Главная » Красота и здоровье » Резьба по дереву как называется. Как сделать декоративную тарелку из дерева: мастер-класс. Рельефная резьба в плоскостном исполнении

Резьба по дереву как называется. Как сделать декоративную тарелку из дерева: мастер-класс. Рельефная резьба в плоскостном исполнении

Резьба по дереву

Современная резьба

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
  5. Резьба бензопилой (Выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы.)

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Ореховое дерево

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную , имеет два подвида:

  • Прорезная резьба - (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной .

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба - самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба - основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба - имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур , среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
  • чернолаковая резьба - фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно . Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном - можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.
  • плоскорельефная резьба с выбранным фоном - та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
  • абрамцево-кудринская резьба (кудринская) - зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом - вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.
  • резьба «Татьянка» - этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся стиль в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент . Характерной особенностью является отсутствие фона как такового - один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.

Скульптурная резьба

Марка СССР, 1979 г., богородская резьба

Отличительная особенность - наличие скульптуры - изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.

Отдельным подвидом её считается богородская резьба . Так же разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто. Резьба бензопилой - прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.

См. также

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Резьба по дереву" в других словарях:

    резьба по дереву - Дерево в искусстве с древнейших времён применяется в архитектуре, скульптуре, декоративно прикладном искусстве, особенно народном (утварь, мебель, нередко тонировавшиеся или украшавшиеся резьбой, интарсией, росписью, позолотой и т.д.)...… … Словарь храмового зодчества

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С… … Энциклопедический словарь

    ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5 20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы растительный орнаментЭнциклопедический словарь

    ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух, трех, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций.… … Энциклопедический словарь

Как стать резчиком.
Обучение начинается с Вашего желания познать ремесло резчика. Как только Вы начали искать себе учителя, Вы сделали первый и главный шаг. Когда Вы переступили порог мастерской, Вы сделали второй важный шаг. Дальше нужно лишь не сбиться с выбранного пути. Чтобы начать резать, Вам нужно одно - решимость это сделать.

Где идут уроки резьбы
Занятия проходят у меня дома в небольшом помещении. Поэтому максимальное количество, одновременно занимающихся учеников, всего 5 человек.

Начинаем
Наша резьба начинается с «трехгранно-выемчатой геометрической» . Тут постигаются азы и происходит первичная постановка реза. Я показываю базовые элементы. На занятии ученик прорабатывает материал, понимает принцип движений ножом. А дома идет отработка и «набивка» руки.

О том какие бывают орнаменты и как их создавать я стараюсь рассказывать в интернете,на сайте http://struzhki.ru и в «Живом Журнале» http://rezchikdereva.livejournal.com/ . По той же схеме изучаем рельефы, посуду, скульптуру. Но программа занятий не ограничена жесткими рамками. Если ученик пришел с какими-то знаниями(не с «нуля»), я не буду второй раз знакомить его с тем, что ему и так известно. И желающие вырезать что-то отличное от программы будут поддержаны и словом и делом.

Терпение и последовательность
А вот «перепрыгивание» через запланированные этапы я не приветствую. В обучении работает принцип колеса. Каждый новый вид, как спица в колесе. И прежде, чем добраться до самой дальней, придется коснуться всех остальных. Если все делать по порядку, знания лучше усваиваются. Приведу пример.

Пропустив «геометрию» , Вы сразу попадаете на стадию рельефов, где вместо одного ножа, приходится работать набором инструментов. И не имея уверенности движений, Вы получаете задание, где нужно сосредоточиться на глубине резьбы, чистоте реза, плавности линий. А какая может быть аккуратность, когда руки еще неуверенно дрожат, и над каждым инструментом приходиться раздумывать.

Пропустив рельефы , Вы попадаете в еще более неприятную ситуацию. Посуда: ложки, миски,подносы режутся довольно просто. Но Вы не знаете как резать этим инструментом, и видите его впервые, как следствие, резьба будет утомительно долгой. И вырезав, наконец-то, свою ложку, Вы поймете, что украсить ее резьбой не сможете, ведь не проходили рельефы или «геометрию».

И совсем неудачный вариант, начать со скульптуры. На рельефах изучается инструмент, на посуде первичное понимание объема. Без этих знаний, будет сложно подступиться к
скульптуре.

Эти утверждения пришли не из моей головы, а из практики. Я всё пробовала применять, и сейчас считаю, что программа идет по наилучшему пути.

Как мы приобретаем инструмент .
Еще на заре создания своих курсов для начинающих резчиков, мне пришлось изучить инструментальный рынок Москвы.
Первым предметом поиска был, конечно же, нож-косяк . Я не буду называть фирмы и людей, производящих плохой инструмент. Лучше озвучу все то хорошее, что удалось найти или создать. Мои требования к ножу не были завышены, интересовала только долговечность заточки. Потому что я точу весь ученический инструмент, пока люди сами не освоят заточку. Процесс идет ручной, без электрического точила. Для меня это лучший и любимый способ создания хорошей плоскости фаски и острого жала у резца. Естественно, мне не хотелось круглыми сутками точить, поломавшееся или затупившееся железо. Где-то 1,5 года шла «выбраковка» товаров из магазинов и с рынков.

Выяснилось, такого ножа просто нет. Были поиски мастера для изготовления самодельных ножей. И однажды я вспомнила, что когда-то, во времена моей учебы, мне делал инструмент брат. К моей радости, Александр согласился помочь. Полгода он делал, а я испытывала в работе разные косячки, ища наиболее удобный угол острия, лучший угол заточки, даже длина ручки менялась несколько раз. В итоге, был найден универсальный вариант ножа. Кстати, на форуме Резное Александр выложил МК по изготовлению именно этого ножа.

Проблема с ножом была решена. Но тут пришла пора покупать стамески…

На сегодняшний день дело обстоит так. Любой ученик имеет право придти со своим инструментом. Если инструмент недостаточно качественный, первое что мы пройдем на уроке будет заточка. Я предоставляю возможность купить на месте, изготовленный братом, недорогой и качественный инструмент. При покупке резцов и стамесок, я даю советы по всем маркам, которые знаю, но выбор все равно остается за учеником.

Сейчас наш инструментарий таков: Инструменты от Александра, это резцы которые либо дороги в магазине, либо, вообще проблема найти. Ножи-косяки с разными углами, богородский нож, прямые стамески обычные, и японского типа с длинной ручкой, клюкарзы прямые для выравнивания выбранного фона.

У Виктора Кузнецова мы покупаем «крутые» полукруглые стамески и полукруглые клюкарзы.

Отлогие стамески приходится набирать из фирменных Петров и сын, Киршен, Пфайл. А вот большие скульптурные берем дешевые кованные Белорусские.

Стараюсь быть в курсе всех новинок рынка и исследовать, когда получается, новые инструменты.

Обойдемся без ранений
Большое внимание уделяю техники безопасности на уроках. С первого занятия ученик узнает, как резать без травм. В достатке имеются струбцины и тиски, чтобы не приходилось одной рукой придерживать работу, а другой резать. На каждом рабочем месте есть упоры безопасности. На коленях мы НЕ режем. Только стол, зажимы, и тиски.

А если я не художник
Можно вообще не уметь рисовать, но быть резчиком. Странно, но это так. Начинающие резчики сталкиваются с копированием орнаментов чаще, чем с художественным рисованием.

При современных возможностях компьютеров, ни для кого не составит труда увеличить или уменьшить эскиз. А интернет сейчас кладезь орнаментов и рисунков для резьбы. Рисование понадобится тому, кто захочет придумывать и воплощать свои идеи в дереве. Это в большей степени касается орнаментов и плоских рельефов(панно). Для скульптуры нужен другой опыт - лепка.

Учимся лепить из пластилина . Пролепка дает возможность увидеть недостатки скульптурных форм и исправить их на стадии модели. Те кто лепил хоть раз, оценили какую помощь в резьбе оказывает…пластилин.

Острый ум и инструмент

Заточке обучаю в обязательном порядке. Вам потребуются: наждачная бумага, хозяйственный брусок, и паста гои на ремне. Никаких дорогостоящих материалов мы не используем.

Соратники, конкуренты или друзья

Мы много общаемся и на занятиях и в интернете, и стараемся чаще встречаться в неучебное время. Порой люди в группах так сдруживаются, что одной встречи в неделю, им становится мало. Именно поэтому у нас появились встречи в кафешках, на шашлыках и даже в поход однажды сходили. Здесь же заложены истоки конкурсов. Конкурс хоть и несет в себе дух конкуренции, ну дух это дружеский и положительный. Участвуют только желающие. Зато присоединится к мероприятию могут все, и просто приятно провести время с единомышленниками.

В статье использованы фотографии работ: Евгении Попковой, Егора Сидоренко, Павла Латышева, Ольги Качаловой,Страхини.

Если есть желание сделать свои проект особенным, добавьте элементы притягивающие взгляд. Для этого попробуйте свои силы в рельефной резьбе, пользуясь простыми методами и недорогими инструментами, чтобы за пару часов вырезать своими руками эту элегантную «королевскую лилию».

Острота в деле резьбы по дереву прежде всего

Резать древесину тупыми инструментами – почти то же самое, что ехать на автомобиле с неисправным рулевым механизмом. И то и другое возможно, но результат не будет хорошим, и вам грозят опасности. Если материал скалывается небольшими щепками, вместо того чтобы легко отделяться тонкими стружками, пора точить ваши лезвия.

Если инструмент относительно новый, иногда достаточно быстрой правки режущей кромки. Но если вы хотите восстановить работоспособность старой стамески, придётся потрудиться чуть дольше. Прежде всего, с помощью фрезера сделайте на кромке обрезка доски скругления, соответствующие радиусу желобка стамески.

Наклейте на скруглённую кромку полоску наждачной бумаги зернистостью 120-160 единиц.

Отшлифуйте поверхность желобка, чтобы она стала гладкой и приобрела равномерный блеск (Шаг 1). Продолжайте процесс, применяя более мелкие абразивы (вплоть до № 800), пока желобок не станет идеально гладким. Завершив эту операцию, выровняйте режущую кромку под прямым углом к краям лезвия, используя крупнозернистую алмазную пластину (Шаг 2). Затем на низкооборотном точильном станке с водяным охлаждением (так называемом «мокром» точиле) заново сформируйте фаску (Шаг 3).

Для заточки режущей кромки используйте абразивный брусок средней зернистости. Сохраняя контакт фаски с абразивом под одним и тем же углом, перемещайте лезвие из стороны в сторону, чтобы равномерно отшлифовать всю поверхность (Шаг4). Затем проделайтето же самое на мелкозернистом водном камне. Наконец, отполируйте режущую кромку до зеркального блеска на куске кожаного ремня с полировочной пастой. Теперь можно снова заняться резьбой!

Инструменты и материалы для резьбы по дереву

Хотя вы можете резать любой материал, советуем начать с пород, имеющих мягкую древесину с равномерной плотностью, которые особенно хорошо поддаются обработке резцами, например, липы или ореха. Для первых шагов в освоении техники резьбы вам потребуется лишь несколько инструментов, но, как и в любом увлечении, по мере роста мастерства будет расти и число используемых инструментов.

Прежде всего советуем приобрести 6-миллиметровую уголковую, 12-миллиметровую отлогую и 10-миллиметровую полукруглую стамески, которые успешно справятся с большинством резчицких задач, а также заострённый надфиль для обработки узких углублений. Поддерживайте остроту инструментов; тупые резцы оставляют грубый след и требуют больших усилий для срезания материала, а это приводит к срывам и может стать причиной травмы (см. раздел «Острота прежде всего»).

Перенесите рисунок

Чтобы перенести контуры рисунка на древесину, пользуйтесь копировальной бумагой (фото А). Зафиксируйте заготовку, подложив снизу нескользящий коврик для автомобильных багажников.

Защитите левую руку от царапин и порезов с помощью прочной перчатки. Примечание. При резьбе учитывайте направление древесных волокон, так как инструмент стремится следовать вдоль волокон, а не вдоль намеченной контурной линии. Работая поперёк волокон, делайте неглубокие надрезы, чтобы избежать сколов.

Вырезание контуров

С помощью уголковой стамески сначала наметьте контуры перевязи и прорежьте их до окончательной глубины (около 3 мм) (фото В). Левая рука направляет инструмент, а правая толкает его вперёд, преодолевая сопротивление древесины. Старайтесь, чтобы поверхность среза была гладкой и однородной.

Примечание. Не торопитесь и не пытайтесь резать слишком глубоко. Срезая материал понемногу, легче контролировать процесс и избежать сколов. Никогда не направляйте лезвие резца в свою сторону. Если необходимо, поверните заготовку, чтобы действовать резцом от себя или параллельно груди.

Вырезав контур перевязи, переходите к центральному лепестку лилии, начав резать от верхней точки (фото С), а затем к остальным лепесткам выше и ниже перевязи (фото D). Выровняйте глубину всех контурных канавок, срежьте материал над перевязью и под ней (фото Е). Углубите контуры перевязи уголковой стамеской.

Закруглите лепестки

Узкой полукруглой стамеской сделайте желобки глубиной около 2 мм с обеих сторон от центральной линии верхнего лепестка (фото F). Начните формировать объём всех лепестков отлогой стамеской (фото G и Н). Смягчите переходы между плоскими участками и вертикальными желобками верхнего лепест ка, срезая материал понемногу, чтобы с обеих сторон от центральной жилки образовались небольшие углубления, плавно перехолящие в выпуклости у внешних краёв лепестка.

Зачистка резьбы

Даже если вы стараетесь делать резцами точные и аккуратные движения, почти неизбежно обнаружатся несколько грубых мест, требуюших уточнения или зачистки (фото I и J). Краткий совет! Протрите резьбу тканью, сманенной уайт-спиритом, чтобы выявить мелкие дефекты, которые могут остаться незамеченными. Завершив обработку по форме и убедившись, что все недостатки устранены, можно приступать к отделке.

Бесцветное покрытие сохраняет естественный цвет древесины, но можно подчеркнуть рельеф, усилив контраст с помощью морилки, несколько раз нанесённой на участки, которые должны казаться более глубокими и затенёнными.

Рельефная резьба по дереву своими руками – мастер-класс

Лидер продаж 10 шт./упак. семена лотоса карликовые деревья гидропоники водные…

22.37 руб.

Бесплатная доставка

(4.80) | Заказы (705)

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Умение создавать красивые предметы из дерева стоит того, чтобы овладеть этим искусством. Резьба по дереву для начинающих является первой ступенькой на пути к этой цели. Здесь мы попробуем рассказать о том, с каких азов, как правило, начинает каждый резчик.

Материал для резьбы по дереву

Профессиональные резчики по дереву заготавливают материал сами. Кроме того, они могут работать с любыми породами древесины, которые сильно различаются по своим свойствам и поэтому требуют разных приёмов и навыков. Резьба по дереву своими руками для начинающих также потребует от вас выработки навыков. Для этого следует начинать с простейших приёмов резьбы по мягкой древесине. Это липа, кедр, ольха, осина, можжевельник. Когда вы научитесь твёрдо держать инструменты в руках, можно включать в свой «репертуар» берёзу, сосну, клён, фруктовые породы.

Другими словами, ответом на вопрос, с чего начать резьбу по дереву , является совет: поспешайте медленно. Новичкам рекомендуем геометрическую и плоскорельефную резьбу для изготовления таких предметов, как:

  • розетки;
  • разделочные доски;

  1. рамки для фото;
  2. карнизы и другая простая резьба по дереву для начинающих .

Заготовки древесины для таких поделок можно приобрести в специализированн ых магазинах, в том числе через Интернет. Для того чтобы стать резчиком, желательно (но не обязательно) уметь хорошо рисовать. Того, кто не имеет такого таланта, выручат шаблоны для резьбы по дереву для начинающих . Их можно купить вместе с заготовками.

Секреты резьбы по дереву

В любой работе есть свои профессиональные секреты. Степень овладения ими определяет уровень мастерства исполнителя. Это очень долгий и не имеющий конца процесс, поскольку нет предела совершенству. Для начинающих осваивать основы и азы резьбы по дереву будут полезны следующие советы:


Для получения гладкой поверхности заготовки нельзя использовать наждак и другие абразивы – только строгание. Техника резьбы по дереву для начинающих заключается в выработке основных навыков, которые должны быть доведены до автоматизма. Для этого нужно регулярно практиковаться в резьбе. Всем, кто желает знать, как научиться резьбе по дереву , помогут следующие правила для начинающих :

  1. каждая линия на заготовке начинается с вертикального погружения кончика ножа на глубину 1,5–2 мм;
  2. направление движения ножа – только на себя, оптимальный угол наклона лезвия – 40°;
  3. завершение линий тоже выполняется кончиком ножа;
  4. движения руки с режущим инструментом должны быть плавными;
  5. по мере обретения устойчивых навыков резьбы двигайтесь от простого к более сложному, от работы с мягкими породами древесины – к более ценным и твёрдым сортам.

Приобретая инструменты для резьбы по дереву для начинающих , лучше выбирать наборы, включающие стамески с малой, средней и широкой режущей кромкой, например такой:

К нему также понадобятся ножи-косяки и другие инструменты, потребность в которых подскажет практика работы с деревом.

Помня о том, что лучше раз увидеть, чем сто раз услышать, рекомендуем просмотреть видеоуроки резьбы по дереву для начинающих . Это позволит более точно определить, способны ли вы работать с древесиной и стоит ли тратить деньги и время на эту затею. Такие уроки дают опытные мастера. Они доходчиво поясняют каждое действие, но часто игнорируют правила техники безопасности, что следует учитывать при самостоятельной работе.

Мастер-класс резьбы по дереву

В наше время при помощи Интернета очень просто взять мастер-класс резьбы по дереву для начинающих . Во Всемирной паутине вы легко найдёте подробные репортажи о создании разнообразных изделий, в том числе целые видеокурсы для новичков. Напоминаем о необходимости движения от простых образцов к сложным. То, что с лёгкостью делает опытный мастер, от вас потребует значительных усилий. Для примера мы можем предложить две части видео с уроками резьбы по дереву для начинающих в самой простой плоскорельефной технике:

Здесь хорошо передана техника разметки заготовок, работа с ножами и стамесками, показаны приёмы фигурной выборки вырезанных узоров. Можем предложить ещё один видеоурок:

.

Художественная резьба по дереву для начинающих может дать старт серьёзному увлечению, особенно когда у человека есть большие способности к пластическому искусству. Обладая ими, вы научитесь создавать объёмные резные предметы и скульптурные композиции, если проявите настойчивость и упорство в достижении этой цели.

Мы не станем дополнительно комментировать предложенные здесь видео, но ещё раз обратим ваше внимание на необходимость соблюдения максимальной осторожности при работе с режущими инструментами по дереву. Они на порядок опаснее любых других инструментов.

Постижение искусства резьбы по дереву может не только принести удовольствие, но и стать источником дополнительного заработка. Навыки резьбы будут далеко не лишними, когда вы пожелаете оригинально оформить .

Рекомендации по уходу за резными декоративными элементами

Человек хорошо понимает цену сделанных . Изготовление резных изделий требует особых усилий, поэтому при уходе за ними соблюдайте несложные правила, которые обеспечат им долголетие. В первую очередь это касается декоративных элементов для внешней отделки – наличников окон, дверей, деталей крыльца и прочих. Своевременно обновляйте защитные покрытия из лаков и красок, снимайте тяжёлые загрязнения до того, как они впитаются в древесину. Резьба по дереву является одним из лучших способов декора и стоит того, чтобы поддерживать её в достойном виде.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта