Главная » Отношения » Опера Моцарта «Милосердие Тита. Вольфганг Амадей Моцарт. Милосердие Тита Милосердие тита

Опера Моцарта «Милосердие Тита. Вольфганг Амадей Моцарт. Милосердие Тита Милосердие тита

Приблизительная продолжительность спектакля – 175 мин.

Дирижёр: Гарри Бикет
Режиссёр-постановщик: Жан-Пьер Поннель
Художник-постановщик и художник по костюмам: Жан-Пьер Поннель
Художник по свету: Джил Векслер
Состав: Сервилия – Люси Кроу, Вителлия – Барбара Фриттоли, Секст – Элина Гаранча, Анний – Кейт Линдси, Тит – Джузеппе Фильяноти

«Милосердие Тита» – предпоследняя опера Моцарта, написанная в чрезвычайно короткий срок по случаю восхождения императора Леопольда II на чешский трон. Хотя либретто Пьетро Метастазио принадлежало к числу самых популярных в Европе (на этот текст было сочинено более 40 опер!), а Катерино Маццола сделал для Моцарта удачную обработку, сократив три акта до двух, пражская премьера «Милосердия» в 1791 году не стала столь же успешной, сколь прежние постановки моцартовских творений. Сыгранную «к дате» оперу отложили на долгие годы, и заслуженную репутацию ей принес уже ХХ век.

Одним из тех, кому «Милосердие Тита» обязано нынешней известностью, можно смело назвать режиссера Жана-Пьера Поннеля: его спектакль в Кельне в 1969 привлек всеобщее внимание и интерес к почти забытому шедевру. В 1976 Поннель снова поставил «Милосердие Тита», на этот раз в Зальцбурге, в соавторстве с Джеймсом Ливайном, а с 1984 их совместная работа появилась на афише Метрополитен, откуда не сходит все эти долгие годы.

Жан-Пьер Поннель начинал свою театральную карьеру в первую очередь как художник. Именно потому его спектакли всегда беспроигрышно красивы и гармоничны. В своих моцартовских работах (и «Милосердие Тита» не исключение) он соединяет исторический антураж с костюмами эпохи Просвещения, выстраивая сюжет из римской жизни так, как он мог бы привидеться самому Моцарту и его современникам. Рецензенты американской премьеры тридцать лет назад упрекали Поннеля в том, что сцена Мет оказалась велика для камерных мизансцен «Милосердия». Однако трансляция на киноэкраны, ориентированная на крупные планы, с легкостью нивелирует этот недостаток постановки, а ее классический дух, проверенный временем, донесёт в полной мере.

В нынешнем сезоне роль милосердного императора Тита исполнит Джузеппе Фильяноти, раздираемого страстями Секста – Элина Гаранча, Барбара Фриттоли споёт мстительную Вителлию, Кейт Линдси и Люси Кроу сыграют молодую влюблённую пару, Анния и Сервилию. За дирижерским пультом – специалист по музыке барокко Гарри Бикет.

Акт первый

Рим, первый век нашей эры. Римский император Тит любит Беренику, дочь царя Иудеи. Вителлия, дочь предыдущего императора, считает, что трон должна занять только она, и просит своего юного обожателя Секста убить Тита. Секст – близкий друг императора, но ради Вителлии он готов на все (дуэт Come ti piace imponi ). Анний, друг Секста, сообщает ему, что в интересах государства Тит не женится на Беренике. У Вителлии зарождается новая надежда, и она просит влюбленного отложить заговор (ария Deh se piacer mi vuoi ). Анний напоминает Сексту о своем желании взять в жены его сестру Сервилию. Молодые люди рады скрепить этим браком свою дружбу (дуэт Deh prendi un dolce amplesso ).

На форуме римляне восхваляют Тита (хор Serbate, oh Dei custodi ). Император сообщает Сексту и Аннию, что избрал в жены римлянку – Сервилию. Анний дипломатично отвечает, что приветствует этот выбор. Тит высказывает мысль о том, что единственная радость власти состоит в возможности помочь другим. Анний рассказывает Сервилии о нависшей над ними угрозе, она отвечает, что любит его одного (дуэт Ah perdona al primo affetto ).

В своих покоях во дворце Тит излагает свою философию прощения начальнику стражи Публию. Входит Сервилия и признается императору, что она обещала стать женой Анния. Тит благодарит ее за честность и отвечает, что не женится на ней против её воли (ария Ah, se fosse intorno al trono ). Вителлия, еще не знающая, что Тит изменил свое решение, гневно обрушивается на Сервилию и просит Секста тотчас же убить императора. Он клянется любимой, что её желание – приказ для него (ария Parto, ma tu ben mio ). Когда он уходит, Публий и Анний сообщают Вителлии, что император избрал в жены её. Та отчаянно пытается остановить Секста, но уже поздно (терцет Vengo... aspettate... ).
Заговорщики под предводительством Секста поджигают Капитолий. Секст, мучимый стыдом, встретившись с Аннием, избегает отвечать на его вопросы и бросается прочь. Появляется Сервилия, затем Публий и, наконец, Вителлия. Они все ищут Секста и считают, что Тит мертв. Секст возвращается в поисках укрытия. Он признается в своем преступлении, умалчивая о соучастии Вителлии.

Акт второй

Анний рассказывает Сексту, что император жив. Секст кается в своем преступном покушении, не называя, однако, причины, Анний советует ему признаться во всем Титу и надеяться на прощение (ария Torna di Tito a lato ). Вбегает Вителлия и молит Секста спасаться бегством, но уже поздно: один из заговорщиков выдал его, и входит Публий с солдатами, чтобы взять его под стражу. Секст просит Вителлию помнить о его любви, та раскаивается в своем решении, но в то же время опасается за себя (терцет Se al volto mai ti senti ).

Римский народ ликует, что император остался жив (хор Ah grazie si rendano ). Тит пытается понять причины заговора и сомневается в неверности Секста. Публий предостерегает его от чрезмерной доверчивости. Когда объявляют, что Секст во всем сознался и приговорён сенатом к смерти, Анний просит императора проявить сострадание (ария Tu fosti tradito ). Тит не подпишет смертный приговор, пока не поговорит с Секстом лично (речитатив Che orror! che tradimento! ).

Наедине с императором мучимый раскаянием Секст всё же не произносит имени Вителлии, принимая всю вину на себя. Перед тем, как его уводят, Секст просит императора помнить об их дружбе (ария Deh per questo istante solo ). Тит подписывает смертный приговор, но затем разрывает его: он не может стать тираном и казнить друга. Он обращается к богам, говоря, что если они хотят видеть его жестоким блюстителем закона, они должны забрать у него человеческое сердце (ария Se all’impero, amici dei ). Сервилия и Анний просят Вителлию помочь спасти осуждённого. Та понимает, что скорее признается в преступлении, чем заплатит за трон жизнью Секста (речитатив и ария Ecco il punto, o Vitellia…Non più di fiori ).

Тит должен вот-вот произнести приговор Сексту, когда входит Вителлия и сознается, что она одна ответственна за покушение. Смущённый император отвечает, что так или иначе намеревался простить Секста. Он объявляет о помиловании всех заговорщиков (речитатив Ma che giorno è mai questo? ). Римский народ славит Тита за его доброту и просит богов даровать ему долгую жизнь (секстет с хором Tu, è ver, m"assolvi ).

МИЛОСЕРДИЕ ТИТА (La clemenza di Tito) - опера-сериа В. А. Моцарта в 2 д., итальянское либретто К. Маццола по тексту П. Метастазио. Премьера: Прага, 6 сентября 1791 г.

Композитор, который уже ощущал признаки смертельной болезни, создал оперу необыкновенно быстро: всего за 18 дней она была написана и разучена. Вследствие спешки речитативы-секко сочинены, по-видимому, Ф. Зюссмайром, учеником Моцарта. Возвращение к формам и образам оперы-сериа объясняется назначением спектакля (в связи с коронацией Леопольда II в качестве чешского короля). История императора Тита благодаря Метастазио, едва ли не самому прославленному либреттисту эпохи, сделалась чрезвычайно популярной. На этот сюжет и на данное либретто написано свыше 40 опер. Среди них произведения К. В. Глюка (1752), Н. Йоммелли, И. Наумана, Дж. Николини, Дж. Сарти, И. Хольцбауэра и др. По сравнению с текстом, который использовали все названные композиторы, либретто оперы Моцарта несколько расширено за счет введения ансамблей.

Император Тит Флавий Веспасиан вступил на римский престол (69 г.). Честолюбивая Вителлия хочет стать его женой, но он любит Сервилию, сестру своего друга Секста. Оскорбленная Вителлия организует заговор, одним из участников которого становится влюбленный в нее Секст. Сервилия отвергает любовь Тита, и великодушный император отказывается от ее руки ради Вителлин. Теперь, когда ее честолюбивые мечты готовы осуществиться, Вителлия хочет помешать заговорщикам, но поздно: они подожгли Капитолий. Однако Титу удается спастись. Секст хочет открыть ему всю правду, умолчав только о Вителлин. Секст осужден на казнь. Вителлия умоляет императора проявить великодушие, признаваясь, что это она была виновницей заговора. Тит прощает всех. Либретто, прославляющее доброту и мудрость государя, пользовалось большой популярностью во времена «просвещенного абсолютизма». В образе благородного и добродетельного Тита охотно узнавали себя короли и императоры XVIII в.; оперы на это либретто ставились в дни государственных торжеств. Моцарт с большим мастерством раскрыл драматический образ Вителлин. Ее демоническое честолюбие, стремление к власти, страх перед открытием заговора переданы в музыке глубоко и правдиво. Именно Вителлия и Секст, а не Тит оказываются главными героями.

В России опера была впервые представлена в 1809 г. в Петербурге силами немецкой труппы, на русской сцене - 12 апреля 1817 г. в петербургском Большом театре (с участием Е. Сандуновой и В. Самойлова). В 1826 г., в канун казни декабристов, должно было состояться возобновление спектакля, однако Николай I не пожелал последовать примеру Тита: он казнил декабристов и запретил исполнение оперы. В последние десятилетия примечательны постановки в Лондоне (1982), Милане (1986) и Зальцбурге (1992).

Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского. Вольфганг Амадей Моцарт. Милосердие Тита: Опера-сериа в двух действиях. Итальянское либретто К. Маццола по тексту П. Метастазио.
Исполняется на итальянском языке с русскими субтитрами.
Премьера состоялась 8 марта 2017 года.

https://www.youtube.com/watch?v=qN10RgL0wbg

Вольфганг Амадей Моцарт сочиняет "Милосердие Тита" (La clemenza di Tito) в 1791 году за несколько месяцев до смерти, причем сочиняет в кратчайший срок по случаю восхождения Леопольда II на богемский трон. Известно, что эта опера нанесла серьезный удар по самолюбию его знаменитого в свое время соперника - итальянца Антонио Сальери, который отказался от заказа из-за слишком сжатых сроков; Моцарт же справился с этим. Первый биограф Моцарта Франц Ксавер Нимечек отмечает, что "в ней есть несуетная величественность, которая мягко, но оттого не менее глубоко воздействует на чувствительную душу".
Идея новой постановки на итальянском языке не самой известной в России оперы венского классика принадлежит музыкальному руководителю театра, народному артисту СССР Геннадию Рождественскому, который пригласил к сотрудничеству дирижера-постановщика Игната Солженицына; позже к проекту присоединился режиссер-постановщик Игорь Ушаков. Немаловажную роль в спектакле играет визуальная составляющая: художник-постановщик Теодор Тэжик известен своими новаторскими концепциями.
Игорь Ушаков: "Я избегаю высказываться по поводу концепции спектакля, потому что это ведет к однозначности восприятия. Мы пытаемся рассказать эту историю, поворачивая ее чуть вправо или чуть влево, не кардинально, не меняя сути произведения, но стараемся посмотреть на сюжет с точки зрения нашего времени. На мой взгляд, в этой опере нет подводных течений, скрытых смыслов. Она об идеальной дружбе и идеальной любви, о предательстве дружбы и предательстве любви и стоящем над всем этим милосердии".
Либреттист Катерино Маццола переработал чрезвычайно популярный в свое время текст Пьетро Метастазио (среди других на него писали Кристоф Виллибальд Глюк, Иоганн Кристоф Бах, Доменико Скарлатти), сократив три акта до двух, добавив ансамблевые номера и усилив динамизм действия. Оперу seria оживили черты buffa, но общая атмосфера "серьезной" оперы сохранилась. Музыковеды Павел Луцкер и Ирина Сусидко считают, что по отношению к своим зрелым венским операм Моцарт как бы идет вспять, стремясь поднять сольное пение на прежнюю высоту - в полном соответствии с нормами оперы seria. Вместе с тем дирижер Николаус Арнонкур усматривает в "Милосердии Тита" и дорогу в будущее. По его мысли, таким был бы путь Моцарта в области музыкальных драм XIX века: здесь он находит музыкально-драматические эффекты, которые вновь появятся только у раннего Верди.
Действующие лица:
Тит Флавий Веспасиан, римский император
Вителлия, дочь убитого императора Вителлия
Секст, друг Тита, влюбленный в Вителлию
Сервилия, сестра Секста
Анний, друг Секста, влюбленный в Сервилию
Публий, префект

Заповеди милосердия

В июле 1791 года Моцарт получил заказ на создание коронационной оперы. Австрийский император Леопольд II готовился к венчанию богемской короной - такое событие полагалось отметить не только во дворце, но и в театре. Сначала предложение было сделано Сальери, но тот отказался, сославшись на занятость. Моцарт быстро ответил согласием. Во-первых, ему нужны были деньги; во-вторых, он скучал по Праге, где четырьмя годами ранее его музыку приняли так тепло, как нигде больше. Не последним стимулом было и желание завязать отношения с императором. Однако у Моцарта внешние цели никогда не мешали внутренним, поэтому «Милосердие Тита» стало не только музыкальным приношением монарху, но и актом - точнее, двумя - свободного самовыражения автора.

Времени было в обрез. Чехи заказали оперу импресарио Гуардазони за 59 дней до премьеры; тот не сразу нашел композитора; еще несколько недель, по всей вероятности, ушло на переработку либретто. На сочинение оперы, состоящей из 27 музыкальных номеров, оставались считанные дни. Моцарт делал наброски в карете, трясшейся по дороге из Вены в Прагу, а вечерами в гостиницах писал партитуру. Возможно, поэтому «Милосердие» - самая лаконичная из зрелых опер Моцарта, ее арии и ансамбли летят вперед на всех парах. Многие исследователи видели и видят в «Милосердии Тита» следы поспешности. Действительно, некоторые номера кажутся «усредненными», особенно уху, избалованному «Волшебной флейтой» и тремя операми на либретто да Понте, где на каждом шагу публику радуют новые музыкальные лакомства. Но обвинять Моцарта, да еще и на пике его возможностей, в поспешности - почти то же самое, что сетовать на Бога, создавшего наш несовершенный мир за семь дней.

Скорее всего, Моцарт сам нашел либреттиста Катерино Мадзола: пьесу Метастазио «Милосердие Тита» нужно было переделать на свежий лад. Этот текст 57-летней давности считался образцовым, к 1791 году на него было написано порядка 40 опер, но Моцарта мало волновал авторитет конкурентов. Он договорился с Мадзола о кардинальном сокращении либретто и трансформации ряда сольных эпизодов в ансамбли. При этом эстетическая основа - жанровый канон opera seria - осталась нетронутой. В 1790-е «серьезная опера» уже считалась старомодной, да и Моцарт давно не испытывал к ней влечения. И вдруг - почти пуристский образец жанра с древнеримскими политическими страстями, влюбленным императором, кастратами и громогласными речитативами под оркестр. «Тит» - единственная зрелая опера Моцарта, в которой начисто отсутствуют какие-либо проявления юмора (кроме чисто оркестровых «приколов», для обычного человека несмешных). Почему всегда искрящийся, витальный, ироничный Моцарт вдруг пошел на столь «серьезный» эксперимент? Дело вовсе не в том, что опера писалась для венценосной особы, и лишь отчасти в том, что до дня смерти уже тяжелобольному Моцарту оставалось три месяца. Главное - здесь он хотел сказать нечто такое, что не нуждается в юморе.

В сюжете легко запутаться, хотя героев всего шестеро. Почти каждый в кого-то влюблен, что-то скрывает и пребывает в постоянных сомнениях. Читая синопсис, на третьей строчке сбиваешься и перестаешь понимать, кто есть кто. Но как только начинаешь слушать, все проясняется - и фабула, и то, что стоит за ней. Ведь эта история не про Древний Рим, а про человека - про древнего римлянина, про Моцарта, про нас с вами. В предыдущих операх Вольфганга Амадея в центре внимания была любовь. Здесь она уходит на второй план, а на первый выходят темы, связанные с внутренним миром отдельно взятого человека: чувство вины и чувство раскаяния, предательство и прощение, месть и милосердие, стойкость и слабость. Моцарт исследует свою и нашу совесть и через нее пытается понять, что такое гуманизм - не как философское учение, а как ткань жизни, естественная, необходимая и так трудно дающаяся.

Любой обман раскрывается. Но лучше раскрыть его самому и как можно раньше. Именно так поступает пара Анний - Сервилия: последней хватает мужества признаться в их общей тайне, и в награду за это почти всю оперу влюбленные уже бегают счастливыми. Другая пара - Секст и Виттелия - затянута в сети обмана глубже: их действия чуть не приводят к трагедии, и распутать клубок удается только в самом конце. Но и тут без признания ничего бы не было. Только через исповедь к героям приходит искупление. Так сквозь прихотливый рисунок римских интриг постепенно проступают строгие очертания совсем иной истории, случившейся за 46 лет до воцарения августейшего Тита, - истории Иисуса из Назарета. Подобно Христу, Тит сталкивается с предательством двух очень близких людей. Подобно ему, находит силы для прощения. Подобно ему, ставит милосердие выше империи, выше власти, выше закона.

Самое поразительное, что эту истину Моцарт пишет не на скрижалях, а на нотных станах. Когда разгневанный Тит, который просто обязан казнить своего друга-предателя, слушает его арию, где каждый звук пронизан раскаянием,- уже тогда мы твердо знаем: вопреки всякой логике он простит. После такой музыки нельзя, невозможно поступить иначе. Моцарту удается вымолить прощение для своего героя прямо в партитуре. Это и есть тайна музыкального театра: при самом ходульном и нелепом сюжете заставить нас поверить, что только так может и должно быть.

Сочиняя «Милосердие», Моцарт уже давно был убежденным масоном. Он верил не только в любящего людей Бога, но и в его посланцев на Земле - мудрых правителей. «Милосердие Тита» - это еще и гимн просвещенной монархии. Опера о том, какой хотелось бы видеть власть. Моцарт буквально по сантиметру исследует душу императора Тита, открывая в ней все новые грани благородства. А в самом конце оставляет свою заповедь императору Леопольду II и всем, в чьих руках когда-либо окажется держава. Могущественный властитель Рима, переживший измену, заговор, покушение и мятеж, говорит своему народу: «Я все знаю. Все прощаю. И все забываю». Именно такой образ монарха был идеалом для Моцарта. Он остается идеалом и сейчас. Недостижимым.

«Милосердие Тита» оказалось самой невостребованной из поздних опер Моцарта. Сейчас ее ставят примерно в десять раз реже, чем, например, ровесницу - «Волшебную флейту». Причину сформулировал еще первый биограф композитора Франц Ксавер Нимечек, который считал «Тита» «самым совершенным творением» Моцарта: «Все его произведения не могут быть популярными; там, где популярность была ему нужна, он в полной мере достиг ее». Тем не менее, уже 200 лет разговоры о «Тите» сопровождает некая неловкость: надо же, последняя опера гения и такая неудача! Коллега Моцарта по цеху гениев, злой Оскар Уайльд, по схожему поводу говорил: «Пьеса имела большой успех, только вот публика провалилась с треском». На самом деле это воля каждого - решать, кто же все-таки провалился, или не решать вовсе. Ясно одно: «Милосердие Тита» обитает высоко в горах, где воздух более разреженный, чем в комедиях, и где не всем легко дышится. Но и вид оттуда открывается особенный.
Ярослав Тимофеев

Краткое содержание оперы

Покои Вителлии. Она убеждает Секста убить Тита, чтобы корона перешла к ней, истинной наследнице императорской власти. Секст, ослепленный любовью, готов принять участие в заговоре против друга, ведь наградой ему будет рука Виталии. Анний сообщает, что Тит расстался со своей любовницей, иудейской царевной Береникой, и отослал ее из Рима. Анний признается Сексту, что любит его сестру Сервилию и просит похлопотать перед императором, чтобы тот дал согласие на их брак.

Форум перед Капитолием, украшенный победными арками и трофеями. Под звуки марша появляется приветствуемый народом Тит. Император жаждет не славы и власти, а любви. Он просит у Секста руки его сестры Сервилии. Тот растерян. Анний, скрывая свои чувства, поддерживает императора, но Сервилия объявляет императору, что сердце ее отдано другому. Тит мечтает, чтобы рядом с каждым властителем было такое же верное сердце, и он мог бы услышать голос правды. Вителлия, не подозревая, что Тит отказался от своего намерения, хочет помешать сопернице занять трон и торопит Секста с осуществлением заговора. Секст спешит исполнить все ее желания: он отомстит за обиды Вителлии и вернется победителем. Появляется Публий, начальник императорских телохранителей, с известием о том, что Тит желает видеть Вителлию своей супругой. Она бросается за Секстом, но поздно. Публий и Анний приветствуют будущую императрицу, не замечая ее ужаса. Секст в одиночестве терзается отчаянием: предатель и злодей, он станет палачом самого справедливого и милосердного императора. Увидев вооруженную толпу и подожженный Капитолий, Секст убегает, надеясь успеть остановить заговорщиков. Собираются охваченные ужасом Анний, Сервилия, Публий и Вителлия. Вернувшийся Секст бессвязно обвиняет себя в убийстве Тита.

Роскошный дворцовый сад. Секст, мучимый раскаянием, признается Аннию в преступлении. Поддавшись уговорам Анния и Вителлии, он готов бежать, но Публий берет его под стражу.

Тронный зал в сенате. Тит, спасшийся от заговорщиков, встречен ликующим народом. Анний надеется на помилование друга, если Тит последует голосу своего сердца. Секста приводят на суд, он ужасается суровому виду императора, а тот страдает, видя, как муки изменили друга. Тит готов его простить, если Секст признается во всем, но Секст молчит, боясь погубить Вителлию. Тогда император утверждает смертный приговор сената. Оставшись один, в ожидании смерти Секст вспоминает о своей первой любви. Тит размышляет о долге властителя быть милосердным. Любящая Сервилия понимает, что ее слезы не спасут осужденного брата, и умоляет Вителлию просить императора о помиловании. Вителлия в смятении: из-за нее гибнет тот, кто любит ее больше жизни и кого любовь сделала предателем; Гименей не увенчает ее цветами, образ погубленного Секста будет преследовать ее повсюду. Вителлия кается перед Титом и отказывается от всех честолюбивых притязаний. Тот рвет приговор и прислушиваясь к благословениям народа предается раздумьям о подлости изменников и о милосердии, которое должно одержать над ними победу. Все славят доброту и величие императора.

Олег Цыбулько

Родился в 1984 году в городе Глодяны (Молдова). В 2004 году окончил Музыкальный колледж в г. Бельцы (Молдова) по классу фортепиано. В 2004-2008 годах был студентом, с 2009 года – аспирантом кафедры академического пения в Академии музыки, театра и изобразительного искусства. В 2005-2007 годах принимал участие в студенческом фестивале «Мэрцишор» (Кишинев). Участвовал в III Всероссийском открытом конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург» (2007), Международном конкурсе молодых исполнителей русского романса «Романсиада» (2008, Москва; ΙΙΙ премия), интернациональном конкурсе академического пения «Дельфийские игры» (2008, Саратов; ΙΙΙ премия), интернациональном конкурсе академического пения Hariclea Darclee (2010, Румыния; диплом). В репертуаре певца партии: Сальери («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Бартоло («Свадьба Фигаро» Моцарта), Спарафучиле («Риголетто» Верди), Гремина («Евгений Онегин» Чайковского), Короля Рене («Иоланта» Чайковского), Малюты, Собакина («Царская невеста» Римского-Корсакова), Публия («Милосердие Тита» Моцарта).

С октября 2011 года – артист Молодежной оперной программы Большого театра России. В ноябре 2011 года дебютировал на сцене Большого театра в партии Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта); в феврале 2012 года исполнил партии Матвея Виссмана («Огненный ангел» Прокофьева) и Анджелотти («Тоска» Пуччини), также спел партии Малюты Скуратова («Царская невеста» Римского-Корсакова) и Фарфарелло («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева). Выступал под управлением дирижеров Василия Синайского, Геннадия Рождественского, Алана Бурибаева, Антонино Фольяни, Михаэля Гюттлера, Кристофера Мулдса, Лорана Кампеллоне, Кирилла Карабица, Джулиана Рейнольдса, Федерико Марии Сарделли, Уильяма Лэйси. В декабре 2011 года завоевал III премию на XXIV Международном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки в Москве. В марте 2013 года с успехом дебютировал в партии Рудольфа в новой постановке оперы Беллини «Сомнамбула» на Новой сцене Большого театра (режиссер-постановщик Пьер Луиджи Пицци, дирижер-постановщик Энрике Маццола).

С сезона 2013/14 Олег Цыбулько солист Большого театра России. В числе исполняемых им партий: Граф Рудольф («Сомнамбула» Беллини), Доктор Гренвиль («Травиата» Верди), Спарафучиле («Риголетто» Верди), Бартоло («Свадьба Фигаро» Моцарта), Монах («Дон Карлос» Верди), Коллен («Богема» Пуччини), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), Дон Альфонсо («Так поступают все» Моцарта). На зимнем фестивале искусств в Сочи исполнил партию Гремина в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского под управлением Юрия Башмета. В сентябре 2014 года на Большом оперном фестивале Российского национального оркестра исполнил партию Орбаццано в концертном исполнении оперы Россини «Танкред» под управлением Альберто Дзедды; в январе 2015 года – партию Мелиссо в концертном исполнении оперы «Альцина» Генделя в рамках абонемента «Оперные шедевры». В мае 2015 года дебютировал в партии Гремина в постановке «Евгения Онегина» Чайковского на сцене Оперы Нанта (Франции).

Сергей Романовский

Лауреат международных конкурсов Bella Voce и «Санкт-Петербург», Сергей Романовский получил музыкальное образование в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, а также в Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Д. Ю. Вдовина). Артист участвовал в мастер-классах Международной школы вокального мастерства, где брал уроки у Дж. Дардена (Метрополитен-опера), Д. Зола (Большой театр Хьюстона), Р. Пьернея, Д. Вдовина (Большой театр России), Р. Бадо, Дж. Бизи, К. Дюма.

Певец сотрудничал со многими известными дирижерами, среди которых Лорин Маазель, Михаил Плетнёв, Василий Синайский, Пласидо Доминго, Юрий Башмет, Альберто Дзедда, Кристоф Руссе, Лучано Акочелла, Эвелино Пидо, Джанкарло Андретта, Даниэле Каллегари, Оттавио Дантоне, Антонино Фольяни, Паоло Арривабени, Микеле Мариотти.

Сергей Романовский ― приглашенный солист многих оперных театров мира. Среди них ― Большой театр России, Музыкальный театр имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, Московский театр «Новая Опера» имени Е. В. Колобова, Королевский оперный театр La Monnaie и Королевская опера Льежа (Бельгия), Королевская опера Норвегии, Королевская опера Швеции, театр «Капитоль» в Тулузе, театры Лилля, Виши и Большой театр Авиньона (Франция), миланский La Scala, театр Петруцелли, театр Карло Феличе и Флорентийский оперный театр (Италия), Муниципальный театр в Сантьяго (Чили) и Государственный театр в Зальцбурге (Австрия). Певец также выступает в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, залах Московского международного Дома музыки, лондонском Вигмор-холле, амстердамском Консертгебау.

В нынешнем сезоне Сергей Романовский принимал участие в исполнении оперы «Семирамида» Россини (Седьмой Большой фестиваль Российского национального оркестра, дирижер ― Альберто Дзедда). Его ангажементы также включают оперные постановки «Риголетто» Верди (Большой театр России), «Митридата» Моцарта (Королевский театр La Monnaie), «Травиаты» Верди (Оперный театр Сантьяго), «Зельмиры» Россини (Лионская национальная опера и Театр Елисейских Полей в Париже), «Отелло» Россини и «Ромео и Джульетты» Берлиоза на Международном фестивале Al Bustan (Ливан).

Анна Бонитатибус

Уроженка Неаполя, Анна Бонитатибус училась по классам вокала и фортепиано в высших учебных заведениях в Потенце и Генуе. Еще будучи студенткой, она стала победительницей нескольких международных конкурсов. Дебют певицы на оперной сцене состоялся в Вероне: она исполнила партию Астерии в «Баязете» Вивальди, после чего, буквально в течение нескольких лет, Бонитатибус завоевала признание одной из лучших вокалисток своего поколения, специализирующихся на исполнении музыки эпохи барокко и опер Россини, Доницетти и Беллини.

Ангажементы Анны Бонитатибус включали выступления на сценах лучших оперных театров мира. В их числе ― Венская государственная опера («Севильский цирюльник» Россини), Teatro Reggio в Турине («Призрак» Менотти, «Золушка» Россини, «Свадьба Фигаро» Моцарта), Пармская опера («Севильский цирюльник» Россини), мадридский TeatroReal («Триумф времени и правды» Генделя, «Коронация Поппеи» Монтеверди), неаполитанский San Carlo («Норма» Беллини), миланский La Scala («Дон Жуан» Моцарта), Лионская опера («Золушка» Россини, «Сказки Гофмана» Оффенбаха), Нидерландская опера («Милосердие Тита» Моцарта), парижский Театр Елисейских Полей («Дон Жуан» Моцарта), бельгийский La Monnaie («Юлий Цезарь» Генделя), Цюрихская опера («Юлий Цезарь», «Агриппина» и «Триумф времени и правды» Генделя, «Милосердие Тита» и «Так поступают все» Моцарта), Опера Бильбао («Лукреция Борджиа» Доницетти), Женевская опера («Путешествие в Реймс» Россини, «Капулетти и Монтекки» Беллини), Кёльнская опера («Итальянка в Алжире» Россини), венский Theater an der Wien («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Коронация Поппеи» Монтеверди). Певица выступала на фестивалях «Флорентийский музыкальный май» («Коронация Поппеи» Монтеверди), Россиниевском фестивале в Пезаро (Stabat Mater Россини), на форумах старинной музыки в Бене (Франция), Галле (Германия) и Инсбруке (Австрия). Несколько лет артистка активно сотрудничала с Баварской государственной оперой, где исполняла роли Стефано («Ромео и Джульетта» Гуно), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Минервы («Возвращение Улисса на Родину» Монтеверди), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка) и Анджелины («Золушка» Россини). Летом 2005 года Анна Бонитатибус дебютировала на Зальцбургском фестивале в Большой мессе Моцарта (дирижер ― Марк Минковски), затем приняла участие в исполнении духовной музыки А. Скарлатти в Зальцбурге на Фестивале на Троицу /PfingstenFestspiele/ (дирижер ― Риккардо Мути).

В числе ее недавних работ ― выступления на сценах Лондонской Королевской оперы («Свадьба Фигаро» Моцарта), Венской государственной оперы («Севильский цирюльник» и «Итальянка в Алжире» Россини) и Баварской государственной оперы («Каллисто» Кавалли и «Орфей» Монтеверди), а также дебют в партии Секста в новой постановке «Милосердия Тита» Моцарта на сцене брюссельского La Monnaie (режиссер Иво ван Хове), исполнение партий Танкреда в одноименной опере Россини в Лозанской опере и Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка) на сцене флорентийского театра Maggio Musicale. Совместно с Хуаном Диего Флоресом певица приняла участие в гала-концерте, посвященном Джоаккино Россини, который состоялся на сцене концертного зала Баден-Бадена.

Концертный репертуар Анны Бонитатибус обширен: от сочинений Монтеверди, Вивальди и неаполитанских композиторов XVIII столетия до произведений Бетховена, Р. Штрауса и Прокофьева. Певицу привлекают к сотрудничеству знаменитые дирижеры: Риккардо Мути, Лорин Маазель, Мунг-Вун Чунг, Рене Якобс, Марк Минковски, Алан Кёртис, Тревор Пиннок, Уильям Кристи, Франц Вельзер-Мёст, Айвор Болтон, Чарльз Маккерас, Альберто Дзедда, Даниэле Каллегари, Бруно Кампанелла, Джеффри Тейт, Жорди Саваль, Тон Коопман.

Последние годы были ознаменованы появлением нескольких записей с участием Анны Бонитатибус: в их числе оперы Генделя «Дейдамия» (Virgin Classics), «Птоломей» (Deutsche Grammophon) и «Тамерлан» (Avis), камерные кантаты Д. Скарлатти (Virgin Classics) и барочная кантата «Освобожденная Андромеда» (Deutsche Grammophon). Увидели свет первые два сольных альбома певицы: с оперными ариями Гайдна, которые артистка записала с оркестром Il Complesso Barocco под управлением Алана Кёртиса (Deutsche Harmonia Mundi) и вокальными миниатюрами Россини (RCA). Выпущены и DVD-записи спектаклей с ее участием: «Так поступают все» Моцарта из Цюрихской оперы, «Коронация Поппеи» Монтеверди из мадридского Teatro Real и «Влюбленный Геркулес» Кавалли из Нидерландской оперы. Большой резонанс и восторженные отзывы критиков получил сольный альбом певицы «Семирамида – царственная особа» с коллекцией малоизвестных арий XVIII и XIX веков из опер, сюжет которых связан с легендарной ассирийской царицей. Осенью 2015 года этот альбом был удостоен престижной премии International Opera Awards.

Стефано Монтанари

Дирижер и скрипач Стефано Монтанари окончил Музыкальную академию Флоренции по классам скрипки и фортепиано, получил степень магистра искусств в камерном исполнительстве (класс Пьеро Нарчизо Мази), затем продолжил обучение в Консерватории итальянской Швейцарии в Лугано под руководством Карло Кьяраппы. Будучи специалистом в области аутентичного исполнительства, музыкант сотрудничает с выдающимися коллективами, исполняющими старинную музыку - в частности, с Кристофом Руссе и его ансамблем Les Talens Lyriques, с ансамблями Concerto Koeln (Кёльн) и Arion (Монреаль).

С. Монтанари является концертмейстером известного ансамбля Accademia Bizantina («Византийская академия») под руководством Оттавио Дантоне и концертмейстером ансамбля Joachim Quartet, специализирующегося на исполнении музыки XVIII-XIX веков.

Стефано Монтанари имеет богатый педагогический опыт: он преподавал в консерваториях Чезены, Пармы, Пезаро, Пьяченцы, в Консерватории итальянской Швейцарии в Лугано, а в настоящий момент ― в Международной музыкальной академии в Милане и в Веронской консерватории и проводит мастер-классы в Академии старинной музыки в Урбино.

Дирижерский дебют Стефано Монтанари состоялся на постановке оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта (Итальянская оперно-концертная ассоциация, оркестр I Pomeriggi Musicali di Milano). Следующими его работами стали Торжественная месса Моцарта, «Времена года» Вивальди и «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте» Гайдна (дирижер и концертмейстер), осуществленные с ансамблем Accademia Bizantina. В качестве дирижера Монтанари сотрудничал с ансамблем Orchestra 1813 (в частности, под его управлением прозвучали произведения Вивальди и Мендельсона), с барочным оркестром Национальной академии Санта-Чечилия в Риме («Времена года» Вивальди на рождественском концерте в 2007 года и гала-концерте в честь 150-летия объединения Италии). Артист является директором проекта «Jugendspodium: музыкальные встречи Дрезден ― Венеция».

Стефано Монтанари сотрудничал с Театром имени Г. Доницетти в Бергамо, где он продирижировал операми «Дон Грегорио», «Любовный напиток», «Дон Паскуале» Доницетти, «Чеккина, или Добрая дочка» Пиччинни, «Так поступают все» Моцарта; с Лионской оперой ― «Дон Жуан», «Так поступают все», «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Кармен» Бизе и «Граф Ори» Россини; венецианским театром La Fenice― «Счастливый обман» Россини, «Так поступают все» Моцарта, «Брачный контракт» Россини, «Любовный напиток» Доницетти; Большим театром России ― «Так поступают все» Моцарта. Среди других ангажементов маэстро ― «Дон Паскуале» в Новаре и Мантуе, «Любовный напиток» в Лукке, «Признанная Семирамида» Порпоры на Международном фестивале барочной оперы в г. Бон и на музыкальном фестивале Via Stellae в Сантьяго-де-Компостела, «Дон Жуан» в театре Опера-Ателье в Торонто, «Дидона и Эней» Пёрселла в Театре имени А. Ристори в Вероне, «Севильский цирюльник» Россини в Палермо.

Музыкант выступал с концертами в Палермо, Милане, Флоренции, Турине и Берне, а также в Таранто (Италия), где представил программу из сонат и партит И. С. Баха; гастролировал с Австралийским Бранденбургским оркестром. Его записи были выпущены в свет компаниями Foné, Frequenz, Denon, Opus 111, Erato, Virgin, Tactus, Astrée, Thymalus, Simphonya, Bottega Discantica, Decca, Oiseau Lyre и Naïve. Запись сонат и партит И. С. Баха, осуществленная Монтанари, была издана итальянским музыкальным журналом Amadeus. Работы Стефано Монтанари в области звукозаписи неоднократно отмечались престижными международными премиями - MIDEM и «Золотой диапазон» /Diapason d’Or/. Скрипач также сотрудничал с джазовым саксофонистом и композитором Джанлуиджи Тровези. Стефано Монтанари ― автор книги «Метод игры на барочной скрипке», выпущенной в свет издательством Carisch.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (27 января 1756, Зальцбург - 5 декабря 1791, Вена) - австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещен в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений дает его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова - имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвертое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трех лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году - в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770-1774 годы Моцарт провел в Италии. В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, все же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена - оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» - один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов Моцарта проявлялись все ярче и ярче. Опера «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где ее стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными.

В 1783-1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).

С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и, тем не менее, поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело еще больший успех, чем «Женитьба Фигаро».

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Тем не менее, он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, то все же не решился оставить Вену.

Однако множество исследователей жизни Моцарта утверждают, что ему не было предложено место при прусском дворе. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для него самого. Моцарт не хотел признавать, что поездка в Пруссию провалилась, и сделал вид, будто Фридрих Вильгельм II пригласил его на службу, но из уважения к Иосифу II он от места отказался. Заказ, полученный в Пруссии, придавал его словам видимость правды. Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы.

После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знамениты две последние. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).

После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Così fan tutte» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. В мае 1791 года Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, рассчитывая занять место капельмейстера после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, его пережил.

Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» - «Ave verum corpus» (KV 618), (1791 год) и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема». Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец во всем черном и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в черной маске, «черный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершенным «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».

Умер Моцарт 5 декабря в 00:55 ночи 1791 года от неустановленной болезни. Тело его нашли вздутым, мягким и эластичным, как это бывает при отравлениях. Этот факт, а также некоторые другие обстоятельства, связанные с последними днями жизни великого композитора, дали основание некоторым биографам отстаивать именно эту версию причины его смерти. В настоящее время большинство исследователей считает ее несостоятельной. Похоронен Моцарт был в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, так что само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном стечении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт - один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.

Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы - целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие - в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии - № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчетливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кехелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

Государственный академический камерный оркестр России

Государственный академический камерный оркестр России (Московский камерный оркестр) был создан в 1957 году в Московской филармонии известным альтистом, скрипачом и дирижером Рудольфом Баршаем и стал первым в СССР камерным оркестром. В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году получил звание «академический».

Оркестр сразу же завоевал признание публики в нашей стране и за рубежом. Помимо исполнения русской и зарубежной классики, сочинений композиторов ХХ века (ряд из них был впервые сыгран в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных композиторов: Н. Ракова, Ю. Левитина, Г. Свиридова, К. Караева, М. Вайнберга, А. Локшина, Г. Галынина, Р. Бунина, Б. Чайковского, В. Баркаускаса, Я. Ряэтса и других. Многие из них создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию.

После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977-1981), Евгений Непало (1981-1983), Виктор Третьяков (1983-1990), Андрей Корсаков (1990-1991), Константин Орбелян (1991-2009). В 2010 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин.

Сегодня коллектив является одним из ведущих камерных коллективов России. Его обширный репертуар включает произведения всех эпох и стилей. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на грандиозном Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998). Оркестр много гастролирует по России, популяризируя классическую музыку.

За более чем полувековую деятельность коллектива с ним выступали многие известные музыканты, среди которых пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, Л. Оборин, М. Гринберг, Н. Петров, В. Крайнев, В. Виардо, Э. Вирсаладзе, М. Плетнёв, Б. Березовский, А. Гаврилов, К. Лифшиц, Ф. Кемпф, Дж. Лилл, Ш. Владар, И. Четуев, Ю Косуге; скрипачи Д. Ойстрах, И. Ойстрах, И. Менухин, Л. Коган, О. Каган, В. Спиваков, В. Третьяков, И. Груберт, Г. Жислин, И. Грингольц, С. Йон; альтист Ю. Башмет; виолончелисты М. Ростропович, Б. Пергаменщиков, Н. Гутман, Г. Кассадо, А. Менезес, Н. Котова; контрабасист Г. Хёртнагель; арфистка О. Эрдели; певцы Н. Дорлиак, З. Долуханова, И. Архипова, Е. Нестеренко, Г. Писаренко, А. Ведерников, Н. Гедда, Э. Подлесь, М. Касрашвили, Р. Флеминг, Р. Аланья, А. Давтян, Д. Хворостовский, Г. Горчакова, В. Герелло, О. Гурякова, С. Радвановски, К. Мена, Д. Синьковский; флейтисты Ж.-П. Рампаль, П. Галуа, Дж. Голуэй, М. Чепурина; саксофонист Ф. Мондельчи; трубач Т. Докшицер; Копельман-квартет, исполнители джазовой и этнической музыки.

Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и компакт-дисках, охватывающая самый широкий репертуар - от старинных арий и музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия компакт-дисков, состоящая из почти 30 альбомов.

В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением А. Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени П. И. Чайковского (специальность «фортепиано»).

В сезоне 2015-16 ГАКОР представляет самые разнообразные по стилю и жанру программы: от произведений Боккерини и Вивальди, Гайдна и Моцарта до композиций на темы рок-группы Led Zeppelin, музыки в стиле этно и саундтреков. В сотрудничестве с Мюнхенским Баховским хором оркестр исполнит «Страсти по Матфею» Баха, с вокальным ансамблем «Интрада» – мессы Баха и Вивальди. С оркестром выступят С. Ролдугин, А. Князев, А. Мустонен и другие замечательные музыканты. Традиционно коллектив принимает участие в концертах для юных слушателей. Выступления оркестра пройдут в Челябинске, Кургане, Севастополе, Саратове, Петрозаводске.

Вокальный ансамбль Intrada

Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко ― коллектив нового поколения, чьи выступления отличают не только высокий профессиональный уровень, но и свой узнаваемый исполнительский стиль. Intrada регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, среди них Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова и Владимир Юровский, вокальный ансамбль The Tallis Scholars и Питер Филлипс, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнев, Государственный академический камерный оркестр России и Алексей Уткин, ансамбль старинной музыки Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Московский камерный оркестр Musica viva и Александр Рудин, Фридер Берниус, Петер Нойман. Коллектив с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, в частности, в сентябре 2015 года в знаменитой Дрезденской капелле состоялся концерт ансамбля в рамках Дрезденского фестиваля искусств.

Ансамбль неоднократно принимал участие в фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». В 2015 году на этом форуме коллектив выступит с Юлией Лежневой, Максом Ценцичем и оркестром Il Giardino Armonico под управлением Джованни Антонини. Коллектив также выступал на фестивалях Earlymusic в Санкт-Петербурге, столичных фестивалях – «Возвращение», «Посольские дары» в музеях Московского Кремля, Рождественском фестивале.

Вокальный ансамбль Intrada неоднократно принимал участие в концертных исполнениях опер Генделя («Геркулес», «Альцина»), Глюка («Орфей и Эвридика» в парижской версии 1774 года) в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Под руководством Петера Ноймана коллектив исполнил Реквием В. А. Моцарта (2014), а также принял участие в концертном исполнении оперы Генделя «Ацис и Галатея» в Светлановском зале ММДМ (2013).

Вокальный ансамбль Intrada выступал на церемонии вручения премии Montblanc de la Culture Валерию Гергиеву (2011).В перекрестный год культуры России и Великобритании Intrada и прославленный британский ансамбль The Tallis Scholars Питера Филипса организовали фестиваль памяти сэра Джона Тавенера: в сентябре 2014 года концерты состоялись в Рахманиновском и Большом залах Московской консерватории.

К 330-летию со дня рождения И. С. Баха в июне 2015 года вокальный ансамбль Intrada исполнил все мотеты немецкого гения под управлением Фридера Берниуса в Рахманиновском зале консерватории. В октябре 2015 года состоялись концерты коллектива со знаменитым ансамблем старинной музыки Lе Poème Harmonique под управлением Венсана Дюместра, познакомившие московскую публику с шедеврами французской и итальянской музыки раннего барокко.

Вокальный ансамбль Intrada осуществил ряд российских премьер: So you want to write a fuge Г. Гульда на фестивале «Возвращение» (2010), Four2 Дж. Кейджа на открытии международного фестиваля «Musicircus Джона Кейджа» (2012), Lied А. Волконского в рамках концерта «Посвящение Андрею Волконскому» (2013), а также московскую премьеру сочинения Дэвида Лэнга «Страсти по девочке со спичками» на фестивале «Код эпохи» (2013) и его сценическую премьеру в Гоголь-центре (2014, художник - Вера Мартынова). Российская премьера мессы для двойного хора а капелла Ф. Мартена состоялась на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (2013).

Записи концертов вокального ансамбля Intrada транслировались телеканалом «Культура», радиостанциями «Орфей», «Свобода», «Говорит Москва», «Радио России» и «Голос России».

Екатерина Антоненко

Екатерина Антоненко – художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля Intrada.

Екатерина постоянно сотрудничает с ведущими европейскими коллективами. В июле 2011 года по приглашению Питера Филлипса она дирижировала знаменитым ансамблем The Tallis Scholars в Соборе Церкви Христа в Оксфорде. В составе Кёльнского камерного хора под руководством Петера Ноймана гастролировала во Франции, Норвегии и Германии. Дирижировала Штутгартским камерным хором во французском Везон-ла-Ромене (2014).В 2015 году в качестве ассистента дирижера Е. Антоненко работала с Камерным хором RIAS под руководством Ханса-Кристофа Радемана и с Дрезденским камерным хором под управлением Пола Гудвина.

Екатерина Антоненко окончила Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования в классе профессора В.В.Суханова, а также аспирантуру историко-теоретического факультета консерватории (научный руководитель - доцент Р.А.Насонов).В 2010 году Екатерина выиграла стипендию DAAD (Германской службы академических обменов), которая позволила музыканту стажироваться в Лейпцигской, а затем в Кёльнской Высшей школе музыки у выдающегося дирижера Маркуса Крида.Екатерина принимала участие в мастер-классах Фридера Берниуса (2010, Дания), Марка Минковского (2011, Франция), Ханса-Кристофа Радемана («Баховская академия» 2013, Германия). Она является лауреатом VI Международного конкурса молодых хоровых дирижеров в Венгрии и стипендиатом фонда Noel Minet Fund (2011).

С 2012 года Е. Антоненко преподает на кафедре хорового дирижирования Московской консерватории. По ее инициативе в консерватории прошли мастер-классы Питера Филлипса, Петера Ноймана, Майкла Чанса, Дэйм Эммы Керкби и Деборы Йорк.

В 2013 году Екатерина защитила кандидатскую диссертацию на тему «Духовная музыка Бальдассаре Галуппи: вопросы изучения и исполнения».

Милосердие и не только…

Поздравления в честь Международных праздников в разнообразных сферах общественной жизни происходят по-разному. В Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского 8 марта – Международный Женский день совпал с премьерой оперы Иоганна Хризостома Вольфганга Теофила Моцарта"Милосердие Тита". По случайному стечению обстоятельств премьера на сцене театра произошла спустя 200 лет с премьеры этого произведения в России и стала поднятием из глубины забвения оперы, исполнявшейся многие года лишь в концертном исполнении. Этот факт удивителен, ведь в Венской опере и в Метрополитен-опера "Милосердие" уже много лет занимает одно из основных мест в репертуаре. Раннее мы уже писали о первой"взрослой" опере композитора, познакомиться с которой возможно также на сцене Камерного театра, теперь описываем и оцениваем последнюю оперу В.А. Моцарта, написанную им за пару месяцев до смерти в рекордно короткие сроки – 18 дней.

Сюжет оперы основывается на исторических событиях, происходивших в начале правления римского императора Тита. Тит Флавий Веспасиан Младший правил в Риме с 79 по 81 гг . и запомнился в памяти потомков как"милосердный император", что связано со спокойным правлением, отсутствием войн и политических конфликтов. Образ императора был заимствован Пьетро Метастазио для написания популярной пьесы, которая с определенными сокращениями и изменениями легла в основу либретто оперы Моцарта.

"Благодаря сокращениям фабула развивалась быстрее, и композитор смог сосредоточить усилия на двух любовных линиях, а также ввести в оперу большее количество ансамблевых и хоровых моментов".

Последняя опера Моцарта начинается с увертюры, по музыке и строению очень похожая на"Идоменея", однако лучше обработанная и отличается более блестящим и современным героизмом. Сходство опер наблюдается также в применении итальянской манеры построения арий, хотя и различных по своему внутреннему содержанию. В первой больше драматической выразительности, зато в"Милосердии" каждый номер стремится к идеальности характера, передаваемый грациозно и мягко труппой театра им. Б. Покровского.

"Создается впечатление, что с первых нот композитор пытался передать Триумф Рима, его величественность и непостижимую красоту"

Помимо вечных тем: любви, дружбы, преданности, мести и ненависти, в венце своего оперного творчества композитор поднял проблему"идеального правителя", который может преступить законы и нравы общества ради дружбы и возможности оставить лучшие воспоминания у последующих поколений. В последнем видит актуальность произведения для нашей страны режиссёр-постановщик оперы Игорь Ушаков. Для того, чтобы зритель смог сконцентрироваться на музыкальной ткани оперы и прочувствовать как неповторимые гармонические обороты, так и скрытый за прямыми словесными формулировками смысл, за основу оформления был взят идеально белый цвет. Символ чистоты и невинности души также передается в костюмах Теодора Тэжика , гармонично смотревшихся в белоснежных декорациях. Цветовая гамма на сцене изменялась лишь в конце первого действия, когда с помощью красной подсветки передавался пылающий Колизей, ставший безжалостной целью заговорщиков.

Вынесенный в заглавие герой оперы – император Тит , исполненный Сергеем Годиным в лучших традициях барочных опер Генделя , во время обоих действий отодвинут на второй план и играет скорее фоновую роль, определяющую время событий и причины поступков иных героев. Исключением является три арии Тита, в которых раскрываются внутренние переживания императора, его размышления о римском народе и будущем государства. Основными персонажами являются ближайший друг Тита Секст (Виктория Преображенская) и Вителлия (Татьяна Федотова) – виновница всех трагичных событий.

Виктория смогла передать всю палитру переживаний и мучений своего персонажа: противоборство любви к женщине и преданности императору, необходимость сделать выбор и с достоинством принять наказание. Вителлия, вначале представлявшаяся"чудовищем", способным из-за ревности и жажды власти пойти на манипулирование любящим её человека, в конце второго действия в развёрнутой арии предстаёт совершенно иным человеком: способным на сострадание и сочувствие. В конце героиня Татьяны как бы перерождается и старается исправить совершённые раннее ошибки.

"Характеру Секста посвящена большая часть музыкальных номеров, постепенно слушателям открываются новые грани героя, становятся понятными терзания, сковавшие душу юного друга Цезаря"

Не менее важным героем оперы является народ Рима , отражающий общее настроение общества. Хоровые моменты сопровождают величие нового императора, моменты страдания Тита и Секста и развязку событий. Камерный театр задействовал в хоре солистов, что стало новаторством постановщиков и не могло не сказаться на высоком уровне исполнения, вокальной точности передаваемых номеров. Особую роль при этом играло взаимодействие между дирижёром, оркестром и хором. Игнат Солженицын (дирижёр-постановщик оперы) смог чутко руководить оркестром, показывая при этом детали солистам. Это приводило к точности воспроизведения партитуры гения и вызывало неописуемый восторг у зрителей.

Постановка очередной малоизвестной широкому кругу оперы, являющейся шедевром оперного искусства, стала настоящим успехом Камерного театра."Милосердие Тита" не только может претендовать на успех и любовь московской публики, но и на уважение среди артистов театра, ведь Моцарт предоставил огромный материал для совершенствования исполнительского мастерства и актерского искусства.

Юлия Бедерова, Коммерсантъ, 10 марта 2017 г.

Каждому по "Титу"

Опера Моцарта в Камерном музыкальном театре имени Покровского

Милосердие Тита", сочиненное Моцартом в 1791 году частично в дороге за 18 дней для пражской коронации императора Леопольда II, долгое время считалось формальной отпиской композитора в старомодном жанре оперы-сериа. Без претензий на новизну и музыкально-драматическую уникальность, хотя и выполненной тонко и изящно. Либретто Катерино Маццолы на основе популярного текста Пьетро Метастазио (о благородстве и мудрости Тита написаны десятки опер, в том числе Глюком) и структура номерной оперы, трагические обстоятельства фабулы и счастливый финал - все долго говорило о том, что "Милосердие" не более чем замечательная музыка по официальному случаю.

Однако в последние десятилетия XX века и в веке XXI в моцартовской партитуре стала слышна загадочная двойственность. Ее элегантная структура теперь воспринимается как мягко, но серьезно реформированный жанр музыкальной драмы. А гармоничный облик арий и ансамблей слышится как сумрачный, отмеченный печалью и тревогой двойник традиционной формы. После знаменитого спектакля Жан-Пьера Поннеля, ставшего одной из эмблем оперных 1970-х и придавшего "Милосердию" новое театральное звучание, моцартовский Тит представал и слабым, и нервным, и заносчивым, и трагическим, и смешным, и тираном, и христианином, и любовником, и статуей. Он давал повод для театральных рассуждений о природе власти и столь же убедительно - о странностях сокрушительной любви. За партитуру брались многие дирижеры и режиссеры, в том числе Джеймс Ливайн, Николаус Арнонкур, Джон Элиот Гардинер, Вилли Деккер, Урсель и Карл-Эрнст Херрман. Летом своего "Тита" показывает Питер Селларс в паре с Теодором Курентзисом на Зальцбургском фестивале, а предыдущая зальцбургская интерпретация спектакль Мартина Кушея 2003 года заставил говорить об обреченности и безумии милосердного Тита, прощающего всех и остающегося в смертельном одиночестве, и о патологии нормальности. А еще - снова, в который раз, о красоте особой горечи, спрятанной у позднего Моцарта под маской холодновато-отстраненной нормативности заказной оперы-сериа в честь заступающего на чешский престол монарха. Но все эти повороты актуальной театральной истории "Милосердия" не имеют почти никакого отношения к русской сцене.

В современной России "Тит" ставился лишь однажды: на залитой водой сцене зала Чайковского театр "Геликон" и Дмитрий Бертман показали скорее полуконцертную версию, нежели полноформатную театральную постановку. В прошлом сезоне в Московской филармонии "Милосердие" прозвучало в превосходном исполнении русских музыкантов и зарубежных солистов под управлением Стефано Монтанари в таком роскошном концертном исполнении, что казалось - этот "Тит" вообще не нуждается в дополнительных театральных средствах. В Камерном музыкальном театре, напротив, без них не обошлось.

И все же версия Игоря Ушакова - Игната Солженицына выдержана скорее в концертной эстетике. Сценография Теодора Тэжика при всей геометричности уютно обнимает лаконичную сцену, а белые поверхности выступают стерильными, концертными подмостками. Рисунок мизансцен старательно перенимает стиль и позы у римского искусства, а многослойность тревожно-идеального мира "Тита" не столько интерпретируется, сколько подразумевается...

Петр Поспелов, Ведомости, 10 марта 2017 г.

В Камерном театре Покровского поставили "Милосердие Тита" Моцарта

Дирижер Игнат Солженицын вывел труппу на новый уровень

Оперный театр на Никольской улице, которым руководит выдающийся дирижер Геннадий Рождественский, в последние годы привлекал к себе внимание необычным репертуаром, однако не всегда радовал совершенством его музыкального воплощения. Новая работа – признак серьезного качественного скачка.

Рождественский пригласил к работе над постановкой "Милосердия Тита" дирижера Игната Солженицына, который привез с собой заокеанский стиль исполнения Моцарта – не склонный к догмам аутентистов, однако покоящийся на добродетелях стройности и точности. С первых же тактов увертюры оркестр заиграл так, словно его подменили – энергично, уверенно, а вместе с тем сбалансированно и прозрачно. Хор, по обыкновению состоящий из солистов театра, звучал не как набор солистов, а именно как хор (хормейстер – Алексей Верещагин), полнозвучно, едино и легко, впечатляя не столько громогласием, сколько мягкой краской.

Соревнование по сотрясению воздуха, нередкое на спектаклях театра, среди солистов на сей раз не проводилось. И хотя в дальнобойных качествах голосов усомниться не пришлось, вокальные работы оставили впечатление прежде всего поиском гармонии. Многое, хотя и далеко не все, удалось тенору Сергею Годину и сопрано Анне Бауман в сложных партиях милосердного Тита и фуриозной Вителлии. Легкое сопрано Екатерины Ферзбы подошло искренней Сервилии, чуть высоковата пришлась партия взволнованного Анния альту Ульяны Разумной, достойно спел верного Публия баритон Кирилл Филин. А лучше всех оказалась Мария Патрушева, чей альт прекрасно передал эмоциональное богатство и непростую палитру нюансов партии мятущегося Секста.

Такого Моцарта в Камерной опере Покровского еще не было. Игнату Солженицыну и его музыкантам удалось воплотить архитектонику, высокий строй чувств и актуальную старомодность одной из последних моцартовских партитур...





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта