Главная » Звезды » Содержание романса. Романс - это вся история жизни в песне. Романсы в музыке

Содержание романса. Романс - это вся история жизни в песне. Романсы в музыке

  • небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-либо других инструментов (гитары, арфы и т. п.).
    • ru (муз.)
    • После чаю Ярцев пел романсы, аккомпанируя себе на гитаре.
  • небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера
  • лирическое песенного народного склада (в западноевропейской литературе эпохи Средневековья и в подражательной поэзии позднейших времен)
  • "Отвори потихоньку калитку" (жанр)
  • "Очи черные" (жанр)
  • "Очи черные" по жанру
  • "Песня" бедных финансистов
  • "Песня" финансов пустого кошелька
  • "Соловей" Алябьева (жанр)
  • "Тюремный..." (к/ф с Абдуловым)
  • "Тюремный..." (фильм с Абдуловым)
  • "Я встретил вас" (жанр)
  • "Пара гнедых" (жанр)
  • "отцвели уж давно", жанр
  • "утро туманное" или "Темно-вишневая шаль" по жанру
  • вокальный жанр
  • гитарный жанр
  • душевная песня
  • жанр камерной вокальной музыки
  • жанр песни
  • жанр песни о черных очах
  • жанр фольклора
  • жанр цыганских песен
  • коронный жанр гусара с гитарой
  • лирическая песня
  • лирическая песня отсутствующих финансов
  • лирическая песня пустого кармана
  • лирическая песня пустого кошелька
  • любимый жанр Малинина
  • любовная песня
  • один из репертуара Баяновой
  • песенный жанр
  • песня
  • песня моих отсутствующих финансов
  • песня о любви
  • песня финансов
  • песня, полная любовной страсти
  • печальная песня цыгана
  • подбалконный жанр влюбленного
  • подбалконный жанр гусара
  • подходящая песня для финансов
  • полная страсти песня
  • скажите по-испански "сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением"
  • стихи на музыку
  • стихотворение русского поэта XIX века А. Майкова
  • стихотворение русского поэта XIX века С. Надсона
  • стихотворение, положенное на музыку
  • фильм "Жестокий..."
  • фильм Петра Тодоровского "Городской..."
  • фильм Юнгвальда-Хилькевича "Новогодний..."
  • цыганская заунывная
  • цыганская лирическая
  • этот камерный песенный жанр зародился в Испании
  • муз.-поэтич. произведение; стихотворение М. Лермонтова
  • небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением
  • небольшое лирическое музыкальное произведение
  • стих Пушкина
  • стихотворение Пушкина
  • "очи черные" как произведение
  • один из репертуара Аллы Баяновой
  • стихотворение А. Фета
  • небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение
  • "жестокий...", Рязанов
  • "Ах, эти черные глаза"
  • лебединая песня тающих финансов
  • фильм Юнгвальда-Хилькевича «Новогодний...»
  • фильм Петра Тодоровского «Городской...»
  • фильм «Жестокий...»
  • «утро туманное» или «Темно-вишневая шаль» по жанру
  • скажите по-испански «сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением»
  • «очи черные» как произведение
  • «отцвели уж давно», жанр
  • «жестокий...», Рязанов
  • «очи черные» по жанру
  • «соловей» Алябьева (жанр)
  • «очи черные» (жанр)
  • «тюремный...» (к/ф с Абдуловым)
  • «отвори потихоньку калитку» (жанр)
  • «Пара гнедых» (жанр)
  • «песня» бедных финансистов
  • «я встретил вас» (жанр)
  • «тюремный...» (фильм с Абдуловым)
  • «песня» финансов пустого кошелька
  • (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе.
  • 1) в поэзии - эпическое произведение с лирическим характером, чем и отличается от баллады, в которую всегда вносится драматический оттенок; 2) лирическое произведение (преимущественно любовного содержания) или элегия, положенная на музыку; исполняется обыкновенно одним, двумя или более голосами под аккомпанемент какого-нибудь инструмента.
  • 1) вообще произведение эпической поэзии с преобладающим лирическим характером, в отличие от баллады, где преобладает характер драматический; 2) в тесном смысле - лирическая песнь любовного содержания, слова и музыка (обыкновенно для голоса с аккомпанементом).
  • франц. romance, от roman, роман. Род стихотворения для пения.
  • 1. Одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. 2. Название инструментальной пьесы напевного, мелодического характера
  • стих. М.Лермонтова
  • Фильм Петра Тодоровского «Городской...».
  • Один из репертуара Аллы Баяновой.
  • Фильм Юнгвальда-Хилькевича «Новогодний...».
  • Стихотворение Пушкина.
  • «Утро туманное» или «Темно-вишневая шаль» по жанру.
  • Фильм «Жестокий...».
  • Стихотворение, положенное на музыку.
  • Стихотворение русского поэта 19 века А.Майкова.
  • Скажите по-испански «сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением».
  • Цыганская заунывная.
  • «Очи черные» как произведение.
  • Жанр фольклора.
  • Стихотворение А.Фета.
  • Стихотворение русского поэта 19 века С.Надсона.
  • Подходящая песня для финансов.
  • фильм Юнгвальда-Хилькевича «Новогодний РОМАНС »
  • фильм Петра Тодоровского «Городской РОМАНС »
  • фильм «Жестокий РОМАНС »
  • «жестокий РОМАНС », Рязанов
  • «тюремный РОМАНС » (к/ф с Абдуловым)
  • «тюремный РОМАНС » (фильм с Абдуловым)

Романс это стихотворение, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение; обычно - небольшое лирическое произведение, строфическое, со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией (см. Мелодикастиха и Напевный стих), без отчетливых жанровых признаков. Музыкальный жанр романса восходит к Средневековью и Возрождению, но расцвета достигает в конце 18 века, когда он оттесняет и более народную песню и более салонный мадригал.

В западноевропейской поэзии были популярны романсы Ш.Мильвуа, Э.Парни. «Романсы без слов» (1874) озаглавил свой сборник П.Верлен. Подзаголовок «Романс» имеют стихотворение В.А.Жуковского «Желание» (1811); А.С.Пушкина «Под вечер, осенью ненастной» (1814); однако знаменитое «Разуверение» (1821) Е.А.Баратынского, положенное на музыку М.И.Глинкой, сам поэт назвал элегией.

Слово романс произошло от испанского romance, от позднелатинского romanice, что в переводе означает – по-романски, т.е. на испанском, а не на латинском языке)

Цель: Обозначить понятия вокального жанра песни и романса

Задачи: Дать определение понятиям «песня» и «романс». Познакомить с музыкой этих жанров.

Музыка бывает вокальной или инструментальной, либо смешанной: вокально-инструментальной.

Вокальная музыка иногда исполняется без инструментального сопровождения, такое исполнение называется a cappella .

Сегодня мы поговорим о вокальной музыке, о таких её жанрах, как песня и романс.

И постараемся разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Песня - наиболее простая и популярная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Песня = стихи + несложная мелодия.

Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам.

Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением (фортепиано, гитара, инструментальные ансамбли различного состава), так и без него (a cappella).

Виды песни:

    Народная песня

    Лирическая песня

    Историческая песня

    Революционная песня

    Бардовская песня

  • Эстрадная песня:

Свойства песни:

    Не всегда обращена к кому-то (не всегда есть адресат)

    Яркая мелодия, а текст не всегда важен (особенно в популярных эстрадных песнях)

    Обычно есть припев, но иногда нет

Сегодня мы послушаем замечательную песню Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника "Жаворонок"

Вопросы:

    К какому виду относится эта песня? (лирическая )

    Есть ли адресат у этой песни? (нет )

    Есть ли припев? (нет )

Рома́нс - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Исполняется чаще всего сольно, обычно с инструментальным сопровождением.

Своим появлением на свет он обязан Испании. Первоначально этот термин обозначал светскую песню на испанском ("романском") языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Сборники таких песен носили название "романсеро". В каждой стране этот жанр развивался по-своему, но везде и всюду несомненны его интонационные истоки, его корни – народная песня.

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XVIII и XIX веках. В Россию романс пришёл из Франции и вскоре приобрёл национальные черты. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.

Во второй половине XVIII века романс начал проникать в Россию, и появление его связано, прежде всего, с появлением музыкального театра. Как и многое другое в России опера приживалась трудно. При Елизавете Петровне публику заставляли ходить в театр и даже налагали штраф за непосещение музыкальных спектаклей.

Многие композиторы, писавшие вокальную музыку, сами были неплохими певцами и создавали репертуар для себя и своих учеников; М. Глинка и А. Варламов создали даже свои вокальные школы.

2 вида романса: бытовой (городской) и классический ("высокий")

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как бытовой романс .

А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, П. Булахов,

Основоположниками классического романса были М. Глинка, А. Даргомыжский, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, писавшие музыку на стихи выдающихся поэтов.

Свойства романса:

    Лирическое, чаще всего любовное содержание

    Обращён к кому-то, имеет адресата

    Одинаково значимы слово, музыка и исполнение

    Обычно отсутствует припев, но не всегда, особенно в бытовых романсах, похожих на песню

Романс А.Алябьева на стихи А.Дельвига "Соловей" относится к бытовому романсу.

Время создания романса: около 1725 года.

Этот романс был очень популярен в XIX веке, мы послушаем его в исполнении Валерии Барсовой.

Вопросы:

    Чем отличается этот романс от песни "Жаворонок"? (есть адресат: соловей )

    Что важнее в нём – текст или музыка? (и то, и другое )

    Есть ли припев? (есть, т.к. это бытовой романс )

Что такое романс, история романса

В музыкальном искусстве существует камерный жанр, который по праву можно считать уникальным - его имя «романс». Эта вокальная миниатюра с момента своего появления пользовалась большой популярностью и отражала все значимые процессы, происходящие в жизни общества. В нашей стране у романса весьма непростая судьба - его запрещали, однако он вновь триумфально возвращался на концертные сцены. В нынешнее время романс продолжает радовать слушателей своей мелодичностью, задушевностью и сердечностью.

Что такое романс?

Романс – это произведение обычно лирического содержания, относящееся к камерно-вокальному жанру, оно написано для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.


Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.

  • Романс более певуч и его мелодическая линия очень выразительна.
  • В романсе значимым является всё. Содержание поэтического текста должно быть мелодичным, трогательным или иногда даже трагичным. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Аккомпанемент романса является полноправным участником ансамбля.
  • Форма романса так же как и у песни - строфическая, то есть куплетная, тем не менее, здесь возможны различного рода расширения, а это говорит о том, что музыкальные периоды романса могут быть как с чётным, так и с нечётным количеством тактов.
  • В романсе обычно не бывает припева.

Популярные романсы

«Соловей» - музыка А. Алябьева, слова А. Дельвига. Романс, который относится к шедеврам камерно-вокального жанра, Александр Алябьев написал его, будучи в заточении по ложному обвинению в убийстве в 1825 году. Благодаря душевной и удивительно выразительной мелодии эта вокальная миниатюра завоевала необычайную популярность во всём мире. В музыкальном подлиннике романса нет виртуозных вокальных пассажей, они были впоследствии добавлены исполнителями.

«Соловей» - слушать

«Я помню чудное мгновенье» - музыка М. Глинки , слова А. Пушкина. Эту жемчужину, являющуюся классическим образцом русского романса, Михаил Иванович Глинка посвятил Екатерине Керн, к которой питал глубокие чувства. В свою очередь, на создание великолепной поэтической основы романса Александра Сергеевича Пушкина вдохновила мать Екатерины – Анна Керн. Мелодия романса изящна, проникновенна и певуча, она выразительно раскрывает романтические чувства лирического героя.

«Я помню чудное мгновенье» - слушать

«Средь шумного бала» музыка П.И. Чайковского , слова А.К. Толстого. Написанная в жанре вальса, эта вокальная композиция гениального русского композитора сразу приобрела большую популярность. Романс, имеющий красивую мелодическую линию, очень выразителен и лиричен, но самое главное, он написан так удобно, что его легко можно исполнить в домашнем музицировании.

«Средь шумного бала» - слушать

«Гори, гори, моя звезда…» - музыка П. Булахова, слова В. Чуевского. Признанный во всём мире русский романс, который имеет большое количество аранжировок, как эстрадных, так и «академических». Несмотря на то, что композиция была сочинена в середине позапрошлого века, после революции она попала под запрет, так как пользовалась большой популярностью у белогвардейских офицеров.

«Гори, гори, моя звезда…» - слушать

«Очи чёрные» музыка Ф. Германа, слова Е. Гребёнки. Этот известный во всём мире романс переведён на многие языки. Популярность композиции связана с тем, что речь в ней идёт о страстной любви, сводящей с ума людей. Сопротивляться ей бесполезно, так как такая любовь необъяснима, и она сильнее смерти.

«Очи чёрные» - слушать


История романса

История романса берёт начало в далёком Средневековье. Приблизительно в XIII, а может быть и в XIV веке по дорогам солнечной Испании странствовали поэты, которые сочиняли и пели песни, существенно отличающиеся от общепринятых в то время церковных хоралов, исполняемых на латыни. Во-первых, свои тексты испанские трубадуры слагали на темы, наполненные любовно-лирическим содержанием, например, в них повествовалось о подвигах храбрых рыцарей во имя возвышенной любви к прекрасным дамам. Во-вторых, эти песни исполнялись на «romance», как тогда назывался испанский язык и, в-третьих, они отличались особой напевностью. Постепенно такие мелодичные стихи под музыку получили распространение в соседних с Испанией странах. Там трубадуры тоже сочиняли так называемые «светские» стихи - баллады, рассказывающие о важных исторических событиях, о подвигах народных героев, и, несомненно, среди их поэтических творений важное место занимала любовная лирика. Всё это менестрели на испанский лад стали украшать изящными мелодиями и пропевать под музыкальное сопровождение какого-либо инструмента, называя свои песни романсами. Прошло не одно столетие, и термин «романс» прочно укоренился в разных странах, обозначая как напевное стихотворение лирического характера, так и произведение, характеризующий жанр вокальной музыки.

Процветание романса пришлось на вторую половину XVIII века, когда творили такие великие поэты как И. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллер. Их полные лиризма произведения, отражающие глубокие чувства и душевные порывы, многие композиторы охотно использовали в качестве литературной основы для своих камерно-вокальных композиций. Например, выдающийся австрийский композитор Франц Шуберт , заложивший основы музыкального романтизма, 60 своих вокальных произведений написал на слова Гёте и 40 на слова Шиллера. Шуберт передал эстафету другим композиторам XIX века и в Европе сформировались романсовые школы яркими представителями которых в Австрии и Германии являлись И. Брамс , Р. Шуман , и Х. Вольф, а во Франции - Г. Берлиоз , Ж. Бизе, Ш. Гуно и Ж. Массне. Композиторы-романтики в своём творчестве явно отдавали предпочтение жанру романса, так как именно в нём они могли обращаться к внутреннему миру человека, отображать его душевные переживания. Кроме того для расширения выразительных средств в описании сюжетной линии и поэтических образов авторы объединяли свои вокальные миниатюры в циклы, поскольку это позволяло давать более развёрнутую характеристику главным героям. Среди наиболее популярных объединённых вокальных композиций следует особо отметить такие циклы как «К далёкой возлюбленной» Л.В. Бетховена , «Прекрасная мельничиха » и «Зимний путь » Ф. Шуберта, «Любовь поэта» и «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана.

Важно отметить, что в XIX веке жанр романса получил интенсивное развитие в России, а во второй половине столетия и в таких странах как Польша, Чехия, Норвегия и Финляндия. Он был ярко представлен в творчестве Б. Сметаны, А. Дворжака , К. Шимановского, Я. Сибелиуса, Э. Грига .

В XX веке в развитие жанра вокальной миниатюры внесли весомый вклад такие замечательные западноевропейские композиторы как К. Дебюсси , А. Шёнберг, М. Равель , М. де Фалья, Ф. Пуленк , Д. Мийо.

Романс в России

На вопрос, когда «романс» попал в Россию, сейчас никто ответить не может, но искусствоведы предполагают, что это случилось во второй половине XVIII века. Однако то, что он прибыл в нашу страну из Франции, это достоверно известно, так как изначально термином «романс» именовалось вокальное произведение лирического содержания, написанное на поэтический текст на французском языке. Необходимо отметить, что в тот период русские композиторы писали довольно много вокальных миниатюр именно на стихи французских авторов. Правда подобные произведения сочинялись и на русском языке, но назывались они «российской песней».


Прижившись на благодатной почве «романс» стал быстро срастаться с русской культурой, и вскоре этим словом стали уже называться лирические, чувственные, любовные песни, причём создаваемые не только композиторами, но и просто музыкантами-любителями. В те времена повсеместно отмечалось значительное проявление интереса к любительскому музицированию и песенному сочинительству. Представители дворянского сословия и люди разных чинов считали обязательным среди предметов домашнего обихода иметь какой-либо музыкальный инструмент: скрипку , гитару , арфу или фортепиано. Тогда же в европейском и, соответственно, в русском искусстве господствовали романтические настроения. В таких благоприятных условиях в первой половине XIX века формировался жанр русского романса, наиважнейшую роль в развитии которого играла изумительная русская поэзия, представленная творчеством таких блистательных поэтов как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, К. Батюшков, Н. Языков, А. Пушкин, а затем М. Лермонтов и Ф. Тютчев. Основоположниками русского романса по праву считают композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва и П. Булахова. Следом за ними выдвигаются талантливые мастера камерно-вокального жанра, которые своим творчеством подняли вокальную миниатюру до высоты истинно классического искусства, среди них М. Глинка, А. Бородин , А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков , П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов . Далее традиции великих композиторов продолжили Р. Глиэр , Ю. Шапорин, H. Мясковский, а в советское время Д. Шостакович , С. Прокофьев, Г. Свиридов.

Важно упомянуть, что наряду с классическим романсом, являвшимся плодом творений профессиональных композиторов и подразделявшимся на различные жанровые варианты, среди которых элегии, баллады и баркаролы, в городах и пригородах России, где процветала своя субкультура, развивались и другие разновидности романса, такие как городской (бытовой), «жестокий» и цыганский. Они пользовались признанием и бытовали как фольклор, то есть их сочиняли авторы из народа. Наибольшую популярность такого рода композиции приобрели в первой четверти XX века. Именно в это время Борисом Фоминым, Яковым Фельдманом и Марией Пуаре были написаны такие шедевры, которыми впоследствии восхищался весь мир, среди них «Дорогой длинною», «Я ехала домой», «Ямщик не гони лошадей». После Октябрьской революции романсы в России, а затем и в СССР находились под запретом как чуждые пролетарской идеологии и пережиток прошлого. Известные исполнители подвергались гонениям и даже репрессиям. Постепенное возрождение романса началось в годы войны, но особый подъём жанра наблюдался в 70 – годы прошлого столетия.

Среди известных исполнителей русского романса необходимо особо отметить А. Вертинского, А. Вяльцеву, Н. Плевицкую, В. Панину, П. Лещенко, А. Баянову, И. Юрьеву, Т. Церетели, В. Козина, Н. Сличенко, В. Баглаенко, В. Пономарёву, Н. Брегвадзе, В. Агафонова, О. Погудина.

Интересные факты

  • Важно отметить, что в Германии название романс не прижилось, там подобные произведения назывались на немецкий манер – Lied. Во Франции изначально название «romance» употреблялся вместе с названием «chanson», а затем Г. Берлиоз жанр камерно-вокального произведения обозначил термином «melodie».
  • Словом «романс» композиторы называют не только вокальные произведения. Большое признание приобрели и инструментальные произведения с таким наименованием Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Хачатуряна. Это чувственные, наполненные большой искренностью и мелодически очень красивые музыкальные сочинения.
  • Одна из разновидностей русского романса – «городской», который также называют бытовым романсом, в России с момента своего появления пользовался большой популярностью. Считается, что именно «городской романс» лег в основу таких распространённых в нашей стране песенных жанров, как авторская песня, русский шансон и блатная песня.
  • Популярный русский романс «Дорогой длинною», музыку к которому написал Борис Фомин, иностранцы впервые услышали в исполнении знаменитого эстрадного артиста Александра Вертинского. Композиция так понравилась европейцам, что спустя некоторое время Юджин Раскин сочинил к ней слова на английском языке. Сингл записали и осенью 1968 года в Британии его признали хитом №1. В нынешнее время версии этого русского романса существуют почти на тридцати как европейских, так и азиатских языках.
  • Авторами знаменитого русского романса «Ямщик, не гони лошадей» были обрусевший немец Николай фон Риттер и еврейский музыкант Яков Фельдман. Написанная в 1915 году композиция впервые была исполнена популярной в то время певицей Агриппиной Гранской. Успех, а затем и растущая популярность романса были настолько ошеломляющими, что в следующем году на сюжет этого вокального произведения был снят немой фильм. Однако признание композиции было недолгим, свершилась революция и новыми властями романс был признан идеологически чуждым, а поэтому его запретили и изгнали со сцены.
  • Помимо популярных разновидностей русского романса, таких как классический, городской, жестокий и цыганский существовали ещё и другие подвиды этого жанра, например: казачий, белогвардейский, актёрский, салонный, дворянский, иронический и романс – ответ.
  • Эльдар Рязанов своей экранизации пьесы Александра Островского «Бесприданница» не случайно дал название «Жестокий романс» ведь излюбленными темами подобного вокального жанра был трагический исход. Разумеется, в музыкальном оформлении фильма очень много романсов, которые написал выдающийся композитор Андрей Петров. Среди вокальных композиций фильма особо следует отметить «А напоследок я скажу» на слова Б. Ахмадулиной, «Под лаской плюшевого пледа» на слова Марины Цветаевой, «Мохнатый шмель» - на слова Р. Киплинга, в переводе Т. Кружкова.

В настоящее время интерес к романсу не угасает. Мелодии, получившие признание в далекие времена и сейчас пользуются большой популярностью. Сегодня мы часто слушаем, наслаждаясь их очарованием и первозданной свежестью в концертных залах, телевизионных программах и радиопередачах. Романс не собирается отступать, он наоборот ненавязчиво увлекает всё больше людей разного возраста в свой прекрасный мир неподдельных чувств, мудрых мыслей и настоящих страстей.

Видео: слушать Романсы

"Музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, побуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение"

Романс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Термин «романс » возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. В России первыми образцами романса можно считать канты, распространенные уже в конце XVII в. А в XVIII в. стихи наиболее известных русских поэтов - А. П. Сумарокова, А. Ф. Мерзлякова, М. В. Ломоносова - сразу же подхватывались музыкантами и распевались певцами-любителями. Назывались такие произведения российскими песнями.
Чем же отличается романс от песни? Грань между этими двумя жанрами не всегда легко провести, особенно если речь идет о ранних романсах. Но, как правило, в романсе мы слышим более тесную, детальную связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы. Так, в лирическом романсе М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. С. Пушкина слова:

Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты...

И жизнь, и слезы, и любовь. Основной признак романса - более детальная связь слова и музыки - определяет собой и другие. Например, большую содержательность, образность партии фортепьяно, перерастающей из сопровождения голоса в равноправного участника ансамбля. Начало расцвета романса - первая половина XIX в. Это период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическим жанрам, выражающим мир личных переживаний человека.

Благодаря своей задушевности, искренности и мелодической красоте лучшие произведения Глинки и его современников распевались по всей России, а некоторые стали народными песнями: «Вдоль по улице метелица метет» А. Е. Варламова; «Однозвучно гремит колокольчик» А. Л. Гурилева.

Иногда романс выходит за пределы лирики, приобретая драматизм и приближаясь к оперной арии. Таковы некоторые романсы П. И. Чайковского («День ли царит», «Серенада Дон Жуана»). А вокальные произведения М. П. Мусоргского трудно даже назвать романсами: это живые музыкальные портреты, передающие облик и характер конкретных персонажей («Семинарист», «Сиротка», «Озорник»). Традиции классического романса продолжаются в творчестве советских авторов: Ю. А. Шапорина, А. Н. Александрова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского, Г. В.. Свиридова, Б. Н. Лятошинского, О. В. Тактакишвили.

Черты вокального романса

По своей форме, романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано, и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.

Жанровые признаки романса

  1. Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  3. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
  5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение).




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта