Главная » Дом » Виды орнамента используемые в башкирском народном творчестве. Декоративно-прикладное искусство у башкир. Восточные узоры: в гости к сказке

Виды орнамента используемые в башкирском народном творчестве. Декоративно-прикладное искусство у башкир. Восточные узоры: в гости к сказке

Инна Никитина

В своем детском саду уделяем большое внимание патриотическому воспитанию. Ребятишек знакомим с трудом и бытом людей разных национальностей и народностей. Учим детей понимать, что все люди должны жить в мире и согласии. Воспитываем любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству. Воспитываем эстетическое отношение и прививаем интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным материалам, из которых мастера делали различные изделия. Объяснили, как зародилась роспись башкирских мастеров . Рассматривали образцы изделий, элементы росписи . Дети узнали,какие цвета башкирские умельцы используют в росписи .




Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

"Роспись полотенца

башкирским орнаментом »

подготовительная группа

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Музыка» , «Художественно-эстетическое творчество» , «Речевое развитие» .

Интегрированные задачи :

Образовательные : Продолжать учить детей знакомить с башкирским народным промыслом . Учить детей узнавать предметы с башкирской росписью .

Развивающие : Развивать у детей умение создавать композиции, гармонично размещать рисунок на листе. Приобщать детей к искусству прекрасного. Совершенствовать навыки рисования башкирской росписи , используя характерные элементы и цветовую гамму.

Воспитательные : Воспитывать интерес к башкирскому декоративно-прикладному искусству.

Материал : Листы для рисования,гуашь или краски, кисточки, башкирские изделия (ложки, пиалы, поднос и т. д.) Полотенце , расшитое башкирской росписью , образцы элементов башкирской росписи .

Организационный момент :

Ребята, в какой республике мы с вами живем?

(В Республике Башкортостан )

А какой национальный инструмент делают в Башкортостане из тростника ?

(Курай)

Послушайте башкирскую мелодию , которую играют на курае, а я вам прочту стихотворение :

Башкирия моя ! Земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай!

Сегодня мы с вами отправимся в музей «Декоративного искусства башкирского народа » , где увидим много интересного. Закройте глаза, посчитаем 1,2,3- откройте глаза, вот мы и в музее.

(В отдельном месте оформлен стол с изделиями башкирских мастеров-это музей , воспитатель рассказывает и показывает, дети рассматривают)

Посмотрите сколько здесь разных изделий. Как вы думаете, кто их сделал?

(Башкирские мастера )

Посмотрите, эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир Башкирии ,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в Башкирии

Чудо люди-мастера!

-Башкирский народ издавна украшал ярким орнаментом свои жилища , деревянную посуду, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе. А зачем он так делал?

(Чтобы было красиво)

-Башкирское искусство разнообразно : это и ткачество, и вышивка, и обработка дерева, роспись посуды . Основным занятием в старину было скотоводство : женщины ткали и вышивали кошмы, ковры, паласы. Сейчас в современное время народно-художественных промыслов у нас очень много в Башкирии , где изготавливают изделия. Это и Бирская фабрика художественных изделий, сувенирные цеха Гафурийского, Бурзянского леспромхозов, камнерезные цеха в городах Сибай и Учалы. Самой крупной является Башкирское художественное объединение «Агидель» в г. Уфа. Основной продукцией этого объединения являются расписные изделия из дерева. Посмотрите, какие красивые ложки, чашки. Какую они напоминают роспись , ребята?

(Русскую хохломскую роспись )

Правильно. Несколько лет назад мастера хохломской росписи приехали в Башкирию . Здесь было открыто новое объединение «Агидель» , но была взята только технология, а композицию, колорит башкирские художники разработали сами. Русские и башкиры жили в дружбе . Как вы уже знаете, еще свои изделия башкирские мастера украшают орнаментом . Башкиры тесно связаны с природой, в орнаменте встречаются природные формы, это : волны, горы, солнце, цветок курая. А еще мастера изображают животных при помощи символов : рога барана, гусиные лапки, глаз и т. д.

Вам понравилась экскурсия в музей?

Вы хотите сами стать на некоторое время мастерами?

Давайте закроем глаза и снова окажемся в своей группе . Садитесь за столы.

Давайте еще раз вспомним элементы башкирского орнамента .

(Воспитатель показывает образцы орнаментов , дети называют)

(Отары овец, горы, солнце, голова барана, пастбище, гребенка, рога барана)

А теперь скажите, как располагается башкирский узор на листе ?

(Симметрично)

Назовите основные цвета в орнаменте .

(Красный, желтый, зеленый, реже голубой)

На каком фоне изображают узор?

(На черном, красном, желтом, реже белом)

Давайте вспомним, что башкирские мастера каждый цвет краски связывали с природой.

(Цвет жизни)

(Цвет земли)

(Цвет травы)

(Цвет солнца)

(Цвет чистоты)

МОЛОДЦЫ! Ребята, посмотрите, я вышила полотенце башкирским узором .

А вы мне нарисуете башкирский узор на бумажных полотенцах . Рассмотрите еще раз элементы узоров, подумайте над эскизом и приступайте к работе.

(Дети рассматривают образцы и начинают рисовать)

(Во время рисования тихо звучит мелодия курая.)

(В процессе рисования воспитатель следит за техникой рисования, напоминает,как нужно рисовать,дает советы)

Заканчиваем. Сейчас мы рассмотрим все наши полотенца . Какие они получились красивые. Мы сегодня узнали много о башкирских промыслах , вы показали свои знания-молодцы! Наша Родина богата талантами. Я хочу, чтобы и из вас выросли хорошие мастера своего дела. Главное, чтобы вы вкладывали в свою работу свою душу, все старания и умения! Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Бабочки» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности подготовительная группа (Количество детей присутствующих на занятии – 8 человек).

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Листопад» Программное содержание: 1. Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе – смене времён года: 2. Сформировать обобщённое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы - космонавты» Цель: Закрепить полученные знания о космосе, планетах, Солнце. Познакомить детей с историей развития космонавтики. Задачи непосредственно.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Космос» Задачи: Образовательные: 1. Расширять представление детей о Космосе, планетах Солнечной системы. 2. Дать представление, как образуются кратеры.

Башкиры

Чуваши

Марийцы

Мордва

2.2. Значение символов башкирского орнамента

Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур.

Можно уловить определенные закономерности в узоротворчестве и выделить серии орнаментов. В основе орнаментального ряда обычно лежит композиция из двух, трех, четырех завитков. Коренная фигура помещается на «линии горизонта», реже на центральной вертикали; она выделяется цветом. От нее осуществляется наращивание орнамента вверх и в стороны, реже вниз. Пара завитков давала несколько традиционных соединений.

Прежде всего, это варианты роговидных мотивов. Выведенные из одной точки, слегка разведенные в стороны, обращенные завитками книзу рога могли быть пологие и крутые. Нарядно выглядели рога с волнистым верхним контуром. Роговидное изображение обрастало крючками, дополнялось листочками, пальчатыми выступами, лепестками.

«
Близка к описанной серияузоров, в которой рога соприкасались выпуклыми спинками; разведенные в стороны «ножки» кускаров придавали фигуре сбалансированность.

Очертания пики определенно проступали в «кускарных» композициях, основанием которых служили лироподобные мотивы – завитки, повернутые друг к другу и опущенные вниз из точки на исходной линии. Развитие узора шло вверх – от острого выступа и покатых боковых стенок.

Фигура интеграла, которую С.И. Руденко выделял особо в узоротворчестве средневековых скотоводов-кочевников, делилась на две части и, по существу, состояла из двух завитков. Отдельные интегралы и розетки размещались часто на рамочной обшивке чепрака.

Распространенными были узоры, в центре которых помещалась фигура, похожая на прописную букву «х». В некоторых вышивках в ее очертаниях просматривались пересекающиеся интегралы, при этом фоновая поверхность давала изображение противоборствующих пик.

В отдельную группу можно выделить вытянутые по вертикали фигуры в виде стержня с двусторонними завитками (вытянутая х). Обрастая крючками, скобочками, листиками или, раздваиваясь, стержень расширялся, образуя в середине ромб. «Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги». 3

Распространенными орнаментальными сюжетами были солнце, звезды, солярные знаки. Изображения птиц и животных в традиционном орнаменте встречались редко. Однако названия многих мотивов были связаны с «зоологической» темой: дойэ (шея верблюда), буре табаны (след волка), карлугас канаты (ласточкины крылья), кубелек (бабочка), тэкэ могозо (рога барана), кикрек (петушиный гребень) и другие. Принадлежность башкир к мусульманскому миру также нашла свое отражение в орнаменте. Вышитый узор мог дополняться текстами изречений и молитв на арабской графике. На молитвенных ковриках (намазлык) иногда вышивались звезда и полумесяц, на скатерти (кумган), использовавшейся при проведении чтений Корана на обрядах, поминки и др. Изображения мечети встречались на концовках тканых полотенец.

Гульнара Мухаметдинова
Орнаменты в жизни башкирского народа

Мухаметдинова Гульнара

Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа »

Тип проекта :

- реализация проекта : кроткосрочный

Познавательно – творческий

Групповой

- участники проекта : 23 воспитанника, воспитатель, родители.

Актуальность :

Приобщение к народной культуре с одной стороны и развитие творческих способностей с другой.

Проблема :

На основе знакомства с народным искусством , дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Цель : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Развивать интерес к башкирскому народному творчеству . Способствовать речевому, художественно – творческому и социальному развитию детей.

Задачи :

Продолжать знакомить детей с народным искусством , познакомить детей с костюмами, традициями, бытом башкирского народа .

Развивать познавательную активность детей, чувство цвета, композиционные умения, развивать мелкую моторику, расширить кругозор, развивать любознательность,

Пополнить активный словарь.

Развивать умения составлять узоры по мотивам народных росписей , учить сравнивать и обобщать.

Воспитывать любовь к народному творчеству , интерес к народному прикладному искусству.

Гипотеза проекта :

Деятельный подход в ознакомлении дошкольников с народным искусством будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.

Реализация проекта :

Здоровье :

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, закрепить название слова платок на башкирском языке .

Познакомить с национальными блюдами и напитками (баурсак, бишбармак, кумыс)

Физическая культура :

Формировать у детей потребность в двигательной активности, через народные игры .

- “Юрта”, «курай» , «зеленый платок»

Социализация :

- игровая ситуация : «Куклы Айгуль и Арслан пришли в гости в детский сад» . Цель : рассматривать костюмы, обратить внимание во что одета Айгуль, во что одет Арслан. Обобщить : Башкирские национальные костюмы яркие и красивые.

Учить детей здороваться и прощаться на башкирском языке ,

- башкирская народная игра «Липкие пеньки» .

Сюжетно-ролевая игра «Семья» - формировать представления о составе семьи, традициях.

Сюжетно-ролевая игра «Бабушкин сундук» - украшение национального костюма, башкирским орнаментом .

Беседа «Мы живём в Башкортостане » .

Рассматривание иллюстрации народного башкирского костюма .

Труд :

Знакомство с трудом швеи, портнихи. Они шьют одежду (обычную, праздничную, национальную)

Ручной труд (поделки)

Познание :

Развивать умения у детей называть элементы башкирского костюма : (Хараус, платье с оборками, ичики)

Беседа «Тюбетейка моего Бабая»

Дидактическая игра «Найди такой же» (фартук, тюбетейку и т. д.)

Развивать мелкую моторику рук : пальчиковые игры на башкирском языке (5 детей у Тимербая)

Математические представления :

Упражнять в умении сравнивать два предмета - Тюбетейка (размер и форма)

Воспитывать внимание. «Найди предмет по внешнему виду»

Конструирование :

Приобщать детей к конструированию по элементарным рисункам-схемам : мебель для куклы.

Коммуникация :

Учить составлять рассказ на тему «Наряд бабушки» ,

Рассматривание иллюстраций к книге «Бабушкин сундук» ,

Дидактическая игра «Составь башкирский орнамент и узор »

Чтение художественной литературы :

- «Мудрый старик и глупый царь» ,

- «Умная девушка» .

Художественное творчество :

Рисование «юрты» : приобщать детей к декоративной деятельности, показать способы раскрашивания элементов национального орнамента , рисование башкирских орнаментов

Самостоятельная творческая деятельность детей «Украшаем камзол узорами башкирского народа »

Лепка «Баурсак» : развивать умение отрывать от основного куска небольшие комочки,раскатывать их круговыми движениями.

Аппликация «Украшаем фартук для куклы» : развивать умение вырезать детали для украшения фартука башкирским орнаментом и клеить готовые детали башкирского орнамента на силуэт фартука .

Работа с родителями :

Консультация «Обычаи и праздники «башкирского народа » .

Совместная работа родителей и детей изготовления поделок с применением башкирского орнамента , украшение коврика башкирским орнаментом

Итоговое мероприятие : Выставка детского творчества.

Методы проекта :

Познавательное развитие (Беседы о культуре башкирского народа , знакомство с башкирскими узорами , национальными костюмами)

Игровая деятельность («Составь башкирский узор » , «Залатай коврик» , «Башкирское лото » )

Продуктивная деятельность (лепка, аппликация)

Художественно-эстетическое направление : рисунки на тему «Башкирские орнаменты »

Взаимодействие с родителями : изготовление поделок или украшений с использованием башкирского орнамента , работа родителей совместно с детьми.

Презентация проекта :

Открытый показ ООД по художественному творчеству на тему : «Башкирские орнаменты »

Выставка работ родителей и детей на тему : «Изготовление поделок с применением башкирского орнамента ».

Публикации по теме:

Открытый воспитательный час «Национальные орнаменты» Областная санаторная школа – интернат № 4. Открытый воспитательный час: «Национальные орнаменты, о чём говорят» Провела: учитель 1.

Конспект Открытого занятия в старшей группе «Убранство башкирского дома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 218 городского округа город Уфа Республики Башкортостан Конспект.

Методические рекомендации «Средства народного (башкирского) искусства в декоративном рисовании» Народное башкирское декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой.

Тема непосредственно-организованной образовательной деятельности: «Путешествие в прошлое башкирского народа» 25.04.2012г. /подготовительная.

Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.

Министерство образования Республики Башкортостан (Башкирия)" href="/text/category/bashkortostan__bashkiriya_/" rel="bookmark">Башкортостан

Предметная область: история и культура Башкортостана

Руководитель: учитель башкирского языка и литературы высшей категории

2012 г.

1. Введение 3-4

2. Башкирский народный орнамент 5-8

3.Орнаментальные комплексы башкирского народа 8-9

4. Резьба по дереву у башкир 9-10

5. Тиснение на коже 10-11

6. Башкирская национальная одежда 12-13

6.1. Женский национальный костюм 13-14

6.2. Мужской национальный костюм 14-15

7.Выводы 15-16

5.Список литературы 17

6. Приложение

Введение

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Декоративно –прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое и – исследователи декоративного искусства - называют ещё «наглядным эстетическим и морально-этическим кодексом народа».

Самые обычные вещи делались простыми людьми в повседневной жизни, доставляя им радость. Понятие народного декоративно-прикладного искусства можно объяснить как область художественного творчества, изначально связанного с народом, его историей, обычаями, празднествами, с хозяйственно-промысловой деятельностью, с постройками жилья, изготовлением одежды, утвари, орудий труда.

Слово орнамент ведет своё происхождение от латинского слова ornamentum, что означает «украшенный».Слово декоративный тоже латинского происхождения(лат. decoris) ,оно означает «украшение, краса».Орнамент и декор только для современного человека представляют элементы украшения или сами украшения. В древности назначение всех этих вещей было несколько иным. Орнамент и декоративные украшения играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение орнамента и декоративных украшений.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нём сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто, и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В искусстве каждого народа есть свои традиции, свой самобытный, исторически сложившийся орнамент, являющийся важным и своеобразным слоем художественной памяти народа и его символико-графическим языком. Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как другого народа, уходят в глубь веков.

Актуальность нашей работы заключается в том, что мы живём в мире новых дизайнов. Но мы не должны забывать то, что народное искусство – универсальное средство «духовного общения тысяч и тысяч людей»()

Объектом исследования является изучение литературы по данной теме, реализация умений и навыков на уроках истории и культуре Башкортостана, на уроках башкирского языка и литературы, музыки и ИЗО.

Методами исследования являются наблюдение, рассмотрение музейных экспонатов, иллюстраций, использование интернета, изучение литературы.

Гипотеза исследования : мы предположим, что изучение декративно- прикладного искусства башкир позволяет эффективнее усвоить программный материал по истории и культуре Башкортостана. Способствует изучению культурного наследия в старших классах, развивает наблюдательность и внимательность в работе.

Исходя из гипотезы целью нашей работы является:

Пропаганда изучения культурного наследия башкирского народа;

Стремление сверстников к углубленному изучению декоративно-прикладного искусства башкирского народа;

Воспитание эстетических чувств.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1) рассмотреть литературу по данной теме исследования;

2) сформировать у учащихся элементарные представления о культурном наследии башкирского народа;

3) раскрыть разнообразные связи человека с природой.

2. Башкирский народный орнамент

Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох. Оно донесло до нас свои лучшие традиции, в которое народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно. Башкиры украшали узорами предметы быта и хозяйства, одежду, обувь.

В народном искусстве башкир отсутствует изобразительность ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов, но всё же само искусство сохранилось как «богатейшая кладовая орнаментов, материалов, приемов обработки и техники изготовления изделий, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства»


В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

В цветном отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня

желтый – цвет изобилия и богатства

черный – цвет земли и плодородия

зеленый – цвет вечной зелени,

белый – цвет чистоты помыслов, миролюбие

синий – цвет свободолюбия,

коричневый – цвет старости увядания. В узорах налобных повязок-хараусов - имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир - это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой. Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками.

В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов:

кускар- символ завитых бараньих рогов и символ трав - тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S –образные завитки ,

а также ромбы с его многоплановыми вариациями .

Кускар – https://pandia.ru/text/78/007/images/image004_100.jpg" width="272" height="187">

Происхождение орнамента и его семантическое значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от сглаза или придать себе силу.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – O круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки ☼, которыми украшаются в основном еляны.

Элемент свастика ,встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке , Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство Аппликация" href="/text/category/applikatciya/" rel="bookmark">аппликации .

Больше всего этот комплекс был распространен в горном Башкортостане.

Второй комплекс представляет криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны, которыми украшались в основном предметы кочевого быта. Эти виды орнаментов характерны для степных районов Башкортостана.

Третий комплекс, распространенный по всей территории расселения башкир, представлен стилизованным растительным орнаментом.

Четвёртый комплекс , испытавший значительное влияние соседних районов – татар, чувашей, марийцев, русских и других –представлен в западных областях Башкортостана. Это группа сложных узоров, связанная с различными видами ткачества. Сюда входят многоступенчатые композиции из ромбов, треугольников, которые дополнялись парными спиральными завитками.

Пятый комплекс орнаментальный представлен украшениями в виде женских налобных повязок, аппликаций на обуви в виде парных изображений животных и птиц, разделенных растительным орнаментом. Распространен был в юго-восточной части Башкортостана и Зауралье.

Шестой комплекс включает геометрические узоры ткачества и вышивки:

Квадраты и ромбы, простые, уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, с парными роговидными завитками на вершинах, восьмиконечные розетки и другие. Узоры этой группы, распространенные в западной и северной части Башкортостана и Зауралье, применялись в орнаментации одежды и предметов убранства жилища.

4.Резьба по дереву у башкир

Это один из ранних видов декоративного творчества. В Башкортостане резьба по дереву получила развитее там, где было много липовых и березовых лесов. Резьбой орнаментировались седла, стремена, чехлы для оружия, посуда, детали ткацкого станка и другие.

Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов. Достаточно указать на ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XVII и XVIII вв. В этих предметах, с одной стороны, проявились огромные запасы таланта, с другой - они представляют собой продукты упорного и кропотливого труда, когда получили широкий простор богатая человеческая фантазия и изобретательность. Говоря о предметах декоративно-прикладного искусства башкир, мы должны учитывать еще один немаловажный момент: минимум инструментов мастера-деревообработчика, в большинстве случаев топор и нож. Эти и другие стороны народного ремесла башкир подробно описываются в недавно появившейся книге "Резьба и роспись по дереву у башкир. Ее автор _ известный этнограф, посвятившая всю свою жизнь изучению башкирской традиционной культуры.

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир. Одним из важных условий для дальнейшего успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому учёные так старательно изучают сегодня башкирское прикладное искусство, выясняют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А художники-прикладники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.[ 1,31]

5.Тиснение на коже

Один из традиционных видов декоративно-прикладного искусства всех кочевых народов. Перед тиснением кожа окрашивалась в красно-коричневый цвет с помощью настоя из ивовой или дубовой коры. Размоченные заготовки накладывались на деревянный штамп и оставались под гнетом до высыхания. Иногда фон вытравляли медным купоросом, и он становился темнее рисунка. Широко применялся также резной орнамент. Хотя резной орнамент древнее тиснения, в быту башкир он сохранялся намного дольше, и традиции резного орнамента дошли вплоть до начала 20 века.

Основной фигурой при орнаментации кожи был трилистник. Кроме тиснения, изделия из кожи украшались металлическими накладками с серебрением или золочением и чеканкой. Практически все предметы кочевого быта: фляги для кумыса, чехлы для вооружения, сумочки для дроби, пороховницы, парадная упряжь, поясные и седельные сумки –были украшены различного вида орнаментом.

6.Башкирская национальная одежда

Национальный костюм у башкир складывался в течение веков. Единого обще башкирского костюма не было и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды были домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха, дикорастущие крапива и конопля.

Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых людей, употреблялись черные ткани.

6.1.Женский национальный костюм

Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции Башкирского краеведческого Музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым Узором и вышивкой. Они имеют целые стаи, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья. В процессе его формирования к XVIII в. чуть ниже талии пришивается присборенный ситцевый или сатиновый подол, т. к. узкий домотканый холст не всегда позволял выполнить платье необходимой длины. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка.

Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются "эполеты". Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток.

Женщины и девушки выделялись нарядной вышитой одеждой. Плотный узор покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами, выполненный тамбуром, располагался на темном (черном, темно-синем, фиолетовом) сатине. Манера вышивки с очерчиванием контура одним цветом и заполнением фигур другим придавала рисунку особую объемность. Такие комплекты (платье и фартук) готовили к свадьбе; в сундуках молодых можно было обнаружить несколько пар вышитой одежды, привезенной в дом мужа в составе приданого. Мастерство девушки оценивалось умением варьировать узор. Своеобразное искусство представляла вышивка бисером, блестками, жемчугом, металлической нитью на очелыше головных уборов-колпачков . Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). Убором: молодых женщин служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар). Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури. Доходящие до бровей подвески на шлеме скрывали половину женского лица, лопасть закрывала роскошные косы-дабы не служить соблазном. Кашмау как нельзя лучше иллюстрирует следование законам шариата в быту, определившим женщину как сосуд греха.


Одним из значимых элементов костюма женщин были-нагрудники (селтэр, яра), прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинакова:: от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов, а попутно прикрывать все ту же греховную суть женщины. Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты перстни, косники, застежки) изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, монет. Бирюза, сердолик, кораллы играли роль амулетов.

6.2.Мужской национальный костюм

Мужской национальный костюм башкир из рубахи, штанов, шерстяных чулок и сапог. На голову надевались тюбетейка, поверх нее меховая шапка (бурок).Поверх рубахи надевался камзол или казакей. Верхней одеждой был суконный сэкмэн и меховая шуба, они обязательно подпоясывались.

Довольно разнообразной была мужская обувь: сапоги, кожаные башмачки, ичиги (ситек), бахилы. Мужская обувь- сарык украшалась по низу голенища маленькими треугольниками из кожи.

Украшениями мужской одежды были пояса: билбау, каптырга и кэмэр. С помощью билбау башкиры подпоясывали свою верхнюю одежду. Этот пояс изготовлялся самими башкирами, ткался он из ниток тёмных цветов и окачивался бахромой.

Каптырга - узкий ременной пояс, с вытисненным на его наружной поверхности узором, с крючкообразной пряжкой на одном конце и дырочкой на другом.

В большой моде у богатых башкир когда-то были щегольские кушаки, которые назывались кэмэр, с довольно дорогими медными гравированными или даже серебряными пряжками, богато украшенные бляхами с полудрагоценными камнями - агатом, сердолюком, бирюзой. В старину также кушаки ценились очень дорого: за один кэмэр богачи давали пару быков.

Выводы

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Изобразительное искусство башкир было весьма разнообразно как по технике выполнения, так и по мотивам.

Башкирский народный орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов и сам обогащался рисунками, переносимыми из других культур. Башкирский орнамент сегодня успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды, подарочных сувениров.

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент.

В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.

Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру - культуру наших предков. Мы думаем, что башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения.

Литература

1.Культура Башкортостана:учебно-справочное пособие для учащихся 8-го класса. Уфа, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат»,2002,с.31-34.

2.Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана-Уфа:Башкирское издательство «Китап»,1995,с.6-12.

3.Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин, изд-во: Китап, 1994 ,с.4-8.

4.Родной Башкортостан: учебник для 6 класса/ АзнагуловР. Г., -2-е изд. –Уфа: Китап,2008,с.86-102.

5. Г История и культура Башкортостана: Учеб. пос. для учащ. ср. спец. уч. з.-2-е изд. и доп.- Уфа: Галем 2003,с.254-261.

6.Башкирская народная одежда.-1-е изд. - Уфа:Китап,1995,с.5-16

7.сведения из интернета:

« images. *****› башкирский узор

http://bashkort. *****/textbook/index. html


Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор". Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок.

О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой"). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.

Литература:
Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во:Китап, 1994 г.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта