А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» писатель показал нам знатного по происхождению, но бесчестного по своей сути человека, приятеля главного героя - дворянина Швабрина, который был способен не только мстить девушке, отказавшей ему, но и нанести подлый удар в спину Гринёву во время дуэли.
Забыв о присяге, данной государю, утратив понятия о чести и достоинстве, Швабрин даже совершает измену, предательство, нарушает свой долг офицера.
При захвате Белогорской крепости Пугачёвым Швабрин нарушил присягу дворянина (защищать власть) и перешёл на сторону бунтовщика Пугачёва. Гринёв же готов был пожертвовать своей жизнью.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий был трусом. Он проявил слабую волю, сцена его дуэли показывает его слабохарактерность. Он вызвал на дуэль Печорина и стрелял в него из заряженного пистолета, хотя знал, что у того пули в пистолете нет. Этот ложный романтический пафос обличает главный герой, давая шанс Грушницко- му раскаяться, но тот отказывается.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» трусом был и адъютант Жерков, уклоняющийся от боёв и прикрывающийся поисками своей батареи. Когда его направили на батарею Тушина, он, боясь оказаться на передовой, искал её в другом месте. Такими видит Толстой большинство штабных офицеров. За внешней холёно- стью и знатным происхождением скрывается трусливая душа неумных, недалёких людей.
Им противопоставлен храбрый Андрей Болконский, который поехал на передовую и своей смелостью вдохновил всех вокруг. Хотя он и испытывал чувства страха, но сам себя убедил: «Я не могу бояться». Князь Андрей передал приказ об отступлении, а также помог солдатам отойти в тыл. До батареи Жерков подменяет храбрость простой бравадой, желанием показать себя. Он струсил доехать до батареи Тушина, однако на офицерском ужине смеялся над робким капитаном, которого Багратион ругал за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашёл в себе смелости сообщить, что батарея Тушина была совершенно без прикрытия. Лишь князь Андрей назвал капитана и его солдат героями, которым все обязаны успехом.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против толпы. Однако бунтарь и мятежник оказывается в одиночестве.
В монологе «А судьи кто?» Чацкий смело и решительно утверждает право заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к московскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обществом вскрывает его истинную сущность. Он не согласен жить по заветам отцов-лицемеров, прислуживать мелким, недостойным людям, терять своё достоинство ради благ и удобств. Фамусов выступает в роли человека, охраняющего это общество. Как любящий отец, как крупный чиновник он не может допустить распространение идей, которые бы подрывали его основу. Его пугает ум молодого человека, он кажется ему странным.
Фамусов хочет по-отечески «вразумить» его, «наставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляется. Он отстаивает свою правду и доказывает, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много такого, что нужно исследовать и изучать.
Однако людям, не понимающим Пылкость его натуры, сложно разгадать его сложные мысли. Они не готовы к таким трудностям, им легче признать этого человека, который так не похож на них, сумасшедшим.
Чацкий всё же отстоял своё право думать так, как он этого хочет, право быть самим собой. Целеустремлённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к развитию и самосовершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротивление косности, обывательщины и глупости.
Толпа не готова и не способна услышать крик и отчаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны.
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
Сентиментальная повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» показывает нам пример предательства, совершённого по отношению к самому себе. Эраст - наделённый умом и довольно обеспеченный молодой дворянин, полюбивший бедную девушку не своего круга, предаёт свои чувства, выбрав материальное благополучие и женившись на другой, что приводит к трагедии как для Лизы, так и для самого героя.
Судьба дворянина, ведущего ветреную светскую жизнь, думающего только о собственном удовольствии, доказывает, что слабость характера, неправильный выбор ценностей, трусость делают человека несчастным, приводят к ошибкам, трагедии и подлости.
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
Проблема обывательщины, пустой и никчёмной жизни отражена в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Олицетворением этой пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь, смыслом жизни которого становится самосохранение, уход от столкновений, борьбы.
Да, этот трус дожил до глубокой старости, остался невредимым, но его жизнь была ничтожна, никчёмна и унизительна. Она вся состояла из постоянного, непрерывного дрожания за свою шкуру. Писатель не зря лаконично, но очень чётко охарактеризовал его жизнь: «Он жил и дрожал - только и всего».
А. Н. Островский «Гроза»
Сложна и противоречива натура Катерины. Она обладает чувством собственного достоинства, смелостью, силой характера и природным чувством прекрасного. Её характер своеобразен. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины в цельности её характера, в способности всегда быть самой собой, ни в чём и никогда не изменять себе.
С любимым человеком Катерину навсегда разлучают. В душе у неё нет мира, так как она осознаёт, что совершила смертный грех и потеряна в глазах Бога. Единственным выходом оказывается самоубийство. Она избавилась от страданий единственным возможным, по её мнению, способом.
Катерина не захотела мириться с убивающей её достоинство действительностью, не могла жить без любви и гармонии. Это не поражение, а утверждение силы свободного человека, протест против тёмного царства, «страшный вызов самодурной силе». Катерина не смогла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии. Она проявила смелость и решительность, не уступила и пошла до конца.
Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Героем произведения стал реальный человек, самоотверженно и героически сражавшийся с врагом за штурвалом самолёта. Он показал нам, как можно одержать победу над самим собой. Лётчик-истребитель Алексей Мересьев, сбитый в бою над оккупированной территорией, несколько недель пробирался по заснеженным лесам, пока не выбрался к партизанам. Продолжением подвига на войне для него стало желание победить во что бы то ни стало и продолжать бороться с врагом.
И он совершил этот подвиг. Потеряв обе ноги, герой проявляет волю к победе, силу характера и мужество, заставив себя подняться, встать на костыли и снова сесть за штурвал самолёта.
Этот человек даже после поражения вновь возвращается в строй. Он, как и прежде, опять увеличивает число своих воздушных побед над врагом.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В романе писатель поднимает проблему трусости и предательства как духовного поражения человека. Великий кесарь Иудеи Понтий Пилат отдаёт распоряжение о казни Иешуа, хотя и не считает его виноватым. В душе Пилата борются два противоположных начала - добро и зло. Побеждает зло. Палач предаёт Иешуа страшной казни.
Пилат, струсив, совершает предательство, обрекая Иешуа на мучительную смерть. Таким образом, он предал свои убеждения и человека, который стал для него близким. Пилат признаётся: «Предательство - самый страшный грех человека». Он испытывает нестерпимые муки от содеянного. Он будет терзаться и мучиться до конца своих дней, потому что предательство никогда не забывается, оно живёт, пока жив человек, его совершивший.
А. А. Фадеев «Молодая гвардия»
Массовый героизм во время войны был проявлен не во имя личной славы, а во имя победы. Главным было не допустить покорения страны - молодые юноши и девушки на оккупированной немцами территории, не боясь смерти, вели подрывную деятельность. Герои романа создали подпольную антифашистскую организацию. Олег Кошевой и Сергей Тюленин, Ульяна Громова и Любовь Шевцова, а также Иван Земнухов - реальные юноши и девушки, призывавшие население встать на борьбу с врагом, вселявшие в окружающих веру в непобедимость с помощью листовок и водружения флагов на оккупированной немцами территории, а также спасшие многих своих ровесников от угона на принудительные работы в Германию. Они уничтожили документацию, совершив поджог здания, где хранились списки.
Смелые, героические поступки этих людей были обусловлены чувством великой любви к родине, желанием победить во что бы то ни стало.
Б. Л. Васильев «В списках не значился»
Герой романа смело отдаёт свою жизнь во имя победы. Подвиг Николая Плужникова, показанный в романе, является примером цельного характера.
Война требует сосредоточиться на главном - на победе над врагом. Именно ради этого он до самой весны без еды, без воды, без оружия вёл «свою войну» с немцами, сохраняя знамя Брестской крепости. Плужников соглашается выйти из подземелья только после того, как узнаёт о положении советской армии. Выйдя наверх, он достойно ведёт себя перед врагом. Седой, слепой, с отмороженными пальцами, Плужников предстал перед немцами как гордый человек, гордо сказав: «Я - русский солдат».
Немецкий генерал приветствовал этого человека, приложив руку к козырьку фуражки, а его солдаты салютовали. Он умер свободным, одержал победу в схватке с немецкими захватчиками.
Человек на войне думал прежде всего о победе, для него честь Родины была превыше всего. И во имя этого он шёл в неравный бой, оставался верен своим принципам, своему долгу.
В. В. Быков «Сотников»
Писатель затрагивает в повести проблему трусости и предательства как духовного падения человека. Попав в плен к фашистам и стремясь спасти собственную жизнь, партизан Рыбак предаёт свой отряд, тех, кто помог ему выжить. Он предаёт своего друга Сотнико- ва, соглашается принять участие в его казни. Преступив через истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.
Писатель ставит вопрос: что лучше - спасти свою жизнь, предав ближнего, или умереть с достоинством? Сотников делает свой нравственный выбор. Он гибнет, сохранив человеческий облик, одержав нравственную победу.
А. П. Чехов «Месть»
Автор рассказывает о трусливой и мелкой мести заурядного актёра молодой актрисе только за то, что она не захотела дать ему красивый халат для участия в спектакле. Писатель показал низость и ничтожность людей, способных трусливо «прятаться в кустах», мстить и втихомолку радоваться. Однако задуманная месть неудачного комика не достигла своей цели.
Даже понимая, что найденное и вывешенное объявление «На сегодняшний спектакль все билеты проданы» сорвёт представление, комик наслаждался тем, что смог отомстить дерзкой девчонке. Разрушающая человеческую сущность месть постепенно превращала испорченную душу героя в нечто ещё более отвратительное.
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин» поднимает проблемы самопожертвования, героизма, смелости, терпения, глубокой боли за объятую огнём родину.
Описывая картины голода и холода, поэт говорит, что на войне «жить без пищи можно сутки, можно больше», но каждый день нужно иметь мужество быть готовым к смерти. И все эти тяготы солдаты выносят терпеливо и достойно.
Несмотря на оптимистический настрой поэмы, необходимый в то время для поднятия солдатского духа, её трагичность прорывается в типичной картине, описанной в главе «Про солдата-сироту», в которой герой, проходя мимо родных мест, не узнал родной деревни, не нашёл родного дома:
Ни окошка нет, ни хаты,
Ни хозяйки, хоть женатый,
Ни сынка, а был, ребята…
Понимая, что родных уже нет в живых, солдат, сам оставшийся сиротой, горько плакал; и эти слёзы воспринимаются как плач по жизни, сгоревшей в огне войны. Поэма полна патриотизма, боли, но и веры в народ, вставший на защиту своей земли. Поэт уверенно говорит:
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
Даже о смерти А. Твардовский говорит как о чём- то не столь важном, ведь это смерть во имя Родины: «страшный бой идёт кровавый, смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле».
Кажется невероятным, что о самой трудной и жестокой войне в истории человечества можно было написать так оптимистично, жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной философией, как это сделал А. Твардовский в поэме «Василий Тёркин».
Ю. В. Друнина «Запас прочности»
Проблема войны особенно остро поставлена в поэтических произведениях Ю. Друниной, известной поэтессы, которая сама прошла всю войну, самоотверженно спасая раненых на полях сражений.
Женщину на войне вообще очень трудно представить, ведь она - хранительница очага и мать. Поэтому роль женщины на войне и воспринимается неоднозначно: это противно всей человеческой природе.
Может быть, именно потому, что женщина и война - понятия несовместимые, смело сражались все вместе - и мужчины, и женщины - за спокойствие материнства, благополучие детей, чтобы сохранить мир для нового человека.
В стихотворении «Запас прочности» поэтесса с гордостью и болью говорит, что силы и мужество русского народа не иссякают, если они нужны для защиты отчизны:
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! - Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
Роль женщины на войне, её участие в боях и стойкость, которую она проявляла, отражена во многих произведениях о войне. Но контраст сочетания женственности и кровавой бойни являет собой непримиримое противоречие сил добра и зла. Именно эта идея прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».
В повести Б. Васильева юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. И в этом столкновении пять девушек, выступивших против матёрых немецких диверсантов, погибают, проявив смелость, мужество и отвагу, присущие настоящим бойцам.
Да, враг задержан, но эта маленькая победа достаётся ценою пяти юных жизней. Небольшая повесть стала гимном женственности, символом вечности обаяния, душевного богатства и красоты пятерых девчат, силы их духа. Б. Васильев с горечью описывает, как суровая и жестокая действительность войны вступает в борьбу со всем прекрасным, что есть в героинях.
В. Л. Кондратьев «Сашка»
Тяготы войны, мужество и ежедневный подвиг людей на фронте, в тылу, в больницах и в поле отражены в повести В. Кондратьева «Сашка». Через восприятие главного героя читатель видит солдат, наблюдает за их суровыми буднями, вместе с ним проходит путь становления характера, вместе с ним гордится проявленной смелостью и храбростью при задержании немца и заслуженной Сашкиной наградой.
К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Имя поэта Константина Симонова было хорошо известно уже в годы Великой Отечественной войны.
Прошедший всю войну, хорошо знавший её героев, он просто и искренне писал стихи, дающие надежду, вселяющие веру в победу, исцеляющие боль. Его стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…» и другие призывали солдат к мужеству и стойкости, верности и готовности выполнить свой долг.
Своими стихами поэт утверждает, что никто из солдат, сражавшихся за счастье будущих поколений, не будет забыт, что память о них вечно будет жить в сердцах, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.
М. А. Шолохов «Судьба человека»
В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» поднимается проблема не только мужества и героизма простого советского солдата на войне, но и проблемы сохранения человеческих чувств, готовности помогать людям, чуткости и милосердия к слабым и беззащитным. Андрей Соколов, главный герой рассказа, прошёл всю войну, перенёс тяжелейшие испытания на фронте, потерял родных и друзей. Однако он нашёл в себе силы, волю, чтобы совершить нравственный подвиг, усыновив мальчика-сироту. В чудовищных условиях войны, под натиском вражеской силы Соколов остался человеком, несломленным, душевным, надёжным.
В этом и заключается его настоящий послевоенный подвиг. Наверное, благодаря таким людям, их внутренней силе и стойкости, смелости наша страна одержала победу в нелёгкой борьбе с фашистами.
Э. Хемингуэй «Старик и море»
Герой повести рыбак Сантьяго, одинокий старик, живущий в хижине, думал о море как о живом существе, способном на всё. Люди ведут вечную борьбу со стихией, и эта борьба делает героя сильным и волевым человеком. Морская стихия приготовила рыбаку испытание. Старик долго смело и самоотверженно борется с огромной рыбой. Трёхдневный поединок с ней старик «выиграл». Повесть вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Человек многое может в этой жизни, даже быть сильнее самой природы, но он всегда должен ощущать связь с ней и осознавать перед ней свою вину.
Перебрав множество текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, мы выделили основные проблемы, встречающиеся там. К каждой из них мы подобрали соответствующие аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.
Подошел к концу учебный год. Для учеников 11 классов настала пора экзаменов. Как известно, для того чтобы получить школьный аттестат, необходимо сдать два основных экзамена: по математике и русскому языку. Но и еще несколько предметов на выбор.
Чтобы получить максимальные баллы за сдачу, необходимо грамотно написать сочинение, то есть третью часть. В части "C" тем для сочинений много. Организаторы экзамена предлагают письменные работы о дружбе, любви, детстве, материнстве, науке, долге, чести и так далее. Одна из самых сложных тем - проблема мужества и стойкости. Аргументы к ней вы найдете в нашей статье. Но это ещё не всё. Вашему вниманию также предлагается план, по которому необходимо писать сочинение на экзамене по русскому языку в 11 классе.
Много авторов писало о войне. Только, к сожалению, эти произведения, как и многие другие, не задерживаются в памяти детей. Мы предлагаем вспомнить самые яркие произведения, в которых можно найти примеры мужества и подвига.
Проверяющие педагоги выставляют большое количество баллов за сочинение, которое имеет правильную композицию. Если вы воспользуетесь нашим планом по написанию текста по проблеме мужества, учителя высоко оценят ваш труд. Но не забывайте о грамотности.
Помните, что сочинение по русскому языку на едином государственном экзамене значительно отличается от письменных работ по обществознанию, истории и литературе. Оно должно быть композиционно правильно оформлено.
А мы с вами переходим к плану будущего сочинения по проблеме мужества и стойкости. Аргументы будут приведены ниже.
1. Введение. Как вы думаете, зачем оно нужно? Всё дело в том, что выпускнику необходимо подвести проверяющего к основной проблеме, которая рассматривается в тексте. Как правило, это маленький абзац, состоящий из 3-5 предложений по теме.
2. Постановка проблемы. В этой части выпускник пишет о том, что выявил проблему. Внимание! Когда вы будете ее указывать, то внимательно подумайте и найдите в тексте аргументы (во фрагменте их около 3).
3. Комментарий выпускника. В данном пункте обучающийся объясняет читателю проблему прочитанного текста, а также характеризует ее. Объем данного пункта - не более 7 предложений.
5. Собственная точка зрения. В этом пункте ученик должен написать - согласен ли он с автором текста или нет. В любом случае, свой ответ нужно обосновать, в нашем случае по проблеме мужества и стойкости. Аргументы приводятся в следующем абзаце.
6. Доказательства из художественных произведений или аргументы из жизни. Большинство учителей настаивают на том, чтобы выпускники приводили 2-3 аргумента из произведений художественной литературы.
7. Заключение. Как правило, состоит из 3-х предложений. В данном пункте задача выпускника состоит в том, чтобы он сделал вывод всему сказанному выше, то есть подвёл некий итог. Заключение будет звучать эффектнее, если вы завершите сочинение риторическим вопросом.
Многие экзаменуемые отмечают, что сложнее всего им даётся пункт аргументирования. Поэтому мы подобрали для вас примеры мужества в литературе.
Проявить стойкость можно и в плену. Советский солдат Андрей Соколов попадает в плен. Затем он оказывается в лагере смертников. Однажды вечером его вызывает комендант лагеря и предлагает ему поднять стакан водки за победу фашистского оружия. Соколов отказывается это делать. Среди них был пьяный Мюллер. Он предлагает пленнику выпить за собственную погибель.
Андрей согласился, взял стакан и тут же его выпил, при этом не закусив. Тяжело выдохнув, он сказал: «Распишите меня». Компания пьяных немецких офицеров оценила мужество и стойкость. Аргумент №1 для вашего сочинения готов. Надо отметить, что данная повесть закончилась для пленного солдата Соколова успешно.
Рассматривалась не только в литературе второй половины ХХ века, но и веком раньше. Когда на уроках литературы мы читали данный роман, то невольно становились свидетелями мужества и стойкости русских людей. Лев Толстой писал, что во время боя командование не указывало солдатам что делать. Всё шло само собой. Раненых солдат доставляли в пункты медицинской помощи, тела убитых относили за линию фронта, а ряды бойцов снова смыкались.
Мы видим, что люди не хотели прощаться с жизнью. Но они преодолевали страх, сохраняли боевой дух под летящими пулями. Именно в этом и проявлялись мужество и стойкость. Аргумент №2 готов.
Продолжаем рассматривать На этот раз урок мужества читателям продемонстрирует храбрая девушка в годы Великой Отечественной войны. В данной повести Борис Васильев пишет об отряде девушек, которые погибли, но всё равно сумели победить, потому что не пропустили ни одного вражеского воина на родную землю. Эта победа состоялась, потому что они беззаветно и искренне любили Родину.
Комелькова Евгения - героиня повести. Юная, сильная и мужественная девушка из бойцов повести. С ее именем связаны комические и драматические эпизоды. В ее характере проявляются черты доброжелательности и оптимизма, жизнерадостности и уверенности. Но самая главная черта - это ненависть к врагу. Именно она привлекает внимание читателей, вызывает у них восхищение. Только у Жени хватило смелости вызвать на себя вражеский огонь для того, чтобы отвести смертельную угрозу от раненой Риты и Федота. Такой урок мужества сможет забыть не каждый.
Вашему вниманию представляем ещё одно яркое произведение, повествующее о Великой Отечественной войне, героизме и твердости характера советского летчика Маресьева.
Вообще в арсенале Бориса Полевого много произведений, где автором рассматривается проблема мужества и стойкости.
Аргументы к сочинению:
В данной повести автор пишет о советском пилоте Маресьеве. Так случилось, что он выжил после авиакатастрофы, но остался без ног. Это не помешало ему вернуться к жизни. Мужчина встал на протезы. Маресьев снова вернулся к делу всей своей жизни - к полетам.
Мы с вами рассмотрели проблему мужества и стойкости. Аргументы мы привели. Удачи на экзамене!
Пример итогового сочинения на тему «Смелость и трусость как показатель внутренней силы» с примерами из литературы.
Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.
Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.
Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.
Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.
Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.
Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.
В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.
Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.
Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.
Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.
Героические образы в ранних романтических произведениях Максима Горького.
Образ героического, смелого человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа, мы находим в ранних произведениях Максима Горького.
Рассказ «Старуха Изергиль» - наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем.
Герой одной из легенд, рассказанной старухой Изергиль, является смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя».
Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. «Данко… молодой красавец. Красивые всегда смелы».
Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.
Еще один героический образ мы находим в другом произведении М. Горького «Песня о Соколе». Сюжет, художественные приемы и язык «Песни» подчеркивают героизм Сокола. Слова: смелый, гордый, храбро бился, свободная птица и ряд других помогают представить образ Сокола, способного на высокие страдания, безумную радость и смелые, решительные действия.
Образу бесстрашной птицы противопоставлен образ Ужа, неспособного к действию, тупого и самодовольного. Эти образы воспринимаются как символы, при помощи которых автор отвечает на основной вопрос: «Как надо жить, в чем смысл жизни?» Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких-либо стремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»
Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оглядываясь на прожитую жизнь, он гордо восклицает: «Я славно пожил!.. Я храбро бился!.. О, счастье битвы!» И Горький вслед за своим героем восклицает: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»
Такие героические образы, как бесстрашный Данко и смелый Сокол, действительно, являются «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Создавая исключительные характеры, автор возвеличивает гордых, сильных духом, бесстрашных людей, он призывает людей к активной жизненной позиции, стремится усилить волю человека, возбудить желание противостоять жизни пустой, бесцельной. Именно в этом мне видится ценность и значение романтических произведений М. Горького.