Главная » Мода » Нравственные проблемы в романе мастер. Творческие работы по литературе. История создания романа

Нравственные проблемы в романе мастер. Творческие работы по литературе. История создания романа

Сочинение на тему «Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»

Бессмертный роман «Мастер и Маргарита» до сих пор будоражит сознание читателей и оставляет ряд вопросов нравственности выбора героев. Каждый герой великого произведения, так или иначе, совершает поступки, которые позволяет его совесть. Роман поднимает вопросы морали, лежащей в основе совершаемых поступков, и ставит во главу угла проблемы человеческой ответственности.
В произведении Булгакова существуют сразу два отдельных романа, каждый из которых имеет свой независимый сюжет и действующих лиц. Одним, из которых, является рассказ о Понтии Пилате. Это известный человек в своем кругу, он имеет определенную власть и значимость в обществе. К нему на суд попадает молодой человек Иешуа. Ему приписывают серьезные обвинения, и народ жаждет кровавой расправы.
В разговорах с обвиняемым, Понтий Пилат находит некое успокоение и гармонию. Это общение дарит ему радость. Это уже давно забытое для него чувство. Судья не испытывает удовлетворения от собственной жизни и только беседы с Иешуа придают существованию Понтия некий смысл.
Но он не хочет рисковать карьерой ради спасения невинного. Судья отправляет Иешуа на казнь, не смотря на то, что сердце его желает обвиняемому только добра. Понтий делает свой выбор в пользу зла из-за трусости и слабохарактерности.
Второй роман внутри произведения так же ставит своих героев перед не простым выбором. Маргарита преданно любит Мастера, но при этом живет с ненавистным мужем. Она с радостью пользуется кремом, предложенным слугой Воланда и совершает анти моральные поступки, пролетая оголенной над Москвой.
Зрители Варьете с радостью смотрят на трюки черной магии и восхищаются происходящим. Всем плевать на то, что случается с ближним. Каждый живет своей жизнью, забыв об отзывчивости к чужому горю и совершая ряд безнравственных поступков.
Общество, которое лишило Мастера нормальной жизни, нисколько не раскаивается в содеянном. Автор красочно показывает, сколько моральных границ могут перешагнуть люди. Но так же обращает внимание на сожаление многих персонажей и желание вернуть время вспять, дабы изменить собственные поступки. Особенно ярко это выражено в раскаянии Понтия Пилата.

Проблема нравственного выбора героев

(по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита")

Цели:

    • выделить главные идеи романа;

      задуматься об ответственности человека за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе.

Эпиграфы:

Можно и в рабстве не быть рабом, и в свободе быть рабом.

С. Златоуст

Такая любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость.

А. И. Куприн

План

1. Вступление. Тема ответственности человека за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе. История создания романа.

2. Проблема нравственного выбора героев М. А. Булгакова.

Понтий Пилат как обвинитель и как жертва. Тема совести и покаяния.

Тема истины (Иешуа). Проблема нравственного выбора.

Проблема творчества и судьбы художника. Судьба одаренной личности в тоталитарном государстве.

Трагическая любовь героев романа. Конфликт с окружающей пошлостью.

Тема свободы (образ Маргариты).

3. Заключение. Вечные ценности, которые утверждает автор романа.

Вступление

Я думаю, ни для кого из нас не является секретом, что на жизненном пути каждого человека встречается очень много преград, решить и понять которые подчас очень трудно одному. И возможно, поэтому мы обращаемся к книге. Ведь книга- это потайная лестница, ведущая нас к душе автора, его миропониманию, мировоззрению. Вот и сейчас я нахожусь на том жизненном перекрестке, когда нужен попутчик и советчик, который помог бы мне выбрать правильный путь. А поставили меня в столь затруднительное положение, на первый взгляд, очень простые понятия: противостояние добра и зла, совесть, истина, любовь. И себе в попутчики я выбрала Михаила Булгакова, а точнее, его роман, “ Мастер и Маргарита”.

Писателя уже давно нет, а мы до сих пор разговариваем с ним, перечитываем полюбившиеся страницы романа. Именно в нем талант мастера раскрывается во всей его прелести. В нем Булгаков весь: его сокровенные, в страдании найденные мысли, полет фантазии, чувства, поиск. Этот роман - его жизнь, его любимое дитя, его будущее. Попробуйте, по мере моего повествования, почувствовать то, что чувствовала я, читая роман. Пройти по той тропинке, по которой шла я, для того чтобы понять и разобраться в истинных ценностях жизни. Для этого еще раз прочитать страницы романа. Надеюсь, что в дальнейшем мы будем часто обращаться к этой книге жизни, открывая и прочитывая между строк много нового.

Но не будем задерживаться и отправимся в путь!

История создания романа

Около 12 лет Булгаков работал над романом “ Мастер и Маргарита”. Сохранившиеся материалы восьми редакций позволяют проследить, как менялся замысел романа, его сюжет, композиция, название, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство. Первоначально его работа над романом о дьяволе и Христе называлась “ Инженер с копытом”. Первые его наброски были сделаны писателем еще в 1928, начале 1929. Остановили тогда Булгакова мартовские события 29- го- запрет всех его сочинений. Перед тем, как написать письмо правительству, он уничтожил эти наброски. В 1931 возобновил работу. В следующем году продолжил. Потом года на полтора она прервалась. В 1934 году, вновь вернувшись к роману, Булгаков завершил первый его черновой вариант. И уже по крайней мере на три года похоронил его в ящике письменного стола: надежд на публикацию не было никаких. В 1937 году он в очередной раз вернулся к роману “ Инженер с копытом”, который теперь стал именоваться “ Мастер и Маргарита”, чтобы уже не расставаться с ним до последнего дыхания. Чистовой вариант его был завершен в 1938 году, но и после этого писатель многое в нем перестраивал, дополнял и шлифовал. Все, что пережил Булгаков на своем веку, - и счастливого, и тяжелого, все свои главные мысли и откровения, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение необыкновенное. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни. Оттого и читается роман взахлеб, особенно когда “ входишь” в него доверчиво и отдаешься на волю авторской мысли и фантазии, не притормаживая себя скептическими вопросами. И лишь в этом случае можешь ощутить силу света, идущего от легендарного бродячего философа Иешуа Га - Ноцри. И заразиться утопительным чувством свободы, которым охвачена Маргарита, невидимкой парящая над землей, по пути на Великий бал Сатаны. И почувствовать поистине сатанинскую красоту и таинственность лунных ночей. И осознать убожество того быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви и подлинного добра. И вдруг испытать вместе с Мастером страх, которым он заболел, вышел к людям со своим светлым и мудрым творением и был встречен не поддающимся объяснению злобой и яростью. И вместе с озорными ассистентами Волланда позабавиться над “ подведомственными” Сатане бюрократами и чинодралами. И только в этом случае впечатление от чтения остается невыразимое: каким- то новым, невиданным светом освещает роман окружающую жизнь и как бы поднимает над нею, открывая вдруг новые горизонты в своем представлении о свободе, о любви, о смерти и бессмертии, о силе и бессилии единоличной власти над людьми, о реальном и нереальном. И все же можно ли указать нечто такое, что лежит в основе сюжета “ Мастера и Маргариты” и служит как бы ключом ко всему содержанию романа? Универсального ключа, пожалуй, нет. Но вот один из возможных, который просится в руки, а главное, способен побудить читателя к самостоятельному поиску все новых ключей - и философских, и нравственных, и политических. Это пронизывающее весь роман противостояние истинной свободы и несвободы - во всех проявлениях.

Тема совести и покаяния (образ Понтия Пилата)

Уже в первой из ершалаимских глав лицом к лицу сходятся два этих состояния: Иешуа Га - Ноцри, арестованный, зверски избитый, приговоренный к смертной казни, и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Понтий Пилат предстает перед нами грозным, жестоким властителем “ в белом плаще с кровавым подбоем” (белый на красном - символ двойственности его деяний, за которыми часто тянется кровавый след), “ свирепым чудовищем”, как называют его в Ершалаиме. Образ Понтия Пилата - самый сложный и, как мне кажется, центральный образ в романе. Поэтому две из четырех “ евангельских” глав посвящены Понтию Пилату - государственному деятелю, опытному и тонкому политику. И суть той драмы, на которую он оказывается, обречен, как раз в конфликте между тем естественным, человеческим, что еще в нем сохранилось, и ипостасью политика. Когда- то Пилат был воином, умел ценить мужество и сам не знал страха. Но выслужил высокую должность и переродился. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, ещё чем – то необычным, он предпочитает последнее. Правда, тут не только вина его, но и беда. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. Но неужели бесстрашный на поле боя всадник Золотоё копьё – в самом деле, трус? И от чего Булгаков так настаивает на этом обвинении? “ Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков,” – слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. “ Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!” – неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Почему же обычная сдержанность изменила здесь Булгакову и заставила его,нарушив условность рассказа, внести личный приговор своему герою! Прокуратор не хотел зла Иешуа, трусость привела его к жестокости и предательству. Иешуа не может его осудить – для него все люди добры. Но Булгаков осуждает без пощады и снисхождения, осуждает потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы споспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Понтий Пилат для Булгакова – не просто трус, фарисей и отступник. Его образ драматичен, он и обвинитель, и жертва. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит

“ Погиб!”, а затем: “ Погибли!”. Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность.

И как ни обманывает себя Понтий Пилат, как ни старается преувеличить значение своей расправы над Иудой, ему, в конце концов, становится ясно, что “ сегодня днем он что – то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими – то мелкими и ничтожными, а главное, запоздалыми действиями. Обман же самого себя заключается в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти, теперешние, вечерние, не менее важны, чем утерянный приговор. Но это очень плохо удавалось прокуратору. Да, отмечаем мы, совесть ещё жила в этом человеке. Но, несмотря на это, он идет на компромисс с властью и деспотизмом, представляя собой карающий меч этой власти. Он не может разобраться в себе и выбрать, что первично, а что вторично в его жизни. Человек с “ двойным дном”, как, впрочем, и многие в нашей жизни. И, наверное, поэтому Понтий Пилат является вечным образом в литературе. Но всё же существуют ли какие – нибудь неизменные нравственные категории, или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатство?

Тема истины (образ Иешуа)

Неужели в этом мире живут одни Понтии Пилаты? Конечно же, нет, утверждает автор, и поэтому в густонаселённом булгаковском мире читатель встречает ещё одного героя – Иешуа Га - Ноцри, о котором в дальнейшем будет сказано: он человек веры, символ свободы. Многие будут говорить о нём как о Христе. Но Иешуа, в изображении Мастера, нисколько не похож на явление потустороннее, на сына Божьего. Он - обычный, смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем - это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силён духовно - он провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идеи добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступается, прежде всего, его многомерность: как антитеза государственным законом, не впадает в отчаяние даже тогда, когда самый верный ученик Левий Матвей, записывая за ним его проповеди, всё извращает и путает. Иешуа – человек мысли, независимой от сословных и религиозных догм, он живёт “ своим умом”. Он – проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви и милосердию. Несмотря ни на что он остаётся свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Нет, он не герой и не невольник чести. Когда Пилат намекает ему, как отвечать на вопросы, чтобы остаться в живых, он не слышит их, настолько чужды они самой его духовной сущности. Именно Иешуа открывает Пилату, что тот не свободен, и делает это не силой каких- либо убеждений, а собственным примером. Он и прокуратор подобны двум противоположным полюсам. Иешуа не отступает от принципов и, в отличие от Понтия Пилата, идёт на плаху за свои убеждения. Но в то же время при всей своей внешней человеческой обыкновенности, он необыкновенен внутренне. Хотя и в этом смысле в нём нет ничего более сверхъестественного, чем в любом отмеченном печатью гения человеке. Люди, которые слушают его, готовы идти за ним, куда бы он их не повёл. Случается неслыханное: сборщик податей, наслушавшись его речей, “стал смягчаться… наконец, бросил деньги на дорогу” и пошёл сопровождать его, как верный пёс. У Пилата он одними лишь мелкими сочувственными словами снимает чудовищную головную боль. Сила его слова такова, что прокуратор, уже опасаясь её, приказывает, “ чтобы команда тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чём бы то ни было разговаривать с Иешуа, или отвечать на какие либо его вопросы? Секрет этой силы даже не в смысле слов бродячего философа, не в глубочайшей его убеждённости, а в том качестве, которого нет ни у Пилата, ни у Каифа, ни у большинства московских персонажей булгаковского романа, - в абсолютной независимости его разума и духа. Ему неведомы оковы тех догм, условностей, стереотипов мышления и поведения, которыми связаны по рукам и ногам все окружающие.

Я полагаю, чтобы создать образ такого героя, Мастер сам должен был обладать хотя бы некоторыми его качествами. Он и обладает. Правда, терпимость Иешуа и его безграничная доброта ему несвойственны. Он может быть строгим, гневным и даже злым.

Проблема творчества и судьбы художника

Не мудрено, что, впервые попав в мир литературы, автор вспоминает потом о нём “с ужасом”. В нём кипит ненависть к Лапшенникову, Ариману и Латунскому. Пережив трагедию непризнания, преследований в литературной сфере, Мастер не может легко смириться и простить своих недругов. Он мало похож на праведника, страстотерпца. И не оттого ли в символическом конце романа Иешуа отказывается взять его к себе “в свет”, а придумывает для него особую судьбу, награждая его “покоем”?

Но книга должна пережить своего создателя – ведь “рукописи не горят”. И хотя главный враг Мастера – Латунский – куда ничтожнее и мельче Понтия Пилата, гонителя Иешуа, а сама проблема, будучи перенесена в близкую современность, решается Булгаковым в ином, более частном и скромном плане. Мы различим в рассказе о судьбе Мастера пульсацию знакомой мысли: подлинная духовная сила неизбежно одолеет и докажет свою правоту. Что бы ни случилось, книгу Мастера ещё прочтут люди, а Латунский получит по заслугам от потомства: его имя будет окружено подозрением.

Тема свободы (образ Маргариты)

Утешительность этой веры в будущее не заглушает, впрочем, бед и тревог настоящего. И пока справедливость не пришла, пока не настал её срок, что может поддержать уставшего, ослабленного Мастера? Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу своего романа. Но Мастер – не герой, он – лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тотальной власти, от которой нельзя спастись, скрыться, он падает духом, отказывается от своего романа, сжигает его. Подвиг совершает Маргарита. В отличие от гётевской Маргариты, своей литературной предшественницы, она умеет бороться. Во имя своей любви и веры в талант Мастера она преодолевает страх и побеждает обстоятельства.

До встречи с Мастером у неё было всё, что нужно для счастья женщины: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги… Словом… Она была счастлива?

Ни одной минуты! “Ей не нужен был особняк, ни отдельный сад, ни деньги, ей нужен был он, Мастер”.

Она “угадала” его среди тысячи людей. Так же, как он угадал её. И сейчас ей очень тяжко на душе без него, без его любви. Ради встречи с Мастером Маргарита готова стать ведьмой, и она совершает своё весёлое путешествие на метле по Арбату. Летя над электрическими проводами и вывесками нефтелавок, она чувствует себя теперь в силах осуществить всё то, что прежде казалось несбыточным. Если она и не отравляет Латунского, как обещала, то, по крайней мере, произвела чудовищный разгром в его фешенебельной квартире. Если ей и не удалось спасти Мастера, то, во всяком случае, на весеннем балу полнолуния он был возвращён ей, и вновь чудесным образом воскресла сожжённая рукопись.

Так пусть хотя бы в сказочном, фантастическом сне, Маргарита восстановила нарушенную справедливость, доказала свою “настоящую, вечную, верную любовь” какую обещал показать нам автор. Но тот, кто любит, должен разделять учесть того, кого любит, говорится в книге. И Маргарита делит учесть Мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним.

Некоторые критики упрекают Маргариту за её конформизм, сделку с дьяволом. Но верно ли это? Ведь самоотверженно любя, Маргарита преодолевает хаос жизни, сама творит свою судьбу, ей помогает даже случай, и “ведомство” Воланда служит ей.

Поведение главных романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору.

Для Мастера – это идеал творчества, установление исторической истины. Для Маргариты – талант веры, любовь, ради которой она готова заложить свою душу дьяволу. И за все трудности, с которыми им приходится бороться в конце романа, они будут вознаграждены вечным покоем.

Заключение

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай – то хоть сам себя. Никогда слава не придёт к тому, кто сочиняет дурные стихи…” – безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Для Берлиоза, главы МАССОЛИТА, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим. Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества.Я считаю, что “Мастер и Маргарита” – это роман, о котором можно говорить всегда, и каждый раз можно увидеть что- то новое. Это произведение, на мой взгляд, останется актуальным во все времена, так как проблемы, поднятые в нём, волнуют людей всех поколений.Разумеется, мою оценку нельзя считать объективной, ибо объективно оценить что- либо невозможно. На разных этапах я в чём- то соглашалась с Булгаковым, в чём- то – нет. Но я смотрю сейчас на этот роман со своей ступеньки. Пройдёт время, я снова начну читать книгу, и мир булгаковского романа будет увиден мной совсем по- другому. И в переломные моменты моей жизни я неизменно буду возвращаться к роману Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Литература

    1. В. Г. Бобрыкин “Литература в школе” 1991 год.

      В. Я. Лакшин “О Доме и бездомье”.

      Публикация и статья М. Чудаковой.

      В. А. Доманский “Только человек ответственен за добро и зло”.

План.
1. Добро и зло.
2. Зло, которое творит Воланд, и зло москвичей.
3. Понтий Пилат.

…так кто же ты, наконец?
- Я – часть той силы что
Вечно хочет зла и совершает благо
Добро и зло – это вечные и неразделимые понятия. Пока жив человек, они будут находиться в постоянной борьбе. Добро будет «открываться» человеку, освещая путь к истине, а зло будет искушать и манить сладостными грехами. Борьба эта особенно трагична потому, что она ведётся в душе одного человека.
Роман Булгакова посвящён борьбе добра и зла. После прочтения произведения «Мастер и Маргарита» эти понятия раскрылись для меня по-новому. Ранее я был убеждён, чтодобро превалирует над злом или, по крайней мере, должно превалировать. А то, что эти понятия не равноправны, и зло должно уступить, совершенно бесспорно.
Однако, в романе «Мастер и Маргарита» зло не подчиняется добру. Эти понятия равноправны. Особенно ярко это проявляется в том эпизоде, когда Левий Матвей приходит просить Волонда за Мастера и Маргариту: «Он (Иешуа) прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы ты взял с собой Мастера и наградил его покоем». Иешуа просит Волонда об услуге, а не приказывает ему. Так одним словом Булгаков выражает отношение между добром и злом в своём романе.
Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле. Этим объясняется соотношение мира света и мира тьмы в романе. Иешуа, представляющий добро, на московскую часть земного мира не влияет. Трудно сказать, добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлые силы добровольно передают власть тьме. Воланд, представляющий в романе силы зла, берёт на себя функции добра. Воланд и его свита показывают слишком вспыльчивого Прохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, но многочислены.
Так как же расценивать зло, совершаемое москвичами, и проделки нечистой силы? Воланд и его помощники творят зло, но их цель – обнажать сущность явления, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина – это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность, лицемерие, легкомыслие и милосердие. Однако, наиболее значительным моментом в этом представлении, который перекрывает все пороки, было желание одного из сотни зрителей Варьете вернуть голову конферансье Бенгальскому, то есть проявление милосердия. Голова была тут же возвращена на место. На мой взгляд, этот эпизод красноречиво говорит: «Да, силы зла всесильны, но и вы можете творить важные дела, делать добро. Вам стоит только захотеть». Действительно, как сказал Иешуа, все люди добрые, только они вынуждены скрывать добро в себе: ситуация сложившаяся в мире лицемерия и стрха, не располагает к милосердию.
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мир разделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: «… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Более того, этот «бродяга» смеет полагать: «Мне пришли в голову кое-какие мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека».
У Иешуа своя жизненная философия: «… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». В невиновности Га-Ноцри Пилат убедился сразу. Тем более он смог снять головную боль, которая мучила прокуратора.
Прокуратор хотел даже спасти новоявленного «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины»: «Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки достоинства. Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идёт против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!» Иешуа казнён. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости смеялся и плакал во сне». Совесть мучает Пилата. Ему никогда не будет покоя – он понимает что прав Иешуа.
Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями руководили мелочные страхи.
Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Одни иногда «прозревают», заглядывают «внутрь себя». И всегда есть надежда на то, что человек сделает правильный нравственный выбор.

Главное условие нравственности – желание стать нравственным. Сенека.

Делом жизни писателя был роман «Мастер и Маргарита», принесший своему создателю мировую славу. «Мастер и Маргарита»- философская поэма в прозе о любви и долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением неправды и одурачивания людей в обществе, порывом к свету и добру, проще говоря, роман о тех вечных ценностях, которые дороги каждому нравственному человеку. Но что есть нравственность? На чём основана эта идея? Необходима ли нам совесть? Булгаков задаётся этими вопросами и показывает нам ответы на них в своём романе.
Нам известно, какое смысловое значение вкладывает человечество в слово «нравственность». Последнее есть не что иное, как внутренняя установка личности действовать согласно своей совести и свободе воли, но, хочется подчеркнуть явственней ту идею, что свобода воли, и, как следствие, свобода выбора есть основа нравственных или безнравственных дел. Только лишь наша готовность поступать «по совести» или «идти в разрез» с нею определяет наш духовно-нравственный уровень, эта мысль очень важна.
Произведение Булгакова уникально даже с позиции жанровой точки зрения – в состав «Мастера и Маргариты» входят два романа – роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера. Тем не менее, на протяжении чтения всей книги Булгакова красной нитью проходят рассуждения главных персонажей о добре и зле, честности и лицемерия, нравственном выборе, вере в Бога. Явный тому пример, спор поэта Бездомного и Воланда о бытии Божием:
-…ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на Земле?
- Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень понятный вопрос.
- Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, необходимо иметь точный план на некоторый срок. Как же может управлять человек, если он не может знать, что будет с ним на завтрашний день?»
Булгаков иллюстрирует пример проявления крепко вбитой идеологии советского атеизма в головы граждан России сталинской эпохи – отрицание возможности существования Бога, раздражённость упоминанием в разговоре о Нём, небрежность к данной теме. «Лишь человек – вот правда», «Религия есть опиум для народа», «Живи в своё удовольствие», «Нравственность есть продукт общественных отношений», - вот убеждения нигилистического атеизма. Другой пример, выступление Воланда в театре Варьете, «Сеанс чёрной магии с разоблачением». Недаром упомянуто слово «разоблачение», в данном случае оно объясняет смысл этой сцены в романе – люди, обезумевшие от «денежного чуда с потолка», хватающие летящие деньги, а затем дамы, прельщённые бесплатной одеждой и духами, скидывали с себя свои вещи! Ну а после всерьёз дьявольская шутка, эти люди остались ни с чем – голые, прячась в телефонных будках и с пчёлами в кошельках вместо схваченных денег, они «разоблачили» сами себя. Разоблачили тем, что главные их ценности и их выбор это деньги, земные блага, красивая одежда, тёплое местечко в своём мирке. Булгаковский Мефистофель буквально «раздел» людей как и физически, так и духовно: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» Не правда ли то, что эти слова актуальны и до сих пор?
В романе существует и другая аллегория человеческого выбора между добром или злом: «Коровьев выразительно ухмыльнулся, наклоняя стан, и опять похолодело сердце Маргариты.
- Короче! - вскричал Коровьев, - совсем коротко: вы не откажетесь принять на себя эту обязанность?
- Не откажусь, - твердо ответила Маргарита».
В данном случае речь шла о добровольном согласии Маргариты быть королевой на балу у дьявола, быть хозяйкой этого торжества. После на героиню вешают «кандалы», «вериги», одевают стальные сапоги, железный венец на голову – все это символизирует добровольное принятие человеком тяжести греха, его трудности для души. На таких аллегориях Булгаков демонстрирует способность духа и разума человека иметь свою свободную волю, иметь свой выбор. Автор продолжает идеи Достоевского о человеческой душе: «Бог с дьяволом борются, а место борьбы – сердца людей».
Каждый человек решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда "прозревают", заглядывают "внутрь" себя. Другим этого не дано. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный. Мастер уже разрешил для себя главный вопрос жизни: что в ней первично и что вторично - Добро или зло? Конечно, Добро, утверждает его герой, Иешуа Га-Ноцри: "Злых людей нет на свете". Есть люди, зажатые в тиски обстоятельств и вынужденные правдами и неправдами их преодолевать. Есть искалеченные ближними, несчастные и оттого ожесточившиеся. Но все по природе своей добры. Эту мысль и пытался донести Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита». Но проблема остаётся одна – наша воля. Воля быть с добром и истиной или со злом и неправдой. Данный вопрос решает человек сам для себя на протяжении всей своей жизни.


Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбой за нее.

Перенесемся в далекий Ершалайм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью”. Человек этот - зовут его Иешуа - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться; “Добрый человек! Поверь мне...” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и.., ударил арестованного по плечам... связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились...” Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “... рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.

В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его.

Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!” Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.

Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обо зрение всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...” Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос - живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово “Мастер” пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер - это собирательный образ того, кто стремится познать вечные законы нравственности.

Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи...” - безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный: Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Другие материалы

    Тлению, и находится вне власти потусторонних сил. Булгаковский Иешуа, пославший на землю Левия Матвея, не абсолютный бог. Он сам просит за Пилата, Мастера и Маргариту у того, кто так давно послал его самого на землю: “Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, - в...


  • Фантастика и реальность в романе М.А.Булгакова Мастер и Маргарита
  • Покою Иуды из Кариафа и Алоизия Могарыча, обреченному благодаря гибели и страданиям людей. Реальность первой части и фантастика второй. Роман «Мастер и Маргарита» явственно делится на две части. Связь между ними и грань между ними не только хронологическая. Часть первая романа реалистична, ...


  • Фантастика и реальность в романе Мастер и Маргарита Булгакова
  • Запутанность и анормальность всего строя общественных отношений, ту таинственную фантастику добра и зла, которая коренится в поведении людей, в их способе чувствовать и мыслить. (1)Роман «Мастер и Маргарита» явственно делится на две части. Связь между...


    Пилате двум несчастным писателям и атеистам Воланд, но всё по порядку. Когда Булгаков начал писать роман "Чёрный Маг" (первоначальное название романа "Мастер и Маргарита"), он уже предполагал, что основную часть будет занимать рассказ о Понтии Пилате, рассказ о совести и власти...


  • Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
  • Том, что нами впервые предпринимается попытка создания цельного и последовательного исследования на тему:«Философско – религиозные идеи романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа Л.Леонова «Пирамида»». Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что данный материал может...


  • Художественное воплощение категорий свободы-несвободы в романах М. Булгакова Мастер и Маргарита и Ч. Айтматова Плаха
  • ... ", "Война и мир"), М. Горького (ранняя лирика: "Песня о Соколе", Песня о буревестнике", "Легенда о Данко"). 2.Художественное воплощение категорий свободы и несвободы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 2.1 Свобода и несвобода в жизни и творчестве...


    Западноевропейского искусства - Мильтоном, Кальдероном, Гете, Байроном, Т.Манном и другими. Можно сказать, что роман Булгакова "Мастер и Маргарита" соприкасается с теми произведениями английской, французской и немецкой литературы, авторы которых разрабатывали античные сюжеты и образы, ...


    Формируется тот булгаковский язык, который мы встречаем на страницах его более поздних произведениях. 4. Поздняя философия М.А.Булгакова. Наиболее ярко и полно Булгаков, как философ, раскрывается нам в своих поздних произведениях. На мой взгляд, к ним можно отнести повесть «Собачье...


  • Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
  • Со­хранить добро в человеческой душе. Поставив перед классом вопрос: «Погубле­ны или спасены в романе Булгакова "добрые люди": мастер, Маргарита, Бездомный?», - учитель организует диспут, в ходе которого подво­дятся итоги изучения сложного произведения. 2.4. Система уроков по роману...


  • Образы и проблематика романов Булгакова "Мастер и Маргарита" и Шолохова "Тихий Дон"
  • Но и время библейское формирует одни поток с тем временем, когда началась работа над “Мастером и Маргаритой”. Мастер отпускает Пилата в свет, к Иешуа, завершив тем самым свой роман. Лишь в потустороннем мире Мастер находит условия творческого покоя, которых был лишен на земле. Внешний покой скрывает...


  • Библейские мотивы произведения Булгакова "Мастер и Маргарита"
  • Насыщенность произведения. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что роман Булгакова "Мастер и Маргарита" является воплощением всех мотивов, характерных для творчества Булгакова и определяющих систему взглядов писателя. РАЗДЕЛ 2. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ БИБЛЕЙСКИХ МОТИВОВ В РОМАНЕ М.А. ...


    Качестве примера можно назвать имена следующих исследователей: В.Г.Боборыкин, З.Г.Галинская, М.Чудакова. Мы же решили раскрыть проблему традиций Н.В.Гоголя в творчестве М.А.Булгакова в новом ключе, точнее через психологическую гипотезу подражания. Гипотеза о том, что подражание является основным...


  • Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А.Булгакова
  • Которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека». Глава 2. Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А.Булгакова 2.1 Н.В. Гоголь как образец для творческого подражания М.А.Булгакова Михаил Афанасьевич Булгаков - художник необыкновенно правдивый и чуткий. ...






Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта