Главная » Отношения » Квартет. Квартет, что это такое. Как на них играют

Квартет. Квартет, что это такое. Как на них играют

Проказница Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.

Вы, конечно, знаете эту басню И. А. Крылова. Называется она «Квартет». Слово это имеет не одно значение. Как и название интервала - кварта (об интервалах вы, наверное, успели прочитать) - оно происходит от латинского quartus - четвертый. Что называют словом «квартет»? Прочтите снова строки басни: «затеяли сыграть квартет...» Значит, прежде всего квартет - это название произведения. Произведения многочастного (первая часть которого написана, как правило, в сонатной форме) и предназначенного для четырех - отсюда и quartus - исполнителей. Наиболее часто квартеты пишут для двух скрипок, альта и виолончели. Крылов имел в виду именно такой квартет: «басом» раньше называли виолончель. Называется он струнным, так как рассчитан на исполнение одними только струнными инструментами. Струнные квартеты писали Бетховен , Чайковский , Бородин , Шостакович и многие другие композиторы.

Квартеты для другого состава инструментов встречаются значительно реже. Например, фортепианный - для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. Бывают и квартеты для духовых инструментов. В операх довольно часто встречаются квартеты вокальные - ансамбли, в которых участвуют четыре действующих лица оперы. Например, в последнем акте оперы Верди «Риголетто» есть квартет Герцога, Джильды, Маддалены и Риголетто.

Участники исполнения квартетных пьес тоже называются квартетом. Так, существовал одно время вокальный квартет сестер Федоровых, которые пели специально для них сделанные четырехголосные обработки народных песен. Но наиболее распространены, конечно, струнные квартеты в составе двух скрипачей, альтиста и виолончелиста.

Квартеты носят иногда имена великих музыкантов. Так, один из старейших коллективов в нашей стране - квартет имени Л. Бетховена. Большой известностью пользуются квартет имени А. П. Бородина, квартет имени Д. Д. Шостаковича.

Л. В. Михеева

Спасибо И. А. Крылову, который с помощью своей знаменитой басни объяснил, что такое квартет, людям, совсем далеким от музыки. Квартет - это ансамбль из четырех струнных инструментов: двух скрипок, альта и виолончели. Звучание струнного квартета удивительно гармонично. Тембры инструментов близки, они сливаются. В то же время эти инструменты дополняют друг друга по диапазону, приобретая таким образом все регистры: от глубоких басов у виолончелей - до тончайших верхов у скрипок.

Вот почему этот инструментальный состав столь популярен, что породил целую квартетную литературу. Более того, произведения, создаваемые для него, так и называются - квартеты. Поэтому слово "квартет" имеет два разных, но тесно связанных между собой значения: ансамбль и музыкальный жанр для этого ансамбля.

В принципе слово "квартет" означает ансамбль из любых четырех исполнителей, не обязательно струнников. Бывают вокальные квартеты, духовые, квартет ударных, квартет валторн или тромбонов и т. д., в квартете могут сочетаться и неоднородные инструменты. В музыкальной практике такие ансамбли встречаются несравненно реже, эпизодически. Поэтому собственных, свойственных им жанров не существует. Сочинения, написанные для таких составов, могут иметь какие угодно названия, но это уже не квартеты в традиционном смысле.

В обществе с развитой музыкальной культурой очень популярны любительские квартеты. Этим, в частности, объясняется существование огромного квартетного репертуара. Этот жанр очень любили венские классики Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен и их современники. (Гайдн считается создателем классического квартета.) В России в XIX веке квартетное музицирование было чрезвычайно популярным, квартеты писали А. П. Бородин, П. И. Чайковский, С. И. Танеев. В XX веке эта традиция была продолжена Н. Я. Мясковским, Д. Д. Шостаковичем и др.

Обратите внимание на то, что все названные композиторы по праву считаются классиками квартетного жанра и все они - крупнейшие симфонисты. Квартет для них был своеобразной малой симфонией, где созревали идеи, оттачивалось мастерство, делались открытия в области выразительных средств.

М. Г. Рыцарева

| изготовление скрипки | классические скрипачи | джазовые скрипачи | этнические скрипачи

СКРИПКА - четырехструнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе. Составляет основу классического симфонического оркестра и струнного квартета. Исполняет сольные партии в различных стилях музыки от авангарда, джаза и этно, до электроники и экспериментальной.

Аудио пример звучания скрипки в world music композиции Булата Гафарова / Токэ-Ча:

Смычковые инструменты были известны очень давно, но все же они значительно моложе щипковых. В древней Греции смычка еще не было. Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия первых веков нашей эры. В пример можно привести музыкальный инструмент лютневого типа - саранги / sarangi (на фото).Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. У кочевых народов развивались свои разновидности струнных смычковых инструментов .

Предположительно непосредственной предшественницей скрипки была лира да браччо , ведущая происхождение от старинных виол . Подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча (итальянское braccio – плечо), приемы игры также были схожи со скрипичными. До этого, на смычковых инструментах играли в основном вертикально, как на виолончели. Точная дата рождения непосредственно самой скрипки неизвестна, приблизительно – это конец 15 – начало 16 веков.

Самые первые скрипки делали те же мастера, что лютни и виолы. Один из них, , поселился в 1562 году в итальянском городке Бреши и работал там до конца своих дней. У Бертолотти было много учеников, и среди них – Джованни Паоло Маджини, который основал потом собственную школу мастеров. Бертолотти, Маджини и их ученики уже пришли в основном к той форме скрипки, которую мы знаем. Примерно в то же время в городе Кремон также образовалась своя школа по изготовлению скрипок, основателем которой стал Андреа Амати – дед знаменитого Николо Амати. Кремонская школа стала как бы продолжением дела Брешианцев. Кремонцы уточнили конструкцию скрипки, а форму довели до поразительно изящной. Многие поколения мастеров работали над совершенствованием, улучшением звуковых качеств скрипки. До нас дошли имена великих, до сих пор считающихся непревзойденными, мастеров кон. 17 – нач. 18 вв.: Амати , Гварнери , Страдивари * . Последние два восприняли от Николо Амати его школу конструирования инструмента.

Историю скрипки обогатили не только мастера, но и исполнители, композиторы, педагоги и новаторы:

Знаменитые классические скрипачи : Арканджио Корелли , Джузеппе Тартини , Жан-Мари Леклер, Николо Паганини , А.Вьетан , Г .Венявский , Й.Иоахим, Л.Ауэр , Э.Изаи, Ф.Крейслер, М.Полякин, Я.Хейфец, И.Менухин, З.Франческатти, И.Стерн, Д.Ойстрах, Л.Коган |

Знаменитые этно скрипачи :

инструмент в скрипичном квартете

Альтернативные описания

. (итальянское alto - буквально - высокий), партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами

Инструмент из крыловского квартета

Музыкальный инструмент Юрия Башмета

Промежуточная стадия между скрипкой и виолончелью

Разновидность некоторых оркестровых музыкальных инструментов

Большая скрипка

. «гнусавящая» скрипка

Струнный смычковый инструмент

Басок юного хориста

На этом музыкальном инструменте играл главный герой повести Владимира Орлова

Смычковый музыкальный инструмент

Меньший брат контрабаса

Инструмент Юрия Башмета

Старший брат скрипки

Скрипка-переросток

Между сопрано и тенором

Смычковый инструмент

Скрипка Башмета

Сопрано, ..., тенор, бас

Больше скрипки

Один из смычковых

Смычковый «середнячок»

Средний из струнного трио

Музыкальный инструмент

Дискант, ..., тенор

Между тенором и дискантом

Выше тенора

Большой приятель скрипки

. «старшая» из скрипок

Скрипка Юрия Башмета

Меньше виолончели

Самая «старшая» из скрипок

Скрипка в более низком регистре

Инструмент Данилова

Музыкальный инструмент Башмета

Чуть больше скрипки

Женский бас

Немного подросшая скрипка

Женское контральто

Между скрипкой и виолончелью

Инструмент в виде скрипки

Мальчишеский «бас»

Чуть больше, чем скрипка

Инструмент типа скрипки

Двойник скрипки

Разновидность саксофона

Струнный смычковый музыкальный инструмент

Немецкий механик и инженер, один из основоположников геометрического метода синтеза механизмов (1889-1954)

. "Гнусавящая" скрипка

. "Старшая" из скрипок

Анаграмма к слову "таль"

Большой "брат" скрипки

Детский басок

М. итал. голос между дискантом и тенором; низкий женский голос, род скрыпки, вторы, альтовка ж.; она поболее скрыпки, с убавкой тонкой струны и с прибавкою баска. Альтовый ключ, нотный, между дискантовым и басовым. Альтистый голос, низкий, близкий к альту. Альтист м. альтистка ж. кто поет или играет альта. Альтана ж. зап. бельведер, беседка, теремок, вышка. Альтиметрия, часть тригонометрии, наука измерения высот

Мальчишеский "бас"

Самая "старшая" из скрипок

Скрипка

Смычковый "середнячок"

Четверть скрипичного квартета

Мешанина из букв слова "таль"

В музыке квартет — это ансамбль, которые состоит из 4 музыкантов или певцов. Больше всего распространен струнный квартет, в который входят альт, 2 скрипки и виолончель.

Он появился в XVIII веке, в то время когда музыканты-любители, собирались вечером, чтобы поиграть на струнных инструментах. В последствии квартеты стали более профессиональными. Их приглашали на выступления в княжеские дворы, дворянские гостиные, а с XIX века - в концертные залы филармонии. Сегодня струнный квартет является одним из наиболее популярных камерных ансамблей.

Тем не менее есть и другие виды квартетов. Если говорить о составе инструментов, квартеты могут быть однородными (смычковыми, деревянными духовыми) и смешанными (к примеру, смычковыми с фортепьяно или гобоем). Квартет состоящий 3 струнных смычковых - скрипки, виолончели, альта и фортепьяно называют фортепьянным. Вокальный квартет может быть женским, мужским, бывают смешанные квартеты (альт, сопрано, бас, тенор и пр.).

Квартет – это не только музыкальный состав, он может также музыкальным произведение м написанным для 4 исполнителей.

Квартет - это произведение написанное для четырех инструментов - основной жанр камерной музыки. Популярны квартеты, в состав которых входят однородные инструменты (две скрипки, виолончель, альт) и смешанные квартеты (струнные, духовые или фортепианные).

Произведения для струнных квартетов начали писать с середины XVIII века, в то время, когда такого рода коллективы уже существовали. Квартеты известных композиторов-классиков прошлых эпох и современности являются мировыми жемчужинами камерной музыки. Это произведения В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, И. Брамса.

Изначально квартеты использовались композиторами Мангеймской школы. В Италии струнные квартеты были написаны А. Саккини (1730-1786 гг.) и Л. Боккерини (1743-1805 гг.).

Первый квартет Гайдн создал в 1755 году. До 80-х годов XVIII века у Квартета сохранялась форма сюиты, которая была свойственна серенадам и дивертисментам. К концу XVIII века два квартета для фортепиана, 23 струнных Моцарта и 83 струнных квартетах, в которых вошли также 6 «русских» Гайдна утвердили в квартете сонатный цикл.

Эта форма также была сохранена в квартетах Бетховеном. Он написал 16 квартетов, 3 «русских» квартера (сочинение 59, 1807), в основу которых вошли темы русских народных песен. В последних пяти квартетах (сочинение 127 написанное в Es-dur, сочинение 130 - Hes-dur, сочинение 131-до-диез минор, сочинение 132-ля минор, сочинение 135 - Фа мажор) новые идеи и философия значительно усложнило форму.

Квартеты также отразились в произведениях Шумана (три струнных квартета, квартет для фортепиано), Шуберта (19 квартета для струнных; три из них потеряны, более известен из них седьмой квартет с вариациями на тему «Смерть и девушка» написанный в ре миноре, в 1824 году), Мендельсона (шесть струнных квартетов, три квартета для фортепиано), Брамса (шесть струнных квартетов). Со второй половине XIX века струнные квартеты полюбили композиторы разных школ; особо популярны квартеты написанные французскими композиторамим Дебюсси, Шоссоном,Равелем. Квартет с ярким колоритом написал Григ (2, 2-ой не был окончен), Сибелиус (2, 2-ой «Интимные голоса»).

Струнные квартеты были написаны также польскими композиторами Шимановским (2), Казимежем Сикорским (р. 1895), Монюшко (2), Збигневым Турским (р. 1908), Витольдом Рудзинским (р. 1913). Выдающиеся квартеты написали также Константин Сильвестри (р. 1913), Джордже Энеску (3), Бедржих Сметана (2), йозеф Сук (2), Леош Яначек (2), Бела Барток (6) (первый -1908 г., шестой - 1939 г.), Семюэл Барбер (р. 1910 г.), Пауль Хиндемит, Бенджамин Бриттен (р. 1913), Клаудиу Сантору (р. 1919), Веселии Стоянов (р. 1902), Петар Коньович (р. 1883 г.), Иосип Словенский (1896 - 1955 гг.). Струнный квартет в России стал приобретать популярность с XVIII века. Этот жанр полюбили Алябьев (3 струнных и 1 для 4 флейт), Бортнянский, Рубинштейн (10), Даргомыжский (2). Новым для жанра квартета стали произведения Чайковского (третий, второй с Andantecantabile), Бородина (два струнных квартета; второй с Ноктюрном), Танеева (9).

С особым мастерством написаны 7 квартетов Глазунова (наибольшую известность получил третий, «Славянский»). В творчестве композиторов советсткого времени струнный квартет также имел большое значение. Известен квартет Мясковского (13), Глиэра, Прокофьева, Шебалина. Огромный вклад в музыку квартета внес Шостакович, который написал десять квартетов.

Основоположниками русского классического квартета стали П. И. Чайковский и А. П. Бородин. Квартеты Чайковского написаны с большим размахом, ярким темпераментом и вместе с тем с душой (в особенности в медленных частях). Так, в основе известной 2-ой части 1-ого струнного квартета лежит русская песня под названием «Сидел Ваня на диване». Квартеты написанные Бородиным спокойны, поэтичны, в меру лиричны, образны. Особое развитие русская квартетная музыка получила в произведениях С. И. Танеева и А. К. Глазунова. Композиторы советского периода также написали много произведение для квартета. Это Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович, М. С. Вайнберг, С. С. Прокофьев, Д. Б. Кабалевский, Б. Н. Лятошинский, Б. А. Чайковский, В. В. Сильвестров, А. Г. Шнитке.

А вы знаете, что такое прелюдия? .





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта