольцова в «Адъютанте его превосходительства» стал любимым актером не только простых зрителей, но и высокопоставленных гэбешников. Пошли косяком роли чекистов, среди которых выделялся получивший «Оскара» фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала».

Что касаемо Виталия, то он после ряда заметных картин («Женщины», «Старшая сестра») нашел своего режиссера. Игорь Масленников подарил актеру всесоюзную славу, сняв в роли Ватсона. Не меньшим успехом пользовалась «Зимняя вишня».
Братья не раз снимались вместе: «Даурия», «Летучая мышь», «Сны о России».
Долгие годы они также работали в одном театре, - Малом. В 1986 году Виталий оттуда ушел в Театр имени Моссовета. Но в 1988 Юрий стал художественным руководителем Малого и уговорил брата вернуться.

Новое время возвело между братьями стену. Они были слишком разными, но в чем-то одинаковыми. Оба с «холодком», не любили пускать в душу посторонних. Оба максималисты, отстаивающие свое мнение до последнего.
Вот что рассказывала дочь Виталия.

«Они с Юрой дружили в детстве и юности, а потом их пути немного разошлись. Вне стен театра братья практически не общались. Юра к нам приходил, лишь пока была жива бабушка Зина. Кстати, она откровенно больше любила старшего сына. Показывая Юрины фотографии, всегда добавляла: «Какой красавец!» А папу считала внешне непримечательным. Когда я родилась, мама написала из роддома письмо: «У нас очень красивая девочка, копия Виталия». Бабушка засме-ялась: «Тоже мне красавец!»

Была у Виталия еще одна причина для недовольства. Он неоправданно много работал. Артист поставил под себя мюзикл «Свадьба Кречинского», - очень физически выматывающий человека, которому под шестьдесят. Играл он его без замены, хотя неоднократно просил ввести на эту роль кого-то еще. Руководство во главе с братом просьбы игнорило.
Ни к чему хорошему это не привело. Прямо во время спектакля Виталия свалил инсульт. Со сцены его отвезли в институт Склифосовского. Через месяц он умер.

В день его похорон я квасил с одним товарищем, который вдруг в лицах рассказал, что братья в тот злополучный день подрались. Ага, прямо перед выходом Виталия на сцену старший брат его побил. При этом, надо сказать, что товарищ мой от театральных дел далек неимоверно (в театре не был ни разу!). На мой вопрос, с какого перепугу он это взял, товарищ ответил: «Все говорят».

Не знаю, что там говорят все, но, сколько бы журналисты эту тему не мусолили, как бы не «кололи» Юрия каких-то жареных фактов не прибавляется.
Несколько лет назад один из блогеров, правда, выступил с утверждением, что братья банально не поделили дачу. Но и это, на мой взгляд, вилами по воде писано.
Но тема противостояния братьев Соломиных нет - нет да и мелькнет. Вон Валерий Баринов прямым текстом заявляет, - знаю, мол, по какой причине они друг с другом не разговаривали, но никому не скажу.
Выйдет ли когда правда наружу?
На месте Юрия Соломина я бы не молчал. Поскольку ведь понанесут к решеткам памяти посвящений и воспоминаний дрянь.


12 декабря Народному артисту России Виталию Соломину могло бы исполниться 75 лет, но 14 лет назад он ушел из жизни. Самыми известными его работами стали роли в фильмах «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Летучая мышь», «Сильва» и др. Обаятельный, восторженный и добродушный на экране, в жизни он был совсем другим. Его друзья и близкие утверждают, что за кадром он часто был угрюмым, замкнутым, бескомпромиссным и жестоким. Правда, таким же застенчивым, как и во многих своих фильмах.







Говорят, из-за непростого характера у Виталия Соломина даже был конфликт с родным братом, не менее известным актером Юрием Соломиным. Во всех интервью Юрий отказывался говорить о брате. Их семьи не общаются друг с другом. Зрители постоянно сравнивали братьев, хотя поводов для зависти или конкуренции между ними никогда не возникало – оба были в равной степени талантливы, успешны и популярны.





Андрей Кончаловский говорит, что Виталий Соломин был интровертом и испытывал трудности в общении. За это он и получил от него прозвище Каменный Цветок. Когда доктору Ватсону нужно было по сценарию поцеловать героиню, процесс застопорился – Соломин не мог преодолеть стеснение. Возможно, именно благодаря двойственности характера актеру одинаково хорошо удавались и комедийные, и драматические роли.





Ролью, которая принесла актеру всесоюзную популярность, стала роль доктора Ватсона. Поначалу у Виталия Соломина и Василия Ливанова на съемочной площадке отношения не ладились – оба отличались твердостью характера и упрямством, оба исполняли главные роли в фильме и считали нужным объяснять режиссеру и друг другу свое видение тех или иных сцен. Но в процессе съемок они превратились в настоящий творческий тандем, и после этого их самих и членов их семей связывали теплые дружеские отношения. Василий Ливанов признается: «В отношении к жизни мы совпадали очень во многом. Виталий делился со мной глубоко личными переживаниями, и я думаю, он ни с кем больше этими переживаниями не делился».





Почти всю жизнь прожив с одной женщиной – Марией Леонидовой, актер все же не отличался постоянством. Жена признается, что дважды ей пришлось прощать его измены. Во многом актер повторил судьбу своего героя из «Зимней вишни»: он тоже влюбился, будучи женатым, и тоже так и не решился уйти из семьи. У Соломина было два бурных романа с актрисами. Жена не только прощала, но и оправдывала мужа: говорила, что это было для него источником вдохновения.







При этом Соломин не умел демонстрировать свои чувства, особенно на людях. В семье был требовательным, категоричным и бескомпромиссным, диктовал свои условия и ожидал беспрекословного подчинения. Он настоял на том, чтобы его жена оставила актерскую профессию. Причем это условие он поставил, когда делал предложение. «Зарабатывать деньги, устраивать быт считалось его обязанностью. А моей – сделать так, чтобы всем членам семьи дома было хорошо. У нас был домострой, но по обоюдному согласию», – признается Мария. А однажды, когда жена после работы задержалась за разговором с подругой и не предупредила об этом, Соломин спустил ее с лестницы и захлопнул дверь перед ее носом.

«Я видел его вживую два раза, и ни я его не узнал, ни он меня. Потом стало понятно, что это был брат дедушки, но общения у нас никакого не было», – рассказал Кирилл. Раньше братья хорошо общались, ходили друг к другу в гости. После того, как их мама Зинаида Ананьевна ушла в мир иной, они перестали поддерживать связь. Женщина всю жизнь пыталась сблизить двух сыновей, часто приглашала их на семейные праздники.

capelino.com

«Они общались, когда была бабушка жива. Ходили друг к другу в гости, Юра к нам приходил: один и с семьей», – рассказала дочка Виталия Соломина, Елизавета.


1tv.ru

Сам Юрий Мефодьевич утверждает, что они с братом никогда не соревновались и не завидовали друг к другу. Всем хватало ролей в фильмах. Виталию Соломину было под силу играть комедийных персонажей, а Юрию – драматических. Вся страна любила актеров и никогда не сравнивала их. Каждый смог внести свой вклад в отечественный кинематограф.


trust.ua

«Виталий – он несерьезный человек. Когда он что-то говорил серьезно, всегда казалось, что несет какую-ту «пургу» сознательно. Вот эта готовность к улыбке, – она давала ему определенный шарм и обаяние. Его старший брат – артист драматический, у него с комедией сложнее», – подытожил Андрей Кончаловский.

Очень жаль, что в этой жизни, братья так и не смогли помириться.

Начало карьеры Виталия Соломина

Виталий Мефодьевич Соломин родился в городе Чита. Его родители Зинаида Ананьевна и Мефодий Викторович были профессиональными музыкантами. У Виталия был старший брат Юрий. Семья Соломиных проживала в деревянном доме. С детства Виталий Соломин увлекался чтением, его любимым писателем был Конан Дойль. По вечерам Виталий любил сидеть с книгой и кружкой чая возле горячей печки, положив на неё ноги.

Родители мечтали видеть сына пианистом, под их руководством он пять лет обучался игре на фортепиано. Сам он терпеть этого не мог, мечтая о том, чтобы этот ненавистный инструмент поскорее развалился. Однажды в сильный мороз мальчик отправился в музыкальную школу, подойдя к двери, он не смог открыть её. От холода дверь заклинило.

Виталий Соломин - Песня о дружбе

Счастливый Виталий вернулся домой и заявил родителям, что школу закрыли. Родители поняли, что музыкант из их сына не получится и позволили ему заниматься чем вздумается. Он принял решение заняться спортом, стал посещать все спортивные кружки, которые только были в Чите. Виталий занимался одновременно в волейбольной и баскетбольной секции, лёгкой атлетикой, гимнастикой, боксом.

В 1959 году Соломин окончил школу, в том же году в Читу приехала комиссия из театрального училища имени М. С. Щепкина, с целью набора курса из Сибирской молодёжи. Виталий решил пройти собеседование и произвёл приятное впечатление на комиссию. В результате он принял решение поехать в Москву для поступления в училище, которое к тому времени уже окончил его старший брат – Юрий. Отец поддержал его решение.

По приезду в Москву Соломин поступил в училище в группу народного артиста СССР Н. А. Анненкова.

Малый театр

Начиная со второго курса Виталия Соломина стали приглашать репетировать и играть роли в постановках Малого театра. Окончив училище в 1963 году, он стал работать актёром Малого театра. На сцене театра Соломин исполнил большое количество ролей, среди которых роль Бориса Ермакова в спектакле «Твой дядя Миша» Г. Мдивани, Ипполита в пьесе Александра Островского «Не всё коту масленица», Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума», Фиеско в «Заговор Фиеско в Генуе», Хлестаков в «Ревизоре» Гоголя, Протасов в пьесе Льва Толстого «Живой труп».

В 1987 году из-за разногласий с руководством Соломин решил уйти в Театр имени Моссовета. В котором он успел сыграть в спектакле «Печальный детектив» по пьесе В. Астафьева. В 1989 году в Малом театре поменялось руководство, художественным руководителем стал Юрий Мефодьевич Соломин. Виталий, следуя уговорам старшего брата, вернулся в Малый театр. По возвращении он поставил спектакль «Дикарка» по пьесе А. Н. Островского, в котором сам сыграл в роли Ашметьева. Позже были роли Астрова в «Дяде Ване» Чехова и Кречинского в мюзикле А. Колкера «Свадьба Кречинского».

Роли Виталия Соломина в кино

Ещё с 1963 года Виталий Соломин стал сниматься в кино. Его дебютом стала роль Боярцева в фильме «Улица Ньютона, дом 1». Затем последовали роли Вележина в фильме «Председатель», Левадов в х/ф Любимая, главная роль в Жени в фильме «Женщины», Кирилл в киноленте «Старшая сестра».


Самой любимой для актёра была роль доктора Ватсона в сериале о Шерлоке Холмсе, которая принесла ему настоящую популярность. Также весьма успешной стала роль в фильме «Зимняя вишня», где Соломин сыграл Вадима Дашкова. Фильмография Виталия Соломина насчитывает более пятидесяти картин, которые принесли ему большую популярность и зрительскую любовь. С большим удовольствием он принимал участие в музыкальных фильмах «Летучая мышь» и «Сильва».

В 1995 году Виталий Мефодьевич решил попробовать себя в качестве кинорежиссера, снял полнометражный фильм «Охота» по повести Е.Салиаса де Турнемира «Крутоярская царевна».

Одной из последних актёрских работ Соломина стала роль Кшижановского в многосерийном фильме «Пан или пропал». За эту роль он получил приз «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль.

Личная жизнь Виталия Соломина

Первой женой Виталия Соломина была актриса Наталья Владимировна Рудная. Их брак продлился не долго. Будущая вторая жена Мария Леонидова была студенткой текстильного института. Ассистентка режиссёра Тодоровского заметила её на улице и предложила участвовать в пробах на роль в фильме «Городской романс». Соломин также участвовал в этих пробах, так они и познакомились.

Интервью с Виталием Соломиным

После неудачного первого брака Виталий Мефодьевич не собирался жениться в следующие десять лет. Но Мария настолько ему понравилась, что он решил упускать её нельзя, такую женщину ему не встретить больше. Соломин долго и с размахом ухаживал за Леонидовой, дарил цветы, приглашал в рестораны и театр. 28 октября 1970 года состоялась их свадьба. В 1974 году у них родилась дочь Анастасия, а в мае 1984 года - дочь Елизавета. После окончания текстильного института Мария Леонидова работала художником-модельером в Доме моделей и участвовала в выпуске модных журналов.

Последний спектакль Виталия Соломина

24 апреля 2002 года Виталий Мефодьевич должен был играть в спектакле «Свадьба Кречинского». В этот день актёр чувствовал себя неважно, но всё равно решил выйти на сцену. Он смог сыграть лишь первый акт спектакля, потом его самочувствие сильно ухудшилось. Со сцены его унесли на руках. Виталия срочно доставили в больницу, там был поставлен диагноз – инсульт. Затем его перевели в реанимационное отделение с диагнозом "кровоизлияние в мозг". Около месяца актёр находился в больнице, долгое время находился без сознания, иногда приходя в себя. А 27 мая 18 часов 30 минут он скончался.

Прощание с актёром Виталием Соломиным состоялось 31 мая в здании Малого театра. В тот же день он был похоронен на Ваганьковском кладбище города Москвы, на участке № 24.

Призы и награды Виталия Соломина

Виталий Соломин за свою жизнь получил различные награды, звания. Заслуженный артист РСФСР 1974 года, народный артист РСФСР 1992 года. В 1977 году за роль в спектакле "Любовь Яровая" Виталий Соломин был удостоен Золотой медали имени А.Д. Попова. 25 октября 1999 года был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Удостоился приза «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль в фильме «Пан или пропал».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта