Главная » Звезды » Княгиня Мария Тенишева: устремленная в будущее. Княгиня мария клавдиевна тенишева Тенишева краткая биография

Княгиня Мария Тенишева: устремленная в будущее. Княгиня мария клавдиевна тенишева Тенишева краткая биография

Мария Клавдиевна Тенишева родилась 20.05 (01.06) 1858 года в Петербурге в дворянской семье. Окончила частную гимназию. В возрасте шестнадцати лет выдана замуж за адвоката Р. Николаева. Брак оказался неудачным. В 1881 году она уехала в Париж, где получила музыкальное образование, стала профессиональной певицей.

Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начинала заниматься коллекционированием произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.

В 1892 году вышла замуж за Вячеслава Николаевича Тенишева (1843-1903) - князя, богатого человека, крупного предпринимателя (акционера Брянского рельсопрокатного, железоделательного, механического завода), этнографа и социолога, придерживающегося либерально - демократических взглядов на развитее России, сторонника буржуазных реформ.

М.К. Тенишева получила возможность в полную меру проявить свои творческие способности, недюжинный талант художника и умного организатора - просветителя, одухотворенного идеей сохранения культурного наследия русского народа, собирания бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта.

С 1892 г. по 1896 г. жила в Бежице. "Четыре года кипучей деятельности, полные осмысленного труда на заводе, пролетели как сон. Мне даже всегда было очень жаль уезжать на зиму в Петербург, отрываясь от дела. Не только я уже не боялась завода и его обитателей, но он стал дорог мне, как место моего крещения, как поле брани, где я отличилась и мне удалось стяжать славу, развернуться, выполнить все заветные мечты. А главное, что удовлетворяло моё самолюбие, - это сознание, что, придя туда последнею, после двадцатилетнего существования завода, мне удалось создать то, что давно уже должно было быть сделано. Гордость брала меня от сознания, что судьба отметила меня именно для этого. Я относилась к своему назначению с каким-то набожным чувством избранницы, до глубины души благодарная судьбе за выпавшее на мою долю счастье".

За период с 1892 по 1896 гг. в Бежице при участии и содействии М.К. Тенишевой:

  • в 1892 году была открыта платная школа для обучения детей обоего пола более обеспеченных родителей;
  • в 1893 году в женской школе, существовавшей с 1890 г., открылись ремесленные классы по рукоделию, кройке и шитью;
  • в 1893 году было открыто на собственные средства М.К.Тенишевой начальное училище с ремесленными классами в приспособленном здании.
  • 17 мая 1894 года состоялась закладка нового здания ремесленного училища. Тенишевы подарили часть своего парка, прилегающего к их дому, под застройку училища. Благодаря усилиям М.К. Тенишевой правление Акционерного общества выделило 100 тысяч рублей, а князь В.Н.Тенишев - 200 тысяч рублей для строительства здания.
  • В мае 1896 года состоялся первый выпуск школы ремесленных учеников имени М.К. Тенишевой.
  • М.К. Тенишевой была открыта народная столовая, построено специальное помещение с кухней, ледниками, позднее столовая была передана местному благотворительному обществу.
  • М.К. Тенишевой было создано потребительское общество (в противовес существующей системе "Квитков" акционерного общества), первыми пайщиками стали супруги Тенишевы, за ними потянулись рабочие. Торговля была организована в помещениях хозяйственных построек бежицкого дома князя Тенишева, доходы от всей торговли стали поступать в пользу потребительского общества, главным достижением было то, что товар продавался только свежий и по доступным ценам.
  • 23 мая 1894 года был открыт Дом общественного собрания. Княгиня выхлопотала у правления разрешение на передачу огромного дома В.Ф.Крахта площадью 297 кв. сажен общественному собранию. Портрет М.К.Тенишевой украшал здание общественного собрания вплоть до 1917 года.
  • По предложению М.К Тенишевой, благодаря её настойчивости, заводская земля стала сдаваться в аренду рабочим, которые пожелали бы построить дома для себя.

Её убедительным доводом было: "Построив свой дом, они сделались бы вечными и верными коренными работниками". Так началась плановая застройка улиц Бежицы индивидуальными домами рабочих и служащих. Мария Клавдиевна Тенишева оставила яркие воспоминания в книге "Впечатления моей жизни", изданной в Париже на русском языке в 1933 году. В книге одна из глав называется "Бежица", в ней рассказывается о жизни и деятельности М.К. Тенишевой в Бежице. В 1893 году Тенишевы приобрели Талашкино (ныне Смоленская область). Благодаря неутомимой деятельности, природной даровитости и таланту, прекрасным организаторским способностям М.К. Тенишевой, здесь на рубеже XIX-XX веков возник своеобразный центр художественной жизни России. В Талашкине бывали, плодотворно работали известные деятели культуры И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, М.А. Врубель, С.Б. Малютин, Н.К. Рерих, П.П. Трубецкой, И.Ф. Стравинский, С.П. Дягилев и др.

М.К. Тенишева открыла в Талашкине художественные мастерские, школу с шестилетним сроком обучения (во Фленове), школу в Сож, училище в дер. Бобыри, рисовальную школу в Смоленске (раньше это было сделано ею в Петербурге), выстроила театр, в 1900 году заложила церковь во Фленове, в оформлении которой принимал участие Н. К. Рерих. Постоянно занималась коллекционированием предметов русской старины, народного и декоративно-прикладного искусства, икон, крестов, вышивок, деревянной скульптуры, разнообразных изделий народного быта. Они составили основу музея в Талашкине. В Смоленске княгиней на собственные деньги было построено здание для музея "Русская старина", в котором разместились экспонаты, собранные за многие годы.

Будучи человеком состоятельным, меценаткой, М.К. Тенишева оказывала материальную и моральную поддержку молодым талантам, поощряла их творческие искания, приобретала для своей коллекции произведения их искусства. Благодаря ее пожертвованиям в России выходил один из лучших журналов начала двадцатого века "Мир искусства". Она умело пропагандировала русское искусство в России и Европе, устраивала выставки картин народного и декоративного искусства, предметов народного быта.

Ее деятельность на этом благородном поприще была прервана Октябрьской революцией. С 1919 года она находилась в эмиграции. Умерла 1 апреля 1928 года в Париже. Похоронена на кладбище Сэн-Клу.
В книге "Впечатления моей жизни", впервые изданной в нашей стране только в 1991 году, она писала: "Я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направлять его силы и способности". Ему, народу, она посвятила всю свою жизнь, творческую деятельность, оставила добрый след в художественной культуре России.

Литература

  • Тенишева М.К. Впечатления моей жизни / М.К. Тенишева. - Л., 1991. - 285 с.
  • Исайчиков Ф. С фотокамерой по старой Бежице / Ф. Исайчиков. - Брянск, 1999. - 100 с.
  • Деханов В. Хотылевский "Пан" // Брянский рабочий. - 2006. - 14 марта.
  • Захарова Е. Ради хотылевского "Пана" Врубель уничтожил портрет жены // Брянские известия. - 2001. - 7 авг.
  • Исайчиков Ф.С. Ремесленное обучение - забота княжеская // Брянские известия. - 1996. - 25 июня.
  • Полозов И. Княгиня Тенишева о времени и о себе // Брянские известия. - 1997. - 20 мая.
  • Райчикова Н. Талашинская княгиня // Встреча. - 2001. - №6. - С. 34-37.
  • Мария Клавдиевна Тенишева // Мир библиографии. - 2001. - №1. - С. 129.
  • Третьякова Л. Смоленское княжество Марии // Вокруг света. - 2005. - №9. - С. 163-172.
  • Шарапин И. Русская жемчужина // Брянская учительская газета. - 2005. - 11 марта (№9). - С. 21.

Вступительная статья.

Н.И.Пономарева

Имя Марии Клавдиевны Тенишевой (1867?-1928) относится к именам, незаслуженно забытым. Оно, как и некоторые другие, как бы «выпало» из истории отечественной культуры. Даже сама память о ней не сохранялась. Улица в Смоленске, названная именем Тенишевой в 1911 году, когда Мария Клавдиевна стала почетным гражданином города, после ее смерти была переименована. Не хранит память о ней и музей «Русская старина», уникальное собрание русских древностей, подаренное ею Смоленску в 1911 году; коллекция музея, многократно перетасованная и скрытая от наших глаз, гибнет в запасниках.

А что же Талашкино - имение М.К.Тенишевой под Смоленском? Талашкино - всемирно известный в свое время центр русской культуры рубежа XIX-XX веков, который сегодня должен быть не менее известен, чем мамонтовское Абрамцево. И там замерла духовная жизнь, а последним, чудом уцелевшим памятникам архитектуры грозит гибель от разрушительной реставрации...

Но вот рукописи, по утверждению Булгакова, к счастью, не горят. И те 35 тетрадок, что сохранила после смерти Тенишевой ее подруга княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, а затем в 1933 году опубликовало Русское Историко-Генеалогическое общество во Франции, теперь - почти через 60 лет - увидели свет и па родине Марии Клавдиевны.

И это событие большой важности не только потому, что мы выполняем долг перед памятью Тенишевой и тем восстанавливаем историческую справедливость, но и потому, что возвращаем отечественной культуре хотя бы частицу того, что было ею сделано. К сожалению, из-за многолетнего незаслуженного забвения на родине потеряно много «исследовательского» времени и значительная часть фактов биографии Тенишевой уже невосполнима. Ушли из жизни почти все, знавшие Марию Клавдиевну, все ученики ее сельскохозяйственной школы, потерян во Франции ее архив; пока не удается найти ее родных, живших в 20-е годы с нею в Париже. И каждый день множит эти потери...

Почему же нам кажется необходимым сейчас по крупицам восстановить всю созидательную деятельность М.К.Тенишевой? В первую очередь потому, что все тенишевские начинания столетней давности не потеряли своей актуальности в настоящее время. И от нашего понимания смысла деятельности выдающихся русских просветителей-меценатов, каким была М.К.Тенишева, которую современники называли «гордостью всей России», зависит главное - возможность продолжения начатого ими дела, но, увы, прерванного на взлете, как дело Тенишевой в Талашкине.

Книга давно стала библиографической редкостью, и ознакомиться с ней можно было лишь по фотокопиям или микрофильмам. Данное переиздание мемуаров Тенишевой, задуманное Ленинградским отделением издательства «Искусство», также готовилось по фотокопии, сделанной им с экземпляра, хранящегося в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. В самом конце работы в Ленинград приехал живущий в Париже Александр Александрович Ляпин - внук замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова - и привез два экземпляра книги Тенишевой, одну из которых он передал в дар музею «Теремок» в Талашкине, а другую - автору этих строк.

Надо сказать, что А.А.Ляпин и другие представители русской эмиграции в Париже, хранящие память о М.К.Тенишевой и ее делах на благо отечества, оказывали нам посильную помощь в поисках архива и материалов, связанных с Марией Клавдиевной. Признаться, было больно сознавать, что там, в Париже, память о Тенишевой сохранилась лучше, чем на ее родине. Невольно сама М.К.Тенишева предсказала себе такой поворот судьбы: «Моя страна была мне мачехой, тогда как на Западе меня встречали открытые объятья».

«Впечатления моей жизни» - книга-исповедь. Она своеобразна в жанровом отношении. По утверждению Е.К.Святополк-Четвертинской записки не предназначались Тенишевой для печати. Это были дневниковые записи. Но нас сразу удивит одна их недневниковая особенность - отсутствие дат. Нельзя предположить, что это дело случайное. Нет ни одного письма Марии Клавдиевны или написанной ею записки, где бы ни была проставлена дата. А в книге даты начинают возникать только во второй половине повествования. Финал же книги сфокусирован на дате, и не только на дате, но и на часе (писались эти строки в семь часов вечера 31 декабря 1916 года). «Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злополучного года. Что-то нам сулит 1917 год?»

Образ времени в книге - образ жизненного потока. Чем дальше от первой фразы: «Раннего детства туманное видение», чем ближе к «берегу», к финальной точке, тем отчетливее видны временные вехи... Думаю, правда, что не поэтический образ заставил Тенишеву сознательно не указать ни одной точной даты, которая подсказала бы год ее рождения, ибо фактам, изложенным ею в записках, - встрече с И. С. Тургеневым (не позже 1883 года), неправдоподобно раннему первому замужеству и рождению дочери, отъезду в 1881 году в Париж - никак не соответствует указываемый год рождения - 1867.

Лариса Сергеевна Журавлева - одна из немногих исследователей жизни и деятельности М.К.Тенишевой - нашла в документах другую дату ее рождения -1864 год, - но и эта дата, вероятно, требует уточнения. Так, в статье Джона Боулта «Два русских мецената Савва Морозов и Мария Тенишева» под фотографиями Тенишевой стоят даты: 1857-1928 .

Мы коснулись этого вопроса только лишь потому, что исследование, стремящееся к истине, должно опираться на достоверные данные, а нам для того, чтобы восстановить картину жизни М. К. Тенишевой, предстоит еще окончательно установить дату ее рождения, пока скрытую от нас.

Тайной остается и происхождение М.К.Тенишевой. Своего отца девочка не знала. «Странно... - записывает Тенишева в дневнике. - Росла я под именем Марии Морицовны, и тут же, как во сне, мне припомнилось, что давно-давно, в туманном детстве, меня звали Марией Георгиевной».

В воспоминаниях Ольги де Клапье, ученицы Тенишевой в годы эмиграции, читаем следующее: «Отца Мани убили, когда ей было 8 лет. Она ясно помнила начавшееся после полудня необычайное оживление в большом особняке на Английской набережной. Когда запели „Со святыми упокой” и Маня опустилась на колени, среди женских всхлипываний позади ея часто раздавались слова: „Боже мой. Боже мой! Царя убили...”» . Речь идет об убийстве Александра II, если верить де Клапье, - отца М.К.Тенишевой...

«Впечатления моей жизни» - это дневники и воспоминания одновременно. Дневниковая запись дополнялась воспоминаниями, которые, в свою очередь, корректировали дневник. Вы, несомненно, ощутите мощную энергетическую насыщенность некоторых эпизодов книги. Эти «огненные» заметки были написаны явно под сильным впечатлением только что произошедшего события. Немало записей другого характера - тщательно продуманных, «остуженных», четко выстроенных.

По образному определению В.Лакшина, в книге сталкиваются «ад» и «мед» воспоминаний. «Ад» занимает большую часть дневника, что дает нам основание судить о степени одиночества и скрытности Марии Клавдиевны, когда только бумаге поверяла она случившиеся конфликты. «Меда» значительно меньше.

Небезынтересное предположение о происхождении «Впечатлений...» высказала О. де Клапье: «Мне хочется сказать, насколько эти „впечатления” не соответствуют ее личности. Эта замечательная женщина, с печатью гениальности, имела много талантов, но - да простит мне ее тень это утверждение - не писательский! У нее была тетрадь, в которую она много лет подряд вписывала по несколько страниц изредка, лишь раздосадованная какой-нибудь неудачей, огорченная обманом: известно испокон веков, что очень богатые люди часто бывают жертвами ловких и недобросовестных искателей легкой наживы, интриганов и просителей. Это вызывает горечь и досаду у жертв обмана...

Княгиня Мария, написав две-три страницы горьких сетований, успокоенная и веселая, спускалась вниз, шутила, ела что-нибудь запрещенное доктором, потихоньку от Киту (Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской. - Н.П. ), гуляла по мокрой траве и совершенно больше не думала о людях, ее обманувших. Она уже избавилась от „навязчивой мысли”.

Княгиня, общественный деятель, коллекционер, меценат, художник-эмальер. Судьба ее блестяща и трагична: отдав России все, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в забвении.

Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число - 20 мая. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной.

Тяжело пришлось незаконнорожденной Марии в семье матери. Рассказывали, что госпожа фон Дезен, имевшая весьма тяжелый характер, никак не могла простить дочери ее нежеланного появления на свет (ходили даже слухи, что отцом Маши был император Александр II). Нет, недостатка ни в чем Мария не испытывала, но чувствовала себя одинокой. Она училась в одном из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга - гимназии Спешневой, которую успешно окончила.

В 16 лет девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно» - писала она позже. Муж, заядлый картежник, после очередного проигрыша часами валялся на диване в привычном бездействии, равнодушный ко всему на свете. Марии Клавдиевне невыносимо было видеть, как он унижался, выпрашивая деньги у родственников или тещи. И - что было еще хуже - заставлял жену брать деньги у чужих людей.

С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

Целых три года перед этим она училась пению у известного вокального педагога Матильды Маркези, ее выступления слушали Ш. Гуно, А. Тома и А. Г. Рубинштейн. В Париже Мария берет уроки рисования в Лувре у художника Габриэля Жильбера.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») - женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов.

Весной 1885 года Мария Клавдиевна окончательно возвращается в Россию и с успехом выступает на сцене, исполняя арии и романсы. Она стала профессиональной певицей, пыталась устроиться на профессиональную сцену, прослушивалась в Мамонтовской опере, но неудачно. Однако это ее не остановило - она продолжала участвовать в концертах. Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начала коллекционировать произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.

По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н.Тенишева - крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не обрела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались. Ей шел двадцать шестой год, ему было сорок восемь.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.

В 1889 году, сразу после свадьбы, супруги Тенишевы переезжают в город Бежицу под Брянском, где князь руководил рельсопрокатным заводом. Следующие четыре года своей жизни Мария Клавдиевна Тенишева назвала первым «полем брани». Столкнувшись с жизнью завода, Тенишева обращает внимание на быт и условия жизни рабочих. Перенаселенные бараки, эксплуатация детского труда, пьянство и болезни, отсутствие школ и детских садов.

«Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах... Чем глубже я вникала в заводскую жизнь, тем больше убеждалась, какое широкое поле действий в этой огромной и сложной машине».

Первой заботой Тенишевой стали школы. На средства Тенишевых было открыто бесплатное ремесленное училище для подростков. Сразу набралось 60 учеников, были открыты вечерние классы для черчения. Когда училище перестало вмещать всех желающих, в парке, прилегавшем к дому Тенишевых, было отстроено новое двухэтажное каменное здание, которое было идеально приспособлено к обучению: машины и станки из-за границы, водопровод, электрическое освещение. Подростки обучались слесарно-модельному, токарному по металлу и дереву и слесарно-кузнечному делу. Очень скоро Тенишева увидела результаты своих усилий. «Передо мной стояли будущие люди, сознательно относящиеся к работе, с рвением, усердно взявшиеся за серьезное дело» . При этом училище существовала низшая ремесленная школа для младших детей. Так же Мария Клавдиевна открыла ремесленную школу для девочек, где они обучались рукоделию, кройке и шитью.

Была создана народная столовая с обедами за умеренную плату, организован досуг в городке: появился театр для рабочих и клуб для служащих. Тенишева предложила руководству завода выделить рабочим пустующие земли вокруг завода и пособие на постройку дома для расселения рабочих из бараков, не приспособленных для жизни. Рабочие горячо любили княгиню, знали, у кого искать защиту и покровительство.

«Покидая завод, я оставила, кроме моего ремесленного училища, шесть благоустроенных и специальных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят» .

Зимы Тенишевы проводили в Санкт-Петербурге, а когда Вячеслав Николаевич вышел из правления брянскими заводами, устроились здесь основательно. В музыкальном салоне Тенишевых бывали Чайковский, Скрябин, Арсеньев и многие другие известные композиторы и исполнители.

Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И. Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую. Преподавать берется сам Репин. Студия была бесплатной, обставлена учебными гипсами и мольбертами. От желающих не было отбою, мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». В тенишевской студии начинали свой путь многие прославившиеся впоследствии художники: М. В. Добужинский, З. Е. Серебрякова, И. Я. Билибин и многие другие.

Делом всей жизни М.К.Тенишевой стало Талашкино, которое супруги приобрели у «Киту» в 1893, оставив имение под ее управлением. В Талашкино Тенишева с Киту реализовали общую мечту об «идейном имении», основами которого должны были стать просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как «жизнетворческой силы».
Мария Клавдиевна создала в Талашкине совершенно особую творческую атмосферу, что привлекало сюда многих художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывали художники И. Е. Репин, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, Я. Ф. Ционглинский А. Н. Бакст, скульптор П. П. Трубецкой, ученые А. В. Прахов, И. Ф. Барщевский, В. И. Сизов, музыканты В. В.Андреев, А. Д. Медем и многие другие.

Находясь вдалеке от столиц, Талашкино быстро превратилось в художественный центр, очаг для людей талантливых, одаренных, ищущих: «Домовитый очаг полон внимания к лучшим современным изделиям. Работа новых художников, трепет спора выставок близки всем», - так писал Н. К. Рерих о гостеприимном доме княгини.

Наблюдая за развитием искусства в Европе и России, активно участвуя в художественной жизни столицы, Мария Клавдиевна все чаще и чаще обращается к судьбе русского национального искусства.

Рождается мечта возродить русский стиль, не подражая древности, а лишь вдохновляясь былинным, сказочным прошлым, воплотившимся в древнерусском искусстве: «Мне давно хотелось осуществить вТалашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках и, конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею? Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении... Каждая эпоха, каждое поколение, может внести что-то новое, сказать свое слово, но не копируя старины, а вдохновившись ею».

Для этого М. К. Тенишева приглашает, по рекомендации М. А. Врубеля, художника С. В. Малютина, который возглавит художественные мастерские. Керамическая, вышивальная и красильная мастерские, мастерская мебели, художественной ковки и резьбы по дереву начали работать в 1900 году. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи изделий, произведенных в этих мастерских.

Дух нового, дух творческого поиска в Талашкине вдохновил многих известных художников. Здесь в поисках нового языка в русском изобразительном искусстве работали Н. К. Рерих, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Д. С. Стеллецкий, А. П. Зиновьев, В. Д. Бекетов и многие другие. Ученики выполняли изделия по эскизам художников, многие вещи были разработаны самой Марией Клавдиевной.
Кроме этого Мария Клавдиевна открыла школу в деревне Сож, училище в деревне Бобыри, рисовальную школу в Смоленске (раньше это было сделано ею в Петебурге), выстроила театр.

Еще одной жемчужиной в Талашкино был детский балалаечный оркестр под руководством известного музыканта В. А. Лидина. Талашкинский театр и оркестр прославились на всю Смоленщину и собирали немало зрителей на своих выступлениях. «Балалайка тоже сослужила мне службу. Наш оркестр из 30 человек (мальчиков и девочек) дошел до совершенства. Ребята увлекались игрой. Иногда по праздникам мы устраивали под управлением Лидина концерты в Смоленске с благотворительной целью. Играли то в Народном доме, то в думском зале, то в Дворянском собрании».

Русскими Афинами назовут современники Талашкино, а саму Марию Клавдиевну - «Периклом русских крестьян», ведь строила она свои «Афины» для простых людей.

В 1894 году Тенишева покупает хутор Флёново близ Талашкина, где решает создать сельскохозяйственную школу нового типа с образцовым учебным хозяйством. «Как-то совестно было жить в нашем культурном Талашкине в убранстве и довольстве и равнодушно терпеть вокруг себя грязь и невежество и непроглядную темноту. Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я увствовала нравственный долг сделать что-нибудь для них, и совсем уж было противно в разговоре со многими из богатых помещиков нашего края слушать, как люди, часто без милосердия притеснявшие мужиков, называли их «серыми», презирали, гнушались ими... Слепые, под неприглядной корой они проглядели то, что вылилось когда-то в былины и сказки, и тихую, жалостно-горестную песнь о несбыточном счастье... Разыскать эту душу, отмыть то, что приросло от недостатка культуры, и на этой заглохшей, но хорошей почве можно взрастить какое угодно семя...»

В сентябре 1895 года новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Учебный курс составлял шесть лет: три класса специальных и три приготовительных. Преподавались предметы: земледелие, землемерие, садоводство, зоология, законоведение, Закон Божий, скотоводство, геодезия, химия, физика, огородничество, черчение, пчеловодство, геометрия, ботаника, география, русский язык, арифметика, русская история, чистописание, славянское чтение.

В школе ребенок не просто получал знания. Все было направлено на облагораживание души маленького человека, развитие в нем скрытых дарований и талантов. «Нет, я твердо верю, что всякому человеку можно найти применение и собственный путь» . Слабых учеников из школы не отчисляли, а старались научить какому-нибудь полезному делу. Талантливых Тенишева на свои средства отправляла учиться дальше. «Приходит в школу бессознательным дикарем — ступить не умеет, а там смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора — человеком делается. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их... Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности».

М. К. Тенишева была требовательна в выборе преподавателей для своей школы: «Учитель должен быть не только преподавателем в узком смысле слова, т. е. от такого-то до такого-то часа давать уроки в классе; но он должен быть и руководителем, воспитателем, должен сам быть сельским деятелем...; а кроме того, он должен был быть и их первым учителем нравственных правил, чистоплотности, порядочности, уважения к чужой собственности».

Во Фленово создается образцовое учебное хозяйство, метеорологическая станция, пасека и музей пчеловодства. Самую тяжелую работу в школьном хозяйстве выполняли взрослые, все остальное делали сами ребята, обучаясь разным премудростям. Занятия в ремесленных мастерских были обязательными для всех классов.

«Мне захотелось увенчать свое создание [школу] храмом Божиим». Так началось строительство Храма Духа.

Не доверяя себе, Тенишева в поисках образа храма обращается сначала к профессору Прахову, затем к архитектору Суслову, авторитетам в своем деле. Но все предложенные проекты не удовлетворили Марию Клавдиевну, и она сама создает макет. «В то время я тяжело страдала мучительной нервной болезнью и едва находила силы утром встать с постели, добрести до моей мастерской, чтобы там, в каком-то духовном самозабвении, умиротворенная, в смирении, целыми днями неустанно работать, живя единственным желанием выразить тот образ, который смутно жил в моей душе. Было сделано две модели. Первую я по окончании совсем абраковала, вторая же все более и более подходила к моему внутреннему чувству, отвечала ему и, наконец, поправленная и дополненная, вылилась в форму, встречавшую одобрение даже у самых равнодушных людей...»

Тенишева отходит от канонов современной церковной архитектуры. Она пытается соединить образы русской старины, впечатления, вынесенные из своих путешествий по Русскому Северу, с силуэтами местной природы. Николай Константинович Рерих, с которым Мария Тенишева познакомилась в 1903 году, поддерживает её и помогает в строительстве. Эскизы и росписи внутреннего убранства храма, мозаика на фасаде - в этих работах открылись новые грани таланта Рериха.

В общей сложности хpaм строился двенадцать лет и украшался грандиозными мозаиками Рериха и его росписями. Над эскизами росписей к Храму Николай Константинович работал также в Гопсале (Эстония) в 1910 году. А известные эскизы мозаичного «Спаса» и «Царицы Небесной» хранились в коллекции Тенишевского музея в Смоленске. Позднее в этом музее возникнет одно из самых значительных и разнообразных собраний работ великого художника. Создававшийся храм воплощал в себе все виды искусства, процветавшие в Талашкине: архитектуру, керамику, эмаль, художественное шитьё, роспись, чеканку, ковку. Кроме того, в убранстве храма было решено соединить культовые элементы различных конфессий. Оба создателя храма стремились не только к художественному синтезу, но и к синтезу религиозному. Н.К. Рерих вспоминал: «В последнее время в её (М.К Тенишевой) жизни в Талашкине увлекала мысль о синтезе всех иконографических представлений. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё более кристаллизовалась на общих помыслах об особом музее изображений, который мы решили назвать «Храмом Духа». К сожалению, официальная церковь не смогла понять и принять эту великую идею. Храм не был освящён, церковные службы в нём не совершались, по сути, это был уникальный памятник культуры.

Замужество дало княгине возможность удовлетворить ее страсть к коллекционированию. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н.Бенуа, Тенишева устроила в 1897 выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею. С.П.Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек ее идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С.И.Мамонтовым) финансировала в 1898-1904. В 1899 она была в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в Петербурге.

В 1901 Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине.

В 1900 году Николай II по предложению министра финансов С.Ю. Витте назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор - во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. В своих воспоминаниях Тенишева писала, что все ее «попытки и начинания в России объяснялись только фантазерством, честолюбием, капризами збалованной женщины». Порой ее не понимал и муж. Человек разносторонне образованный, прекрасный музыкант, видный этнограф, археолог-любитель, он, тем не менее, не разделял увлечения Марии лавдиевны стариной, не одобрял ее дружбу с художниками. И все же он помогал ей, субсидируя все ее начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 Тенишева не стало, он умер от сердечной болезни, прожив шестьдесят лет. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.

В 1906 она помогла С.П.Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причем важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 был передан княгиней в дар Смоленску. В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института.

Много неприятностей пережила княгиня, когда затеяла работу по созданию знаменитого музея старины. Городские власти Смоленска ответили отказом на предложение Марии Клавдиевны открыть здесь музей народного творчества. Тогда она попросила продать ей землю, чтобы самой построить здание, - и снова отказ. И все же, перекупив частное владение, княгиня добилась своей цели. Менее чем за год было возведено великолепное здание, где разместились экспонаты одного из первых в России музеев декоративно-прикладного искусства.

Во время событий 1905 года черносотенные банды пытались разгромить музей. Тогда, опасаясь за коллекцию, княгиня увезла ее в Париж.

В 1907 году коллекции Тенишевой выставили в Лувре. Это событие вызвало огромный резонанс во всей Европе. Был составлен и напечатан на французском языке каталог, включавший более шести тысяч экспонатов. Впервые публика получила возможность познакомиться с традиционным русским искусством. Выставку посетили 78 тысяч человек. Много раз Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги за ее коллекцию, но она все-таки вернула ее России. Она была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру истории эмальерного дела.

Тем временем в Смоленске вспомнили о покупках Тенишевой, и появилась статья о «разграблении соборной ризницы». Газетная перебранка перешла-таки в судебное дело. На одном из заседаний Марию Клавдиевну признали виновной «в оскорблении в печати» и подвергли... семи дням домашнего ареста. С показаниями в ее защиту несколько раз выступал Н. К. Рерих.

30 мая 1911 года музей Тенишевой стал собственностью древнего русского города. На памятном блюде, изготовленном самой княгиней, было написано: «Владейте, мудрые».

Музею императора Александра III (ныне Государственный Русский музей) Мария Клавдиевна подарила большую коллекцию акварелей русских художников.

В 1911 году городская дума Смоленска присвоила звание почетного гражданина М.К. Тенишевой "за пожертвование Московскому Археологическому институту древностей, чтобы музей оставался на вечные времена в Смоленске".

Ей был направлен адрес, в котором говорилось:

"Ваше Сиятельство, Глубокоуважаемая Княгиня Мария Клавдиевна. День 30-го мая ознаменовался великим событием в истории нашего города и в истории культурной работы русской женщины - передачей Вами музея русской старины высшему научному учреждению - Московскому Археологическому институту при непременном и счастливом для древнего Смоленска условии - оставлении музея на вечные времена в полной неприкосновенности в городе Смоленске.
Смоленск, богатый памятниками русской старины и военными доблестями прошлого, являет собой в настоящее время живое свидетельство глубокой древности, оживотворяется еще сильнее, еще ярче, получив от Вас, Ваше Сиятельство, с глубокой исторической благодарностью Ваш великодушный дар - неоцененные сокровища музея, собранные Вами неутомимым трудом и достойными глубокого удивления терпением и энергией и вверенные ныне Вами просвещенному руководительству Московского Археологического института.
Искренно признательная Смоленская городская дума преклоняется перед Вами на Ваш щедрый дар и гордая сознанием иметь в лице Вашем воплощение русской женщины, в самом лучшем значении слова, и интеллигентной работницы, отдавшей всю свою несокрушимую энергию, любовь и знание отечественной старины на пользу дорогой Родины, желая запечатлеть Ваше имя в истории города, в заседании своем от 31-го мая 1911 года единогласно постановила: украсить Вашим портретом зал думских заседаний и наименовать улицу, где находится музей, Тенишевской.
Искренне благодарные и признательные смоляне".

В советское время улица была переименована.

При этом М.К. Тенишева была замечательным художником-эмальером. Среди ее работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых).

М.К. Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906-1908), Союзе декоративных искусств. В 1914 она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе.

Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему Эмаль и инкрустация в Московском археологическом институте. Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен ее учениками в Праге в 1930 году. За диссертацию она была удостоена золотой медали и вновь получила приглашение заведовать кафедрой.

Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

Ее деятельность на этом благородном поприще была прервана Октябрьской революцией. С 1919 года она находилась в эмиграции, жила во Франции вместе с «Киту» и дочерью от второго своего брака Лизой, в городке Вокрессон под Парижем. Этот городок прозвали «Малое Талашкино»: туда приезжали выдающиеся художники, и он быстро превратился в один из центров духовной жизни русской эмиграции. Продолжала заниматься живописью по эмали и обучала эмальерному искусству детей эмигрантов.

Умерла 14 апреля 1928. Дочь и Киту похоронили ее в Сен-Клу, близ Парижа. Е.К.Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н.Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге.

Русское историко-генеалогическое общество во Франции посмертно опубликовало мемуары М.К. Тенишевой и издало памятный альбом «Храм Святого Духа в Талашкине».

В красивом здании из красного кирпича, построенном в 1905 году для художественно-этнографического музея "Русская старина" на средства М.К. Тенишевой, разместилась художественная галерея, основу которой составила коллекция ее картин, произведений народного и прикладного искусства, историко-этнографического материала. В отделе смоленского музея-заповедника "Теремок" создана экспозиция, посвященная М.К. Тенишевой. Регулярно проводятся тенишевские чтения, ставшие духовной потребностью русской интеллигенции, широкой общественности, восстановлено название улицы в Смоленске, отмененное в двадцатых годах.

1. Все цитаты, выделенные курсором, взяты из книги: М. К. Тенишева. Впечатления моей жизни

При составлении публикации использованы материалы:
Сайт «Новый акрополь http://www.newacropol.ru/activity/center/exibitions/maria-tenisheva/
Сайт Смоленского городского портала http://www.smolinfo.net/index.php?option=com_content&view=article&id=199&Itemid=232
Наталья Пушкарева Энциклопедия Кругосвет http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/TENISHEVA_PYATKOVSKAYA_MARIYA_KLAVDIEVNA.html?page=0,0

Наталья ТЕРНОВА


1 июня (по старому стилю – 20 мая) исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся женщины, чей вклад в развитие русской культуры сложно переоценить. Княгиня Мария Тенишева была коллекционером, меценатом, общественным деятелем и художником-эмальером. Тургенев сожалел о том, что не успел написать о ней повесть, она позировала Репину, Серову, Коровину и Врубелю. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто.



Мария Клавдиевна Тенишева, урожденная Пятковская, появилась на свет в знатной семье, но была незаконнорожденной. По слухам, ее отцом мог быть император Александр II. Ее мать вышла замуж после ее рождения, и поэтому в семье отчима ее не признали. Мария ни в чем не нуждалась, но была полностью предоставлена самой себе. Позже в своих воспоминаниях она написала: «Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины...».



После окончания гимназии Мария вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила ему дочь, но счастлива в браке не была, так как супруги не любили друг друга. Позже Мария назвала этот брак «душной скорлупой», ведь «все было так серо, обыденно, бессодержательно». Муж был равнодушен ко всему на свете, кроме игры в карты. Спустя 5 лет Мария продала часть мебели и на вырученные деньги вместе с дочерью уехала за границу.



В Париже она начала посещать вокальную школу, обнаружив меццо-сопрано редкой красоты. Ее наставница прочила ей карьеру оперной певицы, но Мария решила, что сцена – не для нее: «Пение? Это – забава… Не этого хочет моя судьба». За границей она также брала уроки изобразительного искусства, много времени проводила в музеях и за книгами.



Через год Мария вернулась в Россию. Муж отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение, и презрительно отзывался о творческих успехах жены: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!». А дочь постепенно отдалилась от матери, так и не простив ей того, что она решила уйти из семьи во имя самореализации.



В сложные времена на помощь пришла подруга детства – Екатерина Святополк-Четвертинская, пригласившая ее в свое родовое поместье Талашкино. С тех пор жизнь Марии круто изменилась. Там она познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым – предпринимателем, меценатом и общественным деятелем. Несмотря на значительную разницу в возрасте, они почувствовали друг в друге родные души и вскоре обвенчались.



Вместе с супругом княгиня переехала в Бежецк, где у Тенишева был крупный завод. Мария Клавдиевна стала попечителем местной школы, затем основала еще несколько школ, организовала общественную столовую и театр, открыла ремесленные училища для детей рабочих. Позже семья переехала в Санкт-Петербург, где в доме Тенишевых был организован музыкальный салон, в котором бывали известные композиторы.



По совету Ильи Репина Тенишева открыла студию-мастерскую, где готовили студентов для поступления в Академию художеств. Княгиня также стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя выставки мирискусников. Параллельно она занялась коллекционированием, многие картины княгиня позже передала в Русский музей. В 1893 г. она приобрела имение в Талашкино и превратила его в культурный центр, не уступающий мастерским в Абрамцево. Здесь бывали Репин, Бакст, Врубель, Серов и другие известные художники.





На хуторе Фленово возле Талашкино княгиня открыла школу для деревенских детей, в которой преподавали лучшие учителя. Новую школу и ряд учебно-хозяйственных мастерских открыли и в Талашкино. Там занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, вышивкой и т. д. Заказы на произведения талашкинских мастеров поступали даже из-за границы. Княгиня увлеклась эмалью и целыми днями проводила в мастерской, загоревшись идеей возродить эмалевое дело. Ее работы экспонировались за границей и пользовались большим успехом.



В 1903 г. умер муж Тенишевой, а вскоре погибли и все ее любимые детища. После революции жизнь в «русских Афинах», как называли Талашкино, прекратилась. В построенной княгиней и расписанной Рерихом церкви хранили картошку, гробницу Тенишева разорили, мастерские закрыли. Об этих днях она писала: «Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа – и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц».



В 1919 г. княгине пришлось покинуть страну. Последние годы своей жизни она провела в эмиграции, продолжая работать над эмалями, несмотря на тяжелую болезнь. Мария Тенишева умерла в 1928 и была похоронена во Франции, а на родине эмигрантку предали забвению.



На хуторе Фленово княгиня Тенишева вместе с Рерихом построила уникальный , отреставрированный в 2016 г.

Тенишева, Мария Клавдиевна

Фотопортрет М. К. Тенишевой.

Княгиня Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева (урождённая Пятковская , по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке - Николаева ; -) - русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер , педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Петербурге , Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске , училища ремесленных учеников в городе Бежица , а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино .

Биография

Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Сен-Клу . В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много» .

Категории:

  • Тенишевы
  • Меценаты Российской империи
  • Мир искусства
  • Собиратели икон
  • Персоналии по алфавиту
  • Почётные граждане Смоленска
  • Женщины-художники России
  • Княгини Российской империи
  • Русские эмигранты первой волны во Франции
  • Родившиеся в 1858 году
  • Умершие 14 апреля
  • Умершие в 1928 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тенишева, Мария Клавдиевна" в других словарях:

    Деятель в области русского искусства, меценат, коллекционер и художник. Жена В. Н. Тенишева. Училась искусству в Петербурге и Париже. Организовала на свои средства рисовальные школы в… …

    - (урождённая Пятковская) (1867 1929), княгиня, общественный деятель, коллекционер, меценат, художник эмальер. Основала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), Рисовальную школу (1896) и Музей русской старины (1898) в Смоленске,… … Энциклопедический словарь

    ТЕНИШЕВА (урожденная Пятковская) Мария Клавдиевна (1867 1929) княгиня, российский общественный деятель, коллекционер, меценат, художник эмальер. Основала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), рисовальную школу (1896) и Музей русской… … Большой Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    - (Пятковская). Род. 1867, ум. 1929. Меценат, художник эмальер, коллекционер, общественный деятель. На собственные средства создала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), рисовальную школу (1896), Музей русской старины (1898) в Смоленске … Большая биографическая энциклопедия

    Тенишева, Мария Клавдиевна Фотопортрет М. К. Тенишевой. Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая … Википедия

    - (урождённая Пятковская) Мария Клавдиевна (1861 1929), княгиня, коллекционер, меценат, художник эмальер. Основала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), рисовальную школу (1896) и Музей русской старины (1898) в Смоленске, художественно… … Русская история

    Мария Клавдиевна , деятель в области русского искусства, меценат, коллекционер и художник. Жена В. Н. Тенишева. Училась искусству в Петербурге и Париже. Организовала на свои… … Большая советская энциклопедия

    Фотопортрет М. К. Тенишевой. Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке Николаева; 1858 1928) русская дворянка (княгиня), общественный деятель, художник эмальер, педагог, меценат и… … Википедия





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта