Главная » Мода » Биография Сандро Боттичелли. Произведения художника, известные во всем мире. Аллегория силы Известные произведения Сандро Боттичелли

Биография Сандро Боттичелли. Произведения художника, известные во всем мире. Аллегория силы Известные произведения Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. По своей специальности Мариано был кожевником. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Будучи хозяином мастерской близ моста Санта Тринита ин Ольтрарно он не был обеспечен, так как дело было не особо прибыльным. В мечтах пожилой Филипепи хотел как можно скорее определить сыновей, чтобы можно было оставить столь тяжелое ремесло.

Сандро Боттичелли — это псевдоним художника, его настоящее имя Алессандро Филипепи . А для друзей он был просто Сандро. И в наши дни нет однозначного ответа на вопрос о происхождении прозвища «Боттичелли ». Существует версия, что это образование от клички, данной старшему брату за воспитание младшего из сыновей, чтобы хоть как-то помочь отцу. Или быть может, прозвище появилось на свет в связи с ремеслом его второго брата Антонио.

Как бы то ни было — ювелирное искусство, бес сомнения отразилось на становлении Боттичелли в юности, ведь именно в эту область его и подвигал брат Антонио. Алессандро был отправлен отцом к ювелиру Боттичелли. Будучи способным и одарённым учеником, он был беспокоен.

Примерно в 1464 года Сандро определился в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине. На то время он считался великолепным живописцем . В 20 лет (1467 год) Сандро покинул мастерскую. Он был целиком поглощен живописью и во всём подражал своему учителю, за что тот сильно полюбил юношу и поднял его живописные навыки до небывалых высот.

Хоть первые работы и полностью копировали манеру Фра Филиппо Липпи , в них уже проглядывалась необыкновенная атмосфера духовности, с поэтичностью образов.
В 1467 году учитель Сандро двинулся в Сполето, где его вскоре и настигла смерть. Тянущийся к знаниям Боттичелли встал на поиск нового источника художественных достижений.

Рождество / Боттичелли

Рождество

Некоторый период он посвятил мастерской Андреа Верроккио, который был разносторонним мастером, живописцем , скульптором и ювелиром . Он стоял во главе бригады многогранно талантливых начинающих художников. Общение приносило свои плоды, таким образом, появились картины «Мадонна в розарии » (примерно 1470 год, Флоренция, Уффици), а также «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами » (1468-1469 год), сочетающая в себе уроки Липпи и Верроккио. Вероятно, данные работы и были первыми по-настоящему самостоятельными творениями Боттичелли .

Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро, именуемым «Алтарь Сант-Амброджо ». В кадастре 1469 года Мариано сообщил, что Сандро работает дома из чего можно сделать вывод, что к тому времени Боттичелли был уже полностью самостоятельным художником. Что же касается судьбы остальных сыновей, то старший из них, будучи маклером, был финансовым посредником при правительстве. Его кличка «Botticella », что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе.

Так в 1970 году Боттичелли распахнул двери своей собственной мастерской. А примерно между 18 июля и 8 августа 1470 года подвел черту произведению, которое и принесло мастеру общественное признание и популярность. Картина, на которой было изображена аллегория Силы , была адресована для Торгового суда. Данное учреждение было одно из важнейших и занималось рассмотрением правонарушений носящих экономический характер.

1472 год был охарактеризован записью Сандро в объединение художников - гильдию Святого Луки, что позволило узаконить образ независимого стиля жизни художника, обзавестись помощниками на случай заказа не только картин или фресок , а и инкрустаций, гравюр, мозаик, моделей для «штандартов и других тканей», витражей, книжных иллюстраций. На первом году, будучи членом объединения художников Боттичелли был должностным учеником Филиппино Липпи , который являлся сыном бывшего учителя умельца.

Заказы Сандро в основном лились из Флоренции. Так одной из самых великолепных его произведений — картина «Святой Себастьян » была исполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. И 20 января 1474 года (в праздник святого Себастьяна Маджоре) работа, являясь первым подтверждённым произведением Сандро, была празднично размещена на одной из колонн церкви Санта Мария, которая устойчиво закрепилась в художественной панораме Флоренции.

Также в 1474 году, после завершения работ над этим произведением, мастер был приглашён на работу в другой город. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто. Как раз в этот промежуток времени воцарился близкий контакт между Боттичелли и признанными правителями Флоренции — членами семьи Медичи. Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи ) «Поклонение волхвов », заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи).

Поклонение волхвов / Боттичелли

Поклонение волхвов

Особый интерес данная картина вызывает у ряда исследователей, потому что именно на ней можно найти изображение целого пласта важных исторических лиц. Тем не менее, стоит обратить внимание и на примечательное композиционное построение, которое говорит об уровне мастерства художника на тот период.

Пик кульминации развития реализма изображения с увеличением психологической выразительности приходится на промежуток между 1475 и 1482 годами. Самые известные картины Сандро («Примавера » и «Рождение Венеры »), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Единогласно историками вынесены даты данных работ — 1477-1478 года. В данном случае существование Венеры означает не переживания любви в понятии язычества, а символизирует гуманистический идеал любви душевной. Когда душа сознательно или полу осознано, устремляется ввысь и очищает все в своем движении.

Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Зефир, оплодотворяя, объединяется с Флорой, порождая тем самым Примаверу, Весну как символ оживляющих сил Природы. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем.
Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. Это достигается с помощью линейных очертаний фигур, драпировок, движений танца, которые постепенно затихают в созерцательном жесте Меркурия. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы.

Характерным наполнением работ Сандро является идея Humanitas, что означает сплетение духовных свойств человека, в большинстве случаев она воплощается в образе Венеры или порой Паллады-Минервы. Или иначе трактуясь — эта идея безукоризненной красоты, несущей в себе интеллектуальный и духовный потенциал человека, красоту внешнюю как отражение внутренней красоты, а также крупицу универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме.

Если судить исходя из количества учеников и помощников, которые были зарегистрированы в кадастре, то в 1480 году мастерская Боттичелли была широко признана. Также этот год был отмечен написанием Сандро «Святого Августина», находящегося на алтарной преграде в церкви Всех Святых (Оньисанти). Данный заказ был выполнен для Веспуччи — уважаемая семья города, которая была близка Медичи.

Апокрифические тексты были широко распространены, что привело к почитанию обоих святых в XV веке. Сандро Боттичелли трудился, не покладая рук, чтобы иметь возможность стать лучшим среди всех живописцев того времени, делая акцент на Доменико Гирландайо, который выполнил с иной стороны образ святого Иеронима. Данное творчество было осуществлено безупречно, на лице святого были выражена глубина, тонкость и острота мысли, столь характерные для мудрецов.

Лоренцо Медичи в политических взглядах стремился примириться с папой и способствовал увеличению культурных связей Флоренции. Таким образом Боттичелли , Пьетро Перуджино , Козимо Россели и Доменико Гирландайо — 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно поэтому получила своё название Сикстинской ). По распоряжению Сикста IV Боттичелли был назначен главным по выполнению работ, в настоящее время фрески мастера считаются более ценными по сравнению с произведениями других художников. Готовые фрески были установлены осенью 1482 года на отведённое для них место в капелле неподалеку от открывающих цикл работ Синьорелли и Бартоломео делла Гатта. Боттичелли и остальные мастера возвратился во Флоренцию, в которой вскоре испытал потерю отца.

В период своей наибольшей творческой активности Сандро имел тесные взаимоотношения с двором Лоренцо Медичи , что и послужило написанию большинства из наиболее прославленных произведений мастера в 70-80-х годах по заказу членов данного семейства. Вдохновение остальных произведений было почерпано из стихов Полициано или было подвержено влиянию литературных споров, зарождающихся у ученых-гуманистов, а также приятелей Лоренцо Великолепного.

Если говорить о портретах, выполненных Боттичелли, то, несомненно, они занимают не столь высокую ступень в галерее образов, которые входят в его композиции. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать.
Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано » — сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви.

Клевета / Боттичелли

Клевета

Когда Боттичелли вернулся в Рим, то он написал цикл больших произведений на тему религии, содержащих несколько тондо, в которых чуткость эмоций художника смогла целиком выразиться в порядке форм на плоскости. Предназначение тондо заключалось в декоративной функции — украсить апартаменты флорентийской знати или в качестве коллекционных произведений искусства.

Тондо «Поклонение волхвов », которое было известно нам первым, имеет дату семидесятых годов. Предположительно оно выступало в роли крышки стола в доме Пуччи. Точкой отсчёта служит эта пусть ещё юная работа, в которой искаженные перспективы оправданы при горизонтальном расположении картины. В ней Боттичелли выказывает «софистический», тревожный и трезвый подход.

В качестве примера выступают работы: «Мадонна Магнификат » (1485 год) и «Мадонна с гранатом » (1487 год). Первое произведение, с помощью особого изгиба кривых линий, а также коллективному круговому ритму создаёт иллюзию картины, созданной на выпуклой поверхности. Второе же произведение предназначавшееся для Зала заседаний суда палаццо Синьории, характеризуется применением обратного приема, формирующий эффект вогнутой поверхности.

Иное настроение создаётся во внушительной работе Сандро «Венчание Богоматери », датируемое 1490 годом. Так, если 1484-1489 года отмечены довольством Боттичелли своими произведениями и собой, то «Венчание » несёт уже совершенно иной посыл — взволнованность чувств, неизведанные тревоги и надежды. Ангелы переданы с большим волнением, а клятвенный святого Иеронима полон уверенности и достоинства.

Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным.
Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая ». Сюжет данной работы был, бесспорно, уходит корнями в Библию — Фамарь, которая была изгнана Аммоном. Но этого единичного исторического факта преображённого в художественное воплощение становится достаточным, чтобы приобрести вечный статус: здесь и хрупкие чувства женщины, и сочувствие её одиночеству и даже дремучая преграда в качестве закрытых ворот, а также плотной стены, которая символизирует стены средневекового замка.

Весна / Боттичелли

Весна

В 1493 году Флоренция ошеломляется смертью Лоренцо Великолепного. А в семье Боттичелли происходят ещё более значимые события важные события — умирает брат Джованни, которого хоронят рядом с отцом на кладбище. Из Неаполя приезжает Симоне (другой брат), совместно с которым мастер покупает «господский дом» в Сан Сеполькро а Беллозгуардо.

Последние произведения Сандро дышат усилением религиозного нравственного расположением духа. Боттичелли всегда относился к религии и нравственности со всей серьёзностью, это было видно в превращении незамысловатого и традиционного напева Липпи в мистическую созерцательность «Мадонны Евхаристии ».

Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi; 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

Обучение мастерству (1445—1467)

Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

«Мадонна Евхаристии»

Ранние работы (1470—1480)

С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

В 1472 году имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.

На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат.

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленную картину «Поклонение волхвов», на которой помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал: «Поистине произведение это - величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется.»


«Поклонение волхвов» (около 1475)

В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.

В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

«Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего»

Джулиано Медичи

Портрет молодой женщины

Пребывание в Риме (1481—1482)

Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».

В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508—1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.

Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.


«Искушение Христа»

«Призвание Моисея»

Светские произведения 1480-х годов

Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного, где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики.

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый

Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками всё наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.


Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины.

В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо о Настаджио дельи Онести.



«История Настаджио дельи Онести» из «Декамерона» Боккаччо. 2-й эпизод


Новелла о Настаджо дельи Онести, банкет в сосновом лесу.

Новелла о Настаджо дельи Онести

Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).

«Венера и Марс»

Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». «…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времён и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения.»


«Рождение Венеры»

В 1480-1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки»

Данте Алигьери

Религиозные картины 1480-х годов

«Поклонение волхвов» (1478—1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

«Мадонна с Младенцем на троне»

Поклонение волхвов

Благовещение

В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481—1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480—1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485—1490).

«Мадонна Магнификат»

Мадонна с младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем

В 1483 году вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он расписывает фрески на вилле Лоренцо Великолепного близ Вольтерры.

Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским символом (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля первоначально вместо книги тоже был гранат).

Поздние работы (1490—1497)

В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями, и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов.

Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488—1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений Мадонны с Младенцем. Портреты, созданные художником в это время, например, портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов.

Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485—1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет.

В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495).

«Юдифь, покидающая палатку Олоферна»

«Клевета»

Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества

Клевета, тянущая за волосы Невинность, в сопровождении своих спутниц — Коварства и Лжи

Истина, олицетворяющая своей наготой чистоту, и Раскаяние, которая своим вопрошающим и злобным взглядом скорее есть Зависть

Последние работы (1498—1510)

В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли Боттичелли.

В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество», единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине».

Среди последних немногочисленных работ художника этого периода - сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции, а также сцены из жизни Св. Зиновия.

«Мистическое Рождество»


Крещение св. Зиновия и его назначение на пост епископа

Сцены из жизни святого Зиновия


Сцены из жизни святого Зиновия

Три чуда Святого Зиновия


Сцены из жизни святого Зиновия

В 1504 году живописец участвует в работе комиссии художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело.

Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду.»17 мая 1510 года, на 66-м году жизни, Сандро Боттичелли скончался. Живописец был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.

Botticelli, Sandro (Filipepi, Alessandro di Mariano). Род. 1445, Флоренция – ум. 1510, там же

Сандро Боттичелли – один из наиболее прославленных флорентийских живописцев конца XV в. Его рассчитанное на образованных знатоков искусство, проникнутое мотивами неоплатонической философии , долго не было оценено по достоинству. Около трёх веков Боттичелли был почти забыт, пока в середине XIX столетия не оживился интерес к его творчеству, который не угасает и по сей день. Писатели рубежа XIX-XX вв. (Р. Сизеран, П. Муратов) создали романтико-трагический образ художника, который с тех пор прочно утвердился в умах. Но документы конца XV – начала XVI веков не подтверждают подобную трактовку его личности и далеко не всегда подтверждают данные биографии Сандро Боттичелли, написанной Вазари .

Автопортрет Сандро Боттичелли. Деталь картины "Поклонение волхвов". Ок. 1475

Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). Двое братьев Боттичелли – Джованни и Симоне – занимались торговлей, третий – Антонио – ювелирным делом. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Однако Вазари сообщает, что так называли кума отца художника, Мариано, – ювелира, к которому Сандро был отдан в обучение. Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello » – «серебряных дел мастер».

Около 1464 Сандро поступил в мастерскую знаменитого художника фра Филиппо Липпи по рекомендации своего соседа, главы семьи Веспуччи. Там Боттичелли оставался до начала 1467. Есть сведения, что с весны 1467 он начал посещать мастерскую Андреа Верроккьо , а с 1469 работал самостоятельно, первоначально дома, а затем в арендованной мастерской. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло ) для зала Торгового суда. Учеником Боттичелли вскоре стал прославившийся позже Филиппино Липпи , сын фра Филиппо, умершего в 1469. 20 января 1474 по случаю праздника св. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».

В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино , Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции).

К числу лучших произведений Сандро Боттичелли 1470-х относится «Поклонение волхвов», где в образах восточных мудрецов и их свиты показаны члены семьи Медичи и близкие им лица. У правого края картины художник изобразил и самого себя.

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Ок. 1475. В правом нижнем углу картины художник изобразил стоящим самого себя

Между 1475 и 1480 Сандро Боттичелли создал одно из самых прекрасных и загадочных произведений – картину «Весна» . Она была предназначена для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, с которым Боттичелли связывали дружеские отношения. Сюжет этой картины, сочетающей в себе мотивы Средневековья и Ренессанса, не вполне объяснён до сих пор и навеян, очевидно, как неоплатоновской космогонией, так и событиями в семье Медичи.

Сандро Боттичелли. Весна. Ок. 1482

Ранний период творчества Боттичелли завершает фреска «Св. Августин» (1480, Флоренция, церковь Оньисанти), написанная по заказу семьи Веспуччи. Она составляет пару композиции Доменико Гирландайо «Св. Иероним» в том же храме. Одухотворенная страстность образа Августина контрастирует с прозаизмом Иеронима, наглядно демонстрируя различия между глубоким, эмоциональным творчеством Боттичелли и добротным ремеслом Гирландайо.

В 1481 вместе с другими живописцами из Флоренции и Умбрии (Перуджино, Пьеро ди Козимо, Доменико Гирландайо) Сандро Боттичелли был приглашен в Рим папой Сикстом IV для работы в Сикстинской капелле в Ватикане. Во Флоренцию он вернулся весной 1482, успев написать в капелле три большие композиции: «Исцеление прокаженного и Искушение Христа», «Молодость Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона».

Сандро Боттичелли. Сцены из жизни Моисея. 1481-1482

Сандро Боттичелли. Наказание Корея, Дафана и Авирона. Фреска Сикстинской капеллы. 1481-1482

В 1480-е Боттичелли продолжал работать для Медичи и других знатных флорентийских семейств, выполняя картины как на светские, так и на религиозные сюжеты. Около 1483 вместе с Филиппино Липпи, Перуджино и Гирландайо он работал в Вольтерре на вилле Спедалетто, принадлежавшей Лоренцо Великолепному. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры » (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Ок. 1485

К 1480-м относятся и два лучших тондо (круглых картин) Боттичелли – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе – Флоренция, Уффици). Последняя, возможно, предназначалась для зала аудиенций в палаццо Веккио.

Считается, что с конца 1480-х Сандро Боттичелли находился под сильным влиянием проповедей доминиканца Джироламо Савонаролы , обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Действительно, трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии » (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции » (Бостон, Музей Гарднер). Савонарола был сожжен в том же году 29 мая, и существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности. Почти два года спустя, 2 ноября 1499, брат Сандро Боттичелли Симоне записал в своем дневнике: «Алессандро ди Мариано Филипепи, мой брат, один из лучших художников, какие были в эти времена в нашем городе, в моем присутствии, сидя дома у очага, около трех часов ночи, рассказал, как в этот день, в его боттеге в доме Сандро разговаривал с Доффо Спини о деле фрате Джироламо». Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы.

Сандро Боттичелли. Оплакивание Христа (Положение во гроб). Ок. 1490

К наиболее значительным поздним работам Боттичелли относятся два «Положения во гроб» (оба – после 1500; см. фото одной из этих картин) и знаменитое «Мистическое Рождество» (1501, Лондон, Национальная галерея) – единственное подписанное и датированное произведение художника. В них, особенно в «Рождестве», усматривают обращение Боттичелли к приемам средневекового готического искусства, прежде всего в нарушении перспективных и масштабных соотношений.

Сандро Боттичелли. Мистическое рождество. Ок. 1490

Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Использование форм и приемов, чуждых ренессансному художественному методу, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира. Один из самых чутких живописцев Кватроченто, Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис гуманистической культуры Возрождения. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и субъективного искусства маньеризма.

Одна из самых интересных сторон творчества Сандро Боттичелли – портретная живопись. В этой области блестящим мастером он зарекомендовал себя уже в конце 1460-х («Портрет мужчины с медалью», 1466-1477, Флоренция, Уффици; «Портрет Джулиано Медичи», ок. 1475, Берлин, Государственные собрания). В лучших портретах мастера одухотворенность и утонченность облика персонажей сочетаются со своеобразным герметизмом, иногда замыкающим их в высокомерном страдании («Портрет молодого человека», Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. После 1480

Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки, и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте . Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х, и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте - рисунок "Карта ада" (La mappa dell inferno).

Сандро Боттичелли. Карта Ада (Круги Ада - La mappa dell inferno). Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

К выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима, использовав отчасти свои первые композиции. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами, их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами. Четыре листа раскрашены темперой. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Именно эти иллюстрации особенно ясно дают почувствовать красоту легкой, точной, нервной линии Боттичелли.

Сандро Боттичелли. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». «Говорят также, – пишет он далее, – что он превыше всего любил тех, о ком знал, что они усердны в своем искусстве, и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. В конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, опираясь на две палки...» О материальном положении Боттичелли в 1490-е, то есть в то время, когда, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Из них следует, что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. О том, что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести, агента правительницы Мантуи Изабеллы д"Эсте, искавшей мастеров для украшения своего студиоло. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело . Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей.

Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем» (ок. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. собеседование» (ок. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем» (ок. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Иероним», «Св. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Зиновия (1495-1500; две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг).

Сандро Боттичелли. Венера и Марс . Ок. 1483

Литература о Боттичелли : Вазари 2001. Т. 2; Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы. Киев, 1915; Бернсон Б. Флорентийские живописцы Возрождения. М., 1923; Гращенков В. Н. Боттичелли. М., 1960; Боттичелли: Сб. материалов о творчестве. М., 1962; Пасло Д. Боттичелли. Будапешт, 1962; Смирнова И. Сандро Боттичелли. М., 1967; Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. Л., 1971; Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. М., 1977; Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. М., 1982; Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник. СПб., 1996. Вып. 1; Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения. М., 2002; Ulmann H. Sandro Botticelli. München, 1893; Warburg A. Botticellis "Geburt der Venus" und Frühling": Eine Untersuchung über die Vorschtellungen von der Antike in der italienischen Frührenaissance. Hamburg; Leipzig, 1893; Supino L I disegni per la "Divina Commedia" di Dante. Bologna, 1921; Venturi A. II Botticelli interprete di Dante. Firenze, 1921; Mesnil J. Sandro Botticelli. Paris, 1938; Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Göttlicher Komödie. Berlin, 1954; Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. Milano, 1958; Argon G. C. Sandro Botticelli. Geneva, 1967; Во С, Mandel G. L"opera completa del Botticelli. Milano, 1967; Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. Botticelli. London, 1976; Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat. London, 1978; Baldini U. Botticelli. Firenze, 1988; Pons N. Botticelli: Cat. compi. Milano, 1989; Botticelli e Dante. Milano, 1990; Gemeva C. Botticelli: Cat. compi. Firenze, 1990; Botticelli. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. Milano, 2003.

Биография Боттичелли

Алессандро ди Мариано Филипепи, известный как Сандро Боттичелли , родился во Флоренции в 1445 году. Его отец, Мариано Филипепи, был кожевником. Свое прозвище «Боттичелли» («бочоночек») будущий художник, видимо, «унаследовал» от одного из своих старших братьев, Джованни, который, желая помочь отцу, много занимался с маленьким Сандро.

Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Примерно в это же время Боттичелли начал работать подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Впрочем, ювелирным ремеслом занимался он недолго и уже в начале 1460-х годов поступил в ученики к Фра Филип-по Липпи (ок. 1406- 1469), одному из самых известных художников того времени. Филиппо был монахом-кармелитом и, помимо своего творчества, прославился скандальным романом с юной послушницей Лукрецией Бути. Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца.

О годах обучения Боттичелли в мастерской Липпи почти ничего не известно. Можно предположить, что учитель и ученик ладили между собой, поскольку Филиппино Липпи позже стал учеником Боттичелли. Сандро оставался у Липпи до 1467 года, после чего открыл свою собственную мастерскую.В 1470 году Боттичелли получил свой первый большой заказ. Он взялся написать аллегорию Силы для серии, прославляющей христианские добродетели. Картина предназначалась для зала суда Торговой гильдии. Остальные аллегорические фигуры были заказаны Антонио дель Поллай-оло. Спустя два года Боттичелли вступил в Гильдию святого Луки (так называлось объединение художников).

К концу следующего года Боттичелли уже был вполне востребованным мастером. Он написал образ святого Себастьяна для церкви Санта-Мария Маджоре, а потом его пригласили в Пизу, где в капелле Коронования Богоматери Боттичелли создал ныне утраченную фреску. Это приглашение свидетельствует о том, что в начале 1470-х годов слава художника перешагнула пределы его родного города. Приблизительно 1475 годом датируется первый шедевр Боттичелли - картина «Поклонение волхвов», заказанная художнику банкиром Джованни Лами. Богатый заказчик был близок к семейству Медичи - могущественной династии, правившей в то время Флоренцией. Очевидно, именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи. Во всяком случае, считается, что некоторые фигуры «Поклонения волхвов» являются портретами членов этой фамилии.

Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). 26 апреля 1478 года, во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, представитель семьи Пацци убил Джулиа-но Медичи. Его брату Лоренцо удалось спастись. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. В назидание тем, кто захочет повторить опыт Пацци, Боттичелли должен был написать на стенах дворца портреты казненных. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника.

Медичи считали его своим человеком. Он пользовался особенным расположением Лоренцо ди Пьерфран-ческо де Медичи (двоюродного брата Лоренцо Великолепного), который, получив в 1476 году наследство, решил построить роскошную виллу в Кастелло. На протяжении нескольких лет Боттичелли выполнял заказы на картины, предназначавшиеся для этой виллы. Именно в этот период художник создал два своих самых знаменитых произведения - имеются в виду «Весна» (1478) и «Рождение Венеры» (1484). В 1481 году по зову папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим. Папа предложил ему принять участие в оформлении только что построенной Сикстинской капеллы. Этот заказ Боттичелли выполнял, работая рука об руку с другими выдающимися живописцами - Перуджино, Гирландайо и Синьорелли. Его частью работы стали фрески «Искушение Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов».

Летом 1482 года Боттичелли вернулся во Флоренцию. Возможно, столь скорое возвращение художника было вызвано смертью его отца. Впрочем, вернуться он мог и по причине перегруженности местными заказами. В 1480-х годах художник находился на вершине славы, и заказчики шли в его мастерскую один за другим. Справиться со всеми заказами в одиночку было совершенно невозможно, поэтому большую часть работы выполняли ученики Боттичелли, неплохо имитировавшие манеру своего метра.

На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). Среди его произведений этого времени - фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Известность художника была велика. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске, и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». В начале следующего десятилетия во Флоренции начались бурные политические события, изменившие жизнь Боттичелли. В 1492 году умер Лоренцо Великолепный. Пришедший к власти его сын Пьеро оказался не слишком талантливым правителем. В частности, совершенно неадекватной оказалась реакция Пьеро на вторжение в Италию войск французского короля Карла VIII. Стремясь задобрить Карла, он без боя сдал ему Пизу. Этот поступок вызвал возмущение среди флорентийцев, изгнавших Пьеро из города.

Настало время яростного Савонаролы. Монах-доминиканец Джироламо Савонарола уже давно выступал против тирании Медичи, обличая их продажность, роскошь и разврат. Критиковал он и папство, призывая церковь к аскетизму. Его проповеди находили отклик у многих горожан. Их сочувствие в конце концов привело Савонаролу к власти. Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли . В 1493 году он потерял своего любимого брата Джо-ванни. В это же время у художника начали возникать сомнения в оправданности его художественной деятельности. Поддержать Боттичелли было некому. Ло-ренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции - впрочем, скоро возвратясь обратно. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего.

Трудно сказать, насколько глубоко разделял Боттичелли взгляды Савонаролы. Многие полагают, что художник вполне мог стать одним из «новообращенных». В пользу этого утверждения как бы говорит то, насколько изменился стиль его живописи. Но правление Савонаролы оказалось недолгим. В 1498 году он был низложен, отлучен от церкви и публично сожжен на костре. В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Примечательно, что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, выбирая кого-нибудь из флорентийских художников для исполнения ее заказа, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли. В своей книге «Жизнеописания знаменитых художников» Джорджо Вазари писал о том, что старый Боттичелли был «бедным и никому не нужным» и передвигался с помощью костылей.

Сандро Боттичелли умер в мае 1510 года. Его похоронили на кладбище при флорентийской церкви Оньисанти. Вместе с художником умерла и память о нем. О Боттичелли забыли. Заново открыт был Боттичелли только в конце XIX века стараниями английского искусствоведа Джона Рёскина и группы художников-прерафаэлитов.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта