Главная » Звезды » Образ иисуса христа спас нерукотворный. Спас нерукотворный. Происхождение Нерукотворного Спаса

Образ иисуса христа спас нерукотворный. Спас нерукотворный. Происхождение Нерукотворного Спаса

О тайном догадывайся по явному.

Солон

Сенсацию вызвали в научном мире выводы о том, что кровь на величайших христианских святынях - Туринской плащанице, Тунике Аржантоя и Судариуме Овьедо - принадлежит к одной и той же редчайшей группе. Их научный анализ был проведен в рамках съемок известным французским режиссером Ивом Буассе научно-документального фильма "Можно ли клонировать Христа?".

От высших церковных властей Буассе получил разрешение на анализ пятен крови на указанных святынях. Как считается, в хранящуюся в Турине Плащаницу тело Христа было завернуто сразу же после снятия с креста. Туника, находящаяся в церкви святого Дениса в пригороде Парижа - Аржантой, была на Христе во время Его крестного пути на Голгофу. Судариум из собора Спасителя в испанском городе Овьедо накрывал голову Христа во время положения во гроб.

Все эти святыни содержат многочисленные следы крови. Их анализ показал, что кровь принадлежит редчайшей группе АВ (IV группа крови), а ее носители проживают в основном на территории Палестины, Сирии, Иордании и в некоторых районах Турции. Группа АВ настолько редкая, что сегодня, например, из всего многомиллиардного населения Земли ее имеют менее 1,5 млн человек. Буассе не исключает, что кровь на всех христианских святынях принадлежала одному и тому же человеку.

В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из трёх изображений. Существуют неканонические рассказы о трёх нерукотворных изображениях Иисуса Христа:


  1. Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный).

  2. Плат Вероники (Вуаль Вероники).

  3. Туринская плащаница.

Первые рассказы об изображениях Иисуса Христа на плащаницах, в данном случае - на полотнах, связаны с легендами о платке Вероники. Эти легенды создавались на протяжении VI-IX столетий. Говорилось, что Иисуса Христа, несущего свой тяжелый крест на Голгофу, сопровождало “великое множество народа и женщин, которые рыдали и плакали о нем” (Луки, 23:27; Иоанна, 19:16-17).

Среди них была некая сердобольная язычница Вероника. Она обратила внимание на то, что Иисус Христос от натуги сильно вспотел, и вытерла ему пот и кровь от терновых игл с лица своим платком. Спаситель вернул ей платок со словами: “Благословенна ты, смелая женщина”. На этом платке и остался запечатленным Нерукотворный Образ. В результате, на ее платке осталось изображение лица Спасителя.

Легенда легендой, но достоверно известно, что в 944 году “Плат Вероники” был впервые выставлен на поклонение верующим в константинопольском храме Святой Софии. В 1204 году богомольные и благочестивые рыцари, захватив Константинополь, успешно прихватизировали “Плат Вероники” и увезли его с собой в Западную Европу.

С тех пор “Плат Вероники” стал реликвией исключительно католической церкви. Оригинал украденного “Плата Вероники” потом был утерян. Потеряв свою святыню, православная церковь создала новую легенду о чудесном изображении лица Иисуса Христа.

Говорят, что в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов (Иоанна, 13:1-15). После этого действия на полотенце осталось изображение лица Иисуса Христа. Оригинала этого чуда, естественно, в настоящее время нигде нет.

Вместо него в православных храмах есть “достоверные” копии, которые официально называются “Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа”.

Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинского vera icon (истинный образ). Характерными особенностями Лика из Эдессы являются: то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды, поэтому Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада.

Вуаль Вероники была из сетчатой ткани. Так как Иисус Христос нёс свой крест на Голгофу после того, как на его голову одели терновый венец, то многие художники изображают на Вуали Вероники лик Иисуса Христа с терновым венцом на голове и с кровоподтёками от проколов терновыми иглами. Оригинал утрачен, сохранились только копии. В средневековой западной иконографии эти два изображения часто путали. Некоторые художники не знали о существовании трёх нерукотворных изображений и, поэтому, рисовали одно вместо другого.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:

1. В соборе Святого Петра в Ватикане. На платке на просвет видно изображение лица Иисуса. Так же, как и на плащанице-изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. Ученые исследуют эти изображения до сих пор, но тайна пока не разгадана.

2. «Лик из Манопелло» , который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю , а не «Плат Вероники».

"...Согласно древнему преданию, когда Иисус после возложения тернового венца и бичевания нес Свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина отерла ему лицо своим платком, «на котором запечатлелись черты Его святого лика». На плате отобразился лик Иисуса Христа: «Как будто живой человек смотрит через тонкую ткань. У человека красивые волосы, которые спадают на Его плечи. Глаза открыты и белки глаз выразительной белизны. Взгляд ласковый и губы как будто сложены в легкую улыбку». Так описывает святой плат один из исследователей - отец Генрих Пфайффер.

Если мы обратимся к истории, то узнаем, что святой плат в 574 году оказался в Константинополе и в 626 году при осаде города аварами был на его крепостных стенах. Затем плат исчез из Константинополя и его след обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел один странник. Подойдя к приходской церкви святителя Николая, таинственный странник нашел в ней священника и положил перед ним сверток со словами: «Береги эту святыню как дар небес, почитай ее, и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи». Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, в котором Нерукотворный образ пребывал 100 лет. Его передавали по наследству, пока, наконец, один из наследников в 1638 году не подарил его храму. Образ, попавший в храм, стал предметом всеобщего почитания, и кто обращался к нему, получал просимое...."

Но сегодня Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы "Вуаль Вероники", на которой, как считают многие, чудесным образом был сделан отпечаток лица Иисуса после Его земной кончины. Дело в том, что в распоряжении Святого Престола находится собственная реликвия, претендующая на то, чтобы называться вуалью святой Вероники.

Согласно церковному учению, святая Вероника вытирала пот с бровей Иисуса, когда Он нес Свой крест на Голгофу. Она стала святой покровительницей фотографии, и ее имя, как принято считать, происходит от сочетания "вера икона", что означает "истинная икона".

При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее, и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок.

Нет тернового венца и на картине Ганса Мемлинга "Святая Вероника", очевидно, что, не имея образца, Ганс Мемлинг вместо Плата Вероники использовал список со Спаса Нерукотворного. Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место. По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания. Если верить Ватикану, Вероника долго хранила вуаль. Говорят, она вылечила с ее помощью римского императора Тиберия, а затем передала ее Папе Климентию на хранение.

По официальным данным Ватикана Платок Вероники - самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра. Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и, к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.

Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию. Отказы кардинал обьяснял тем, что "с течением лет изображение слишком поблекло".

Наконец, настойчивость журналиста победила,и для него сделали исключение - позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники. Он пережил глубокое разочарование. Льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления, но на нем с трудом можно увидеть что-либо-изображение больше похоже на темное пятно.

Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда еще строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия. На картине Вуаль Вероники изображена в виде вуали, как та, что хранится в Монапелло.

«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», - заявил представителям итальянской прессы еще один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.

Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см). Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон - то и другое абсолютно идентичны друг другу.

Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами. Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.

На Туринской плащанице тернового венца уже нет, так как его уже сняли, но остались проколы от терновых иголок и кровоподтёки. Оригинал находится в Турине (Италия). Современное название плащаницы “Туринская” происходит от места ее нынешнего пребывания. С 1578 года она была перенесена в город Турин, который является ее местом официального и почти безвыездного пребывания за последние 428 лет. 400-летний юбилей Туринской плащаницы отмечался в 1978 году.

Ее загадка не разгадана до сих пор. Как появился отпечаток, когда он возник- радиоуглеродные анализы дают дату гораздо позднее смерти Христа. Сама Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, хотя хранит ее и почитает. А дальше- личное дело самих верующих. Хотите- верьте в истинность, хотите- нет. Эти нерукотворные изображения стали первыми иконами и дали начало множеству образов.

Плащаница представляла собой кусок полотна размером примерно 410 см. на 140 см. Говорилось, что на полотне - по аналогии с Платом Вероники - осталось изображение всего тела умершего Иисуса Христа. И, в самом деле, паломники видели на предлагаемом им полотне двойное изображение тела мужчины: со спины и спереди; двойной головой в центре - слитно, а ногами - в противоположных концах. Зрители могли заключить, что Иисус Христос был не завернут в полотно, а что под его тело полотно только подложили с ног до головы, перегнули свиток полотна через голову покойника и затем покрыли им же сверху от головы до самих ног.

Говорилось, что эту реликвию привез в Лиреи местный рыцарь-крестоносец (по другой версии, говорят - “солдат удачи”) из Константинополя. Для паломников говорилось, что эта плащаница только сейчас, в 1347 году, была “перенесена” из Константинополя. Позже, уже в XVI столетии начали говорить, что это была та плащаница, которую видели крестоносцы в Константинополе в 1204 году и тогда же “тайно вывезли с собой” во Францию.

С тех пор и до наших дней о нынешней Туринской плащанице изобретались и распространялись все новые и новые слухи, за которыми просто невозможно с полной достоверностью уследить; невозможно и пересказать все эти “говорят”. Говорят - ну, и пусть говорят. Мы дальше будем излагать только основанную на строгих документах и фактах историю нынешней Туринской Плащаницы. (В скобках заметим, что среди дошедших до нас вариантов исторических документов о Туринской плащанице имеются некоторые незначительные расхождения, которые мы не в силах устранить. Эти расхождения - не существенные для нашего исследования.

Немногие задумывались над тем, откуда вообще возникли иконы. Почитание их настолько прочно вошло в православную традицию, что кажется, так было всегда. В истории христианства самой первой иконой стал «Спас Нерукотворный». Этот образ имеет очень интересную историю и глубокое богословское значение.


Возникновение первого образа

Церковное предание сохранило немного описаний внешности Христа, а в Библии об этом вообще не сказано ни слова. Но откуда тогда взялось изображение того лика, который всем хорошо знаком? Историю иконы «Спас Нерукотворный» донес до нас во всех подробностях римский историк Евсевий, ученик Памфила, родом из Палестины. Множество сведений о жизни того периода известно именно благодаря его трудам.

Слава Христа была настолько велика, что приходили к Нему даже из других стран. Вот и правитель г. Эдесса (на территории современной Турции) послал к нему человека с письмом. Авгарь был уже стал, его мучила болезнь ног. Христос обещал послать одного из своих учеников, чтобы помочь царю и просветить его народ светом Евангелия. Рассказывает об этом случае также Ефрем Сирин.

Авгарь отправил к Христу и художника, но тот был настолько ослеплен божественным сиянием, что просто не смог написать портрет Спасителя. Тогда Христос передал царю в качестве подарка полотно (убрус), которым отер лицо. На плате остался отпечаток лика - поэтому он называется нерукотворным - потому что сотворен не человеческими руками, а божественной силой (как Туринская плащаница). Так возникла первая икона - еще при жизни Спасителя. Послы доставили ткань в Эдессу, где она стала городской святыней.

После вознесения Христа туда отправился апостол Фаддей - он исцелил Авгаря, совершил еще много чудес и обратил местных жителей в христианство. Об этих событиях свидетельствует другой историк - Прокопий Кесарийский. А Евагрий из Антиохии повествует о том, как образ чудом избавил жителей города от вражеской осады.


Дальнейшая судьба чудесного плата

Сделавшись христианами, жители Эдессы повесили образ Спаса Нерукотворного (он еще называется Мандилион) над городскими воротами. Когда один из потомков Авгаря сделался язычником, благочестивые христиане заложили икону кирпичом, чтобы сберечь от поругания. Образ настолько долго скрывался, что о нем забыли. Во время очередной осады, уже в 6 в., епископ увидел видение, где ему было открыто нахождение святыни. При разборе кладки было обнаружено, что лик перешел и на кирпичи.

Мандилион был перенесен в собор, откуда выносился лишь 2 раза в году. Традиции прикладываться к святыням тогда не существовало, и даже приближаться к образу было запрещено. В конце 1 в. византийская армия осадила город, в обмен на мир было предложено отдать чудесное изображение Спасителя. Жители города согласились. Так икона Спас Нерукотворный попала в Константинополь. Этот день теперь является церковным праздником.

В 1011 г. неизвестным художником западной школы был сделан список, попавший в Рим. Хранился он в особом алтаре и назывался «вера эйкон» - истинный образ. Позже он стал известен под названием «Плат Вероники» и оброс собственными легендами. Таким образом Спас Нерукотворный имел большое значение и для развития западной иконографии.

К сожалению, оригинальный Мандилион не дошел до наших дней. Он был похищен во время одного из крестовых походов (1204 г.) - легенда гласит, что корабль, где находилась икона, пошел ко дну. Однако, те списки, которые хранятся в Ватикане (капелла Санта-Матильда) и Генуе считаются довольно точными.


Как выглядит Спас Нерукотворный

Описание иконы, хранившейся у царя Авгаря, дошло до нас благодаря историческим документам. Материя с отпечатком Лика была натянута на деревянную основу. Это единственный образ, который изображает Христа как человеческую личность. Другие изображения Спасителя делаются с атрибутикой, либо Господь совершает некие действия. Здесь же показан «портрет», лицо Христа, не дается «видение» автора, а представлен Образ, как он есть.

Чаще всего встречается Спас на убрусе - лик изображается на фоне полотенца, с разными видами складок. Плат, как правило, белого цвета. Иногда лик изображается на фоне кирпичной кладки. В некоторых традициях полотенце держится за края летящими Ангелами.

Уникальность образа - в зеркальной симметрии, которую нарушают только глаза. Они немного скошены, что делает выражение лица более одухотворенным. Новгородский список считается античным воплощением идеальной красоты. Помимо симметрию, важную роль тут играет отсутствие эмоций - возвышенная чистота, духовный покой, которыми обладает Спаситель, как бы передаются и тому, кто смотрит на икону «Спас Нерукотворный».

Роль и значение образа в христианстве

Трудно переоценить значение иконы Спас Нерукотворный - его чудесное появление стало очень весомым аргументом в период иконоборчества. По сути, это основное доказательство того, что лик Христа может изображаться и пользоваться почитанием верующих, как возможность вознести хвалу Первообразу.

Именно оставшийся на ткани отпечаток стал одним из главных типов иконографии, который напоминает о божественном начале иконописи. Сама по себе она в первые века имела, в том числе, описательную функцию - библейские рассказы оживали перед глазами неграмотных христиан. К тому же книги, в том числе и Священное Писание, долгое время были очень большой редкостью. Также вполне понятно желание верующих иметь зримое воплощение Христа.

Изображение только лица Спасителя должно напоминать верующим, что их спасение возможно только в случае установления личных отношений с Христом как с Богочеловеком. Без этого никакие церковные обряды не могут служить «пропуском» в царство небесное. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя - призывая каждого конкретного человека пойти за Собой. Созерцание иконы Спас Нерукотворный помогает понять, в чем заключается смысл христианской жизни.

В чем помогает Спас Нерукотворный

Каким же образом верующий может установить контакт с Богом? Чтобы икона Спас Нерукотворный стала настоящей защитницей, надо вести молитвенный диалог с Господом. В молитве человек высказывает свои прошения, надежды, даже обиды на близких выслушает Всевышний - только не должны они быть высказаны со злостью…

Образ Спасителя обязательно должен быть в каждом христианском доме. Просить у Него можно о чем угодно:

  • о помощи близким;
  • за детей;
  • о крепком здоровье;
  • о благосостоянии;
  • о помощи в работе, любых мирских делах.

Нельзя применять иконы при ворожбе, использовать их в разных магических ритуалах. Истории известны случаи, когда для магов такие попытки заканчивались очень плохо.

Какие молитвы лучше подходят для того, чтобы произносить их перед иконой «Спас Нерукотворный»? Прежде всего - «Отче наш», молитва данная людям самим Иисусом Христом во время земного пути. Каждый день должен начинаться с нее, даже перед приемом пищи истинно верующие люди читают ее, чтобы поблагодарить Господа за то, что у них есть. Перед тем, как уснуть, тоже можно прочитать, чтобы успокоить ум, очистить душу.

Где находятся иконы Спасителя

Хотя в России никогда не было оригинального Мандилиона, имелись списки, прославленные чудотворениями. Один из них долго находился в Новоспасском монастыре (возле Таганки), прославившимся как усыпальница семейства Романовых. Хотя первое чудо было явлено в г. Вятка, вскоре чудесная икона была торжественно перенесена в столицу. Случилось это в январе 1647 г.

Поначалу образ Спаса Нерукотворного находился на одной из башен Кремля, но в этом же году отправился в Спасо-Преображенскую церковь. Вот некоторые из чудес, совершенных по молитвам у вятской иконы:

  • прозрел полностью слепой мужчина;
  • помощь в подавлении бунта С. Разина;
  • крестный ход с иконой помог остановить пожар 1834 г.;
  • множество исцелений во время эпидемии холеры.

В годы революции чудотворный оригинал был утерян. На месте прежнего образа в настоящее время находится список.

Удивительный памятник российской культуры - Храм образа Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Небольшая изящная церковь создана совместными усилиями В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они создали проект здания, иконостас, все убранство, написали иконы, даже выложили мозаикой пол. Росписи на окнах принадлежат М. Врубелю. Храм освящен в 1882 г. Проехать из Москвы можно электричкой до станции «Хотьково».

Самая древняя в России икона Спас Нерукотворный относится к 12 в., написана в новгородской манере. Изображение плата на ней отсутствует, т.к. образ воспроизводит лик Спасителя, чудесно проявленный на кирпичах (в Эдессе). По мнению специалистов, данный извод может быть очень близок к оригиналу, появившемуся на убрусе. Хранился образ в Кремле, сейчас находится в Третьяковской галерее.

Молитва иконе

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Аминь.

Спас Нерукотвомрный, чудотворный Мандилиомн -- особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате).

О происхождении данной святыни, служащей источником иконографии, существует два типа предания, каждый из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Предание, сохранившееся в Восточной Церкви о Нерукотворном Образе более древнее, упоминается с первой половины IV века. История связана со страдавшим болезнью царем Эдессы Авгарем и получением им плата (убруса, куска ткани, полотенца), на котором запечатлелся отпечаток лица Христа, Который умыл лицо и вытер его этим платом. Авгарь посылал в Палестину живописца Ананию, чтобы тот написал лик Христа. Авгарь хотел в болезни утешится хотя бы тем, что сможет видеть лик Христа, в Которого уверовал, хотя даже не видел Его лично. Но по Промыслу Божию труды Анании, когда он достиг Иерусалима и нашел Христа, не увенчались успехом, и он не смог ничего написать, глядя на Спасителя. Христос Сам позвал к Себе художника, прочел послание Авгаря, умыл Свое лицо водой и вытер его куском ткани, на котором сразу же появилось подобие Его лица. Поскольку борода Спасителя после умывания была влажная, то отпечаталась на плате одной крупной клиновидной прядью, в связи с этим иногда этот образ называют "Спас Мокрая Брада."http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost.. Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа

Таким образом, Святой Мандилион (от греч. "убрус", "мантия", "шерстяной плащ") стал первой в истории иконой.

Евсевий Кесарийский описывает это в своем труде "Церковная история."http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/.. Евсевий Кесарийский Церковная история книга 1,13. Евсевий Кесарийский в качестве подтверждения приводит два документа из архивов Эдессы, переведенных им с сирийского: просьбу Авгаря и ответ Спасителя.http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/evsev.. Евсевий Кесарийский. Церковная история КНИГА ВТОРАЯ Рассказывает о письмах Авгаря и Христа так же Ефрем Сирин.http://www.krotov.info/library/06_e/efr/em_sirin_017... Ефрем Сирин ТВОРЕНИЯ Том 3, ПРЕДСМЕРТНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ.

Так же, переписка царя со Христом и рассказ о принесении послами Авгаря изображения лика Христа включены в книгу "История Армении" армянским историком V века Моисеем Хоренским. "Это послание принес Анан, вестник Абгара (Авгаря), вместе с изображением лика Спасителя, которое хранится в городе Эдессе и поныне."http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html MOBCEC XОPEHAЦИ «ИСТОРИЯ АРМЕНИИ» КНИГА ВТОРАЯ, 30 Посылка князей Абгаром к Марину, по каковому случаю они увидели Спасителя нашего Христа, откуда началось обращение Абгара.

Авгаря так же посетил Фаддей. После Распятия, Воскресения и Вознесения Христа в Эдессу пришел святой Фаддей, один из семидесяти Апостолов. Подробно рассказав о Христе Авгарю, Фаддей крестил его, после чего Авгарь был окончательно избавлен от своей болезни. Вместе с царем так же крестилась вся его семья и домочадцы, позже были крещены все жители Эдессы. Установленный на воротах города языческий идол был уничтожен. На этом месте Авгарь сделал углубление в стене, позволявшее защитить его от попадания осадков; наложил плат с изображением Христа на доску, изготовленную из дерева, не поддающегося гниению и стойкого ко внешним воздействиям, украсил получившуюся икону золотом, драгоценными камнями и установил в это углубление в городской стене над входом в город. Кроме этого, он так же выполнил надпись: "- Христе Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится."http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost.. Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа. Об этом событие рассказывает Прокопий Кесарийский, повествуя о осаде Эдессы персидским царем Хосровом в своей книге "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история": по его словам, Авгарь в старости страдал тяжелой подагрой.http://www.alanica.ru/library/Prokop/text.htm "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история" Прокопий Кесарийский Война с персами. Книга 2,XII.Есть и апокрифические свидетельства неизвестных авторов об этом событии: Учение Аддая апостола (V--VI вв.) и более позднее Древнерусская версия легенды об Авгаре, рукопись XIII века.http://khazarzar.skeptik.net/books/mesher01.htm#g02 Учение Аддая апостола,http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Avgar_Rus.. Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов ОГЛАВЛЕНИЕ Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века.

Кроме того сохранилось еще свидетельство Эгерии "Паломничество по святым местам"http://www.krotov.info/acts/04/3/palomn.htm Эгерия(Этерия) "Паломничество по святым местам".

Льняное полотнище с изображением лика Христа продолжительное время хранилось в Эдессе как главная реликвия города. Впервые историю Нерукотворного образа изложил император Константин VII Багрянородный. Согласно его повествованию Авгарь украсил Нерукотворный образ Спасителя и установил его в каменной нише над входом в город, для того, чтобы каждый входящий мог почтить святыню поклонением.

Меж тем спустя некоторое время один из потомков Авгаря вернулся к язычеству, тогда чтобы уберечь язычников, его заложили в нише кирпичами (черепицей) и он был продолжительное время спрятан до вторжения персидского войска Хосрова. Согласно версии, приведенной императором Константином, в момент закладки иконы кирпичом перед ней была установлена горящая лампада. Во время войны с персами, в одну из ночей Евлалию, епископу этого города, было дано ведение: он увидел некую женщину, которая сказала ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его», и указала на это место. Епископ ранним утром разобрал кирпичную кладку и обнаружил образ Спаса Нерукотворного. По свидетельству императора Константина, лампада продолжала гореть, не потухнув и не повредив икону, кроме того на кирпичах осталось точное изображение Спасителя, запечатлевшееся с иконы. Таким образом, был получен второй образ, точная копия первого, названная "Спас Нерукотворный на черепье" или Керамида.http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&m.. 681. (410.) Минея четья мес. август, полууст., напис. 1627 года Германом Тулуповым. Слово Константина Порфирогенита, о Христе царя греческаго, Повесть от различных собрана историй о посланием ко Авгарю нерукотворенном и божественном Образе Христа Бога нашего, и како от Едесапринесеся ко всеблагоденствующему и царствующему во градехКонстантинуграду. (перевод прп.Максима грека),http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Addai.php Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов Учение Аддая апостола. Лист 558.

В период иконоборчества защищая иконы от нападок иконоборцев на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин.http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_16.html Точное изложение православной веры. Книга 4 Глава XVI Об иконах.Григорий II папа Римский, когда узнал о начале иконоборчества в Константинополе в 730 году, то написал два послания к императору Льву Исавру, в которых убеждал его остановиться и прекратить гонения на иконы. В первом послании он пишет о Нерукотворном образе следующее: "В бытность Христа во Иерусалиме Авгарь, тогдашний князь и владыка эдесский, услышав о чудесах Христа, написал к Нему послание, и Христос послал ему собственноручный ответ и святое славное изображение Лица Своего. Пошли же за этим Нерукотворенным Образом и посмотри. Туда стекаются во множестве народы Востока и приносят молитвы."http://www.pagez.ru/lsn/0410.php Первое послание святого отца Григория, папы римского, к императору Льву исаврянину о святых иконах. В 787 году Седьмой Вселенский собор использует факт существования Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

29 августа 944 года образ получил император Константин VII Багрянородный и торжественно перенес его Константинополь. Эта дата вошла в церковный календарь как общецерковный праздник. Позднее реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (предполагают, что корабль, перевозивший икону в Европу, потерпел крушение и затонул вместе со всем грузом и экипажем, в том числе с изображением Спаса Нерукотворного).

Западноевропейское средневековое предание предлагает другую версию возникновения образа Спас Нерукотворный. Этот вариант предания впервые упоминается примерно между XIII и XV веками, и возникает, вероятно, в среде францисканских монахов. Согласно ему, еврейка Вероника, сопровождавшая в числе прочих Христа при Его пути на Голгофу, вытерла от пота и крови Его лицо куском льняной ткани, на котором остался отпечаток Его лика. Западный вариант предания возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог вытереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на ткани. Святыня, так называемый "плат Вероники" хранится в Риме, в соборе Святого Петра. Предполагается, что имя этой женщины возникло в предании позже, как искажение латинской фразы veraicon ("истинный образ"). Главная отличительная особенность изображения «Плат Вероники» от «Спаса Нерукотворного» -- терновый венец на голове Спасителя, так как он отпечатался на полотенце, поданном Вероникой во время несения Иисусом Христом креста. Отсюда возникает характерное изображение в западноевропейской живописи Христа преимущественно с терновным венцом на голове, который, следует отметить, был свит не в форме диадемы, как принято изображать, а представлял собой подобие шлема, полностью покрывавшего голову и терзавшего шипами кожу, по предположениям, раздирая мягкие ткани до костей.

На плате на просвет можно разглядеть изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили, что оно было нанесено не с помощью красок либо каких то известных органических материалов.

Известны, как минимум, два так называемых «Плата Вероники»:

1. в соборе Святого Петра в Ватикане;

2. «Лик из Манопелло», так же именуемый «Вуаль Вероники», но на нем отсутствует терновый венец, при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены. Из этого исследователи делают вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю.http://kyanina.livejournal.com/4258.html Крестный путь -- Плат Вероники, Судариум из Овьедо, Туринская Плащаница.

Существуют теории, относящие образ Спаса Нерукотворного к еще одной общехристианской святыне - Туринской Плащанице. Она представляет собой ростовое изображение Христа, чудесным образом запечатленное на льняном холсте, которым было обернуто Его тело после распятия и снятия с креста. Предполагают, что выставляемый в Эдессе плат с изображением Нерукотворного образа мог быть сложенной в несколько раз Туринской плащаницей, следовательно, Спас на Убрусе не был утерян, а все же вывезен в Европу и сохранен. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа -- «Спас Нерукотворный -- Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Необходимо сказать о двух списках образа Спас Нерукотворный, почитаемых в качестве двух великих святынь в Италии. Это две близкие по размерам иконы, примерно 40х29 см., покрытые плоским серебряным окладом, который воспроизводит очертания лика. Одна из них находится в Риме, другая в Генуе в армянской церкви св. Варфоломея и была в 1384 г. подарена византийским императором Иоанном V генуэзскому капитану Леонардо Монтальдо.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 сУ обоих изображений общие иконографические черты: острая борода и ниспадающие волосы по одной пряди с каждой стороны лика. По мнению некоторых исследователей, например Х. Бельтинга, один из этих образов мог быть средником Синайского триптиха Х в., от которого до нас дошли только боковые части. Размеры по высоте обоих вышеотмеченных образов и боковых створок триптиха практически идентичны.Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.

Со второй половины XV в. изображения Плата Вероники и Римской иконы Спаса Нерукотворного соединяются. Подтверждает это Утрехтская миниатюра второй половины XV в., а так же алтарный образ для капеллы Вероники в соборе св. Петра в Риме, написанный Уго да Карпиок. 1525 г., где св. Вероника держит Римскую икону Спаса Нерукотворного. По словам Н. Кондакова, Генуэзская икона Спаса Нерукотворного легла в основу иконографического типа Святого Мандилиона, известного в России как "Спас Мокра Брада"Кондаков Н. Лицевой иконописный подлинник: Том 1 Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. - 97 с.. Немецкие исследователи К. Онаш и А. Шнипер считают, что название "мокра брода" происходит из Новгорода.Онеш К. Шнипер А. Иконы: чудо духовного преображения. - М.: Интербук, 2001. - 301 с.Преданию об Авгаре более соответствует изображение Спасителя с мокрыми волосами, как отмечалось выше. Следует отметить, что изображения именно Спасителя с клиновидной бородой и собранными в две пряди волосами вокруг лика, распространяются через Новгород в России и через западные области в Украине, находившиеся на границе католического и православного миров.

Традиции изображения Нерукотворного Спаса в Украине восходят к ХІ -ХІІ вв. Самым старым памятником является икона Нерукотворного Спаса ХІІ в. из ГТГ.,Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. - М.: Искусство, 1981. - С. 10-11.определенная В. Н. Лазаревым как Новгородская, поскольку икона была вывезена Иваном Грозным из Новгорода, кроме того так же по сходству изображенных ангелов на обратной стороне иконы с росписями из Нередицы. Однако сам В. Н. Лазарев обращал внимание на стилистическую разницу лицевой и оборотных сторон иконы и допускал разновременность написания сторон Там же.. Современная наука считает, что эта икона происходит из КиеваОвсійчук В. Крвавич Д. Оповідь про ікону. - Л.: Інститутнародознавства НАН України, 2000. - 396 с. На этой иконе волосы Христа разделены на четыре пряди, борода свисает; иконописец не изображает Плат, следуя преданию, согласно которому Авгарь велел натянуть Плат на доску. В таком состоянии образовывать складки убрус не могСтерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV веков: Происхождение, символика, художественный образ. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 264 с..

Традиция не изображать складки убруса продолжается до второй половины XIII в.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 с

С XV века появляются изображения Нерукотворного Спаса на полотне, покрытом складками, который держат Ангелы или Архангелы.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 15 с.

Изображенные Ангелы выражают идею соборного предстояния ангельского мира и людей Нерукотворному Образу, Самому Господу. Поводом к появлению такой композиции явилась праздничная служба Образу Спаса Нерукотворного (1629 августа), где есть слова: "Егоже пришествием совокупи с человеки Ангел множество…" (стихра 4-го гласа на великой вечерни), "Веселятся с земными Небесныя… явльшуся днесь Божественному образу" (на утрени, другой канон, глас 6, песнь 7). "Радуйся, пречестный образе, Ангелы покланяемый… человеком возжеленный…" (на утрени, на хвалитех стихира на 4, глас 5).

Этот извод широко распространяется в XVI-XVII столетиях, что подтверждает и исследуемая икона. Однако, если самый древний из сохранившихся памятников русской иконографии - псковская икона Нерукотворного Спаса, в главных чертах Лика следует образцам предшествующих эпох, то большинство украинских икон Спаса Нерукотворного идут от западных соединенных образов, созданных из соединения икон Нерукотворного Образа и Плата Вероники. Примечательно, что в XV-XVI вв. традиционный иконографический тип Плата Вероники, с ликом Христа в терновом венце еще окончательно не оформился, и в западноевропейских произведениях встречаются изображения Спасителя в венце и без него.

Русские изображения "Спаса мокра брода" изображают по преимуществу четыре пряди, иногда практически объединяя их в две.

Изображения Плата Вероники в терновом венце в Православной иконографии появляются с конца XVII в. Классическим образцом в украинской традиции предстает икона, созданная Иовом Кондзелевичем в 1722 г. Появление тернового венца на голове Христа в данной иконе предстает логическим продолжением существовавших в украинской иконографии на протяжении предыдущих столетий в украинской иконографии. В иконе И. Кондзелевича мы видим те же две пряди волос и остроконечную бородку, как на Спасе Нерукотворном, к этому добавляется терновый венец, который к тому времени становится обязательным иконографическим атрибутом Плата Вероники.

Необычайное для восточной иконографии соединение Святого Убруса и Евхаристии тоже имеет своеоснование. Традиция помещать вокруг Св. Мандилиона дополнительные изображения, объясняющие смысл почитания этой иконы, берет начало в после иконоборческом периоде, когда в подобных изображениях была острая необходимость. Сохранившиеся до нашего времени створки триптиха Х в. из Синайского монастыря дают основания утверждать, что иконописание установлено Самим Богом. Иконописец наглядно преподносит предание о Св. Убрусе, вводя в икону апостольское свидетельство в лице святого апостола Фаддея. Примеров такого соседства сюжетов немного. Самые известные - это греческая миниатюра из менология № 9 из Московского исторического музея и горельефные изображения на окладе вышеозначенной генуэзской иконы. С XVI в. Распространяется извод «Спас Нерукотворный с деяниями», известный в большом количестве списков со второй половины XVII в. К XVI в., к ним относится икона из Словакской народной галереи в Братиславе.Tkac S. IkonySlowackieod XVI do XIX wieku. - Warszawa, Bratyslawa: Arkady, Tatran, 1984. - S. 27 На иконах "Спас Нерукотворный с деяниями" в клеймах помещена история святыниПрипачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 21-23 с.. Существует старообрядческая икона второй половины ХІХ в., где Св. Убрус наложен на четырехчастное изображение. В первой написана Богородица в иконографическом типе "Знамение", с двумя Херувимами, во второй - "Спас Благое молчание", в третьей Усекновение главы Иоанна Предтечи, в четвертой - свт. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Это можно объяснить следующим образом: Знамение Пресвятой Богородицы с херувимами - ветхозаветное ожидание прихода Мессии, Спас Благое молчание - Логос до Воплощения, Усекновение главы Иоанна Предтечи - казнь последнего пророка, говорившего о приходе Мессии и начало Нового Завета, Новозаветной Церкви, изображение святителей, как вселенских учителей и создателей чина литургии, т. е. Бог Вочеловечился. Все эти четыре сцены, показывающие историю Боговоплощения, заканчивает образ Нерукотворного Спаса, являющийся весомым доказательством прихода на землю Бога во плоти. Все перечисленные варианты иконографии раскрывают догмат о Боговоплощении.

Икона «Спас Нерукотворный с Евхаристией» из собрания Харьковского Художественного музея раскрывает Нерукотворный Образ как символ Евхаристический. Судя по размерам иконы и изображения Евхаристии, этот образ некогда завершал Царские Врата.

Сцена причащения хлебом расположена с правой стороны; на переднем плане находятся Престол, на нем помещаются дискос, нож и просфора. Христос подает Апостолам хлеб В сцене причащения хлебом, расположенной с правой стороны Нерукотворного Спаса, на переднем плане изображен престол. На престоле находится дискос, нож и просфора. В правой части Христос, изображенный в профиль, подает апостолам хлеб. В сцене причащения вином, которая построена аналогичным образом, на престоле изображен сосуд для вина и потир. Христос держит в левой руке потир, правой благословляет. Сцены причащения апостолов в иконе из ХХМ, образуют одно целое с Нерукотворным Образом Спаса. Немецкий исследователь Х. Бельтинг, отмечая особенности почитания Плата в Риме, упоминал, что реальность Евхаристии соединилась с желанием видеть настоящую плоть Христа.Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.-265 с. Именно в этом смысле и следует понимать иконографию данной иконы. Российский исследователь Л. Успенский так же отмечал, «что Христос в Святых Дарах не показывается, а дается. Показывается же Христос в иконе.»Успенский Л. Богословие иконы православной церкви. М.: Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат, Паломникъ, 2001. - 474с. Таким образом, икона Спаса Нерукотворного из ХХМ своей иконографической программой показывает Христа, даваемого в Евхаристии, и для этого выбрана икона Нерукотворного Спаса, как главное свидетельство реального Воплощения Бога. Свидетельство реальности Евхаристии, показанное на данной иконе, могло быть реакцией на распространение протестантизма на западноукраинских землях, о котором упоминает П. ЖолтовскийЖолтовський П. М. Українськийживопис XVII - XVIII ст. - К.: Наукова думка, 1978. - 327 с.. В протестантизме Евхаристия понимается как символ, как воспоминание о Евангельской Тайной Вечери. Данная икона призвана свидетельствовать о реальности главного таинства Православной церкви.

Итак, подведем итог обзора иконографических изводов иконы «Спас Нерукотворный»:

1) «Спас Нерукотворный» («Спас Мокрая Брада»);

2) «Спас Нерукотворный с Ангелами (Архангелами)»;

3) «Спас Нерукотворный с Евхаристией»;

4) «Спас Нерукотворный с деяниями».

Итак, вновь обратимся к Святому Мандилиону, перенесенному из Эдессы в Константинополь. Проследим историю развития его иконографии и появление новых изводов на Руси. Сначала рассмотрим, же он собой представлял. Описания, составленные свидетелями его пребывания в Константинополе нечеткие. Псевдо-Симеон Магистр, византийский автор, сообщает, что после прибытия святыни император Роман Лакапин, его сыновья и Константин Багрянородный созерцали образ «на святом полотнище Сына Божьего», однако изображение на плате было трудно различимо. По одним данным, можно было разглядеть только то, что это лицо, по другим просматривались кроме того еще уши. До наших дней сохранились лишь списки со святыни, но как на самом деле выглядело полотно, запечатленное Христом, мы не знаем.

В Италии сохранились два списка, попавшие туда при разных обстоятельствах в разное время: один из них хранится в папском дворце в Ватикане и вставлен в литую раму с изображениями ангелов; датируется 1208 годом. Точная датировка и обстоятельства его попадания в Рим не известна, некоторые ученые относят его к VI веку. Образ небольшой по размеру, выполнен на куске загрунтованного холста, написан словно бы с действительного отпечатка лица: видно только невысокий лоб, небольшие глаза, клиновидные бороду и две небольшие пряди волос; нет изображения складок и нимба; цветовое решение однообразно.

С этим образом сходен еще один список, хранящийся в в монастыре Сан Барталомео дельи Армени в Генуе (вышеозначенные римский и генуэский Спасы Нерукотворные.) Образы очень схожи, различие заключается в основном в том, что эта икона уже выполнена на доске, создана по видимому на восемь веков позже и покрыта окладом с чеканными клеймами, повествующими историю Мандилиона; размеры римского и генуэзского Спасителей практически точно совпадают, внешние характеристики почти одинаковы. Очевидно, что оба образа имели один прототип. Образ из Сан Бартоломео был прислан в Геную в 1360 году в дар Леонардо Монтальдо императором Иоанном V за особые заслуги. Монтальдо почитал эту икону за подлинный Мандилион и позже пожертвовал ее монастырю.

На момент заказа иконы для Леонардо в Константинополе подлинного Мандилиона уже не было, но у верующих хранились его копии. Один из них был привезен на Русь в 1354 году святителем Алексием, получившим его из рук патриарха Константинопольского, на момент возведения его на русскую кафедру. В Москве святитель основал я монастырь на Яузе для хранения великой святыни. Первым настоятелем монастыря во имя Нерукотворного Спаса, где в главном соборе хранилась икона, становится ученик Сергия Радонежского Андроник, чье имя в последствие приобретает и сам монастырь.

Этот собор своей архитектурой напоминал византийские храмы-реликварии, а монастырь воспринимался как небольшая копия Константинополя, о чем свидетельствует местная топономика.

Образ несколько столетий хранился в алтаре, вплоть до распоряжения царицы Евдокии Лопухиной в XVII веке поместить его в местном ряду иконостаса для получения доступа к святыне и свободного поклонения ей.

Образ хранился в монастыре до конца XIX века. В 1905 году исследователь Н. П. Кондаков опубликовал репродукцию иконы, что помогло позже обрести утраченного в 1917 году Спаса Нерукотворного в 2000 году. При подготовке к выставке в музее имени Андрея Рублева, расположенного на территории монастыря, «Спас Нерукотворный», икону обнаружили в запаснике музея «Новодевичий монастырь». Икона была сильно записана, но сохранила исходные черты.

Высказывалось мнение, что именно эта икона является древнейшим образом «Спаса Нерукотворного», поскольку черты лика и размеры доски совпадают с итальянскими иконами.

На Руси икону из Андроникова монастыря копировали, делали списки, которые быстро распространялись среди верующих; в основном это были домашние иконы, переходившие из поколения в поколение.

Кроме типа иконографии, представленной на этой и итальянских иконах Спасителя, появляются и другие ее типы, возникающие под влиянием множества процессов. Изменения, как правило, брали свое начало в Византии, позже распространяясь в других православных странах.

Небольшие по размерам и скромные по чертам изображения не передавали идею торжества Спасителя в мире, поэтому иконы Спаса Нерукотворного стали писать гораздо более крупными, придавая им черты идеальной красоты, не воспроизводя в точности первые списки.

К одной из таких икон относится Спас Нерукотворный из Новгорода XIII века для храма Нерукотворного образа на Добрыниной улице: крупные вытянутые глаза, изогнутые брови, пышные волосы, распадающиеся по две мягкие пряди с обеих сторон, отмеченные золотыми линиями; лик написан на фоне большого нимба с широким перекрестием. С обратной стороны доски написана еще одна икона: крест, которому поклоняются ангелы, и орудия Страстей Христовых: в целом обе стороны олицетворяют идею Боговоплощения и искупительной жертвы Господа. Такие иконы предназначались для поклонения в Страстную седмицу. Лик Христа при достаточно небольшом размере по видимому потому и является таким выразительным, что служил выносным образом и требовалось различить его черты с большого расстояния.

Вторая по древности икона с изображением Святого Лика происходит из Ростова Великого: она близка по размеру с новгородской, но выполнена в традициях русского искусства XIII века. На обороте ее ничего не написано; Спаситель изображен фронтально, с крупными чертами, волосы разделены на неравное количество прядей, борода распадается на множество небольших завитков; появляется растянутый плат, который вовсе отсутствует в новгородской иконе; на него наносятся надписи: «Царь Славы», борода и волосы выходят за грани нимба, что указывает на нерасторжимость самого лика и ткани. На Руси самой ткани святого изображения придавали большое значение, поскольку материальные святыни всегда высоко почитались в православии.

К XIV веку Спас Нерукотворный становится основным образом в русском искусстве. Существует ростовская икона XIV века с синим, со множеством ниспадающих полукругом складок и с узлами на верхних концах. Это связано с тем, что форма и размер плата в письменных источниках не указаны, но по видимому, такая традиция изображения восходит к обряду поклонения иконам, когда их выносили задрапированными тканью. Но скорее плат символически изображает небо, подтверждение чему есть в текстах службы на 16 августа. Лик на этой иконе может быть воспринят, как Лик на небесах, кроме того, золотистый нимб, особенно на синем фоне, воспринимается как символ небесного светила, «Христос-солнце правды».

В XIV веке возникает новый тип образа Спасителя, отличающийся масштабностью и выразительностью. Примером иконы этого периода является образ конца XIV века из собрания музея Андрея Рублева. Очень крупная доска, в размер человеческого роста, вмещает в себя плат со множеством вертикальных складок, описанный двойной линией по нижнему краю и удивительный лик Христа, с очень широким лбом и значительно и резко сужающийся к подбородку, с активным разворотом влево, но прямым напряженным взглядом. Икона по своим характеристикам относится к византийскому монументальному искусству, выразительный, крупный лик на фоне крупных складок ткани. Христос представлен грозным судьей, что объясняется эсхатологическими настроениями в обществе на тот момент.

Данная икона в силу большого размера не была выносной, а предназначалась для алтарной преграды. До появления в XV веке высоких иконостасов они были каменные, высотой до двух с половиной метров, а Царские и дьяконские врата завешивались тканью. Рядом с таким алтарными преградами, в сравнении с ними икона с изображением Лика на ткани со множеством складок приобретала еще более острый эсхатологический характер, придавая иконе новый содержательный акцент. Алтарь истолковывается как образ Небесного Иерусалима, Царства Небесного- места пребывания Господа, места принесения Бескровной жертвы и совершения Евхаристии. Лик Господа выступал как Образ Судьи на границе реального и духовного миров, на границе храма и алтаря. Таким образом, с соединением живописных и архитектурных приемов подчеркивались и передавались эсхатологические идеи христианства.

В XV-XVI веках иконы Спасителя приобретают новые черты. В храмах появляются маленькие выносные иконы. Предназначенные для аналоя, куда они выносились для поклонения не только 16 августа, но и в другое тремя служебного круга, указывая на истинность Воплощения Бога и возводя к Его страданиям.

Одной из таких икон является икона-таблетка из Великого Новгорода: она соединяет в себе несколько древних канонов: черты первой на Руси иконы Спаса Нерукотворного - узкий лик и две узкие пряди волос по бокам - и черты образов второй половины XIV века - разделенная на две пряди борода и задрапированный плат. Новый вариант иконографии, объединяющий в себе два самостоятельных образа, был впервые создан в Москве в процессе развития иконографии. Икона из Новгорода обладает абсолютным спокойствие и отрешенностью.

В искусстве XV-XVI были и точные повторения древней иконографии, как например икона из Великого Устюга, написанная ростовским мастером: отсутствует плат, лик помещен на золотой фон, нимб вписан в плоскость доски, близкой по формату к квадрату, как в новгородской, первой вышеупомянутой иконе, хотя мастер непосредственно этот образ мог не знать и не видеть, а работать с его списком от 1447 года, что становится понятным по дошедшим письменным источникам. Этот список послужил прототипом для всех устюжских икон Спаса Нерукотворного. Эта икона была установлена в башне города для избавления по видимому от чумы; к ней совершались соборные хождения с молитвами, что являлось утвердившейся на Руси традиций крестных ходов в подражание моленным шествиям Константинополя. Для таких крестных ходов появляются особые выносные иконы, закрепленные на древках.

Как видно, к XVI появилось несколько изводов, типов иконографии, одинаково почитаемых. В конце XV века появляется еще один тип, связанный с Софией Палеолог, ставшей женой князя Ивана III и привезшей с собой икону Спасителя, датировку написания который трудно установить. Царь Федор Алексеевич заказ для образа драгоценный оклад. Размеры иконы необычайно крупные для домашнего использования, 71х51 см: обычно в боярских палатах было несколько небольших икон, однако эта икона совпадает по размерам с образом из знатных европейских домов, где, судя по гравюрам, устанавливалась одна икона. Основным источником информации об иконе, привезенной Софией, на данный момент является оклад, повторяющий очертания изображения: пышные волосы, борода, разделенная на пряди, и два ангела, поддерживающие убрус за концы сверху, написанные в виде небольших полускрытых фигур. Эта иконография не известна ни в русском искусстве, не в византийском, но приобретает распространение в католическом, имея под собой основание изображения ангелов, несущих щит с изображением Христа Эммануила, представленных на саркофагах. Распространение такой иконографии произошло во времена папы Урбана V во второй половине XIV века: ангелы входили в композицию его личного герба.

Особая римская иконография Мандилиона предположительно была выбрана для благословения византийской царевны по причине того, что после окончательного завоевания турками Византии племянники последнего византийского императора жили в Италии на иждивении папы Павла II, под опекой кардинала Виссариона, перешедшего из православия в католицизм и искавшего для Софии жениха по всей Европе. Брак царевны с московским князем пришелся на время ступления на папский престол Сикста IV, особо почитавшего Святой Мандилион. Византийская царевна увозила на новую родину образ римской реликвии, напоминавшей о Константинополе. Новая иконография быстро и органично была воспринята русскими мастерами и так же стремительно получила распространение. Известны исполненные в XVI веке списки этой иконы, как например образ, вложенный княгиней Анной Трубецкой в Троице-Сергиев монастырь в память о муже. Белый, словно с усилием удерживаемый ангелами плат напоминал о нависающем полотне неба.

Такая иконография быстро распространилась до окраин Московского государства, стала помещаться в иконостасы, в том числе как средник деисусного ряда или как венчающая Царские Врата икона в соединении с Евхаристией, когда идея реального воплощения Господа соединялась с желанием видеть Его плоть и передавать ее в Евхаристическом общении. Одна из икон с ангела была особенно прославлена, это образ из города Хлынова (ныне город Киров), где на сегодняшний день не сохранилась, известна только фотография, с которой современным иконописцем сделан список.

Композиция с ангелами органично вошла в двухчастную композицию «Спас Нерукотворный. Не рыдай Мене, Мати»: в верхней части представлен Спас Нерукотворный с ростовыми ангелами (они кроме того изображаются в рост возле убруса, а не только как небольшие фигуры, несколько выступающие из-за него), в нижней Спаситель на фоне креста с Богоматерью и святым Иоанно Богословом. Эту композицию можно считать развернутой иллюстрацией к одной из песней Канона Космы Маюмского, исполняемого на богослужении Великой Субботы на Страстной Седмице.

В XVII веке особо возрастает почитание Спаса Нерукотворного: Ему посвящается множество храмов, изображаются клейма с сюжетами из повести Константина Багрянородного, описывающие историю Мандилиона. В первой половине века получают распространение иконы с изображением отдельных клейм, особенно исцеление царя Авгаря.

Последовательно события истории Убруса пишутся в клеймах, средником служит двухчастная композиция «Не рыдай Мене, Мати», нередко история Убруса перемежается со сценами из земной жизни Христа. В клейма вводится изображение Седьмого Вселенского Собора в Никее, когда Святой Убрус использовали в качестве аргумента необходимости и Богоустановленности иконопочитания.

В XVII веке изменился живописный язык мастеров, сами иконы, в том числе и Спас Нерукотворный. Сама иконография сохранилась неизменной, но лик стал писаться в стиле живоподобия: лик Христа писался по подобию человеческого лица, был осязаем, плотян, с румянцем, объемный; плат с мягкими шелковистыми складками. Создателем первой такой иконы стал иконописец Симон Ушаков, соединяющий традиции более ранних западных мастеров и русские традиции иконописания. Ушаков написал несколько небольших, сходных с реальным размером человеческого лица икон Спасителя. Для церковных иконостасов он так же создал икону «Спаса Нерукотворного» с летящими ангелами, поддерживающими плат в виде завесы и текстами молитв ко Христу или перепиской Христа с Авгарем.

XVII век был последним веком традиционной русской иконописи: реалистичные тенденции русского искусства XVIII века привели к появлению нового образа «Спаса Нерукотворного»: его пишут в соответствии с новым идеалом красоты и в новых, реалистичных формах. Представление оь обобщенном, созданном чудом лике уходит в прошлое, святой Лик начинает напоминать портрет.

Обобщим линию развития иконографии «Спаса Нерукотворного»:

1) Максимально приближенные к подлинному Мандилиону изображения Спасителя.

2) В целом сохранение черт Мандилиона, но написание крупных, внушительных образов, призванных подчеркнуть торжество Христа (без плата).

3) Изображение лика неизменно, появляется плат.

4) Возникновение изображений на плате со складками, характеризующие Христа как «Свет миру» на небесном полотне.

5) Обострение эсхатологических настроений и придание образу особой строгости.

6) Соединение списков подлинного Мандилиона и развившейся на Руси иконографией.

7) Спаситель на убрусе с поясными Ангелами.

8) Спаситель на убрусе с ангелами/архангелами поясыми/ростовыми, с Богородицей и Иоанном Крестителем в молении/Евхаристией/композицией «Не рыдай Мене, Мати».

9) Иконы с клеймами из повести о Святом Убрусе: средник обычно двухчастная композиция с «Не рыдай Мене, Мати.» Иконы с отдельными сценами повести.

10) Постепенный переход к живоподобию.

11) Иконы, практически схожие по изображению с портретами.

Список Литературы

лик нерукотворный образ икона

1)Евсеева Л. М. Нерукотворный Образ Спасителя. Санкт-Петербург 2013 - 7-55 с.

2) Л. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви». Издательство Западно- Европейского экзархата Московский Патриархат, 1989 г.

3) Мохова Г. А. Нерукотворный образ Спасителя на Вятской земле. - Киров, 2010.

4) Робин Кормак. Иконы. Британский музей. Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. «Издательство ФАИР», 2008

5) Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. Москва, Северный паломник, 2002.

6) Белик Ж. Г. Иоанн Креститель. Санкт-Петербург, 2013.

7) Гусакова В.О. Словарь русского религиозного искусства. «Аврора», Санкт-Петербург 2008.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

Церковное Предание рассказывает о сирийском царе Авгаре, который правил в городе Едесса во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Царь был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Спасителем, распространился по Сирии (Мф. 4:24) и дошел до Авгаря. Не видя Христа, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину царского художника Ананию, поручив ему написать изображение Спасителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Христос сам подозвал его, назвав по имени, и передал для Авгаря краткое письмо, в котором восхвалил веру правителя и обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик.

Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов проказы оставалась на его лице до прихода обещанного

Господом ученика. Им был апостол от 70- ти св. Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычаий поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Убрус с городской стены. Христос явился в видении Едесскому епископу и повелел спрятать Свое изображение. Епископ пришел ночью к воротам, зажег перед Образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Так было до 545 г., когда персидский царь Хозрой I осадил Едессу. В эти дни епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от разорения. Разобрав нишу, епископ нашел Нерукотворный Образ неизменным: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году византийский император КонстантинБагрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя Едессы. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены в столицу империи. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбеНерукотворногоОбраза (Убруса) существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль со святыней утонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т.н. «на керамии» (на черепице), отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

Во времена иконоборческой ереси в Византии (VIII век) защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо константинопольскому императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестныи факт. Нерукотворный Образ изображался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют Третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании: икона Нерукотворного Образа - одна из наиболее распространенных.


www.patriarchia.ru

Известно, что святые образы создают иконописцы. Так было испокон веков. Для того, чтобы написать икону, изображающую Господа, Богоматерь или какого-либо подвижника, необычному художнику нужно прийти в определенное состояние души, перед этим поститься, молиться. Тогда созданный им лик будет по праву служить средством общения с Творцом и его угодниками. Однако история упоминает о существовании и так называемых нерукотворных икон. К примеру, у многих на слуху такое понятие, как «Спас Нерукотворный». Подобным образом обозначают образ Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на ткани, которой Спаситель утер свое лицо. 29 августа православные христиане отмечают праздник, посвященный перенесению данной святыни из Едессы в Константинополь.


Происхождение Нерукотворного Спаса

Возникновение Нерукотворного Спаса тесно связано с историей чудесного исцеления одного правителя. Во времена Мессии в сирийском городе Едессе властвовал человек по имени Авгарь. Он болел проказой, которая овладела всем телом несчастного. К счастью, до Авгаря дошли слухи о чудесах, творимых Иисусом Христом. Не видя Сына Божьего, правитель Едессы написал письмо и отправил тому со своим другом – живописцем Ананией – в Палестину, где в тот момент находился Мессия. Художник должен был при помощи кисти и красок запечатлеть на полотне лик Учителя. В письме же содержалась просьба прийти и исцелить больного проказой страдальца, адресованная Иисусу.

По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа. Подойти к нему не было никакой возможности. Тогда Анания встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Учителя. Но у художника ничего не получилось. Иисус к тому моменту заметил живописца, назвал того к удивлению последнего по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Он обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере. Затем Христос попросил людей принести воду и полотенце – убрус. Когда просьбу Спасителя удовлетворили, Иисус омыл водой лицо свое, отер его убрусом. Все увидели, как на полотне отпечатался Божественный Лик Учителя. Убрус Христос отдал Анании.


Живописец вернулся домой, в Едессу. Он сразу же передал Авгарю убрус с запечатленным на нем ликом Сына Божия и письмо от самого Мессии. Правитель с благоговением принял из рук друга святыню и тотчас же исцелился от своей тяжкой болезни. Лишь немного следов оставалось на лице его до прихода ученика, о котором говорил Христос. Тот действительно вскоре прибыл – им оказался апостол от 70-ти святой Фаддей. Он крестил уверовавшего в Христа Авгаря и весь народ едесский. Правитель сирийского города в благодарность за полученное исцеление написал на Нерукотворном Образе такие слова: "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится". Затем он украсил полотно и поместил в нише над городскими воротами.

Перенесение святыни в Константинополь

Горожане долгое время с почтением относились к Нерукотворному Образу Иисуса: поклонялись тому каждый раз, минуя городские ворота. Но сие закончилось по вине одного из правнуков Авгаря. Когда последний сам стал правителем Едессы, то обратился в язычество и начал поклоняться идолам. По этой причине он решил снять Спас Нерукотворный с городской стены. Но повеление сие выполнить не удалось: Едесскому епископу было видение, в котором Господь приказал скрыть чудесное изображение от глаз людских. Священнослужитель после такого знамения вместе с клиром отправился ночью к городской стене, зажег перед убрусом с ликом Божественным лампаду и заложил кирпичами да глиняными досками.

Много лет миновало с тех пор. Жители города совсем забыли о великой святыне. Однако события 545 года изменили ситуацию в корне. В указанный момент Едесса подверглась осаде со стороны персидского царя Хозроя I. Жители находились в безнадежном положении. И вот местному епископу явилась в тонком сне сама Богородица, которая повелела достать из замурованной стены Нерукотворный Образ Иисуса. Она предрекла, что это полотно спасет город от врага. Епископ тотчас же поспешил к городским воротам, нашел заложенную кирпичами нишу, разобрал ее и увидел Нерукотворный Спас, горящую перед ним лампаду и отпечатавшееся на глиняной доске изображение Лика. Был совершен крестный ход в честь обретения святыни, и персидское войско не замедлило податься в отступление.

Спустя 85 лет Едесса оказалась под игом арабов. Однако они не чинили препятствий христианам, поклонявшимся Нерукотворному Спасу. К тому времени слава о Божественном Лике на убрусе распространилась по всему Востоку.


Наконец, в 944-м император Константин Багрянородный захотел, чтобы необычная икона хранилась отныне в Царьграде – тогдашней столице Православия. Правитель византийский выкупил святыню у эмира, властвовавшего на тот момент в Едессе. И Спас Нерукотворный, и письмо, адресованное Авгарю Иисусом, были перенесены с почестями в Константинополь. 16 августа святыню поместили в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

Дальнейшая судьба святого образа Господа

Что случилось с Нерукотворным Спасом впоследствии? Информация на сей счет имеется весьма спорная. Одно предание гласит, будто убрус с Божественным Ликом Христа похитили крестоносцы, когда властвовали в Константинополе (1204-1261). Другая легенда утверждает, что Нерукотворный Образ перекочевал в Геную, где и поныне хранится в обители в честь апостола Варфоломея. И это лишь самые яркие версии. Их разноречивость историки объясняют очень просто: Нерукотворный Спас неоднократно давал отпечатки на поверхностях, с которыми соприкасался. К примеру, один из них возник «на керамии», когда Анания вынужден был прятать убрус у стены по дороге в Едессу, другой появился на плаще и очутился в итоге в грузинских землях. По Прологам известно четыре Нерукотворных Спаса:

  • Едесский (царя Авгаря) – 16 августа;
  • Камулианский – дата явления 392 год;
  • образ, что появился в эпоху правления императора Тиверия – от него получила исцеление святая Мария синклитикия;
  • уже упомянутый выше Спас на керамии – 16 августа.

Почитание святыни в России

Праздник 29 августа совершается в попразднство Успения Божией Матери и называется еще «Третьим Спасом» или «Спасом на холсте». Почитание на Руси этого Образа началось в XI-XII вв., а наиболее широкое распространение получило со второй половины XIV столетия. В 1355 году из Константинополя в Москву митрополитом Алексием был привезен список иконы Спаса Нерукотворного. Специально для хранения сего полотна заложили храм. Но одной церковью не ограничились: вскоре по всей стране началось строительство храмов и монастырских обителей, посвященных Нерукотворному Образу Господа Иисуса Христа. Все они получали наименование «Спасских».


Примечательно, что перед этой удивительной иконой творил в свое время молитву Дмитрий Донской, после того, как стало известно о нападении Мамая. С Куликовской битвы и до Первой мировой войны русские войска неизменно сопровождала Хоругвь с изображением Спаса. Такие полотна впоследствии стали называть «знаменами». Также подобные иконы украшали собой крепостные башни в качестве оберега города.

Мы поздравляем всех православных христиан с праздником, с перенесением Спаса Нерукотворного из Едессы в Константинополь.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта