Главная » Отношения » Должен ли воспитатель присутствовать на музыкальном занятии. Роль воспитателя на музыкальных занятиях. консультация на тему. Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов

Должен ли воспитатель присутствовать на музыкальном занятии. Роль воспитателя на музыкальных занятиях. консультация на тему. Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия:если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами.

При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз.руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, однако это ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз.руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от трех факторов

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6 Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном

пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста);

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение -

Упражнения на развитие творческой активности детей);

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца

Или пляски;

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

| Должность: музыкальный руководитель, д.с.7

Роль воспитателя на музыкальных занятиях.
Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Воспитатель выполняет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
На музыкальных занятиях происходит реализация разностороннего воспитания детей (умственного, эстетического, физического и т.д.).
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. А так же целеустремленно заниматься, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетические: Умение слушать и понимать музыку воспитывает любовь к искусству, к познанию прекрасного.
Певческие навыки: Развиваются чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.
Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитательстоит или садится на стул перед детьми (если муз.руководитель находится за инструментом), чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
2. При обучении детей музыкально - ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре).
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, учебный процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте. Кроме того, часто муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ воспитателя.

5. Повторяет с детьми слова песен, причем не только заучивает, как стихи, но и поет с детьми. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку и движения для репетиций в группе.
Иногда воспитатели могут допускать следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
2. Воспитатель перебивает исполнение.
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Чем активнее воспитатель взаимодействует с музыкальным руководителем, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, тем легче достичь наибольших успехов в музыкальном развитии детей.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей , то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)


4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте

5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми

6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.


7. Знает приемы кукловождения

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте».

Роль воспитателя, музыкального руководителя, родителей в подготовке и проведении праздника, требования к ведущему.

Основная нагрузка в подготовке праздника ложится на взрос­лых. Они тщательно продумывают сценарий, методику проведе­ния праздника, подробно распределяют все «взрослые» роли, осо­бое внимание уделяя выбору ведущего, который должен хорошо знать содержание и последовательность программы, а также уметь свободно общаться с детьми и гостями.

Программу представляет музыкальный руководитель. В процессе обсуждения в нее включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выбирается педагог на роль ведущего, а также назначаются ответственные за украшение зала, вестибюля, за подготовку атрибутов и костюмов, определяются сроки выполнения.

Многое в успешном проведении праздника зависит от ведущего. Поэтому к выбору его кандидатуры необходимо отнестись очень серьезно. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и, следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться. От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно, объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо пошутить с детьми, спросить их о чем-либо. Также ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся. В ходе праз­дника возможны и неожиданности: кто-то из выступающих отказался спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок и многое другое. Во всех непредвиден­ных ситуациях ведущий должен проявить выдержку, находчи­вость, чтобы вернуть праздник в нужное русло. В случае непредвиденной паузы должен уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника.

Ведущему помогают подготовиться музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом.

В подготовке праздника принимает участие весь педагогиче­ский коллектив детского сада, но особая роль отводится музы­кальному руководителю и воспитателям возрастной группы. Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая также стихотворения, инсценировки, аттракцио­ны и сюрпризы.

Воспитатели перед праздником также проводят с родителями индивидуальные и групповые консультации. Если по какой-либо причине консультации с родителями не состоялись, то свои рекомендации следует изложить в письменной форме и оставить в уголке для родителей.

Музыкальный руководитель, ве­дущий и его помощники должны свободно владеть всей програм­мой праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает пол­ноценное звучание музыкальных произведений, их художествен­ное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное испол­нение.

Все взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты. Если в программе участвуют артисты, роди­тели, школьники, то каждое их выступление должно быть своев­ременным, чтобы не разрушить целостности сценария.

При этом, если взрос­лые четко определяют участие каждого педагога в празднике, многократно повторяют свои роли при подготовке к празднику, то дети этого делать не долж­ны. Важно сохранить свежесть их восприятия, непосредственность эмоций и не переутомить репетициями.


Формы работы музыкального руководителя с воспитателями и родителями

Музыкальный руководитель на занятиях, различных по форме, знакомит воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей, раскрывает перед ними задачи, содержание и методы работы по каждой возрастной группе, помогает наметить возможные моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, обсуждает сценарии и планирует проведение праздников и музыкальных вечеров досуга, обсуждает результаты проведенной с детьми работы, обучает воспитателей основным певческим и музыкально-ритмическим умениям. Начиная с ознакомления воспитателей с практическим материалом, планом занятий, музыкальный руководитель постепенно подводит их к пониманию всей системы музыкальной работы с детьми.

Основной формой работы с педагогическим коллективом является консультация. Она бывает групповой (по 2-4 человека) и индивидуальной. На консультациях воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, обсуждают то или иное проведенное музыкальное занятие, отмечают достижения и неудачи, планируют содержание индивидуальной работы с детьми, моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, воспитательную работу в группе, предваряющую вынесение того или иного нового материала на музыкальное занятие.

В ходе индивидуальных консультаций музыкальный руководитель отвечает на возникшие вопросы, ведет работу по развитию певческих и музыкально-ритмических умений у воспитателей, не обладающих хорошими музыкальными способностями. Другой формой работы с воспитателями являются практические занятия всего коллектива. На них разучивается музыкальный репертуар для детей, так как его знание обеспечивает работу по программе. Музыкальный руководитель проводит и семинары, где изучается новая методическая литература по каким-либо разделам работы; практикумы, где наряду с теоретическим объяснением и практическим показом музыкальный руководитель дает задание каждому из присутствующих. Например, музыкальный руководитель рассказывает воспитателям о значении и видах музыкально-дидактических игр, показывает ряд игр для каждой возрастной группы, а затем предлагает всем подготовить и провести подобные игры в своих группах. По истечении некоторого времени воспитатели знакомятся с этой работой в группах своих товарищей. Затем все вновь собираются вместе для обсуждения результатов. Проведение практикума занимает длительное время, но, несомненно, приносит существенную пользу.

Наряду с указанными занятиями музыкальный руководитель детского сада проводит работу по повышению музыкальной культуры педагогического коллектива детского сада. Это может быть доклад на педсовете о важных событиях в музыкальной жизни страны, о музыкальном воспитании детей за рубежом, жизни и творчестве того или иного композитора и т. д. Желательно информировать коллектив о знаменательных музыкальных датах, новостях в музыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни через стенгазету, специальные стенды.

Екатерина Полежаева
Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания , выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов . А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных : от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального , но и общего эстетического развития дошкольников.

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки , педагоги - «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки .

Нам, музыкальным руководителям , хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия . Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии , ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя .

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия .

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей .

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей :

Умственное : дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное - волевое : воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать , петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое : в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетическое : чтобы уметь слушать и понимать музыку , нужно ее чувствовать, познавать прекрасное.

Певческие навыки : чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов :

Вводная часть : движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.) . Движения под музыку создают бодрое , веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Слушание музыки

Пение и песенное творчество

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю , т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений . Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя .

В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки , пению, музыкально -ритмическим движениям, игре на ДМИ.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия . Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре , пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии .

В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима . Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем , исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей , за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально -ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними , показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях , активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал.

Педагогу-воспитателю необходимо :

1. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях .

2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара , показывать образцы точного выполнения движений.

3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя .

4. Разучивать движения с отстающими детьми.

5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.) .

8. Осуществлять музыкальное развитие детей , используя все разделы работы : пение, слушание музыки , музыкально -ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры .

9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях , прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

11. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

12. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

13. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

14. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов .

15. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов , кукольных спектаклей.

16. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам .

17. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии .

Роль воспитателя , чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач .

Слушание музыки :

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение , выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение :

1. В распевании не участвует

2. При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, правильную артикуляцию движения, высоту звуков.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах» .

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально -ритмические движения и игры :

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей) .

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия .

Чем активнее воспитатель делает эту работу , тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях , в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте» .

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним . Чем меньше подготовлен воспитатель , тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях :

Воспитатель сидит с безучастным видом.

Воспитатель перебивает исполнение.

Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала) .

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях , но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей , интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях , обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку . Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием .

Праздники и развлечения

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 23 февраля, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль , свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя , потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак : на праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

Перед утренником, так же как и перед музыкальным занятием зал должен проветриваться, а помощник воспитателя должен провести влажную уборку. В группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу : украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т . д.

Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей : постараться каждому найти какую-либо роль или стихотворение . Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям . Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям , гостям (например : Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»).

Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют детей.

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети н успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др .). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений) .

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

По окончании праздника необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

Воспитатель , не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Костюмы для праздника берутся воспитателями заранее , чтобы была возможность все проверить : постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их , иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и т. п.

Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников : помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

Объявление о празднике вешается заранее, чтобы родители точно знали когда и во сколько утренник.

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

Перед утренниками – воспитатели должны помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место) .

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

консультация для педагогов

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:

  • Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
  • Нравственное - волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
  • Физическое : в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
  • Эстетические : чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
  • П евческие навыки: чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

  • Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
  • Слушание музыки
  • Пение и песенное творчество -
  • Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах
  • Танец

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  • Воспитатель сидит с безучастным видом.
  • Воспитатель перебивает исполнение.
  • Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
  • Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

  • Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  • При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  • Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
  • Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
  • Повторяет движения танцев.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте» .

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта