Главная » Красота » Пути совершенствования российского образования. Пути и средства совершенствования образования Совершенствование образования

Пути совершенствования российского образования. Пути и средства совершенствования образования Совершенствование образования

Изменения в системе образования происходят под воздействием определенных факторов – причин или движущих сил определенного процесса. К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести:

а) политико-экономическую трансформацию страны , изменившую требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, а участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980 – начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ "Об образовании" и Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ

"О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. В период кризисного развития страна должна решить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. В этой связи как фактор, тормозящий развитие образования, следует отметить хроническое его недофинансирование, требующее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование;

б) социальную политику государства, в той или иной мере призванную учитывать интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие сети образовательных учреждений и системы образования в целом в той или иной стране происходит в ходе реализации государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер: одни учебные учреждения предназначены для представителей более обеспеченной части общества, другие – для сравнительно бедной.

В ближайшее будущее в условиях реально существующего демографического спада контингент обучающихся сократится практически на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работников образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. В настоящее время произошел переход на новую систему оплаты труда педагогов: к основной базовой части зарплаты педагога, определяемой образовательным цензом работника и его педагогическим стажем, добавляются компенсирующие и стимулирующие надбавки, существенно дифференцирующие работников по их отношению к своей трудовой деятельности.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения;

  • в) исторический опыт и национальные особенности в сфере образования . Система образования каждой страны формируется под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, различной ступенчатости средней школы (в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса) и т.д. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в области образования. В частности, в нашей стране существует уникальная система дополнительного образования детей, призванная удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности будущих взрослых;
  • г) общие тенденции мирового развития – ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, как:
    • – переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
    • – возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
    • – динамичное, но не всегда поступательное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности ;
    • – возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;
  • д) педагогические факторы . Их влияние на развитие системы образования довольно многообразно. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. были сформулированы базовые параметры модернизации школы . Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений подготовлена Национальная образовательная стратегия – инициатива "Наша новая школа" . Ее составляющими стали пять направлений .

  • 1. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования, поэтому в сжатые сроки необходимо разработать новое поколение образовательных стандартов.
  • 2. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
  • 3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю, в этой связи возникает необходимость разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Причем новые кадры совсем не обязательно должны иметь только педагогическое образование.
  • 4. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно; если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

Особое внимание Президент РФ обратил на то, что российская школа не имеет права быть "ветхой" – как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе должно быть комфортно и психологически, и физически.

5. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе: к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально-педагогическое сообщество, но и все социально ответственные граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

  • – обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • – достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
  • – формирование в системе образования нормативноправовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
  • – повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • – развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является ориентация на социальную адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации и дальнейшего развития образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению. Результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом его развития. В этой связи необходимо создать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, а также систему мониторинга образования. Ближайшая цель – формирование такой модели управления, в которой будут четко определены компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.

В современных условиях все более значительную часть информации обучающиеся получают самостоятельно – в первую очередь через средства массовой информации. В этой связи необходимо разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за допущение фактов демонстрации и пропаганды насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.

В рамках модернизации российского образования осуществляются меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы :

  • – разрабатывается механизм введения государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической);
  • – создастся нормативно-правовая база для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования (например, между гражданами и образовательным учреждением);
  • – отрабатываются механизмы соучредительства и софинансирования образовательных учреждений;
  • – обеспечивается расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием;
  • – осуществляется поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;
  • – развивается система негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;
  • – обеспечивается повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих уставных функций, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

  • Под профессиональной мобильностью понимается переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую, осуществляемый двумя путями: но горизонтали – переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии, и по вертикали перемещение индивида из одного профессионального пласта в другой.

Обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь во многом зависит от уровня и качества образования граждан, от их знания правовых и этических норм, регулирующих отношение человека к природе и обществу, и умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной деятельности, от их способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований.

Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования. В 2003 г. она достигнет 7% от ВВП (1990г. – 4,4%, 2002 г. – 6,8%), что сопоставимо с мировыми показателями (Швеция – 7,8%, Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Канада – 5,5%, Польша – 5% (по предварительной оценке ЮНЕСКО). Индекс уровня образования составил 0,950 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан – 0,910).

Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:

    создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;

    обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;

    повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;

    обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования является повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий по:

    завершению реформы общеобразовательной школы;

    последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;

    научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;

    внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;

    обновлению и расширению материально-технической базы;

    обеспечению широкою выбора образовательных программ и услуг;

    рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования.

Намечается повысить индекс уровня образования в стране к 2010г. до 0,960, а к 2020 г. – до 0,980, против 0,950 в 2002 г.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны одним из ключевых вопросов на этом этапе должно стать повышение социального статуса учителя и его роли в обществе.

В 2011–2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

Предстоит реализовать ряд организационных мер:

    оптимизировать сеть учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации, не нарушая права граждан на получение образования;

    развивать сеть учреждений образования нового типа, создавать университетские комплексы, реализующие образовательные программы различных уровней;

    сформировать эффективный механизм трансфера научно-технических разработок в производство по отраслям экономики и регионам;

    разработать системы дистанционного обучения на всех уровнях образования, мониторинга качества обучения и воспитания учащейся молодежи;

    повысить квалификационный уровень преподавательского состава и эффективность использования кадров.

Особую значимость для Беларуси в этот период приобретает опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей постиндустриальной цивилизации. В этой связи содержание и методики обучения должны быть направлены на развитие творческих качеств личности, его способностей к самостоятельным действиям и решениям, к непрерывному обновлению знаний и совершенствованию профессиональной компетенции.

Для решения поставленных перед образованием целей и задач необходимо довести уровень общих расходов на его развитие к 2006 г. до 10% от ВВП, сохранив его и на период до 2020 г., создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Беларуси в мировой образовательный процесс.

Процессы реформирования базового образования поставили ряд новых задач перед работниками системы управления, востребовав новых специальных знаний и навыков, децентрализации структуры управления, ее демократизации, а также информатизации управленческой деятельности. Огромное внимание оказывалось проблемам стратегического менеджмента, развитию и укреплению возможностей в области планирования и управления на региональном и местном уровнях при более четком разделении обязанностей.

В последнее время производится работа по децентрализации управления базовым образованием и упрощение структуры управления. Серьезной реконструкции подвергнут центральный уровень управления. Сокращена численность управленческого аппарата на 30%, произведено устранение дублирования в проведении контроля за деятельностью школ. В ряде регионов упразднены районные отделы образования. Полномочия в таких вопросах как финансирование школ, их материально-техническое обеспечение, комплектование учительскими кадрами переданы от центральных органов местным.

За центральными органами остались проблемы стратегии содержания образования, обеспечения учебными планами, программами и учебниками, а также оценивание деятельности школ. Происходит активизация родительского участия в решении проблем школьного образования. Во-первых, оно выражается в возможности выбора школы, оказания влияния на содержание обучения и преподавания, ответственности за материальное оснащение и финансирование школы. Во-вторых, оно сказывается на опосредствованном влиянии родительской общественности на государственную образовательную политику.

Усилились права родителей в управлении школой. Сегодня более 400 школ имеют Попечительские Советы, в состав которых входят представители местной общественности, родители, спонсоры и т.п. Данные попечительские советы полномочны в решениях финансовых вопросов, материально-технического оснащения школы, организации детского питания, медицинской помощи, а также проблем оказания дополнительных образовательных услуг. Большую помощь оказывают Советы детям из малообеспеченных семей.

Все чаще можно видеть родителей, представителей местной общественности на различных школьных праздниках не только, как гостей, но и как непосредственных устроителей.

Достижения: демократизация управления образованием; поиск конструктивных подходов к децентрализации управления, передачи значительной части управленческих полномочий на низовые звенья; увеличение доли участия родителей и общественности в управлении школой; изучение порядка распределения функциональных обязанностей как внутри организационных образовательных структур, так и на разных уровнях управления с целью устранения дублирования

Проблемы: отсутствие оптимальной структуры распределения полномочий между различными уровнями управления; недостаточный профессионализм управленческих кадров в решении новых задач; сокращение численности управленческого аппарата производилось без должной оценки и коррекции.

Во многом обозначенные по всем позициям проблемы реализации политики в области развития сектора образования лежат в плоскости рационального распределения полномочий между всеми уровнями управления. В связи с этим рабочей группой на основе проведенного выше анализа государственной политики в области образования и путей ее реализации, выработан ряд предложений по реконструкции системы управления образованием. Основные направления предлагаемых изменений заключаются в следующем:

Расширение прав администрации школы, родительской и ученической общественности в управлении школой путем создания общественных органов управления школой (попечительские советы и общественные фонды поддержки).

Сокращение количества районных и городских органов управления путем их преобразования в межрайонные ресурсные центры образования. Количество ресурсных центров определяется областным уровнем управления на основании демографических и географических факторов и финансовых возможностей по согласованию с центральным органом управления образованием (МОНК).

Усиление властных полномочий областного уровня управления в решении следующих задач: реализация государственных образовательных стандартов; установление регионального компонента учебного плана; проведение текущего оценивания и инспектирования качества преподавания и обучения; организация и проведение обязательной аттестации школ области раз в 5 лет; организация переподготовки и повышения квалификации учителей; мтериально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса.

Усилить стратегические функции центрального органа управления образованием (МОНК) по следующим позициям: формирование стратегических планов реализации государственной политики в области образования; создание нормативно-правовой базы функционирования системы школьного образования; формирование государственных образовательных стандартов (национального базисного учебного плана, перечня действующих программ и учебников); организация разработки учебников, учебно-методической литературы и их издания; организация работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей; создание системы гарантии качества образования через институты лицензирования, аккредитации и аттестации и инспектирования; обеспечение системы тестирования выпускников школ.

Ключевые задачи правления школьным образованием можно разбить на три основные группы и реализовывать их через названный департамент, который можно будет разделить на четыре подразделения: инспектирование, лицензирование, аккредитация и аттестация, развитие человеческих ресурсов; координации деятельности по разработке государственных образовательных стандартов; обеспечение реализации принципа доступа к образованию, в том числе через работу дошкольных и внешкольных учреждений.

Подразделение “Инспектирование, лицензирование аккредитация и аттестация” будет выполнять следующие обязанности: осуществление лицензирования, аккредитации и аттестации всех школ. РУО будут иметь право давать рекомендации МОНК о представлении лицензии образовательному учреждению или ее отзыве в случае, если учреждение не подтвердит свой статус при аккредитации; координация работы Национальной системы инспектирования, которая будет осуществляться через РУО. Политика инспектирования и критерии проведения инспекции будут разрабатываться в Подразделении; установление критериев для изменения типа и статуса школы, и гарантии качества образования согласно стандартам.

Подразделение “Развитие человеческих ресурсов” будет выполнять следующие обязанности: разработка политика развития штата, с учетом проведения подготовки и переподготовки учителей и директоров школ, в тесном взаимодействии с институтом образования.

Подразделение “Государственные образовательные стандарты” будет выполнять следующие обязанности: координация разработки национальных стандартов образования и системы тестирования для выпускников школ; развитие инновационных процессов в образовании, установление международных контактов и связей по проблемам международным образовательных стандартов; определение основных принципов разработки базисного учебного плана, выработка рекомендаций по разработке регионального и школьного компонентов; установление политики производства учебников и графиков опубликования учебников и другой учебной литературой для школ.

Подразделение “Доступ к образованию”: внедрение политики Правительства по вопросу доступа к образованию, обеспечения равных возможностей в получении базового образования для всех детей школьного возраста; предоставление возможностей для получения образования специальным группам детей; взаимодействие с правительственными органами по решению проблем равенства и доступности образования; развитие партнерских связей с дошкольными, внешкольными образовательными учреждениями, а также НПО по решению проблем образования.

Задачами школьных структур управления будут: определение миссии школы по согласованию с РУО. Разработка и внедрение планов развития школы; подбор и распределение учителей и другого персонала; проведение самооценки своей деятельности; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; сбор и эффективное использование потребительских взносов; обеспечение возможности для непрерывного образования населения; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; разработка и отслеживание внедрения новых методов обучения; проведение текущей и итоговой аттестации; поддержание школьных зданий в хорошем состоянии, ремонт зданий и отопительных систем.

За последние несколько лет школы доказали, что при необходимой поддержке могут самостоятельно решать огромное разнообразие задач. Современная мировая тенденция развития школы свидетельствует о том, что школам необходимо предоставлять больше автономии, больше полномочий и свобод. В результате автономизации школы ее руководителям потребуется приобрести больше навыков планирования, организации и управления своими ресурсами, что в свою очередь требует повышения внимания к проблемам рационализации административного штат школы.

Кроме того, школам нужна поддержка местной общественности, и поэтому тесное взаимодействие школы с родительскими комитетами и Попечительскими советами являются важным элементом современного школьного управления.

Основы совершенствования учебного процесса

Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности решения, выте-кающей из анализа полной и достоверной информации о законо-мерностях функционирования целостной системы.

В педагогической литературе последних лет встречаются раз-нообразные трактовки усовершенствования педагогических систем и процессов. Из всех этих трактовок вытекает наиболее полное и общее определение усовершенствования процесса обучения, как такого управления, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучен.

Лекция 6.

2. Пути совершенствования системы школьного образования.

3. Совершенствование системы высшего образования

1. Пути развития дошкольного образования.

Государство в сфере образования выполняет три основных функции управления:

1) регулирование всей сферы образования;

2) выступает как учредитель;

3) руководит через региональные министерства сферой образования в субъектах РФ.

Какова главная цель органов власти в сфере образования? Для федеральных органов власти – сделать эту сферу конкурентоспособной на мировм рынке образования. Для региональных– сделать сферу образования конкурентоспособной на российском рынке образования. Для муниципальных– сделать сферу образования конкурентоспособной на региональном рынке образования.

Критерии эффективности: Степень соответствия индикаторов образовательных услуг России, региона, мунициипального образования показателям доступности и качества на мировом образовательном рынке.

Рассмотрим деятельность органов власти в сфере образования на примере системы дошкольного воспитания . В марте 1992 г. Европейский совет разработал рекомендации для стран - членов ЕС, согласно которым они должны были создавать и поощрять инициативы, позволяющие мужчинам и женщинам за счет доступности услуг по уходу за детьми сочетать занятость на рынке труда и воспитание детей. В 2002 г., 10 лет спустя, во время Барселонского саммита были сформулированы более четкие цели в сфере услуг по уходу за детьми. Учитывая особенности спроса на уход за детьми в каждой отдельной стране, страны ЕС поставили целью ликвидировать причины, тормозящие женскую активность на рынке труда. К 2010 г. была поставлена задача обеспечить охват домохозяйств услугами по уходу за детьми на уровне 90% для детей от 3-х лет до школьного возраста и 33% для детей младше 3-х лет.

(для сравнения в России – 60 и 20 %) .

Что несет в обобщенном виде опыт ЕС по развитию дошкольного воспитания?

2. Признание равенства всех форм ухода за детьми (ясли; детские сады; группы продленного дня; групп, организовааных родителями; института нянь);

3. Активное субсидирование всех форм дошкольного образования из государственного, регионального и муниципального бюджетов;

4. Сочетание бесплатности дошкольного воспитания детей 3-6 лет в ряде стран (Голандия, Франция), с системой субсидий для малоимущих семей при оплате стоимости всех форм ухода за детьми; оплата услуг исходя из принципа социальной справедливости ;

5. Невысокий норматив наполняемости групп либо максимально допустимого количества детей на одного воспитателя;

6. Высокие требования к квалификации работников дошкольного воспитания: как правило, профильное высшее образование; наличие сертификатов различных курсов о повышении профессионального уровня;

7. Унификация образовательных и развивающих программ;

8. Признание системы дошкольного воспитания самостоятельной формой общего образования (а не стадией подготовки к школе);

9. Обязательность проверок со стороны независимых специализированных служб.

10. Постоянная связь населения и органов власти по вопросам работы системы дошкольного воспитания. Формы связи: социологические опросы, наличие специальных электронных сайтов обратной связи в муниципальных администрациях, законодательное право обращений граждан в органы власти всех уровней.

Необходимость использования позитивного социального опыта стран ЕС в нашей стране нашло отражение в Концепции -2020.

Вышеприведенный материал позволяет ввести следующую систему индикаторов эффективности развития дошкольного воспитания:

1. Для органов власти :

Процент охвата детей до 3-х лет и от 3 до 6 лет институциональными услугами всех видов дошкольного воспитания;

Средняя стоимость одного места в водимых в строй учреждениях дошкольного воспитания;

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Отзывы родителей о работе учреждений дошкольного воспитания - степень удовлетворения родителей оказываемой социальной услугой.

2. Для индивида, общества:

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Цена вопроса-стоимость подобной социальной услуги,

Прозрачность очереди,

Уровень заболеваемости детей, посещающих д/у,

Соответствие дошкольных учреждений нормативным стандартам (наполняемость, площадь на одного ребенка и т.п.)

Качество питания детей,

Уровень безопасности детей,

Оценка качества образовательных программ

Возможность выбора любого вида ухода за детьми (ясли, детские сады, группы продленного дня, групп, организованных родителями, института нянь),

Возможность свободного обмена места в дошкольных учреждениях в связи с переменой места жительства.

Анализ динамики изменений вышеприведенных критериев позволяет сделать вывод о тенденциях развития системы дошкольного воспитания.



В общей сумме расходов государства в РФ на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, школы-интернаты - 8%, среднее специальное образование - 10,5%, высшее образование - 11,5%.

Как же конкретно обстоит дело с состоянием учреждений дошкольного воспитания в Свердловской области? В целях решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области и обеспечения общедоступного дошкольного образования Постановлением Правительства Свердловской области от 09.06.2010 г. № 894–ПП была принята областная государственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 годы.

Основной задачей реализации Программы было поставлено полное удовлетворение потребности детей Свердловской области (в возрасте от 1,5 до 7 лет) в местах в дошкольных образовательных учреждениях. Всего за период реализации Программы планировалось ввести дополнительно 49,2 тыс. мест в дошкольных учреждениях Свердловской области. По итогам реализации первого года программы (2010 г.) было введено 14 602 дополнительных места в дошкольных образовательных учреждениях в Свердловской области. Из них за счет регулирования предельной наполняемости в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области введено 13 432 дополнительных места;за счет строительства новых 8 дошкольных образовательных учреждений – 1 170 дополнительных места. Анализ приведенного документа позволяет выделить еще один критерий эффективности развития системы дошкольных учреждений: сотношение четырех основных форм роста мест в дошкольных образовательных учреждениях: строительство новых дошкольных учреждений; реконструкция старых; ; возвращение дошкольных учреждений отданных в аренду . К сожалению, по итогам 2010 г. 92% прироста мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области пришлось на регулирование предельной наполняемости , т.е. на увеличение числа детей в группах и только 8 % – на новые дошкольные учреждения.

Обратим внимание крайне нерациональное сотношение затрат на строительство новых дошкольных учреждений и полученных результатов. По оценке министра экономики Свердловской области Е.Сафрыгина затраты на одно место в детских садах в области в четыре раза выше (!) , чем в соседней Челябинской области. (Российская газета.2012 .22 марта. с.16). Результатом анализа выявленных проблем стало принятие Постановления Свердловской области от 14 декабря 2011 г. N 1708-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 09.06.2010 N 894-ПП «Об областной государственной целевой программе «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 гг.». В Постановлении сделан акцент на увеличение прироста мест в ДОУ за 2010-2014 гг. с 49, 2 тыс. до 52 063, в том числе: 20073 – за счет строительства новых д/у и реконструкции старых; 17238 – за счет возвращения д/у отданных в аренду, 14042- за счет регулирования наполняемости групп, 710 - за счет создания дошкольных групп при общеобразовательные учреждениях.

При этом стоимость строительства одного места не должна превышать 650 тысяч рублей . В случае превышения этой стоимости, разница оплачивается за счет средств местного бюджета или внебюджетных средств.

Подведем итог: меры, принятые органами региональной власти, позволяют всем муниципальным образованиям (а не только бездефицитным) приступить к решению задачи удовлетворения потребности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в местах в детских дошкольных образовательных учреждениях. Однако, во-первых, показатели охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (65 % в 2011 г.) существенно ниже и европейских стандартов, и планки недавнего советского прошлого. Во-вторых, речь идет только о количественных показателях. Проблемы качества дошкольного воспитания, системы ДОУ вцелом вынесены за рамки существующих областных программ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

1.1. Общая характеристика и SWOT-анализ отрасли образования

1.2. Анализ обеспеченности Министерства образования трудовыми ресурсами

1.3. Анализ управления системой образования

1.4. Оценка качества управления

ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

2.1. Анализ реализации функций контроля качества

2.2. Анализ деятельности Республиканского государственного центра аттестации и контроля качества образования

2.3. Проект внедрения информационных технологий в систему управления образованием

2.4. Моделирование организационной структуры управления центром

ГЛАВА 3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Оценка эффективности действующей и модернизируемой структур управления

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, проявляется ведущая роль умственной деятельности, а значит, приоритетным становится образование высокого уровня. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления отставания страны от мирового уровня. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.

Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; обеспечение безопасности граждан и государства; сохранение социально-культурной целостности и этно-национальной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

В формирующейся среде рыночной экономики, и гражданского общества успешная реализация этих задач должна стать предметом стратегического партнерства государства, общества и бизнеса.

Целью исследования является анализ деятельности и модернизация Центра контроля качества общего образования при Министерстве образования Республики Марий Эл с целью совершенствования управления образованием.

Объект исследования: управленческая деятельность Министерства образования Республики Марий Эл

Предмет исследования: процесс управления качеством общего образования в системе общего образования Республики Марий Эл.

Методологическую основу исследования составили следующие исходные положения: теории управления социальными (образовательными) организациями; идеи о ведущей роли целеполагания в управлении процессами и системами; концепция программно-целевого ресурсного управления, предполагающая достижение целей с оптимальными затратами всех видов ресурсов.

Нормативно-правовой базой исследования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

Теоретический анализ, синтез, изучение и обобщение управленческого опыта;

Методы социологического исследования (опрос, наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок);

Статистический анализ при качественной и количественной оценке эффективности деятельности министерства образования;

Проектирование при создании модернизованной организационной структуры управления Центра контроля качества образования.

Исследования последних лет (Г.И. Ибрагимов, А.С.Суббето, Р.Х. Шакуров и др.) показали необходимость поиска принципиально новых подходов к обеспечению качества работы учреждений образования за счет реализации эффективных структур управления, нового содержания и интенсивных педагогических технологий. По мнению ряда российских исследователей (В. И. Ерошин, В.С. Лазарев, Ю.С. Алферов, М.М. Поташник, И. П. Смирнов и др.) проблемы управления образованием, становление и усиление административно-командной системы управления в 30-х годах сделало невозможным поиск принципиально иных форм и методов управления в сфере образования. Управление образованием в бывшем СССР до 90-х годов строилось на теоретической базе начала века и не могло эффективно направлять его функционирование, а тем более развитие в новых условиях. Эта система была не просто инерционной и ориентированной на воспроизводство заданных социальных норм, но и накопила немалый опыт и традиции торможения развития образования. Одним из наиболее эффективных подходов к управлению образованием в последнее время стало управление по целям. Во второй половине 90-х годов получила распространение концепция «организационного развития». Ее практико-ориентированная направленность позволила констатировать главные причины неудач в результатах образования. По мнению ученых и педагогической общественности, одна из них заключалась в недостаточной управленческой компетентности педагогических кадров и в отсутствии эффективной системы оценки учреждений образования.

Ситуация в управлении существенно изменилась с принятием в 1992 году Закона РФ «Об образовании», которым устанавливалось новое разграничение компетенции органов управления образованием различных уровней. Закон обусловил необходимость интенсивного опережающего развития управления образованием. Ведущей тенденцией этого процесса является определение эффективности и качества управления. В этой связи совершенствование деятельности Центра контроля качества общего образования РМЭ является актуальным.

Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, библиография, дипломная работа содержит 27 таблиц, 11 схем и рисунков.

Глава 1. Аналитическая часть . Анализ управления системой образования Республики Марий Эл

1.1. Общая характеристика и SWOT -анализ отрасли образования

Отличительные для конца XX - начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года, означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, А.М. Новиков, Л.Г.Семушина, Ю.Г.Татур и др.).

Главное беспокойство при анализе образовательной политики по мнению экспертов Всемирного банка связано с тем, что до сих пор не сделаны шаги, меняющие ориентацию управления образованием с правильного выстраивания процессов на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов. Эту ситуацию в школьном обучении высвечивают и результаты исследования. Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) по оценке учебных достижений учащихся (PISA), которые показали, что одновременно с наличием уверенных естественнонаучных и математических знаний сегодня российским учащимся не хватает навыков применения имеющихся знаний в реальных жизненных ситуациях.

Конечно же, система образования немыслима без ВУЗов; отраслевых, межотраслевых, региональных институтов повышения квалификации (после-вузовское образование).

Однако в какой мере весь этот набор образовательных учреждений и организаций может быть назван системой образования. Только в той, в какой они "работают" вместе на определенные цели.

Отдельные направления образовательной деятельности в зависимости от возраста потребителей образовательных услуг и уровня образования, пре-доставляемого учреждениями и организациями, образуют сектора или под-системы образования по возрастной и уровневой вертикалям, например: сек-тор общего среднего образования, высшего образования, дошкольного воспи-тания, дополнительного образования, начального профобразования и т.д.

Предметом деятельности всех субъектов образовательной деятельности служит не триада - знания, умения и навыки, а культурные потребности и творческие способности учителей, учеников, родителей, управленцев и всех тех, кто так или иначе включается в пространство образовательной деятель-ности.

Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждениях, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.

Идея непрерывности образования, с одной стороны, это условие, а с другой - важнейший социально-педагогический принцип, отображающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы.

Принцип непрерывности образования предполагает, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течении всей его жизни. В этой системе все государственные, негосударственные (частные), общественные базовые и дополнительные образовательные учреждения взаимосвязаны между собой (см. рис. 1).

Рис. 1. Целостная система управления образованием в России

Можно определить общие контуры этих связей по вертикали: дошкольное образование, общее среднее и профессиональное образование, высшее образование, повышение профессиональной квалификации, переподготовка в связи с изменением профиля деятельности, повышение общеобразовательного уровня и культурного кругозора. Все компоненты этой системы взаимосвязаны и по горизонтали, например школьное, внешкольное, дошкольное и семейное воспитание. Связи имеются и в формах образования, проявляющихся через сочетание государственных, негосударственных и общественных форм.

Основой непрерывного образования наряду с дошкольным является базовое, осуществляемое различными типами общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей и профессиональных общеобразовательных учреждений.

Таким образом, ведущим подходом к развитию системы образования является ее преобразование как целостной непрерывной системы.

По мнению министра образования А.А. Фурсенко экономический подъем выдвигает на первый план задачу формирования системы непрерывного образования. Создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования должно обеспечить возможности гибкого перехода между различными образовательными программами. А мониторинг качества и единство процедур оценивания - защиту интересов всех потребителей на рынке образовательных услуг, и в первую очередь самого обучающегося.

По свидетельству Всемирного банка, в последние годы выделение бюджетных ассигнований на российское образование уменьшилось. Оно продолжает оставаться недофинансированным по сравнению не только со средним уровнем стран ОЭСР, но и стран, находившихся в зоне влияния бывшего Советского Союза, например, Балтийских республик, Польши, Венгрии. Расходы на образование в процентах к внутреннему валовому продукту представлены на рис. 2.

Постоянная нехватка средств привела к накоплению нерешенных проблем, таких, как ремонт и реконструкция, обновление учебной базы и содержание образования.

Начиная с 2003 г., удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями роста расходов на образование (рис. 2) . Если в 2003 г. расходы бюджетной системы Российской Федерации на образование составляли 2,8% ВВП, то в 2004 г они увеличились до 3,5%.

В 2000-2004 гг. наряду с ростом бюджетных расходов на образование
росли и расходы из внебюджетных источников. В целом удельный вес в ВВП расходов на образование должен составить в 2004г., по предварительной оценке, 4,9% ВВП. По этому показателю Российская Федерация в последние годы находится на уровне большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако совокупных ресурсов российской системы образования пока недостаточно, чтобы преодолеть негативные последствия ее недофинансирования в 90-е годы прошлого века. Недофинансирование системы образования привело к тому, что в
настоящее время степень износа основных фондов в системе образования
превышает 31%. Коэффициент обновления основных фондов (в
сопоставимых ценах) составляет 1,2%. В аварийном состоянии находится
4% государственных и муниципальных школ, 6,9% образовательных
учреждений НПО 5,5% - (СПО, 5,4% - высшего профессионального
образования, капитального ремонта требуют 33,4% школ, 8,4% учебных
заведений НПО, 22,7% - СПО, 20,7%- НПО, 1 5,8% - ДПО,

Вместе с тем в последние годы началось обновление материальной
базы и оборудования в образовательных учреждениях всех уровней
образования. В 2003 г. расходы федерального бюджета на приобретение
оборудования составили 3,5 млрд. руб. Большое значение в обновлении
оборудования сыграла программа компьютеризации школ. В 30,7 тысяч
сельских школ было поставлено 56,6 тысяч единиц компьютерного
оборудования, в 8,8 тысяч городских и поселковых школ - 75 тысяч. В
результате в нынешнем году на 100 учащихся общеобразовательных школ
пришлось 2,5 компьютера. В настоящее время в системе образования занято около 5,9 млн. чел., или 9% от общей численности занятых в экономике. Средний возраст работников системы образования составляет 40,1 лет.

Возрастная структура работающих в системе образования представлена на рис. 3.

Рис. 3. Возрастная структура занятых в системе образовании

Из федерального бюджета в настоящее время финансируется примерно 20% всех расходов на образование (табл. 1), столько же из бюджетов субъектов Российской Федерации (табл. 2). Основная нагрузка и ответственность за финансирование образовательных учреждений (60% расходов) лежит на местных бюджетах. Из 135,5 тысяч образовательных учреждений всех форм собственности за счет средств местных бюджетов финансируется 129,8 тысяч учреждений (95,7%).

Таблица 1

Бюджетные расходы на образование в расчете на 1 обучающегося

(тыс. руб.)

2003, 2004 гг. в текущих ценах, 2005 г.- в ценах 2004 года

Таблица 2

Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в расчете на 1 учащегося

Показатели

Фактические расходы на общее образование

в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося

Максимальное значение, тыс. руб.

Уровень дифференциации

Показатели

Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося с учетом региональных коэффициентов
удорожания стоимости бюджетных услуг

Среднее значение по субъектам РФ, тыс. руб.

Минимальное значение, тыс. руб.

Максимальное значение, тыс. руб

Уровень дифференциации

Вместе с тем можно констатировать, что политика выравнивания бюджетных расходов, проводимая Минфином, дает определенные результаты. С учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание стоимости бюджетных услуг в зависимости от природно-климатических и социально-экономических факторов, дифференциация расходов в расчете на одного учащегося в период 2002-2005 гг. снизилась более чем и 2 раза.

Доля расходов на оплату труда в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации последние годы нарастает. В 2000 - 2002гг. она составила 40,2%, 43,1% и 49,9% соответственно дальнейшее увеличение доли заработной платы в структуре расходов на образование может привести к существенному снижению качества учебного процесса. Длительное недофинансирование учебных расходов, а также затрат на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонты ведет к увеличению риска различных аварий в образовательных учреждениях, к отставанию результатов обучения от современных требований. В то же время уровень заработной платы в образовании остается одним из самых низких в стране. По последним данным, средняя начисленная заработная платы в образовании составляет 43% от средней начисленной заработной платы в промышленности и 53% от средней заработной платы по экономике.

Выборочное обследование размеров начисленной заработной платы, проведенное Госкомстатом в апреле 2004 г., показало, что более 50% работников образования имеют заработную плату ниже 3000 рублей в месяц, 75% - ниже 5000 рублей.

Сложная демографическая ситуация в стране в школьном образовании последние годы ознаменовались ускорением в сокращении контингентов учащихся, что сопровождалось сокращением числа школ. Из данных табл. 3 видим, что за годы реформ число общеобразовательных образовательных учреждений значительно не изменилось. Уменьшение количества школ происходит в основном за счет закрытия части учебных заведений в сельской местности.

Таблица 3

Динамика количества дневных общеобразовательных учреждений и численности учащихся

Учебный год

Число средних учебных заведений (тыс)

Численность учащихся

(тыс. чел)

Негосудар.

в государ.

в негосудар.

Эффективное развитие сферы образования (включающей все уровни общей и профессиональной подготовки) в качестве единого образовательного пространства страны предполагает относительно равномерное распределение инвестиций со стороны потребителей, которого в настоящее время не наблюдается. Образовательная система России в новых условиях получила дополнительные источники инвестиций. В качестве инвестора все активнее выступают различные группы населения - потребители образовательных услуг: тенденцией последних лет стало значительное расширение платного образования.

Получение общего среднего образования в негосударственных школах, появившихся с 1993 года, не стало выбором значительных групп населения. К настоящему времени не сложилось достаточно большой сети негосударственных образовательных учреждений этой ступени. Их число составляет менее 1% российских школ (табл. 3). Это крайне узкий сектор элитного образования, так как такие учебные заведения посещают только 0,4% школьников страны. Частный инвестор в отличие от государственного, централизованно распределяющего ресурсы, вкладывает деньги только в те образовательные услуги, которые могут удовлетворить потребности и желания. Следовательно, ключевой задачей школьного образования является способность гибко на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства с целью подготовки российских школьников к вступлению в глобальную, динамическую конкурентную экономику, основанную на информационных технологиях и знаниях.

Анализ результатов исследования Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) по оценке учебных достижений учащихся (PISA) свидетельствует, что одновременно с наличием уверенных естественнонаучных и математических знаний российские учащиеся не в полной мере владеют навыками применения имеющихся знаний в реальных жизненных ситуациях. Усиление внимания к формированию прикладных умений требует существенного изменения учебных материалов, методик преподавания и методов оценки качества образования. Более того, за этим должно последовать обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Рассмотрим стратегии, сформулированные родителями девятиклассников (рис. 4). Почти 70% родителей девятиклассни-ков уверенно обозначают стратегию, предполагающую продолжение детьми образования после окончания школы. Еще 25% опрошенных, склоняются к такому решению. Обращает на себя внимание и тот факт, что практически отсутствуют семьи, уверенно отрицающие воз-можность продолжения ребенком образования на более высокой, по сравнению со средней школой, ступени: об этом заявили менее 2% опрошенных. Столь же мало число семей, не определивших направление «постшкольной» жизненной стратегии ребенка.

Рис. 4. Стратегии детей после окончания школы, сформулированные родителями девятиклассников

Среди родителей школьников старших классов направленность на продолжение ребенком образования еще более выражена. Из распределения, приведенного на рис. 5, видно, что почти 80% опрошенных считают желательным для детей получение профессионального образования и, видимо, готовы к затратам, сопровождающим реализацию этой стратегии. Доля семей, склоняющихся к выходу детей на рынок труда сразу после окончания школы, крайне мала и лишь немного превышает 2%.

Рис. 5. Стратегии детей после окончания школы, сформулированные родителями десяти- и одиннадцатиклассников

Таким образом, Концепция модернизации российского образования позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования и начать движение в направлении подготовки более глубоких преобразований.

В табл. 4 представлен SWOT-анализ современного состояния общеобразовательной школы, где приведена характеристика внутренней (сильные и слабые стороны) и внешней среды (возможности и угрозы) системы общего образования начала XXI века. SWOT-анализ позволяет определить приоритетность задач и за счет сильных реализовать возможности, нейтрализовать угрозы, снизить или устранить влияние слабых сторон системы общего образования.

Таблица 4

SWOT- анализ современного состояния общего образования России

S - сильные стороны

Осуществляется формирование новой парадигмы результата образования;

Происходит обновление содержания образования, освоение сферы дополнительных услуг;

Наблюдается кадровая и организационная поддержка со стороны учредителя

Достаточно высокий уровень теоретических знаний учащихся;

Начиная с 2000 г наблюдается опережающее по сравнению с общеэкономическими показателями рост расходов на образование;

Происходит обновление материальной базы и оборудования в образовательных учреждениях всех уровней образования;

В обществе наблюдается осознание необходимости координационных механизмов регулирования образования со стороны производственной и социальной сфер

W - слабые стороны

Слабые распределительные принципы в отрасли не обеспечивают правовой защищенности и экономической самостоятельности образовательных учреждений;

Низкий уровень оплаты труда ведет к уходу из школ в другие отрасли квалифицированных педагогов;

Недостаток финансовых ресурсов усложняет расширение сети школ, поэтому школы работают в две смены;

Нарушена система материально-технического снабжения учреждений образования;

Нет индустрии, обслуживающей потребности образования;

Ориентация на академические традиционные показатели образовательного процесса не отвечает запросам потребителей

Стремление общеобразовательных школ к сохранению количества ученических мест за счет максимального укомплектования 10-х и 11-х классов.

O - возможности

Наблюдается рост образовательной благотворительности и спонсорства;

Возможно повышение квалификации, получение послевузовского образования за счет международных фондов;

Изменение технологий обучения позволит привлечь дополнительный контингент и дополнительные средства;

Общий спад производства, рост цен, инфляция ведут к сложности с формированием государственного бюджета;

Сложная демографическая ситуация в ряде регионов ведет к оптимизации сети образовательных учреждений;

Заманчивость возможностей добиться успеха в собственном бизнесе, желание помочь семье, приводит к тому, что в учебное время

O - возможности

Привлечение новых экономических структур к участию в создании и финансировании образовательных учреждений и инновационных проектов

Осуществляется переход к гибкой системе образования, предполагающей возможность выстраивания индивидуальных траекторий развития и становления, как личности учащегося, так и личности педагога

Участие в проектной деятельности позволит привлечь средства различных фондов

часть подростков торгует газетами, моет машины и т.д.;

Рост инфляции и снижение платежеспособного спроса на подписные издания, специальную литературу (на 62% снизилось число подписных изданий, получаемых педагогами);

Ориентация на традиционные формы и технологии образовательного процесса не полностью отвечает вызовам времени;

Материальные трудности семей создают неблагоприятную ситуацию развития ребенка во многих семьях.

В рамках нашего исследования в связи со сменой образовательной парадигмы представляется важным выделить ключевые области и стратегические цели общего образования (табл. 5).

Таблица 5
Стратегические цели для формирования образовательных результатов

Ключевые области

Вопросы, требующие решения

Стратегические цели

Ориентация системы на образовательные результаты и социальные эффекты

Открытость системы образования, независимый контроль качества

Построение системы обратных связей в управлении образованием на всех уровнях;

Организация мониторинга условий и результатов образования Министерством образования РФ

- Согласование качественных и количественных показателей успешности образования для усиления открытости и ответственности

Внедрение механизмов систематического сбора, анализа и публикации данных об образовательных результатах

Ключевые области

Вопросы, требующие решения

Стратегические цели

Стандарты и развитие компетенции

Перенос акцента в среднем образовании с «освоения учебных материалов на развитие основных компетентностей»

Качественное изменение результатов общего образования (развитие компетентности)

Мероприятия, способствующие разрешению проблемы
- Определение долгосрочных эффектов обучения в плане компетентностей и навыков, ожидаемых от учащихся в конце каждого этапа обучения;

Прямая увязка всех оценок - ЕГЭ, экзаменов за 9-ый класс и всех школьных и классных оценок - со стандартами, строящимися на развитии компетентности

Профессиональная компетентность учителей

Способность учителей ставить на главное место в своей работе образовательные результаты

Создание системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на обучение всех учащихся с любыми способностями

Мероприятия, способствующие разрешению проблемы
- Проведение реформы подготовки учителей, с целью обеспечения их практическими навыками, направленными на достижение определенных образовательных результатов.
- Предоставление школам и учителям постоянной и достоверной информации связанной с достижениями учащихся в соответствии со стандартами на основании национальных и международных сопоставлении.
- Поддержка педагогических инноваций, укрепление учительских объединений и сетевого взаимодействия для расширения возможностей обмена идеями и передовыми практическими методами.

Пересмотр механизма оплаты труда учителей для создания стимулов к достижению образовательных результатов.

Российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу привлекательную и открытую для инвестиции. Инвестиции общества в образование будут обусловлены в первую очередь эффективностью бюджетного финансирования данной сферы. Без внедрения новых финансовых механизмов нельзя обеспечить приток в образование дополнительных внебюджетных средств. Главным условием инвестирования общества в образование должно стать повышение его кадрового потенциала, обеспечивающего высокое качество образования и внедрение инновационных образовательных технологий.

При всей масштабности проводимых экспериментов: эксперимент по изменению структуры и содержания общего образования охватил 1782 образовательных учреждения 73-х субъектов Российской Федерации, эксперимент по реструктурированию сети школ в сельской местности в 2003-2004 учебном году вошли школы 18 субъектов Российской Федерации, в эксперимент 2002-2004 гг. по финансированию образовательных учреждений высшего профессионального образования на основе государственных именных финансовых обязательств 6 вузов 3 субъектов Российской Федерации и 18 вузов участвовали в нем в имитационном режиме, в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2004г. приняли участие 65 субъектов Российской Федерации, они, за исключением эксперимента по введению ЕГЭ, не затронули основной массы работников системы образования. Поэтому представляется важным рассмотреть возможности Единого государственного экзамена в качестве инструмента оценки образовательных результатов.

Объектом исследования дипломной работы является управленческая деятельность Министерства образования Республики Марий Эл.

Министерство образования РМЭ по своей организационно-правовой форме является учреждением. В соответствии со статьей 120 части 1 Гражданского кодекса РФ «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью и частично». В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Президента Республики Марий Эл. Оно осуществляет государственную политику в области образования и воспитания, во взаимодействии с другими министерст-вами и ведомствами, общественными органами, органами местного само-управления и подчиняется Президенту и Правительству Республики Марий Эл, федеральным органам исполнительной власти по вопросам образования и воспитания. Министерство образования и воспитания создано Правительством Республики Марий Эл, финансирование осуществляется из республикан-ского бюджета РМЭ. Министерство образования является распорядителем денежных средств республиканского бюджета для 38 подведомственных учреждений, а так же взаимодействует с 17 Отделами образования Республики Марий Эл. Основные задачи, права и обязанности Министерства определены постановлением Правительства.

Министерство взаимодействует с федеральными органами управления образованием, органами государственной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления и муниципальными органами управления образованием, образовательными и научными учреждениями всех типов и видов.

Министерство образования РМЭ является рес-публиканским органом исполнительной власти, непосредственно подчиняется Правительству РМЭ. В своей деятельности оно руководствуется Законами РФ и РМЭ, Указами Президентов РФ и РМЭ, Постановлениями, распоряжениями, и положением о министерстве образования Республики Марий Эл.

Деятельность министерства в 2004-2005 учебном году была направлена на сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), максимально полное удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании, обновление содержания и программно-методического обеспечения, повышение качества, доступности и эффективности деятельности образовательных учреждений, внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательную практику.

В 2005 учебном году в республике функционировали 265 дошкольных образовательных учреждений, в том числе: 132 - в городах и 133 - в сельской местности. Их посещали 25662 воспитанника: 18922 в городах и 6740 - сельской местности.

Основная цель политики Министерства образования, органов управления образованием, дошкольных образовательных учреждений в настоящем году заключалась в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в услугах дошкольного образования и сохранении единого образовательного пространства для всех учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста.

Главной задачей Министерства образования Республики Марий Эл в течение последних трёх лет является обеспечение современного качества образования, создание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества и государства.

Цель деятельности министерства образования Республики Марий Эл: обеспечение доступного, эффективного качественного непрерывного образования для всех слоев населения.

Основными функциями Министерства образования являются:

1) проведение единой государственной политики в области дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, внешкольного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров, развития педагогической науки, производства различного вида изделий и услуг, необходимых для осуществления современного образования;

2) обеспечение разработки, в пределах своей компетенции, нового со-держания образования, отвечающего мировым стандартам, для всех типов учреждений;

3) реализация общереспубликанской кадровой политики с целью эффективной подготовки, переподготовки и использования квалифицированных рабочих и специалистов из числа молодежи и незанятого населения;

4) представление интересов РМЭ в вопросах образования на международном, межгосударственном, межнациональном уровнях в рамках РФ и СНГ;

5) проведение социально-педагогической экспертизы общереспубликанских и ведомственных проектов, программ.

Для достижения целей Министерство образования осуществляет в установленным законодательством РФ виды деятельности:

Осуществляет анализ образовательного спроса населения, соответствия ему структуры и содержания системы образования в РМЭ, тенденций ее развития;

Проводит экспертизу законодательных и нормативных актов и программ, затрагивающих интересы образования; готовит проекты законодательных актов и правовых решений, создающих правовую основу защиты и развития системы образования РМЭ;

Разрабатывает с учетом министерств и ведомств РМЭ и организует выполнение государственных программ развития образования; разрабатывает совместно с местными органами образования стратегические программы развития системы образования; организует дополнительную разработку и совершенствование комплекса социально гарантированных нормативов и показателей деятельности образовательных учреждений, отражающих местные условия;

Разрабатывает и представляет на утверждение в установленном по-рядке проекты планов по расходам на образование по бюджету, составляет проекты свободных планов финансирования; создает республиканские фонды: развития образования, социальной защиты детей, учащихся, работников образования;

Организует и реализует связи системы образования РМЭ с другими системами народно-хозяйственного комплекса; совместно с Министерством здравоохранения содействует созданию условий и выполнению мероприятий, обеспечивающих охрану жизни, укрепление здоровья детей, учащихся и т. д.; разрабатывает и представляет на рассмотрение Правительства РМЭ предложения по совершенствованию социальной защиты работников образования, недостатков;

Осуществляет совместно с Министерством груда и занятости населе-ния РМЭ профессиональное обучение и переобучение учащихся и высвобождающегося и незанятого населения; разрабатывает и представляет на рассмотрение Правительства РМЭ мероприятия по укреплению и развитию учебно-материальной базы учреждений;

Утверждает в установленном порядке план работы республиканского Института повышения квалификации работников образования и других учреждений;

Совершенствует механизм стимулирования активности для работников учреждений системы образования и педагогических кадров в поиске и внедрении инноваций;

Совершенствует систему информирования работников системы обра-зования передовым педагогическим опытом, новыми научными ме-тодическими разработками, новациями;

Осуществляет совместно с другими заинтересованными министерст-вами и ведомствами и организациями образования на местах функ-ции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, защиты прав детей, нуждающихся в помощи государства;

Организует систему работы с детьми, подростками и юношами с от-клоняющимися формами поведения и недостатками умственного и физического развития детьми-сиротами, без попечения родителей; осуществляется контроль за выполнением действующего Законодательства об образовании организациями и учреждениями образования, организует аттестацию, лицензирование образовательных учреждений;

Координирует работу органов и учреждений образования по подго-товке педагогических, управленческих, научных кадров, повышения их профессионального уровня, развивает сеть соответствующих учреждений, совершенствует формы и методы работы;

Осуществляет в установленном порядке награждение наиболее отличившимися работников образования;

Рассматривает письма, заявления трудящихся, ведет прием по личностным вопросам, удаляет недостатки Министерство образования РМЭ взаимодействует с органами образования, исходит из их самостоятельности и ответственности перед местными органами самоуправления соответствующих уровней, отношения с ними на принципах сотрудничества.

Министерство образования, реализуя свои функции, имеет право:

Обобщать практику применения законодательства по вопросам, относящимся к организации и деятельности органов и учреждений образования;

Разрабатывать и вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию этого законодательства на рассмотрение Правительства;

Получать в необходимых случаях от министерств и ведомств, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений РМЭ статистические данные, материалы и заключения по разрабатываемым министерством проектам законодательных актов, постановлений Правительства и другими документами;

Создавать, реорганизовывать, ликвидировать в установленном по-рядке учреждения и организации;

Совместно с Министерством печати и информации РМЭ разрабатывать и утверждать планы изданий учебной, учебно-методической литературы для учреждений, организовывать в установленном порядке выпуск литературы, присваивать гриф Министерства образования РМЭ учебниками и учебными пособиями;

Определять зоны и уровни педагогических экспериментов;

Определять базовый и другие уровни дифференциации и направлен-ности образования;

Давать экспертную оценку содержанию образования;

Утвердить учебные программы, учебники и пособия для национальных школ, училищ, дошкольных и внешкольных учреждений, педучилищ на основе их оценки широкой педагогической общественностью.

Важным для обновления образования является вопрос изменения структуры управления, предполагающий перераспределение многих прав, полномочий и ответственности между нижними эшелонами управления (образовательные учреждения) и высшими (органы управления), и наоборот.

Отрасль «Образование» в республике является самой крупной отраслью в социальной сфере. Численность занятых в сфере образования (учащихся, воспитанников и работников) составляет 19,7% населения республики.

Сеть учреждений образования республики по состоянию на 1 января 2005 года представлена 725-ю учреждениями различных типов и видов с общим контингентом учащихся и воспитанников 113874 человека.

Таблица 6

Анализ структуры сети и контингента отрасли «Образование» Республики Марий Эл за 2001-2005 годы

Показатели

Учебные годы

Дошкольные образовательные учреждения

Число учреждений

Наполняемость

Общеобразовательные

учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста -школы-сады

Число учреждений

Наполняемость

Общеобразовательные школы с дошкольными группами

Число учреждений

Наполняемость

Типы и виды образовательных учреждений

Показатели

Учебные годы

Начальные общеобразо-вательные школы

Число школ

Учащихся

Основные общеобразовательные школы

Число школ

Учащихся

Средние общеобразо-

вательные школы

Число школ

Учащихся

Гимназии

Число учреждений

Учащихся

Классов-комплектов

Наполняемость

Число учреждений

Учащихся

Классов-комплектов

Наполняемость

Школы с углубленным

Число школ

изучением отдельных предметов

Учащихся

Вечерние (сменные)

общеобразовательные школы

Число школ

Учащихся

Общеобразовательные

школы-интернаты

Число школ

Учащихся

Классов-комплектов

Наполняемость

Санаторная школа-

интернат

Число школ

Учащихся

Классов-комплектов

Наполняемость

Приемные семьи

Число семей

В них детей

Детские дома

Число учреждений

В них детей

Наполняемость

Типы и виды образовательных учреждений

Показатели

Учебные годы

Специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот

Число учреждений

В них детей

Наполняемость

Школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Число учреждений

Учащихся

Классов-комплектов

Наполняемость

Специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Число учреждений

Учащихся

Классов-комплектов

Наполняемость

Специальное учебно-воспитательное учреждение с девиантным поведением «Становле-ние»

Число учреждений

Учащихся

Классов-комплектов

Наполняемость

Специальная (коррекционная) начальная школа-сад «Весняночка»

Число учреждений

Учащихся

Классов-комплектов

Наполняемость

Специальные (коррекционные) образовательные школы

Число учреждений

Учащихся

Классов-комплектов

Наполняемость

Специальные (коррекционные) образовательные школы-интернаты

Число учреждений

Учащихся

Классов-комплектов

Наполняемость

Типы и виды образовательных учреждений

Показатели

Учебные годы

Учреждения дополнительного образования

Число учреждений

Охват детей

Число объединений

Наполняемость

Дошкольные образовательные учреждения - 224 с контингентом детей 20925 человек, кроме того, при 68 общеобразовательных школах открыты дошкольные группы с контингентом детей 1578 человек.

Общеобразовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста-23 начальные школы-детские сады с контингентом детей 1106 человек.

Общеобразовательные учреждения - 355 с контингентом учащихся 84932 человека, из них:

Начальные -67 с контингентом учащихся 1698 человек,

Основные -85 с контингентом учащихся 6052 человека,

Средние - 189 с контингентом учащихся 67254 человека,

Средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов - 3 с контингентом учащихся 2072 человека,

Гимназии - 6 с контингентом учащихся 4013 человек,

Лицеи - 5 с контингентом учащихся 3843 человека. Вечерние (сменные) общеобразовательные школы - 4 с количеством обучающихся 877 человек.

Общеобразовательные школы-интернаты - 6 с количеством обучающихся 1409 человек.

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - 1 санаторная школа-интернат с контингентом детей 199 человек.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 8, из них:

Детские дома - 1 с контингентом воспитанников в них 73 человека, приёмные семьи - 2 с контингентом детей 11 человек,

Специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии - 2 с контингентом детей 268 человек,

Школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 2 с контингентом детей 298 человек,

Специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии - 2 с контингентом детей 241 человек.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальная школа для детей с девиантным поведением открытого типа «Становление» г. Йошкар-Олы с контингентом воспитанников 70 человек.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - 12 с контингентом детей 1376 человек, в том числе:

Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад - 1 МОУ «Весняночка» г. Йошкар-Олы с контингентом детей 76 человек,

Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы - 3 с контингентом детей 410 человек,

Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы- интернаты - 8 с контингентом детей 890 человек.

Образовательные учреждения дополнительного образования детей - 52 с охватом учащихся 36747 человек, 9 фильмотек.

Образовательные учреждения среднего профессионального об-разования - 1 педагогический колледж с контингентом обучающихся 624 человека.

Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) - Марийский институт образования.

Прочие учреждения образования - 17 методических кабинетов, 19 централизованных бухгалтерий, 16 хозяйственно-эксплуатационных групп, Республиканский центр аттестации и контроля качества образования, санаторий-профилакторий «Учитель».

Среднесписочная численность работающих в отрасли «Образование» на 1 января 2005 года составила 26792 человека, в т.ч. численность женщин - 21424 человек. Численность работающих в отрасли «Образование» на начало текущего года сократилась на 2888 человек по сравнению с 2001 годом.

Таким образом, объект исследования Министерство образования Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, обеспечивающим осуществление законодательно закрепленных принципов государственной политики в области дошкольного, общего и дополнительного образования с учетом национально - региональных особенностей, а также осуществляющим функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики.

Организационная структура управления - это форма разделения управленческого труда, закрепляющая определенные функции управления за структурными подразделениями аппарата управления.

Организационная структура управления в значительной мере определяет результативность взаимодействия подразделений и эффективность функционирования управляющей системы в целом. Поэтому она должна строиться с таким расчетом, чтобы обеспечить достижение целей организации с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Формирование организационных структур управления должно быть направлено на концентрацию однородных видов управленческой деятельности, ликвидацию многоступенчатости и устранение излишних звеньев управления.

Организационная схема, представляющая структуру предприятия по линиям ответственности и взаимосвязи персонала, дает представление о том, как распределяются людские ресурсы (см. рис 6). Эта схема представляет собой линейно-функциональную организационную структуру. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов и т.п.).

Рис. 6. Структура управления Министерством образования РМЭ

Министерство образования возглавляет министр, назначаемый Указом Президента РМЭ. Он имеет заместителей, назначаемых Правительством РМЭ. Распределение обязанностей между замами производится Министром образования РМЭ.

Министр осуществляет общее руководство органами и структурными подразделениями министерства, руководит деятельностью министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и обязанностей, утверждает структуру и штатное распределение аппарата министерства в пределах численности и фонда ЗП установленных для аппарата, устанавливают степень ответственности начальников отделов и других подразделений, утверждает положение о структурных подразделениях аппарата, организаций, учреждений. Определяет политику в сфере качества.

С точки зрения выполняемых функции сотрудники организации традиционно подразделяются на три основные категории - руководители, начальники отделов и специалисты.

Руководители распоряжаются ресурсами организации и принимают решения об их использовании. Начальники отделов не обладают административной властью, но являются экспертами в определенной области и оказывают помощь руководителям в процессе принятий решений. Специалисты претворяют в жизнь решения руководителей, непосредственно реализуют планы организации.

Разделение на три приведенные выше категории условно, поскольку очень редко можно найти «чистого» руководителя, начальника или специалиста, большинство сотрудников соединяет все три роли (правда в различной степени), однако оно имеет смысл для характеристики различных функций, выполняемых сотрудниками организации.

Распределение обязанностей между заместителями устанавливается министром образования. Заместители министра несут персональную ответственность за выполнение ими своих обязанностей.

Первый заместитель министра РМЭ. Курирует вопросы по общему и дошкольному образованию. Осуществляет свои права и обязанности исходя из Положения МО РМЭ, регламента работы и несет ответственность за выполнение задач и функции. Руководит работой общего отдела, распределяет производственные задания. Так же курирует вопросы по проведению экспериментов (ЕГЭ), связанных с оценкой качества обучения выпускников РМЭ. Отвечает за проведение аттестации руководящих и педагогических работников подведомственных учреждений; осуществляет контроль за лицензированием образовательных учреждений. Подписывает в пределах своей компетенции служебную документацию.

Подобные документы

    Понятие государственного управления образованием. Общие положения о системе управления сферой образования. Приоритетный национальный проект "Образование" в Ставропольском крае. Мероприятия по повышению эффективности деятельности министерства образования.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2011

    Государственная система управления образованием в Российской Федерации. Управление образованием на муниципальном уровне в российской образовательной системе. Проблемы внедрения инновационных форм управления муниципальным дошкольным образованием.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2014

    Изучение исторического аспекта государственного управления образованием. Анализ взаимодействия государственных, муниципальных органов управления образования. Возможные последствия и результаты очередного этапа реформирования системы образования в России.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Правовые основы государственного управления в области образования России. Характеристика и особенности федерального, регионального и муниципального уровней управления системой образования. Основные цели и задачи Министерства образования и науки.

    реферат , добавлен 27.06.2014

    Сущность и организационно-правовые основы функционирования системы образования. Управление образованием в Российской Федерации. Структура, функции и анализ деятельности Министерства образования, выявление проблем его работы и пути совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2016

    Принципы государственной политики в области управления дошкольным образованием. Инновационные формы управления образованием в дошкольных образовательных учреждениях. Риски внедрения нового стандарта дошкольного образования и условия их минимизации.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2016

    Понятие, сущность и задачи государственного управления образованием; органы управления в сфере образования РФ. Институциональное и нормативно-правовое регулирование по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Государственная система управления образованием в Российской Федерации, ее организация и осуществление на региональном и муниципальном уровнях. Мероприятия по совершенствованию системы управления образованием, анализ эффективности ее деятельности.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2014

    Понятие и правовые основы муниципального управления в сельской местности. Организация управления муниципальным образованием Молочно-Дворское Плавского района. Рекомендации по совершенствованию структуры управления персоналом муниципального образования.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2017

    Аспекты информационного обеспечения управления муниципальным образованием и предоставления электронных информационных услуг. Зарубежный опыт и анализ основных причин неэффективного информационного обеспечения управления администрации МО г. Красное Село.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта