Главная » Дом » Причастия и отглагольные прилагательные. Урок русского языка "Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных" III. Сообщение темы и целей урока

Причастия и отглагольные прилагательные. Урок русского языка "Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных" III. Сообщение темы и целей урока

Как различать причастия и отглагольные прилагательные? Выбор н или н часто зависит от того, какой частью речи является отглагольнот слово: причастием или прилагательным. И наоборот, если известно, сколько н в отглагольном слове (н или н), можно определить, кака я это часть речи. Выбор н или н часто зависит от того, какой частью речи является отглагольнот слово: причастием или прилагательным. И наоборот, если известно, сколько н в отглагольном слове (н или н), можно определить, кака я это часть речи.


Основнот правило 1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется н; как правило, эти причастия имеют при себе приставки: исправлена я рукопись; зависимые (пояснительные) слова: правленые корректором страницы. 2. При отсутствии приставок или пояснительных слов обычно образуются имена прилагательные, в которых пишется н: правленый текст, бешеный волк, вялена я вобла, глаженые брюки, золочёные изделия, ломана я линия.




Примечание 1. При переходе причастия в имя прилагательнот возможно изменение лексического значения слова, 1. При переходе причастия в имя прилагательнот возможно изменение лексического значения слова, например: верченый парень (ветреный, легкомысленый), конченый человек (ни на что больше уже не способный), писана я красавица (красива я, как на картине), Прощёнот воскресенье (последнее воскресенье перед Великим постом). например: верченый парень (ветреный, легкомысленый), конченый человек (ни на что больше уже не способный), писана я красавица (красива я, как на картине), Прощёнот воскресенье (последнее воскресенье перед Великим постом). 2. Не влияет на написание отглагольных прилагательных наличие приставки -не, 2. Не влияет на написание отглагольных прилагательных наличие приставки -не, например: неезженый, нехоженый, незваный, непрошеный, некошеный, некрашеный, некрещёный, неписаный (закон), непуганый.


3. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, 3. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, цельнокротный, домотканый, пестротканый, златотканый, златокованый, малотзженый, малохоженый, малоношеный, малосолёный, мелкодроблёный, свежегашёный, свежемороженый и др. например: гладкокрашеный, цельнокротный, домотканый, пестротканый, златотканый, златокованый, малотзженый, малохоженый, малоношеный, малосолёный, мелкодроблёный, свежегашёный, свежемороженый и др. (ср. с такими же терминами, в которых втора я часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашеный, малонаезженый, свежезамороженый и др.). (ср. с такими же терминами, в которых втора я часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашеный, малонаезженый, свежезамороженый и др.). 4. Два н пишутся в бесприставочных причастиях, образованых от глаголов совершеного вида (брошеный, даный, купленый, лишёный, пленёный и др.), и в немногих причастиях, образованых от глаголов несовершеного вида (виданый, виденый, слыханый, читаный и др.). 4. Два н пишутся в бесприставочных причастиях, образованых от глаголов совершеного вида (брошеный, даный, купленый, лишёный, пленёный и др.), и в немногих причастиях, образованых от глаголов несовершеного вида (виданый, виденый, слыханый, читаный и др.).


Докажите, что эти слова являются прилагательными С н пишутся слова с приставками, даже если они имеют значение имени прилагательного, например: выдержанот вино, наложеным платежом, подержаные книги, поношенот платье, ускореный шаг. С н пишутся слова с приставками, даже если они имеют значение имени прилагательного, например: выдержанот вино, наложеным платежом, подержаные книги, поношенот платье, ускореный шаг. Исключения: названый брат, посажёный отец, смышлёный мальчик. Исключения: названый брат, посажёный отец, смышлёный мальчик.


Сколько н и почему пишется в словах Балова…ый ребёнок, рискова…ый проткт, корчёва…ый участок, асфальтировка…а я дорога, линова…тетрадь, маринова…ые огурцы. Балова…ый ребёнок, рискова…ый проткт, корчёва…ый участок, асфальтировка…а я дорога, линова…тетрадь, маринова…ые огурцы. Вспомните исключения из этого правила! Вспомните исключения из этого правила!


Объясните написание н и н в предложеных словах, определив часть речи и происхождение слова. воспитаник, избраник, священик, ставленик, утопленик; воспитаник, избраник, священик, ставленик, утопленик; вареник, копчёности, мороженот, мученик, труженик, ученик. вареник, копчёности, мороженот, мученик, труженик, ученик.


В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется одно н, в кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменых) сохраняется написание н. Иногда простые вопросы бывают искусствено запутаны. Сюжеты этих произведений сложны и запутаны. Иногда простые вопросы бывают искусствено запутаны. Сюжеты этих произведений сложны и запутаны. Вам всегда везёт, вы, по-видимому, избалованы судьбой. При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованы. Вам всегда везёт, вы, по-видимому, избалованы судьбой. При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованы. С точки зрения логики эти выводы мало или даже совсем не обоснованы. Предъявленые нам требования произвольны и необоснованы. С точки зрения логики эти выводы мало или даже совсем не обоснованы. Предъявленые нам требования произвольны и необоснованы.

ДВАДЦАТОЕ ОКТЯБРЯ КЛАССНАЯ РАБОТА ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Что такое отглагольные прилагательные? Чем отличаются причастия и отглагольные прилагательные? Правописание отглагольных прилагательных и причастий Тест по теме


  • Очень часто в русском языке причастия переходят в прилагательные (их называют отглагольными прилагательными).
  • Причём, если это страдательные причастия прошедшего времени, то надо учитывать, что при переходе в прилагательные у них изменяется правописание. Выбор нн или н часто зависит от того, какой частью речи является отглагольное слово: причастием или прилагательным. И наоборот, если известно, сколько н в отглагольном слове (нн или н ), можно определить, какая это часть речи.

ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ (ОТГЛАГОЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ИЛИ ПРИЧАСТИЕ):

1) Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несовершенного вида : кипяченое молоко от кипятить, жженая пробка от жечь.

  • Но есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений : деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недрёманное око.

  • Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенная задача от решить, брошенные вещи от бросить. Исключения: смышленый, названый - с одним н.

  • 2) У отглагольных прилагательных нет приставок : жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь - негашеная известь; глаженое белье - неглаженое белье.
  • У причастий могут быть приставки: под-жаренное мясо, за-путанные следы.

  • 3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов : сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенные на солнце грибы, квашенная на зиму капуста.

  • 4) Отглагольные слова на -ованный, -еванный - прилагательные, они всегда пишутся с двумя н (прессованный, корчеванный).
  • Прилагательные кованый, жеваный , пишутся с одним н, так как -ов и -ев входят в корень, в чем убеждаемся, разобрав слова по составу.

  • Следовательно, если мы рассматриваем форму, образованную от глагола, которая не имеет приставки или зависимого слова, то прежде чем решить, причастие это или прилагательное, следует определить вид глагола, от которого эта форма образована.

  • Полезно сопоставить смешиваемые формы:
  • масляные (краски) - прилагательное, образованное от существительного масло с помощью суффикса -ян;
  • масленый (блин) - отглагольное прилагательное, образованное от глагола маслить; замасленный (фартук) - причастие, образованное от глагола замаслить.

  • В кратких прилагательных сохраняется столько н, сколько было в полных, а краткие страдательные причастия всегда пишутся с одним н.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ:

1. Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки.

  • Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

  • 2. Превратить причастия в прилагательные.
  • Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

  • 3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.
  • Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

  • 4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:
  • распиленное бревно - пиленый сахар, кованый меч - закованный в цепи.
  • Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

  • 5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные: ломаная линия - сломанный карандаш, игрушка сломана.
  • Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка.

6. ОБЪЯСНИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН.

а) Расчищенная дорожка, чищеные сапоги, чищенные сегодня ботинки, картошка не чищена, нечищеная обувь.

  • б) Крашеные полы, выкрашенные стены, некрашеные столы, крашенные белилами окна, полки покрашены.
  • в) Званый обед, вызванный ученик, незваный гость, званные к ужину гости.
  • 7. Вставить Н или НН.
  • 1) По стенам висели пучки засуше...ых трав, связки сморще...ых корешков и кухо...ая посуда (К. Паустовский).
  • 2) Заплата...ые извозчичьи армяки с жестя...ыми номерами зарябили в глазах (К. Паустовский).
  • 3) Наша бригада вошла в броше...ую жителями, разоре...ую и полувыжже...ую турецкую деревню (В. Гаршин).
  • 4) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревя...ых краше...ых и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей (В. Гаршин).
  • 5) В этот странный час светлой и тума...ой осе...ей ночи запуще...ый парк казался печальным и таинстве...ым, как заброше...ое кладбище (А. Куприн).
  • 6) Желтели стены, выкраше...ые масля...ой краской, захвата...ые гряз...ыми пальцами (К. Паустовский).
  • 7) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н. Толстой).
  • 8) На пусты...ой улице показалась странная фигура испуга...ого человека (А. Н. Толстой).
  • 9) Дворцы гляделись в Неву расстреля...ыми пусты...ыми окнами (А.Н. Толстой).
  • 10) Он лежал в чьем-то овчи...ом зипуне, окруже...ый целой толпой народа (А. Куприн).
  • 11) Армия таяла, как броше...ые в печь оловя...ые солдатики (А.Н.Толстой).
  • 12) Стены выбеле...ы известкой, а снизу выкраше...ы коричневой масля...ой краской (А. Куприн).

ЧТО ТАКОЕ ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?

  • В русском языке отглагольными прилагательными называют прилагательные, образованные от глагольной основы с помощью суффиксов -иль-, -л-, -тельн-, -ач- (-яч-), -уч- (-юч-) , а также прилагательные, образованные от причастий с помощью суффиксов -и-, -ен-, -ни-, -енн-, -м-, -ем-, -ш-, -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -т- .
  • Примеры отглагольных прилагательных: сушильный, окаменелый, зрелый, нательный, ходячий, сыпучий, рваный, изысканный, неувядаемый, блестящий, смятый.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ПРИЧАСТИЯ И ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?

  • В отличие от причастий, отглагольные прилагательные утратили залоговое и видовременное значения, а также глагольное управление (признак свойственный причастиям):
  • Отглагольным прилагательным присуще значение постоянного признака, употребляются без зависимых слов.
  • Причастиям свойственен длящийся во времени признак, используются с зависимыми словами.
  • Примеры причастий и отглагольных прилагательных: просеянное через сито зерно (зерно, которое просеяли – причастие) – сеяное зерно (отглагольное прилагательное), сваренные в кастрюле овощи (овощи, которые сварили – причастие) – вареные овощи (отглагольное прилагательное).

ОСОБЕННОСТИ НАПИСАНИЯ -Н- И -НН- В ПРИЧАСТИЯХ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:

  • Правописание отглагольных прилагательных и причастий
  • В полных и кратких формах отглагольных прилагательных, которые образованы от бесприставочных глаголов НСВ, пишется -н- (стираный, жареный, глаженый) . Исключения : виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный .
  • В отглагольных прилагательных с суффиксами -ованный, (-еванный) пишется -нн- (балованный, корчеванный, рискованный) .

  • В полных формах причастий СВ и причастий с зависимыми словами пишется -нн- , в кратких формах – всегда -н- (решенный, исправленный ручкой, проработан) .
  • Исключения – отглагольные прилагательные: названый брат, прощеное воскресенье и др.





Разделы: Русский язык

Урок «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных» проводится в 7 классе с применением интерактивной доски. Данный урок прививает интерес к предмету, устанавливает уровень овладения учащихся теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формированию навыков работы с интерактивной доской.

Тема: «Причастие как часть речи».

Тема урока: «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных».

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков, ориентирован на общеобразовательный класс.

Цели урока:

  • повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;
  • выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках;
  • развитие орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.
  • развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему;
  • работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях; знаки препинания при причастном обороте.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board.

Структура урока:

I. Оргмомент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
ІІІ. Сообщение темы и целей урока.
ІV. Активизация пройденного материала.
V. Обобщение теоретического материала.
VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.
VІІ. Контроль полученных знаний.
VIІІ. Домашнее задание.
ІX. Рефлексия.

Оборудование: интерактивная доска Smart Board.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания

От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Проп...тать, запр...тить, опл...тить, выр...стить, и...ти, полить, перес...дить, взрыхлить, до...стрелить, ог...родить, ск...сить, засеять, вовлеч(?), и...топить, понять, поднять, начать.

У доски работают три ученика.
Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы.
Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов.
Третий – записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.
Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

– Какие орфограммы встретились в данном упражнении?
– При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия? (-ущ-(-ющ), -ащ-(-ящ), -вш-,-ш-, -ем- (-ом-), -им-, -нн-, -енн-(ённ),-т)
– От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему? (От глагола идти несов. вида).

Затем проверяется задание, которое было выполнено на доске.
Внимание на произношение следующих причастий. (Рис. 1)

III. Сообщение темы и целей урока

Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». (Рис. 2)
Сообщение целей урока.

IV. Активизация пройденного материала

1. Синтаксическая пятиминутка. (Рис. 3)

Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять причастия в устной речи, составлять схемы.
Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный
оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.
Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.
Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение, составленное им, на интерактивной доске.
С помощью пера выделяет грамматическую основу предложения, составляет его схему. Все остальные ученики выполняют задание на местах.
Затем следует проверка.

2. Орфографическая работа. (Рис. 4)

Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.

В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.
Орфоэпическая работа со словом запломбиро?ванный. Выясняется лексическое значение слова, составляется с ним словосочетание.
Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:
1 вариант – размешанный,
2 вариант – продуманный.
Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.

V. Повторение теоретических знаний, необходимых для формирования умений и навыков по данной теме

Фронтальная беседа.

– Назовите признаки прилагательного у причастия.
– Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
– Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида? (Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)
– От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?
– Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.
– Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? (Рис. 5)
– В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова – исключения. (Рис. 6)

Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему. Слова – исключения записываются в тетрадь, берутся в рамку.
По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. (Рис.5, 6. Таблицы заранее подготовлены учителем.)

VI. Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи.

1. (Рис. 7). Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец – изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука, стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. (Рис. 8). Далее делаются выводы.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Рис. 9)

Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.

Напуга...ая лошадь, гашё...ая известь, непогаше...ый костёр, вытка...ый ковёр, копчё...ая колбаса, тка...ая скатерть, асфальтирова...ая дорога, кова...ый меч, подмоче...ая репутация.

Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.
В объектах красного цвета (части речи) и в объектах – буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания). Учитель следит за работой класса.
Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти?рованный. Выясняется его лексическое значение, составляется с ним словосочетание.

3. Упражнения на развитие речи:

3.1. «Восстанови пословицу». (Рис. 10)

Задание: закончите предложение и напишите, о чём говорят:

– Не ладно скроен... (, но ладно сшит).
– Стреляного воробья... (на мякине не проведёшь).
– Пуганая ворона… (куста боится).
– Повинную голову… (меч не сечёт).
Используется приём скрытого текста, правильные ответы спрятаны за шторкой.
Затем следует самопроверка. (Рис. 11). «Сдвинь шторку – увидишь ответ». Озвучивается смысл пословиц. Ученики рассказывают, в каких ситуациях можно употребить эти пословицы; объясняют подчёркнутые орфограммы и пунктограммы.

3.2. Определите значение метафоры. (Рис.12).

Составьте предложение с данным словосочетанием (подмоченная репутация).
Используется приём скрытого текста. Ученики работают на местах. Задание проверяется устно. Выясняется значение метафоры подмоченная репутация (испорченная репутация). Рис.13. Один из учеников опускает шторку для того, чтобы узнать правильный ответ. Ученики зачитывают составленные ими предложения.

5. Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.
2. Горизонтальное вправо – влево.
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

VII. Самостоятельное применение знаний и умений (Рис. 14)

1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.
– Почему от глагола купить образуются только причастия? (Это глагол совершенного вида).

2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.
Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».
Этот тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи. Учащиеся должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы
сдаются на проверку. (Рис. 15)

3. После сдачи работ проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.
Используется затемнение экрана.
Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку.

VIII. Творческое домашнее задание . (Рис. 17)

Проверка – на следующем уроке.
Упражнение 124.
Задание:
при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.
Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.

Есть немало ребят, которые сч…тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк… или шапк… с (ра…пустить) болта…щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не) хватает, ботинки не (чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(…)ся и такие, которые сч…тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и троллейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

IХ. Рефлексия

Цель: способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность
Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням.
На интерактивную доску проецируется слайд. (Рис. 18)

Дети осуществляют итоговую самооценку.
Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:
– Чем данный урок был полезен для вас?
– Какие пробелы в знаниях помог восполнить?
– Чем хотели бы заняться на следующем уроке?
– Как хотели бы работать?
– Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?
Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на этом уроке.
Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки.
На интерактивную доску проецируется слайд. (Рис. 19).

На уроке рассматриваются понятия «прилагательное», «отглагольное прилагательное», «причастие». Представлены отличительные признаки отглагольного прилагательного и причастия. Проводится практическая работа по различению отглагольного прилагательного и причастия.

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? чей ?

Например: холодный; ломаный.

Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие ?

Например: сломанный, ломанный руками .

Прилагательные могут образовываться от имен существительных (холод - холодный;

стекло - стеклянный ) и от глаголов (ломать - ломаный ).

Прилагательные, образованные от глаголов, следует отличать от причастий.

прич. п прилаг.

Сравните: Француз говорил на ломаном русском. - Вязанка дров была собрана из ломанных мною веток.

Основные признаки различения отглагольных прилагательных и причастий

У отглагольных прилагательных отсутствуют приставка (кроме НЕ ) или зависимое слово.

прилаг. причастие причастие

Сравните: крашеный (некрашеный) пол - крашенный кистью пол - по крашенный пол.

Отглагольные прилагательные могут быть образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида, а причастие - от бесприставочных глаголов совершенного вида.

прилаг. причаст.

Сравните: ношеный костюм - купленный костюм.

носить - несов.в. купить - сов.в.

Слова с суффиксами -ованн-/-еванн- без приставок или зависимых слов являютс отглагольными прилагательными.

прилаг. прич.

Сравните: кованый сундук - подкованный конь.

Некоторые причастия могут переходить в прилагательные. Чтобы их различить, определим лексическое значение этих слов.

Например: назвАный (брат) - нАзванный выше брат . Подбираем синонимы: побратим и тот, который назван выше . Мы видим, что лексическое значение слов разное. В причастии сохраняется связь с глаголом.

Примеры отглагольных прилагательных:

- посажЁный отец - исполняющий роль отца на свадьбе;

- смышлЁный малыш - умный, понятливый, на лету схватывает.

Обратите внимание на ударение в этих словах.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Девятова Н.М.. Причастия и отглагольные прилагательные ().
  2. Дидактические материалы. Раздел «Причастие» ().
  3. Образование причастий ().

Домашнее задание

Задание № 1

Распределите словосочетания в две колонки: причастие или отглагольное прилагательное.

Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно - сея...ая мука, стриже...ый мальчик - стриже...ые под ноль волосы - остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо.

Задание № 2. Образуйте от каждого глаголы все возможные варианты причастий и отглагольных прилагательных по образцу:

прилаг. прилаг. прич. прич.

Красить: крашеный пол - некрашеные доски - крашенная краской скамья - выкрашенные

стены - рамы не покрашены.

Глаголы: варить, путать, ткать, сушить, тушить, печь, пугать, жарить.

Задание № 3. Произнесите словосочетания. Обоснуйте место ударения в глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных.

Баловать ребёнка - балованный ребёнок; газировать воду - газированная вода; гофрировать юбку - гофрированная юбка; датировать рукопись - датированная рукопись; декольтироваться - декольтированное платье; дозировать лекарство - дозированное лекарство; заблокировать решение - заблокированное решение; компостировать билет - компостированный билет; замаскировать вход - замаскированный вход; запломбировать вагон - запломбированный вагон; избаловать собаку - избалованная собака; копировать документы - копированные документы; костюмированный бал, нормировать рабочий день - нормированный день; сгруппировать предложения - сгруппированные ошибки; смонтировать оборудование - смонтированное оборудование; сформировать команду - сформированная команда; шаржированное изображение; экипировать команду - экипированная команда.

Слайд 2

Основное правило

1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн; как правило, эти причастия имеют при себе приставки: исправленная рукопись; зависимые (пояснительные) слова: правленные корректором страницы. 2. При отсутствии приставок или пояснительных слов обычно образуются имена прилагательные, в которых пишется н: правленый текст, бешеный волк, вяленая вобла, глаженые брюки, золочёные изделия, ломаная линия.

Слайд 3

Вставьте н или нн

Пута…ый ответ, рва…ая рана, сея…ые травы, стира…ое бельё . Замощё…ые дороги - мощё…ые булыжником дороги- мощё…ые дороги

Слайд 4

Примечание

1.При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова, например: верченый парень (ветреный, легкомысленный), конченый человек (ни на что больше уже не способный), писаная красавица (красивая, как на картине), Прощёное воскресенье (последнее воскресенье перед Великим постом). 2. Не влияет на написание отглагольных прилагательных наличие приставки -не, например: неезженый, нехоженый, незваный, непрошеный, некошеный, некрашеный, некрещёный, неписаный (закон), непуганый.

Слайд 5

3. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, цельнокроеный, домотканый, пестротканый, златотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосолёный, мелкодроблёный, свежегашёный, свежемороженый и др. (ср. с такими же терминами, в которых вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашенный, малонаезженный, свежезамороженный и др.). 4. Два н пишутся в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (брошенный, данный, купленный, лишённый, пленённый и др.), и в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (виданный, виденный, слыханный, читанный и др.).

Слайд 6

Докажите, что эти слова являются прилагательными

С нн пишутся слова с приставками, даже если они имеют значение имени прилагательного, например: выдержанное вино, наложенным платежом, подержанные книги, поношенное платье, ускоренный шаг. Исключения: назвáный брат, посажёный отец, смышлёный мальчик.

Слайд 7

Сколько н и почему пишется в словах

Балова…ый ребёнок, рискова…ый проект, корчёва…ый участок, асфальтирова…ая дорога, линова…тетрадь, маринова…ые огурцы. Вспомните исключения из этого правила!

Слайд 8

Объясните написание н и нн в предложенных словах, определив часть речи и происхождение слова.

воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник; вареник, копчёности, мороженое, мученик, труженик, ученик.

Слайд 9

В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется одно н, в кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных) сохраняется написание нн.

Иногда простые вопросы бывают искусственно запутаны. - Сюжеты этих произведений сложны и запутанны. Вам всегда везёт, вы, по-видимому, избалованы судьбой. - При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованны. С точки зрения логики эти выводы мало или даже совсем не обоснованы. - Предъявленные нам требования произвольны и необоснованны.

Посмотреть все слайды





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта