Главная » Отношения » Почему обломов стал таким ленивым человеком. Почему обломов лежит на диване? Семейная жизнь с Андреем

Почему обломов стал таким ленивым человеком. Почему обломов лежит на диване? Семейная жизнь с Андреем

1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?

Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче-ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно-стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди-вана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной кре-постной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обло-мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

Н.А. Добролюбов отмечал в статье «Что такое обломовщи-на?», что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким ро-мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан-ными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «све-ден с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И. Герцен гово-рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гон-чарова «Обломов»?

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризу-ется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль-ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об-ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз-расте.

6. Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав-ственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде-лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита-ние.

8. Как в романе И.А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

9. Что такое «обломовщина»?

«Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стрем-лении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере-ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло-мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст-ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че-ловек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И.А. Гончарова «Об-ломов».

Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный чело-век, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стре-мится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, со-держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художествен-ном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы и ответы по обломову
  • все ответы на вопросы по обломову
  • почему в 32 года обломов умирает?
  • вопросы к обломову по роману
  • вопросы по содержанию обломова

Школьное сочинение По роману И. А. Гончарова "облом".

Лежания у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у тех, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.

И. А. Гончаров. Обломов

Роман И. А. Гончарова "облом" был написан еще в дореформенный время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил русское жизни первой половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича облом, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа — это обломовщина — образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное — это отсутствие работы, практическая бездеятельность. Понятие "обломовщина" применено далеко не к одной Облом с она-жителями, это "отражение русской жизни", ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь "многих русских помещиков была аналогичного жизни обломовцив, и поэтому обломовщина можно назвать "господствующей болезнью" того времени. Суть обломовщины раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни облом, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с этого дивана?

На мой взгляд, основная причина бездействия Обломова — это его социальное положение. Он — помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он — господин, ему не надо ничего делать — за него все сделают слуги. В Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, потому что это — следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос маленький облом, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Родился Илья Ильич обломов в облом — этому "благословенном уголке земли", где "нет ничего грандиозных, диких и мрачного", ни "нет страшных бурь, ни разрушений", где господствуют глубокая тишина, мир и нерушимый покой. Жизнь в облом была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было изменений. В имении обломков традиционным был полуденный "всепоглощающий, ничем не сон, искренняя подобие смерти". И маленький Илюша рос в этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и всего многочисленная свита дома обломков осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илюши сделать что-нибудь самостоятельно сразу подавлялась: бегать ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться. А учеба Илюши в Штольца таковым и назвать трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили всевозможные, вплоть до бессмысленных и смешных.

И им образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше "просачивался" обломовщина, в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослой Облом была присуща, по-моему, немного детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам более что напоминает мать, — любящей, заботливой, сочувственной. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, полностью оторвался от действительности, что он был не в состоянии принять. ("Где же тут человек? Где его целость? Куда он исчез, как розминявся на всякий мелочь?")

Итак, реальность обломов она его пугает. А есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той идиллии? Нет. А есть у него какая-либо дело, которому бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана незачем. Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окружавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Но ведь облом — человек с "чистым, верным сердцем", с гармоничной, цельной, возвышенной, поэтической душой, в которой "всегда будет чисто, светло, честно", таких людей мало; это "жемчужины в толпе". Но обломов не нашел применения своему огромному нравственному, духовному потенциалу, он оказался "лишним человеком", его развратила сама возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Облом к труду, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, в любом случае, он принес бы пользу окружающим, не прожил бы жизнь в пустует. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.

И. Гончаров написал три романа, которые, не будучи ни полотнами, ни образцами сложного психологизма, стали, однако, своеобразной энциклопедии национального характера, уклада жизни, жизненной философией. Обломов — стойкий, чисто русский тип, тип господина, воспитанный веками рабовладения. Инертность, апатия, отвращение к серьезной деятельности, уверенность в том, что все желания будут выполнены. Личного труда, требующего умственных и эмоциональных затрат, Облом не знали. Вся жизнь их от седьмого колена шло заведенным порядком, и вот потомки лишились личной инициативы. Обломов считает себя свободным и защищенным от жизни, но в действительности он раб своих прихотей, раб любого, кто покорит его своему желанию. Обломов не злой, но он и не хорош. Он человек без поступков, человек, который всегда уступает рутине, привычкам. Для Облом на вопрос "Теперь или никогда" всегда уклончивый ответ: "Только не теперь". Детская непосредственность, чистота, искренность Облом идут не от душевных трудов и затрат, а от неразвитости души. "Чистосердечность — не дикорастущие цветок", она требует неустанной работы над собой, изучения и осмысления жизни, опыта деятельности и отношений с людьми. Этого нет в облом, он становится жертвой любого, кто претендует на владение его жизнью.

Мошенник или друг,

ат, а от неразвитости души. "Чистосердечность — не дикорастущие цветок", она требует неустанной работы над собой, изучения и осмысления жизни, опыта деятельности и отношений с людьми. Этого нет в облом, он становится жертвой любого, кто претендует на владение его жизнью.

Мошенник или друг, женщина умная или женщина добрая — он безвольно переходит из одних рук в другие. Побеждают мошенник и простая баба. Они ничего не требуют. С другом проблемы, с Ольгой проблемы, они чего хотят, куда зовут. А в уютном домике на Петроградской стороне наливки и варенья, пуховые перины, забота и необременительная любовь.

Обломов — герой, ставший тем кусочком мозаики, без которого невозможно понять уникальный исторический тип — русского дворянина. Онегин, Печорин, Рудин — они мечутся в поисках цели, они выше и лучше окружающих. Обломов не только не ищет, он избегает целеустремленной деятельности. Мир вокруг суетный и пошлый, обломов не хочет играть в его игры, а свою игру навязать миру не в состоянии. Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова "облом"

Гончаров Иван Александрович родился 6 июня 1812 в богатой купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он умер, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна, а также бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов, человек передовых взглядов, знакомый с декабристами.

К литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетского обучения. Его выдающиеся произведения — романы "Обрыв", "Обыкновенная история", "облом". В 1859 г. в журнале "Отечественные записки" был напечатан роман Гончарова "облом". "Облом" имел чрезвычайно важное значение в развитии русского реалистического романа. В романе показан пагубное влияние феодально-крепостнического строя на развитие человеческой личности и данные два больших типовых обобщения, представляющие собой вершину творчества Гончарова: обломов и обломовщина.

Один из крупнейших русских писателей XIX века Иван Александрович Гончаров – автор широко известных романов: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

Особенно популярен роман Гончарова «Обломов» . Хотя он был напечатан более ста лет назад (в 1859 году), он и сегодня читается с большим интересом, как яркое художественное изображение затхлой помещичьей жизни. В нем запечатлен типический литературный образ огромной впечатляющей силы - образ Ильи Ильича Обломова.

Замечательный русский критик Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?», выясняя историческое значение романа Гончарова, установил те черты, которыми отмечается это болезненное явление в общественной жизни и в личности человека.

Характер Обломова

Основные черты характера Обломова - слабость воли, пассивное, безучастное отношение к окружающей действительности, склонность к чисто созерцательной жизни, беспечность и лень. Нарицательное имя «Обломов» вошло в употребление для обозначения человека крайне бездеятельного, флегматичного и пассивного.

Излюбленное времяпрепровождение Обломова - лежанье в постели. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя, - это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома - он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате». В кабинете Обломова господствовали запущенность и небрежность. Если бы не лежащая на столе неубранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не прислоненная к постели трубка или не сам хозяин, лежащий в постели, «то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».

Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.

Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили - они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.

Типично для характера Обломова и состояние апатии. Он боится жизни, старается отгородить себя от жизненных впечатлений. Он с усилием и мольбой говорит: «Жизнь трогает». Вместе с тем Обломову глубоко присуще барство. Как-то его слуга Захар заикнулся о том, что «другие ведут иную жизнь». Обломов так ответил на этот упрек:

«Другой работает без устали, бегает, суетится… Не поработает, так не поест… А я?.. Да разве я мечусь, разве я работаю?.. Мало ем, что ли?.. Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому: я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»

Почему Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке

Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера - продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.

В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал “обломовым” . А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:

«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.

Илюша - живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.

«- Пойдем, мама, гулять, - говорит Илюша.
- Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, - отвечает она, - сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»

Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, - принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

«Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..»

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя».

На образование Илюши родители смотрели только как на неизбежное зло. Не уважение к знаниям, не потребность в них пробуждали они в сердце ребенка, а скорее отвращение, и всячески старались «облегчить» мальчику это трудное дело; под разными предлогами не посылали Илюшу к учителю: то под предлогом нездоровья, то ввиду предстоящих чьих-либо именин и даже в тех случаях, когда собирались печь блины.

Бесследно для умственного и нравственного развития Обломова прошли и годы его обучения в университете; ничего не вышло у этого не приученного к труду человека со службой; не оказали на него глубокого воздействия ни умный и энергичный друг Штольц, ни любимая девушка Ольга, которая поставила целью вернуть Обломова к деятельной жизни.

Расставаясь со своим другом, Штольц сказал: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век» . Эти слова относятся к царской дореформенной России, но и в условиях новой жизни еще очень много сохранилось источников, питавших обломовщину.

Обломов сегодня, в современном мире

Нет сегодня, в современном мире Обломовки, нет и обломовых в той резко выраженной и крайней форме, в какой она показана Гончаровым. Но при всем этом и у нас время от времени встречаются проявления обломовщины как пережитка прошлого. Их корни надо искать в первую очередь в неправильных условиях семейного воспитания некоторых детей, родители которых, обычно не отдавая себе в этом отчета, способствуют появлению у своих детой обломовских настроений и обломовского поведения.

И в современном мире уществуют семьи, где любовь к детям проявляется в предоставлении им таких удобств, при которых дети, насколько это возможно, освобождаются от труда. Некоторые дети обнаруживают черты обломовской слабохарактерности только по отношению к отдельным видам деятельности: к умственному или, напротив, к физическому труду. А меж тем, без сочетания умственного труда с физическим развитие идет односторонне. Эта односторонность может привести к общей вялости и апатии.

Обломовщина - резкое выражение слабохарактерности. Чтобы ее предупредить, необходимо воспитывать у детей те волевые черты характера, которые исключают пассивность ж апатию. К таким чертам прежде всего относится целеустремленность. Человек с сильным характером обладает чертами волевой активности: решительностью, смелостью, инициативностью. Особенно важна для сильного характера настойчивость, проявляющаяся в преодолении препятствий, в борьбе с трудностями. Сильные характеры формируются в борьбе. Обломов был освобожден от всяких усилий, жизнь в его глазах разделялась на две половины: «одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая из покоя и мирного веселья». Не приученные к трудовому усилию, дети, подобно Обломову, склонны отождествлять труд со скукой и искать покоя и мирного веселья.

Полезно перечитать замечательный роман «Обломов», чтобы, проникнувшись чувством отвращения к обломовщине и ее корням, внимательно следить, нет ли ее пережитков в современном мире - пусть не в резкой, а подчас, замаскированной форме, и принять все меры к тому, чтобы преодолевать эти пережитки.

По материалам журнала “Семья и школа”, 1963 год

Роман Гончарова «Обломов» - значительное произведение русской классической Это та книга, к истинному осмыслению которой приходишь уже в зрелом возрасте, постепенно понимая ее значение и характеры героев. Главное действующее лицо произведения - молодой помещик Илья Ильич Обломов. Одни называют Обломова задумчивым поэтом, другие - философом, третьи - просто лентяем. Однако не существует единого взгляда на образ Обломова, который бы полно и целостно характеризовал его как личность. Всякий читатель, умеющий думать и мыслить, составит о нем свое индивидуальное мнение.

История создания романа «Обломов»

Иван Гончаров создал «Обломова» под влиянием особенных впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора. История создания романа «Обломов», без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома. Незадолго до «Обломова» Гончаровым была написана повесть «Лихая болесть», которая и послужила основой для создания романа.

Создание романа «Обломов» совпадает с общественно-политическим кризисом в России. Для того времени очень актуальным оказался образ апатичного помещика, который не может самостоятельно отвечать за собственную жизнь, принимать ответственные решения. Основная идея произведения формировалась под влиянием взглядов критика Белинского, который остался под сильным впечатлением от первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». Белинский отмечал, что в русской литературе уже возник образ «лишнего человека», который не может приспособиться к окружающей его действительности, бесполезен для общества. Этот человек - вольнодумец, тонко чувствующий мечтатель, поэт и философ. Романтизм в его натуре сопряжен с крайней бездеятельностью, ленью и апатией. Так, история романа «Обломов» связана с и отражает жизнь дворянского сословия второй половины XIX века.

Идейно-композиционная составляющая

Роман состоит из четырех частей, каждая из которых сполна раскрывает состояние главного героя и отражает перемены, происходящие в его душе: безвольное, ленивое существование; преображение сердца, душевная, нравственная борьба и, наконец, умирание. Физическая смерть - итог, к которому приходит Илья Ильич. История создания романа «Обломов» подчеркивает невозможность героя выйти за рамки своей нерешительности и нежелания какой-либо деятельности.

Обстановка в доме Обломова

Едва войдя в комнату, где лежал на диване Илья Ильич, можно было обнаружить в интерьере, по расположению вещей невероятное сходство с самим хозяином: повсюду виднелась пыль, неубранные после ужина тарелки. Роль Обломова в романе «Обломов» характерная, определяющая. Она показывает пример существования, которое ведет к духовной смерти.

Обломов не приспособлен к жизни, весь облик его и привычки выражают стремление спрятаться, укрыться от угнетающей действительности: туфли его были широкие и стояли рядом с диваном, так что «он всегда сразу попадал в них»; халат был до того широкий и свободный, что «и Обломов мог дважды завернуться в него». Слуга Захар похож на своего хозяина: лишний раз встать с лежанки для него подвиг, убрать в комнатах - невообразимое беспокойство и суета. Захар погружен в свои мысли, знает «барина» с младенчества, отчего иногда позволяет себе спорить с ним.

Каков главный герой?

Характеристика Обломова в романе «Обломов» показана читателю буквально с первых страниц. Илья Ильич - натура тонко чувствующая, апатичная, эмоциональная, но противная всякой деятельности. Движение для него являлось трудной задачей, он не хотел и не стремился что-то менять в своей жизни. Лежание у него было нормальным, привычным состоянием, и чтобы поднять Обломова с дивана, нужно было случиться из ряда вон выходящему событию. Надобность заполнять деловые бумаги утомляла его, мысли о необходимости съезжать с квартиры тревожили и нагоняли тоску. Однако, вместо того, чтобы напрячь волю, ум и сделать то, что от него требуется, он продолжает бездействовать.

«Отчего я такой?»

Характеристика Обломова в романе «Обломов» отражает основную мысль произведения - крушение нравственных идеалов героя и постепенное умирание. демонстрирует читателю истоки безвольного характера Ильи Ильича. Во сне герой видит себя маленьким, свою родную деревню Обломовку, в которой родился и вырос. В детстве его всячески старались оградить от реальной жизни: не позволяли выходить из дома в холод и мороз, лазать по заборам, учился он только в те дни, когда не бывало праздников, а случались они столь часто, что «не стоило и ездить». Еда была культом, здесь любили праздники и накрывали большие столы.

Обломов впитал в себя убеждения родной деревни, сделался частью того существования, которое вели ее обыватели. «Обломовщина» - следствие такого мировосприятия: плыть по течению, лишь изредка пробуждаясь от тревожного, беспокойного сна. Роль Обломова в романе «Обломов»велика и значительна: обозначить проблему духовного забвения личности, растворения ее в бытовых деталях и нежелания жить.

Обломов и Штольц

Ближайшим и единственным другом Ильи Ильича на протяжении всей жизни был и оставался Андрей Иванович Штольц. Несмотря на разность характеров, их с детских лет связывала крепкая дружба. Штольц деятельный, энергичный, постоянно находится в делах, в разъездах. Он ни минуты не может сидеть на одном месте: движение - суть его натуры. Он много достиг в жизни благодаря сделанным внешним усилиям, но глубокие поэтические переживания недоступны ему. Штольц предпочитает не мечтать, а действовать.

Обломов апатичен, у него недостает энергии даже на то, чтобы дочитать начатую книгу (нередко она так и лежала по нескольку недель на столе). Поэты волновали его воображение, пробуждались в душе движения мысли и чувств, но дальше этих мыслей и чувств он никогда не шел. Погруженность в размышления была его природой, однако он не сделал ничего, чтобы развивать их в дальнейшем. Своей противоположностью характеров эти два человека дополняли друг друга, составляли единое гармоничное целое.

Испытание любовью

Значительное влияние на состояние Ильи Ильича оказывают главные герои романа. Обломова вдохновило большое чувство к Ольге Ильинской, заставило его на время покинуть свой уютный мир и выйти во внешнюю, наполненную красками и звуками жизнь. Несмотря на то, что Ольга часто подсмеивалась над Обломовым, считала его излишне ленивым и апатичным, этот человек был ей дорог и близок.

Их красивая и до боли трогательная история любви потрясает, рождает в душе чувство сожаления, неизгладимой горечи. Обломов считает себя недостойным любви, оттого пишет Ольге мучительное и вместе с тем волнующее письмо. Можно предположить, что он предчувствует их скорый разрыв, но данное обстоятельство скорее указывает на неготовность Ильи Ильича принимать чувства по отношению к себе, сомнения в том, что достоин любви барышни. Герой боится оказаться отвергнутым и долго не решается сделать предложение Ольге. В письме он пишет, что ее любовь есть приготовление к будущему чувству, но не сама любовь. В итоге герой окажется прав: позже Ольга признается ему, что любила в нем «будущего Обломова», лелеяла в чувстве к нему возможность новой любви.

Почему любовь к Ольге Ильинской не спасла Обломова?

С появлением Ольги и Обломов, кажется, приподнялся с дивана, но только на время, чтобы суметь выразить барышне свое восхищение ее красотой и молодостью. Его чувства искренни и сильны, но им недостает динамики, решительности.

Вместо того чтобы решать насущные вопросы, связанные с квартирой и приготовлениями к свадьбе, Обломов продолжает закрываться от жизни. Днем он спит или читает книги, к невесте ездит редко, перекладывает ответственность за свое счастье на посторонних людей: просит других похлопотать насчет квартиры, решить дела с оброком в Обломовке.

Почему эта книга остается актуальной в наши дни?

История создания романа «Обломов» тесно связана с историческими событиями 50-60 годов и является прекрасным памятником дворянского общества XIX века. Современным читателям книга может быть интересна вопросами, которые имеют вечный характер. Это выбор жизненного направления, любовная линия, философские воззрения и мысли. Герои романа «Обломов» различны, но они все живые люди, обладающие индивидуальными чертами характера. У каждого из них свои достоинства и недостатки, свои убеждения, взгляды на мир. К примеру, Андрей Штольц достаточно честолюбив, требователен к себе и окружающим, Ольга Ильинская - романтическая натура, которой не чужды поэзия и музыка, Захар рассеян и ленив.

Читателя к пониманию простой истины приводит характеристика романа. Обломова сгубил не удар, от которого прервалось земное существование его, а бездейственное, апатичное отношение к жизни, себе самому.Важно жизнь не проспать, не растратить попусту, а реализовать свою сущность через различные ее проявления, такие как деятельность, культура, искусство, личное счастье.

Почему Обломов лежит на диване?

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. И. А. Гончаров.

Роман И. А. Гончарова "Обломов" был написан еще в дореформенное время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Сюжет романа - это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа - это обломовщина - образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное - это отсутствие труда, практическая бездеятельность. Понятие "обломовщина" применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это "отражение русской жизни", ключ к разгадке многих ее явлений.

В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому обломовщину можно назвать "господствующей болезнью" того времени. Суть обломовщины раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни Обломова, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с этого дивана?

На мой взгляд, основная причина бездеятельности Обломова - это его социальное положение. Он - помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он - барин, ему не надо ничего делать - за него все сделают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, так как это - следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Родился Илья Ильич Обломов в Обломовке - этом "благословенном уголке земли", где "нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого", нет "ни страшных бурь, ни разрушений", где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие.

Жизнь в Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было перемен. В имении Обломовых традиционным был полуденный "всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти". И маленький Илюша рос в этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илюши сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.

А учение Илюши у Штольца таковым и назвать трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили самые различные, вплоть до нелепых и смешных. Таким образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше "пропитывался" обломовщиной, в его сознании формировался постепенно идеал жизни.

Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, несколько детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина - по своим качествам больше напоминающая мать - любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительности, которую он был не в состоянии принять. ("Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?") Итак, реальность Обломов не приемлет, она его пугает. А есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той обломовской идиллии? Нет. А есть у него какое-нибудь дело, которому бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана незачем. Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окружавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти.

Но ведь Обломов - человек с "чистым, верным сердцем", с гармоничной, цельной, возвышенной, поэтической душой, в которой "всегда будет чисто, светло, честно", таких людей мало; это "перлы в толпе". Но Обломов не нашел применения своему огромному нравственному, духовному потенциалу, он оказался "лишним человеком", его развратила сама возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, в любом случае, он принес бы пользу окружающим, не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта