Ивана Ивановича Шишкина
по праву считают великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. При взгляде на его картины часто создается впечатление, что вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев. Живопись настолько занимала все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом.
В отличие от других своих полотен, это художник писал не в одиночку. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Иван Шишкин рассудил по справедливости, и под картиной подписались оба художника. Однако когда готовое полотно привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот рассердился и приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину, а не двоим художникам.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - один из величайших отечественных пейзажистов, прославившийся своим чувством цвета, любовью к деталям, умением подмечать тончайшие нюансы оттенков и форм. Его заслуженно называли «царём леса» и «певцом природы», ведь именно на произведениях этого художника рощи, степи, долины и реки предстают во всём неброском великолепии. В нашей статье собраны фото с названиями и рассказами о самых известных картинах мастера!
1870-е гг. были важным периодом в жизни живописца - он примкнул к Санкт-Петербургскому кружку аквафортистов (умельцев, которые делали гравюры кислотой по металлу), участвовал в многочисленных выставках, общался с коллегами и меценатами, а в 1873 г. Императорская академия художеств присвоила И. Шишкину звание профессора.
Среди лучших работ мастера в те годы - и это полотно, где показан величественный лес. Заросли гигантских сосен (для корабельных мачт нужны стволы высотой в 50-70 м) расступаются на переднем плане, открывая каменистые склоны и дно неглубокого ручья. Его тёмная, железистая вода покрыта рябью, на которой золотыми блестками играют солнечные лучи. Облака, на фоне которых виден силуэт одинокой птицы, листья и хвоя деревьев, их кора и корни, трава, песок и валуны - все детали прописаны одинаково подробно и достоверно.
Картина размером 120*165,5 см экспонировалась на конкурсе, устроенном Обществом поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Критик В. В. Стасов назвал её «пейзажем для богатырей», а живописец И. Н. Крамской - «замечательнейшим произведением русской школы». Впоследствии панно купил коллекционер предметов искусства П. М. Третьяков.
Картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Холст, масло. 120*165,5 см. Третьяковская галерея, Москва
Живописец родился в небольшом городке Елабуга - одном из старейших поселений республики Татарстан. С самого детства мальчик любовался великолепными ландшафтами, расстилавшимися вокруг - вековыми деревьями, чьи раскидистые ветви дарили прохладу в жаркий полдень, живописными склонами рек Камы и Тоймы, плодородными нивами. Одно из таких полей он и запечатлел на этом панно!
Полотно было одним из центральных экспонатов IV передвижной выставки, которая прошла в 1878 г. Сразу же после этого его приобрёл коллекционер предметов искусства П. М. Третьяков.
Любуясь пейзажем, зритель прежде всего отмечает могучие сосны на заднем плане - мастер тщательно выписал их густые кроны, причудливо искривлённые, узловатые стволы, гордо вознесённые ввысь верхушки. Под ними волнуется золотой ковёр ржи - ещё несколько дней, и налитые колосья склонятся под серпами жнецов, но пока что они мирно шелестят под солнечными лучами. Впрочем, яркий свет вот-вот сменится грозовым полумраком - на горизонте уже громоздятся тяжёлые тучи. Художник воссоздал предчувствие близкой бури, когда вокруг царит напряжённая тишина и безветрие. Над полузаросшей просёлочной дорогой мелькают быстрые ласточки - их тени чёрными росчерками ложатся на травы и цветы.
С панорамой ликующей жизни контрастирует засохшее дерево на заднем плане. Одни исследователи утверждают, что таким образом мастер попытался разнообразить композицию, другие же уверены, что рисунок символизирует переживания Шишкина - в 1873 г. умер его старший сын Владимир, в 1874 г. - жена Евгения, а в 1785 г. - двухлетний малыш Константин.
Картина «Рожь». Холст, масло. 107*187 см. Третьяковская галерея, Москва
Все отличаются подробнейшей проработкой - кажется, будто пейзаж вот-вот оживёт. Добиться подобной достоверности помогали многочисленные эскизы - всего живописец создал более 10 тыс. рисунков карандашом, углём, сангиной (особым материалом из каолина и оксида железа). Художник делал наброски к каждому полотну, и это не стало исключением!
Панно размером 83*110 см выполнено на холсте масляными красками. Живописец запечатлел укромный уголок заповедного леса - небольшая опушка, освещённая ласковыми полуденным Солнцем, контрастирует с непроглядной чащей на заднем плане. Старые ели раскидывают огромные, мохнатые лапы, топорщащиеся мелкими иголками, вдали высятся корабельные сосны и белеют тонкие стволы берёз. На земле, покрытой мягким ковром из трав и мха, видны поросшие лишайником древесные стволы - остаётся лишь гадать, свалил ли их ветер или топор в руках лесоруба.
Картина «Лес». Холст, масло. 83*110 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Над этим масштабным полотном (125*193 см) Иван Иванович Шишкин трудился почти три десятилетия, вложив в него весь накопленный опыт. И, хотя художник писал не с натуры - он основывался на уже имеющихся этюдах, создавая собирательный образ - роща выглядит невероятно живой и достоверной. Узор из мелких мазков складывается в объёмную, красочную картину, куда так и хочется войти.
Изображенным дубам явно исполнилась не одна сотня лет - их кора покрылась неровностями и трещинами, а некоторые ветви засохли, но, несмотря на это, деревья остаются пышными и зелёными. Растения у их корней переливаются изумрудными, оливковыми, салатовыми тонами, а кое-где из переплетения стеблей выступают огромные гранитные валуны. Но лучше всего мастеру удалось передать игру света и теней - лёгкие блики трепещут среди листвы, мерцают на морщинистых стволах, плавно скользят по земле.
Сейчас панно хранится в Киевском музее русского искусства.
Картина «Дубовая роща». Холст, масло. 125*193 см. Киевский музей русского искусства
Эта картина, выполненная в жанре реализма, обязана своей известностью не только манере исполнения, но и собственной необычной истории. Прежде всего, у неё два автора: художник Шишкин написал пейзаж бора, подёрнутого зыбким предрассветным маревом тумана, а его друг, Константин Аполлонович Савицкий, изобразил трёх медвежат, весело играющих под присмотром мамы-медведицы. Однако П. М. Третьяков, купивший произведение, был убеждён, что большую часть работы выполнил именно Иван Иванович. Сходное мнение высказывали и другие критики - они даже утверждали, что без зверей панорама заповедного леса смотрелась бы куда эффектнее. Поэтому меценат стёр с полотна подпись второго живописца.
А в конце ХІХ ст. панно превратилось в знаменитый арт-объект - его поместили на обёртку конфет «Мишка Косолапый», которые выпускала фабрика «Эйнем». Не исчезли сладости и после Октябрьской Социалистической революции - их продолжили делать на производстве, переименованном в «Красный Октябрь».
На данный момент шедевр содержится в отдельном зале Третьяковской галереи. Такой способ хранения выбран из-за его крупных размеров - 139*213 см.
Картина «Утро в сосновом лесу». Холст, масло. 139*213 см. Третьяковская галерея, Москва
И. И. Шишкин всегда мечтал создать цикл работ, посвящённых временам года, и открывает его эта картина (126*204 см), экспонирующаяся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. На первый взгляд она кажется строгой, спокойной, почти графичной, но стоит всмотреться пристальнее - и Вы откроете удивительное разнообразие красок и форм, почувствуете умиротворение снежного дня, его торжественную красоту.
Поляна на переднем плане усеяна сломанными бурей стволами и сучьями. Уцелело только несколько небольших ёлочек - их хвоя, как и ветви кустов, покрыты сверкающими кристаллами инея. Вдали растут высокие сосны, чья кора переливается терракотовыми и рыжеватыми тонами. Весь ландшафт подёрнут лёгкой розоватой дымкой закатных лучей. Однако главным достоинством полотна является рельефно выписанный снежный покров - мастер сумел показать его рыхлую поверхность, испещрённую ямками и холмиками.
Картина «Зима». Холст, масло. 126*204 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Зрелый период в творчестве живописца (1880-1898 гг.) ознаменовался не только расцветов его талантами, но и потерями в личной жизни. В 1881 г. умерла его вторая супруга Ольга, а дочь Лидия переехала к мужу в усадьбу Мери-Хови (Финляндия). Именно там И. Шишкин создал этот зимний пейзаж (161*118 см), сейчас находящийся в Национальном музее «Киевская картинная галерея».
Данное произведение изначально задумывалось как иллюстрация к полному собранию сочинений поэта М. Ю. Лермонтова, выпущенного к пятидесятилетию его гибели. И описание картины в полной мере передаёт посыл одноименного стихотворения. Одинокая, растущая на голой скале сосна отважно сражается с ветрами и морозами, не сгибаясь под ударами стихии. На фоне отвесных обрывов, острых пиков и головокружительных вершин дерево в своём наряде из мельчайших льдинок выглядит почти изящным - оно словно бы грезит о радостном, благодатном мире, где можно встретить такую же неприкаянную душу.
На Севере диком…Холст, масло. 161*118 см. Национальный музей русского искусства, Киев
Цель художника, о которой он неоднократно писал друзьям - чтобы «с холстов взглянула вся природа, живая и одухотворённая!». Для подобного эффекта Шишкин постоянно изобретал всё новые и новые приёмы письма - многие из них использованы в этом реалистичном панно (128*195 см). Так, передний план создан с помощью небольших, гладких мазков, тона которых плавно перетекают друг в друга, а вот деревья вдали изображены широкими, размашистыми движениями кисти. Шероховатый слой краски имитирует текстуру коры, листвы, дерна, пыли на утоптанной дороге.
Выставка Шишкина в Третьяковской галерее состоялась в 2007 году и была приурочена к 175-летию со дня рождения великого мастера (годы его жизни 1832–1898). Экспозиция представляла собой наиболее полное собрание произведений признанного классика русской живописи. Выставка работ Шишкина должна была показать истинное значение творчества художника, расширив хрестоматийные представления публики.
Всего посетители могли увидеть более 200 произведений мастера:
Трудно перечислить все те картины Шишкина с названиями, которые вызвали наибольший интерес у публики. Ведь каждое полотно художника - это часть его внутреннего мира, отражение его таланта и самобытности.
Иван Иванович Шишкин любил русскую природу, можно даже сказать, что он испытывал чувство благоговения перед ней. Картина «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» появилась в 1866 году. Это полотно рисует перед зрителями удивительно самобытную природу, которая благодаря таланту живописца кажется по-настоящему живой. Изображение людей на картине представляется второстепенным, более важная роль поручена мастером небу.
В 1878 году Шишкин написал знаменитую «Рожь». Это масштабное полотно не только восхищает искренней любовью художника к природе, но и глубиной мысли истинного философа. Изображенные деревья напоминают колоны древнерусских храмов или исполинов, охраняющих богатство родной земли.
Полотно «Дебри» датируется 1881 годом. В этой картине нашли отражение личные переживания и эмоции живописца. Это полотно - своего рода философское послание художника миру. Кто-то видит здесь исключительно мрачные тона и предчувствия неотвратимой беды, а кто-то - природу, замершую в ожидании нового, лучшего дня.
Картина «Кама» появилась в 1882 году. Здесь снова недвусмысленно читается восхищение художника русской природой. Загадочное небо предстает здесь словно сказочный полог над благодатной землей, а вода кажется чем-то настолько красивым, что даже бесконечно далеким от реальности.
Пожалуй, одна из самых знаменитых работ художника - «Утро в сосновом лесу», написанная в 1889 году. В зале картин Шишкина в Третьяковке это полотно экспонируется постоянно. Сосновый лес на картине невероятно реалистичен, в чем-то даже напоминая цифровое фото, благодаря тщательно прописанным деталям. Не менее правдоподобными воспринимаются и четыре обитателя бора, занятые своими делами.
Созданное в 1890 году полотно «Зима» в полной мере передает потрясающее чувство спокойствия и умиротворенности, которое испытывает человек, оказавшийся посреди зимнего леса. Кажется, что в следующее мгновение пейзаж оживет и явственно послышатся лесные звуки.
Хранит немало работ знаменитого художника. Картина «На севере диком» не только стала частью выставки, но и постоянно находится в собрании музея. Полотно датируется 1891 годом и является частью иллюстраций для издания стихотворений Лермонтова. Собственно, в название картины и вынесено название одного из произведений поэта.
В Третьяковской галерее постоянно выставлены и «Лесные дали» (1884 год). Это полотно передает невероятную масштабностью и незыблемость силы русской природы.
Зал картин Шишкина непременно посещают все гости музея. Ведь коллекция картин великого русского художника, собранная здесь, потрясает своей полнотой и уникальностью. Творчество художника не исчерпывалось живописью, он увлекался профессиональной фотографией. Экспозиция в Третьяковке дала заинтересованной публике возможность увидеть и личные вещи мастера, которые помогали ему в формировании собственного стиля и яркой творческой индивидуальности.
Родина одного из самых известных, даже культовых художников России – город Елабуга. Он родился в этом провинциальном местечке 13 января 1832 года. В будущем стал известен, как пейзажист, с фотографической точностью передающий мельчайшие детали природы родного края.
На формирование взглядов и творческого стиля Шишкина большое влияние имел отец. Небогатый купец, увлекавшийся археологией и написавший «Историю города Елабуги» был тем человеком, который сумел передать все свои знания сыну. Шишкин-старший продавал зерно, а на собственные средства реставрировал старинные здания Елабуги, разрабатывал систему местного водопровода.
Путь будущего художника был предопределен с самого детства. Он поступил в 1-ю Казанскую гимназию, но не закончил учебное заведение. В пятом классе Шишкин оставил учебу, вернулся домой и все своё внимание уделял рисованию с натуры. На протяжении четырёх лет писал леса Елабуги, и в 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния.
Судьбоносной для Ивана Шишкина была выставка кавказских горных видов Л. Лагорио и маринистических картин И. Айвазовского. Там он увидел полотно, которое очаровывает и вдохновляет многих. Это был «Девятый вал» Айвазовского. Ещё один фактор, определивший дальнейшее творчество художника – учеба в классе Мокрицкого, восхищавшегося творчеством К. Брюллова. Преподаватель смог разглядеть в тихом, даже застенчивом студенте талант и всячески поощрял его занятие пейзажной живописью.
В 1856 году Шишкин окончил училище и поступил в Академию художеств г. Петербурга. В первый же год учебы был удостоен серебряной медали. Награда досталась ему за карандашный рисунок и вид Петербурга, выполненный кистью. Художник стал одним из лучших учеников Академии, и в 1860 г. окончил её с Большой золотой медалью. Такая высокая награда давала право поездки за границу на три года для совершенствования творческого мастерства. Но Шишкин предпочел место, где прошло его детство и отрочество – Елабугу.
За пределы России художник выехал только в 1862 году. Он посетил Цюрих, Мюнхен, Женеву и Дюссельдорф. Знакомился с работами известных живописцев и учился у самого Р. Коллера. В этот же период по заказу Н. Быкова написал «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», за нее получил звание академика.
Шишкин постоянно совершенствовал своё мастерство, разрабатывал собственный стиль. Чего стоят одни рисунки пером, скрупулезно передающие детали окружающих предметов! Две таких работы до сих пор в числе экспонатов Дюссельдорфского музея.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию. Он уже признанный и узнаваемый художник, способный на творческие свершения. В работах начала 1860-х гг. прослеживаются попытки добиться максимального сходства с натурой. Это, как видно из картины «Рубка леса», несколько нарушает целостность пейзажа. Долго и упорно работая, художник преодолевает академические постулаты отвлеченного пейзажа и создает ряд картин. Примером «переродившегося» мастера может послужить полотно «Полдень. В окрестностях Москвы». Картина наполнена светом, от нее веет умиротворением и спокойствием, она способна создать радостное, даже блаженное настроение.
В 1870 году он стал одним из учредителей Товарищества передвижников и на вторую выставку общества представил картину «Сосновый бор». Работа и по сегодняшний день поражает цельностью колористики, фотографичностью передачи природы и невероятным сочетание красок.
Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Живописец удивительно точно изображает растительные формы, тщательно выписывает каждую веточку, каждую травинку. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Полотна с изображением леса, выполненные в единой цветовой гамме, в полной мере раскрывают талант художника.
Самая известная картина мастера – «Утро в сосновом лесу», представленная на выставке передвижников в 1889 году. Популярность работы в том, что она наполнена безмятежностью, ожиданием чего-то прекрасного и является символом родины. И пусть медведей написал К. Савицкий, каждый из нас ассоциирует этих животных с маленькими детьми.
Итог всего творческого пути Шишкина – полотно «Корабельная роща» (1898 г). Оно завершено по всем законам классицизма, в полной мере раскрывает художественный образ. У картины есть ещё одно свойство – невероятная монументальность.
Скончался И. И. Шишкин в своей мастерской 8 (20) марта 1898 года. Он так и не закончил картину «Лесное царство», но оставшееся наследие и по сегодняшний день способно затронуть душу наших современников.
Дни бесплатных посещений в музее
Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.
Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :
Первое и второе воскресенье каждого месяца:
для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);
для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.
каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).
Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.
Посещение музея в праздничные дни
В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.
Ждем вас!
Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право льготного посещения
Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:
Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:
Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».
Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.