Главная » Красота и здоровье » Жанры музыкальных произведений. Основные музыкальные жанры. Жанры инструментальной музыки

Жанры музыкальных произведений. Основные музыкальные жанры. Жанры инструментальной музыки

Музыкальных жанров и направлений великое множество. Если начать перечислять жанры музыки - список будет просто бесконечным, поскольку на границах разных стилей из года в год появляются десятки новых музыкальных течений. Это связано с развитием музыкальных технологий, новыми наработками в сфере звукоизвлечения, саунд-продюсирования, но в первую очередь - с потребностью людей в неповторимом звучании, с жаждой новых эмоций и ощущений. Как бы то ни было, существует четыре широких музыкальных направления, которые так или иначе породили все остальные стили. Между ними также нет четких границ, и всё же производство музыкального продукта, содержание песен и структура аранжировок заметно отличаются. Так какие бывают жанры вокальной музыки, по крайней мере, основные?

Pop

Поп-музыка - это не только направление, но и целая массовая культура. Песня - это единственная форма, которая приемлема для поп-жанра.

Ключевые моменты в создании pop-композиции - это наличие максимально простой и запоминающейся мелодии, построение по принципу куплет-припев, а в звучании на первый план выносится ритм и человеческий голос. Цель, с которой создается поп-музыка, - сугубо развлекательная. Исполнителю в стиле поп не обойтись без шоу-балета, постановочных номеров и, конечно, дорогостоящих видеоклипов.

Поп-музыка - коммерческий продукт, поэтому она постоянно меняется по звучанию в зависимости от стиля, находящегося на пике популярности. Например, когда в США в фаворе был джаз, то популярными становились исполнители вроде Фрэнка Синатры. А во Франции в чести всегда был шансон, поэтому Мирей Матье, Патрисия Каас - это своеобразные французские поп-иконы. Когда наблюдалась волна популярности рок-музыки, поп-исполнители широко использовали в своих композициях гитарные рифы (Michael Jackson), потом была эпоха смешения поп и диско (Madonna, Abba), поп и хип-хопа (Beastie Boys) и т. д.

Современные мировые звезды (Madonna, Britney Spears, Beyonce, Lady Gaga) подхватили волну ритм-энд-блюза и развивают её в своем творчестве.

Rock

Пальма первенства в рок-музыке отдается электрогитаре, а изюминкой песни как правило становится экспрессивное соло гитариста. Ритм-секция - утяжеленная, а музыкальный рисунок зачастую усложнен. Приветствуется не только мощный вокал, но и владение техникой расщепления, скриминга, гроула и всевозможных рыков.

Рок - это сфера экспериментов, выражения собственных мыслей, порою - революционных суждений. Проблематика текстов достаточно широкая: социальное, политическое и религиозное устройство общества, личные проблемы и переживания. Сложно представить рок-исполнителя без собственной группы, поскольку выступления осуществляются только вживую.

Самые распространенные рок-жанры музыки - список и примеры:

  • рок-н-ролл (Элвис Пресли, The Beatles);
  • инструментальный рок (Джо Сатриани, Фрэнк Заппа);
  • хард-рок (Led Zeppelin, Deep Purple);
  • глэм-рок (Aerosmith, Queen);
  • панк-рóк (Sex Pistols, Green Day);
  • ме́тал (Iron Maiden, Korn, Deftones);
  • (Nirvana, Red Hot Chili Peppers, 3 Doors Down) и т. д.

Jazz

Описывая современные жанры музыки, список стоило бы начать именно с джаза, поскольку он оказал огромное влияние на развитие и других направлений, в том числе pop и rock. Джаз - музыка, в основу которой легли африканские мотивы, привезенные в Соединенные Штаты из Западной Африки темнокожими рабами. За столетие своего существования направление существенно трансформировалось, но что неизменно, так это страсть к импровизации, свободный ритм и широкое использование Легендами джаза считаются: Ella Fitzgerald, Louis Armstrong, Дюк Эллингтон и др.

Electronic

XXI век - эра электроники, а электронное направление в музыке сегодня занимает одну из лидирующих позиций. Здесь ставки делаются не на живые инструменты, а на электронные синтезаторы и компьютерные эмуляторы звука.

Вот самые популярные и востребованные электронные жанры музыки, список которых даст вам общее представление:

  • ха́ус (David Guetta, Benny Benassi);
  • техно (Adam Beyer, Juan Atkins);
  • дабстеп (Skrillex, Skream);
  • транс (Paul van Dyk, Armin van Buuren) и т. д.

Музыкантам неинтересно придерживаться рамок стиля, так что соотношение исполнителей и стилей всегда достаточно условное. Жанры музыки, список которых не исчерпывается вышеперечисленными направлениями, в последнее время имеют тенденцию терять свои характерные особенности: исполнители смешивают музыкальные жанры, в музыке всегда есть место удивительным открытиям и уникальным находкам, а слушателю интересно каждый раз знакомиться с очередными музыкальными новинками.

Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.

Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.

Что такое музыкальный жанр?

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Какие бывают жанры музыки: классификация

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

  • инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
  • вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

  • обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
  • массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
  • концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
  • театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей , которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)

Названия жанров

О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).

Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.

Вместо заключения

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.

Музыкальное произведение в широком понимании можно назвать пьесой, которая есть результат деятельности композитора. Она характеризуется внутренней завершенностью, индивидуальностью содержания и формы, фиксацией нотной записи для дальнейшего исполнения. А понятие «жанры музыкальные» используют для характеристики различных произведений.

Список основных музыкальных жанров и их краткое описание

  1. Авторская песня – жанр, в котором исполнитель является одновременно автором музыки и слов.
  2. Блатная песня – воспевает нравы и быт уголовной среды.
  3. Блюз – жанр, зародившийся среди африканских рабов на хлопковых плантациях США.
  4. Джаз – музыкальный жанр, синтезированный из африканской и европейской культур.
  5. Европейская музыка – общее понятие для музыки стран Европы.
  6. Индийская музыка – относят к древним жанрам, музыка народов Индии.
  7. Кантри – так называемая сельская музыка, является разновидностью североамериканской музыки.
  8. Латиноамериканская музыка – название, обобщающее жанры Латинской Америки.
  9. Поп музыка, разделяющаяся на диско, поп и легкую музыку. Диско является танцевальной, поп – популярная музыка масс, легкая музыка содержит в основном простые запоминающиеся мелодии.
  10. Рок музыка – общее название для нескольких видов этой ритмичной музыки. К ним относятся такие жанры музыкального искусства как кантри-рок, сатерн-рок, хартленд-рок, гаражный рок, серф-рок, инструментальный рок, фолк-рок, блюз-рок, рок-н-ролл, психоделический рок, мерсибит, прогрессивный рок, экспериментальный рок, глэм-рок, хардкор, паб-рок. Существуют так же хард-рок, панк рок, скиффл, бард-рок, японский рок, метал, пост-панк, стоунер-рок, альтернативный рок, пост-рок, а еще new wave и no wave.
  11. Романс – спетое под музыку небольшое стихотворение с лирическим содержанием.
  12. Ска – стиль с ритмом 2 на 4, четные удары барабанов подчеркивает гитара, а нечетные – контрабас или бас-гитара.
  13. Хип-хоп – стиль рабочего класса из Нью-Йорка 1974 года.
  14. Шансон – в основе своей имеет французские корни с исполнением в стиле кабаре.
  15. Электронная музыка – создают при помощи электронных музыкальных инструментов.

По способу исполнения жанры музыкальные делятся на вокальные, сольные и вокально-инструментальные.

Жанры музыкальных произведений

У музыкальных произведений тоже есть свои жанры. Как и жанры музыкальные они имеют довольно длинный список.

  1. Ариозо – маленькая ария.
  2. Ария – исполняемый певцом эпизод в опере или другом похожем произведении в оркестровом сопровождении.
  3. Баллада – инструментальные сочинения; сольные вокальные сочинения с текстами стихотворных произведений.
  4. Балет – сценическое искусство, в котором повествование ведется при помощи танца.
  5. Блюз – песня джазового направления с грустным содержанием.
  6. Былина – песенный рассказ в русском народном стиле.
  7. Водевиль – театральная пьеса с веселым и шутливым содержанием.
  8. Гимн – песня, исполняемая в торжественной обстановке.
  9. Джаз – танцевальная музыка с импровизационными моментами.
  10. Диско – ритмичный, упрощенный музыкальный стиль.
  11. Инвенция – музыкальная пьеса с оригинальной находкой мелодического развития.
  12. Интермедия – маленькая музыкальная пьеса.
  13. Интермеццо – свободной формы пьеса или же самостоятельный эпизод в оперетте и других произведениях музыки.
  14. Кант – разновидность многоголосной песни.
  15. Кантата – торжественно исполняемое вокально-инструментальное произведение.
  16. Марш – музыкальное произведение с ритмичными моментами.
  17. Мюзикл – музыкальное сочинение с элементами оперетты, оперы, балета и эстрадной музыки.
  18. Ода – посвящение в музыкальном стиле.
  19. Опера – музыкальная постановка.
  20. Оперетта – комедийная музыкальная постановка.
  21. Оратория – предназначена для хорового исполнения.
  22. Песня – музыкальная форма стихотворения.
  23. Пьеса – небольшое музыкальное произведение с началом и концом.
  24. Реквием – хоровое произведение траурного характера.
  25. Романс – произведение лирического исполнения.
  26. Серенада – песня в честь возлюбленной.
  27. Симфония – оркестровое музыкальное произведение.
  28. Туш – небольшое музыкальное приветствие.
  29. Фуга – произведение с многократным повторением темы.
  30. Элегия – печальная музыкальная пьеса.
  31. Этюд – произведение с виртуозными пассажами.

Музыкальные жанры постоянно обновляются и развиваются. На них влияют изменяющиеся условия жизни.


В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, баллада; в изобразительном искусстве – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке опера, симфония и так далее.

Род произведений в пределах какого-то искусства называют французским словом жанр (gеnre) – род, вид.
Не все музыкальные жанры возникли в одно время. Опера, например, родилась в Италии в конце XIX века, а симфоническую поэму создал в середине XIX века Ференц Лист.
За время своего существования различные жанры сильно изменились, но все сохранили при этом свои основные признаки. Так, опера – это произведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и исполняется артистами певцами и оркестром. Ее не спутаешь с балетом и симфонией. Но ведь и оперы бывают разные: исторические, героические, комические, лирические. Все они имеют свои характерные черты, хотя принадлежат к одному и тому же оперному жанру. И тогда, когда нам надо уточнить, о каком именно виде оперы идет речь, мы снова, но в более узком значении слова, употребляем термин «жанр».
Мы говорим: жанр лирической оперы, жанр музыкальной драмы, жанр эпической оперы... Внутри общего понятия (жанра) вокальной музыки мы различаем жанры романса, песни и т.д.
Есть у этого термина еще одно значение. Может быть, вам приходилось слышать, как о художнике говорят: он жанрист. Это значит, что художник создает картины на бытовые сюжеты. Такие картины писал, например, В. Петров. Из живописи слово жанр в таком значении перешло в другие искусства, в том числе и в музыку. Если мы говорим о каком-нибудь произведении: в нем есть жанровые эпизоды это значит, что композитор ввел в него песню, танец или марш. Симфония

Симфония на греческом языке означает созвучие. Оно употребляется не только применительно к оркестру, к музыке. Например, русский поэт Бальмонт в осенней красоте природы видел «симфонию красок и шелестов». Симфония в музыке это большое произведение, написанное для симфонического оркестра. Слушая симфонию, мы не знаем, о чем грустит композитор, мы грустим о своем. Мы не знаем точно, какие картины природы вставали перед его глазами. При звуках музыки оживает то, что мы сами видим.
Симфония имеет несколько частей (Прослушивание симфонии N6 П.И.Чайковского). Композиторы писали концерты для симфонического оркестра и какого-нибудь инструмента. Опера

Опера – это спектакль, в котором действующие лица не говорят, а поют. Опера, как и пьеса, один из видов театрального искусства.
Музыка – главное в опере.
Чтобы сказка могла идти на сцене, ее переделывают в «оперную пьесу» – пишут либретто.
Все свои мысли действующие лица передают пением. Когда на сцене поет один из героев, мы это называем арией или ариозо. Если поют двое – это дуэт, трое – трио, четверо – квартет.
Иногда раскрыть более полно содержание произведения помогают танцевальные эпизоды. Тогда в опере появляются балетные сцены.
С помощью музыки композитор создает в опере не только портреты действующих лиц, но целые картины.
Большинство опер начинаются с увертюры. Слово «увертюра» французское и означает открытие. Ее исполняет оркестр до открытия занавеса. В увертюре заложены ведущие мелодии оперы. Перед 1 и 2 действием звучат «антракты» (музыкальные вступления).
Итак, главное в опере – музыка, звучание оркестра и голосов. Но опера – это и драма, и танец, и живопись, слитые воедино. Именно поэтому опера производит особенно сильное впечатление на слушателей, является самой понятной формой серьезной музыки. Балет

Балет – это вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. На основе общего драматургического плана (сценария) балет соединяет музыку, хореографию (танец и пантомима) и изобразительное искусство (декорация, костюм, освещение и др.) Разные эпохи рождали различные творческие содружества композитора и хореографа, свои виды взаимодействия музыки и хореографии. Иногда музыка в балете является лишь аккомпанементом, в других случаях хореография стремится раскрыть глубокое содержание музыки.
Современный европейский балет возник в эпоху Возрождения. Появилось слово «Балет», которое тогда обозначало композицию, передававшую в танце не сюжет, а свойство или состояние характера. Искусство зрело внутри других форм: шествий, маскарадов, конных турниров, торжественных трапез. К концу XV века балет входил в зрелища, созданные известными поэтами и художниками.
К XVI веку – в Англии получил развитие жанр маски.
В XVIII веке балет как спектакль начал утверждаться в театрах Вены, где на основе сценария и музыки развивалось чисто хореографическое действие.
Балет существовал в Германии, Швеции, Голландии. Формы балета, заимствованные у итальянцев и французов обогащались национальными колоритами.
К середине XIX века стабилизировалась форма многоактного спектакля и формы балетной музыки (общие танцы, завершающие акт или спектакль, шествия-ярмарки, вальсы, польки, галопы), а также структура танцев солистов.
К началу ХХ века эстетика балетного академизма достигла вершины в произведениях великих русских мастеров (А.А. Горский, М.М. Фокин), на творчество которых влияло искусство А. Дункан, американской танцовщицы, сторонницы свободного танца.
К концу 1950 года балет получает широкое распространение во всех странах мира.

Самая общая характеристика жанров, непосредственно обращающаяся к их содержанию, дается уже в названиях: лирическая, драматическая, эпическая музыка. Сюда же относится и программная музыка.

Для более конкретных жанровых характеристик исторически выработалось очень много специальных названий. Соната, симфония, увертюра, сюита, концерт, поэма, фантазия, баллада – все это жанровые названия более или менее крупных произведений.

Опера, кантата, оратория, симфония – здесь подразумеваются не только исполнительские средства но и сущность этих жанров.

Более определенная жанровая характеристика дается двойными названиями. Например, лирико-психологическая, эпическая, опера или симфония; пасторальная соната или драматическая поэма.

Бесчисленны жанровые названия произведений меньшего масштаба. Например, песни без слов у Мендельсона; прелюдии, этюды, ноктюрны, баллады у Шопена; рапсодии у Листа; этюды-картины у Рахманинова, сказки у Метнера и Прокофьева.

Некоторые из этих названий носят общий характер, в других дается более конкретная жанровая характеристика. Например, французские и английские сюиты Баха, «Норвежские танцы» Грига, «Итальянское каприччио» Чайковского, «Арагонская хота» Глинки.

В творчестве романтиковвстречаютсясамые разнообразные программные названия с более индивидуализированной жанровой характеристикой. Программность – характернейшая черта романтической эпохи. Обращение к программности вызвана стремлением композиторов–романтиков непосредственно выразить языком музыки конкретный замысел, образ, характер, сблизить музыку с другими искусствами, литературой, живописью. Сложность отражаемых явлений, новизна средств и форм – все это требовало авторских указаний, которые направляли бы внимание и помогли правильно осознать смысл произведения. Композиторы по-разному воплощали это общее стремление. Берлиоз сам писал для своих симфоний развернутую программу, наподобие оперного либретто. Произведения Листа навеяны образами мировой литературы и принимали их же названия. Например, симфонии «Фауст» (каждая часть имеет название: «Фауст», «Гретхен», «Мефистофель»), «Данте» по «Божественной комедии» Данте; симфонические поэмы «Орфей» - античная мифология, «Гамлет» по Шекспиру, «Битва гуннов» по фреске немецкого художника Кацльбаха. Шуман придумывал характерное для данной пьесы название, указывающее на конкретное содержание, или выражал в заголовке общую поэтическую идею, замысел. Например, фортепианные циклы «Бабочки», «Цветы». А иногда, детализируя содержание, дает каждой пьесе цикла индивидуальный заголовок. Это относится к миниатюрам «Пьеро», «Приятные встречи», «Нежные признания», «Кокетка» и т.д., входящим в фортепианный цикл «Карнавал».


В беспрограммной музыке наиболее определенны названия танцевальных жанров. Шопен в своем фортепианном творчестве ограничивался лишь определением жанра произведения: ноктюрн, баллада, полонез, мазурка, вальс.

Жанр, как обобщение музыкально – общественной практики, является существенным средством выражения художественного образа в музыкальной литературе. Например:

В творчестве Бетховена и Шуберта большое значение приобрел маршжанр, связанный с эпохой французской революции, революционного движения масс, с эпохой наполеоновских войн;

Народно-песенные и танцевальные жанры в творчестве русских композиторов XIX-XX веков. Например: танец «мазурка» - как средство создания национального колорита – Глинка. Опера «Иван Сусанин», II действие; частушки – как средство музыкальной характеристики образа в связи с текстом в песне – Свиридов. Поэма «Памяти С.Есенина», VII часть «Крестьянские ребята».

С изменением содержания общественной мысли меняются и типичные для того или иного времени музыкальные жанры – отмирают одни (например, грегорианский хорал, ричеркар) и появляются другие (авторская песня, рок-опера).

Музыкальное произведение, как и произведение любого другого вида искусства, являет собой единство содержания и формы.

I вариант

Содержание музыки – отображение реальной действительности в специфических музыкальных образах. Художественные и в т.ч. музыкальные образы возникают в творческом воображении не сами по себе, а в результате восприятия действительности. Это восприятие не переносит автоматически явления действительности в искусство (натурализм), а претворяет их в художественные образы путем творческой переработки жизненных впечатлений. Поэтому художественное отображение действительности (даже в изобразительном искусстве) – отображение обобщенного отношения художника к действительности, его мировоззрение.

Музыкальные образы – результат такого рода чувственного обобщения, протекающего в духовном мире человека и создающего почву как для творческого воображения композитора, так и для этического восприятия слушателя. Муз. образ рождается уже в музыкальном обличии и воспринимается как явление музыкального порядка. Поэтому музыкальные образы - не только порождение реальной действительности, но и продукт музыкальной культуры со всеми ее исторически развивающимися музыкальными выразительными средствами, образующими «музыкальный язык».

II вариант

Действительность находит отражение в искусстве в форме художественных образов . Основные черты художественного образа обычно даются в начале произведения, но полностью художественный образ раскрывается в процессе развития содержания. Первоначальное изложение художественного образа в музыке называется музыкальной темой (построение, которое служит поводом для дальнейшего процесса развития).

Понятие музыкальной формы имеет два значения: широкое, общеэстетическое и узкое, технологическое.

В широком смысле – форма представляет собой целостную организованную систему музыкальных выразительных средств, с помощью которых воплощается содержание произведения (совокупность музыкально-выразительных средств, раскрывающих идейно-образное содержание произведения). Компонентами музыкальной формы в этом значении являются не только структура (тип композиции) произведения в целом и его частей, но и фактура – способ изложения музыкального материала- (мелодика, гармония, ритм – в их единстве), тембровые и регистровые средства, динамические оттенки, темп, способы звукоизвлечения и.т.д.

В узком смысле – структура произведения (тип композиции – строение музыкального или другого художественного произведения, возникающее на основе взаимосвязи его важнейших элементов. Композиция произведения целенаправленна и помогает выражению замысла композитора); построение музыкального произведения, соотношение его частей.

I вариант

Музыкальное развитие в произведении непрерывно . Непрерывность поддерживается внутренней динамикой, вызывающей постоянное ожидание дальнейшего развития, вплоть до его окончательного завершения.

В тоже время музыке свойственна членораздельность , расчлененность посредством кадансов, остановок на крупных длительностях, пауз. Эти музыкальные знаки препинания, образующие закругленность, завершенность отдельных построений, называются цезурами (момент раздела между любыми частями формы).

Благодаря сходству в этом отношении со словесной речью (главы, абзацы, фразы и даже слова) музыкальное развитие называется музыкальной речью (фразы, предложения, период).

Главные признаки цезуры:

Остановка на продолжительном звуке;

Повторность мелодико-ритмических фигур;

Смена динамических оттенков, регистров и т.д.

Цезура обычно яснее всего выражена в главном голосе.

Часть формы, отграниченная цезурами, называется построением (независимо от продолжительности – от такта до сотен тактов). Части формы, т.е. построения, отделенные друг от друга цезурами, в то же время находятся в единстве, благодаря которому вместе образуют музыкальное целое .

Подразделение относительно законченной музыкальной мысли на части и их соподчинение друг с другом (единство) – музыкальный синтаксис.

II вариант

Синтаксис (греч. – составление) – это область в грамматике, посвященная изучению смысловых связей в словесной речи, учение о словосочетании, о предложении.

В музыке также существуют связи между отдельными звуками, образующими музыкальные фразы, между самими фразами. Связи эти возникают на основе лада, метроритма, формы мелодического движения и т.д. – все это говорит о синтаксисе музыкальной речи.

Музыкальное произведение можно сравнить с литературным произведением. Рассказ, роман – имеет замысел, идею и содержание, которое становится явным при постепенном изложении. При этом каждая мысль высказывается в завершенных предложениях, которые отделяются друг от друга точками. В предложении его части – запятыми.

В музыкальном произведении содержание также излагается не в непрерывном потоке звуков. Слушая музыку, мы воспринимаем в ней моменты членения – цезуры. Цезура – момент, в котором происходит отделение одного построения от другого. Цезуры имеют характерные признаки:

Смена регистров, фактуры, мелодического движения, темпа, тембра;

Появление нов. мелодического материала или его повторение;

Цезура между построением и его буквальным или варьированным построением.

Подобно тому как в разговорной речи мысль выражается предложениями, которые состоят из отдельных слов, так и в мелодии предложения делятся на более мелкие структуры – фразы и мотивы (составные элементы музыкальных форм, ячейки, образующие основу мелодии).

Мотив – наименьшая часть мелодии, неделимая ячейка музыкальной речи, которая имеет определенное выразительное значение и которую можно узнать при ее появлении.

Моцарт. Симфония № 40, гл.п.;

Чайковский «Немецкая песенка» (д.а.);

Чайковский. Май. «Белые ночи» (д.а.);

Гайдн. Менуэт;

Моцарт. Менуэт;

Перселл. Ария;

Мордасов. Старый мотив.

Последования 2-3- мотивов образуют относительно замкнутое построение - музыкальную фразу. Фразы в свою очередь соединяются, и последование 2-х фраз составляет еще более крупное построение, называемое предложение . Последование 2-х предложений составляет законченный раздел, который называется периодом – проста одночастная форма .

Многие мелкие пьесы представляют собой период. Но большей частью музыкальные произведения состоят из цепи периодов.

Так последование двух периодов образует простую двухчастную форму (А+А 1 , А+В). В вокальной музыке такая форма называется куплетной .

- Чайковский. Май. «Белые ночи» (д.а.) - А+В ;

Майкапар. В садике - А+В;

Шуман. Марш - А+В;

- Шульгин. Марш октябрят- А+В;

- Гендель. Менуэт -А+А 1 ;

- Перселл. Ария- А+А 1 ;

- Бах. Ария- А+А 1

Трехчастная форма состоит из трех разделов (чаще всего - трех периодов): 1-й и 3-й разделы одинаковы; средний – либо продолжает развитие тематического материала 1-й части, либо строится на новом, часто контрастном материале (А+А 1 +А, А+В+А).

Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» (д.а.) - А+А 1 +А;

Чайковский. «Новая кукла» (д.а.) - А+А 1 +А;

Чайковский. «Жаворонок» (д.а.) - А+А 1 +А;

- Моцарт. Менуэт - А+А 1 +А;

Чайковский. «Сладкая греза» (д.а.) - А+В+А;

- Рубинштейн. «Мелодия» - А+В+А;

- Мусоргский. «Баба-Яга», «Балет невылупившихся птенцов» («Картинки с выставки») – сл. 3-хчастная с контрастной серединой;

Григ. «Шествие гномов»- сл. 3-хчастная с контрастной серединой;

- Прокофьев. Танец рыцарей - сл. 3-хчастная с контрастной серединой;

- Моцарт. Симфония № 40, III ч. - сл. 3-хчастная с trio

Вариации – музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких ее повторений в измененном виде (А+А 1 +А 2 +А 3 …).

- Гендель. Пассакалия g moll – 2957 (basso ostinato);

Моцарт. Вариации на тему франц. Песенки. – 572;

Григ. В пещере горного короля – 3641 (soprano ostinato);

Равель. Болеро – 3139 (двойные вариации);

Глинка. Камаринская - 3578 (двойные вариации)

Шостакович. Симфония № 7, I ч., эпизод нашествия – свободные вариации на неизменную тему

Рондо (фр. – хоровод, хождение по кругу) – музыкальная форма, состоящая из многократного повторения одной темы – рефрена (тема проводится не мене 3-х раз), с которым чередуются разделы иного содержания – эпизоды . Форма рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы замкнутый круг (А+В+А+С+Д+А).

Куперен. Чакона «Любимая» - 2874;

Моцарт. Ариозо Фигаро «Мальчик резвый…», I д. «Свадьба Фигаро» -

Глинка. Романс «Ночной зефир» -

Глинка. Рондо Фарлафа, II д. «Руслан и Людмила» –

Бородин. Плач Ярославны, IV д. «Князь Игорь» -

Прокофьев. «Джульетта – девочка» -

Мусоргский. «Картинки с выставки» - рондо с чертами сюитности.

Крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом, относятся к циклическим формам.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта